Эл Пэ Яровер : другие произведения.

Что такое гиюр и зачем он нужен?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Хороший вопрос

  Что такое гиюр и зачем он нужен?
  
  Живя в Израиле, то и дело слышишь призывы к тем, кто не признается евреем, а таких граждан немало, пройти гиюр, получить справку главного раввината и стать "сертифицированным" евреем.
  
  Существуют разные гиюры. Главный раввинат признает только "ортодоксальный гиюр". Ортодоксальный гиюр очень сложный, занимает несколько месяцев и даже лет, и на экзамене в раввинате много провалов. Для солдат придумали "армейский гиюр", которому обучают параллельно с курсом молодого бойца. И там же дают справку. Но на эти справки раввинатские суды смотрят косо. За границей можно пройти "реформистский" гиюр, но этот вообще не признается раввинатскими судами за гиюр.
  
  Поэтому народ, жаждущий обгиюриться, ропщет и требует от кнессета облегчений. На этом зарабатывают себе голоса политические партии, но им выгодно, чтобы этот вопрос никогда не решался, чтобы он всегда оставался в программе партий и давал повод агитировать за них.
  
  Глядя на всю эту суету, хочется понять, что такое "гиюр", в чем его подлинный смысл, зачем он был придуман, на каких соображениях строится процедура гиюра и чему и как учат (и не бесплатно) на многочисленных курсах гиюра. В зазывных рекламах пишут об этом туманно. Учат, дескать, соблюдать "еврейские традиции", бла-бла . ..., и, конечно, обрезание.
  
  В поисках ответа на эти вопросы, я начал с того, что обратился к Википедии. И там вдруг нашел намек на полный ответ на этот вопрос. Вот что пишет Википедия:
  
  "Гиюр - обращение нееврея в иудаизм, а также связанный с этим обряд. Кандидат обязан принять на себя "ярмо" всех 613 заповедей Торы перед судом из трёх судей. Если кандидат - мужчина, ему делается обрезание, после выздоровления - окунание в микве завершает процедуру. Женщина только окунается в микве. Если кандидат уже обрезан - производят заменяющий ритуал - извлечение капли крови путём укалывания".
  
  Это слово "ярмо", повидимому не случайно употреблено здесь и взято в кавычки. По всей вероятности это цитата из Торы или других текстов на иврите. И это слово напомнило мне замечательный текст из книги Владимира Войновича "Замысел", глава "Цоб-цобэ". Вот он
  
  "Преимущество у вола перед лошадью только одно - его никогда не бьют сильно. Не потому, что жалеют, а потому, что не нужно и бесполезно. Быстро он не побежит, хоть убей. А медленно идет без битья. Поэтому его лишь слегка постукивают палкой по костлявому хребту, давая понять, прямо ль идти или куда заворачивать.
  
  Наблюдая этой скотины повседневную жизнь, видя ее бесконечную рабскую покорность судьбе и погонщику, трудно и даже невозможно себе представить, что это существо не всегда было таким, что оно было готово к сопротивлению и даже бунту.
  
  Ведь волы - это и есть те самые непокорные, гордые, самолюбивые до спеси быки, которые на испанских и прочих корридах сражаются до конца, не имея ни малейшего шанса на победу. Превращаясь в волов, быки утрачивают не только какие-то детали своего организма, но и лишаются некоторых свойств характера. И все же, даже оскопленные, они не сразу покоряются своим угнетателям. Они сопротивляются, они бунтуют, может быть, как никакое другое животное.
  
