|
Святитель Димитрий, Митрополит Ростовский и Ярославский, в миру Даниил Саввич Туптало (1651-1709 гг.),родился в городе Макарове, неподалеку от Киева, в семье сотника запорожского войска. Рано проявивший склонность к чтению и письму, Даниил был
отослан для обучения в Киевский Богоявленский монастырь, где показал незаурядные способности в изучении иностранных языков, стихосложении, риторике.
Окончив Академическую коллегию - знаменитое в то время учебное заведение - и семнадцати лет постригся в монахи в киевском монастыре Св.Кирилла,
получив монашеское имя Димитрия. Через год он был рукоположен в диаконы, а через шесть лет - в иеромонахи. С этого времени он становится известен
как выдающийся проповедник; тогда же появляется его первый писательский труд "Руно орошенное". В 1677г. Дмитрий оставляет Украину и направляется в Литву,
где живет до 1679 года. Вернувшись на Украину, он в 1684 г. принимается за главный труд своей жизни - составление сборника житий святых - "Четий Миней".
В 1702 г., после написания первых трех томов "Житий", митрополит Димитрий был приглашен в Москву и представлен Петру I, который высоко оценил его труд
и для успешного продолжения работы перевел Димитрия для служения митрополитом Ростовским и Ярославским, где и закончил свои дни в 1709 году.
Димитрий Ростовский известен как весьма разносторонний человек - богослов, моралист, духовный наставник, учитель и просто писатель.
Из его учения наибольший интерес представляет, пожалуй, учение о добродетельном совершенстве и о жизни трудолюбивой и созерцательной.
Письменные произведения Дмитрия Ростовского весьма разнообразны и многочисленны.
По характеру их можно разделить на учительные (поучения, жития святых), апологетические ("Розыск", т. е. сведения о старообрядцах),
исторические ("Летописец"), богословские (отдельные трактаты), драматические ("Рождество", "Эсфирь"), и, наконец, поэтические (псалмы и духовные песнопения) [7, с. 276]. Своей широкой и разнообразной деятельностью он оказал значительное влияние на умы и сердца своего времени.
Родом с Украины - наиболее европеизированной в то время части России - Димитрий Ростовский привлек внимание Петра I, который намеревался направить его в
Сибирь, чтобы "китайских и сибирских людей, во тьме пребывающих, помалу приводить к поклонению и служению Богу истинному" [там же, с. 273]. Лишь слабое
здоровье Дмитрия помешало этому намерению.
В центр внимания православного учения Дмитрия Ростовского о личности ставится тема ответственности человека за самого себя и его способности
изменяться к лучшему. Эта тема свободы человека в выборе пути добра и зла и возможности созидать свой характер является, пожалуй, ведущей темой
христианской психологии. Дмитрий Ростовский призывает к добродетели, к любви к Богу и ближнему, к самоотречению, смирению, благодушию и пр. - т. е.
проповедует то традиционно русское религиозное учение, которое оказало значительное влияние на формирование национального характера. В своих трудах он
описывает идеальную личность, отличительной чертой которой должно быть добродетельное совершенство, и, с позиции этой цели, создает свою типологию личности, характеризуя психические структуры человека. Все это свидетельствует о том, что взгляды Димитрия Ростовского на природу человека и его личности должны были
соответствовать представлениям его эпохи, суммируя в себе ее типические черты.
В Ростове Великом Димитрий продолжает работу над "Четьями-Минеями", открывает семинарию для подготовки грамотных священников из числа детей
священнослужителей, пишет ряд трудов: "Алфавит духовный", "Похвала пресвятой деве Богородице", "Апология во утоление печали человека, сущего в беде,
гонении и озлоблении" и других, направленных на духовное совершенствование личности.
Даже его смерть говорила о необычности этого человека. Он умер во время молитвы, служители нашли его умершим на коленях.
Приехавший на похороны старого друга метрополит Стефан Яворский тогда сказал: "Свят, Дмитрий, свят..."
После смерти в 1709 г. Димитрий был похоронен в Ростове Великом, а 21 сентября 1752 г. его мощи были найдены "нетленными и источающими исцеление". Митрополит Ростовский был канонизирован и объявлен святым Русской Православной Церкви. В "Житии Святого Димитрия Митрополита Ростовского" говорится:
"Сей благочестивый муж был острого разума, великого просвещения, искусный в словенском, латинском, греческом, еврейском и итальянском языках,
великую имел склонность к наукам, любил добродетельных и честных людей. К подчиненным милостив, к несчастным сострадателен, к бедным весьма щедр".
День памяти Святого Димитрия Митрополита Ростовского Русская Православная Церковь отмечает 4 октября.
Указом императрицы Елизаветы Петровны от 6 апреля 1761 года новой крепости близ урочища Богатый Колодезь было дано
имя Святого Димитрия Ростовского. С тех пор Димитрий Ростовский покровительствует Ростову-на-Дону.
|