Елена : другие произведения.

Обзор Р Т-2022

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:



  Отец стихотворения - поэт, мать - язык(с) Уистен Хью Оден
  
   Не зря я начала с этих слов обзор по этому конкурсу.
   И, вот почему..
  
   Не буду и не хочу делать анализ на каждую работу, критиковать, как я это умею и могу, ибо моя критика может быть резкой - убивает напалмом "выживут только любовники",
   поэтому бегло пробегусь по некоторым моментам из всего списка "чтива"" по всем номинациям, а, проще говоря, действовать методом тыка, что очень просто, так как, куда не ткни, найдётся несуразный смысл, отсутствие целостности, гармонии, комичность образов и безграмотность.
   Авторство и название работ не указываю, так как себя узнать не сложно, что понятно...
   Итак, немного мыслей вслух:
  
   1. "Главное - из половин вылепить маленькую горошину,
   которую перцем в суп раскрошим мы и уже не выщелкнуть пальцами,
   дескать, лови!"
  
   Интересно, сам автор понимает нелепость образов, убогих смыслов?
  
   вылепить - глина? тесто? пластилин? Или, как в песне, из того, что было? ...горошину, которую перцем в суп, при этом, её надо раскрошить, а потом выщелкнуть пальцами...(ух, ты!) А,оказывается, что этого не поймать, так как всё уже внутри, и пальцем не достать... Вот, то, что пальцем не достать из "внутри" - это как раз то, что имеет название для всего так называемого стиха.
  
   2. "Весь этот странный адюльтер был только в письмах, лишь в подтексте встреч раз в три года - пси-барьер из куртуазнейших манер
   и пиитических рефлексий."
  
   Боюсь, что здесь не пиитическая рефлексия, а рефлексия жидкости в черепной коробке ЛГ (или автора всё же?). Если выбрать не только эту вырезку из всего, то текст в целом - это собрание словарных слов, которыми автор решил поумничать, и внести уникальный смысл в чувства героя, но, к сожалению, получилась комичная драма, лишённая поэтизма любовной трагедии катастрофически изначально и бесповоротно - для урны.
  
   3. "А лет через сто на каком-то чужом дне рождения
   Я встречу тебя, рядом с девой в охотничьем гриме
   Кивнешь, подойдешь, "ты же хочешь меня, ну не ври мне"
   А я улыбнусь и отвечу: "Не помню, ты Женя?""
  
   А вот это пошлость под маской поэтики, потому что не отвечает требованиям души - быть выше бытовых отношений. Поэзия должна вносить в жизнь красоту, а не показывать изнанку дешёвых чувств.
  
   4. "mon cher, нам хватило ночи
   и точка.
   прекрасно ж вне тира
   так смачно порвать, мой мачо,
   накачанный слог в кровати!"
  
   "mon cher" и "мой мачо" - смешение стилистики в подаче текста, не только как в написании, но и привязки смыслового значения каждого обращения к ЛГ... Если "mon cher "батюшка, голубчик, милый", а "мачо", как правило, агрессивный, прямолинейный мужчина, обладающий ярко выраженной сексуальной привлекательностью, то образ уже несостоятельный и расплывчатый по всем параметрам. И, умоляю, не надо утверждать и верить в то, что в любовной лирике всё может прощаться, как в данном случае - как хочу, так и называю избранного...
  
   "смачно порвать накачанный слог в кровати" - это не просто отсутствие тонкого эротизма в поэтизме, а вульгарность высшей степени - показатель неумения автора передать так называемую страсть и действие высоким слогом.
  
   "прелюдии порохом грузным
   мы вкусно дышали хором"
  
   Ну, вот что это? Героев двое, автор, вы в курсе? Или это была групповуха, уж, простите? Порохом? Это не образ и не метафора - это способ унизить русский язык, а так же показать авторскую необразованность и колхозный слог.
  
