Еремеев Игорь Алексеевич : другие произведения.

Ассоциативный метод рассмотрения слов русского языка

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сославшись на автора "Теории слов" Леонида Липавского, повторим: "Этимологический словарь в современном виде не понимает язык". Альтернативой этимологическому подходу (этому царству количества) может стать Ассоциативный метод, представляемый в данной работе: слова русского языка (самые частые в повседневной речи)здесь рассматриваются комплексно, ассоциациями, во взаимосвязи. Такой подход формально не противоречит этимологии, занятой происхождением слов. В данной работе мы попробуем доказать еще раз простую магическую истину, которую разделяют все Традиции: "слова - это Имена".

  АССОЦИАТИВНЫЙ МЕТОД
  рассмотрения слов русского языка
  
  
  "Господь Бог образовал из земли всех животных полевых, всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым..."
  
  БЫТИЕ
  
  ПРЕДИСЛОВИЕ
  
  В Детстве - ощущение целостности-разумности мира и своей сопричастности к нему, наивное ощущение мира и слов, изучение языка на слух: гром грохочет, речь льется как река, мышка шуршит в норушке... Так каждому человеку в Детстве дается образ Рая (очень важная вещь в проекте Бога с названием "Человек").
  Приглашение поиграть в слова:
  В данной части про слова рассказывается о том как "правильно" (т.е. в соответствии с русской традиционной культурой) "размывать" русские слова и таким образом понимать их.
  Ассоциативный метод не отвечает на вопрос о происхождении слов, но рассматривая слова во взаимосвязи, определяет смысл слов = смысл обозначаемых этими словами вещей в окружающем мире. Т.о. Ассоциативный метод формально не противоречит этимологическому словарю. Ассоциации в языке - совершенно отдельная область. (в учебнике "Введение в языкознание" наряду с главами "Фонетика", "Орфография", "Этимология" и пр. могла бы появиться глава "Ассоциации", в которой бы говорилось, что слова все же имеют смысл).
  Если некто попробует поиграть в слова по указанным правилам (отринув предварительно мысли про этимологический словарь и пр.), то, скорее всего, он придет примерно к тем же результатам. Важны не детали, но общее направление... В этом смысле можно говорить об объективности данного подхода.
  В человеке заложена неистребимая жажда целостности. Потому, что таким его создал Бог! Описываемый ниже "Опыт размывания глаз" - это с одной стороны внутренний опыт обретения целостности (или, во всяком случае, попытка выхода из нецелостности), а с другой - инициация в Традицию.
  
  
  ЯЗЫК в БИБЛИИ
  
  Согласно Библии Язык - дело человеческое, но совер-шаемое в присутствии Бога, т.е. дело боговдохновенное. Соответственно, слова первого языка не просто бирки, но Имена, содержащие суть обозначаемых вещей.
  Слова - это имена!
  
  ЖИВОТНЫЕ
  
  Когда-то голый Адам гулял по саду (а с ним был Бог) и всем животным давал имена:
  
  Медведь = мед + вед
  (ведающий медом, по-старому Ведмедь)
  
  Синица = синится
  
  Шмель = шумел
  
  Пчела = печь чело = печь тело
  (укус пчелы жжет)
  
  Свинья = с вина
  (валяется как с вина)
  
  Крот = крыт
  (сокрытый в земле)
  
  Сорока = сор ока (пестрая),
  (Ср.: Рябина = рябит (в глазах); Мор ока = морок-мрак)
  
  Цапля = цапала-цепляла
  (лягушек)
  
  Воробей = "Вора бей!"
  
  Петух (птаха) = петь + ухо
  Раньше петух назывался Пет = петь. По-украински петух - пивень. Иначе его называют Кречет = кричит: Ку-ку-реку!
  
  Ворон = "Вор он!" + в ране
  (волк - падальщик: падаль = падал)
  
  Когда в имени несколько смыслов - все они входят в Имя.
  Чем больше "значений" у слова, тем оно магически сильней.
  