  Бывает это обычно только раз в жизни, именно тогда, когда на вола впервые надевают ярмо. Не на одного вола, конечно, а сразу на двух. Их запрягают летом в сани потяжелее, на сани накладывают груз или садятся для потехи несколько отчаянных мужиков (перед тем для храбрости изрядно принявших). Садятся для того, чтобы увеличить нагрузку. И вот тут-то как раз применяется не хилая хворостина, а кнут или, точнее, батог, длинный, туго сплетенный, тяжелый и смоченный водою, чтобы был еще тяжелее. Действуют воспитатели быстро, решительно и жестоко. Подвели волов к саням, надели обманом ярмо, волы сначала теряются, косят друг на друга недоверчивым глазом, топчутся на месте, а потом как задрожат да ка-ак рванут! И вот тут самое время для их учебы, для обламывания рогов. Тут сразу надо протянуть одного батогом и крикнуть ему "цоб!", протянуть другого с криком "цобэ!" и повторять это без конца, стараясь удержаться в санях, а это очень не просто.
  
  Волы, еще полные силы и ярости, несут эти сани как легкую таратайку, кидаются из стороны в сторону, сметая что под ноги попадется или под полоз. Тут-то их и надо батогом, да покрепче, но без мата, а лишь со словами (чтоб только их и запомнили): "цоб" и "цобэ". Эти два слова, и никакие другие. Одного изо всей силы вдоль хребта батогом: "Цоб!" А другого тем же макаром: "Цобэ!" Звереют волы, не хотят терпеть ярма, пытаются его скинуть, мотают головами, шеи выворачивают, швыряют из стороны в сторону сани, несутся во весь опор, готовы растоптать, пропороть рогами все живое и неживое (кто навстречу попался, тот либо в сторону шарахается, либо на дерево влетает, как кошка), и кажется, сил у них столько, что никогда не успокоятся и никогда не остановятся. Но все-таки и воловья сила знает предел, уже вот бег замедлился, и дыхание шумное, и пена изо рта, а рука бьющего еще не устала. Шарах одного с захлестом промеж рог - "Цоб!", шарах другого с потягом по хребтине - "Цобэ!", и вдруг волы остановились, задергались, задрожали и оба разом рухнули на колени. А пар из ноздрей валит, а пена у губ пузырится, а глаза еще красные, но в них уже не гнев, а покорность.
  
  И это все. Учеба закончена. Теперь только дайте волам отдохнуть, а потом подносите ярмо, а уж головы они сами подставят. Бить их больше не надо. Не стоят они того. Да и бесполезно. Бежать все равно не будут, а шагом потащат столько, сколько осилят. Идут себе тихо-мирно, только покрикивай "Цоб" или "цобэ", или "цоб-цобэ", это смотря чего вы от них хотите."
  
  Вот, на мой взгляд, исчерпывающее объяснение, что такое гиюр, для чего он был придуман и для чего служит. Все сходится. И даже обрезание - как клеймение волов. Умри, лучше не скажешь.
  
  Но почему его делают таким трудным? Вот, например, в христианстве и исламе тоже существует процедура оцерквления. Но там это просто.
  
  В христианстве для крещения требуется, в общем, произнести несколько ритуальных заклинаний типа " проклинаю дьявола", "верую в Христа и троицу" и т.п. и в конце позволить попу обрызгать тебя водой. Это, в сущности, и всё. А в исламе и того проще. Там только заклинание. И даже, как я недавно узнал из одного исламского сайта, можно по интернету послать заклинание и с этого момента стать мусульманином.
  
  Почему же переход в иудаизм, гиюр, такой сложный? И здесь в объяснение приходит аналогия с розничной торговлей.
  
  Есть два способа торговать в розницу с прибылью. Первый способ - продавать товар по возможности дешево с умеренной наценкой, но в больших количествах. С каждой единицы товара навар небольшой, но за счет массовой продажи можно получить большую прибыль.
  
  Есть и другой способ: продавать товар с очень большой наценкой, но при этом сразу предупреждать: "Дорого!". Покупатель, увидев такую рекламу, решит: "Дорого, значит очень качественное. На здоровье нельзя экономить" . И покупает с чувством принадлежности к избранным, которые могут себе позволить покупать за дорого то, что рядом через дорогу можно купить намного дешевле.
   Вот примерно так же обстоит дело и с процедурами принятия христианства и ислама (дёшево, но массово), и с гиюром (дорого, только для избранных).
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"