Эпштейн Самуил Данилович : другие произведения.

Помогите найти изъян в Пмвси ! Я не нашёл !

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    И этот метод Конта объявляется единственным научным методом. Но зададимся вопросом : почему из того факта, что до сих пор такого универсального базисного нормативного принципа найдено не было, следует, что необходимо вообще оставить все попытки такой принцип найти ? Спросим себя : каким образом вообще рождаются нормативные принципы ? На этот вопрос надо ответить честно : путём наития или озарения ( психиатр добавил бы сюда прилагательное : бредового ).

  Помогите найти изъян в ПМВСИ ! Я не нашёл !
  (см. -
  Питирим Сорокин
  НОРМАТИВНА ЛИ
  НАУКА ЭТИКА И МОЖЕТ ЛИ ОНА ЕЮ БЫТЬ?
  http://topref.com.ua/books_list/52_4789.html
  
  )
  Чтение Питирима Сорокина
  натолкнуло меня на размышления.
  Цитирую параграф 1-й и последние 5-й и 6-й параграфы -
  Не плакать, не смеяться, а понимать.
  Спиноза
  ј 1
  О нормативной физике, нормативной химии, нормативной
  биологии и т.д. мы теперь уже не говорим. Вообще любая наука, достигшая
  известной высоты (каковыми являются естественные науки), не говорит, что "так
  должно или не должно быть", ничего не приказывает и ничто не запрещает, а
  говорит "так есть" или "при наличности таких-то и таких-то условий происходит
  то-то", например, "при наличности двух соприкасающихся проводников теплоты,
  имеющих различную температуру, происходит переход теплоты от тела с высшей
  температурой к телу с низшей температурой".
  Конечно, некогда и эти науки были нормативными, но
  мало-помалу они вышли из этого состояния и стали чисто теоретическими. Теперь
  биологи уже не будут говорить, что "птица имеет крылья, потому что она должна
  летать", а скажут, что "птица имеет крылья, и потому она может летать или
  летает"...
  Иначе обстоит дело с гуманитарными науками, и в частности с
  этикой - наукой о нравственности. Загляните в большинство главнейших трудов по
  этике, и вы увидите, что большинство теоретиков нравственности определяет ее
  как нормативную дисциплину, предписывающую должное поведение и запрещающую недолжное.
  В этом видят ее сущность и ее коренное различие от так называемых теоретических
  наук.
  Наряду с теоретическим познанием, говорит один из лидеров
  неокантианской Марбургской школы, Наторп, "существует практическое познание, то
  есть познание не того, что есть, а того, что должно быть".
  Теория этого долженствования или нравственности, по его
  мнению, и есть этика. "Под нравственностью мы понимаем ту закономерность
  волевых поступков, с точки зрения которой мы судим, что то, чего мы хотим,
  является безусловно хорошим, т.е. безусловно должно быть или же наоборот -
  безусловно не должно быть" [1]. Подобным же образом обстоит дело и с лидерами
  Фрейбурской неокантианской школы - Риккертом и Виндельбандом.
  1 Наторп П. Философская пропедевтика. М., 1911. С. 13, 54 -
  55; его же. Социальная педагогика. Спб., 1911. С. 1 - 197, passim.
  Для Риккерта не только этика нормативна, но вообще нормы
  совести лежат, по его мнению, и в основе всего познания. "Логическая совесть, -
  говорит он, - есть лишь особая форма этической совести вообще". Риккерт само
  знание и бытие обосновывает на трансцендентном долженствовании (Sollen); отсюда
  понятно, что этика для Риккерта есть "учение о нормах воли", "этическое хотение
  должно быть отождествлено с хотением, сознающим долг, то есть нравственная воля
  есть лишь воля, определяющая самое себя ради долженствования" [2].
  2 Риккерт Г. Введение в трансцендентальную философию. Киев,
  1904. С. 242 - 247; его же. Границы естественнонаучного образования понятий.
  Спб., 1904. С. 590 - 593
  Так же на дело смотрят Штаммлер [3] и другие кантианцы. Но
  не только кантианцы так смотрят на этику, но так же смотрят и другие мыслители.
  Так, например, В. Вундт этику считает основной и начальной нормативной наукой.
  Die Ethik, говорит он, ist die ursprungliche Normwissenschaft [4].
  3 Штаммлер Р. Хозяйство и право. Спб., 1907. Т. I.
  "Введение"- Т. II-С- 248 - 254: "Причинность и телос", его же. Theorie der
  Rechtswissenschaft Halle, 1911. См. его определение Zweckwissenschaft.
  4 Вундт В. Ethik. Stuttgart, 1903. Т. 1 С. 8 - 10.
  To же говорит и Г. Геффдинг, когда рядом с теоретической
  этикой выделяет философскую, нормативно-оценочную, отчасти А. Фулье, у нас
  князь Е. Трубецкой и т.д. и т.д. [5]
  5 Геффдинг Г. Этика Спб., 1893. С. 15 - 18, Фулье A. Les
  elements sociolo-giques de la morale P, 1905. С 44
  Уже этот краткий перечень имен, настолько видных и
  известных, к которым можно прибавить немало еще других имен, плюс почти все
  предыдущие системы нравственности, - способен сам по себе убедить, что так и
  должно быть, что этика, очевидно, по существу своему должна быть наукой
  нормативной, предписывающей должное и запрещающей недолжное.
  Однако, несмотря на это, мы попытаемся не согласиться с этим
  мнением и попытаемся утверждать, что 1) если этика как наука возможна, то она
  может быть только теоретической и что 2) нормативных наук, как противоположных
  теоретическим наукам, нет и не может быть.
  ј5
  