  Утка = у тока (утек)
  (у воды)
  
  Стриж = стрижет
  (крыльями воздух как ножницами)
  
  Гусь - гузка
  (в старину назывался гуска)
  
  Трясогузка = трясет гузкой
  
  Муха = мах
  (муха машет крыльями, а мы отмахиваемся от мухи)
  
  Мошка, Мушка = мешок (крупы)
  
  Вошь = вещь
  (прячется в вещах)
  
  Горлица = горло + литься
  (горло (грл) - звукоподражат.; горлица гурлит: грл-грл)
  
  Голубь = голубой
  
  Кулик = клик
  
  Сова = зов + сев
  (сова падает на землю за мышкой как будто сеет)
  
  Перепел (ка) = перепел (всех)
  
  Орел = орал
  (в т.ч. "орал-пахал" небо)
  
  Рак = река + рука
  (вдвойне хорошее слово: "рукастый" рак живет в реке)
  
  Щука = щека
  (щеколда) - зубастая
  Плотва = плыть
  (плот = плыть)
  
  Окунь = Окунать
  
  Ерш, Еж - колючие как ель и ежевика
  
  Уж = узкий
  
  Полоз = полз
  
  Змея = земля
  (по-старому змлея)
  
  Морж = мерз, мороз
  
  Косуля = косила
  (глазами - также как "косой" заяц)
  
  Домашний скот:
  
  Собака = с бока
  (собака - друг человека", идет с ним "бок о бок")
  
  Пес = пас
  (овец: овчарка - овчарня - овцы)
  
  Вол = вел
  (по лугу плуг)
  
  Лошадь = ложить
  Ложе, ложка. Лошадь служит для того, чтобы
  возить телегу = тело + лягу или воз = вез.
  Навоз = на воз: в хозяйстве пригодится!
  
  Бык = бок
  (бокатый как бак, бочка и бокал)
  
  Корова = кровь, кров
  Коза = коса
  (косая как косуля и заяц, и, кроме того, рога ее как коса)
  
  Козел = косил
  (кусал-щипал травку)
  
  Имена многих домашних скотов начинаются на "ко": корова, конь, кобыла, кобель, коза, козел, кот и кошка, что, возможно, указывает на воспроизводящее начало кол - количество, колос = кол + лез, колдун = кол + дун
  
  Часто в имени животного содержатся издаваемые им звуки:
  
  Кукушка = ку-ку + ушко
  
  Жук = жжжж ...+ ухо
  
  Муха = мммм... + ухо
  
  Горлица гурлит: Грл-Грл.., Волк воет: Вооо...,
  баран блеет: Бааа..., гагара и гусь гогочат: Га-га-га,
  комар пищит: Мммм..., стрекоза стрекочет: Стррр.., мышка шуршит в норушке: Шшшш...
  и т.д.
  
  Звукоподражательны:
  гром, грохот, шуршание, шорох, шепот, храп, хрип, хрюканье, кряканье, хлюпанье, скрип, воркование, рычание и урчание, хохот, "ох", "ах" и эхо (ухо)
  
  Лесные звери часто содержат в имени лес, в котором живут:
  
  Барсук = бор + сука
  (сука из бора, лесная собачка)
  Имена других лесных "собак" соболь и песец
  созвучны именам собака и пес.
  
  Лиса, Лось = лес
  
  Ласка = лиска
  
  Волк = волок
  (скота сволочь)
  Волк волочет добычу, тогда как лиса курицу несет. В старину волоком называли глухой лес. Потому имя "волк" по смыслу аналогично имени лисы - оно значит "лесной зверь". В свою очередь Волок (= волоку деревья) аналогично имени Бор (= беру лес для строительства). Так два смысла в имени Волк сливаются.
  
  Иногда имена, помимо прямого значения, несут символическую нагрузку.
  
  Например: Коза (коса) и Козел (косил)
  В поговорках коза - девушка (коса), а козел - высматривающий ее за забором парень. Пары "коза - коса, козел - косил" имеют эротическую подоплеку - ср. с обычаем обрезания косы у невесты (в песнях трава - девственность). Слово Коса - омоним: коса косца (= кусать траву) и коса красной девушки (волос = вылез - лес (= лез), трава). Именем связываются баба и Земля.
  
  Лиса = Лесная
  Лес - символически Тот Свет = Ночь, Зима, Смерть.
  Там живут леший (лесной) и баба-яга. Соответственно, Лиса = Лесная, т.е. относящаяся к Тому Свету.
  
