Ермакова Мария Александровна : другие произведения.

Вещие сны Земли Русской

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рецензия на рассказ Ирины Гафуровой "Меч Святогора" Жаль, что на СИ нет жанра патриотической сказки!

  "С зараниа до вечера, с вечера до света летят стрелы каленые, гримлют сабли с шеломы, трещат копия харалужныя в поле незнаеме, зреди земли Половецкыи. Чръна земля под копыты костьми была посеяна, а кровию польяна: тугою взыдоша по Русской земли.
  ...Бишася день, бишася другый; третьяго дни к полуднию падоша стязи Игоревы. Ту ся брата разлучиста на брезе быстрой Каялы; ту кровавого вина не доста; ту пия доканчаша храбрии русичи; сваты попоиша, а сами полегоша за землю Русскую. Ничить трава жалощами, а древо с тугою к земли приклонилось" (Слово о полку Игореве)
  
  Битва с половцами []
  
  Патриотическая сказка Ирины Гафуровой "Меч Святогора" рассказывает о приключениях княжича Олега, сына Игорева, после ранения в битве у Каялы попавшего в Киево-Печерский монастырь. Подобравший его, тяжелораненого, монах Илья, выхаживает княжича и постепенно отучает его от истинно княжеских замашек-привычек - высокомерия, вспыльчивости, недальновидности.
  Юный Олег - истинный воин в душе, достойный сын своего отца, князя Игоря. С малолетства обучавшийся бранному делу, сражавшийся с отцом бок о бок у Каялы.
  "И ти изрядиша полков 6: Игорев полк середе, а поправу брата его Всеволож, а полеву Святославль сыновця его, напереде ему сын Володимир и другой полк Ярославль, иже бяху с Ольстином Коуеве, а третий полк напереди же стрелцы, иже бяхуть от всих князий выведени; и тако изрядиша полкы своя" (Летопись по Ипатьевскому списку)
  Упомянутый в этом отрывке Владимир - старший брат Олега, после битвы плененный вместе с отцом половцами и в плену полюбивший Кончаковну - дочь пленившего их хана Кончака. Этот исторический факт, лег, как известно, в основу оперы "Князь Игорь" Бородина А.П.
   Жалею, что битва показана всего несколькими предложениями. Зная интересы детей, могу предположить, что более долгую сцену они слушали бы с горящими глазами. Здесь главное - найти ту черту, которую - для детского произведения - преступать не следует. Автору это удалось. Это не чернушная стилизация, где кровь льется рекой, а отрубленные конечности летят направо и налево на потребу кровожадным взрослым, это маленькая и весьма сдержанная зарисовка боя, которую, повторюсь, хотелось бы видеть столь же сдержанной, но более объемной. Порадовала историческая подготовка автора, о которой скажу еще позже, и которая в данном отрывке проявляется впервые. Я имею в виду эпизод, где воевода Михалко использует булаву. Булава - оружие главным образом конного боя, хотя иногда применялась и пехотой. Она позволяла наносить очень быстрые короткие удары, которые, не являясь смертельными, оглушали противника, выводили его из строя. Так произошел глагол "ошеломить", т.е. "ошелОмить", ударом по шлему - шелому опередить противника, пока он замахивается тяжелым мечом. Сбитый с коня ударом булавы противник, падал-попадал в гущу битвы оглушенный, не в силах подняться, и затаптывался конями или дерущимися воинами.
  Как все юные, главный герой горяч и не внимателен - и это приводит его к последующим трагическим событиям, а именно - тяжелому ранению и беспамятству.
   - А-а - а...- раздалось с берега.
  "Что это?" - старец напряг глаза. В прибрежных зарослях что-то белело. "Утопленник что ль?" - он торопливо спустился к реке. Широко раскинув руки, лицом вниз на берегу лежал человек. Старец перевернул его: "Ишь ты, парень-то почти дитё ещё! Как его угораздило?"
  Итак, пожилой монах натыкается на тело, прибитое течением к берегу. И здесь возникает вопрос. Известно, что местоположение реки Каялы в нашей истории точно не установлено, и она до сих пор меняет диспозицию с разницей в несколько десятков километров, становясь то притоком реки Донец, то Днепра, то вовсе исчезнувшей ныне безымянной рекой, но в любом случае, тело поток нес не один час. Как раненый юноша, почти мальчик, с не функционирующей конечностью умудрился не утонуть? Судя по состоянию, в каком его нашел Илья, Олег все это время был без сознания. Из текста, к сожалению, не понятно, как именно был ранен Олег? Если это был сквозной удар мечом, то упав в реку, он должен был утонуть - выплыть с подобной раной невозможно, она полностью исключает движение конечности, плюс обеспечивает большую кровопотерю, что в воде способствует очень быстрой смерти. Если была стрела, то куда она делась? Придя в себя Олег вполне мог отломать часть древка и наконечник, торчащие спереди (ведь выстрел был произведен сзади?), но часть его должна была остаться в ране и Илья бы обязательно ее обнаружил. Однако этого не происходит. Следовательно, автору следует уяснить для себя этот момент и уточнить способы, при помощи которых Олегу все же удалось спастись.
  То, что Илья его выходил, пусть рана была тяжела, я сомнению не подвергаю. Опытный воин, каким оказывается Илья, не мог не знать, как исцелять боевые раны, а монахи всегда были заодно и целителями.
  Выздоравливающий подросток, наблюдая за своим спасителем, делает правильный вывод - старик не простой инок, а бывший воин. И посетитель, киевский старшина Мал, подтверждает его догадку. Каково же удивление Олега, когда он узнает, что Илья не кто иной как Илья Муромец.
  И начинается переплетение нескольких сюжетов: исторических, мифологических, былинных. Здесь и трагические события, описанные в Слове о полку Игореве, и герои русских былин, причем самые известные и загадочные - Святогор и Илья Муромец, и таинственный меч-кладенец, якобы доставшийся Илье от Святогора.