  В предыдущем изложении я старался показать, что если этика
  возможна как наука, то возможна только как теоретическая наука, как
  совокупность логически значимых суждений. Но из этого, само собой разумеется,
  еще не следует, что эти значимые суждения могут быть получены только путем
  опыта, то есть констатирования причинной связи эмпирических явлений. Суждение
  может быть вполне значимым, если оно констатирует и чисто логическую связь. И
  представители формально-логического направления в этике будут вполне правы,
  если скажут: "Пусть этика-наука может быть только теоретической и пусть еще она
  не приказывает и не запрещает, а только устанавливает законы этических явлений.
  С этим мы можем согласиться. Но из этого никоим образом не следует, что она
  непременно должна устанавливать свои законы на основе сущего, путем изучения
  причинной взаимозависимости конкретных явлений. Ведь суждение может быть
  значимым и тогда, когда оно формулирует не только причинную, но и чисто
  логическую связь в зависимости от какого-нибудь основного принципа ("основной
  нормы")".
  И действительно, это утверждение с формальной стороны вполне
  правильно. Это видно из следующего примера. Если мы вместе с гедонистами
  допустим основную (чисто теоретическую) посылку: "удовольствие есть высшее
  благо", то тогда, установив меньшую посылку: "курение табака есть
  удовольствие", мы приходим к безупречному выводу: "курение табака есть
  благо"...
  Подобным же образом, исходя из этой основной посылки, мы
  можем получить бесконечный ряд новых суждений: "созерцание моря", "езда на
  велосипеде", "съедание пирожного", "помощь ближнему" и т.д. = есть благо, если
  установлены меньшие посылки, что "созерцание моря", "езда на велосипеде",
  "съедание пирожного", "помощь ближнему" и т.д. = есть удовольствие...
  Все эти суждения ничего не приказывают и ничего не
  запрещают, а только выражают чисто логическую связь между определенными
  явлениями и вполне истинны, если истинна основная посылка и верно установлены
  меньшие посылки... Совокупность подобным образом полученных суждений может
  составить целую научную дисциплину, опять-таки чисто теоретическую.
  В сущности, под неясным термином "нормативной" науки и
  разумеется чисто теоретическая наука (ничего не приказывающая и ничего не
  запрещающая), построенная по указанному типу. Она представляет совокупность
  заключений силлогизма, где большой посылкой служит основное теоретическое
  суждение - "удовольствие есть высшее благо" (по терминологии нормативи-стов
  "основная норма" или "основная ценность"), а малыми посылками - ряд эмпирически
  установленных частных видов удовольствия.
  Примером такой науки может служить медицина, в частности ее
  отдельные ветви: терапия, гигиена, патология и т.д.
  Здесь имеется основное теоретическое суждение: "здоровье
  есть то-то и то-то", а затем экспериментальным путем устанавливаются малые
  посылки: что такие-то явления не согласуются с общими признаками здоровья, и
  отсюда извлекаются выводы: следовательно, "такие-то явления не есть здоровье".
  Так, например, в "Основах общей и экспериментальной
  патологии" Подвысоцкого мы читаем: "Общая патология отыскивает и устанавливает
  законы, по которым совершаются в животном организме всевозможные уклонения от
  нормы; она создает т. о. ряд типов болезненных процессов".
  Нормой является здоровое состояние организма, а "здоровое
  состояние организма - это такое его приспособление (ко внешним условиям. - П.
  С.), при котором сохраняется maximum гармонии между отдельными частями тела и
  достигается возможно большее обнаружение энергии во внешнем мире" [1].
  1 Подвысоцкий. Основы общей и экспериментальной патологии.
  Спб., 1905. С. XXII и др.
  Таково основное теоретическое положение ("норма"),
  являющееся большой посылкой. Противоположное этому состоянию есть состояние
  нездоровья - патологическое. Раз эта основная посылка установлена, то
  дальнейшая задача заключается в установлении меньших посылок: например, что
  различные виды атрофии, эндогенные и экзогенные отложения, омертвение, опухоли,
  гипермия, анемия и т.д. - есть расстройство гармонии между отдельными частями
  тела и уменьшение обнаружения энергии во внешний мир. Из всех этих посылок мы
  получаем ряд выводов: атрофия, эндогенные и экзогенные отложения, омертвение,
  опухоли, гипермия, анемия и т.д. - есть нездоровое состояние организма.
  Так же дело обстоит и в терапии, и в гигиене. И тут и там
  имеется основная посылка: "здоровье есть то-то", а затем согласно посылке
  устанавливаются частные случаи, способствующие и противодействующие сохранению
  здоровья. Из сказанного видно, что и эти науки чисто теоретические, но только
  построенные по определенному способу.
  Гигиена, как наука, говорит только: "если человек при 30№ мороза
  выскочит босой на улицу - то бывает воспаление легких", или: "если человек
  соприкасается с больным, например, холерой, то при определенных условиях это
  влечет за собой заражение этого человека холерой". Таковы ее выводы и положения
  как науки. А выбежит ли человек на улицу или нет, должен ли выбегать или нет -
  это дело докторов, санитаров и самого человека, а не гигиены как науки. Это
  практические выводы и приказания, а не суждения, и потому они в состав самой
  науки не входят.
  Но раз мы признали возможность построения таким путем
  научной дисциплины, то тем самым мы признали как будто и правомерность этики
  как "нормативной" дисциплины в этом смысле...
  Прекрасно! - могут возразить нам. Мы только это и
  утверждали, больше нам ничего и не нужно. Вот мы выдвигаем основное
  теоретическое положение: "удовольствие есть высшее благо" - и в зависимости от
