Попытаемся проанализировать причину творческого застоя:
Мы так долго молча кричали в столы,
Что страх почитаем за разум,
И точим глаголы-ножи об углы? -
Чтоб вырезать-выжечь "заразу",
Всю, в общем, и в целом, и сразу!
Играючи, бисер мечем в народ,
Которым, возможно, когда-то пробьет
Черед восходить (воздвигать?) эшафот
Иудам, продавшим Юродину.
На вечной толкучке души суета,
А казнь - это, все-таки праздник:
И, волею Божьей, бесплатны места,
И снять сувенир есть возможность с креста,
И купит пугливый колбасник!
Как выгнулся гордо пружинный диван
Под смелым мечтателя задом,
А на потолок, как на белый экран
Но все же, смеяться не надо:
Извольте измерить, но комнатный вождь
Крупнее, чем дикая вольная вошь
Хоть может кому-то казаться,
Что пользы от тех и других ни на грош -
Нет! В лайфе есть кайф - почесаться!
Скользишь языком по сосновой доске
Не строганной! Дрожь - до макушки!
Ах, лучше б ты, братец, по женской ноге,
Да не поцелуем воздушным,
А сочно, как дьявольский Пушкин!
"Мой дядя самых строгих правил"
Он кошку зарыдать заставил,
Создав о птичках пару строк!
Но цензор так его заправил,
Чем гнусной Гласности помог.
Спаси Господь! Хоть не отправил
Куды Макар стада... А мог!..
И осатанев от мычанья в столы,
Опухши от плача в жилеты,
И бледным похмелием Гамлета злы:
Кричат, как сквозь воду, поэты.
А водная гладь вяжет весла узлом,
Но все ж у дантесов глупей ремесло:
Дрочить пистолетное дуло!
(прости им - их муза - уснула...)
Гм... Может быть озаглавить: "Подражание Саше Черному" и опубликовать? Или более смахивает на Иосифа Бродского? Кстати, я тебе, по-моему, еще не посылал "Подражание Галичу"? Итак - по А.Галичу:
повернут тяжкий маятник плавно, но вправо
и погонят оравой в канаву -
Уходили ли мы
из метели чумной кутерьмы?
запоют многалетние мессы, как бесы
и сиять будут жестью для прессы -
довернут заскорузлые гайки нагайкой!
по душе прометется хозяйкой -
с виду вроде мы сами с усами
да ведет нас - Иосиф Сусанин...
Честно говоря - это больше по памяти, больше импровизация, чем нечто готовое, да это и не могло быть готовым, т.к. думать о таком, сам понимаешь, не лежит душа. Много я тебе пишу сегодня, более чем ранее, такого, о чем не пристало: хаотические тени в знаки воплощать:
... когда бездумный дымный Хаос
поникшей овладел душой,
тогда в нее вошел Чужой,
а в тени на стене казалось!
- нет, нет! Пусть будет просто Он.
Ты не давай ему имен,
Чтоб на ветру не волновалась,
не изгибалась, горяча
косу таящая свеча,
ведь, как бы там не называлось,
у ведающих есть предел...
крыло прозрачное вонзалось,
как раскаленный нож в сугроб,
как руки на горячий лоб,
как Сам бездумный дымный Хаос...
(из письма Питера Брейгеля Адского
отцу, Питеру Брейгелю Старшему).
Все выдумано мною из Бодлера (проза), имена - Бодлеровы, остальное - мое. А может быть это и правда? С чего бы Бодлер вытаскивал на свет "Гаспара из Тьмы" (А.Бертрана) - презабавная вещь, вещица даже, если позволительно так говорить о насмешке надъ(?) Д(ьволом), - он встал, закурил и, возвратясь на место за столом, придвинул к себе листки, и - вновь зазвучал в моем мозгу его монолог, обращенный ко мне:
- Я тебе уже два письма начинал писать, да не отправлял: не хотел сглазу (своего - не твоего, не думай), а начинаю заканчивать письмо, недоговорив - чувствую, что поймешь ложь и обидишься. Но об этом хватит. Давай лучше о политике.
Я начал писать статью под условным названьем: "Искусство плавания по льду", где, отталкиваясь от американской народной поговорки из Карнеги - "Учиться плавать надо зимой, а кататься на коньках - летом", пытаюсь показать, что как депутат, именно этим и занимаюсь. Так то ж - Америка, там тепло... и 216 лет демократии. У нас же АПРЕЛЬ 85-го слегка растопил вечные льды застоя в Верховьях, а в "глубинке" все спокойно. При попытках определенных отдельных личностей прошибить сию стену: или мозги разлетаются по поверхности остекленелого равнодушия, или же, если радикалу удается прошибить-таки полынью, оттуда выплескивается всякая дрянь, немедленно замерзающая во благо утолщения ледяного покрова...
... "папины пальцы" болят на ноге,
Чувствую - осень холодная скоро -
папины пальцы болят на ноге.