  На собственном примере Илья учит княжича действительно важным вещам: заботе об окружающем мире, от которого не нужно брать больше, чем нуждаешься; о простых людях - и тогда добро возвращается вдвойне добром; беззаветной и бесстрашной любви к Родине, ради которой - единственной! - можно отринуть собственные принципы и вступить в бой с ворогом.
  Отправляясь на прогулку к реке, Илья и Олег не подозревают, что враг уже близко. Феодальная раздробленность на Руси, ослабляющая русские княжества, приводила к тому, что степняки гуляли по просторам земли русской почти как у себя дома. "Уже бо, братие, невеселая година въстала, уже пустыни силу прикрыла. Въстала обида в силах Дажьбожа внука... Усобица князем на поганыя погыбе, рекоста бо брат брату: "Се мое, а то мое же". И начяша князи про малое "се великое" мълвити, а сами на себе крамолу ковати. А погании с всех сторон прихождаху с победами на землю Рускую" корило князей "Слово о полку Игореве".
  Обнаружив половецкий разведывательный отряд, Илья и Олег берут шпионов в плен и приводят в Киев, успевая предупредить своих о нападении. Но силы неравны. Киевская дружина недавно покинула город, отправившись бить степняков за Днепр, а простые люди - "вои", хоть и крепки, но не настолько умелы и организованны, чтобы отразить нападение половецкой тьмы.
  Хан Кончак недоволен долгой осадой Киева. Видимо, он подозревает, что князь недалеко ушел от городских стен, и хочет быстро захватить-пожечь-разграбить город, чтобы с богатой добычей уйти в степь. Здесь отмечу, что автор ни разу не назвал Кончака "полным именем-званием", т.е. ханом Кончаком, что все-таки в данном контексте необходимо. Зато упомянуто слово "воевода" по отношению к половцу, чего делать, наоборот, не стоило. Воевода - тот, кто водит "воев". "Вои" старославянское слово, следовательно, употреблять термин для обозначения половецкого командира некорректно. Лучше заменить на бека, или вождя.
  - День, другой говоришь?! - прищурился хан, его рука легла на рукоять секиры. - Не будет у тебя дня! - он угрожающе потянул оружие из ножен. Воевода упал на колени и, истово кланяясь, зачастил...
  Секиры - русское оружие, которое использовалось в IX - X веке, т.е. гораздо раньше. У степняков были кривые сабли. Но даже если предположить, что у Кончака была именно секира, то ее вряд ли можно хранить в ножнах - это же по сути топор с трапециевидным лезвием, в какие же ножны он влезет? Могли применяться для секир специальные чехлы на шнурах, но их сначала надо было развязывать - "расчехлять". Вытащить секиру из такого чехла одним движением руки было невозможно.
  Итак, Илья отправляет Олега потайным ходом, прокопанным от Киева под Днепром, на тот берег, с целью найти становище князя и вернуть его в город. Известно, что и по сей день под Киево-Печерской лаврой находятся несколько уровней захоронений-катакомб, в стенах которых похоронены сотни людей. Где-то там, в так называемых Ближних пещерах, говорят, лежат священные мощи Илии Печорского - святого православной церкви, с которым отождествляют былинного богатыря. Думаю, автор неспроста отправил своего героя именно этим путем.
  Олега сопровождает княжеский пес, который может чуять хозяина на большом расстоянии и потому является проводником. Неспроста через мир мертвых юношу ведет именно пес. Здесь, сюжет о русской истории перекликается, как ни странно, с египетской мифологией. Шакалоголовый, (или по другой версии собакоголовый) бог Анубис - проводник умерших в загробный мир, правитель Загробного мира и судья душ умерших. Позднее, и вот это особенно интересно, Анубис передает свои функции Осирису, а сам становится богом некрополей и погребальных мистерий. Интересно узнать от автора - это совпадение, или задуманная аллюзия?
  По неудачному стечению обстоятельств, Олега снова ранят. Удар половецкой стрелы в ранее поврежденное плечо сильно затрудняет его продвижение. Половцы, догадывающиеся о его миссии, вызывают своих меньших братьев - волков. Снова возвращаюсь к исторической подготовке автора, которая вызывает у меня крайнее уважение.
  Голова волка украшала знамена гуннов, тюркютов, половцев, золотоордынских ханов. В китайских источниках латная кавалерия тюрков называлась - "фули" (волки). Волк был тотемным животным многих тюркских народов. Пережитки культа волка фиксируются и до сих пор у карачаевцев, балкарцев, кумыков, татар и др.
  Половец Боняка, вызвавший волчью стаю имитацией воя в рассказе, упоминается также неспроста. Боняка - известный половецкий хан, который в XII веке знатно трепал русские дружины в многочисленных стычках. Эпизод "вызова волков" - исторический факт, закрепленный в татарских и мамлюкских легендах о хане Боняке.
  Раненый Олег теряет сознание и в бреду ему видится, как замшелый камень на поляне оборачивается огромным древним богатырем. По одной из версий, Святогор погиб, погрузившись по колени в землю, не одолев "тяготы земной" в споре с Микулой Селяниновичем, другим былинным персонажем. Вполне можно предположить, что сказочный богатырь, застрявший в земле, окаменел до поры до времени, похоронив под своей тяжестью меч, которым мечтали обладать, наверное, все воины того времени. Кстати, меч-кладенец называется так потому, что спрятан, "покладен" тайно, т.е. это не обозначение вида меча. Спавший и видевший вещие сны о земле русской богатырь просыпается, чтобы помочь княжичу завершить его миссию. Только тот, кто готов положить жизнь за Родину, достоин обладать мечом-кладенцом Святогора. Готовый биться с врагами, будь то половцы или волки, до последнего, Олег получает меч из его рук. Не сама ли Земля Русская в облике волшебного богатыря помогает Олегу в правом деле?
  
