Аннотация: Саттон Энтони - Орден "Череп и кости". Как Орден контролирует систему образования https://royallib.com/book/entoni_satton/orden_cherep_i_kosti_taynaya_vlast_kak_orden_kontroliruet_sistemu_obrazovaniya.html
Саттон Энтони Как Орден контролирует систему образования
Саттон Энтони - Орден "Череп и кости". Как Орден контролирует систему образования
Меморандум 1. Всё началось в Йельском университете
В первой вступительной части книги были представлены три предварительные гипотезы и некоторые подтверждающие их факты.
Мы также заявили, что если какая-то группа хочет контролировать будущее американского общества, то она должна в первую очередь контролировать систему образования, то есть будущее население. Эта часть описывает, как Орден контролирует образование.
Всё началось в Йельском университете. Даже официальная история Иельского университета осознаёт его могущество и успех:
"Могущество этого места определяется безошибочно. Йель был организован. Йель внушал своим сыновьям верность, которая была заметна и впечатляла. "Люди Йеля" после его окончания добивались таких успехов, что появлялось подозрение, что они и там работали друг на друга. Короче говоря, Йель был раздражающе и загадочно успешным. Для соперничающих институтов и университетских реформаторов в старом Йельском колледже было что-то раздражающее и тревожное".
И этот успех был более чем очевидным для главного соперника Йеля - Гарвардского университета. Настолько очевидным, что в 1892 году молодой преподаватель Гарвардского университета Джордж Сантаньяна отправился в Йель проводить расследование этой "возмутительной легенды" о могуществе Иельского университета. Сантаньяна цитировал гарвардского выпускника, который собирался отправить своего сына в Йель, так как в жизни "все гарвардцы работают на йельцев".
Но никто ранее не задавал очевидный вопрос - почему? Что такое "могущество Йеля"?
Революционное йельское трио
В 1850-е годы три члена Ордена закончили Йельский университет и, работая вместе время от времени, вместе с другими членами Ордена устроили революцию, которая изменила лицо, направление и цели американского образования. Это была быстрая, тихая и чрезвычайно успешная революция. Американский народ даже сегодня, в 1983 году, не осознаёт того, что произошёл государственный переворот.
Членами революционного трио были:
- Тимоти Дуайт, профессор в Йельской школе богословия, впоследствии 12-й президент Йельского университета.
- Дэниел Коит Гилман, первый президент Калифорнийского университета, первый президент Университета Джонса Хопкинса и первый президент Института Карнеги.
- Эндрю Диксон Уайт, первый президент Корнельского университета и первый президент Американской исторической ассоциации.
- Все члены этого примечательного трио были инициированы в Орден с промежутком в несколько лет (1849, 1852, 1853). Они немедленно отправились в Европу. Все трое стали изучать философию в Берлинском университете, где царила монополия постгегельянской философии.
- Дуайт учился в Берлинском и Боннском университетах с 1856 по 1858 год.
- Гилман учился в Берлинском университете в 1854-1855 годах у Карла фон Риттера и Фридриха Тренделенберга - выдающихся "правых" гегельянцев.
- Уайт учился в Берлинском университете с 1856 по 1858 год.
Примечательно, что в 1856 году в Берлинском университете (в Институте психологии) преподавал ни кто иной, как Вильгельм Вундт, основатель экспериментальной психологии в Германии, которая стала источником для десятков американских диссертантов, которые затем возвращались из Лейпцига, чтобы начать движение в поддержку современного американского образования.
Почему так важен немецкий опыт? Потому что в эти годы, сразу по окончании университета, эти трое сформировали свои взгляды, спланировали своё будущее, и в этот период в Германии господствовала философия Гегеля.
Среди гегельянцев было две группы. Правые гегельянцы стали родоначальниками прусского милитаризма, источником Первого объединения Германии и прихода к власти Гитлера.
Ключевыми фигурами среди них были Карл Риттер (преподавал в Берлинском университете, где училось наше трио), барон фон Бисмарк и барон фон Штокмар, тайный советник королевы Виктории в Англии. К более раннему периоду относился Карл Теодор Дальберг (1744-1817), главный канцлер Германского рейха, связанный с лордом Актоном в Англии ис иллюминатами (Бако ф. Ферулам в иерархии иллюминатов), он был правым гегельянцем.
Существовали также левые гегельянцы, основатели научного социализма. Наиболее известны из них, конечно, Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Генрих Гейне, Макс Штирнер и Моисей Гесс.
Нужно иметь в виду, что обе эти группы использовали как отправную точку гегельянскую теорию государства, то есть тезис, что государство превыше индивида. У прусского милитаризма, нацизма и марксизма одни и те же философские корни.
И они же повлияли на наше трио.
Дэниел Коит Гилман
Гилман писал своей сестре в 1854 году, что по возвращении в Америку он больше всего желает "влиять на умы Новой Англии".