  Петух и Курица:
  Учитывая, что Око (очко) в конце слова относит вещь ко Дню (Белому Свету), а Ухо (ушко) - к Ночи (Тому Свету), петух значит "поющий в ночи". Петух будит солнышко.
  Инверсия: петух (муж) относится к Ночи, а курочка (жена) - ко Дню. Инверсия, например, одежда наизнанку или переодевания мужика в бабу, означает ситуацию Того Света. Поэтому, семья "петушок-курочка" живет как бы на Том Свете, в курятнике...
  Рассмотренные рядом петух и курица:
  
  Петух = потух
  Курица = курится
  
   Курится что? - Очаг = очко = яичко
  Курочка = кора очка (кора яичка) = кора ока = веко (век )
  И т.д. и т.п.
  
  _______________________________________
  
  Таким образом, многие слова, означающие животных - это похожие на загадки имена: Кто шумел? (шмель), Кто ведает медом? (медведь), Кто идет сбоку? (собака - на прогулке она идет рядом с хозяином)
  Чтобы "понять" слово, нужно определенным образом расфокусировать глаза...
  "...чтобы увидеть как он назовет их".
  
  
  АССОЦИАТИВНЫЙ МЕТОД
  
  Используемый выше метод "анализа" смысла слов можно назвать "ассоциативным". Приблизительно его можно сформулировать так:
  Не очень обращая внимание на гласные (которые раньше вообще не писались) вернуться к звучанию слов.
  Стекло стекло, хрусталь хрустел, стол, стул и сталь стали (сталь остыла и стала), воля вела, воз вез, страсть сотрясала, трус, трос и трость тряслись (зыбка = зябко, колыбель = колебал), подол и падаль падали (на землю), весло висело (в уключинах), качель качала, ветер вытер (землю), плеть и плетень - плетеные, плот плыл и т.д.
  Все это очевидно.
  Рассматривать нужно наиболее частые и, следователь-но, наиболее важные для языка русские слова. Например:
  Мор - Мир - Мера - Море
  Морк, Морок (= мор ока), Мрак, Мерк, С-мерч (смерк = смерть), Морковь ("сидит девица в темнице"), Моргать, Морг, Мороз, Морж, Мерз, Мороженое, Морошка, Мразь (Мерзкий), Морось, Морс, С-мерть (= смирить-сморить), Мерин (= мирен), Морить, Марать, Смрад, Смерд (смердит), Смородина...
  Почти все слова относятся к области Тьмы-Смерти-Зимы.
  
