Давно известно такое замечательное философское мировоззрение, как материализм. В своем развитии материализм прошел огонь и воду первовеществ и 'медные трубы' научных экспериментов. Есть в нем и диалектический раздел и исторический! Единственное чего он упорно не хочет замечать так это духовного мира. Хоть ты в лоб тресни духовными явлениями современных материалистов, хоть по лбу, они все норовят закрыть глазки, предпочитая в упор их не видеть. И будут отсылать вас к идеалистам, и вас прозовут идеалистом.
Вот, к примеру, проблема существования призраков. Есть к тому масса свидетельств. А научно-технический прогресс стал, еще, и фиксировать их на видео. А материалистам это не надо, потому что, видите ли, их авторитеты основатели были склонны к атеизму, отрицали все духовное религиозное, как нечто пустое и вредное, лишенное всех естественных оснований. А основания возьми да объявись!
Это не последовательно... Объявили материю единственной 'абсолютной' субстанцией бытия, вот из этого надо и исходить. Поэтому мы и открываем новый раздел в материалистическом философском познании - идеальный материализм. Под словом идеальный имеется в виду то, что материализм становится действительно всеобъемлющим, охватывающим все явления, в том числе и религиозно духовные феномены.
Если мы не страусы, отрицающие очевидное, и при этом материалисты, значит, мы должны признать существование духовной материи. Материи, из которой состоят призраки, души человеческие и Бог. В общем-то, это та же самая материя, только более тонкая - фемто размерности.
Материали́зм (лат. materialis - вещественный) - философское мировоззрение, в соответствии с которым материя, как объективная реальность, является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением) в сфере бытия, а идеальное (понятия, воля, сознание и тому подобное) - вторичным (результатом, следствием). Материализм утверждает существование в сфере бытия единственной 'абсолютной' субстанции бытия - материи; все сущности образованы материей, а идеальные явления (в том числе сознание) - являются процессами взаимодействия материальных сущностей. Законы материального мира распространяются на весь мир, в том числе на общество и человека.
Слово 'материализм' начали употреблять в 17 веке главным образом в смысле физических представлений о материи (Р. Бойль), а позднее в более общем философском смысле (Лейбниц) для противопоставления материализма идеализму. Позднее точное определение материализму дали К. Маркс и Ф. Энгельс. 'Философы разделились на два больших лагеря', сообразно тому, как отвечали они на вопрос об отношении мышления к бытию. 'Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы... составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма' (Энгельс Ф., см. Маркс К.и Энгельс Ф., Соч., т. 21, с. 283).
Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство, время и движение - объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи, что единство мира состоит в его материальности. Но то, что материя не сотворена еще не значит, что ничего дополнительно сотворить было невозможно.
Человечеству нужно было пройти большой исторический путь, что бы поставить вопрос о возможности материи мыслить. А уж утверждение о том, что и мышление Бога зиждется на основе материи и вовсе будет труден. Но какие у нас причины делать для Бога исключение?
Сознание происходит из материи. Что это нам дает применительно к сознанию Бога? Мозаичность бытия, борьбу, эволюцию, не всемогущество. Все совсем как в нашем мире. Материальный Бог создал материальный мир. Но какая-то частичка души человеческой является не сотворенной, а изначальной, вечной, бытийной.
Материалистическое решение второй стороны основного вопроса философии- о познаваемости мира- означает убеждение в возможности адекватного отражения самой действительности в человеческом сознании, в познаваемости мира и его закономерностей. Пора бы материализму познать и феномены духовного мира. Это феномены человеческого сознания (ясновидение, телекинез, телепатия, предвидение будущего), которые стали все чаще фиксироваться в экспериментах и просто в быту.
В идеализме на первых порах материя понималась не как продукт духа, а как совечная ему бесформенная и бездуховная субстанция, из которой дух (движение) создает некие сложные конструкции. Когда забыли о разделении бытия на два мира, то решили, что эти конструкции это предметы природного мира.