  него по только что указанному типу строим ряд суждений, которые и будут
  составлять в совокупности науку этику. Пусть она будет состоять из ряда чисто
  теоретических суждений - для нас это не важно. Важно то, что она построена в
  зависимости от одного принципа и создана "дедуктивно" (монистична и
  дедуктивна).
  Подставьте в эту реплику вместо принципа удовольствия другие
  принципы: принцип золотой середины (Аристотель), принцип императива (Кант),
  принцип счастья (гедонизм, эвдемонизм), принцип пользы (утилитаризм), принцип
  жизни (Гюйо и Ницше), принцип любви (христианство), принцип общности (Вундт),
  принцип единства (Наторп), принцип общего благополучия (Wohlfart. Геффдинг) и
  др., и вы получите все монистически-дедуктивные "системы" нравственности. Все
  они построены по указанному типу, считаемому нормативным (плюс, конечно,
  различные приказания и запрещения, как практические рецепты), и поэтому все они
  могут подписаться под указанной репликой...
  Ввиду этого нам внимательно следует рассмотреть и это
  возражение.
  Итак, все науки являются и могут быть только теоретическими.
  Но по способу построения теоретические науки можно делить на два рода: 1)
  построенные индуктивно, безотносительно к какому-нибудь основному единому
  принципу (науки теоретические в узком смысле) и 2) науки, исходящие от одного
  основного принципа, который служит здесь большой посылкой силлогизма (медицина,
  прикладная технология, прикладная агрономия и т.д., сюда же относятся и так
  называемые "системы морали") - теоретически-прикладные науки.
  Спрашивается, можно ли строить этику по последнему способу,
  по которому она строилась до сих пор, за немногим исключением?
  Этот вопрос, в свою очередь, расчленяется на два новых: 1)
  как может быть обоснована общезначимость "основной нормы" и 2) как возможно из
  нее вывести (дедуцировать) ряд частных суждений?
  Переходя к ответу на этот вопрос, я заранее говорю свое
  решение, гласящее: подобным путем этику как науку при отсутствии в ней прочно
  установленных положений строить нельзя. Аргументы мои таковы:
  1) Изучая развитие других прикладных наук (медицина,
  прикладная технология, агрономия и т.д.), мы видим, что они создались лишь
  тогда и лишь тогда достигли большей или меньшей высоты, когда чисто
  теоретические (в узком смысле) науки в достаточной степени развились. Они были
  не чем иным, как функцией этих наук. Они начали не с "основной нормы",
  произвольно установленной, а прежде чем формулировать ее, они прошли
  чрезвычайно длинный и сложный путь отдельных, чисто индуктивных исследований;
  они не спускались от "общей нормы" к конкретным фактам, а очень долго
  поднимались от частных обобщений к "общей норме". Таков был путь всякой науки,
  всякая наука начинала с наблюдения и индукции и лишь потом переходила к
  дедукции; то же должно быть и с созданием этики. Прежде чем формулировать
  основной принцип, необходимо его обосновать, дойти до него путем целой лестницы
  отдельных обобщений, основанных на изучении соответствующих явлений и их причинной
  зависимости. В противном случае наша "норма" явится ни для кого не
  обязательной, произвольной нормой, рядом с которой можно выдвинуть десятки иных
  "норм" с таким же правом. Таковыми фактически и являются нормы "систем" морали
  и их разноречие - лишнее подтверждение их необоснованности...
  2) Если бы "основная норма" этики была установлена, то
  половина дела ее была бы сделана. Но достаточно взглянуть на этические системы
  с их многообразными и противоречащими друг другу "нормами", чтобы сказать, что
  такой общеобязательной нормы нет. А ведь общеобязательность нормы и является
  показателем ее научности и истинности. Следовательно, выражаясь языком
  нормативистов, можно сказать: "закономерность частной "оценки" зависит от
  согласия ее с основной нормой или ценностью - это верно". Но от чего зависит
  закономерность (истинность, общеобязательность) самой основной ценности? - вот
  в чем вопрос.
  Достаточно поставить этот вопрос, чтобы сразу же обнаружить
  невозможность построения этики этим "монистически-дедуктивным" или "формально-логическим"
  путем. Здесь возможны два выхода: первый очень легкий и простой, но бесплодный.
  Это постулирование нормы, как это фактически и делали творцы "систем" морали.
  Но ясно, где есть произвольное постулирование, там нет науки и обратно...
  Постулировать каждому вольно все, что бог на душу положит,
  хотя бы "2X2= немазаной телеге", но это отношение к науке не имеет.
  Приходится, следовательно, так или иначе обосновывать
  "норму".
  Как же ее можно обосновать?
  a) Если бы у нас была другая, еще более высшая норма, то
  данную норму можно было бы вывести из нее. Но в том-то и дело, что наша норма
  сама есть высшая норма, следовательно, подвести ее нельзя под другую, еще более
  высшую, а следовательно, этот путь обоснования не годен.
  b) Ссылка на трансцендентный мир тоже не годится, ибо само
  допущение такого мира необоснованно и проблематично.
  c) Остается для доказательства только один путь: именно путь
  каузального изучения моральных явлений, путь сравнительно-исторического и
  индуктивного исследования, то есть путь совершенно обратный данному. Это - уже
  путь не исхождения от "нормы" и должного, а путь изучения сущего, того, что
  есть, путь восхождения от "сущего" к должному.
  Вывод из сказанного тот, что основная норма может быть или
  постулирований - тогда она не научна и не общеобязательна, если же хотят ее
  обосновать, то тем самым отрицают "нормативный" путь и тот метод, который сами
  же нормативисты выставляют. Значит, этот путь не годится.
  3) Помимо сказанного невозможность обоснования этики