Выдержка из одного письма Гилмана заслуживает того, чтобы процитировать её целиком. Гилман писал своей сестре из Санкт-Петербурга в апреле 1854 года:
"И как ты думаешь, чего я добиваюсь? С каждым годом я чувствую, что я должен приблизиться к цели. Когда я вернусь домой в Америку, у меня должна быть сложившаяся система взглядов. День и ночь я думаю о том времени, я вижу и планирую, как я буду полезен дома. Я чувствую, как мои желания всё больше и больше стремятся к дому, в Новую Англию, и я страстно желаю получить возможность влиять на умы Новой Англии. Если я стану редактором, то моё место должно быть в Нью-Йорке, но, сказать по правде, я немного опасаюсь тамошних волнений, политики, денежного водоворота. Я всё больше и больше склоняюсь к тому, чтобы стать священником, так как на этом месте я, скорее всего, принесу больше пользы, чем где-либо ещё, мне бы получить приход, чтобы проповедовать те идеи, которые мы так много раз обсуждали в наших беседах наверху. Я рад, что ты вспоминаешь эти разговоры с удовольствием, так как я смотрю на них как на одно из величайших "провидений" моей жизни. Если я добьюсь чего-нибудь в этом мире или в ином, то это случится благодаря благословенному влиянию дома. Мне кажется, что новые идеи и более широкие взгляды на людей и на явления жизни мелькали передо мной с удивительной скоростью, и каждый день, и почти каждый час я думаю о новых вещах, которые мне бы очень хотелось сделать в Америке... Я вижу как мои мысли, неосознанно, почти всегда текут в сторону приложения христианства, или принципов Нового завета, к бизнесу, обучению, общественному образованию, политическим вопросам, путешествиям и так далее. В Берлине у меня был долгий разговор с мистером Портером (он занял три дня с небольшими перерывами) по поводу того, о чём я говорил, и он заверил меня, что в Новой Англии есть много мест, подходящих для того, чтобы продвигать такие взгляды по тем вопросам, на которые я намекал тебе дома. Я изложил ему многие свои мысли по этим вопросам, говоря свободно и, возможно, более полно, чем когда-либо делал это дома с вами. Он был чрезвычайно заинтересован... Он сказал мне, что проповеди, о которых я говорил, очень востребованы сейчас - они принесли бы наибольшую пользу, и в целом он приободрил меня, вдохновив попытаться сделать это. Я чувствую всё большее желание делать это и буду продолжать, во всём, что я вижу и слышу вокруг, исследовать каждый вид влияния, оказываемого сейчас на людей - Церковь и школу, политику и литературу...".
Дэниел Коит Гилман - главное действующее лицо в революции в системе образования, устроенной Орденом. Семья Гилманов приехала в Соединённые Штаты из Норфолка, Англия, в 1638 году. Со стороны матери семья Коитов приехала из Уэльса в Салем, Массачусетс, до 1638 года.
Гилман родился в Норвиче, Коннектикут, 8 июля 1831 года в семье, связанной с членами Ордена и Йельским колледжем (как он тогда назывался).
Его дядя Хенри Коит Кингсли (инициирован в 1834 г.) был казначеем в Йельском колледже с 1862 по 1886 год. Джеймс И. Кингсли был дядей Гилмана и профессором в Йельском колледже. Уильям М. Кингсли, двоюродный брат Гилмана, был редактором журнала "Нью Инглэндер".
Со стороны Коитов Джошуа Коит стал членом Ордена в 1853 году, как и Уильям Коит в 1887-м.
Родственник Гилмана, преподобный Джозеф Пэрриш Томпсон был членом Ордена.
Гилман вернулся из Европы в конце 1855 года и провёл последующие 14 лет в Нью-Хейвене, Коннектикут, почти исключительно в Йельском университете, укрепляя власть Ордена.
Его первым заданием было зарегистрировать "Череп и Кости" как легальное юридическое лицо "Траст Рассела" в 1856 году. Гилман стал казначеем, а один из основателей предприятия, Уильям X. Рассел - президентом. Примечательно, что ни в биографии Гилмана, ни в открытых источниках нет ни одной ссылки на Орден "Череп и Кости", "Траст Рассела" или другую деятельность в тайном обществе. Поскольку это касается его членов, Орден задумывался как тайная организация, и, не считая одной или двух несущественных утечек, непонятная, пока у кого-нибудь не появится полное представление о нём. Орден строго придерживался сохранения своей деятельности в секрете. Другими словами, Орден соответствует первому требованию заговора - он является тайной.
Информация об Ордене, которую мы используем, открыта благодаря случаю. Это похоже на то, как были открыты бумаги иллюминатов в 1783 году, когда посыльный, который нёс бумаги иллюминатов, был убит и документы были найдены баварской полицией. Часть Ордена, которая существует открыто, это "Траст Рассела", но он не даст никакой информации.
Согласно официальным записям Гилман стал помощником библиотекаря в Йеле осенью 1856 года, а "в октябре он был выбран, чтобы заполнить вакансию в Совете по образованию Нью-Хейвена". В 1858 году он был назначен библиотекарем в Йельском университете. А затем его направили на более ответственные задания.
Научная школа Шеффилда
Научная школа Шеффилда (научные подразделения Йельского университета) показывает, каким способом Орден добился контроля над Йельским университетом, а затем над Соединёнными Штатами.
В начале 1850-х годов наука в Йеле не была выдающейся, существовало всего два или три небольших подразделения. В 1861 году они были объединены в Научную школу Шеффилда, с частным финансированием Джозефом Е. Шеффилдом. Гилман работал над поиском возможностей увеличения финансирования для расширения школы.
Брат Гилмана женился на дочери профессора химии Бенджамина Силлимана (члена Ордена с 1837 г.). Это позволило Гилману вступить в контакт с профессором Дэна, также членом семьи Силлиманов, и эта группа решила, что Гилман должен написать доклад о реорганизации школы Шеффилда. Он был написан и озаглавлен "Предложенный план реорганизации Научной школы, связанной с Йельским колледжем".
