Самое лучшее средство достигнуть славы, это стараться быть таким, каким желаешь казаться...
Сократ
Отметина на всю жизнь...
Город медленно и уверенно погружался с сон. Троллейбусы и трамваи уходили в депо. Обитатели высотных домов укладывались на покой под их назойливое бурчание. Редкие пассажиры спешили в уставшее метро. Лишь бездомные животные временами заявляли о себе, испуская жалобные звуки.
И только в одном двухэтажном доме, в угловом отсеке на первом этаже, помещение освещалось яркими большими лампами. Там совершалось таинство - во весь голос заявляла о себе новая жизнь.
Рита родилась полноценным, здоровым, доношенным ребёнком, как принято говорить на языке акушеров. Её появления на свет с нетерпением ожидали, как отец, который мечтал о дочери, так и ближайшие родственники. Роды были тяжёлыми, но, к счастью, всё обошлось без осложнений для матери и ребёнка.
Одно обстоятельство вызвало удивление у акушерки, когда Рита оказалась у неё в руках. Она от неожиданности воскликнула:
- Людмила Петровна, гляньте сюда. Девочка меченная!
- Куда смотреть? - между делом, задумчиво спросила врач, не придавая особого значения словам акушерки. В этот момент она отвлеклась, на другом столе лежала ещё одна роженица.
- У Вас, деточка, матка открылась только на два пальца. Не надо волноваться. Всё идёт хорошо. Терпение, мой друг, - успокаивала она будущую мамочку.
А акушерка поторапливала:
- Посмотрите, что у ребёнка на поясничке, вот тут, слева, - подсказывала она.
- Боже мой! - вскрикнула врач, подходя ближе к ребёнку. Так это же "третий глаз"! И такой большой. Какое красивое родимое пятно и по форме, настоящий глаз, - восторженно произнесла Людмила Петровна и осторожно прикоснулась подушечкой пальца к телу девочки.
Зинаида Матвеевна, - обратилась она к акушерке, - Вы знаете, оно на ощупь... бархатное. Ничего подобного за всю свою многолетнюю практику я не встречала. Удивительно, как природа постаралась. Да, девочка явно меченная, Вы правы, - согласилась врач с акушеркой. Дай Бог, чтобы судьба ей улыбнулась.
Таким образом, Риту окрестили в момент рождения. Прозвище приклеилось к ней и повсюду следовало за ней: в детской поликлинике, в детском саду, в школе.
Как-то летом соседка случайно заметила метку и, с тех пор, иначе, как "Третий глаз" Риту не называла. Затем, дети во дворе перехватили эстафету и стали дразнить её. Девочка в глубине души переживала, но ни с кем своими чувствами не делилась.
Мама, заметив, что Рита часто грустит, подбодряла её:
- Маргушенька, доченька! Не обращай внимания. Время всё расставит по своим местам. Человека красит дело, и никакие родимые пятнышки не смогут помешать этому.
А время шло. У Риты обнаружились большие музыкальные способности, и мама отвела её в музыкальную школу. Преподаватель, послушав девочку, резюмировала:
- Я, конечно, могу взять Вашу дочь в свой класс, но её способности переросли её возраст, поэтому очень советую отдать девочку в специализированную школу. Так мама и сделала.
Нагрузка у Риты возросла вдвойне, ибо в этой школе программа обучения резко отличалась. Девочке поначалу было очень тяжело. Преподаватель по специальности порекомендовала маме водить Риту в бассейн, чтобы закалять её.
Дело в том, что у Риты обнаружили абсолютный музыкальный слух и, в придачу к этому, она от рождения была наделена очень длинными тонкими пальцами на руках. Именно поэтому её определили заниматься по классу скрипки. В первом классе мама или бабушка постоянно сопровождали её в школу и помогали нести инструмент, а потом преподаватель посоветовал поручить эту миссию Рите, чтобы девочка привыкала к скрипке, как к неотъемлемой части дела, которому она посвящает своё время, силы, а в будущем и свою жизнь. Несколько раз в неделю Рита шла на занятия по специальности, неся в руках "восьмушечку" - футляр с маленькой скрипочкой.
