Речь по-прежнему идет о сборнике по материалам СМА, который планируется в рамках "Аэлиты-2006".
Здесь отзывы на четвертый блок. В конце срока приема текстов авторы поднажали, и вместо пяти, похоже, придется делать шесть блоков. Есть желание вывесить самые последние отзывы к концу апреля или началу мая. Как говорится, бум стараться.
12.04.2006
Ю. Е.
*********
А. В. Селюкин
***
"В старом замке"
Заявлено как пародия.
Первое, что бросается глаза - схожесть с сюжетом фильма "Великолепный". Финал выглядит попыткой заранее оправдаться: дескать, такова авторская задумка, каждая буква и неточность запрограммирована, служит цели высмеивания, чего ждали-то от "круглого живота и сползшего трико".
***
"Диалоги, или Последний киборг"
Хм, здесь опять "трико с пузырями на коленках, и голое круглое пузо"... Вот такая таинственная штука.
Эпилог поражает своей сжатостью и ненужностью. Удивительно, в эпилоге еще и подглавка выкроена.
Имеется в наличии небезынтересная беседа писателя с ученым. В жизни, однако, все не так. Есть предложение переместить разговор в КЛФ и, даже учитывая название вещи, нещадно урезать прямую речь как класс.
***
"Звездный пейнтбол"
Неплохо. Стоит рекомендовать.
***
"Опасный эксперимент"
Что есть "Верхняя часть платья лопнуло по швам"?
Нормальный юмор. Надеюсь, оба последних рассказа пройдут.
Итого. Массивность - основной недостаток первых двух текстов. Этот понравился больше остальных.
*********
А. А. Славинский
***
"Возвращение"
Начало. Звучит сигнал тревоги, а герой "с восхищением" разглядывает женщину, помогая автору описать ее в подробностях.
Герои начинают хоть что-то реально делать на четвертой странице, на седьмой обозначено прикосновение корабля к атмосфере. Дальше тоже встречаются лирические отступления и разъяснения.
***
"Охота!?"
Само по себе написано хорошо, спору нет. Уважаю такой слог.
Начинается рассказ с намерения совершить посадку. Отлично. Но интриги ведь в этом нет, правда? Разве можно уже здесь растекаться в предысторию героя, отвлекаться на событийные ряды, не применяющиеся в сюжете хотя бы точечным, косвенным образом? Мертвый, расплющенный грузом слов, персонаж не оживет, если снабдить его детальной легендой, объяснить каждый поступок и чих... Слава Бонду, охотники надумали покинуть модуль хотя бы на пятой странице.
Повесть неповоротлива. Материал и идея для живого, сочного, без особых затей рассказа. Остальное - соображения автора на тот или иной счет, и не более того.
*********
Д. Шорин
***
"Вещественное начало"
Скучно, как учебник глюонно-кварковой арифметики. Вещь похожа на дневник, который изначально писался только для себя, без соблюдения минимальных стилистических норм.
***
"Две истории"
"Сейчас очевидно, что к третьему рейху папка не имеет ни малейшего отношения"?! Неужели раньше эта мысль кому-то приходила в голову? Стоило бывшему танкисту держать "два листка" 70 лет, подвергая себя риску быть обвиненным во всех смертных грехах оптом? Вступление служит для настроя, только при малейшем разборе легенда разваливается и все, что прозвучит далее, будет звучать фальшиво.
В первой же строке неточность. Таки кому "было сорок четыре года"? Здесь выходит, что храму.
Не увидел, не услышал правильно Слово Мое - не взыщи. Дык, и не наши это проблемы, слова, сказанные Самому Себе. А был ли мальчик? Не хочешь - не верь. Ваш аквариум пуст? Нет, просто моих рыбок не каждый увидит. Потрясающее платье, а это банты, да? Нет, наш король голый. Все это уже столько раз перетерто...
***
"Иначе"
Страницы три здесь лишние, но, в принципе, это хорошо. Будем думать, рассказ пройдет.
***
"Намалевать мечту"
Если художник не чувствует "потенциала", он картин не рисует. Чем рисовать, ему завсегда лучше пойти и попить пивка. Разве не так?
Вот, не знаю, что тут есть насчет фантастики? Хорошая, поучительная, хрестоматийно разработанная история. Рассказ понравился пока больше всего читанного в блоке 4.
***
"Наследники Левши"
В печать это рекомендовать нельзя по известной автору причине.
Вещь получилась естественная и веселая. В смысле, такой "маразм" одобрям.
***
"След феникса"
Наверное, это план будущего романа?
***
"Три закона боготехники"
К выводу можно придти, не читая пяти страниц рассказа. Название и эпиграф говорят читателю в точности столько же, сколько автор в дальнейшем.
