Емельянов Сергей Алексеевич : другие произведения.

Школа 205. 1943-1956 гг. (Воспоминания директора)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Воспоминания директора о работе школы 205 города Москвы в годы войны и после нее


ЕМЕЛЬЯНОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

ШКОЛА 205. 1943-1956гг.

(Воспоминания директора)

2018

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

   От автора публикации 3
   Предисловие 4
   Довоенные годы 5
   Начало войны 8
   Год перелома 10
   Беженцы 12
   Работа школы в военное и послевоенное время 14
   Внеклассные мероприятия 16
   Кружковая работа 19
   Вечера встреч 22
   Заключение 24
   Приложение 26
  

ОТ АВТОРА ПУБЛИКАЦИИ

   Предлагаемый текст представляет собой пересказ воспоминаний директора школы 205 города Москвы Анны Ивановны Зориной, моей близкой родственницы (она родная сестра моей матери). Я хорошо знал и любил тетю Аню. Своих детей у нее не было и она относилась ко мне как к родному сыну. Я подолгу жил в ее директорской квартире при школе 205, часто бывал и в самой школе, общался с ее учителями и учениками тех лет.
   Основанием для данной публикации послужили воспоминания Анны Ивановны, которые она писала в возрасте 87 лет, незадолго до смерти, спустя 20 лет после ухода из школы на пенсию. Рукопись не сохранилась, осталась только слепая машинописная копия с большим количество пропущенных букв, опечаток, повторов, трудно читаемых мест. Печатать ее в таком виде было немыслимо.
   Поэтому я счел возможно отредактировать текст воспоминаний, перекомпоновать его, заменить названия глав. Кое-где текст воспоминаний дополнен сведениями из автобиографии Анны Ивановны. При этом я строго соблюдал фактологическую сторону воспоминаний; все факты, фамилии, цифровые данные, естественно, оставлены мною без изменений. Единственное, что я позволил себе сделать, это дополнить авторский текст главой "Беженцы"; она написана мною, за исключением эпизода встречи с беженкой-узницей концентрационного лагеря "Майданек". Этот эпизод взят из воспоминаний самой Анны Ивановны.
   Надеюсь, что публикация будет интересна всем тем, кто интересуется историей советской школы, особенно тем, кто так или иначе был связан со школой 205.
  

ПРЕДИСЛОВИЕ

   Еще в 1919 году на территории, где сейчас расположена школа N205 и соседние с нею здания на правой стороне улицы 8-го Марта, рос большой лиственный лес, состоящий, главным образом, из берез, очень русских берез, некоторые и не охватишь. Лес этот начинался сейчас же (считая направление от Верхней Масловки), за Старо-Петровско-Разумовским проездом и тянулся до самой "Истоминки" и далее, захватывая железнодорожную линию Рижской железной дороги. Углубляясь в этот лес, можно было наблюдать поезда, вагоны, мелькавшие сквозь чащу леса.
   В 1918-19 годах Москва осталась без топлива. Угля, дров не было. А многие дома, главным образом, двухэтажные на окраинах Москвы, отапливались дровами. В этих домах были большие русские печи, в некоторых комнатах были и голландские. И вот этот лес очень выручил бывший тогда Краснопресненский район Москвы. Населению были выданы ордера на право валить, рубить деревья в этом лесу; каждой семье, смотря по площади квартиры, выдавался ордер на 7-8 берез, а иногда и на 10. Но заготовлять дрова надо было самим.
   Наша семья Зориных - 7 человек проживала тогда в полуподвальном помещении с русской и голландской печами, и мы вместе с другими жителями района валили и пилили березы. Мы - это мой брат Николай, только что окончивший среднюю школу (тогда были девятилетки) и я. Брат после окончания школы летом успел поработать в одной из подмосковных деревень в лесу по заготовке дров и был знаком с валкой леса. Это было очень кстати. Самым трудным делом для нас был вывоз распиленных нами отрезков берез по полтора метра длиной. Вывозили мы их на длинных санках, запрягаясь в сани вместе, я и брат; везли по всей Масловке Верхней и Нижней до Новослободской улицы, в Тихвинский переулок, где мы тогда жили. Брат и я, мы оба тогда работали: я учителем в школе, брат в финансовом управлении Красной армии (как призванный в армию после окончания средней школы), и мы могли работать по заготовке дров только в выходные дни. Все десять берез, полученные нами, мы вывозили в продолжении января, февраля и половины марта. За один выходной день мы едва успевали свалить дерево, распилить его и сделать только две ездки.
   В результате "тепло" в нашей квартире было обеспечено.
   Москва в этом районе, где находился лес, в то время оканчивалась Старо-Петровско-Разумовским проездом, по которому с одной стороны, в лесу, стояли двухэтажные дачи, а с другой - двухэтажные дома с каменным низом городского типа. Улицы 8-го Марта тогда еще не было.
   В настоящее время напротив школы 205 находится Областная психиатрическая больница, размещенная здесь после 1917-го года в бывшем загородном имении Коншиных, которое он приобрел в 1912-ом году (так, по крайней мере, говорили местные жители) Это бывшее имение имеет при себе чудесный сосновый парк, оранжереи. (Заметим в скобках, что одна из сестер Павла Михайловича Третьякова, основателя Третьяковской галереи, Елизавета Михайловна, была замужем за одним из Коншиных).
   Верхняя Масловка и Нижняя очень долгое время были немощеными улицами (как в деревне); об этом пишет в своих воспоминаниях "Память сердца" жена Наркома просвещения Луначарского тов. Розенталь Н.А. Только в конце 20-х годов - начале 30-х обе Масловки были вымощены булыжником и был проведен трамвай N 27, конечная остановка которого располагалась как раз напротив школы 205. Асфальтированы же эти улицы были только после окончания войны в конце сороковых годов.
   Такой же немощеной была долгое время и улица Мишина, идущая параллельно Верхней Масловке. Славилась она своими огромными, непроходимыми лужами; пробраться к Почтовому отделению, находившемуся на ней, было целым событием.
   В 1935 году, рядом с местом будущего строительства школы 205 построили детскую инфекционную больницу, тут же была распланирована и начала работать районная агробиостанция (в последствии станция юных натуралистов), существующая до сих пор. За детской больницей расположился на большом пространстве "Институт животноводства" (будущий шеф школы 205). Было также построено большое количество двухэтажных бараков - благоустроенных, с отоплением, водопроводом, электричеством. Предназначались они для рабочих и служащих Института животноводства, которые жили там в отдельных квартирах.
   По другую сторону улицы 8-го Марта находились земельные участки метростроевцев с благоустроенными дачами. Здесь в садах было посажено много фруктовых деревьев - яблонь, груш, слив; было также много цветов и грядок с ягодами и овощами.
   Таким образом школа 205 в момент своего основания была одной из окраинных школ Москвы в только что образовавшемся новом районе города.
  

