Елманов Виктор Сергеевич : другие произведения.

Я помню тот Ванинский порт...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Не песня, а жалобный крик Из каждой груди вырывался...

   Выступление в IFCC (Портленд, штат Орегон, США), 29 августа, 2006
  
  
   Добрый вечер!
   Меня зовут Виктор Елманов. Я кинорежиссер из России.
   Нашу встречу с вами мне бы хотелось начать словами Уильяма Шекспира, что весь мир - театр, а мы в нем актеры. И каждый из нас гениально играет в этом мировом театре свою роль.
   Мир - театр. Театр - мир.
   Кто-то сказал, что театр - это точное отражение того государства, того города, где он находится. Все, что в них происходит, тут же отражается в театре. Театр - это наше зеркало. Глядя в него, мы видим себя со всеми своими достоинствами и недостатками. Мы смеемся над собой, плачем, негодуем, осуждаем, восхищаемся, задумываемся.
   В век электронных технологий нашим театром стал и экран телевизора. Он тоже отражает нашу жизнь, он тоже наше зеркало. Каждый день мы смотримся в это зеркало. Каждый день мы узнаем о себе что-то новое.
   Антон Чехов записал однажды, что если вы хотите узнать все о городе, в котором оказались, сходите на кладбище и в публичный дом. И вы узнаете об этом городе все.
   Если перефразировать слова Чехова относительно документального кино, которым я занимаюсь, то можно сказать так: чтобы узнать страну, в которой ты оказался, смотри документальное кино этой страны. В нем, как в капле воды, будут отражены все проблемы этой страны и людей.
   Конечно, на какое-то время документальное кино можно сделать фальшивым. Можно ведь так искривить зеркало, что оно даже уродливое лицо превратит в красивое, а красивое в уродливое. Но такому зеркалу люди перестанут верить, а потом и просто разобьют его. Разобьют, потому что нет ничего более прогрессивного, более гуманного, более жизненного, чем правда.
   Настоящее документальное кино занимает прочные позиции во всех демократических странах. За последние десять лет настоящее документальное кино появилось и в России. Это подтверждают и многочисленные фестивали документального кино, которые проводятся каждый год, как в небольших городах, таких как: Борисоглебск, Галич, Ханты-Мансийск, так и в мегаполисах: Москва, Петербург, Екатеринбург.
   Самые крупные фестивали, на которых я побывал сам со своими фильмами, это московские фестивали "Сталкер" и "Телефорум", и фестиваль "Неигровое кино" в городе Екатеринбурге.
   "Сталкер" - это фестиваль, на котором больше представлены документальные фильмы остросоциального характера. Параллельно с документальным кино в конкурсе участвуют и художественные фильмы. Тоже остросоциальной направленности.
   На Евразийском фестивале "Телефорум" представлено документальное кино почти всех стран бывшего СССР и некоторых стран Европы и Азии. Панорама тем, которые затрагиваются в фильмах, очень широкая: от проблем воспитания детей, у которых нет родителей, до проблем экологии, религии, фольклора. Кстати, это единственный из всех фестивалей, на котором, кроме конкурсной программы, проходят заседания Евразийской теле-радио академии. На заседаниях обсуждаются проблемы телевидения и радио, проходят мастер-классы, встречи с известными режиссерами, операторами документального кино, директорами телекомпаний. На этом фестивале демонстрируются последние технические достижения в области телевидения.
   И еще один очень крупный фестиваль, который проходит в Екатеринбурге.Фестиваль называется "Неигровое кино". На этом фестивале можно увидеть все направления документального кино, начиная от самого традиционного и заканчивая самым авангардным.
   Каждый год в Екатеринбурге представлен, если можно так сказать, весь цвет кино-документалистики. Места в киноцентре, а это около 700 мест,задолго до начала фестиваля раскупаются на все фильмы. Конкурсный показ начинается в 9 часов утра и заканчивается в 9 часов вечера. И так в течение трех дней. После показов фильмов, прямо в зале, в присутствии зрителей, проходят их обсуждения. Режиссерам фильмов задаются самые неожиданные вопросы, высказываются почти всегда полярные мнения критиков.
   На фестивале "Неигровое кино" как ни на одном из других, постоянно возникает полемика, какое документальное кино можно назвать документальным, а какое не документальным. Приверженцы чистой документалистики придерживаются того, что в документальном кино недопустимы постановочные моменты. Все должно быть так, как в жизни. Второе направление - арт-документалистика - напротив, прибегает и к постановочным моментам, авторы не исключают использование приемов художественного кино. Для них документальные съемки - это первоначальный материал. В конце концов, приверженцы и того, и другого направления сходятся в одном: если докумен-тальное кино не интересно зрителю, никаким направлением это документальное кино не оправдаешь.
   А теперь мне бы хотелось показать вам один из своих документальных фильмов, который позднее был включен в трилогию "Трагедии России". Первая трагедия, которую пережила Россия - это сталинский режим. Огромная,некогда процветавшая страна, была после переворота 1917 года превращена, как определил ее Солженицын, в архипелаг ГУЛАГ. То есть в огромный лагерь. Страх был самой надежной силой, которая удерживала эту тоталитарную систему.
   Я не ошибусь, если скажу, что почти каждая семья в России пострадала от сталинского режима. Не обошла эта трагедия и нашу семью. Когда мне было три месяца арестовали и отправили в лагерь моего отца. Это был 1949 год. Отца арестовали за фразу: "Четыре года как кончилась война, а мы не можем до сих пор вдоволь наесться хлеба". Отец пропал в лагерях бесследно.
   Может быть мой фильм - это попытка поспорить с Екклесиастом, с его словами, что "нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после". Я думаю, что если человечество позволит себе забыть, что такое тоталитаризм, он тут же, как птица Феникс, возродится из пепла.
   Виктор Елманов
  