Пока разрабатывался этот план, друзья и члены Ордена искали в Вашингтоне и в Государственной легислатуре Коннектикута ходы, чтобы добиться государственного финансирования Научной школы Шеффилда. Земельный билль Моррилла был представлен в Конгресс в 1857 году, прошёл в 1859-м, но на него наложил вето президент Бушанэн. Он был подписан позднее президентом Линкольном. Этот билль, теперь известный как "Акт о земельных отчуждениях в пользу колледжей", давал общественные земли государственным колледжам, сельскохозяйственным и научным... и, разумеется, был готов доклад Гилмана как раз о таком колледже.
Юридическая процедура состояла в том, что Федеральное правительство передавало земельный участок пропорционально представительству штата, но сначала легислатуры штатов должны были провести Акт о приёме участка. Дэниел Гилман был не просто первым, а первым среди всех штатов на получение федерального земельного участка, и он отхватил для Научной школы Шеффилда всю долю земель, предназначенных для штата Коннектикут. Ни один институт в Коннектикуте не получил абсолютно ничего до 1893 года, когда Сельскохозяйственный колледж Сторрс получил земельный грант.
Конечно же, помогло то, что член Ордена Огастес Брэндиджи был спикером легислатуры штата Коннектикут в 1861 году, когда через неё проходил этот государственный билль, который отдал всю долю Коннектикута школе Шеффилда. Другие члены Ордена, такие как Стифен В. Келлог и Уильям Рассел, работали в легислатуре штата или пользовались там влиянием благодаря предыдущей службе.
Орден повторил такой же захват общественных фондов в штате Нью-Йорк. Вся доля земель, предназначенных штату Нью-Йорк по "Акту о земельных отчуждениях в пользу колледжей", отошла Корнельскому университету. Эндрю Диксон Уайт, член нашего трио, был главным активистом в Нью-Йорке, а затем стал первым президентом Корнельского университета. Дэниел Гилман был награждён Йельским университетом и стал профессором физической географии в школе Шеффилда в 1863 году.
Короче говоря, Орден сумел полностью забрать государственные земли, выделенные для Коннектикута и Нью-Йорка, перекрыв доступ к ним для других учебных институтов. Это один пример того, как Орден использует общественные фонды в своих собственных целях.
И это, разумеется, огромное преимущество, которое Гегель дал элите. Государство - это абсолют. Но государство это и фикция. Так, если Орден может манипулировать государством, то он по существу становится абсолютом. Тонкая игра. И подобно процессу диалектики Гегеля, который мы описали в первой книге, Орден сделал её похожей на колдовские чары.
Возвращаясь к Научной школе Шеффилда, у Ордена теперь были деньги на нее, и он продолжал укреплять контроль над ней. В феврале 1871 года школа была зарегистрирована, и её попечителями стали:
Чарльз Дж. Шеффилд
Проф. Дж. Дж. Буш (близкий друг Гилмана)
Дэниел Коит Гилман (член Ордена)
Джон С. Бич (член Ордена)
У. Т. Троубридж
Уильям У. Фелпс (член Ордена).
Из шести попечителей трое были членами Ордена. К тому же, Джордж Сент-Джон Шеффилд, сын попечителя, был инициирован в 1863 году, а первым деканом школы Шеффилда был Дж. А. Портер, также являвшийся первым членом общества "Свиток и ключ" (предположительно, соперничающее общество старшекурсников Йельского университета).
Как Орден добился контроля над Йельским университетом
Орден стал расширять свои горизонты с Научной школы Шеффилда. Контроль Ордена над Йельским университетом стал очевидным к 1870-м годам, даже под управлением Ноаха Портера (1871-1881), который не был членом Ордена. В последующие десятилетия Орден показал свою хватку. "Иконокласт" (13 октября, 1873 г.) суммирует представленные нами факты, касающиеся контроля Ордена над Йельским университетом, не боясь раскрывать детали.
"Они добились контроля над Йелем. Его бизнес управляется ими. Деньги, перечисленные колледжу, должны попасть в их руки и стать объектом их воли. Без сомнения, сами по себе они достойные люди, но многие, на кого они смотрели свысока во время учёбы в колледже, не могут забыть этого и отдать деньги им в руки. Люди с Уолл-стрит жалуются, что колледж обращается за помощью прямо к ним, вместо того чтобы попросить у каждого выпускника его долю. Причину этого поясняет реплика, сказанная одним из первых людей Йеля и Америки: "Немногие дадут пожертвования, лишь члены "Костей", но они заботятся о своём обществе гораздо больше, чем о колледже". Фонд Вулси испытывает большие трудности по сходным причинам".
"Таким образом, становится видна настоящая причина бедности Иельского колледжа. Он контролируется немногими людьми, которые резко отделили себя от остальных, и претендуют на то, чтобы быть превыше них...".
Анонимный автор статьи из "Иконокласта" обвиняет Орден в бедности Иельского университета. Но худшее было впереди. Тогдашний президент Ноах Портер был последним из клерикальных президентов Иельского университета и последним президентом, не связанным с Орденом ни лично, ни через членов своей семьи.
После 1871 года пост президента Иельского университета стал для Ордена почти что вотчиной.
С 1886 по 1899 год президентом был член Ордена Тимоти Дуайт, которого сменил другой член Ордена Артур Твайнинг Хэдли (с 1899 по 1921 г.). Затем был Джеймс Р. Эйнджелл (1921-1937), не член Ордена, который пришёл в Йель из Чикагского университета, где он работал с Дьюи, создал образовательную школу, а также был ранее президентом Американской психологической ассоциации.