ДОВОЕННЫЕ ГОДЫ

   Школа 205 была построена в 1935-ом году. Центральная часть здания - четырехэтажная, по бокам две трехэтажные пристройки, вход в здание через два подъезда по краям, слева главный, справа запасной. Материал - красный кирпич. В школе были оборудованы химический, физический, биологический кабинеты, столовая, своя котельная на угле. Физкультурный зал имел все необходимое оборудование. По словам работавших тогда учителей в школе было большое количество разнообразных учебных пособий, приборов, а также географических карт.
   В школе работали квалифицированные педагоги - учитель математик Шурупов Николай Васильевич, учитель истории Кузьмищева Татьяна Витальевна, физик Травкин - коммунист, погибший в войне на финском фронте, Ройцман, тоже погибший на фронте Отечественной войны, учитель физики Полякова Мария Александровна, будущая заведующая РОНО (РОНО - районный отдел народного образования Райисполкома) и многие другие.
   Директорами школы 205 за период с 1935 по 1941 годы были Эстрин Михаил Абрамович, Баринова Клавдия Николаевна и перед самой войной Новгородова.
   Одновременно с постройкой школы на достаточно большой площади с южной стороны здания были произведены посадки деревьев и кустарников.
   Рос молодой сад очень медленно. К началу войны 1941 году деревья, кустарники были еще молоды, невысокого роста и только позднее примерно к 1947-1948 году сад сильно разросся. От ворот к первому главному подъезду школы посажены были ясени, образовав красивую аллею. Красивы и каштаны перед самым фасадом школы; до сих пор они цветут каждый год. В середине сада была разбита большая цветочная клумба. Во время войны в саду были небольшие участки-грядки, где учителя школы выращивали морковь и разную зелень.
   Позже, уже в послевоенное время, много усилий в работе по саду приложили учителя биологии Закис А.А., Чернышева М.А., Моренова Н.С., лаборант химического кабинета Рудницкая Зинаида Михайловна (она же по совместительству работала на агробиостанции), другие учителя а также ученики шкоды. Очень помогала и соседняя агробиостанция во главе с заведующей станцией Макаревич Л.Ант. Расположена агробиостанция была с северной стороны школы, по границе со школьным двором.
   В дальнейшем в саду производились дополнительные посадки тополей, акаций, боярышника, фруктовых и других деревьев. Так, к 1955 году в школьном саду росли 35 штук яблонь.
   Все было хорошо в новой школе, кроме одного, это потолки. И тут нужно сказать, как шло строительство.
   Строители того времени, может быть, из-за какого-нибудь эксперимента, а, может быть, из-за отсутствия строительной дранки, так или иначе, но штукатурку потолков положили прямо на гладкую фанерную поверхность. Это было совершенно неправильно, так как лет через 7-8, штукатурка, положенная слоем до 10 сантиметров, что тоже превышало строительные нормы, -- стала трескаться и сыпаться на головы учащихся и учителей. Начались обвалы тяжелых кусков штукатурки. Вот главнейшие из них.
   Первый обвал случился 8 сентября 1943 года, к счастью, в выходной день. Обвалилась вся штукатурка с пололка средней комнаты на третьем этаже площадью 16 квадратных метров. Комната эта предназначалась для кабинета директора, но в связи с тем, что школа в то временя занимала только часть здания, остальное принадлежало воинской части, в этой комнате на неимением другого помещения работал школьный врач. Как раз накануне там проводились прививки первоклассников и в комнате постоянно находились и малыши, и врач, и медсестры со шприцами...
   Следующий крупный обвал произошел в 1944 году, в самом начале учебного года в одном из начальных классов на втором этаже. Дети только что зашли в класс после утреннего звонка и сели за парты, как вдруг с потолка стала сыпаться штукатурка, к счастью некрупными кусками. Учительница Воскресенская Мария Александровна не растерялась, быстро скомандовала "Встать, выйти из-за парт, построиться" и быстро вывела учеников из класса в коридор. Никто не пострадал: ученики успели выйти до начала обвала крупных кусков штукатурки.
   Третьим обвалом чуть не прибило нашу заведующую хозяйством. Она находилась в коридоре четвертого этажа, стояла и что-то осматривала. В это время над ней на потолке раздался треск, она инстинктивно вжалась в самый угол коридора и тем спасла себя: тяжелые куски падающей штукатурки миновали ее.
   Последний крупный обвал закончился неблагополучно: пострадал ученик 4-го класса в туалетной комнате на четвертом этаже. Услышав над собой треск, он не сообразил отбежать в сторону, а вместо этого поднял голову. Большой кусок штукатурки упал ему прямо на лоб и раскроил ему кожу. У мальчика оказалось сотрясение мозга и большая потеря крови. Пока его несли вниз в медкабинет, вся лестница была в крови. Приехавшая "скорая помощь" забрала его в больницу, где он пробыл полтора месяца. Потом он совсем поправился, вернулся в школу и в свое время окончил 8 классов.
   В связи с таким угрожающим состоянием штукатурки в классах, коридорах и других помещениях на все четырех этажам школы, надо было постоянно проверять их состояние. Для этого была создана комиссия; в нее вошли представители родительского комитета, завхоз школы, директор школы и представитель бригады штукатуров РОНО тов. Аноприков Андрей Кузьмич. Комиссия периодически проверяла состояние потолков, но этого было недостаточно, администрация школы ставила на первое место вопрос переоштукатирования потолков. На это ушло несколько лет: последние военные годы и первые послевоенные. Почему так долго?
   Для ремонта необходимо было достать большое количество извести, цемента, алебастра а это было трудно, особенно трудно с алебастром. Время было такое: строительные материалы в первую очередь направлялись в оставленные врагом города. Вся надежда была на шефов и они действительно помогли, особенно завод химического машиностроения.
   В конце концов уже при мне в послевоенное время замена потолков была сделана. Ремонт проводили по частям, обычно зимой и ранней весной, когда было легче с рабочей силой. Школа при этом продолжала работать в обычном режиме: завучи так составляли расписание уроков 5-10 классов, чтобы одно классное помещение освобождалось для ремонта на месяц, не более.
  