Почему бы в современном смысле не понимать эту первоматерию, как набор неделимых частиц. У этих частиц есть возможность взаимодействовать между собой, образуя при этом какие-то случайные комбинации. ( Это может быть возможность предоставленная одной из бесчисленных мультивселенных). И, может быть, некоторые такие комбинации получили возможность мыслить, достраивать сами себя. Так возникли Боги, архангелы, ангелы, души человеческие и пр. Вполне возможно, что между ними была борьба. Кое какая память об этом сохранилась и у людей, и была выражена в литературных произведениях.
И, похоже, часть богов решила создать видимый нами мир. Создать огромное число микрочастиц с запрограммированными свойствами. Это для нас они микро, а с точки зрения богов, состоящих из мельчайших частиц, наши частицы это огромные сложные компьютерные системы с жестко запрограммированными свойствами. Их создали одномоментно (большой взрыв). Но это с нашей точки зрения. А с той стороны это могло выглядеть и по-другому. С нашей точки зрения эволюция вселенной продолжалась долго. Но с точки зрения богов наверно нет. Они привыкли жить вечно. В процессе развития вселенной ее параметры могли корректироваться, ведь все программируемо.
Мир и мы созданы так, что видим только созданный мир. С миром духов частицы нашего мира по собственному желанию не могут вступить в контакт. Душа человека, состоящая из суперэлементарной материи, может иметь органы зрения совсем иного типа, нежели наши оптические глаза. Духи, души могут вступать в очень сложную связь и жить в телах, так как космонавты живут в космических станциях или скафандрах.
С точки зрения суперэлементарного наблюдателя наш мир выглядит как созданный из крупных частиц, которые только нам кажутся элементарными. И обнаружить этот суперэлементарный мир средствами мира 'большой' материи очень непросто, только по косвенным признакам.
Исследование мира элементарных частиц дало их большое разнообразие. Физики, шутя, говорят о 'зоопарке элементарных частиц'. По-моему, такое разнообразие свидетельствует о том, что элементарные частицы не являются элементарными, а состоят из большого числа суперэлементарных частиц.
А результат столкновения элементарных частиц в ускорителях похож на результат столкновения двух капель воды - очень большое количество 'брызг'. Это довод за существование частиц фемторазмерности.
Волновое поведение элементарных частиц говорит о наличии сложного взаимодействия их между собой, что говорит о сложности их внутренней структуры. О сложности внутренней структуры говорит и обилие взаимодействий во вселенной.
Идея неисчерпаемости элементарных частиц не казалась странной в позапрошлом веке. Об этом говорит стихотворение Валерия Брюсова:
МИР ЭЛЕКТРОНА
Быть может, эти электроны
Миры, где пять материков,
Искусства, знанья, войны, троны
И память сорока веков!
Еще, быть может, каждый атом -
Вселенная, где сто планет;
Там - все, что здесь, в объеме сжатом,
Но также то, чего здесь нет.
Их меры малы, но все та же
Их бесконечность, как и здесь;
Там скорбь и страсть, как здесь, и даже
Там та же мировая спесь.
Их мудрецы, свой мир бескрайный
Поставив центром бытия,
Спешат проникнуть в искры тайны
И умствуют, как ныне я;
А в миг, когда из разрушенья
Творятся токи новых сил,
Кричат, в мечтах самовнушенья,
Что бог свой светоч загасил!
Можно вспомнить и высказывание В.И.Ленина о том, что 'электрон так же неисчерпаем как и атом'.
Главная линия развития материализма в 19 веке проходила в направлении обогащения его диалектикой, которая достигла на почве идеализма наивысшего развития в философии Гегеля. Некоторые пытались достичь слияния диалектики с материализмом путём её переработки. Продолжая материалистическую традицию (материалистические идеи Ломоносова и Радищева), Герцен, Белинский, Добролюбов, Чернышевский сделали попытку соединить диалектику Гегеля с материализмом; в Германии Фейербах отбросил абсолютную идею Гегеля, игравшую в гегелевской системе роль творца всего сущего, и выступил с утверждением материализма; однако вместе с абсолютным идеализмом он отбросил и диалектику.
Для домарксистского материализма характерна неспособность добиться единства диалектики, логики и теории познания. У русских революционных демократов (вплоть до Чернышевского) единство материализма и диалектики не было достигнуто именно в области логики и теории познания, хотя они и приближались к этому. О соединении материализма с диалектикой впервые объявили К. Маркс и Ф. Энгельс.