  Илья Муромец и Святогор [Иван Билибин]
  
  Конечно, Олег выполняет свою миссию. Конечно, княжеская дружина спешит на помощь, и блестят шеломы на солнце и возносятся хоругви над морем копий. Но в схватке гибнет воевода Мал, падает пронзенный Илья.
  В это время мощный толчок сзади уронил его на колени.
  Может, все-таки удар? Слово "толчок", мягко скажем, не звучит в довольно пафосной в хорошем смысле слова, сцене героической гибели Муромца.
  Душа Ильи воспаряет над Киевом и видит спешащий на помощь отряд князя. Мне кажется, из пролога следует полностью исключить мысли Ильи (в кавычках), оставив только повествование от третьего лица. Кроме того, здесь есть пара спорных моментов:
  Илья вдохнул полной грудью
  Душа вздохнула? Чем, у нее легких нет? Тогда уж "Ощущение, словно он вдохнул полной грудью, наполнило его...".
  Илья потрясённо замер
  Вряд ли душа может потрясенно замереть. Да и кому как не Илье знать, кого бывает достоит Меч Святогора? Отчего ж тогда удивление?
  Общие направления доработки:
  1. При описании битвы при Каяле сделать акцент на том, что князья не захотели отступать, оставляя на поле боя простых "воев", т.е. простых людей, не состоящих в княжеских дружинах, они решили пробиваться к р. Донец, спешив конных воинов и ведя бой в пешем строю. Князья говорили: "Если побежим, убежим сами, а простых людей оставим, то будем нам грех, что выдали их врагам, или умрем, или живы будем вместе". Считаю что это - важный момент для правильного воспитания в ребенке защитника Родины, верного товарища.
  2. Уточнить, как Олегу удалось выплыть. Возможно, он, ненадолго придя в себя в воде, зацепился за бревно или плавучий остров, и их прибило к берегу в том месте, где Илья ловил рыбу. Другого выхода выжить для него я не вижу!
  3. При первом появлении собаки в тексте хоть раз упомянуть ее имя. А то Олег неожиданно дает псу кличку Дружко уже на том берегу Днепра - непонятно, то ли сам придумал, то ли услышал где?
  Общее впечатление: могу только приветствовать подобные патриотические проекты, имеющие к тому же серьезную историческую подготовку. Чувствуется, что автор не с бухты барахты писала, а полазила по историческим сайтам, попользовалась учебниками и книгами. Ребенок прослушал с удовольствием, взрослый (я, в смысле) с удовольствием разгадал все исторические загадки, заданные в тексте, чего и вам желаю.
  
  С уважением и благодарностью, ЕМА
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"