***
"Человек с глазами цвета расплавленного золота"
Красивое название.
***
"Эль Дорадо"
Может, не стоит смотреть на другие страны? Вот же, с Тулой и Левшой прекрасно получилось, честно.
Вещь выполнена в манере "Намалевать мечту" и "Иначе". Стилистика одинаковая, композиция выстраивается однообразно. Нет причин, чтобы не рекомендовать.
Итого. Автора знаю давно. Вероятно, это поиск особого подхода, мысли, собственной родной идеи, привели к тому, что он сейчас имеет. Не вполне удачные вещи звучат следующим образом: всесторонне рассмотрев заявление о целесообразности предприятия СКЗ, коллектив НИИ УТБ постановил принять поправки ЛР к следующим пунктам главы 12/12 настоящей документации, начиная с подпункта 2_Ф таблицы дифференцирования... Сначала ставится задача, затем находится ответ, часто за счет использования персонажей размером с имя, номер соц. ячейки или должность. Это подход большого ученого, знатока интегральных факториалов, поклонника точных наук и квадратных корней. Игровой момент и сюжет как картинка из жизни, похоже, автора сегодня не интересуют. А зря.
*********
Р. Иванов
***
"Мейо-путешественник. Астероид преткновения"
Есть, точнее, попадается некоторая велеречивость. Довольно холодная штука.
"Суперскоростной мегапроцессор кибермозга космобота" - это круто. Здесь вообще нет ничего пологого. Абсолютно все круто, даже юмор и подлинный финал, который, при желании, можно найти в ссылке за номером 18.
*********
С. Б. Кайманов
***
"Деликатесы"
Читателя надо бы подготовить. Если сразу говорить "вонзал терут в сумтов", возникают непонятки. Почему бы не наоборот?
Для четырех страниц излишнее количество неологизмов. Необходим отдельно изданный путеводитель по рассказу. Интересно, какого объема он получится?
***
"Доказательство"
Много фантазии, много задора, много энергии.
"Религия - существенный фактор сдерживания человеческих пороков. Исчезнет она - исчезнет душа. А без души, без опасения за нее нам будет нечего терять". Неуемная трактовка. Выходит, если снять адресную табличку с дома, он тут же развалится, и солнце погаснет, и небо в одночасье рухнет, засыпая обломками Си?
И то верно. Без таблички - какая жизнь?
***
"Одинокие"
Разговоры. Иностранные имена. Разговоры. Постепенная передача информации по линии автор - читатель. Разговоры. Далекое эхо идеи: написано, сказано, подумано - обязательно воплотится или уже воплощено в материю.
***
"Эй, андроид!"
Стиль понравился. Живой такой, в самом хорошем смысле вздорный.
*********
В. Капустин
***
"Воплощение"
Структура и техника не впечатлила, имена для детской книжки, передергивания, но это первый настоящий классический НФ рассказ в двух последних блоках: с настоящей НФ идеей, моментами обработки и проч. То, что есть, вполне получилась, была предпринята такая попытка, это само по себе очень здорово. Отдельным образом нужно отметить добродушие автора. Литература нуждается в таких людях. Фантастика - втройне.
Основная слабость видится в том, что все не происходит, а пока только рассказывается, в значительной части текста обсуждается персонажами.
*********
В. Капустин, Ю. Неганов
***
"Синие глаза"
Быстрое, активное начало, и сейчас же отступление, растекание. Похоже, соавторы испугались взятой скорости, или переоценили сделанную затравку. Читатель обязательно прислушается к версиям героев и их предположениям, если заинтригован событиями. Читатель этих "тройных убийств" уже до одури начитался, пока не найдет что-то новое для себя, в рассказ не втянется. То есть, до собственно "синих глаз", лучше быть построже. Еще есть предложение заменить обсуждения сценами, увидев и прожив которые, читатель поймет, что к чему.
Кажется, нечто подобное случалось с героями "Волшебника изумрудного города"? Ну там мак, засни-усни...
***
"В лужах отражается Солнце"
В точности тоже, что в предыдущем рассказе. Только вместо версий здесь предыстория, намного перевешивающая аванс в виде "альтаирских псевдоящеров" и "шестилапого паука". Детальная обработка персонажей? Точно, так и есть. Однако. Если событийный ряд все-таки интересует соавторов, лучше рассказывать о героях то, что будет потом хотя бы неявно и однажды применено.
"Синие глаза" получились лучше.
*********
М. Китовский
***
"Культ Кошки"
Юмор присутствует. В остальном, смесь магреализма и фэнтези. Жанры нелюбимые, пусть рассказ оценят те, кто в этом разбирается.
