Ахметова Эльфира: другие произведения.

Зажженный огонь над головой как защита от сглаза

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-21
Поиск утраченного смысла. Загадка Лукоморья
Peклaмa
 Ваша оценка:


   Зажженный огонь над головой как защита от сглаза
  
   На некоторых видео афганских праздников я замечала, что над головой какого-нибудь человека вращают зажженную спичку или зажигалку, и у меня возник вопрос, для чего это делается? Так как в детстве я не раз была в северной Индии, и помню, как в любом храме божеству предлагали огонь, поэтому у меня возникли ассоциацией с индийской пуджей, но, тем не менее, я полагаю, что у народов Афганистана скорее сохранится иранский обычай, нежели индийский.
   Для ясности разложу всё по полкам. Итак, правда, что ритуал зажигания огня перед кем-либо восходит к древнеиндийской, точнее ведической культуре и затем вышедшей из неё зороастрийской веры, однако впоследствии оттенки представлений об очистительной силе огня немножко изменились.
  
   Индуизм
   В Индии ритуал огненного подношения называется агни-пуджей: огонь, зажженный в лампаде с гхи (топленым маслом) предлагается божеству - дэву, или уважаемому человеку (учителю, родителям, хозяину, супругу, любимому человеку). Обычно подношение крутят в воздухе с чтением мантр - молитв. Также проводятся огненные ягьи (церемонии), символизм которых заключается в "сжигании" своего эго и материальных желаний в огне мудрости, истины и благочестия. Следовательно, церемония означает очищение ума и сердца. Согласно Ведам Агни - бог огня - всегда считался посредником между богами и людьми, поэтому необходимо было обращаться к нему как к божественной силе на Земле.
  
   Зороастризм
   Зороастрийцы издревле считались огнепоклонниками, и их храмы были святилищами, в которых поддерживалось вечное пламя. К этому огню древние иранцы обращались и молились, так как считали, что через огонь проявлялся Ахура-Мазда - Верховная Сущность. Огонь представлял собою идеал веры и являлся источником света, а свет в свою очередь означал знание и мудрость, тогда как тьма означала невежество. Божественное пламя - Майнью Атра, включало в себя этические ценности: порядок, благоволение, честность, справедливость и правосудие.
   В этом смысле божественная сила зороастрийского огня имеет сходства с ведическими представлениями об Агни, однако символика еще одного исходного из этого обычая немножко отличается: зажигание "эсфанда". Эспанд или эсфанд - это растение, чьи семена используются для огненных подношений. Растение произрастает в Иране, Афганистане, Таджикистане, Пакистане и Индии (где его называют хармалой), высотой от 30 до 60 см. Семена эсфанда жгут в чашечке, ложечке или на подносе с углями, сгорая, они трещат, и из них исходит приятный аромат. Зажженный сосуд крутят над головой семь раз (священное и счастливое число, согласно Авесте). Это делали для снятия сглаза и защиты от него.
Espand balaa band - Эспанд, останови зло,
Barakati Shah Naqshband - С благословлением царя Накшбанда,
Jashmi heach jashmi khaish - Сглаз на чужих и сглаз на родных,
Jashmi dost wa dooshmani bad andish - Сглаз на друзей и на врагов,
Be sosa der hamin atashi taze. - Пусть горит в этом сияющем огне.
   Этот стих на языке дари (афганский фарси), как считают, произошел от молитвы Шах Накшбанда (суфия), как замена зороастрийской молитвы Спендарманд или Спента-Армайти.
   Как и в ведическом понятии, в иранском ритуале присутствует элемент очищения, однако, в плане пожелания удачи и счастья другому в нём другой оттенок. Обычай возжигания эсфанда сохраняется у зороастрийцев и по сей день как священный обряд, тогда как в соседних странах, которые приняли ислам, он остается лишь в качестве народного суеверия, которое не признаётся официальной религией.
  
   Ислам
   Хотя мусульманство строго запрещает любые пережитки языческого прошлого, но народ по-прежнему сохраняет остатки былых традиций, словно по привычке не может отпустить прошлое. Например, люди в Иране и близлежащих регионах до сих пор пользуются талисманами и заклинаниями, также следуют обрядам на Новруз (Новый Год - языческий праздник) и верят разным приметам на свадебных праздниках. В теперешнее время почитание огня превратилось в благоприятное суеверие. Например, на Новруз в Азербайджане перепрыгивают через костер - это ритуал очищения от всего дурного в старом году.
   Иранцы и народы, перенявшие их культуру, очень суеверны и верят в "дурной взгляд", то есть представление, что любой человек может стать жертвой чьего-то сглаза или проклятия, намеренного или подсознательного. Именно поэтому они зачастую скрытны касательно аспектов личной жизни из страха чешм-кордана - сглаза. Некоторые боятся этого настолько, что паникуют, когда им делают комплименты, так как знают, что с любой похвалой приходит и дурное влияние, как побочный эффект. Скажем, он может проявиться как зависть других и их недобрые пожелания (и недругов, и друзей в первую очередь), и если их не отогнать вовремя, то они проявятся в жизни человека в виде неудач и неприятностей, и больших, и маленьких.
   Так вот эсфанд являлся одним из инструментов для отвода нечистой силы в лице человеческой зависти, кривотолков и злословий. Людей, у которых были дурные мысли, называли "чешмех шур" - буквально "солёные глаза".
   Так что эсфанд желательно держали дома под рукой и жгли его в любую нужную минуту. Горящие семена вертят над головой человека, а также вокруг дома и обязательно с молитвой.
   Считалось, что дым и трескучий звук отгонял зло. В Афганистане и Таджикистане вертят огонь над детьми, новорожденными и матерями, а также и вокруг тех людей, которые вернулись с похорон; на свадьбах и праздниках вокруг любого "любимца публики". Существуют даже платные услуги "эспанди" - человека, специализирующегося на отводе сглаза. Хотя, по сути, любой мог совершить обряд самому себе или для близкого человека.
   Иранцы рассказывают, что их родители или старшие члены семьи обязательно жгли эсфанд, крутили его над их головой и молились всякий раз, когда кто-то хвалил их детей, внуков, племянников, младших братьев и сестер. По их поверью, огонь и дым очищали и отгоняли зло, хотя молодое поколение, предпочитающее науку, считает, что это миф, и опасается лишь того, чтобы огонь над головой случаем не поджёг им волосы.
   По моим собственным наблюдениям в Афганистане не всегда жгут эсфанд, многим достаточно зажечь спичку или зажигалку и пару раз покрутить над головой человека, так как, согласно поверью, сам огонь считают очистительной силой от всего дурного. Что ж, по-моему, очень приятный знак внимания!
  
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Н.Любимка "Долг феникса. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) В.Чернованова "Попала, или Жена для тирана - 2"(Любовное фэнтези) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) М.Атаманов "Искажающие реальность-2"(ЛитРПГ) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга третья"(Уся (Wuxia)) Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"