НАЧАЛО ВОЙНЫ

   В двадцатые - тридцатые годы я работала в различных школах города Москвы учителем русского языка, истории, и главным образом географии, так как в то время в Москве было мало учителей географии.
   Начало войны застало меня, работающей заведующей учебной частью школы N 601 Октябрьского района города Москвы, расположенной на Башиловке (теперь это улица Марины Расковой). Занятия в школах Москвы прекращаются на два года. Спешно в первых числах июля мобилизуются учащиеся 10-ых классов, только что окончившие школу. Их срочно отправляют в западном направлении под Брянск и Смоленск рыть окопы и выполнять другие работы оборонительного характера.
   В школе N 601 организуется штаб по эвакуации из Москвы на восток учеников и их матерей. Начальник штаба заведующая РОНО Полякова М.А.; мы, учителя школы, стали ее помощниками. Однако это продолжалось недолго: в скором времени школа N 601 отводится под военный госпиталь. После этого, 15 сентября, я была переведена заведующей учебной частью в школу N221.
   Хочу отметить, что в то трудное время многие школьные здания Москвы использовались не по назначению. Так, школа N 205 целиком была отдана воинским частям, в школе N 227 обустраивается интернат для детей военных и т.д.
   На школы, как и на другие здания Москвы совершаются налеты вражеской авиации. Почти все второе полугодие 1941 года, до начала декабря, на Москву падают зажигательные бомбы. Особенно запомнился день 10 августа 1941 года, когда в районе Верхней и Нижней Масловки было 12 пожаров.
   Все окна школ, как и других зданий города, были закрыты плотными шторами; на чердаках стояли большие ящики с песком, лежали лопаты для сбрасывания зажигательных бомб вниз, где также стояли ящики с песком. Технический персонал школы (технички, гардеробщицы, дворники), в также ученики старших классов дежурили на чердаках. Я сама принимала участие в дежурствах и видела, как мужественно эти люди работали на чердаках.
   Учителя школ, оставшиеся в Москве, работали на окраинах города или в ближайшем Подмосковье. Наш район рыл противотанковые рвы рядом с Химкинским речных вокзалом. Учителя помоложе работали внизу, выкидывали наверх землю со дна рва, углубляя его. Те, кто постарше, наверху откидывали землю от края рва. Бывало, что шел дождь, ноги скользили, а над головой пролетали немецкие самолеты-разведчики...
   Обедом нас кормили на самом Химкинском речном вокзале. Давали щи и гречневую кашу. Мы считали эти обеды очень хорошими. Потом в Москве долго не было таких сытных обедов, Москва долго голодала.
   К 7 ноября 1941 года наши противотанковые рвы были готовы, казалось, они так глубоки и широки, что в них уместился бы целый дом. К этому времени на многих окраинах Москвы выросли высокие баррикады, рядом с ними стояли надолбы, это такие невысокие столбы, врытые в землю, как противотанковое препятствие. На улице Восьмого марта, почти рядом со школой 205 стояло огромное заграждение из надолбов и мешков с пешком, оставлены были только небольшие проходы для пешеходов.
   К концу ноября напряжение еще возросло, вражеская армия подошла вплотную к границам самой Москвы. По ночам я дежурили в школе 221, рядом со школой 205. Отчетливо была слышна артиллерийская канонада со стороны Тимирязевского района. Казалось сил больше нет...
   Но ... прошло еще несколько напряженных дней и ночей и радио, которое мы так жадно слушали, сообщило "...враг отброшен прочь от Москвы, наша армия перешла в наступление, успешное наступление...". Началось общее движение нашей Красной армии на запад.
   Мало сказать, что все мы вздохнули свободно, все ликовали, хотя и понимали, какие трудности еще предстоят всем нам впереди и на фронте, и в тылу.
   Несколько слов об эвакуации детей из Москвы.
   Помимо общесоюзной эвакуации на восток детей с родителями, надо отметить эвакуацию учащихся школ в 1941 году без родителей, но с учителями в близлежащие районы Подмосковья. Одна группа в самом начале войны была направлена на станцию Подсолнечная Октябрьской железной дороги, но в скором времени к станции Подсолнечная подошла вражеская армия и детей переправили в город Горький, частью по железной дороге, частью пароходом по Волге. Группу, которая плыла на пароходе, сопровождала Львова Клавдия Федоровна. Ей и детям пришлось много пережить: их бомбили вражеские самолеты, но по счастью все обошлось благополучно, все доехали до Горького целыми и невредимыми.
   Несколько групп учащихся, общей численностью до 2000 человек были отправлены в глухие места Тульской области (район городов Лихвин, Черепеть и рядом лежащие села и деревни). Условия пребывания там были очень хорошие, питание отличное, но вскоре там стало опасно находиться, так как враг быстро приближался и сюда. В начале июля 1941 года я была командирована в этот район для обследования учащихся. В результате в конце июля по предложению администрации города Черепеть и решению Моссовета и при моем активном участии 2000 человек детей были реэвакуированы в Москву.
   Сравнительно спокойно прошла эвакуация детей в восточном направлении от Москвы на станцию Куровская - на 88 километр Горьковской железной дороги. Сопровождали эту группу сначала Новикова Елена Васильевна, а потом Пылаева-Смирнова Людмила Ипполитовна и другие учителя.
  

ГОД ПЕРЕЛОМА

   1943-ий год стал годом перемен. После битвы под Сталинградом и тяжелых упорных боев под Курском Красная армия перешла в наступление. Страна постепенно возвращалась к прежней нормальной жизни. Восстанавливалось обучение в тех школах, где оно было прервано из-за войны.
   16 августа 1943 года приказом районного отдела народного образования (РОНО) я была назначена директором школы 205. Одновременно решением Моссовета школе выделялось полтора этажа здания, весь четвертый этаж и половина третьего, а также весь второй подъезд с лестницей с первого этажа до последнего четвертого этажа. Остальные помещения по-прежнему продолжали занимать военные.
   Никаких документов о деятельности школы до моего прихода мне обнаружить не удалось. Это и понятно: в ноябре 1941 года Москва жгла всю документацию - списки работавших, копии приказов, все личные дела, все, все. Несколько дней над Москвой над крышами домов по улицам носилась обрывки обгоревшей бумага, пепел, стоял сильный запах гари.
   Единственным документом, которые случайно оказался в моих руках, была объяснительная записка учителя начальных классов И.И.Казакова, назначенного временно комендантом школьного здания в 1942 году. Из нее следовало, что до войны школе 205 принадлежали лошадь, звали ее "Зайчик", и рессорный полок. (Из энциклопедии конских терминов: полок - 4-х колесная грузовая повозка с кузовом в виде сплошной деревянной платформы, на которой перевозили всевозможные товары в ящиках или другой таре, а также дрова, домашние вещи и т.п.)
   В начале войны "Зайчика" взяли в Красную армию, а полок без всякого призора валялся во дворе и значительно обветшал. Несмотря на это полок этот школа использовала раза два-три в 1943-44 годах. Лошадь доставали у шефов в институте животноводства. Вообще транспортом на лошадях в Москве очень пользовались в годы войны. В 1942 году было принято решение кормить летом детей бесплатными завтраками. Так вот, многие продукты нам в школу доставляли на лошадях, а пшенную кашу привозили в котлах на палках (везли лошади).
   Итак, всю документацию в школе надо было начинать с самого начала. Но не это было главным. Через две недели после моего назначения школа должна была приступить к своей основной образовательной деятельности, а классные комнаты не были готовы принять учеников. Во многих местах прямо в классах из кирпичей были сложены печки-времянки, в окна были выведены трубы, ведь основное отопление школы не работало, так как подвоза угля в Москву в то время не было. Двор был завален военной техникой: самолеты, автомашины, прочее, -- все это ждало ремонта. Воинские подразделения, которые размещались в школе, постоянно менялись, на место уезжающих прибывали другие. Ремонт военной техники шел беспрерывно. Все подходы к школе, все входы и выходы охранялись часовыми. В этих условиях надо было начинать работу.
   Чтобы за две недели подготовиться к началу учебного года, приходилось работать день и ночь, благо назначенному директору была выделена двухкомнатная квартира в самом здании школы рядом со вторым подъездом (вход со двора). Там я и жила с мужем и сестрой. Время на дорогу тратить было не нужно и я вместе с учителями и техническим персоналом мыли и чистили отведенные нам помещения.
   Сделать уборку в школьном здании помогли шефы, прежде всего завод химического машиностроения; рабочие этого предприятия вместе с нами привели выделенные нам полтора этажа в полный порядок к 1 сентября 1943 года. Другим шефом был Институт животноводства, также много раз приходивший на помощь школе. Не могу умолчать еще об одном химзаводе, устраивающем в здании школы выборы в Верховный Совет и в местные Советы.
   И вот 1 сентября 1943 года после двухлетнего перерыва школа 205 возобновила свою деятельность.
   Первоначально, в 1943-1944-1945 годах, количество учащихся было небольшим, но по мере возвращения населения в Москву оно быстро нарастало. В 1947 году в школе число учащихся превысило 2000 человек. В связи с быстрым ростом численностью учащихся и изменением военной обстановки все московские школы занятые не по назначению были освобождены. Уехала воинская часть и из школы 205, и мы стали проводить занятия во всех помещениях здания.
   Примерно в это же время вышло Постановление Совета Народных Комиссаров СССР о раздельном обучении мальчиков и девочек. Школа N 205 была выделена для девочек, а соседняя N 221 на улице Верхняя Масловка - для мальчиков. Это была важная перемена в школьном образовании.
  