   5. "А ноги у Клавы синие,
   в пупырышках, цыпках наждачных,
   весь день тащит Клава в резине
   по миру те ноги дачные"
  
   "Те", судя по всему, это не "эти" ноги, которые синие...А "те" ноги - где и какие они? Это слово здесь, как затычка..., что от затеи автора делает этот столбец комичным уже в начале текста. В целом же, весь текст - деревенская социалка, полная банальностей, скучное назидание, с уклоном на то, чтобы вызвать либо жалость, выдавить скупую слезу, сочувствуя, либо надо проникнуться, но...увы, никак и нечем...
  
  
   6. "Сколько ты будешь верить мне, привычная к запаху спермы и дешевым подаркам?"
  
   Здесь толика скабрезности - одна из сторон её - глумление над личностью героини... Итог - грязный язык автора, ещё точнее, - автор не нашёл других слов, чтобы выразить образ героини... Противненько получилось...
   Там же привязка к Моисею - зачем? 40 лет - просто срок, когда нас начинают понимать дети? Там же посольство. сержанты? Воск по бутылкам? Автор, это мешанина, которая считывается, как некие вырезки из главного или важного, и то, что вы реально хотели сказать, осталось за границами всего смысла - только в авторской голове...., только в авторском хорроре. Где гармония целостности? Где стихия чувств? Где высшая печаль по любви или нелюбви? Даже в графоманских текстах порой попадаются стоящие метафоры и образы, здесь же... - пустота и бред во всём...
  
  
   7. "Я был с тобой и только для тебя.
   Так завиток волос на шее слеп и нежен"
  
   Слепой завиток волос - неудачное определение..., сложно представить, увидеть, прочувствовать, и, вообще, понять - почему он слеп.
   Ещё...В этом тексте изначально речь пошла о рубиновом закате..., тогда почему далее не вечер или закат перешёл порог ночи, а день? Сломалась пейзажная линия всей картинки, вечер исчез из времени... И, конечно, вся история стара, как мир, и подача - "шаблонная карточка слов", "трафаретная живопись"...
  
  
   Пожалуй, остановлюсь на этом...
  
   Практически все предложенные работы здесь не являются поэзией, стихами, если вам, авторы, так казалось раньше.
   Никогда в таком большом количестве я не читала того, что называю для себя "кладбищем поэзии". Лишь редкие отблески из всех конкурсных работ попались мне, что не вызвало отвращения, оказались простыми, с толикой того, что может быть читабельным хотя бы одноразово, как "может быть", но не более.
   Не стала обращать внимания на технику, всю тонику подачи, а коснулась самого главного, что отличает поэзию от стишат, и вывод напросился сам собой...
   Дорогие участники, вы совершенно далеки от поэзии и отменных стихов настолько, что хочется надеяться, что ваши работы, это просто игра "Весёлые старты", что из этого не будут создаваться сборники, а всё это только развлечение... Иначе, трудно представить, что из себя будет представлять в целом литература 21-ого века:
   ...никто из вас не владеет русским языком, его многогранностью и красотой, отсутствует изящество мышления;
   ...ни у кого из вас не нашла вселенских образов и метафор, которые могут пронзить душу и застрять в памяти, нечем проникнуться, воодушевиться, насладиться атмосферой. Поэтический образ - это всегда трансляция смысла: нет такого образа - нет и смысла.
   ...нет глубины в текстах, чувственности, порыва, энергии жизни или смерти: ни печали ни радости, как говорится:
   ...большинство работ читаются как пародии, причем не пародии на настоящие, свежие строки, а на лубочные картинки с избитым сюжетом и потому, что неграмотность многих авторов не позволяет верно применить обороты речи, выстроить слова так, чтобы смысл заиграл палитрой красок адекватных.
  
