Емельянов Вадим Юрьевич : другие произведения.

Безобразное разнообразие пророков

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Человечество на протяжении всей истории своего развития постоянно сталкивалось с удивительными случаями предвидения будущего, которые никаким перебором возможных ситуаций не объяснишь. Их стали называть пророчествами. Поражая впечатление древнего человека, такие случаи закреплялись в памяти, входили в легенды и предания. Они служили источником религиозного вдохновения, наводили на мысль о существовании в мире сил, определяющих жизнь, думающих о судьбах, судящих людей.
  Исторические факты предвидения будущего собирались и обобщались в древних цивилизациях, но в силу их глубокой национальной привязанности они по большей части не становились общечеловеческим достоянием, а существовали внутри религиозных национальных систем.
  Проро́к (от др.-греч. προφήτης, прорицатель) - в общем смысле, человек, контактирующий со сверхъестественными или божественными силами и служащий посредником между ними и человечеством; провозвестник сверхъестественной воли.
  Утверждения о пророках встречаются во многих религиозных культурах, включая иудаизм, христианство, ислам, зороастризм, также существуют утверждения о пророчествах Сивилл, дельфийском оракуле, и т. п.
  Пророками были основатели мировых религий. Вся история древнего мира пронизана сказаниями о пророках, оракулах, пифиях.
  - В авестийской религии известен свой великий пророк. Исследователи спорят, был ли он реальным историческим лицом. Его звали Заратустра (по древнегречески - Зороастр) и жил он, очевидно, во времена легендарного царя Виштаспа, который воспринял учение пророка и первым начал распространять его среди персов. Это имя созвучно имени реального человека - Гиштаспа, отца великого персидского царя Дария I (IV-V века до н. э.).
  Связного рассказа о рождении и жизни Заратустры не существует, а сведения о нем отрывочны и противоречивы.
  Пришествие обещанного в древней легенде пророка произошло на далекой окраине персидских земель. Младенец родился в семье богатого и знатного человека. Его имя расшифровывают как "богатый верблюдами", "владелец верблюда", либо "ведущий верблюда".
  Мать будущего пророка видела накануне его рождения пророческие сны: еще не родившийся сын, сияющий в лучах света, смело разгонял нечисть, посланную Ангра-Майнью. Злые духи все время преследовали мальчика, но чудесный ребенок всегда легко их побеждал. Еще с детства он возненавидел всякое колдовство и волшебство, видя в нем орудие темных сил.
  Когда Заратустра достиг "мудрого возраста" - 30 лет, с ним произошло нечто невероятное. Он отправился к реке, чтобы взять воды для приготовления священного напитка. Когда же дошел до половины реки, течение почти с головой омыло его. Вернувшись на берег, он увидел божественное бесплотное существо. Это был один из агуров свиты Ахура-Мазды, который взял Заратустру за руку и повел в небесные чертоги. Там Заратустра и получил свое божественное откровение. После этого юноша вернулся к людям, чтобы учить их.
  Предание рассказывает, что пророк не был принят в своей общине и бежал от преследований. На родине он смог обратить в свою веру лишь двоюродного брата. Заратустра пережил тяжелые дни, полные сомнений и разочарований. В Авесте сохранился его тревожный монолог: "Куда бежать?.."
  После долгих странствий пророк попал во владение легендарного царя Виштаспа. Этот правитель симпатизировал Заратустре и его учению и даже сражался с соседними племенами за утверждение его веры.
  О дальнейшей жизни пророка известно мало. Вероятно, он создал общину своих последователей.
  Основатель религии зороастризма, Заратустра , был пророком - человеком, черпающим информацию из будущего. Он создал религию - поклонения Благой Мысли. (Верховный Бог - Властелин Мысли, Ахура Мазда) Смысл его учения состоит в том, что человек имеет свободу воли и может выбирать между добром и злом. Он должен активно сражаться на стороне добра, которое победит в решающей битве. Но первое сражение, которое должен выиграть каждый - это сражение с самим собой, со своим несовершенством. Полем этой битвы становится человеческая душа. Дорога в рай или ад открыта любому человеку и зависит исключительно от его поведения, а не от богатства или знатности. Его учение это наставление, как работать с внутренней информацией. Заратустра указал, что для общения с Богом нужна внутренняя духовная нить. Молитва стала погружением в мир мыслей, сосредоточенной медитацией (размышлением).
  Авестизм-зороастризм, в отличие от буддизма, не получил широкого распространения. Сейчас в мире эту древнюю религию исповедует лишь небольшая группа людей.
  - Библия проникнута духом пророчеств. В иудео-христианском богословии пророки - провозвестники воли Бога, проповедовавшие на территории древних Израиля и Иудеи, а также в Ниневии и Вавилоне среди евреев, ассирийцев и вавилонян в период приблизительно с последней четверти VIII в до н. э. до первой четверти IV в. до н. э.
  Этим термином в переводах Септуагинты и Нового Завета передаётся древнееврейский термин "нави" (ивр. נָבִיא, мн. ч. "невиим", ивр. נְבִיאִים).
  Библейских пророков делят на две группы: ранние пророки (до VIII в. до н. э.) и поздние пророки (VIII-IV вв. до н. э.). Соответственно, в Еврейской Библии (Танахе) раздел пророческих книг разделён на книги ранних и поздних пророков, имеющих принципиальную разницу в содержании. Ранние пророки книг не писали (или их сочинения не сохранились), поэтому книги ранних пророков (Книга Иисуса Навина, Книга Судей, Книги Царств) - исторические по содержанию, о деятельности пророков там лишь упоминается. В христианской традиции эти книги относятся к числу исторических, а не пророческих. К числу ранних пророков относятся Самуил, Нафан, Илия, Елисей, кроме них в Библии упоминается ещё множество пророков.