  указанным путем видна и из следующих соображений.
  Допуская, что истинность и общеобязательность "основной
  нормы" доказана (пусть будет "нормой" для примера - "удовольствие есть высшее
  добро"), спрашивается: как вывести из нес или подвести под нее ряд частных,
  конкретных случаев?
  Прежде всего как установить меньшую посылку, что "созерцание
  моря, например, есть удовольствие", или "пьянство есть удовольствие", или
  "лежание в ванне есть удовольствие", или "чтение Байрона есть удовольствие" и
  т.д. Для того чтобы возможно было установление данных посылок, необходимо иметь
  для этого точные критерии и признаки удовольствия, необходимо, чтобы "основная
  норма" обладала точными признаками удовольствия. Если она их указывает ясно, то
  тогда, имея дело с каким-нибудь явлением, например с чтением Байрона, мы
  наблюдаем, обладает ли оно данными признаками, и если обладает, то говорим,
  чтение есть удовольствие.
  Но может ли "основная норма", "интуитивно" установленная,
  дать эти признаки? Нет, и вот почему. Из логики каждому известно, что чем шире
  понятие по объему, тем оно беднее по содержанию. Понятие удовольствия в
  "основной норме" должно быть самым широким по объему, как охватывающее все виды
  удовольствий, но зато оно должно быть и самым бедным по содержанию и из него
  должны быть выкинуты все специфически-родовые признаки удовольствия. Но если
  это так, то как подвести под это общее понятие его частные случаи? Почему такие
  разнородные явления, как, например, пьянство, симфония Бетховена, чтение
  Байрона, езда на велосипеде и т.д., подводятся под одну рубрику? Потому, что
  все они обнаруживают элемент удовольствия, скажут. Ничуть, каждое из этих
  явлений и для разных людей и для одного и того же человека бывает то
  удовольствием, то страданием. Само содержание явления не есть ни удовольствие,
  ни неудовольствие.
  Но важно здесь, могут сказать, то, что испытывает
  переживающий данное явление субъект. Если ему данное явление кажется
  удовольствием, значит, оно благо.
  Но ясно, что подобное возражение сводит "на нет" и весь
  смысл посылок, и большей и меньшей. Смысл установления посылок именно в том и
  заключается, чтобы не "формально", но "материально" установить, исходя из общей
  посылки, что данное явление удовольствие и потому благо (а не страдание). Если
  же говорят, что данное явление может быть и тем и другим, как кому кажется, то
  мы остаемся при тавтологии: высшее благо есть удовольствие, а удовольствие -
  то, что кажется удовольствием.
  Сказанное mutatis mutandis приложимо и к другим "основным
  нормам". И "норма" Канта: единственное абсолютное благо - это разумная воля, а
  равным образом и его приказ: поступай так, чтобы правило твоего поведения могло
  служить законом для всех - не дает никакой возможности установить на основании
  их частные суждения - меньшие посылки. "Дикарь" будет считать таким правилом
  кровную месть, а прощение врага - безнравственным поступком, истинный же
  христианин таким правилом будет считать люоовь к врагу, а кровную месть -
  верхом безнравственности?
  Один и тот же факт будет являться то как А, то как поп.А.
  И мы остаемся при пустой тавтологии: благо есть то, что
  благо.
  4) Но допустим, помимо истинчости "нормы", и возможность
  установления меньших посылок. Для создания такой "оценочной шкалы благ"
  необходимо еще указать на то, которое, например, из удовольствий (а
  соответственно благ) есть большее удовольствие и которое меньшее. Можем ли мы
  это сделать? Пусть "основной нормой" будет та же "норма": удовольствие есть
  благо - и пусть установлены меньшие посылки, что пьянство, слушание симфоний
  Бетховена, съедание пирожного, созерцание моря, чтение Байрона и т.д. есть
  удовольствие, а следовательно, благо.
  Спрашивается, которое из этих благ больше, которое - меньше?
  Что, например, мне следовало бы выбрать: пьянство или слушание Бетховена? Чем мне
  следует здесь руководствоваться? Если бы все эти удовольствия были бы
  однородными, то решение было бы просто, я бы взял то, где удовольствие дольше и
  интенсивнее, но в том-то и беда, что все эти удовольствия разнородны. Известно,
  что И. Бентам пытался дать "нравственную арифметику" и установил семь основных
  признаков для выбора того или иного удовольствия (интенсивность удовольствия,
  его продолжительность, несомненность, близость, плодотворность, чистота и
  распространенность). Но не менее известно, что как его попытка, так и попытка
  последующих утилитаристов ни к чему не привели [1].
  1 Bentham I. Oeuvres. P., 1840. Т. 3. С. 448, и см.: Гюйо
  Ж.-М. История и критика современных английских учений о нравственности. Спб.,
  1898.
  Именно на невозможности установить подобный критерий и
  основан факт "столкновения обязанностей", одного существования которого было бы
  достаточно, по мнению Зиммеля, для опровержения всякой "монистической морали".
  5) Наконец, скрытой предпосылкой всего этого пути является
  однородность человеческой природы и возможность применения к ней одного и того
  же шаблона, с одной стороны [2], и отсюда вытекающая предпосылка о какой-то
  вне- и сверхвременной ценности чего-нибудь - с другой, ценности, сохраняющей
  свое одинаковое значение для всех времен и народов.
  2 См. об этом: Levy-Bruhl L. La morale, et la science des
  moeurs. P., 1903. C. 67 - 83.
  Ни та, ни другая предпосылка не оправдывается фактическим
  изучением моральных явлений.
  Не приводя других соображений, сказанного достаточно, чтобы
  признать, что построение этики как науки, этим формально-логическим путем
  встречает непреодолимые препятствия и, по существу дела, совершенно невозможно.
  