   Стихи предназначены не "трогать душу", как принято считать, они должны воодушевлять людей, творить нечто большее, чем хождение по земле и декламирование пустопорожних красивых слов, а в данном конкурсе ещё и неуместных, невежественно употреблённых.
   Ребята, поэзия такого не терпит!
   Я это пишу не потому, что хочу вас обидеть - нет, а выражаю отношение к подобному творчеству... "Мы то, что мы едим", понимаете? Так вот, что в конкурсе было предложено, это не моя пища.
   Признаюсь, что мне было сложно делать выбор - из большего зла меньшее...
   В любом случае, желаю удачи каждому, но скажу сразу, что победителей здесь нет, ещё точнее, он будет, но среди не лучшего...Поэтому, не обольщайтесь, не крепите звёзды на погоны и на лбы...
   Учите язык, учитесь грамотности, чтобы получалась, пусть не поэзия, то хотя бы хорошие, непустые стоящие стихи!
   *****
   Дополнением к обзору, приношу сюда эссе одного из авторов, поэта нашего времени - Елены Брюс. Это эссе не сегодня написано, но точно вот по такому же случаю, как ваш здешний конкурс, и, вообще, по статистике поэтических площадок в сети.
   Это то, о чём я сказала, практически, в своём обзоре.
   *****
   Здравствуйте, дорогие современные поэты и все, кто желает ими стать, и те, кто корчится под копытом Пегаса, пытаясь занять своё место под тускнеющим солнцем поэзии нынешнего времени.
   Хочу сразу предупредить, что данный пост создан мной не как манифест, призывающий к революции. Так же нет желания вызывать кого-то на бой, и судить бои - тем более.
   Мои сугубо личные ощущения от прочтения множества выпущенных в информационную сеть стихов тысяч людей сходны с тем чувством, когда в комнату заходит тяжело больной человек, который скоро умрёт, и все находящиеся там стараются не подавать вида, что знают об этом, переживая внутри себя из-за невозможности помочь ему. И большинство стихов звучит, как утешение поэтам серебряного века. А золотой - где он? Мы погрязли в стихоплётстве, в рифмовании социальных проблем,захлёбываясь в собственных чувствах. Поэзия потеряла своё предназначение 'жечь сердца людей', превратившись в лубочное искусство, достойное лишь ярмарочных балаганов. Написание банальщины и бездушных текстов не приносит вреда на первый взгляд. Пишут себе люди и пишут, устраивают дебаты под стихотворными текстами о бабушкином варенье и последнем трамвае, и здоровья им, и сил душевных. А много людей задумывалось о том, что массовое графоманство убивает поэзию? Или, что ещё страшнее, она становится диалектом деградирующего языка.
   Несколько лет назад уральский художник Тимофей Радя создал на крыше здания в городе Екатеринбурге инсталляцию из слов: 'Кто мы? Откуда? Куда мы идём?'. Задавая эти вопросы применительно к нашему кругу, можно ответить по-разному, не так ли?
   А) Мы поэты! Из недр вселенной! Идём к мировому признанию
   В) Мы бездари из литкружка школы ?13 г.Бестолковска! Идём курить за угол и страдать!
   С) Другое (я талантлив, я популярен, меня любят, читают и прочий бред)
  
   Для тех, кто занёс белы рученьки над буквой 'с', расскажу историю из воспоминаний В.Ходасевича. Про 'Цех поэтов' (серебряный век, двадцатые годы...) '....Я жил тогда в 'Доме Искусств', много хворал и почти никого не видел. Перед собранием я зашёл к соседу своему, Мандельштаму, и спросил его, почему до сих пор он мне ничего не сказал о возобновлении 'Цеха'. Мандельштам засмеялся: - Да потому, что и нет никакого 'Цеха'. Блок, Сологуб и Ахматова отказались. Гумилёву только бы председательствовать. Он же любит играть в солдатики. А вы попались. Там нет никого, кроме гумилят. - Позвольте, а сами-то вы что же делаете в таком 'Цехе'? - спросил я с досадой. Мандельштам сделал очень серьёзное лицо:
   - Я пью чай с конфетами.
  