С 1937 по 1950 год президентом был Чарльз Сеймур, член Ордена, после которого этот пост занимал Альфред Уитни Грисволд с 1950 по 1963 год. Грисволд не был членом Ордена, но члены семьи Грисволдов и семьи Уитни состояли в нём. Например, Дуайт Тори Грисволд и Уильям Эдвард Шенк Грисволд состояли в Ордене. В 1963 году президентом стал Кинман Брюстер. Несколько членов семьи Брюстеров состояли в Ордене, но они по большей части были юристами и священниками, а не работниками образовательной сферы.
Наилучшим заключением этого меморандума будет цитата анонимного Иельского обозревателя:
"Как бы ни страдал колледж, каких бы пробелов не было в его учебном плане, какими бы позорными ни были его ветхие здания, какие бы невзгоды не одолевали его бедствующих студентов, до тех пор, пока денег не будет в наличии, вся тяжесть вины ложится на это злополучное общество. Финансовый вопрос - главный в будущем, так же как и в настоящем, и в прошлом. Год за годом смертоносное зло растёт. Это общество никогда не было таким несносным для колледжа, как сегодня, и именно это болезненное ощущение захлопывает кошельки не членов Ордена. Никогда ранее это общество не выказывало такой надменности и самодовольного превосходства. Оно крепко сжимает прессу колледжа и стремится управлять ею. Оно не снисходит до того, чтобы доказать свои права, но захватило власть и молчит, прекрасно осознавая свою вину".
Меморандум 2. Внедрение чтения по методу "посмотри - скажи"
Трагедия американской системы образования в ХХ веке состояла в том, что детей не учили читать, писать и выражать свои мысли в литературной форме. Возможно, для образовательной системы это небольшая беда. Как мы увидим позже, их главная цель не научить существу предмета, а психологически обработать детей, чтобы они жили как социально интегрированные гражданские единицы органического общества - настоящее воплощение в жизнь абсолютного государства Гегеля. В этом государстве индивид находит свободу только в подчинении государству. Следовательно, функция образования состоит в том, чтобы подготовить индивидуальную гражданскую единицу для плавного вхождения в органическое целое.
Однако очень странно, что система образования позволила чтению ухудшиться так явно. Возможно, Орден хочет, чтобы граждане - компоненты органического государ-ства были немногим более чем автоматические исполнители приказов, в конце концов, гражданин, который не умеет читать и писать, не может бросить вызов Ордену. Но это лишь догадка. Она не является доказуемым утверждением, базирующимся на представленных фактах.
В любом случае, система приняла метод обучения чтению "посмотри - скажи", изна-чально разработанный для глухонемых. Система произвела поколения американцев, которые функционально неграмотны. Умение читать необходимо для обучения, а обучение необходимо для большинства профессий. И, разумеется, у тех, кто умеет читать и писать, не хватает словарного запаса и стилистических навыков. Конечно же, есть исключения. Автор этой книги пять лет преподавал в государственном уни-верситете в начале 1960-х годов и был потрясён общей неспособностью писать связ-ным английским языком, хотя и доволен тем, что некоторые студенты не только ус-кользнули от системы, а набрали словарный запас и обрели навыки письма. Но это меньшинство было в наибольшей степени скептически настроено в отношении ис-теблишмента.
Орден причастен к принятию метода "посмотри-скажи" прямо и косвенно. Начнём с начала.
Разработчик инструкций для глухонемых
Методы обучения чтению по системе "посмотри-скажи" были разработаны около 1810 года для глухонемых поистине выдающимся человеком Томасом Хопкинсом Галлуде. Томас X. Галлуде был старшим сыном Питера Уоллеса Галлуде, выходца из французской гугенотской семьи, и Джейн Хопкинс. Джейн Хопкинс происходила от Джона Хопкинса и преподобного Томаса Хукера, жившего в XVII веке, который порвал с Конгрегационной церковью, чтобы помочь основать город Хартфорд в штате Коннектикут. Это похоже на историю семьи Лордов. Они также вели происхождение от Хопкинса и Хукера и принимали участие в основании города Хартфорда в штате Коннектикут. И именно в Хартфорде в 1835 году печатник по фамилии Лорд выпустил первый букварь Галлуде по методу "посмотри-скажи" под названием "Мамин букварь".
Первоначальным намерением Галлуде было использовать этот метод только для глухонемых, у которых нет представления о разговорном языке и которые поэтому не знают фонетических звуков, соответствующих буквам. Для этих целей Галлуде основал в 1817 году хартфордскую школу для глухих. Система Галлуде хорошо работает для глухонемых, но нет ни одной очевидной причины, чтобы использовать её тем, у кого есть возможность слышать звуки.
Так или иначе, в 1835 году "Мамин букварь" вышел в свет, и Массачусетский колледж по начальному образованию под руководством Хорэйса Манна немедленно использовал книгу в качестве эксперимента. Позже мы увидим, что Хорэйс Манн непосредственно связан с Орденом, являясь, на самом деле, одним из основателей Ордена. Мы воспроизводим две страницы из второго издания букваря 1836 года с предписаниями учителю:
"...указывать на всё слово "Фрэнк", а не на буквы. Про буквы ничего говорить ещё не надо...".
Почему Хорэйс Манн внедрил метод, изобретённый для глухонемых, в школы, где обучались нормальные дети?
