Емельянов Вадим Юрьевич : другие произведения.

Пути развития современного марксизма

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Капитализм, хохоча и улюлюкая миллионами телевизионных ящиков, несет мировую цивилизацию к всеобщей катастрофе (финансовой, экологической, ресурсной, психической и пр.). В связи с этим все актуальнее становятся идеи марксизма. О нем много говорят и пишут. Одни исследователи находят в нем недостатки, другие достоинства, но при этом большинство сожалеет о том, что он не получил какого-то всестороннего научного развития. Такое отношение было заложено еще реакционными силами, разрушавшими философский фундамент советского общества. Об этом можно прочитать, к примеру, у А.Зиновьева. При этом, в основном, имеют в виду какие-то философские выводы и обобщения о которых можно спорить бесконечно.
  Я думаю, что марксизм следовало бы дополнить историко-экономическими исследованиями капитализма 20 - 21 века. Ведь основной труд, на котором основан марксизм "Капитал" является историко-экономическим исследованием капитализма, вот это исследование и стоило бы продолжить. (Такие разработки уже ведутся. Например, "Черная книга капитализма").
  Исследование это очень большое, поэтому было бы целесообразно выполнить его коллективно, объединив различные исследования под одной обложкой, скажем, "Энциклопедии капитализма". Уверен, что сама специфика, роли капитала в жизни обществ и государств, привела бы к солидарному с марксизмом выводу о том, что так жить нельзя. Особенно наглядно этот вывод возникал бы при исследовании организационной роли капитала в мировых войнах, в экологическом геноциде, в масштабных аферах. Именно поэтому человечество до сих пор не имеет такой энциклопедии.
  И, конечно же, для развития марксизма следовало бы написать подробное исследование истории возникновения и жизни коммун. Не коммунизма, который является отдаленной идеальной целью, а именно коммун, которые когда-либо существовали или существуют.
  Эта "Энциклопедия коммун" должна объединить совершенно разные виды различных коллективных хозяйств. Религиозные общины, секты, церкви, научные сообщества, академии, институты, творческие союзы, школы, пансионаты, кибуцы и т. д. И, конечно же, рассмотреть социалистические государства. Нужны исследования рассказывающие читателям о целях и смыслах которые объединяли людей в этих коллективах. Как эти смыслы были представлены: в виде религиозных текстов, заповедей, манифестов, законов, кодексов, уставов. Здесь требуются уже не столько экономические исследования, сколько социально-психологические, раскрывающие мировоззренческие убеждения людей.
  Уверен, что такие две энциклопедии углубили бы марксизм и создали бы базу для его дальнейшего развития.
  Так же следует дополнить энциклопедию исследованиями современных психологов разрушающего влияния капиталистических отношений на психику человека.
  Многие пытались объединить психоанализ и марксизм, но без больших успехов. Возникнув неофрейдизм, выдвинул своей главной идеей соединение традиционного психоанализа с социологическими теориями и, прежде всего с марксизмом. Буржуазное общество стало рассматриваться как источник отчуждения, и было признано враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. К заслуге фрейдо-марксистов можно отнести открытие источника психического травматизма связанного не только с сексуальностью, а с большим спектром общественных проблем. Объединение могло бы быть более плодотворным если бы было выделено то общее, что есть в этих теориях. Марксизм и психоанализ могли бы иметь единый предмет изучения, а именно, ложь, как попытку решения проблем и проблемы с ней связанные.
  Но психоанализ не стал акцентировать внимание на лжи как причине болезней, психозов и истерий. Он перенес внимание на изучение центров сил которые влияют на принятие решений, а не на феномен вранья, лжи, извращенности ведущей к психозу. Причиной тому были исторические условия, а именно, малая изученность центров сил. Да и что можно сказать о лжи? Лишь то, что она ведет к болезням: психозам, истерии, шизофрении. Еще то, что она иногда ломается в оговорках. Большую роль в психоанализе, помимо сновидений играют так называемые ошибочные действия - описки, оговорки, ослышки, обмолвки, забывание слов и вещей. Фрейд придавал анализу ошибочных действий огромное значение и написал о них одну из самых знаменитых своих книг - "Психопатологию обыденной жизни". Эта замечательная работа вышла в свет в 1901 году. Можно так же отметить широкое научное значение этой работы, которое она имеет не только для психопатологии, но и для лингвистики и филологии.
  Маркс раскрыл наличие лжи в организации общественной жизни. Причина ее в желании извлекать нетрудовые доходы. "Обеспечьте капиталу 10% прибыли, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы пойти, хотя бы под страхом виселицы" (Dunning T. J., Trade"s Unions and Strikes: Their Philosophy and Intention. - London: Published by the author, and Sold by M. Harley, No 5, Raquet court, Fleet street, E.C. 1860. - P. 35-36. - 52 p. (цит. по К. Маркс, "Капитал", гл.24 примечание в конце п.6. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. - 2-е изд. - Т. 23. - С. 770.)
  Последствиями наличия лжи в общественной жизни являются истерические реакции: теракты, войны, революции.
  Пациенты психоаналитиков обычно сами не знают, где врут. Для них побудительные мотивы выходят из глубин бессознательного. А в обществе лгущий (правящий) класс знает, где и почему лжет. Он сознательно манипулирует обществом. Конечно, далеко не все знают, где врут. Но современный уровень образования оставляет для этого все меньше возможностей.
  А те, кто позволяют себе лгать, зачастую не имеют достаточно образования, что бы противодействовать этому. И дело тут не в какой-то интеллектуальной ущербности, а в том, что люди вынуждены жить в условиях "разделения труда" и делегировать многие функции другим людям.
  Но, все-таки запас неведения людей не так уж и велик и будет преодолен в результате информационной революции. А знать, когда власть вам врет, - значит, знать о ней ВСЕ. И в этом направлении уже многое делается. Литература, театр и кино много делают для изучения методов манипуляции сознанием человека. Подробно способы манипуляции раскрывает исследователь С.Г.Кара-Мурза, в работе "Манипуляция сознанием".
  Развиваясь, Марксизм должен дополнить экономическую теорию теорией насильственного удержания власти кучкой людей, и теорией манипулятивных воздействий. Но разрозненные труды слабы как пальцы раскрытой ладони. Надо собрать их в кулак.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"