Мороз Валерий : другие произведения.

Времяоник - " Non Stop!"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Сам по себе "Времяоник" - это своего рода "мутация", переходный жанр от привычного для россиян реализма к привычной для американцев фантастике.
  Как это по-русски: описать голубое детство, юность, с ее трудным вхождением в суровую взрослую жизнь, которой привычно живет человечество. Ведь это уже было у многих русских писателей (Аксаков, Толстой, Горький). Да и не только у русских. Вообще, все это можно назвать крылатой фразой "Портрет художника в юности", ставшей заглавием романа Джойса.
  Однако, так все у В.Ю.Емельянова, да не так (как у предшественников). Ибо жизнь человечества конца XX - начала XXI века все больше и больше становится похожей на фантастику, такая сложная технологическая система накручена вокруг себя человечеством, что шагу нельзя ступить без прогноза лет на сто вперед, а это уже фантастика, к тому же приправленная информационным взрывом, когда практически самому простому человеку, на самой нижней ступеньке общественной иерархии, дворнику, например, доступны знания всех народов и всех эпох.
  Поэтому, даже если бы В.Ю.Емельянов был бы "реалистом", он сделал бы то же, что и сейчас, - в его повести "Времяоник" "новый язык", адекватный реалиям современного этапа, развития человечества. Да, это ново, поэтому понятна реплика писателя Л.Г.Малкина на полях рукописи "Времяоника": что это, мол, художественное произведение, или научный трактат? Нет, дорогой Леонид Григорьевич, самая настоящая повесть, ни науки, ни философии там нет, это было бы слишком уж специфично.
  В принципе, тот текст, который В.Ю.Емельянов назвал "Времяоник", и есть "самое сущность Писательского Дела", - то, что Писатель пишет "для себя и себе подобных".
  Когда я читал статью В.Ю.Емельянова "Петля времени" ("Техника молодежи" No8 1999г.), мне хотелось с ним поспорить. Но этот же, фактически, текст статьи писатель внедрил в повесть "Времяоник" и эффект получился изумительный, - просто зрительно, голографически теперь читателю видится духовный мир нашего современника (интеллигента, разумеется).
  Да, писательство сродни публичному стриптизу. Все снял с себя В.Ю.Емельянов, и - красиво получилось. Ну, обыкновеннейшая жизнь. Каждый так живет. Но весь фокус писательства в том и состоит, как это все на бумаге (компьютере) зафиксировать, чтобы читать было интересно и ново! Ну, это удается В.Ю.Емельянову.
  А, вообще, меня лично в эмоциональный плен взял застольный диалог Бубнова, Рассказчика (Димы Юнишева) и Хабесова. Я, читатель и любитель фантастики, ощущаю Писателя, как Паук - Муху. И вот особенно вкусной мне показалась кровь (это уже не фигурально, ибо текст, - он возникает из страданий-то Писателя, увы...), составляющая этот самый диалог Рассказчика, Бубнова и Хабесова. Я этого "Хабесова" лично раза три видел (фамилия у него другая). Но диалог - мастерство типажей (Рассказчик - фантазер, Бубнов - балбес, Хабесов - бывалый и поэт), уместность реплик, распределение ролей. Для того, чтобы сделать такой текст-диалог, нужен и дар, и мастерство. Я и в фантастике, у Ф.Дика, К.Саймака, А.Н.Толстого, И.Ефремова, Стругатских читал такие диалоги.
  И все же, при всей откровенности текста, "Времяоник" - это самая натуральная девственница в сравнении с тем, что публиковала и публикует художественная литература (хоть реализм, хоть фантастика). Мало в "Времяонике", да и вообще во всех имеющихся ныне в наличности произведениях В.Ю.Емельянова, секса, физиологических описаний. Может, это я сейчас и смешно написал, но секс в жизни человека играет огромную роль, а в повести его фактически нет. Так бы Кафка не поступил, как Вы поступили, дорогой Вадим Юрьевич...
  В творчестве В.Ю.Емельянова нет описания человека, попавшего в рабство. Емельянову удалось этого избежать, а Христу - нет. И многим после Христа - тоже нет. Человек всегда в "цейтноте", - вот чему надо В.Ю.Емельянову поучиться у Ф.Дика, К.Саймака, А.Н.Толстого и И.Ефремова.
  Кстати говоря, возникает традиционный вопрос и о разделении автора и его героя. В рамках художественной фантастики способность Димы Юнишева предсказывать будущее не вызывает возражений. У Ф.Дика - предсказывают. У К.Саймака - тоже предсказывают, а в "Туманности Андромеды" вообще Академия Прогностики.
  Но такое впечатление, такие лучи бьют сквозь страницы "Времяоника", что Автор уверен в своей способности предсказывать будущее (Это и в личных встречах ощущалось). И потом, В.Ю.Емельянов мучается, что никто не прислушивается к его предсказаниям, вот и войну в Чечне развязали, и Листьева убили, и так далее.
  Дорогой Вадим Юрьевич! Поместите ваш прогноз на ближайшие Сто лет в Internet. Через три года два пользователя internet обращают внимание, что Ваш трехлетний прогноз сбылся. Они сообщают об этом пяти другим пользователям. И за Вашими прогнозами следят уже двадцать пользователей. Через двадцать лет за Вашими прогнозами следят уже Президент США, ООН и правительство Китая.
  А что толку?
  Тиресий в Аиде предсказал Одиссею Будущее, но Одиссей продолжал действовать, исходя из ситуации, а не ориентируясь на Конечное Будущее, - так действует любой психически здоровый человек.
  Собственно говоря, повесть "Времяоник" - это как бы психологическая биография людей провидцев. Текст типа "Времяоника", - это "высокая концентрация", "Большая крепость". А читатель ждет от Писателя "балласта", произведение искусства.
  Пока же литературное наследие В.Ю.Емельянова состоит исключительно из "высокой концентрации" и ни "одной" "глыбы" (где бы авторское "я" было спрятано под "поверхностью" текста). Но в художественной литературе герой типа Димы Юнишева, и особенно в "связке" с историей его жизни от детства к зрелости, явление новаторское. Видимо сейчас художественная литература постепенно переходит на несколько иные принципы, чем литература XIX века и первых двух третей XX века, принципы "долгоиграющих" технологических систем, человечество начинает жить не только в "плоскости" (как герои литературы XIX, половины XX веков), но в "объеме", и даже "времени"...
  Сейчас В.Ю.Емельянов пишет и философские трактаты, и политические манифесты, и реалистические произведения, и фантастику. Я, как любитель фантастики, жду пришествия в мир Емельянова - фантаста, ибо Политика, Реализм и Философия дальше от меня, чем Фантастика.
  Сейчас мозг В.Ю.Емельянова напоминает мне летящий самолет. Он - в полете творчества. Если сядет на аэродром - это Емельянов станет мещанином. Если взорвется в воздухе или врежется в Землю (не сядет) - это предчувствуемая Емельяновым скорая смерть. Я с Земли призываю Емельянова изменить курс - на создание большого космического фантастического романа.
  Итак, - Non Stop? - остановиться самолет Емельянова не может: это или смерть, или мещанство. Куда заложит вираж Емельянов? Но красиво летит, дружище, интересно смотреть на небо, где несется судьба человека и писателя...
  
  2005г. Валерий Мороз.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"