БЕЖЕНЦЫ

   Во второй половине войны и особенно после войны в Москву хлынул поток беженцев. Особенно много было беженцев из Белоруссии, из сельской местности. Часто люди, потеряв близких, дом, имущество, были в отчаянии. Чтобы как-то существовать, они были готовы браться за любую самую тяжелую работу, лишь бы иметь крышу над головой и какую-нибудь пищу.
   Таких несчастных было в школе 205 несколько человек.
   Самым видным из них был истопник Иван Яковлевич. Он инвалид, потерял ногу на войны. Вместо нее деревянный протез, который он ремнями крепит к оставшейся культе. Ходит с палочкой, прихрамывая. И при этом все успевает.
   Основное место его работы - подвал. Туда ведет лестница со школьного двора; расположена она около правого запасного выхода из школы во двор. Человеку, который впервые попадал в подвал, могло показаться там жутковато. Темно, слабо горит где-то под потолком небольшая "моргася" - слабенькая лампочка. На полу горы угля; от угольной пыли трудно дышать. Около стены три чугунные печи, каждая размером раза в полтора больше человеческого роста. Кругом все черно, и пол, и потолок, и стены, и уголь, которого много, и печи. И сам Иван Яковлевич. Печи дышат жаром и непрерывно гудят. Когда открывается дверца печки, чтобы принять очередную порцию угля, видно, какое огнедышащее чудище спрятано в ней.
   Но Иван Яковлевич один справлялся со всем этим. В школе всегда тепло, был бы уголь. Завозят его время от времени, выгружают на асфальт с фасада, потом сбрасывают вниз в подвал через окна-люки, расположенные с южной парадной стороны здания. В остальное время люки эти закрыты металлическими решетками. Отработанный уголь - шлак выгружают на противоположную северную сторону во двор школы.
   Помимо обязанностей истопника Иван Яковлевич делал и многое другое. Он -единственный мужчина в техническом персонале школы и ему приходится делать все. Он, как говориться, мастер на все руки: и плотник, и столяр, и каменщик. Себя он тоже не забывает. Сначала он оборудовал для своей немаленькой семьи жилое помещение в самом подвале, отгородив фанерной стенкой угол от котельной; окном его "комнаты" служил проем на уровне земли для загрузки в подвал топлива. Позже он, будучи инвалидом, построил настоящий дом в дальнем левом углу школьного двора, где он и его семья прожили десяток лет.
   Помимо Иван Яковлевича в школе жили две беженки с детьми. Для них на первом этаже под лестницами на второй этаж были выгорожены два чулана - помещения без окон с наклонным потолком. Конечно, и темно, и душно, ни умыться, ни что другое; если надо, иди в школьный туалет на второй этаж, но крыша-то есть, жить можно. Так, в этих чуланах, и жили они военные и многие послевоенные годы. Матери работали в школе техничками (уборщицами), дочери росли и учились. Под правой лестницей, это за стеной от директорской квартиры, жили Фомины. Дочка Зина Фомина училась в школе хорошо, после окончания школы поступила в Менделеевский институт, стала ученым-химиком. Под другой левой лестницей выросла Света Моргунова (?).
   Еще в здании школы жила учительница Нина Степановна. Она не была беженкой, но жить ей в Москве было негде. Жила она в туалете на третьем этаже в правом крыле здания. Считалось, что это хорошие условия, как-никак дневной свет, свежий воздух, удобства рядом...
   Все эти люди жили в школе долгие годы и были благодарны судьбе и администрации школы за эту возможность. Позже, когда в Москве при Хрущеве началось массовое строительство, они получили жилье в домах-новостройках и выехали из школы, а дом, построенный Иван Яковлевичем во дворе школы снесли.
   Не могу умолчать еще об одной встрече с беженкой.
   Это было в 1945 году. Я была в школе, работала в своем кабинете. Вдруг раздался стук в дверь, и в кабинет вошла женщина.
   Это была высокая, крайне худая, чрезвычайно изможденная женщина. На лице выступали кости, обтянутые смуглой кожей. Завалившиеся тусклые глаза, безучастно смотрящие, я помню до сих пор. Она села, стала говорить, я едва слышала ее. На вопросы еле отвечала, а на некоторые вообще не отвечала, молчала. Я невольно вспомнила выражение, про таких говорят "краше в гроб кладут".
   Оказалась, она недавно освобождена из концентрационного лагеря "Майданек" и вернулась в Москву к родным, жившим недалеко от нашей школы. В лагере она была с дочкой и пришла, чтобы устроить ребенка в школу.
   Конечно, мы сразу же оформили прием, но девочка у нас учиться не стала: тяжело больную мать вскоре положили в больницу, а девочку родные устроили в интернат.
   Окаменевшее лицо этой женщины до сих пор стоит передо моими глазами.
  