  ј6
  
  Значит ли все вышесказанное, однако, что мы совершенно
  отрицаем возможность и необходимость построения той "практической" науки,
  которая под различными именами: то теории прогресса, то социальной политики, то
  политики права и нравственности, то "морального искусства", то "моральной
  технологии" и т.д. - привлекает к себе все большее и большее внимание мыслителей?
  Нет, не значит. Мы отрицаем только: 1) обычное коренное противопоставление этих
  наук, якобы нетеоретических - теоретическим. 2) Мы отрицаем их нормативный
  характер, утверждая, что ни нормативных суждений, а равно и наук нет, а есть
  только теоретические науки, построенные двояко: а) безотносительно к
  какому-нибудь основному положению и б) в зависимости от одного основного
  положения - "основного теоретического тезиса" ("высшей нормы"). Прикладные,
  "нормативные" науки и представляют теоретические науки, построенные по второму
  плану. 3) Мы утверждаем, что эти последние науки, ничего не предписывая и не
  запрещая, могут быть построены только путем исхождения из низин сущего к
  вершинам должного, а не обратно. Чтобы получить желаемый эффект или осуществить
  поставленный идеал, необходимо знать причинные связи сущего; без их знания
  реализация своих целей невозможна, а это значит, что, прежде чем строить
  прикладную науку, необходимо изучить причинные связи. Без последнего условия
  вся наша "наука" будет пустым словопрением и только... Поэтому мы не можем не
  приветствовать новейшие течения в области творчества социальной политики
  (политики права, нравственности и т.д.), которые идут именно путем причинного
  изучения явлений, а не путем абстрактных дедукций и постулатов. И следует
  сказать, что подобные попытки дают бесконечно больше и уже дали, чем
  бесчисленные "системы морали". Достаточно с этой целью указать на политику
  права, создаваемую у нас Л. И. Петражицким [1], на "моральное искусство",
  развиваемое Е. В. Де-Роберти, Дюркгеймом и Леви-Брюлем, на работы о прогрессе
  различных социологов, в частности лиц, участвовавших в Международном конгрессе
  социологов, посвященном проблеме прогресса, на работы по экономической и
  социальной политике и т.д. [2]. Изучение причинных связей "сущего" дает им
  возможность указывать и средства, действительно способные вызвать тот или иной
  эффект в зависимости от их основной посылки или, что то же, основного и
  конечного идеала.
  1 См.: Петражицкий Л. И Die Lehre vom Einkommen; и его
  превосходную статью: "К вопросу о социальном идеале"//Юр и дичее кий Вестник.
  Кн. 11; а также "Теория права" и "Акции и биржевая игра".
  2 Le Progres//Bijlle1in de 1'Institut international de
  sociologie. P., 1913
  Вместо "ты должен" эти течения и лица говорят: "так есть",
  "такова функциональная связь". А затем уже, исходя из этой связи, они
  добавляют: "такая-то мера дает такой-то эффект". И затем уже говорят: "если
  нужно достичь такую-то цель, то должны быть пущены в ход такие-то средства".
  Одним словом, вместо того чтобы довольствоваться дилетантским и самодовольным
  "должен" и "не должен", они пытливо проникают в глубь морально-социальных
  фактов и расшифровывают сложные узоры мировой и более узко -
  историко-социальной необходимости. Раз известны связи - дано и средство для их
  утилизации, сообразно со своими желаниями и идеалами.
  Что же касается обоснования последних, то теоретически
  никакой идеал недоказуем в качестве общезначимого идеала. Теоретически
  одинаково обоснован или не обоснован и идеал действенной любви и действенной
  ненависти. Нет никаких логических оснований, которые заставляли бы принять
  первый и отвергнуть последний или обратно. Их обоснованность или
  необоснованность одинаковы. Это значит, что исходное положение необходимо
  постулировать, как уже было отмечено выше. А благодаря всему этому любая
  "практическая" наука становится условной и необщезначимой. Это следует открыто
  и честно признать. С логической точки зрения, одинаковое право имеют "политика
  права", утилизирующая знание причинных связей для реализации идеала действенной
  любви и утилизирующая их для реализации идеала действенной ненависти.
  Но раз мы приняли ту или иную посылку, критерием истинности
  той и другой "политики" становится уже одно и то же: верно или неверно
  формулирует она функционально-причинные связи явлений. Если связь не верна - то
  суждения ложны, если она верна - суждения истинны.
  Резюмируя сказанное о практических науках, мы можем сказать,
  что исходный пункт или конечный идеал с теоретической точки зрения условен и
  необщезначим, но раз он принят, то в дальнейшем критерием истинности или
  ложности всей дисциплины становится сущее; если верно формулированы отношения
  "сущего", условно верна и вся дисциплина, если неверно схвачены отношения -
  абсолютно неверной становится и вся теория. Это означает, что и здесь
  общезначимыми суждениями являются чисто теоретические суждения и их
  совокупность. Поскольку же конечный идеал не представляет теоретического
  положения, постольку он не общезначим, не доказуем, условен и может быть
  заменен любым противоположным идеалом.
  То, что здесь научно - то теоретично, что не теоретично - то
  не научно, не общеобязательно, Так обстоит дело с теоретической точки зрения.
  Но само собой разумеется, иначе обстоит дело в области
  практики: теоретически можно допустить идеал взаимной ненависти и объявить
  высшим благом взаимное уничтожение людей друг другом; как показали мы выше,
  логических препятствий к этому нет. Но одно дело - возможность подобной теории,
  другое дело - фактическое ее выполнение и реализация. Едва ли найдется такой
  человек, который бы и в самом деле попытался сделать так. Людей, теоретически
  принимающих положения вроде указанного (высшее благо - взаимная ненависть),
  вероятно, немало ("ведь это оригинально и парадоксально", а на парадоксы и
  сенсации теперь мода), но почти все они de-facto ведут себя не сообразно с их
  идеалом, а сплошь и рядом сообразно с идеалом действенной любви. Их шуйца
  говорит одно, а десница делает другое.
  Самые "отчаянные" теоретики эгоизма, ненависти и
  индивидуализма фактически сплошь и рядом были великими альтруистами,
  коллективистами и людьми, помогавшими и любившими других.
  А отсюда следует, что если идеал действенной любви (в
  понимании Будды, Христа и др., а в наше время лежащий в основе политики права
  Л. И. Петражицкого и др.) теоретически и равноправен идеалу ненависти (оба
  условны), то практически он является почти общезначимым и всеми приемлемым и
  поэтому может служить отправным пунктом для создания практической (то есть
  теоретической в вышеуказанном смысле) науки, в которой так нуждается наше время
  и мы сами.
  Социальная жизнь изобилует кризисами благодаря нашему
  общему невежеству, благодаря невежеству наших руководителей, сплошь и рядом "не
  умеющих отличить правой руки от левой", а потому и предписывающих рецепты,
  ценность которых равна ценности "угольков и нашептываний", употребляемых
  знахарями для лечения от недугов душевных и телесных. Пора уже заменить их
  более рациональными рецептами и "социальными докторами" делать людей, более
  знающих свое дело. Вполне прав Е. В. Де-Роберти, говоря: "Унаследованное нами в
  значительной степени социологическое невежество наших предков должно считаться
  теперь в качестве единственного и подлинного источника наших интеллектуальных
  страданий, наших моральных падений, наших ошибок, наших преступлений и
  социальных бедствий, столь ужасных и разнообразных" [1].
  1 De-Roberty Е. Le Bien et le Mai. P. 147 - 148.
  Сказанным кратко выяснено наше отношение к социальной
  политике и вообще к социальным прикладным наукам.
  