Грач, как незрячий на Курской Дуге
Скачет, в борозды пялится:
Хрен тут найдешь каких-то два пальца,
Если мужик здесь на мужике
И перепаханы раз сорок пять,
Коль не считать под зябь и под озимь...
... ох, и промозглая в Курске осень!
как крутит пальцы, в господа мать!
Это уже не подражание никому... Маргариту я начал править. Света против обыкновения не ругается, молча одобряет. Но у меня что-то застопорилось: нет обратной связи от Мастера на меня... И дьяволиада ушла. А было:
Вечер. Ведьмы на сквозняке\ топчутся как ведмеди.\ Молот\ Холод в каждой руке,\ как на курке, что взведен.\ Ветер\ зверем прокрался в дом\ и за портьерой стоит с топором,\ а на полу нагое\ тело - \ рисунок Гойи?
А Токкату я тебе посылал?
"Луна тризубчатое стило,\ как в тихий омут острогу\ на паутинке опустила..." Если нет - вышлю, по памяти сейчас не воспроизведу, устал. Да и ты, наверное, уморился от меня. Но мне все равно сильно полегчало после этой беседы с тобой.
Добра и Света.
Михаил.
- Миша! Где же ты потерялся? Слава богу, что ты есть, и - что ты меня вспоминаешь, пусть не часто, но твои письма, как подарки судьбы. Она знает: как вдруг - край - так и поговорит со мной твоим голосом, твоими Думами, твоими притягивающими строчками... "Пошли мне Господь Второго!" - помнишь, пел Высоцкий стихи Вознесенского? Спасибо тебе Господи, что и мне послал! Хотя, ты знаешь и не ревнуешь, что Высоцкий - стал как бы моим вторым я: я по нему (по его мыслям - сверяю свои). И я знаю, что ты к этому относишься серьезно и с пониманием, ведь ты же знаешь, что я не бездумный фанат: я глубоко чту настоящую КУЛЬТУРУ от Рамаяны, Гомера, Еврипида... Список перечислять не буду: богато Человечество на Души Великие! Так вот, обидно, что не совпал во времени с Пушкиным, Лермонтовым, Гете, Шекспиром, но - тут! Тут-то - вдвойне! Втройне обидно - мой современник, а Судьба не свела нас, не познакомила...
Если бы ты знал, где я сейчас! Если б ты хоть после моей смерти смог прочитать, что же произошло со мной...
Я не помню: которые сутки я не сплю, которые сутки ничего не ем, и - ты не поверишь: я себя отлично чувствую, мой мозг постоянно свежий, правда, почему-то с чего бы я ни начинал, постоянно сползает к Добру и Злу...
Почему и как: человек становится злым, способным получать удовлетворение от страдания других людей? Что движет им? Алчность, злость, обида, ревность, месть! Вот они - рычаги его поведения. Если только эти чувства направлены не на других, а на себя: на преодоление чего-то плохого в себе, только тогда они имеют право на существование.
Еще в незапамятные времена таинственный для нас Конфуций сказал: "Из всех преступлений самое тяжкое - бессердечность." А корни бессердечности - в равнодушии. Равнодушный не равнодушен только к самому себе. Пусть вокруг рушится мир, если это не задевает его конкретно - он пройдет мимо, глядя равнодушно и свысока, но не дай бог, тронуть его хоть чуть-чуть! Пощады не жди ни правый, ни виноватый. Тут уж по Фрейду: он находится в полной власти своих подсознательных инстинктов.
И, что бы ни говорили, а власть и деньги - это самое большое испытание души, во всей истории человеческого общества можно по пальцам пересчитать те души, что выжили после такого испытания. А алчность и зависть - это первейший двигатель прогресса, и про это знают все, но одевают их в маску благородства, что, мол, это все - для блага всех.
Конечно, ученые и изобретатели, в основной своей массе, в этом не виноваты, ими владеют идеи, и идеи благородные, но от идеи до ее воплощения "дистанция огромного размера", и, вот, тут-то и появляются "двигатели прогресса", которые и внедряют это в жизнь на благо(?) всем, но в первую очередь - себе. И образ процветающего бизнесмена, хозяина жизни, накладывает отпечаток на все общество и не нужна, становится: доброта к ближнему, сострадание, сочувствие, и если, и остается, то - показное, для имиджа, так сказать. Да, как ты и в этом был прав, Сократ! Без скольких (ненужных! бесполезных!) вещей можно обходиться! И сколько подарить своей Душе взамен!
" На изгаженном, вытоптанном месте не вырастет любви к своему народу, своему прошлому... Забыв о своем славном прошлом, народ обращается в толпу оборванцев, жаждущих набить свое брюхо."
Неужели мы, Великий народ, подтвердим это высказывание нашего самого интеллектуального писателя-фантаста? Где вы, те, кто еще верит в Добро? Зажгите Ваши факелы Добра и Света - рассейте Тьму! Иначе - она поглотит всех. Один Факел не рассеет Тьму, но, если все вместе...
............................................................................