РАБОТА ШКОЛЫ В ВОЕННОЕ И

ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ

   Итак, школа возобновила свою учебную деятельность 01 сентября 1943 года, после двухлетнего перерыва.
   В первые годы после возобновления работы наряду с учебной работой очень важными оставались мероприятия по обеспечению безопасности учащихся.
   Проводились тренировки учащихся по экстренному выводу их из школы на случай бомбежки. По особому сигналу учащиеся парами (без учебных принадлежностей), каждый класс во главе со своим учителем, быстро выводились из школьного здания и шли по направлению к Истоминскому проезду (расстояние 5-7 минут ходьбы). Там в одном большом корпусе находилось газоубежище, в котором учащиеся должны были укрываться во время налета вражеской авиации. Тренировка проводилась 2-3 раза: к моменту возобновления работы школы "тревог" стало меньше, а с 1944 года их вообще не было.
   Все учащиеся школы во время войны прошли 20-часовую программу занятий по противовоздушной и противохимической обороне. В школе были созданы группа самозащиты, химзвено, противопожарное звено, а также сандружина.
   В связи с мероприятиями по обеспечению безопасности учащихся в военное время школа принимала участие в соревнованиях ОСОАВИАХИМа (это общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству). Соревнования проходили по следующим дисциплинам:
   - надевание противогаза (на себя);
   - надевание противогаза на пострадавшего;
   - бег в противогазе;
   - перевязка раненого;
   - тушение авиабомб.
   Соревнования были проведены в октябре 1943 года, школа получила почетную грамоту
   Все эти мероприятия по обеспечению безопасности учащихся проходили под непосредственным руководством Карасева Николая Васильевича - преподавателя физкультуры школы.
   Так как в годы войны в одном здании помещались и школа 205, и воинские подразделения, было решено устроить совместные концерты. В них участвовали с одной стороны учащиеся школы 205, в другой - военнослужащие подразделений, находившихся "на квартире" в школе. По окончании концерта зрители - бойцы выстраивались в коридоре и учащиеся школы в торжественной обстановке подносили им подарки. Большой частью это были кисеты с разнообразным содержанием - махорка, конфеты, мелкие безделушки на память, карандаши, записные книжечки.
   Активное участие в устройстве этих концертов принимали старшие пионервожатые, им очень помогала учительница математики Барбашина Зоя Михайловна.
   Быстро пролетели первые учебные годы во вновь открытой школе. Закончилась война. Количество учащихся стремительно увеличивалось. До войны в районе школы было построено много бараков, в них и жили ученики школы. После войны вокруг школы развернулось строительство огромных корпусов в 8-9 этажей. По мере их заселения росла и численность учащихся.
   С 1 сентября 1947 года вплоть до 1 сентября 1950 года в школе насчитывалось 55 классов, число учащихся составляло 2200 человек. Численно рос и учительский коллектив и административно-технический персонал. Всего в школе работало примерно 100 человек.
   Эти годы, кажется, никогда не забудешь.
   Работала школа в 3 смены; занятия в третью смену проходили с 4 до 7 часов вечера; так учились 5-ые и 6-ые классы. Это было трудно и учителям и ученикам. Были случаи, когда ученики третьей смены засыпали на последних уроках. Помню, как старшие пионервожатые Зиновьева Е.М. и Маричева Т.М., поступая в нашу школу, говорили: "Мы идет туда, где труднее".
   Так продолжалось до тех пор, когда, наконец, в 1950 году на "Истоминке" закончилось строительство новой школы 227, и почти половина учащихся - 1000 человек были переведены от нас в эту новостройку. Директором школы 227 была назначена Бакун Доминика Николаевна. После этого нам стало легче "дышать", вместо 55 классов в школе осталось только 35, работать стали в две смены.
   В 1954 году вышло постановление снова о совместном обучении мальчиков и девочек. В связи с этим перед школой встали новые задачи: усиление воспитательной работы, особенно в 5-6 классах, работа с мальчиками-переростками. Здесь надо отметить усиленную работу классного руководителя Максимовой Нины Степановны (той самой, которая жила в туалете на третьем этаже) с ее 6-ым классом переростков, а также работу классных руководителей 5-ых классов.
   В это же время открываются в школе столярные и слесарные мастерские. Кроме того учащиеся старших 9-ых и 10-ых классов проходят практику политехнического обучения на фабриках и заводах, углубляя свои знания, полученные по программе средней школы.
   Все эти годы даже в условиях 3-ех сменной работы никаких жалоб ни от учителей, ни от технических работников не поступало. Наоборот, было только одно желание сделать все как надо, не отстать в прохождении программы от других школ, а также в проведении других мероприятий. Когда не хватало свободных классов для проведения дополнительных занятий с отстающими, учителя устраивались в коридорах на подоконниках и так, стоя рядом с учениками, объясняли необходимый материал.
   Мы, администрация школы, могли только гордиться нашим школьным коллективом учителей. На высоком уровне работали также комсомольская и пионерская организации школы, а также учком.
   Учащиеся 10-ых классов (тогда было десятилетнее образование) прекрасно сдавали экзамены на аттестат зрелости; лучшие, как и в других школах, соответственно получали золотые и серебряные медали. Многие очень хорошо сдавали экзамены при поступлении в высшие учебные заведения и были принимаемы в них.
   В те годы в старших классов работали большие мастера своего дела: Гапонова Анна Ивановна, Родина Л.И., Пламеневская А.К. - русский язык и литература; Дроздов Николай Иванович, Вульбах Ольга Моисеевна - математика; Кузьмищева Татьяна Витальевна, Залкинд Евгений Федорович - история; Новикова Елена Васильевна, Вознесенский К.Фед. - география, Беликова Елена Васильевна - химия и многие другие.
   К средней школе учащиеся были хорошо подготовлены учителями начальных классов, также большими мастерами своего дела. Это Пашинина Евгения Герасимовна, Карлова Лидия Сергеевна, Фуртова Нина Васильевна, Неймарк Юлия Алекс., Банина Татьяна Николаевна, Трофимова Галина Ал., Коблова Татьяна Ал., Каменцева И.Н., а также многие другие.
   Весь коллектив школы 205 заслуживает самой высокой оценки.
   Я, как директор школы, также была отмечена многочисленными почетными грамотами, награждена медалями, а 15 декабря 1948 года я в составе группы работников образования была награждена орденом Ленина. Вручение ордена Ленина состоялось в Кремле в торжественной обстановке.

ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

   Во внеклассной работе в связи с окончанием войны на первое место вышло оказание помощи колхозам и совхозам.
   Начиная с 1944 года учащиеся школы 205, как и учащиеся других школ Москвы, выезжали вместе с учителями на срок от двух недель до трех месяцев на работу в колхозы и совхозы на прополку овощей, уход за ними, осеннюю уборку урожая. Вот некоторые данные.
   а) Совхоз "Вельяминово" по Павелецкой дороге. Работали ученики 6-7-8-ых классов, всего 35 человек. Работали с 17 июня по 27 сентября. С учащимися выезжали учителя Вишневская Евгения Григорьевна, Голдовская Екатерина Наумовна, Буянова Вера Васильевна.
   б) Совхоз "Петушки" Горьковской железной дороге близ одноименной станции. Работали учащиеся 5-6 классов, 17 человек. Ответственный - учитель Новикова Милица Александровна.
   в) Колхоз вблизи станции "Пушкино" Северной железной дороги, работали 7 человек из старших классов. Время работы - сентябрь месяц, как и в "Петушках". Ответственный - учитель Новикова Елена Васильевна.
   Это только самые первые "точки" работы учащихся в 1944 году, потом их было очень много каждое лето.
   И в колхозах и в совхозах для работающих там школьников были созданы очень хорошие условия: каждому отдельная койка, одеяло, постельное белье; каждый день им отпускалось свежее коровье молоко, в столовой была организованы хорошие обеды. Единственным "неудобством" было наличие большого количества комаров в некоторых местностях Подмосковья.
   Все работавшие школьники получали продукты, полагавшиеся им за работу. От многих колхозов и совхозов школа 205 получила благодарности за хорошую работу школьников.
   Еще одним важным направлением внеклассной работы школы в те годы было оказание материальной помощи детям фронтовиков, а таких было немало. По состоянию на 1 января 1944 года в школе 205 числилось учащихся всего 1001 человек, из них 576 учеников были детьми фронтовиков (сюда входили дети родителей, погибших на фронте, дети - круглые сироты и дети воинов, находившихся в действующей армии).
   В те годы одежду, обувь и другие товары первой необходимости купить в магазине просто так было невозможно, действовала жесткая система распределения. Надо было иметь ордер на покупку того или иного товара. Эти ордера Моссовет распространял по отделам народного образования в Райсоветах; те в свою очередь распределяли ордера по школам, а потом уже администрация школ выделяла эти ордера нуждающимся школьникам, в первую очередь детям фронтовиков. Работа эта в военные и первые послевоенные годы велась постоянно.
  