  "Я ПОМНЮ ТОТ ВАНИНСКИЙ ПОРТ..."
  
  Сценарий документального фильма
  
  
  Зима. Толстые корабельные цепи, припорошенные снегом. На бок на-кренившийся катер. Панорама зимней стоянки судов, вмерзших в лед.
  Вдоль высокого ржавого борта баржи идет автор фильма.
  Звучит песня:
  Я помню тот Ванинский порт
  И вид пароходов угрюмый,
  Как шли мы по трапу на борт
  В холодные мрачные трюмы...
  
  Голос за кадром: - Для нашего поколения конца сороковых строчки этой песни были очень хорошо знакомы...
  
  Звучит песня:
  На море спускался туман,
  Ревела стихия морская,
  Вставал на пути Магадан -
  Столица колымского края...
  
  Голос за кадром: - Многие в те времена думали, что эта песня о так называемых блатных. Магадан тогда был символом уголовников...
  
  Звучит песня:
  Не песня, а жалобный крик
  Из каждой груди вырывался.
  "Прощай навсегда, материк!" -
  Хрипел пароход, надрывался...
  
  Автор фильма подходит к пароходу, поднимается по трапу, смотрит на суда, вмерзшие в лед.
  
  Голос за кадром: - В то время еще мало кто знал, что песня "Ванинский порт" совсем о других заключенных. О тех, кого потом назовут репрессированные. Ванинский порт стал именем нарицательным. Любой пересыльный пункт для репрессированных, куда свозили их, чтобы отправить потом в лагеря, можно было назвать Ванинским портом.
  
  Автор поднимается на палубу парохода.
  Звучит песня:
  Пятьсот километров тайга,
  Живут там лишь дикие звери,
  Машины не ходят туда,
  Бредут, спотыкаясь, олени.
  
  Я знаю, меня ты не ждешь,
  И писем моих не читаешь,
  Встречать ты меня не придешь,
  А если придешь - не узнаешь.
  
  Голос за кадром: - Лагеря были везде. Кто-то попадал в Магадан, кто-то в голые степи Казахстана, а кто-то... да, да и на Костромской земле были лагеря. Назывались они Унжлаг.
   Полностью видео повесть опубликована на сайте ЛитРес, Ozon.ru и др.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"