Эльфийка : другие произведения.

Воительницы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Дева-воительница, женщина-воин - архетипичный образ, вымышленный женский персонаж, зачастую королевской крови, которая обладает сильным характером и занимается типично "мужским" делом, обычно войной, (хотя порой и ремеслом). Антиподом ей является другой штамп - беспомощная дева в беде.
   Характеристика
  
   По средневековой литературной традиции дева-воительница, лишаясь невинности, лишалась и своей воинской силы, становясь обычной женщиной. Тем не менее, это условие соблюдения девственности не обязательно встречается. Точно также не является обязательным принадлежность к королевскому роду, хотя в классических примерах выполняются оба требования. В древних легендах встречается мотив сватовства героя к подобной деве, которая соглашается на брак только под условием, что он превзойдет её в типично мужских боевых искусствах - причем она оказывается настолько сильной, что жених может победить её только хитростью.
  
   Общепринятых гипотез о истории сложения данного женского образа, его предпосылках и развитии нет. Существует несколько разных версий происхождения, а также и мнений о том, насколько значимой подобная концепция была вообще.Например, Пегги Сэндей выдвигает идею о том, что общества, в которых доминировали ритуалы поклонения Природе, были гиноцентрированными, и что модель такого общества можно увидеть в древнескандинавском язычестве и северной викке (природной магии), получившим отражение в мифологических образах северных дев-воительниц, валькирий[1]. Таким образом, подобные образы дев-воительниц - пережиток служительниц религиозного культа, магического обряда.
  
   А И. М. Дьяконов "при сравнительном анализе "архаических мифов Востока и Запада", выделил среди женских мифологических персонажей две категории: "дев-воительниц" и "матрон"-"матерей/супруг"[2]; первая категория по его версии восходит к возрастной группе девушек, сопровождающих юношей в "мужском доме" (ганика у индоариев, гетеры у греков и т. п.), пользующихся половой свободой и связанных с боевыми дружинами. Мифологические воплощения таких социальных групп индийские апсары, ирландские сестры Морриган и т. п. персонажи, уносящие убитых с поля боя[3][4]". По этой версии, образ дев-воительниц получается воспоминанием о реальных боевых подругах, сопровождавших воинов в походах.
  
   В мировой литературе (преимущественно европейской) прослеживается четкая магистральная линия преемственности подобного сюжета. Амазонки древнегреческих мифов проникают в средневековый рыцарский роман, после чего архетип воскрешается уже в ХХ веке, когда общество требует нового женского образа.
  
   Существует отдельное ответвление, которое стоит отметить, как характеризующее определенную стадию. Саги о девах-воительницах составляют отличительную особенность средневековой исландской литературы. "Если в других литературных традициях эпизодически встречаются образы строптивых принцесс, укрощаемых женихами, то в исландской словесности возникает особая разновидность жанра рыцарской саги - рассказы о единовластных правительницах своих стран, вообще не желающих слышать о браке, ибо замужество грозит им ослаблением власти и утратой социального статуса. Они не только категорически отказывают женихам, но и подвергают их словесным и физическим унижениям. В рыцарских сагах для героинь таких рассказов существует специальное обозначение - meykongr "дева-правительница", сами же они знаменательно именуют себя "королем" (kongr), но не "королевой" (dróttning)"
  
   Современность
  
   В массовую культуру стереотип воительницы, активно участвующей в сюжете, как считается, проник в 1970-е гг. в связи с всплеском феминистского движения в западной цивилизации. К этому моменту публика начала уставать от типичной героини - пассивной девы в беде, крепко связанной с мужчиной-защитником. Этот тип вышел из моды, и создатели нового образа нашли вдохновение в греческой мифологии.
  
   Данный женский стереотип изображает выдающуюся и независимую женщину, которая стремится достигнуть своих целей и позиционируется как антипод типичным ролям, созданным в годы гендерной дискриминации в рамках традиционной патриархальной социальной модели. Подобная героиня фигурирует в мирах героического фэнтези или в исторических романах на тему Средневековья - т.е. в ситуациях, где очевидны её физические навыки. В отличие от других женских активных образов - роковая женщина или девчонка-сорванец, дева-воительница продолжает заниматься традиционно мужскими делами, причем без потери женственности. Кроме того, в масс-культуре совсем теряется идея средневековой куртуазной любви к подобной прекрасной принцессе.
  
   Исторические примеры
   Фактически в реальной истории примеры подобных реальных персонажей чрезвычайно редки. Хотя иногда дворянки сопровождали армию и возможно участвовали в общественной жизни, все же настоящий бой, с его насилием и физическими нагрузками, считался непристойным и неподходящим занятием для женщин.
  