  Собственно пророческими являются лишь книги поздних пророков. При этом в христианстве к числу пророческих относится книга Даниила, которая в Танахе таковой не считается и входит в другой раздел - Писания.
  Традиционно по объёму наследия книги библейских пророков делят на две части:
  4 Великих пророка: Исаия, Иеремия, Даниил (только в христианстве) и Иезекииль;
  12 Малых пророков: Иоиль, Иона, Амос, Осия, Михей, Наум, Софония, Аввакум, Авдий, Аггей, Захария, Малахия.
  В целом, пророки утверждали превосходство морально-этического начала над культом как таковым, с его голой обрядностью и жертвоприношениями животных.
  Объяснение появления пророков зависит во многом от богословских убеждений и герменевтики. По традиционной герменевтике, сам Бог стоял за процессом. Либералы склонны считать, что усложнение общественных отношений в израильско-иудейском обществе, глубокое обострение социально-политических противоречий обусловили появление в VIII веке до н. э. так называемого пророческого движения, крупнейшими представителями которого были Амос, Осия, Исаия (т. н. Первоисайя), Михей (VIII век до н. э.); Иеремия, Софония, Наум, Аввакум.
  Произведения пророков отличаются богатством и яркостью поэтического языка; они явились крупным вкладом в развитие классического древнееврейского языка и литературы. Пророческая литература оказала большое влияние на позднеиудейскую сектантскую (ессеев-кумранитов) и христианскую идеологию и литературу. К ней обращались также христианские еретические движения Средневековья, идеологи крестьянских войн и других народных движений, социалисты-утописты.
  В то же время, консервативная герменевтика утверждает, что некоторые пророки сами составляли книги или же книги были записаны практически сразу после смерти. Стоит отметить, что консервативная герменевтика имеет множество доказательств, хотя в ней присутствует и элемент мистики - вера в то, что речи пророков являются частью Божьего Слова.
  - Вся древнегреческая культура пронизана пророчествами. Огромную роль в Греции играли оракулы . В Дельфах была глубокая расселина, из которой поднимались вредные испарения, сводившие людей с ума. (Недавно было выяснено, что эти испарения содержали газ этилен. Еще недавно этот газ применялся в медицине для анестезии. Рассказывают, что люди после операций, приходя в себя от наркоза, иногда сообщали удивительные сведения.) Около этой расселины и устроили оракул Аполлона. Были оракулы и у других Богов. Пифии - служительницы оракула - отвечали на вопросы людей. Подобно оракулам, большое значение в Азии и Риме имели пророчества сивилл.
  Но были пророки и не нуждавшиеся в одурманивании. Например Тересий, из Фив (трагедии Эсхила и Софокла). Также в истории взятия Трои рассказывается, что дети Гекубы и Приама Троянского, Кассандра и Гелен, обладали способностью пророчить будущее. Вспомнить всех древнегреческих пророков не представляется возможным, так их было много.
  - В Китае выделялись специальные центры, имевшие региональное и даже обще китайское значение, подобно Дельфийскому оракулу у греков .
  - В Индии мистических прозрений достигали с помощью специальной системы упражнений - йоги. Это предписания относительно положения тела, дыхания, сосредоточения мыслей и моральной дисциплины. Йог, который в достаточной степени победил свои низшие наклонности, вступает в высшее состояние, именуемое самадхи, в котором он встречается лицом к лицу с тем, чего никогда не подозревал ни инстинкт его, ни рассудок. Он узнает, что духу присущи высокие, превосходящие разум, сверхсознательные состояния, в которых дух познает без посредства разума.
  Веды говорят, что это состояние высшего сознания может явиться и случайно, без подготовительной дисциплины, но тогда его результаты мало пригодны для жизни.
  - Похоже, в древности, ведическое и библейское священничество враждовали. Библейское священничество называло славянских ведунов гоями. А "гой" это "йог" только наоборот. У славян была такая традиция - использовать в присутствии врагов слова задом наперед. Это так называемый "тарабарский язык". Так йоги превратились в гоев.
  - Проро́ки в исла́ме (араб. نبي) - это люди, избранные Богом (Аллахом) для передачи откровения (вахй).
  По представлениям мусульман, разъясняя истинный путь, указанный Всевышним, пророки тем самым спасли людей, поверивших в Священное Писание, от многобожия и идолопоклонства. Для укрепления пророков Бог награждал их способностью совершать чудеса. Первым пророком мусульмане считают Адама.
  Позднее в мусульманском мире мистические учения разрабатывались суфиями.
  Есть много других религиозных направлений, не упомянутых здесь, но большинство, так или иначе, основываются на предвидении будущего.
  Предсказатели будущего были во всех цивилизациях и во все времена. Это может навести на мысль об отсутствии привязанности пророческой силы к каким-то религиозно этическим взглядам людей. Но в тоже время внутри различных культур, пророки обладали сходными психофизиологическими особенностями. Каковы эти особенности? Какие природные силы наделяют пророков такими чертами характера и мышления?
  Чем всегда отличались пророки? Социальным новаторством, революционностью, борьбой за свободу и независимость народов. Задолго до К. Маркса пророки пытались не только объяснить мир, но и изменить его. Их усилиями создавались церкви и коммуны, реформировались ветхие государства и создавались новые.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"