Взаимопроникновение материализма и диалектики в марксистской философии 19 в. произвело революционный переворот в истории всей человеческой мысли, т. к. было создано ощущение научно единого взгляда на природу, общество и мышление, ощущение появления теории и метода познания и революционного преобразования действительности. Важнейшей стороной этого революционного переворота было распространение материализма на понимание общественной жизни, создание материалистического понимания истории (исторического материализма). Дальнейшее развитие диалектического и исторического материализма. в новой исторической обстановке связано с именем В. И. Ленина. Решающим оказывалось признание (Маркс, Энгельс, Ленин) или непризнание (непоследовательные материалисты) органического единства (тождества, совпадения) диалектики, логики и теории познания, опирающихся на принципе единства законов бытия и познания, мышления. У Гегеля такое единство осуществлялось на идеалистической основе.
Но материализм хаотичен и подчиняется 'теории вероятности', которая равнодушна к сложным системам и пророчит им гибель. Какое может быть развитие, если с каждым шагом системы к усложнению вероятность ее существования все уменьшается? Отсюда и невозможность диалектики без наличия в системе 'творца всего сущего'. В случае идеального материализма мы имеем систему с творцом только видимой нами вселенной. Невидимая вселенная хаотична и бесцельна, но там вероятности возникновения и исчезновения богов имеют другие параметры. Тот мир, какой мы наблюдаем, похож на сформировавшийся по вероятностным законам, но лучше узнавая законы, мы обнаруживаем, что вероятность возникновения и столь длительного существования жизни стремится к ничтожно малой величине. Жизнь белкового типа очень маловероятное событие, а жизнь разумная чудовищно невероятна. Вот поэтому Фейербах и отбросил диалектику. Невозможна она в материализме. А Маркс, какими-то риторическими мантрами, как-то ее протащил в материализм. И марксизм оказался построен на спекулятивном фундаменте! Казалось бы, какая ерунда, кто это читает. Однако люди почувствовали фальшь и то, что наглость рулит! И это привело к краху общества избравшего марксизм своей философской конституцией.
А что нужно для возникновения Бога? Допустим в очень примитивном, доступном нашему пониманию виде? Несколько супер элементарных частиц - способных находиться в состоянии '0' и '1', и образовывать цепочки. Вероятность его возникновения окажется больше, чем вероятность возникновения вселенной с галактиками, солнечными системами, планетами земного типа, живыми организмами, разумными существами с душами способными к телепатии, гипнозу, ясновидению, пророческому предвидению будущего.
'Диалектический материализм, будучи в самой основе противоположен идеализму, имеет и диаметрально противоположные ему гносеологические источники: строгая объективность рассмотрения любых вещей и явлений; многосторонность рассмотрения изучаемого предмета, гибкость и подвижность понятий, в которых он отражается; неразрывная связь всех научных представлений (теорий, гипотез, законов, понятий), всех сторон научного познания с понятием материи, природы, обеспечивающая пользование ими как относительными (релятивными) и предупреждающая их превращение в абсолют. Один из основных источников диалектического материализма - неразрывная связь теории с практикой революционной борьбы, благодаря чему открывается возможность не только объяснить мир, но и коренным образом преобразовывать его.' - читаем мы в философских энциклопедиях. Идеальный материализм вполне может оставить все эти прекрасные принципы. Идеальный материализм может вобрать в себя все самое лучшее из обоих систем и прекратить нелепые споры. С чего бы это материализму быть противоположному идеализму, если он позаимствовал у него диалектику.
В анналах материализма можно прочитать, что 'критерием истинности материализма служит общественно-историческая практика. Именно на практике опровергаются ложные построения идеалистов и агностиков, и неоспоримо доказывается истинность материализма. Чтобы успешно вести активную борьбу против идеализма, материализм должен быть философски осознанным; в активной направленности материализма против идеализма выражена его партийность. В этой связи различают воинствующий материализм и материализм, не ведущий активной борьбы против идеализма'. Но кто и чем нагрузил идеализм? Наверно там было много клерикалов обслуживавших интересы церквей и монархий. Это все к философии и не должно иметь отношения. Идеалисты зачаровались тенями на стене платоновской пещеры, забыв, что все это тоже строится на материальной основе. И всякое противостояние материализма и идеализма, материализма и религии яйца выеденного не стоит.
