(продолжение, начало часть 1.1, часть 1.2, часть 2, часть 3)
II Парнасские игры (октябрь-ноябрь 2008).
Номинация 4. НЕТ ДОРОГЕ ОКОНЧАНЬЯ
|
Разговорились мы в дороге Васильевский Дима |
Разговорились мы в дороге
Без лишних пафосных тирад,
Как будто вместе были сроду,
А был лишь Сергиев Посад.
Мы аромат вдыхали чайный,
Мелькали рощи и мосты,
Меня с попутчиком случайным
Нес скорый поезд из Москвы.
Мы были равно откровенны,
И говорили обо всем -
Куда ведут нас перемены,
И, кроме хлеба, чем живем.
Какие ветры нас носили
В чужие земли, а еще
Мы говорили о России,
Которой путь наш освещен.
Что нет в кромешной загранице
И сотой доли тех лучей,
В которых мы - слепые птицы -
Парим на родине своей.
И луч возник. Как заколдован
Сиял взъерошенный вокзал.
Попутчик мой был чуть взволнован.
Я ему адрес записал.
|
Простая, понятная, знакомая всем ситуация. Споконое, плавное изложение. Удачный финал. Цепляющий.
А вот общее впечатление получилось нейтральным.
|
Жизнь - дорога странная... Власов Михаил |
Жизнь - дорога странная
Края не видать
То ли поле бранное
То ли тишь да гладь
Метрами да вёрстами
Вдаль идут года
За летами - вёснами
Зимы - холода
На дороге странной той
Каждому - своё
Кто-то видит лес густой
Кто-то - вороньё
У кого-то на пути
Храмы-терема
А кому, сколь не идти
Посох да сума
Нас дорога вдаль влечёт
Только пыль столбом
Кому боком выйдет счёт
А кому - горбом
Не прощайся, а прощай
Душу не неволь
Сколь рулетку не вращай
В сумме будет ноль
|
Помните, у Макаревича:
Один утверждал: "На пути нашем чисто",
Другой возражал:"Не до жиру".
Один говорил, мол, мы - машинисты,
Другой говорил:"Пассажиры!"
Здесь обошлось без диалога, но суть от этого не меняется. Есть два варианта, два полюса. И только в финале итог, согласно которому совершенно неважно, как ты прожил эту жизнь. Ведь любая жизнь заканчивается определенным образом.
Я с этим не согласна. Потому что даже "нулевой" вариант в разных ситуациях не одно и то же.
Техническая часть - вполне, хотя и не без шероховатостей.
|
Гляди веселей! Левенгук |
Лишь утренний луч, разойдясь понемногу,
Прогонит ночные туманы с полей,
Мы снова в дороге, нам снова в дорогу -
Скорей собирайся, гляди веселей!
Нас ждут Хорасан и Чимкентские Горы,
Голодная Степь и дворцы Бухары;
Кушак повязать - невеликие сборы;
Скорей собирайся, уйдем до жары.
Ты помнишь, дрожали, когда на закате
Нас ветром встречал грозовой перевал?..
Но мудр Аллах, он сквозь дыры в халате
Всю ночь нас дыханьем своим согревал.
А ныне дорога укроет от зноя
Прохладой арыков и тенью аллей.
Укроет... хотя бы и просто чалмою -
Доверься дороге! Гляди веселей!
Ты скажешь с упреком, что я в годы странствий
Не нажил добра и не нажил семьи?..
Алмазы свиданий и золото "Здравствуй!"
И жемчуг улыбок - богатства мои!
Чудесен халат мой - монетами шуток
Карманы его неизменно полны;
Друзья и семья мне - кто весел и чуток,
Домашний очаг - огонек чайханы.
И мне не нужны ни хоромы богатых,
Ни роскошь вельмож, и ни власть королей -
Я вольной дорогой богаче стократ их,
Счастливей стократ их! Гляди веселей!
|
Гимн дороге и вечным ценностям. Чистая, светлая энергетика, которой невозможно (и не хочется) противиться. Понравилось.
|
Под небом, где химер стада... Ос Светлана |
1.
Когда над миром новый день
Раскроет чёрно-белый зонт,
И отступившей ночи тень,
Дрожа, сползёт за горизонт,
На приторном лице добра,
Как плесень, выступит изъян,
И чай, не выпитый вчера,
К утру замёрзнет по краям,
Придут, привычное тесня,
Иных полки, к плечу - плечом.
Когда вокруг царит возня,
И лжи мифриловым мечом
Мир рассечён на два куска,
И веет холодом с межи...
Когда сознанье рвёт тоска,
И мысль, что ты ещё не жил,
Но вновь дорога впереди
Сквозь сонм блуждающих огней,
Когда поймёшь: нет сил идти
За теми, кто ушли по ней.
И, проезжая мимо, Смерть
Вдруг подмигнёт тебе с арбы,
Ты, вспомнив жизни круговерть,
Захочешь сдаться без борьбы,
Успев познать, что данный срок -
Пустых событий череда
Под небом, где всесилен рок,
Под небом, где химер стада...
2.
Под небом, где химер стада,
Где с криком кружит вороньё,
Лежит дорога в никуда,
И лишь два шага до неё...
Вот, на поверхности песка
Уже теряются следы,
И тает плоскость плавника
Под километрами воды,
И опрокинут в липкий зной
Светила огненный геккон.
Бокал вина передо мной,
Наполовину полон он.
С душой, податливой как ртуть,
Легко остаться не у дел.
И нет решимости шагнуть
За обозначенный предел,
Прервать запущенный процесс,
Взломать условностей хитин
И дотянуться до небес
Из марракотовых глубин.
И, развернувшись в полный рост,
Остаться, не укрыв лица,
Там, где под вечер в свете звёзд
Звучат мелодии творца...