  Или еще пример:
  Гора, Горб-Гроб-Гриб, Грыжа (= груз), Груша, Гряда-Груда (горбатые вещи), Ограда-Огород, Горсть-Грести-Грабить (в результате получится гора), Город (на горе), Град, Гроза-Гром-Грохот (сверху), Горох (грохает), Гореть-Греть (огонь поднимается вверх), Горло (источник грома), Груз-Гиря (тяжесть), Горе (тяжело), Горько-Горчица, Грусть-Горесть, Гордость (= горе даст), Грубость, Грех,..
  Все слова как-то связываются с горой или горбатостью, горним миром, тяжестью, угрозой Богом человеку.
  Т.о. весь мир сводится к "простым" картинкам - таким как "Море" и "Гора" (на горе город или жертвенный костер) - они раньше слов.
  Так или иначе, а если не учитывать гласные, похожие слова окажутся в словаре рядом. Слова Гриб-Гроб-Горб не расползутся по толстому словарю, а станут одним емким словом. Т.о. самой перегруппировкой слов в словаре может быть достигнут определенный эффект.
  Длинные слова понимаются как сумма простых слов:
  Телега = тело + лягу
  Ноздря = нос + дыра
  Груда = гора + руда
  Родитель = род + дать + тело
  Род = рад, ряд, руда, рыд
  Дать = дать, дитя, дуть, деть
  Тело = цело, чело, село, коло
  Все слова внутри одного модуля образуют оттенки целого: руда (все, что внутри, в т.ч. кровь) - достать руду = родить дитя; рыдать (слезы) - изнутри наружу; ряд - с рождением число увеличивается на 1.
  Т.о. речь идет о том, чтобы расфокусировать глаза ровно настолько, чтобы все слова, входящие в один модуль, стали одним живым целым.
  Радость = род даст
  (рождение ребенка - самая большая радость!)
  Гл-ухой = гол + ухо (голоухий)
  Зр-ячий = зор (заря) + очи (зоркоочий)
  Праведный = Право + ведный
  Справедливый = с-Право-ведливый
  При рассмотрении слов важно различать приставки:
  С-лепой = с-лепил (вежды)
  С-камья = с камья (из камня)
  С-частье = с частью
  У-дача = у дачи (дать)
  У-брать До-бро за За-бор
  И т.д. и т.п.
  Приставка не всегда очевидна. Например, А.С.Шишков слова Добро, Доблесть, Добыча и пр. относит к корню Доб. Мы же считаем До в этих словах приставкой.
  В общем случае, каждое слово рождает две группы слов: (1) Фонетически похожие слова, в т.ч. омонимы; (2) Слова, обозначающие похожие или рядом лежащие вещи.
  Отчасти эти две группы слов совпадают, т.к. "похожие" вещи любят называться похоже.
  Например, мед похож на медь.
  Отсюда следует, что слово при рождении своем и дальнейшей обкатке имеет определенное стремление (направление): во-первых, оно должно быть благозвучным, русским; во-вторых, оно должно "дружить" с другими словами своего ряда; в-третьих, оно должно быть гадательным, многозначным (чтобы через созвучие связываться со словами других рядов); в-четвертых, в случае надобности нести символическую нагрузку. А толчком к рождению слова является первое впечатление от предмета или явления, его интуитивное постижение.
  
  УБИРАЕМ ГЛАСНЫЕ
  
   Как бы не были первичны и глобальны гласные, мы рассматриваем здесь лишь со-гласные (идущие с голосом). Убирая женственные гласные, мы подчеркиваем смысл, рациональную составляющую языка. Но при этом речь-река теряет плавность-текучесть. Гласные, а также взаимозаменяемость (напр., К, С, Ч, Т, Ц), потеря и рокировка согласных - иррациональная составляющая языка. Неопределенность-гадательность слов нужны, чтобы связать между собой разные группы слов - связать Горе и Море.
  
  
  ИЗМЕНЕНИЕ ВО ВРЕМЕНИ ЯЗЫКА
  
  Предположим, что мы играем в "испорченный телефон": сосед шепчет на ушко слово своему соседу и т.д. Предположим, что вместе с нами играют картавые и шепелявые. И вот исходное слово возвращается к нам в искаженном виде. Но определенным образом искаженным, поскольку вместе с этим словом искажению "испорченным телефоном" подвергаются и все прочие слова языка. За взаимную корреляцию слов отвечают ассоциации. Что же касается заимствуемых слов, то им ничего не остается кроме как притереться к уже имеющимся словам, лежащим рядом и называющимся похоже (существенной роли для сути языка заимствуемые слова не имеют).
  Вероятно, так было до фиксации живого разговорного языка правописанием (еще на рубеже 18 и 19 века писать слова на слух было общепринято наравне с "правильным" писанием - так писал Н.М.Карамзин).
  А теперь представим, что от одного ведущего идут несколько цепочек игроков. Каждой цепочке он называет одно и то же слово. Тогда в конце каждой цепочки получим свое "переделанное" слово.
  Так получаются родственные языки.
  Этимологический словарь видит совпадения (конечно же, неслучайные!) и делает из этого свои выводы.
  А создатель "Корнеслова" А.С. Шишков - свои.
  