   Вот данные по выдаче ордеров в школе 205 в 1943-44 году.
  
      -- Обувь 187 пар 7. Джемпера 5 штук
      -- Галоши 102 пары 8. Жакет трикотажный 6 штук
      -- Пальто 11 штук 9. Валенки 7 пар
      -- Сорочки 41 штука 10. Чулки 35 пар
      -- Платья 18 штук 11. Рейтузы 5 штук
      -- Носки 60 пар
  
   Помимо ордеров на одежду и обувь дети фронтовиков получали материальную помощь и деньгами, а школьные завтраки были для них бесплатными. Так за то же время выдано 300 рублей в виде материальной помощи, бесплатные завтраки получали 17 человек на общую сумму 544 рубля. Еще детям фронтовиков выдано бесплатно 20 подарков. Каждый подарок состоял из юбки, рубашки и панталон.
   Это только за первое полугодие учебного года. В последующие года школа также ежегодно получала от отдела народного образования ордера и деньги для выдачи их детям фронтовиков.
   Пока обучение в школе в старших классах (8-10 классы) было платным дети фронтовиков были освобождены от платы за обучение.
   В свою очередь учащиеся школы оказывали помощь в уходе за больными и ранеными в госпитале, который размещался в здании школы 601 на улице Расковой. Только в первом полугодии 1943-44 учебного года учащиеся школы под руководством старшей пионервожатой Рязанцевой Александры Романовны сделали 12 организованных посещений госпиталя, Они выступали с самодеятельностью перед больными, писали вместе с ними письма родным, читали газеты, приносили подарки. Всего в госпитале работало 35 человек учащихся.
   Однажды, когда происходила раздача подарков, одному бойцу подарка не хватило (то ли неправильно посчитали больных, то ли в госпиталь положили еще одного больного). Надо было видеть искреннее огорчение этого бойца (так рассказывали сами учащиеся). На следующий день ошибка была исправлена, и больной боец получил полагающийся ему подарок, которому он был очень рад. С тех пор вожатая и учащиеся особенно внимательно относились к подсчету больных и подарков при подготовке посещений больницы.
   Как-то одному бойцу в подарок досталась маленькая куколка. Он был очень растроган; оказалось, что дома у него осталась маленькая дочка. Боец этот привязался к нашей ученице, подарившей ему эту куколку и у них установились дружеские отношения. Через некоторое время он и сам сделал нашей ученицы ответный подарок.
   Посещения госпиталя продолжались все время войны и даже после войны вплоть до закрытия госпиталя.
   После освобождения нашей территории от вражеского нашествия, многие города были сильно разорены; в школах не хватало учебников и учебных пособий. В связи с этим организации и предприятия Москвы оказывали помощь таким городам. Школа 205, как и весть наш район, оказывала помощь городу Таганрогу. В 1944 году нами было собраны и отправлены в Таганрог различные учебники - 100 экземпляров, литература разная тоже 100 книг, пособия по физике и химии, подарки от учащихся и учителей (посуда, одежда, обувь, головные уборы, игрушки, канцелярские принадлежности, елочные украшения к Новому году). Жители Таганрога очень благодарили нас за присланное.
   В начале 50-х годов в Москве началось строительство стадиона в Лужниках.
   В числе первых рабочих-строителей были комсомольцы и учащиеся старших классов московских школ, в том числе и нашей 205-ой школы. Помню первые сборы нашей бригады на работу в Лужники. Собрались в главной "раздевалке" школы, все одеты по рабочему, настроение приподнятое и шумной компанией отправились на работу. Строительство в Лужниках грандиозного стадиона внесло нечто новое в сознание комсомольцев и учащихся школы, возникло понимание того, что строят они не для себя, не для школы, не для района, а для всего города, всей Москвы. Так думали они тогда, а оказалась, что стройка эта для всей страны, стройка "в мировом масштабе".
  

КРУЖКОВАЯ РАБОТА.