Есть две возможные причины. Читатель может сам сделать свой выбор.
Во-первых, в 1853 году Манн был назначен президентом Антиохского колледжа. Наиболее влиятельным попечителем этого колледжа был один из основателей Ордена Альфонсо Тафт.
Во-вторых, Манн так и не получил должного образования, и в итоге был не в состоянии отличить хороший метод обучения чтению от плохого. Вот описание школьных дней Манна:
"Возможности для обучения юноши были чрезвычайно скудны. У той местности была репутация самого маленького школьного округа с самым ветхим зданием школы и самым дешёвым учителем штата".
Учителем Манна был Самуил Барратт, и мы цитируем: "В арифметике он был идиот. Он не мог выучить таблицу умножения и, глядя на часы, не мог определить время суток... Шесть месяцев в году он был серьёзным и надёжным учителем, не пившим ничего, крепче чая, а в остальные шесть месяцев он впадал в состояние скотского пьянства...".
К 1840 году пошла обратная реакция, и система "посмотри-скажи" была отменена в Массачусетсе.
Вторая попытка
К концу XIX века Орден вышел на сцену и метод "посмотри-скажи" был возрождён. Младшим сыном Томаса Хопкинса и Софии Галлуде был Эдвард Майнер Галлуде. Двое его сыновей поступили в Йель и стали членами Ордена:
- Эдсон Фессенден Галлуде, который стал преподавателем физики в Йеле
- Херберт Дрэйпер Галлуде, который посещал Объединённую теологическую семинарию и стал священником.
Затем этот метод был принят Колумбийским педагогическим колледжем и Школой Линкольна. Упор новой системы образования, инспирированной Дьюи, делался не на обучение, а на подготовку ребёнка к тому, чтобы быть единицей органического общества. Система "посмотри-скажи" была идеалом для сторонников Дьюи. Она пропускала одну ступень в процессе обучения. Она выглядела "лёгкой", и ослабляла навыки чтения.
Образовательный истеблишмент подвёл идейную базу под метод "посмотри-скажи", заявляя, что на рубеже веков чтению учили "синтетическим" методом, то есть детей учили читать буквы и произносить соответствующие звуки. Затем их учили составлять слова из слогов. Это считалось неинтересным и искусственным. Исследования в сфере образования, как было заявлено, показали, что при чтении слова не раскладываются на составляющие их буквы, а воспринимаются как цельные единицы.
Образование
Разумеется, в этой системе образования есть огромное несоответствие. Конечно, умелый читатель действительно видит слова как цельные единицы. А по-настоящему умелый читатель даже видит строчки и параграфы, посмотрев на них лишь быстрым взглядом. Но точность понимания целого основана на степени понимания и знания составляющих его частей.
Образовательный истеблишмент утверждает сегодня, в 1980-е годы, будто экспериментальными исследованиями установлено, что ребёнку легче прочитать фразу "ракета взлетела в космос", чем "кошка села на ковёр". У первой фразы есть "контрастирующая визуальная структура", "похожий визуальный абзац".
Сейчас они добились того, что сделали из мухи слона, превратив относительно простое задание по обучению чтению в избыточно сложную систему.
Зачем? Это мы поймём по ходу изложения истории.
Меморандум 3. Связь с иллюминатами
Нам нужно проследить три исторические линии в современном образовании: первую мы рассмотрели в меморандуме номер два - внедрение метода чтения "посмотри-скажи", отказ от него и возврат к нему на рубеже XIX-ХХ веков.
Другая линия - заимствование Орденом в США эксперт ментальной психологии Вильгельма Вундта. Это мы исследуем в меморандуме номер четыре.
В настоящий момент мы хотим в общих чертах проследить влияние Иоганна Фридриха Гербарта, крупного немецко4 го философа начала XIX века. Одно время в Соединённых Штатах существовало "Национальное общество Гербарта по научным исследованиям", задачей которого было ввести принципы философии Гербарта в американскую систему образования. Позже оно стало называться "Национальное общество образовательных исследований". Сейчас мало что слышно про Иоганна Гербарта, но его влияние сохраняется в так называемом "обогащенном" школьном расписании и в образовательной методологии.
Наша цель в этом меморандуме двояка: показать гегельянские аспекты теории Гербарта и проследить связь с иллюминатами. Здесь нет прямой связи с Орденом. Однако в следующей книге мы проследим связь Ордена и иллюминатов, и эта часть тогда займёт своё место в логической цепи.
Гербарт был не только теоретиком образования, но и философом и психологом, на которого сильное влияние оказал Вильгельм Вундт. По мнению Гербарта, образование должно было быть представлено в строго научном виде, а главная его цель - подготовить ребёнка к правильной жизни при общественном порядке, интегральной частью которого он являлся. По Гегелю, индивид не важен. Одно лишь развитие личных талантов, личных способностей, ума и передача знаний не является целью образования. Цель - развить характер индивида и социальную мораль, а важнейшая задача педагога - анализировать действия и обязанности людей внутри общества.
Функция преподавания - осуществлять эти цели и наделять индивида нужными социальными идеями. Таким образом, для Гербарта морально то, что полезно обществу, согласно теории Гегеля.
Последователи Гербарта предпочитали группировать предметы вокруг какой-либо центральной темы, то есть истории, социальной науки и английской литературы. Это давало возможность учителю легче описывать понятия, необходимые для достижения цели.