  
  МИР КАК КРУГ
  
  В самом центре мира - очаг (око), дальше - порог, крыльцо, ворота, поле и лес (Тот Свет)... (см. "Колобок") Т.о. крестьянский мир состоит из расходящихся кругов. Это магические защитные круги вокруг "я".
  Круг (коло) - добро, здоровье, богатство
  В противоположность этому дыра в коло (дурак-дырак), "худоба" - бедность, болезнь (проклять = проколоть)
  Также и в языке множество кругов:
  Целитель = целить тело (делать целым) = цело + цело
  Человек = чело (цело, тело, село, коло) + век (весь, вече)
  Веселье (всем селом) = весь (вещь, все) + село (цело)
  Вероятно, круги в этих "круглых" словах имеют защитный и заклинательный характер.
  Округлы слова на О: Око, Озеро, Облако, Огород,..
  Даже само слово Язык - круг.
  Также как Яйцо, Яблоко, Ягода, Ядро, Ярмо и Ярмарка.
  По А.С. Шишкову:
  Язык = Аз + Зык (или Аз есмь зык)
  Круглость языка можно понять в нескольких смыслах: (1) дыра рта во время говорения; (2) все связано со всем; (3) защитная ограда, отделяющая человеческий мир от природного, своих от чужих; (4) частный случай предыдущего - отдельный от прочих народ.
  
  МЕТАФОРЫ
  
   "Перенесение" с одного "мира" на другой, например, с человека на дом, печь или дерево - операция магическая. В магии болезнь или некоторая проблема человека переносится на эрзац - заговаривается на воду, уголь и пр. "Перенесение" с человека на все вокруг связывает отдельные строящиеся по аналогии миры в единый круглый мир.
  Метафоры поддерживаются ритуалом:
  Чтобы больше не рожать перетягивают деревце у основания ниткой и таким образом укрепляют метафору "Дерево - Человек", при болях в боку подпирают стену избы и так укрепляют метафору "Дом - Человек" и т.п. Сила метафор в магии, которую активизирует человек в важнейшие моменты своей жизни, связанные с жизнью и смертью.
  Например, метафора "Печь - Рот" поддерживается ритуалом обмена зубов. Когда у ребенка выпадает молочный зуб его нужно бросить за печку и сказать:
  Мышка, мышка!
  На тебе зубишка,
  На тебе репяной,
  А мне дай костяной!
  
  Т.о. метафоры держатся силой веры. Когда вера выдыхается, собственно и появляется слово "метафора".
  Глобальные метафоры, такие как "Баба - Земля", "Дом - Человек", "Хлеб - Жизнь", "Речь - Вода" и пр.- должны содержаться в самом языке. Для утверждения глобальных метафор важны т.н. омонимы, т.е. слова, звучащие одинаково или похоже, но означающие "разное".
  Вероятно, омонимы - остатки магии.
  Как и мат, они являются последним оплотом живого языка.
  Рассмотрим для примера несколько метафор:
  
  "Баба - Земля"
  Баба с землей связываются эпитетом Мать-сыра-земля, многочисленными обрядами и словами-именами:
  Жена = жну, жать
  Муж = межа
  Семья = Семя (мужа)
  Рожать = рожь жать
  По-рожний (как чрево после рождения)
  Рожь (конь ржет когда видит рожь) - Рожа (крашеная маска в Святки, а также болезнь красных ног, которую лечат красной тряпкой) - Ржа - Режь, Ружье (разить) - Руда (кровь и ископаемые в земле) - все это Рыжие (красные) вещи.
  Т.о. золотая Рожь - это кровь (дитя) Матери-Земли.
  Коса означает Косу девушки (краса) и Косу косца, что связывает девушку с землей. Третья Коса - морская (мол) - "косит" волны.
  
  "Речь - Река - Рука"
  Речь-река. Речь льется как ручей-река. Слово сливается с уст как слива или как яблочко наливное. Петь - пить. "Песня льется по простору..."
  Река - рука - река течет в определенном направлении. Вон туда!
  Речь - рука: сказать - показать на что-то.
  Аналогия речи и реки: река льется из устья в море, речь льется из уст в мир.
  Речь - вода. Вода ведет (щепку) - направление указать рукой
  Речь: сказать - указать - показать = научить.
  
  Видеть - ведать - водить. Кто видит - тот ведает - тому и водить (других)
  Вождь = видящий. Он указывает нам путь рукой.
  Зрение = зарение (о-зарение), видеть зарю (взор - заря, око - солнце)
  Противоположен вождю не-вежда, глупый = гол + луп (голо-лупый) - не видящий (вежды - по-старому веки). Слепой - слепил вежды.
  (Но в тоже время Слепой - ведающий (невидимое) - Гомер, Эдип,.. Также как Ведьма, ведун - ведающие про тот свет)
  Речь через "воду" и "сказать" связывается с Видением, зрячестью.
  