  
  То есть, Конт ( создатель науки Социология ) и его последователи решают эту проблему кардинально ( как им кажется ) : необходимо вообще отказаться от создания базисных нормативных принципов, на которых можно было бы строить как науку о государстве, так и другие науки, связанные с человеком и человеческим обществом : этику, психологию и другие.
  По их мнению необходимо принять противоположный путь. Цитирую Сорокина -
  
  "ј6
  
  Значит ли все вышесказанное, однако, что мы совершенно
  отрицаем возможность и необходимость построения той "практической" науки,
  которая под различными именами: то теории прогресса, то социальной политики, то
  политики права и нравственности, то "морального искусства", то "моральной
  технологии" и т.д. - привлекает к себе все большее и большее внимание мыслителей?
  Нет, не значит. Мы отрицаем только: 1) обычное коренное противопоставление этих
  наук, якобы нетеоретических - теоретическим. 2) Мы отрицаем их нормативный
  характер, утверждая, что ни нормативных суждений, а равно и наук нет, а есть
  только теоретические науки, построенные двояко: а) безотносительно к
  какому-нибудь основному положению и б) в зависимости от одного основного
  положения - "основного теоретического тезиса" ("высшей нормы"). Прикладные,
  "нормативные" науки и представляют теоретические науки, построенные по второму
  плану. 3) Мы утверждаем, что эти последние науки, ничего не предписывая и не
  запрещая, могут быть построены только путем исхождения из низин сущего к
  вершинам должного, а не обратно. Чтобы получить желаемый эффект или осуществить
  поставленный идеал, необходимо знать причинные связи сущего; без их знания
  реализация своих целей невозможна, а это значит, что, прежде чем строить
  прикладную науку, необходимо изучить причинные связи. Без последнего условия
  вся наша "наука" будет пустым словопрением и только... Поэтому мы не можем не
  приветствовать новейшие течения в области творчества социальной политики
  (политики права, нравственности и т.д.), которые идут именно путем причинного
  изучения явлений, а не путем абстрактных дедукций и постулатов. И следует
  сказать, что подобные попытки дают бесконечно больше и уже дали, чем
  бесчисленные "системы морали". Достаточно с этой целью указать на политику
  права, создаваемую у нас Л. И. Петражицким [1], на "моральное искусство",
  развиваемое Е. В. Де-Роберти, Дюркгеймом и Леви-Брюлем, на работы о прогрессе
  различных социологов, в частности лиц, участвовавших в Международном конгрессе
  социологов, посвященном проблеме прогресса, на работы по экономической и
  социальной политике и т.д. [2]. Изучение причинных связей "сущего" дает им
  возможность указывать и средства, действительно способные вызвать тот или иной
  эффект в зависимости от их основной посылки или, что то же, основного и
  конечного идеала.
  1 См.: Петражицкий Л. И Die Lehre vom Einkommen; и его
  превосходную статью: "К вопросу о социальном идеале"//Юр и дичее кий Вестник.
  Кн. 11; а также "Теория права" и "Акции и биржевая игра".
  2 Le Progres//Bijlle1in de 1'Institut international de
  sociologie. P., 1913
  Вместо "ты должен" эти течения и лица говорят: "так есть",
  "такова функциональная связь". А затем уже, исходя из этой связи, они
  добавляют: "такая-то мера дает такой-то эффект". И затем уже говорят: "если
  нужно достичь такую-то цель, то должны быть пущены в ход такие-то средства".
  Одним словом, вместо того чтобы довольствоваться дилетантским и самодовольным
  "должен" и "не должен", они пытливо проникают в глубь морально-социальных
  фактов и расшифровывают сложные узоры мировой и более узко -
  историко-социальной необходимости. Раз известны связи - дано и средство для их
  утилизации, сообразно со своими желаниями и идеалами.
  
  Социальная жизнь изобилует кризисами благодаря нашему
  общему невежеству, благодаря невежеству наших руководителей, сплошь и рядом "не
  умеющих отличить правой руки от левой", а потому и предписывающих рецепты,
  ценность которых равна ценности "угольков и нашептываний", употребляемых
  знахарями для лечения от недугов душевных и телесных. Пора уже заменить их
  более рациональными рецептами и "социальными докторами" делать людей, более
  знающих свое дело. Вполне прав Е. В. Де-Роберти, говоря: "Унаследованное нами в
  значительной степени социологическое невежество наших предков должно считаться
  теперь в качестве единственного и подлинного источника наших интеллектуальных
  страданий, наших моральных падений, наших ошибок, наших преступлений и
  социальных бедствий, столь ужасных и разнообразных" [1].
  1 De-Roberty Е. Le Bien et le Mai. P. 147 - 148.
  Сказанным кратко выяснено наше отношение к социальной
  политике и вообще к социальным прикладным наукам.
  "
  