Все эти идеи, которые мы можем найти в сегодняшней образовательной философии, пришли в американскую систему образования через группы последователей Гербарта.
Связь с иллюминатами
Иоганн Гербарт учился в Йенском университете и попал под влияние Иоганна Гердера, Фридриха Шиллера, Иоганна Фихте и Иоганна Гёте. Позже, в Швейцарии, Гербарт общался с Иоганном Песталоцци.
Что интересно в этих людях, оказавших наибольшее влияние на Гербарта, так это то, что они или известны как члены Ордена иллюминатов, или как те, кто был близок к нему.
Рассмотрим каждого по порядку:
- Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803) был "дамасским понтификом" в иерархии иллюминатов.
- Иоганн Фихте, как мы уже отмечали в предыдущей части, был близок к иллюминатам и продвинут Иоганном Гёте ("абарисом") на пост в Йенском университете, где учился Иоганн Гербарт.
- Фридрих Шиллер (1759-1805) вращался в этих кругах, но нет надёжных сведений о том, что он был иллюминатом.
- Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832) был "абарисом" в Ордене иллюминатов.
У нас есть даже более определённая связь с другим видным иллюминатом, Иоганном Генрихом Песталоцци (1746-1827), швейцарским учителем некоторых известных людей, жившего в Интерлакене и известного как "Альфред" в иерархии иллюминатов.
Прежде чем Гербарт получил степень доктора, в самом начале XIX века, он провёл три года в Интерлакене в Швейцарии. В результате общения с Песталоцци вышла книга, излагавшая образовательную теорию Песталоцци, многое из которой было воспринято Гербартом. Книга называлась "Pestalozzi"s Idee eines ABC der Anschauung untersucht und wissenschaftlich ausgeführt" ("Идея Песталоцци об основах чувства восприятия"). Труд был переведен на английский язык в нью-йоркском издании 1896 года. Это свидетельство заметного влияния на сегодняшнее образование, оказанное книгой иллюмината.
Почему важна связь с иллюминатами?
Орден иллюминатов был основан 1 мая 1776 года профессором Адамом Вейсгауптом в Ингольштадтском университете. Это было тайное общество, но в 1785 и 1787 годах несколько пачек внутренних документов оказались в распоряжении баварского правительства. Последовавшее расследование установило, что целью иллюминатов было добиться мирового господства, используя любые методы для его достижения, то есть цель оправдывала средства. Эта организация была антихристианской, хотя как оказалось, в неё входили священники. У каждого члена был псевдоним, чтобы скрыть своё имя.
В своё время в Ордене иллюминатов состояли многочисленные и влиятельные члены. После репрессивных мер, принятых баварским правительством, общество притихло на несколько лет, а затем, как сообщают, возродилось.
Это важно для данного исследования тем, что методы и цели иллюминатов схожи с таковыми у Ордена. На самом деле проникновение иллюминатов в Новую Англию известно, и будет темой следующей части.
Относительно образования цель иллюминатов такова:
"Мы должны завоевать простых людей во всех уголках земли. Это будет достигнуто в основном через школы и через открытое сердечное поведение, зрелища, снисходительность, популярность и терпимость к их предрассудкам, которые мы на досуге искореним и рассеем".
Как отмечает Розенбаум в своей статье в "Эсквайре", в церемониях иллюминатов есть сходство с церемониями Ордена. Например, Джон Робинсон в книге "Доказательства заговора" пишет: "Кандидат представляется для принятия в виде раба от него требуют ответа на вопрос, что довело его до этого ничтожнейшего состояния. Он отвечает: общество, государство, покорность, ложная религия. Ему показывают скелет, у ног которого лежат корона и меч. Его спрашивают, скелет ли это короля, благородного человека или нищего?
Так как он не может ответить, президент собрания говорит ему: "Свойство быть человеком - единственное, что важно".
В итоге, мы можем проследить основание трёх тайных обществ, фактически наиболее влиятельных трёх тайных обществ из тех, которые мы знаем в университетах. Орден иллюминатов был основан в Ингольштадтском университете. Группа была основана в колледже Олл соулз в Оксфордском университете в Англии и Орден был основан в Йельском университете в Соединённых штатах.
Парадокс состоит в том, что те организации, деятельность которых предположительно посвящена поиску правды и свободы, породили организации, преданные идее мирового порабощения.
Меморандум 4. "Лейпцигская связь"
Связь между немецкой экспериментальной психологией и американской образовательной системой проходит через американского психолога Г. Стэнли Холла, который в своё время был основным критиком в США по вопросам образования.
Семья Холла - шотландско-английского происхождения и прослеживается до 1630-х годов, но Холл не был выпускником Йельского университета, и на первый взгляд связи между Холлом и Орденом нет.
С другой стороны, Холл хороший пример человека, в чьей жизни были серьёзные поворотные моменты, исследуя которые мы обнаружим присутствие Ордена с его "направляющей рукой". Одна деталь в отношениях Холла с Орденом очень важна. Остаётся открытым вопрос, сколько Холл знал, если знал вообще, об Ордене и его целях.
По окончании колледжа Уильямс Холл провёл один год в Объединённой теологической семинарии в Нью-Йорке. Наши "Адресные книги" не содержат сведений о членстве в той или иной церкви членов, занятие которых определяется как "духовенство". Мы знаем, что преподобный Генри Слоан Коффин был ассоциированным профессором практической теологии в Объединённой теологической семинарии в 1904-1926 и президентом в ней же в 1926-1945 годах, но мы не можем обнаружить других членов Ордена в Объединённой семинарии до 1904 года.