Образ Сократа возник далеко и быстро, почти мгновенно, оказался рядом:
- Мне очень жаль... Мы скоро должны расстаться и во времени и в пространстве... Завтра... На рассвете... От твоей любви с нашими женщинами родятся дети. Они вырастут, и, хоть они и не будут напоминать тебя внешне, но их путь - стать жрецами и продолжать нести наше Знание к непостижимому Совершенству.
Завтра утром... Я говорил тебе уже, если помнишь, что Природа отняла у наших мужчин способность к деторождению... Нам, для выживания необходимо чудо, нет, не для коллективного прозрения, ведь истина не определяется большинством голосов, этого лживого приспособления со-общества. Нет! Чудо нам нужно для Со-Страдания! Со-Страдания! Только через Страдание, Со-Страдание, Со-Переживание - можно, действительно прозрев, увидеть истинную Красоту и Свет Души Человеческой.
Завтра - на рассвете... Если ты добровольно пойдешь на костер... Это может помочь нашим мужчинам... Может и вернет Природа возможность продлить свой род... Но, подчеркиваю: только в том случае, когда ... добровольно... осознанно, иначе...
Прости, я ухожу, ты должен остаться один. Только ПОЗНАВ СЕБЯ человек способен на что-то Доброе...
............................................................................
Человек сделал то, что он должен был
сделать, несмотря ни на что, - это и есть
классическая форма героизма.
Всюду - смерть: с этим бог распорядился
наилучшим образом; всякий может лишить
человека жизни, но никто не может отнять
у него смерти: тысячи путей ведут к ней.
Радость имеет цвет Радуги.
Ум юноши не сосуд, который надо
заполнить, а факел, который надо зажечь.
И в каплях слез отражается солнце.
... и тогда - счастье Радугой перекинется
над смертью, прогоняя мрак ее дальше и
............................................................................
Скоро Рассвет. Мой последний свет Ра. Сегодня мы породнимся: я тоже вспыхну, правда светить я буду по сравнению с тобой - ничтожно мало, но, может быть, хоть чуть-чуть рассею мрак, который неподвластен тебе, и, может быть после меня, хоть кто-то избавится от равнодушия и через сострадание пойдет к счастью...
И вспыхнет радуга... Мне не страшно. Веришь ли? Я буду петь гимн Свету.
.........................................................................
Дал он прошелестеть шепоту
и не отнял язык, и не поверг
в глухоту уши, которые услышали:
Сомневайся! Сомневайся во всем
Сомневайся в восходе: может это
Сомневайся. Сомневайся в слове Моем:
Может это - не Я... Сомневайся.
Сомневайся: вечен ли Хаос и
пуста ли Пустота?.. Сомневайся.
Сомневайся в Вечности и -
вечен ли - миг... Сомневайся.
и в Беспредельности Света ее...
Сомневайся... Сомневайся, плачь
и смейся Человек, и... Верь...
и пока: Я в Тебе, Ты во мне -
нет без Тебя: ни Беспредельности,
Ни Вечности, ни Мрака, ни Света...
Сомневайся Человек. Но... Верь."
............................................................................
Их было много. Много больше, чем тогда, когда я увидел их впервые. Ни один из них не был похож на другого...
Гнетущая тишина, казалось, зависла над всем, Я улыбнулся: мне сейчас совсем было не страшно и не противно смотреть на них. Они расступились, освобождая мне проход к приготовленному для меня последнему приюту. Все смотрели на меня во все глаза, и, лишь, когда я встречался с кем-то глазами, тот виновато опускал голову.
Когда я почти вплотную приблизился к месту, к которому неосознанно стремился всю мою жизнь, что-то знакомое показалось мне в облике обступивших меня и... вдруг - на миг, почти неуловимый зрением, они принимали облик той, под которым они посещали меня... На руках у них мерцал неоновый браслет...
- Мои женщины... Подарившие мне счастье... И они, может быть, носят моих детей... - я благодарно опустил голову, в знак того, что они все-таки показались мне в своем настоящем облике.
Жрец взглядом показал мне место, и, приняв, как всегда, облик сопутствующий моим мыслям, мысленно сказал:
- Рукописи не горят, Даже те, которые в мыслях. Прочтут - кому нужно.
- Что Вы, Мессир! - усмехнулся я,- Ведь Вы же знаете, что - "горят авторы". Да и - "мысль изреченная - есть ложь"...
- Каждому, да воздастся за дела его! - снова приняв соответствующий облик, ответствовал он. - Огнь Господен благостен...
Первый луч уже высвечивал радугой облака в вышине. Я вздохнул полной грудью живительный пьянящий воздух. Все, и жрец упали ниц...
Луч Ра коснулся моего лба. Теперь: и я, и он были одно целое: мы оба излучали Свет - костер вспыхнул и я запел гимн Свету, гимн Добру...
Они поднимали на меня глаза и в глазах их сверкали слезы. И отражался в их глазах - Факел из человеческой Души...
............................................................................
...Перед глазами вдруг мелькнули испуганные лица людей в белых халатах, и я услышал голос:
-Он открыл глаза!.. ............................................................................