  И этот метод Конта объявляется единственным научным методом.
  Но зададимся вопросом : почему из того факта, что до сих пор такого универсального базисного нормативного принципа найдено не было, следует, что необходимо вообще оставить все попытки такой принцип найти ?
  Спросим себя : каким образом вообще рождаются нормативные принципы ? На этот вопрос надо ответить честно : путём наития или озарения ( психиатр добавил бы сюда прилагательное : бредового ). Любой современный учёный скажет вам на это : фу, какая гадость, тут наука и рядом не лежала. Возьмём, например, Канта. Его озарило, что Универсальным Базисным Нормативным Принципом (УБНП) должен быть -
  "
  И "норма" Канта: единственное абсолютное благо - это разумная воля,
  равным образом и его приказ: поступай так, чтобы правило твоего поведения могло
  служить законом для всех
  "
  Для Бентама УБНП -
  Принцип пользы.
  Для Маркса УБНП -
  Счастье возможно большего числа людей.
  Ротбард, хотя и критикует Мизеса за его приверженность утилитаризму, сам за основу всех своих логических построений берёт либертарианский принцип -
  Насилие может быть применяемо только в ответ на насилие или угрозу насилия.
  Цитирую себя -
  
  Открытое письмо Надежде Анатольевне и Евгению Николаевичу Репиным.
  http://libertarians.ru/forum/viewtopic.php?t=1000
  В разные времена разными мыслителями во главу угла науки о государстве ставились разные критерии : нравственность, польза, счастье, право, всестороннее гармоничное развитие личности и т. д. Вы во главу угла ставите вопрос об имущественных границах.
  Я тоже принял участие в этом выдвижении критериев и выдвигаю такой - ПМВСИ.
  
  Максимально Возможная Свобода для Индивида, в том числе и для детей - главный закон новой цивилизации и основная аксиома свободологии (свобода понимается как неопределимое понятие, то есть, как свобода, а не как осознанная необходимость).
  
  Фактически, любой философ или политэконом, выдвигающий свой УБНП, является основателем новой религии, хотя предпочитает называть себя учёным и освящает свой УБНП не религией, а наукой.
  На примере Мизеса и Ротбарда, этих великих политэкономов 20-го века, мы видим, что несмотря на существование социологического направления, великие философы и политэкономы не отказываются от попыток найти этот философский камень - УБНП, на котором можно было бы строить науки, связанные с человеком и человеческим обществом.
  Можно привести множество примеров несостоятельности социологического направления, так хорошо описанного П. Сорокиным. (Один из них приведён в моей книге -
  
  http://narod.ru/disk/3726785000/Slavery%201%20-%2039.6%20MB.pdf.html
  
  http://narod.ru/disk/3726827000/Slavery%20-%200.9%20MB.JPG.html
  ).
  Но я сейчас не буду этим заниматься, а вместо этого выдвину свой УБНП, в котором я не нашёл никаких изъянов и не нашёл никаких претензий, которые можно было бы к нему предъявить. А поэтому утверждаю, что на нём можно строить все науки о человеке и человеческом обществе, пока мне не докажут обратное.
  Цитирую себя -
  Либерализм, либертарианство, анархокапитализм, праксиология, персонализм, терминомика или
  СВОБОДОЛОГИЯ !?
  http://libertarians.ru/forum/viewtopic.php?t=780
  
  СВОБОДОЛОГИЯ вместо ЛИБЕРТАРИАНСТВА !
  http://libertarians.ru/forum/viewtopic.php?t=1882
  Подбор присяжных и слушание в суде присяжных.
  http://libertarians.ru/forum/viewtopic.php?t=2094
  
  ............................................
  
  Кстати, сама моя ориентация и установка на ПМВСИ автоматически вывели меня на ПКИГ и ПЭГССШО и ПСС( см. -
  Проект Конституции Идеального Государства ( ПКИГ ).
  http://www.politforums.ru/civilization/1269288311.html
  Проект ЭГССШО.
  http://libertarians.ru/forum/viewtopic.php?t=1007)
  
  ОБЪЯСНИТЕ МНЕ, ДЛЯ ЧЕГО В XXI ВЕКЕ НУЖНЫ: Свод законов, Институт судей, прокуроров, адвокатов, судебных секретарш ?
  http://www.politforums.ru/civilization/1240669909.html) С высоты ПМВСИ можно пересмотреть УБНП, выдвигавшиеся раньше.
  Человек получает удовольствие - что, это плохо или хорошо ? Можно сказать : это может быть как плохо, так и хорошо, смотря по обстоятельствам. Если получение человеком удовольствия никому не мешает кроме завистников и для получения этого удовольствия не требуется никого заставлять страдать, а также не нарушает такого же права других в получении удовольствий, то необходимо признать, что это удовольствие легитимно. То есть, человек абсолютно свободен в получении этого удовольствия и никто не имеет права ему в этом препятствовать.
  
  
  
  
  Итак, каков же метод познания истины, предлагаемый мной ?
  1. Прежде всего посредством НАИТИЯ выдвигается УБНП.
  2. Этот УБНП взвешивается на весах здравого смысла, сравнивается с другими УБНП, выдвинутыми ранее, подвергается всесторонней критике, выдерживает испытание на прочность в дискуссиях.
  3. Если у него не удалось обнаружить никаких изъянов, то он кладётся в основания науки.
  