   Работа кружков началась еще в 1944-45 годах, а потом все время увеличивалась, несмотря на перегрузку школы большим количеством учащихся.
   Прежде всего следует сказать о предметных кружках. Вот некоторые из них.
   Было несколько литературных кружков. Еще в 1944-45 годах для учащихся 7-ых классов был образован литературный кружок по тема - "Пушкин и его произведения". Руководитель Гапонова А.И., охват составлял 30 человек. Позже возник кружок по 6-ым классам по теме "Николай Островский и его произведения". Руководитель Вишневская Евгения Гр., охват 25 человек. Позже в начале пятидесятых годов в школе действовал кружок по теме "Советская литература", руководитель Родина Л.И. Кружок этот часто устраивал диспуты после прочтении какого-либо произведения. Эти диспуты очень привлекали, учащихся, происходили они в зале за большим столом, в них принимало участие большое число старшеклассников.
   Был еще исторический кружок для 7-8-ых классов в 1944-46 годах, тема "Герои-полководцы", руководитель Костенко Андрей Яковлевич. Не могу не упомянуть и учителя географии Вознесенского Константина Федоровича, объединившего учащихся, интересующихся изобразительным искусством. Общими усилиями они обогатили школу репродукциями картин, главным образом из собрания Третьяковской галереи. Все они были в рамках, под стеклом. Весь коридор 3-его этажа был заполнен этими репродукциями. Начал тов. Вознесенский с малого: сначала сделал 5-6 "картин", а потом "дело" развернулось; в оформлении репродукций помогал ему (и очень) опять же учитель рисования Уваров Михаил Григорьевич.
   Но особо надо отметить непредметные кружки: драматические и хоровой.
   Драматический кружок старших классах ставил сцены из "Бориса Годунова" и сцены их пьес А.Н.Островского. В работе этого кружка принимали участия многие учителя, но особенно большую помощь оказывала делопроизводитель школы Судейкина Клавдия Сергеевна, когда-то сама работавшая в одном из московских театров.
   В младших класс многие годы работал "Драмкружок", руководителем которого была Карлова Лилия Сергеевна. В работе этого кружка принимало участие большое количество детей.
   Кружок поставил много детских спектаклей для детей: "Золушку", "Кошкин дом", "Снежную королеву", "Сказку о царе Салтане", "Репку" и "Чук и Гек". Спектакли шли не только в своей школе, но и в других местах. Так "Золушка" 7 раз была поставлена в своей 205-ой школе, два раза в доме офицеров Академии Жуковского, по разу в соседней 221-ой школе и в районном Доме пионеров. Также и "Снежная королева" шла в этих точках.
   Сказка "Репка" шла как музыкальная пантомима с участием 40 человек учащихся. Хор пел под аккомпанемент рояля, руководила хором учительница пения Каменцева Ирина Николаевна, которая очень много и с увлечением помогала Карловой Л.С. в ее работе с учащимися. Помимо своей школы сказка "Репка" была поставлена еще в клубе издательства газеты "Правда".
   Большое участие в этих постановках принимал и учитель рисования Уваров Михаил Григорьевич; он писал декорации ко всем спектаклям, делал массу необходимым деталей для сцены. Его помощь была неоценима.
   Благодаря помощи родительского комитета и особенно благодаря помощи шефов, в первую очередь Дома офицеров Академии Жуковского при участии самой Карловой Л.С. и комитета комсомола школы в зале была устроена хорошая основательная сцена. Это очень подняло настроение не только руководителей, но и самих "артистов".
   Работа в "Драмкружке" положительно сказывалась и на учебной работе Вот что писала об этом сама Карлова Л.С.
   При постановке "Золушки" весь класс 4б был охвачен самым искренним творческим порывом. Роли были буквально у всех: кто-то поднимал и опускал занавес, кто-то переставлял декораций и реквизит, часть учеников готовила костюмы и декорации, некоторые обеспечивали звуковое сопровождение спектаклей и т.д., не говоря уже о самих артистах.
   Дети сумели оценить всю трудность поставленной задачи и с неожиданной серьезностью и настойчивостью добивались ее осуществления. Роли были выучены исполнителями задолго до представления. Знание ролей помогло руководителю постановки создать из каждого персонажа живой, правдивый, естественный образ, обеспечить непосредственность постановки, свободу интонаций, жестов, вообще всего действия.
   Работа над спектаклем спаяла, соорганизовала весь коллектив класса. А, главное, учащиеся поняли, что их увлечение постановкой спектакля никоим образом не должно отразиться на успеваемости (в сторону ее ухудшения). В результате, несмотря на большую дополнительную нагрузку, связанную с репетициями во внеурочное время, успеваемость не понизилась, а, наоборот, повысилась. В каждом ученике как бы пробудилось особое чувство ответственности.
   Таким образом "Работа в драмкружке" имела колоссальное значение в смысле организации детского коллектива, выявлении актива, организации дисциплины, а, главное, повышения успеваемости по общеобразовательным предметам.
   Все это Карлова Л.С. изложила в докладной записке на мое имя - отчету по внеклассной работе.
   В 1948 году Карлова Л.С. получила от районного Дома пионеров почетную грамоту за успешную организацию детского коллектива и художественное руководство.
   Помимо "Драмкружка" надо отметить и хоровой кружок или как его называли в школе "большой хор". Его созданию много сил отдала учительница пения Каменцева Ирина Николаевна. В "День песни", проводимый ежегодно в районе и городе, хор 205-ой школы был всегда на одном из первых мест.
   Все эти коллективные выступления, спектакли вносили большое оживление в жизнь школы, объединяли учащихся на большую совместную работу, привлекали родителей к жизни школы, а, главное, поднимали общее умственное и эмоциональное развитие учеников.
   Я ничего не пишу об обычной внеклассной работе в связи с преподаванием общешкольных предметов, а также в связи с воспитательной работой классных руководителей, как-то коллективные посещения кино, театров, выставок, музеев, связь с кружками в районном Доме пионеров (например с кружком декламации), посещение различных лекций, работа на агробиостанции и т.п. и т.п. Эта работа шла обычным порядком по планам учителей и классных руководителей.
  

ВЕЧЕРА ВСТРЕЧ

   Первая встреча выпускников школы состоялась 31 января 1944 года по инициативе учителей и директоров школы, работавших в ней еще до войны.
   В 6 часов вечера приехала заведующая РОНО Мария Александровна Полякова, бывший учитель школы 205. Был Шурупов Николай Васильевич, тоже бывший учитель школы, а к тому времени полковник Красной армии (он случайно оказался в этот день в Москве, но узнав о встрече сумел выкроить час-полтора приехать на нее). Были еще 2-3 ученика, окончившие школу в 1941 году. Была и я, директор школы.
   Света в школе не было; в то время электроэнергию в Москве давали с большими перебоями. Школа встретила немногих прибывших на встречу гостей темной раздевалкой, темными коридорами и классами, пустыми помещениями и общей тишиной. Прошли на второй этаж в один из классов. За столом горела одна стеариновая свеча. Но выступления М.А.Поляковой, Н.В.Шурупова звучали бодро и приподнято. Все призывали к работе во имя Победы. Враги-фашисты отступали на запад, мы брали города один за другим. Хотелось работать еще больше и лучше, все думали о Победе и стремились к ней, хотя и не знали когда она придет.
   Встреча продолжалась не более часа. Шурупов приехал на военной машине и уехал на ней, прихватив с собой тех, кому было по пути.
   Следующая встреча состоялась через год 31 января 1945 года. Встреча была многолюдной. Классы, коридоры были ярко освещены. Было много военных, закончивших нашу школу и призванных в действующую армию; в ближайшее время они отправлялись на фронт. Были и военные с фронта, тоже бывшие выпускники школы, строго подтянутые в ловко сидящей на них военной форме, уже с орденами и медалями; они очень выделялись среди других. Были и наши ученики старших классов. Сейчас тяжело вспомнить, но многие из тех, кто присутствовал тогда на встрече, были в школе последний раз, они погибли в 1945 году, отдав свою жизнь за Победу.
   В октябре 1944 года погиб и бывший ученик школы 205 Лютиков Евгений, Герой Советского Союза. Привожу заметку из газеты "Вечерняя Москва от 3 апреля 1975 года, в которой рассказывается о его подвиге.
  

К СЫНУ НА ПОКЛОН

   Торжественная линейка состоялась сегодня в музее боевой славы школы N 205.
   Около тридцати ее выпускников отдали жизнь в борьбе против фашисткой Германии. И есть у нынешних одноклассников давняя традиция - в день рождения героев собираться у школьной мемориальной доски.
   Сегодняшняя встреча двойне примечательна. Канун дня рождения Героя Советского Союза Евгения Лютикова, чье имя носит пионерская дружина, совпадает с 30-летием освобождения Венгрии - юбилеем страны, где сражался против фашизма и погиб советский воин.
   Он окончил школу в 1939 году, учился в МЭИ. А в 1941-ом ушел на фронт, попал в подразделение, которому в числе первых доверили грозное оружие - "катюшу". Когда война уже близилась к концу, Лютиков командовал батареей.
   Это случилось в районе венгерского села Шарретудвари. Гитлеровцам удалось окружить командира. На исходе снаряды, кончились патроны в автомате. Но летит в гущу врагов, окруживших Лютикова, противотанковая граната...
   Учащиеся школы N 205 свято хранят память о герое. В музее собраны его вещи, письма. Частым и дорогим гостем в школе бывает мать Евгения - Ольга Георгиевна. Правда, сегодня она прийти не смогла. На днях по приглашению венгерской пионерской дружины, носящей имя ее сына, она уехала в Будапешт.
   Тепло проводили ее московские ребята, передали подарки зарубежным сверстникам. И отправилась мать на поклон к сыну. На Керепешское кладбище в Будапеште, где, утопая в цветах, стоит обелиск. А нем надпись: "Герой Советского Союза, гвардии лейтенант Лютиков Евгений Кузьмич".
   Ю.Голов
  