У некоторых философов душевные функции рассматривались на основе существования некоторой особой духовной субстанции. Так у Гераклита душа - тонкий огонь. У Декарта сознательные функции являются результатом проявления особой духовной субстанции. Особая то она особая, но вот есть ли причины считать ее не материальной?
Крупный шаг в развитии объективного идеализма осуществил Гегель. Он истолковал реальный мир как результат не эманации, а саморазвития абсолютного духа. Источником этого саморазвития он считал противоречие, внутренне присущее ему. Но если мир - продукт саморазвития идеи, то из чего возникает сама идея? С угрозой дурной бесконечности столкнулись Шеллинг и Гегель, которые попытались избежать ее путем выведения идеи из чистого бытия - тождественного ничто. Для последнего вопрос 'из чего?' уже лишен смысла. Альтернативой обеим концепциям является теория, трактующая мир как изначально имеющий духовную природу и тем снимающая вопрос о выведении его из чего-то иного. Во всем этом уж как-то много беспочвенного.
Необходимо провести различение. Дух в современном понимании, берущим начало в немецкой философии, - это движение. Дух соотносится с материей примерно как энергия с массой (если рассматривать энергию как количество движения). В философии дух понимался как разум и сознание, во многом, благодаря своей подвижности, потому что сложно видеть разумность в чем-то статичном, неподвижном, в вещи.
Во многих философских системах для сознания обычно используется понятие идеального. Идеальное это и сфера идей и что-то мистическое. И в результате понятие идеального оказалось перегруженным разноплановым содержанием. Нужно внести разделение. Душа человеческая существует совсем не так как существует понятие треугольника или гипотенузы.
Было бы разумно, ввести в философские конструкции новый вид материи - анимаматерию (от лат. аnima - душа, materia - вещество), которая, как выяснено различными наблюдениями, обладает уникальными свойствами.
Такие явления как телепатия, ясновидение, пророческое предвидение, гипноз говорят о том, что анимаматерия способна преодолевать пространство и время отлично от вещества природного мира. Так энергия в мире рассеивается обратно пропорционально кубу расстояния, а для телепатии такого ограничения не наблюдается. И для скорости передачи сигнала ограничений не то что бы нет... он может быть передан даже в прошлое. Истории о клинической смерти, собранные различными наблюдателями, говорят о посмертном существовании души отдельно от тела.
Нейрофизиологи, изучающие мозг человека испытывают большие затруднения при объяснении интеллектуальной работы мозга. Возникло ощущение, что мозг это всего лишь антенна принимающая сигналы из космоса. Но вот из космоса ли? Скорее всего, именно душа является тем суперкомпьютером, который порождает сознание человека, хранит всю информацию. И при этом он совершенно незаметен. Хотя, может быть этот суперкомпьютер и весит несколько грамм.
И тут мы окажемся близкими к представлениям различных религий: зороастризма, христианства, буддизма, иудаизма и мусульманства, говорящих о существовании двух миров.
Зороастризм говорит, что существуют два мира, данных нам в ощущениях, - мир телесный, вещественный, и мир бестелесных сущностей. Первый мир преходящ, был сотворен и будет разрушен. Второй - непреходящ, вечен и неуничтожим. Последний является причиной и основой всего бытия. Зороастризм говорит о первичности тонкой материи, она пронизывает видимый мир и обнимает его, преодолевая время, обладая вневременным постижением происходящего в мире. И Христианство тоже является учением о двух мирах. В этом их главное сходство, влекущее за собой массу других общих черт.
Еще недавно в основные проблемы философии выдвигали вопрос о том, что первично, материя или сознание. Но при этом априори делался вид, что второго мира не существует! Как говорится, вместе с водой выплеснули и ребенка. Рассмотрение философских проблем на искусственно суженом феноменологическом поле может приводить к простым решениям, которые выгодны для идеологий, но вредны для человечества, которое вводится в заблуждение.