   Все же можно перечислить несколько примеров:
   китайская принцесса Пиньян (Princess Pingyang), которая собрала и возглавила собственную армию во время восстания. Позже её отец стал императором Гаоцзу.
   ионийская царица Артемизия Карийская, которая сопровождала Ксеркса в его походе и командовала в Саламинской битве пятью собственными судами. Хотя реальность её подвигов ставится историками под сомнение, тем не менее, считается, что именно она стала поводом к произнесению проигравшим Ксерксом фразы: "мои мужчины стали женщинами, а женщины - мужчинами".
   спартанка Архидамия, которая сражалась с Пирром во время осады Лакедемона во главе отряда своих соотечественниц.
   британская королева Боадицея
   мусульманская принцесса Амина (Amina)
   Этельфледа, дочь Альфреда Великого
   Жанна д'Арк и её легенда представляет собой пример сплавления как реальных предпосылок, так и архетипических черт. Например, одна из версий ей приписывает королевское происхождение.
  
   В мифологии
  
   Богини-воительницы
   Афина (греч.), Минерва, Беллона (др.рим.)
   Инанна (шумер.)
   Анат (западносемит.)
   Аллат (древнеараб.)
   Иштар - один из эпитетов - "Воительница"
   Шавушка (шуррит.)
   Ардвисура Анахита (древнеиран.)
   Дурга (инд.)
   Морриган (ирл.)
   Ойя (йоруба)
   Скатах (кельтск.)
   Упэрэтат, супруга Вертрагны (иран.). Дева-воительница, была символом награды за храбрость, награды героям, отправляла души героев в рай. Ее изображали на коне
   [править]
   Группы
   валькирии (сканд.)
   фраваши - (иран.), мн.ч., мифическое олицетворение души, женского пола, реют в небесах, закованные в металлические доспехи, и поражают нечистую силу.
   Нация женщин-воительниц - амазонки.
  
   Обычные люди
   античность:
   Горга (дочь Ойнея)
   Аталанта
   Гарпалика
   Камилла в "Энеиде"
   прочее:
   Chitrāngadā, одна из жён Арджуны ("Махабхарата") командует армиями своего отца.
   Gordafarie ("Шахнаме")
   Дейрдра (ирл.)
   Королева Корделия, дочь короля Лира, водила армии в бой; королева Гвендолин, жена Локрина, победила его в битве и стала королевой (британский миф)
   Shieldmaid
   русские богатырки:
   Степная королева-воительница Марья Моревна
   воительница-поленица Настасья - жена богатыря Дуная Ивановича.
   Лата-горка, мать богатыря Сокольника от Ильи Муромца
   женщина-богатырша Фатима Зат аль-Химме (араб. "Жизнеописание доблестной Фатимы и повествование о подвигах ее славных предков")
   сёстры-воительницы Чынг (вьетнам., Trưng Sisters)
   Кырк кыз ("сорок девушек") - у каракалпаков девы-воительницы, героини одноимённого эпоса. Они живут на острове общиной, возглавляемые мудрой и справедливой девой Гулаим и спасают каракалпаков от нашествия калмыкского хана.
   женщины-богатырки в якутских эпических мифах ("Олонхо"), например, Дьырыбына Дьырылыатта
   дочь Даргавсара (нартский эпос)
  
   В литературе
  
   Средневековье
   Брюнхильда - валькирья, персонаж "Песни о нибелунгах", поклялась выйти замуж только за того, кто одолеет её в битве.
   в рыцарских романах:
   Брадаманта - персонаж романов о Роланде
   Эрминия ("Освобождённый Иерусалим", Торквато Тассо)
   Хлоринда - аналогично, сарацинский воин, перед самой смертью принимающая христианство
   Марфиза - аналогично, царица Индии, поклялась не снимать доспеха, пока не одолеет трех могучих царей - Градасса, Агрикана и Карла Великого.
   в исландских сагах[5]:
   Флорентия - королева Индии, согласна выйти замуж только за того, кто пройдет испытания ("Сага о Гиббоне")
   Мармория - королева Греции ("Сага о Парталопе")
   Седентиана - героиня "Саги о Сигурде Молчаливом"
   Розамунда - героиня "Лэ о Ланвале" ("Песнь о Януале")
   Ингигерд - королева, героиня "Саги о Сигргарде Смелом"
   Торнбьёрг - дочь шведского короля, героиня "Саги о Хрольве, сыне Гаутрека"
   Хуа Мулань - героиня китайской средневековой литературы
  
   Возрождение
   Бельфебея и Бритомарта в "Королеве фей" Спенсера
  
   Современная культура
   Фэнтези-литература
   Эовин у Толкиена
   Рыжая Соня
   Китиара Ут-Матар (Dragonlance)
   Трисс-воительница (Рэдволл (серия романов))
   девушка-воительница Джилсепони ("Демон пробуждается", Роберт Сальваторе)
   Магура (Перуница) - "реконструированный" персонаж славянской мифологии, вымышлен энтузиастами славянской мифологии на основании текста Велесовой книги. Является славянским псевдо-аналогом валькирий.
   Дара в романе "Берсерк" Ольги Григорьевой
   Элина, графиня Айзендорг в романе "Время меча" Юрия Нестеренко
   Цири - дитя предназначения в серии романов "Ведьмак" Анджея Сапковского
  
   Кинематограф
   Зена, персонаж одноименного телесериала
   Принцесса-воительница (фильм) - о двух сестрах-принцессах с планеты Вулькара
   Гвиневра в фильме "Король Артур" (2004). Образ навеян Боадицеей. *материал из википедии*
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"