  Примеры.
  1. Принцип предельной полезности, положенный К. Менгером в основания Политэкономии, привёл в конце концов к настолько важным результатам, что не приходится сомневаться в его плодотворности. Хотя нет никаких оснований полагать, что он получен им каким-либо иным путём, кроме Наития.
  2. Принцип Г. Джорджа о земельной собственности до сих пор никем не опровергнут, хотя и не введён во всеобщую практику по той простой причине, что тем, кто заказывает музыку на планете Земля, он не выгоден.
  Так же, как и свободный рынок денег, основанный на драгметаллах ( см. -
  Список моих тем по ПОЛИТЭКОНОМИИ. Там приведены ссылки на них.
  http://www.politforums.ru/civilization/1262702945.html
  
  ИДЕАЛЬНАЯ МИРОВАЯ ДЕНЕЖНО БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА ( ИМДБС ).
  http://www.politforums.ru/economics/1259593925.html
  )
  Так же, как ССШО ( см.-
  Проект ЭГССШО.
  http://libertarians.ru/forum/viewtopic.php?t=1007)
  ) ДИСКУССИЯ О НЕОБХОДИМОСТИ СВОБОДЫ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.
  http://libertarians.ru/forum/viewtopic.php?t=761
  
  На основании социологического метода можно прийти к каким угодно самым произвольным основаниям Науки, которые могли бы быть положены в её основание. Но то, что ни к чему путному не придёшь, это однозначно.
  Именно благодаря такому подходу психиатрия XX, XXI веков так активизировалась и вбирает в сферу своего влияния всё новые и новые категории людей, которым согласно этой науке необходимо принудительное психиатрическое лечение.
  А между тем, простой принцип, который совершенно доступен и ясен каждому здравомыслящему человеку для понимания : " Принудительное психиатрическое лечение - это преступление против человечества. " ( полученный посредством Наития ), сразу положил бы конец этому варварству и беспределу, если бы был принят.
  То же можно сказать про Принцип абсолютного запрета на пересадку человеческих органов.
  Никакие социологические исследования к нему не приведут, если их только специально под него не подогнать. А Наитие и здравый смысл привели.
  Если, например, к медицине применить метод социологического исследования, то можно, в принципе, прийти к выводу, что одной из целей медицины является бесперебойное обеспечение больных, нуждающихся в пересадке человеческих органов, постоянно имеющимися в запасе свежими человеческими органами. Такова цель медицины в Китае и Израиле. Правда для этого придётся постоянно умерщвлять здоровых людей - детей и взрослых. Но это не страшно, если на них повесить клеймо отверженных ( или низшей касты ).
  
  
  П. Сорокин пишет -
  "Что же касается обоснования последних, то теоретически
  никакой идеал недоказуем в качестве общезначимого идеала. Теоретически
  одинаково обоснован или не обоснован и идеал действенной любви и действенной
  ненависти. Нет никаких логических оснований, которые заставляли бы принять
  первый и отвергнуть последний или обратно. Их обоснованность или
  необоснованность одинаковы. Это значит, что исходное положение необходимо
  постулировать, как уже было отмечено выше. А благодаря всему этому любая
  "практическая" наука становится условной и необщезначимой. Это следует открыто
  и честно признать. С логической точки зрения, одинаковое право имеют "политика
  права", утилизирующая знание причинных связей для реализации идеала действенной
  любви и утилизирующая их для реализации идеала действенной ненависти.
  Но раз мы приняли ту или иную посылку, критерием истинности
  той и другой "политики" становится уже одно и то же: верно или неверно
  формулирует она функционально-причинные связи явлений. Если связь не верна - то
  суждения ложны, если она верна - суждения истинны.
  Резюмируя сказанное о практических науках, мы можем сказать,
  что исходный пункт или конечный идеал с теоретической точки зрения условен и
  необщезначим, но раз он принят, то в дальнейшем критерием истинности или
  ложности всей дисциплины становится сущее; если верно формулированы отношения
  "сущего", условно верна и вся дисциплина, если неверно схвачены отношения -
  абсолютно неверной становится и вся теория. Это означает, что и здесь
  общезначимыми суждениями являются чисто теоретические суждения и их
  совокупность. Поскольку же конечный идеал не представляет теоретического
  положения, постольку он не общезначим, не доказуем, условен и может быть
  заменен любым противоположным идеалом.
  То, что здесь научно - то теоретично, что не теоретично - то
  не научно, не общеобязательно, Так обстоит дело с теоретической точки зрения.
  Но само собой разумеется, иначе обстоит дело в области
  практики: теоретически можно допустить идеал взаимной ненависти и объявить
  высшим благом взаимное уничтожение людей друг другом; как показали мы выше,
  логических препятствий к этому нет. Но одно дело - возможность подобной теории,
  другое дело - фактическое ее выполнение и реализация. Едва ли найдется такой
  человек, который бы и в самом деле попытался сделать так. Людей, теоретически
  принимающих положения вроде указанного (высшее благо - взаимная ненависть),
  вероятно, немало ("ведь это оригинально и парадоксально", а на парадоксы и
  сенсации теперь мода), но почти все они de-facto ведут себя не сообразно с их
  идеалом, а сплошь и рядом сообразно с идеалом действенной любви. Их шуйца
  говорит одно, а десница делает другое.
  Самые "отчаянные" теоретики эгоизма, ненависти и
  индивидуализма фактически сплошь и рядом были великими альтруистами,
  коллективистами и людьми, помогавшими и любившими других.
  А отсюда следует, что если идеал действенной любви (в
  понимании Будды, Христа и др., а в наше время лежащий в основе политики права
  Л. И. Петражицкого и др.) теоретически и равноправен идеалу ненависти (оба
  условны), то практически он является почти общезначимым и всеми приемлемым и
  поэтому может служить отправным пунктом для создания практической (то есть
  теоретической в вышеуказанном смысле) науки, в которой так нуждается наше время
  и мы сами."
  
  Здесь П. Сорокин противоречит сам себе. Идеал Любви в точности также не может служить Нормой, как и все отвергнутые им ранее нормы. Но он почувствовал, что не опираясь вообще ни на какую Норму, никакой Науки не создашь. Поэтому он протаскивает свою Норму через задний ход. Вроде бы она есть и в то же время её нет.
  
   Социология имеет право на существование только, как вспомогательная наука.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"