К счастью, Холл был эгоцентриком и написал две длинные нудные автобиографии: "Развлечения психолога" и "Жизнь и признания психолога". Вот как Холл описал его поступление в Объединённую семинарию в последней книге (с. 177-178):
"Оправившись от тяжёлого приступа тифозной лихорадки в лето после окончания колледжа и всё ещё будучи очень неуверенным насчёт того, кем я стану и что буду делать в мире, я поступил в Объединённую теологическую семинарию в сентябре 1867 года".
Далее Холл добавляет:
"Человеком, которому я обязан гораздо больше, чем кому-либо в этой группе, был Генри Б. Смит, учёный, обучавшийся за границей, более или менее сведущий не только в систематической теологии, на кафедре которой он работал, но и в древней и современной философии, по которым он прочёл нам несколько лекций, помимо своего курса. Лишь от него одного я получил что-то в порядке дружеского общения. Он оказал мне важную интеллектуальную услугу, которую один человек может воздать другому, предложив нужные книги в нужное время. Он был тем, кто, видя, что я вышел из равновесия и был без средств, посоветовал мне отправиться в Европу".
Преподобный Генри Бойнтон Смит, о котором говорит Холл, был профессором истории церкви в Объединённой семинарии с 1850 по 1874 год и, принадлежа к "либеральному" крылу Пресвитерианской церкви, был редактором "Теолоджикал ревью" в 1859-1874 годах, а также перевёл на английский язык несколько немецких работ по теологии. Смит не был членом Ордена.
Как же Холл, который говорит, что был разорён, добрался из Нью-Йорка в Европу, а именно - в Германию?
Здесь интересный поворот. Кто-то, кого он не знал (но кого мы сегодня можем определить как члена Ордена), дал ему тысячу долларов - огромные деньги по тем временам. Вот как это случилось. Когда он проповедовал в Пенсильвании в 1868 году, Холл получил письмо от преподобного Генри Уорда Бичера, чью церковь он посещал в Нью-Йорке:
"...прося меня связаться с ним. Я немедленно сел на поезд, и Бичер сказал мне, что через Маннов (друзей) он узнал, что я хотел изучать философию в Германии, но у меня не хватало средств... (он) дал мне запечатанное письмо к деревообрабатывающему магнату Генри Сэйджу, благотворителю Корнельского университета, которое я представил в его конторе, не зная содержания. К моему изумлению, после нескольких сердитых взглядов и замечаний насчёт того, что этот пастор взял удивительную свободу в пользовании его кошельком, он выдал мне чек на тысячу долларов. Выслушав с интересом моё обещание вернуть её, он рекомендовал мне отправляться в Германию на следующий же день" ("Признания", с.182).
Кем был "деревообрабатывающий магнат Генри Сэйдж, благотворитель Корнельского университета"?
В семье Сэйджей было несколько Генри, связанных в то время с Йельским и Корнельским университетами. Генри Сэйдж, о котором идёт речь, это, вероятно, Уильям Генри Сэйдж (1844-1924), который закончил Йельский университет в 1865 году, а затем присоединился к семейной деревообрабатывающей компании "Г.У. Сэйдж и Компания" в Нью-Йорке. Генри Сэйдж входил в общество "Свиток и ключ" - братское "Черепу и Костям" общество старшекурсников Йельского университета. Более того, двое племянников Генри Сэйджа были членами Ордена, но много позже 1868 года:
- Дин Сэйдж
- Генри Маннинг Сэйдж.
Оба Сэйджа вступили в семейный деревообрабатывающий бизнес, позже переименованный в "Земля и древесина Сэйджа".
Короче говоря: средства на то, чтобы отправить Холла в его первую поездку в Германию, поступили от члена общества "Свиток и ключ" - Генри Сэйджа, тогда как двое племянников позднее вступили в Орден.
В Германии Холл два года изучал философию в Берлинском университете под руководством двух гегельянцев - Тренделенберга (Гилман из Ордена также учился у него) и Лепсиуса. В то время в Берлине было немного американских студентов. Так мало, что американский посланник Джордж Банкрофт смог принять их в посольстве США для встречи с канцлером Германии фон Бисмарком.
Стенли Холл в Антиохском колледже
Холл вернулся из Германии в США в 1871 году, и то ли по плану, то ли по случаю оказался под крылом Ордена.
Вновь важны детали. Есть две версии жизни Холла в период сразу по возвращении из первой поездки в Германию. Согласно "Признаниям" Холла, он стал домашним учителем в банкирской семье Зелигманов в Нью-Йорке, а затем с ним связался Джеймс К. Хосмер, профессор Антиохского колледжа из Йеллоу Спрингс, Огайо. Хосмер спросил, и это было очень необычно, не хочет ли Холл занять пост профессора в Антиохском колледже. Холл с радостью согласился.
В "Национальной энциклопедии американской биографии" есть другая версия - там констатируется: "В 1872 году он (Холл) получил место профессора в Антиохском колледже в Огайо, которое до него занимал Хорэйс Манн".
В любом случае, Холл попал в Антиохский колледж, "либеральный" унитарианский колледж с более чем "либеральными" взглядами на образование. И в Антиохском колледже Г. Стэнли Холл был в самой сердцевине Ордена.