А детвора с ещё большим ожесточением продолжала дразнить Риту:
- Смотрите, смотрите, вон "Третий глаз" идёт со своим чёрным гробиком. Ха-ха-ха...
Рита старалась не обращать внимания на их выпады. Однако спиной ощущала ненавистные взгляды, а её слух раздражал хохот, переходящий в рёв.
У всех судьбы разные...
Чем старше становилась Рита, всё больше она отдалялась от своих сверстников. Тем более что в специализированной школе у неё появились подружки. И она перестала чувствовать себя обделённой.
Соседский мальчик, который жил этажом ниже, втайне от всех симпатизировал ей и, как только она начинала заниматься, он выстукивал по батареям свои откровения, таким образом, рассказывая Рите о своих чувствах. У Ритиных подружек это вызывало улыбку, а она, так вообще не реагировала.
В третьем классе специализированной школы у Риты совершенно отчётливо созрела и оформилась мечта. Она много и напряжённо занималась, для достижения поставленной цели. Её способности действительно переросли её возраст, но она ещё и трудилась, не покладая рук. И не только в области музыки. Благо атмосфера в семье была очень доброжелательной. Родители, видя интерес и рвение дочери, всячески содействовали ей, поощряли её и помогали, как словом, так и делом. А она серьёзно осваивала иностранные языки, посещала бассейн, много читала и слушала, слушала записи выдающихся музыкантов. А, когда удавалось выкроить свободный вечер и попасть на концерт в филармонию либо консерваторию, она наслаждалась от души, и счастью не было конца. Её день был расписан по минутам, как по нотам.
Рита всей своей детской душой жаждала самоутвердиться, именно, в качестве Маргариты Венцовой, чтобы избавиться, наконец-то, от навязчивой клички. На подсознательном уровне это желание не давало ей покоя.
А соседи по лестничной площадке порой донимали родителей или бабушку:
- Ну что же Вы не жалеете своего ребёнка? Вы лишаете девочку детства. Не хорошо это. Когда она жить будет? Смотрите, все дети во дворе гоняют, резвятся, а Ваша, всё пиликает.
- Ничего, всему своё время, - отвечала бабушка, улыбаясь.
Путь к победе...
Четвёртый год обучения, по программе, завершался большим академическим концертом. Рите поручили закрывать мероприятие - солировать с оркестром, что для ученицы начальных классов считалось почётным. Репетиции затягивались допоздна. Домой она возвращалась уставшая и ночью, лёжа в постели, "пролистывала" в голове всё произведение, делая пометки: где и что нужно выделить, а где и поправить. Её преподаватель по специальности присутствовал на всех репетициях и в конце делал свои замечания. Мысленно она сопоставляла их со своей игрой. Музыка даже в ночные часы была её спутницей, собеседницей и советчицей.
В день итогового концерта Рита поднялась с рассветом. Отложив завтрак, она принялась за работу. Девочка очень волновалась.
- Дорогая! - обратилась к ней мама.
Ты запамятовала. Александр Михайлович просил тебя перед выступлением отдыхать.
- Хорошо, мамуля. Я помню. Только пройду трудный фрагмент, и всё, - заверила её Рита. А сама прозанималась целый час.
Аппетита не было, и Рита от обеда отказалась. Время тянулось, как резина. Дома ей было муторно и тоскливо. Она не находила себе места. Уложив в папочку ноты, сложив в футляр скрипочку, Рита переоделась и задолго отправилась в школу. Перед уходом она зашла в кухню и предупредила:
- Я поеду раньше. Похожу по сцене, возможно успокоюсь. А вы приезжайте к началу.
- Не волнуйся, дорогая. Мы будем во время. Принести тебе что-нибудь поесть? - спросила заботливая бабушка.
- Ой, бабуль, не думаю, что мне захочется кушать. А вот термос с чаем, захвати. Ладно?
- Хорошо, моё дитятко. Успокойся, пожалуйста. Всё будет замечательно. Я уверена, - внушала бабушка, целуя Риту в макушку.
- Спасибо, бабуля. Я очень на это надеюсь.
Ответственность накладывает отпечаток, дети рано взрослеют.
Перед выходом на сцену, преподаватель посоветовал Рите надеть варежки. Она стояла вся заледеневшая, бледная. И от волнения её знобило. Время от времени она тяжело вздыхала, и слёзы, как бусинки, бесшумно катились по детским щёчкам. Мама успокаивала её и растирала ей руки.