  "Печь - Рот"
  Раньше и печь и пещера (внутри огонь) назывались "пещь". Из слова "пища" можно предположить, что так назывался и рот.
  Уста = устьице печи, небо - печное небо (все, что сверху, символом чего является Небо). Язык = язык огня, горло = горело. Люди говорят, а каша варится:
  Вар-вар-вар...
  
  ОКО и УХО
  
  Око (очко) и Ухо (ушко) - сейчас т.н. суффиксы -маркеры в конце слова, относящие его к области Света (цветок, бабочка) или Тьмы (кукушка).
  Хотя на практике не всегда (= не все года) так:
  Пташка = петь + ушко
  Птичка = петь + очко;
  Птаха (Петух) = петь + ухо
  Птица (вместо неблагозвучного Птика) = петь + око
  "Око" и "Ухо" сопровождали мужика и бабу в течении всей их жизни (см. "Крестьянский словарик"). Вероятно, чередование очек и ушек в именах подчеркивают момент "перехода", изменения социального статуса.
  Другие важные для традиции примеры очек и ушек:
  кукушка (похороны кукушки),
  кур-очка и пет-ушок,
  мышка-норушка (в сказках посланец с того света) и др.
  Сам факт частоты употребления в нашей речи маленьких слов "очко" и "ушко" говорит о великой важности для Традиции и языка бинарности "+" и "-".
  Круги, Метафоры и омонимы, очки и ушки в языке - наследие магической Традиции.
  
  
  "СЛАВЯНОРУССКИЙ КОРНЕСЛОВ"
  А. С. ШИШКОВА
  
  Примерно 200 лет назад похожим образом играл в слова президент Российской Академии наук А.С.Шишков - если смотреть на созданный им "Корнеслов" чисто эстетически, то это очень красиво! Например:
  Ночь = не очи
  Наука = на ухо (научение = наушение)
  Слуга = слух (служить = слушать)
  Человек = Словек (обладающий даром слова)
  Мужской и женский пол - половинки человечества (как полы платья), вместе они целое. Также и пол избы делается из половинок бревен.
  КОГОТЬ = КОсть + ноГОТЬ
  Ноготь = нога + от (растущий от ноги)
  Спать = сопеть = "Ссс"" + петь...
  Храпеть-Хрипеть = "Хрр"" + петь...
  и т.п.
  С большинством описаний смысла слов в "Корнеслове" можно согласиться. Так, скажем, слова группы ГР (Гора), рассмотренные выше, приводятся почти полностью по "Корнеслову". Слова данной группы возводятся А.С.Шиш-ковым к грому - Грр...
  Но А.С.Шишков не просто объяснял смысл слов внут-ри языка, а сравнивал языки.
  На том основании, что наши слова имеют смысл внутри нашего языка, а их внешне похожие на наши слова - внутри своего языка смысла не имеют, он утверждал первичность славянского языка по отношению к языкам западным и т.о. близость его к общему Перво-Языку.
  (Как известно, этимологический словарь хочет убедить нас в обратном).
  Было бы любопытно проверить ассоциативный метод на других языках. Если окажется, что применительно к ним ассоциативный метод не работает, то прав А.С.Шишков, утверждая особенность славянского языка.
  
  ФОЛЬКЛОР
  
  Народ творит ассоциативно (см. народный Месяцеслов).
  Например, имена членов Семьи (семя) содержат правильные отношения между ними:
  Жена (жать), Муж (межа), Дочь (дача + приданое), Зять (взять), Тесть (честь), Теща (тоща), Невеста (неизвестная), Брат (брать), Свекор и Свекровь (своя кровь), Шурин ("глаза щурит") и т.п.
  Такое понимание (игра слов) фиксируется поговорками: "тесть ведет честь, а зять хочет взять", "теща толста, а против зятя не вышла", "шурин глаза щурит" и т.п.
  
  Любимые народом ассоциации фиксируются в поговорках и песнях. Так хранится Традиция, правильный быт. Именно, на примере Семьи и Свадьбы легче всего было бы показать, что слова имеют смысл.
  Ассоциативный метод созвучен фольклору.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"