Хорэйс Манн, о котором шла речь в меморандуме 2 как о покровителе метода чтения "посмотри - скажи", был первым! президентом Антиохского колледжа (1853-1860). Наиболее заметным попечителем Антиохского колледжа был никто иной как один из основателей Ордена Альфонсо Тафт. Как говорит Холл: "(Я) иногда проводил воскресенья с Тафтами. Бывший президент Тафт, был тогда ещё мальчиком, а его отец судья Тафт - попечителем Антиохского колледжа" ("Признания", с. 201).
Более того, Цинциннати (штат Огайо) в то время был центром младогегельянского движения, в которое входил известный левый гегельянец Август Виллих, и они были хорошо известны судье Тафту.
Итак, в Антиохском колледже в Йеллоу Спрингс, Огайо,? Холл находился под влиянием:
а) легенды Хорэйса Манна, героя современного образовав тельного движения
б) унитарианской церкви, которая ещё встретится в наших дальнейших отчётах.
в) гегельянской дискуссионной группы, состоящей из левых гегельянцев;
г) одного из основателей Ордена Альфонсо Тафта. И ещё Холл знал Уильяма Ховарда Тафта, также члена Ордена и будущего Президента и Верховного судью Соединённых Штатов.
Холл провёл в Антиохском колледже четыре года, затем снова отправился в Европу, когда Альфонсо Тафт отправился в Вашингтон в качестве военного министра, а затем министра юстиции в администрации Гранта. Холл провёл некоторое время в Англии, а затем отправился в Германию, в Лейпциг к Вильгельму Вундту. Он стал первым из дюжины американцев, получивших учёную степень по психологии (новая тогда область) при Вундте.
Гегельянское влияние на Холла
Так, из двенадцати лет, с 1870 по 1882 год, Холл шесть лет провёл в Германии. Как говорит сам Холл:
"Я не знаю ни одного американского студента в этих областях (т. е. философии и психологии), кто бы хоть немного общался с Хартманном и Фехнером, с которыми мне посчастливилось общаться, и ни одного психолога с опытом экспериментальной работы с Гельмгольцем, а также думаю, что я первый американский ученик Вундта. Те двенадцать лет, которые заключены в этот промежуток, повлияли на современную психологию и дали ей направление, больше чем какие-либо ещё...".
Кем были эти немецкие философы, которые так повлияли на Стэнли Холла?
Эдуард фон Хартманн (1842-1906), видный философ. Взгляды Хартманна на права индивида совершенно противоположны нашим собственным, то есть "принцип свободы отрицается... в каждом аспекте жизни, кроме одной лишь религии, принуждение необходимо... То, что нужно всем людям - это рациональная тирания, если только она держит их на пути устойчивого развития, сообразного законам их собственной природы".
Нет ощутимой разницы между Гегелем и Хартманном относительно идеи общественного прогресса. Свобода личности неприемлема для этих философов, человека должна направлять "рациональная тирания".
Густав Теодор Фехнер (1801-1887). Фехнер не любил Гегеля, который, как он говорил, "отучал людей думать". Однако основной областью интересов Фехнера была психофизика, то есть парапсихология:
"... его особенно притягивали неисследованные области души, и так он стал интересоваться сомнамбулизмом, посещая спиритические сеансы, когда они вошли в моду".
Герман Л. Ф. фон Гельмгольц (1821-1894) без сомнения был величайшим немецким учёным XIX века и опирался на философию Канта, предшественника Гегеля.
Для Гельмгольца:
"Ощущаемый мир это продукт взаимодействия между человеческим организмом и неизвестной реальностью. Мир опыта определяется этим взаимодействием, но организм сам по себе это только объект опыта и должен быть понят психологией и физиологией".
Вильгельм Максимилиан Вундт
Вильгельм Вундт (1832-1920), профессор психологии Лейпцигского университета, без сомнения, оказал наибольшее влияние на Г. Стэнли Холла. Современная образовательная практика происходит от социальной теории Гегеля, скрещенной с экспериментальной психологией Вильгельма Вундта. В то время как Карл Маркс и фон Бисмарк применили теорию Гегеля в политике, именно Вильгельм Вундт под влиянием Иоганна Гербарта применил теорию Гегеля в образовании, что, в свою очередь, подхватили Холл и Джон Дьюи и современные теоретики образования в Соединённых Штатах.
Вильгельм Максимилиан Вундт родился 16 августа 1832 года в Некарау, пригороде Манхейма, в Германии. Его отец Максимилиан (1787-1846) был священником. Дед Вундта с отцовской стороны представляет большой интерес: Кирхенрат Карл Казимир Вундт (1744-1784) был профессором в Гейдельбергском университете по истории и географии Бадена и пастором церкви в Виблингене, маленьком городке по соседству.
Документы Ордена иллюминатов свидетельствуют, что "Рафаэль" в их иерархии идентифицируется именно как профессор Карл Казимир Вундт, и упоминается в областном отчёте иллюминатов из Ютики (то есть Гейдельберга), датированном 1782 годом.
Главное сочинение Вундта - "Völkerpsychologie".
Помимо исторических связей Вундт важен в истории американского образования по следующим причинам:
1. Он основал в 1875 году первую в мире лабораторию по экспериментальной психологии для измерения реакции индивида на стимулы.
2. Вундт считал, что человек - это лишь сумма его опыта, то есть стимулов, которые довлеют над ним. Из этого для Вундта вытекает, что у человека нет ни собственной воли, ни самоопределения. Человек это, в сущности, только пленник своего опыта, пешка, нуждающаяся в руководителях.