Подошёл финал вечера. Оркестр занял свои позиции, и объявили выход Риты.
- Рита, ты уже не маленькая, должна уметь владеть собой, - строго сказал преподаватель. Все волнения остаются здесь, ты поняла меня?! - наставлял Александр Михайлович. Благословляю тебя.
В добрый час! Ступай и сделай всё, как полагается большому музыканту. Тебе не впервой выходить на сцену и достойно исполнять свой долг, - подбадривал он, напутствуя ученицу.
Рита в ответ кивнула головой и пошла на сцену.
Она очень старалась, отыграла всё хорошо, ровно и музыкально. Зал принял её исполнение восторженно. Рита откланялась и убежала за кулисы. Первое, что она выплеснула:
- Александр Михайлович, простите, забыла в тридцать втором такте уйти на пиано, а в конце форшлаг не вышел, как назло, - сокрушалась Рита.
- Это ерунда, которую легко исправить. Ты молодец, в целом, можно считать выступление успешным. Годовой экзамен сдала на "отлично", - похвалил учитель, испытывая полное удовлетворение, похлопывая девочку по плечу.
Этот вечер запомнился Рите на всю жизнь. Это была проверка на прочность, и она её выдержала.
Прошли годы. Рита окончила школу с отличием. Поступила в консерваторию. А в самом начале третьего курса придя на занятие, решительно спросила преподавателя по специальности:
- Даниил Маркович! Как Вы смотрите на то, если я приму участие в конкурсе имени Петра Ильича Чайковского.
Преподаватель посмотрел на неё внимательно, настороженно, затем ответил:
- Хорошо смотрю. Я надеюсь, ты помнишь, что этот конкурс международный и победить в нём совсем непросто? Но престижно.
- Да, конечно, помню, - уверенно ответила Рита.
- И ты готова взять на себя всю меру ответственности?
- Безусловно, - коротко ответила Рита.
- Тогда, всё в порядке. Подберём программу, и будем готовиться, - произнёс преподаватель утвердительно.
Рита занималась на подъёме. Она знала, - путь к победе открыт, только надо очень постараться и выложиться до конца для достижения желаемого успеха. И она была готова работать, не поднимая головы.
Заканчивался учебный год. Рита заранее подала все необходимые документы для участия в конкурсе. Летом состоялось торжественное открытие конкурса. Молодые музыканты из всех концов земного шара съехались для участия в нём. Рита прошла все три тура, несмотря на то, что накануне первого тура промокла под дождём "до нитки" и сильно простыла. Ночью у неё поднялась высоченная температура, которую не удалось сбить. И она вопреки уговорам родных в таком состоянии отыграла программу первого тура. Её "посадили" на антибиотики, чтобы ускорить выздоровление. Рита резко ослабела, но не отказалась от своего участия в конкурсе. У неё была фантастическая воля к победе.
На заключительном концерте конкурса зал был набит до отказа. Игле негде было упасть. В конце второго отделения ведущий вечера объявил:
- Пётр Ильич Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром, ре-мажор, опус 35. Приглашается на сцену Маргарита Венцова, Россия, гран-при. Зал встречал победительницу аплодисментами.
Рита вышла на сцену в бледно-розовом платье, нижняя часть которого фалдами спадала до пят. Туфельки-лодочки на маленькой стопочке были подобраны в тон наряду. Её жгуче рыжие локоны послушно легли на плечики. А лучистые глаза выдавали настроение. Она выглядела безупречно и напоминала фею. Весь её облик торжествовал победу. Рита играла восхитительно, воедино слившись с бессмертной музыкой. Весь концерт она провела на одном дыхании, вдохновенно и легко. С последним аккордом на неё обрушились восторженные овации. Зал стоя рукоплескал её таланту, её воле, её мужеству и её мастерству.
Соседский мальчик, который за эти годы превратился в элегантного молодого человека, преподнёс ей огромный букет алых роз.
Впереди её ожидали головокружительное турне по всей Европе, записи с лучшими оркестрами мира и вся творческая жизнь. Наконец, она достигла своего олимпа и была совершенно счастлива.