Конечно, с экспериментальным подтверждением анимаматерии есть сложности. Феномены анимаматерии можно пока наблюдать только отстраненно, как пятна на солнце, но не экспериментировать с ними. Но это проблема науки, а не философии. Анимаматерия дает нам новую теорию мироздания, которую наука хоть и не подтверждает, но и не опровергает. Но надежда есть.
Некоторые исследователи говорят о необходимости, для полноценной физической картины мира, элементарных частиц в миллионы и миллиарды раз меньших атомных. Это конечно, пока чисто математическое абстрагирование, потому что наблюдать их не имеется никакой возможности.
Но так ли уж все безнадежно для возможности наблюдения? Может быть анимаматерия все-таки наблюдаема там, где она находится в больших скоплениях? Недавно космологи заговорили о таинственной 'темной материи' в просторах вселенной. (Тёмная материя в астрономии и космологии - форма материи, которая не испускает электромагнитного излучения и не взаимодействует с ним. Это свойство данной формы вещества делает невозможным её прямое наблюдение. Однако возможно обнаружить присутствие тёмной материи по создаваемым ею гравитационным эффектам. Обнаружение природы тёмной материи поможет решить проблему скрытой массы, которая, в частности, заключается в аномально высокой скорости вращения внешних областей галактик.) И анимаматерия могла бы внести свой вклад в гравитационную картину вселенной. Ведь она может быть не везде столь разряженной как на Земле, которая в этом отношении представляет что-то вроде заповедника. Некоторые плотные структуры анимаматерии (ангелы, архангелы) могут быть наблюдаемыми, но это скорее исключение. Даже густая сеть пневматосферы Земли совершенно незаметна для наблюдения людьми.
Наверно для полноценного развития человеческих душ необходима хотя бы иллюзия независимости и свободы действия, иллюзия самостоятельного нахождения и постижения, необходимых для нормального развития разума опор и структур. Может быть, поэтому мир устроен так, что мы с трудом обнаруживаем следы высшего разума.
Представления о самостоятельности и полноценности душевного (анимаматериального) существования человека могут быть полезны для согласования различных взглядов людей на устройство мира. Так недавно в обществе разгорелись нешуточные споры о различных взглядах на происхождение человека. Сторонники эволюционизма и креационизма требуют признания познавательного дуализма в вопросах происхождения человека.
А что если Бог на протяжении миллионов лет эволюции создавал вовсе не человека, а лишь телесное вместилище для его души? Душа создавалась отдельно. И на протяжении миллионов лет тело человека вело чисто животную жизнь, без проблесков разума свойственных душе человека. Это минимизирует огромное количество страдания, которое кажется излишним. Тело закалялось, совершенствовалось, приобретало иммунитет и т.д. В библии говорится об акте творения человека как об акте коллективном. Может быть, это имеется в виду эволюционный процесс, когда природа, животные как-то воздействовали на человеческое тело, совершенствуя его, производя отбор. А сама история человечества, когда души людей стали вселяться в человеческие тела, может насчитывать всего сто или двести тысяч лет.
Душа не исчезает и не трансформируется при смерти тела. Тело это что-то вроде одежды для души, предохраняющий кокон, защищающий от телепатических и гипнотических воздействий. Душа в теле, переключаясь на его интересы и заботы, становится немного духовно слепой и глухой. Что бы вернуть ей способности к телепатии, ясновидению и прочим сверхвозможностям, йоги и христианские мистики предлагали упражнения (практики) преодоления телесного, снижения зависимости от него через привыкание к боли, потому что о разрыве с душой тело сигнализирует болью. Есть литературные сведения о возможности достижения состояния полного контроля над своими душевными возможностями именуемом сомадхи.
По-видимому, целью создания столь сложного бытия было создание иллюзии для человека свободы выбора разумных основ для своей жизни.
Бог, возможно, и вмешивается в жизнь людей, помогает им. Но, помогает он только верующим в него, тем, кто становится его единомышленниками. Тех, кто не дорос до осознания необходимости существования в жизни Бога (смысла, доброты, справедливости), он игнорирует.
Люди, прошедшие испытание и обретшие разум, покидают этот детский сад и переселяются в более совершенные миры. Идеальный материализм может оказаться очень полезным для обретения разума.