   В последующие годы вечера встреч проходили также 31 января. К их проведению школа тщательно готовилась, в подготовке участвовали и комсомольская организация школы, и родительский комитет, и учителя. Школа принимала особый парадный вид.
   По городскому радио заранее объявляли о дне встрече. Шефы по просьбе комсомольской организации направляли в школу духовой оркестр на весь вечер. Приглашался и буфет, чтобы бывшим ученикам можно было, сидя за столом, за чашкой чая поговорить друг с другом и с учителями. Все классы были открыты. Там также можно было пообщаться.
   Иногда собиралось по 250-300 человек бывших учеников, приезжали и учителя, перешедшие на работу в другие школы или ушедшие на пенсию.
   Обычно вечер начинался выступлением администрации школы; это был небольшой доклад о работе школы в данном году. Были выступления и бывших учащихся. Затем собравшиеся или оставались в зале, или, большей частью, шли в свои классные помещения, чтобы побеседовать о своей жизни и своих достижениях. Беседы шли повсюду. Учащиеся старших классов, кончающие школу, имели возможность лишний раз познакомиться с достижениями предыдущих выпускников, посоветоваться о выборе профессии.
   В зале играл духовой оркестр, начинались танцы под музыку.
   Хорошо проходили эти встречи, душевно!
  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   В заключение говорю огромное спасибо всему коллективу учителей, административно-техническому персоналу за самоотверженную работу во время Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. с большим воодушевлением работавших во имя Победы над фашистами, а потом с не меньшим воодушевлением - по подготовке будущих кадров для быстрейшего восстановления разрушенного войной хозяйства страны.
   Большое спасибо моим завучам начальных и старших классов, "полковникам", как их тогда называли, имевших иногда более 20 классов на каждого завуча, - тов. Жиловой Александре Ивановне и тов. Львовой Клавдии Федоровне.
   Спасибо партийной организации школе, возглавляемой долгой время ее секретарем тов. Закис Анной Алексеевной, организации, приходившей на помощь во всех трудных случаях жизни школы.
   Спасибо родительскому комитету, возглавляемому тов. Окуневой Ларисой Тихоновной.
   Спасибо огромное всем шефам школы, и заводу химического машиностроения, и институту животноводства, и заводу на Мишиной улице, его отделу АХО, возглавляемому Павловым Николаем Ефимовичем, также очень часто приходившим на помощь школе.
   Большое спасибо всем организациям района: прежде всего РОНО, заведующей РОНО Поляковой Марии Александровне, инспектору Хвостовой Нине Павловне, помощнику по хозчасти тов. Виноградовой Валентине Михайловне, многим другим работником РОНО, под неусыпным оком которых шла вся работа школы. Спасибо большое Райисполкому, секретарям Райисполкома Левиной Маргарите Яковлевне, Бышко Наталии Васильевне, председателям Райисполкома тов. Куксину Илье Борисовичу и Полякову Григорию Никитовичу. Спасибо Райкому партии, его первому секретарю Аблазову Петру Степановичу, все эти товарищи никогда ни в чем не отказывали школе N 205, ни советом, ни конкретной помощью.
  
   Январь 1976 г. Бывший директор школы N 205 А.Зорина
  

Приложение

АДРЕС

А,И.Зориной в связи с уходом на пенсию

Москва 1956

Д О Р О Г А Я А Н Н А И В А Н О В Н А !

   Сегодняшний наш товарищеский вечер посвящен Вашей многолетней, плодотворной педагогической деятельности.
   Чествовать Вас пришли Ваши давнишние друзья, с которыми Вы проработали в нашем районе не один десяток лет, и молодые товарищи по работе, которые еще никак не привыкнут к мысли, что они уже не ученики Вашей школы, а коллеги Ваши.
   Чаще всего бывает в жизни так, что твоими поступками, словами иди действиями не все бывают довольны, кого-нибудь вольно или невольно ты обижаешь.
   Лишь небольшая категория людей обладает таким внутренним тактом, что высказанные, даже очень неприятные, хотя и справедливые вещи, не оскорбят и не обидят человека.
   К такой категории людей принадлежите и Вы, наша славная АННА ИВАНОВНА!
   Когда мы произносим Ваше имя, то прежде всего видим перед собою милого обаятельного человека, приветливого и простого, чудесного товарища.
   Мы видим педагога, который любит детей с свой труд и отдал этому труду около сорока лет своей жизни. Свыше сорока лет Вы сеяли "разумное, доброе, вечное".
   Свыше сорока лет Вы отдали детям, воспитывая в них качества гражданина и человека.
   Только в нашем районе Вы проработали более тридцати лет
   Мы помним, когда в грозные военные годы Вы не уехали из Москвы и без колебания сменили роль педагога на роль военного коменданта. Чтобы спасти школу, уберечь ее от вражеских бомб, Вы сами дежурили на крыше.
   Мы помним, когда, приняв в тяжелый 1943 год на плечу новую школу и две тысячи детей, Вы вместо со своими учителями мыли, чистили и скребли здание, организовывали работу в три смены и беспокоились о завтраках для детей. И тогда Ваших завучей звали "полковниками", а Вас "маршалом".
   Вы просто и ясно освещали животрепещущие вопросы, когда выступали перед учительскими массами или рабочими заводов с лекциями, на которые Вы шли по путевке райкома партии.
   Вы любовно растили молодежь свей школы и никогда не отказывали никому в своей помощи, а когда нужно было похлопотать за кого-нибудь, Вы не считались ни со временем, ни с возможностями и даже становились из "милой и любезной" "грозной" и особенно настойчивой.
   Милая, дорогая АННА ИВАНОВНА! От всей души желаем Вам доброго здоровья и хорошего отдыха после стольких лет напряженной работы.
   Вы заслужили его! Вы останетесь всегда в памяти как обаятельный, добрый, чуткий, славный товарищ.
  
  
   Ваши товарищи по работе всего 18 подписей
  
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Анна Ивановна Зорина
  
  
  
  

0x01 graphic

А.И.Зорина выступает на митинге по случаю начала учебного года

  
  
  
  
   0x01 graphic

В Кремле 15 декабря 1948 года после вручения правительственных наград.

   А.И.Зорина в верхнем ряду, крайняя справа.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

0x01 graphic

А.И.Зорина с учащимися младших классов

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   0x01 graphic
   А.И.Зорина (третья справа) со своими "полковниками". Слева от нее Львова Клавдия Федоровна - завуч старших классов, еще левее Жилова Александра Ивановна - завуч младших классов
  
  
   0x01 graphic

А.И.Зорина проводит урок географии.

  
  
  

0x01 graphic

Школа 205. Вид с фасада.

0x01 graphic

Школа 205. Квартира директора

  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"