*********
Н.Колесова
***
"Хамелеон"
Работа проделана огромная. В целом, вещь напомнила "Меня зовут Фрайди". Правда, подходы авторов к структуре абсолютно разные.
*********
Е. И. Лифантьева
***
"Дикая девка"
Начало, просто как в рассказах Ефремова! Дальше читать сложнее. Бросаются в глаза отступления: автор делает шаг вперед и тут же тянет читателя назад, под небеса, вилы вбок, в прошлое, да куда угодно. Лирика.
История, однако, очень хорошая, впечатляющая. Поставлю оценку повыше.
***
"Убийство на планете Рок"
Что есть "думать в сторону"?! Это поразительно! Лучший завиток в блоке 4.
Где-то на пятой странице автор устает, идет дальше на одном упорстве. Так рассказ и выглядит. Начало замечательное, динамичное, интригующее, потом автор начинает считать свой первый ход простым, обыденным, и вдруг оказывается, что это как обычно был сон; потом "это, скорее всего, его мысли", потом, когда читатель уже ничего не ждет от текста, "орудие убийства", потом...
*********
И. Е. Крыховецкая
***
"Ворожба, или доброхоты поневоле"
Не понятна не только структура произведения, просто структура существующего файла.
Рекомендую вещь поклонникам городского фэнтези (надеюсь, такой жанр уже придумали, а если нет - вот идеальный образчик), тонких интеллигентных авторов, Шрека, незлого юмора. Впрочем, в тексте столько - столько всего...
*********
П. Парфин
***
"Юродивый Эрос"
Произведение нужно рекомендовать образованному, даже мудрому и обязательно терпеливому интернетному читателю.
*********
Н. Средин
***
"Живой труп"
Дельные размышления на интересные темы. Кстати, писательство, это еще и постоянный поиск. Если человек просыпается, ставит диск и идет в ванную - это добротное повторение пройденного материала, не больше.
Увлечение "живым героем" не должно убивать сюжет как таковой. Сам Ф.М. с такими вещами был осторожен. Здесь как минимум 4 а.л. Название и вступление читателю уже многое сказали. Любопытно, для какой цели остальные главы? Судя по всему, для укрупнения и уточнения мысли.
*********
С. А. Трищенко
***
"Сознательный выбор"
Рекомендую вещь любителям конструкций, прописанных до стебля одуванчика на горе, всегда скрытой за горизонтом.
Мир, сомнения, поиск, в конце концов, Выбор, с которым последнее время что-то подозрительно много носятся; все это в подробностях, которые, наверное, можно было найти только под микроскопом. Есть чувство, что автор находится на грани: еще шаг, и он создаст собственную религию.
*********
С. Туманов
***
"Вечно пьяный"
Все вроде на месте. Написано вполне толково. Ценителям фэнтези может понравиться.
***
"Звездные корабли"
Советская фантастика - "скука смертная и пафосная"?
Разберемся. Например, на лифте, помнится, герои Булычева путешествовали. И не только в "Глубокоуважаемом микробе", у него еще было. Толстой в мертвом доме запустил картинки из прошлой жизни Марса. Пухов (если не путаю) провел читателя по пещерам к стене, на которой появились картинки из будущей жизни Луны. Так какой же смысл презрительно отзываться о советской фантастике, в том же тексте применяя и лифт, и миры - картинки? Выходит, автором изначально планировался советский "наивняк"? Тогда герой, который и высказывает эту мысль, служит для оттенения наивности сюжета? Поразительный подход.
Собрать картонных героев, дать им волю чесать языками без оглядки на характер и смысл, потом вдруг вспомнить о жанровой необходимости, вытащить идею из книг Уэллса или Берроуза, сказать что-то невнятно - умное, бессмысленно - злободневное, обширное в своей ненужности: вот от этого веяло дикой скукой в советской фантастике.
*********
Ю. Юрт
***
"Богатырь - рыба"
"Облачка как косточки обглоданной рыбы. Кости шеи", "Чинили Сети. Сети - самый младший в семье". Странно? Здесь все странно, так и задумано. Не про глаз будь сказано - написано неплохо.
Страннее всего диалоги. Адресации, вплетения в сюжет нет и в помине, а кто и зачем говорит - всегда понятно.
Кстати, почему сейчас многие в текстах так жутко обращаются с глазами? На СМА в этом году человек 20 выдирали глаза. Кинг - надоедливый обожатель мух на мертвых глазах - давно не в моде. Появилась какая-то свежая сила, дающая миллионы подражателей? Или это утомление мониторами сказывается?
Короткий странный рассказ, и ощущения дает страннейшие. Как всегда, лучше автора не скажешь: "Хороша наживка. Сам бы ел, да рыба нужна". Совершенно в точку.