   Тут, собственно, к словам гения добавить нечего. Каково это - быть истинным поэтом? Говорить так, чтобы слова врезались фресками в души людей и вдохновляли их, не претендовать ни на победы в конкурсах, ни на признание, ни на гонорар. Просто жить. Просто присутствовать и быть голосом времени, а не писком личных и мелких страданий.
   Несмотря на то, что ответы в каком-то смысле все верные, на любом экзамене предлагается один вариант. Перескакивания с одного на другое, переобувания в воздухе недопустимы, грозит системная ошибка. На эти вопросы нужно ответить самому себе. Каждому.Точка. Я поэт? Мои стихи -достойный ответ поэтам всех времён? Стоит ли тратить время на пустословие? А оно может быть и безупречным по технике и красоте слов.
   И если уважаемый автор (нет, родитель) текстов сделал три грамматические ошибки в слове 'член', и совершенно незнаком ни с одним из стихотворных размеров, то... Промолчим? Покричим? Или, всё-таки, есть другое? Критика - это не грубое окунание человека в его ошибки хотя многим раскритикованным именно так и кажется), а высказывание своего личного взгляда, заметьте, не на текст, стихотворение, поведение, а на ситуацию, которая имеет к этому отношение. Я смотрю на это иначе. Я смотрю на тебя иначе, потому что наше мнение не совпадает. Как говорится, почувствуйте разницу. Если я говорю от своего имени, то не имею права судить. Но - если я говорю с точки зрения поэтов, занявших место в мировой поэзии, будьте добры выслушать, и задуматься - о чём, зачем и как писать очередной нетленный шедевр. Успехов вам в стихосложении!
  
   Вопрос извечен - как найти поэта
   Среди построек каменных имён,
   Где миллионы слов, не зажигая света,
   Лежат в спокойных комнатах времён?
  
   Лежат в столах листы, святые мощи
   Стихов, которым белый свет не мил.
   Пищат слова, ползут наощупь...
   Скажите, кто поэзию убил?..
  
   Хранимы временем слова литые,
   Сияющие бледным серебром.
   Тяжёлые, как слитки золотые,
   Пылающие огненным клеймом.
  
   Сегодня бой, и рифма пала:
   Смотрите, я поэт, я был и есть!
   Слова его - не красота металлов,
   А ржавчиной изъеденная жесть.
  
   Как далеко им до чудес арабской вязи!
   И до мелодии французской лиры,
   Узоры русские забрасывают грязью
   Глухонемых читателей кумиры.
  
   И как парадоксальна эта связь -
   Поэзия мертва средь лепета поэтов!
   Среди тупых камней и жестяных скелетов
   Поэзия - ещё не родилась.
  
   Над глупыми затылками сверкая,
   Грозя больные головы отсечь,
   Дамокловым мечом на нитях лет свисает
   Её стальная правильная речь.
  ______________________
   Ну, что, авторы самиздата! по горячим следам ваших излияний в комментариях, не трудно понять, что вы из себя представляете, как писаки, многие проявились, как личности (далеко не в лучшем варианте), а сама площадка, хоть к бабке не ходи, полна троллями, провокаторами, зеваками, да теми, кто любит почесать языками без дела да по тупости своей.
   Понятное дело, что в роли жюри я тут никому не угодила, ведь льстивых похвал на ваши корявые работы не было, не так ли?
   Все эти ваши конкурсы лишь для того, чтобы развести сор, потявкать, как пустолайки, а не блеснуть поэтическими творениями и хорошими стихами.
  Зря пытались меня унизить и оскорбить, в моих глазах, да и не только, вы показали только себя, свой уровень общения: неадекватность, глупость, неграмотность та же, невоспитанность, слабость, низость, грубость, бесталанность и многие другие неприятные качества. Мне вас искренне жаль!
   Все работы конкурсантов мною сохранены у меня в черновиках, начиная с 1-ого тура, а так же сохранены все комментарии под обзором, который я переопубликовала ещё раз для того, чтобы участники конкурса наизусть знали мнение о своих стишатах. Может получиться шикарная статья с этими всеми данными, и боюсь, что статья всем вам чести не прибавит, лишь опозорит в глазах общественности, и далеко не на этой площадке.
  
  P.S. Спасибо организаторам за приглашение! Было интересно окунуться в подобный процесс, несмотря на недалёкость местных ребятишек. Аривидерчи!

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"