Но звук не достигает дна
Сквозь шорох вод и жабер хруст...
Что наша жизнь? - Бокал вина.
И он наполовину пуст.
|
Я человек, испорченный рекламой. Когда речь заходит о полноте бокала, я сразу вспоминаю рекламный ролик. Хотя отдаю себе отчет в том, что он вторичен. Вот врезался визуальный ряд в память, и делай что хочешь.
Да, философия замечательная. Текст, несомненно, интересный. Присутствие химер может быть истолковано неоднозначно, что хорошо. И сама фраза про химеры мне нравится. Нравится решение темы.
Некое неприятие вызвал образ добра (ну не может оно быть приторным, по-моему; оно же не лесть, с ним нельзя перебощить) и "жаберы".
В общем и целом положительное впечатление.
|
Пешком Бурмистрова Анисия |
Камешек в ботинке,
Скучная дорога.
Мне пешком до Рима -
Что ж, не так уж плохо.
Плавится затылок
Под прозрачным солнцем.
В сумке Доширака
На семнадцать порций.
Я - веселый странник,
Менестрель без слуха.
Мне смешно, тебе ли
Плакать в гостевухах?
Я лечу по тропкам,
Я столбы сбиваю.
Всем по барабану,
Дворники кивают.
От дверей - занозы.
От улыбок - дети.
Я - подруга ветра.
Я, наверно, ветер.
|
Разудалое какое путешествие. Лирической героине море по колено. С такими замашками самое верное - быть ветром. Две последние строчки - понравились. Менестрель без слуха - емкое определение. Остальные - не особенно впечатлили. После дверей-заноз связь детей и улыбок смотрится странно.
|
Баллада Шауров Эдуард |
Отважный рыцарь Саймонд Холл
В поход к земле святой,
На сером в яблоках коне,
Отправился весной,
Над ним кружился черный дрозд,
Сирень цвела у стен,
А из окна глядела вслед
Красавица Мадлен
Он ехал пьян от дум и грез,
Сулящих славы свет,
Ворота павших городов,
Звон золотых монет,
И падал нехристь сарацин,
Проколотый копьем,
И крест господень на щите
Сиял святым огнем
Смотри, смотри в небеса,
В кружение фей над твоей головой,
Не сможешь ты увидеть меня,
Ведь я у тебя за спиной...
Три года ветра и дорог
Прошли в стране чужой,
И ехал славный Саймонд Холл,
Спиной к земле святой,
Он возвращался налегке,
Без свиты и телег,
И под копытами коня
Скрипел искристый снег...
И честь и славу Саймонд Холл
Добыл себе мечом,
Но был три года Саймонд Холл
Со смертью обручен,
Спасали чары крошек фей
От женщин и мужчин,
Но нет спасенья от тоски
И средства от морщин
Смотри, смотри в небеса,
Где рыцарям добрым обещан покой
И я уже у тебя на устах,
Хотя ты еще не со мной...
Он гроб господень не нашел
Средь тысячи гробов,
Богаче стал на свежий шрам,
И тридцать пять грехов,
В седле, ссутулившись, смотрел
На снежный гобелен,
И думал только о губах
Красавицы Мадлен...
Смотри, смотри в небеса,
В кружение фей над твоей головой,
Не сможешь ты увидеть меня,
Пока не вернешься домой...
|
Перемешалось все в моей голове. Читаю и вижу маленькую девочку на пригорке, которая машет белым платком удаляющемуся Белому Рыцарю, а в голове звучат строчки: "Вел за корону смертный бой со Львом Единорог..." Наверно, эти строчки в свое время очень хорошо спели. Поэтому ритмика стихотворения сразу мне о них напомнила. Я себе подпевала чуть-чуть.
Стихотворение понравилось. Положительные ассоциации за собой тянет. Даже веселые. Помните старую песенку про зеленого коня? Тоже ведь для прекрасной дамы был сотворен.
Наверняка перед автором не стояло цели развеселить читающих. А посему, пусть он простит мне довольную улыбку.
|
Мореходы Дунаев Борис |
Гуляки, выпивохи, бузотеры
без денег, без забот, без барахла...
В рисковые соленые просторы
их жажда вольной воли завлекла.
Челны стелились тройкою в разбеге,
и шкоты пели, словно соловьи.
Косились португальцы и норвеги
на эти острогрудые ладьи.
Но в "око бурь", которое в испуге
норвеги обходили стороной,
славянские стремительные струги
влетали бесшабашно за волной.
Все кабаки всех гаваней на свете
тряслись от хора хриплых голосов.
А на заре опять ловили ветер
открытые ладони парусов.
И уходя в незнамую дорогу,
бросая вызов миру и судьбе,
как водится, они молились Богу,
но верили лишь фарту и себе.
|
Вольное, как сам ветер странствий, стихотворение. Удалое. Прекрасный образ "открытые ладони парусов". Понравилось.
p.s. Я ничего не смыслю в мореходстве. Признаю это. Думаю, что описывая что бы то ни было, полезно знать о предмете повествования если не все, то многое. Благодаря дискуссии, возникшей вокруг этого стихотворения, кое-какими знаниями обзавелась. И сделала выводы.
|
Круговорот шагов в природе Черный Георг |
Шагнуть в историю решив - с осточертевшей колокольни,
поскольку - жил, коптил, грешил - и понял, что с тебя - довольно, -
с улыбкой смотришь - в небеса и, занеся над миром ногу,
уверен: через полчаса твой дух бессмертный встретит Бога, -
помедли несколько секунд, свой первый шаг к освобожденью
подготовляя, - жребий скуп на судьбоносные мгновенья.
Поток мелеет на глазах, - успей им вдоволь насладиться!..
Священник что-то мне сказал, персты смочив святой водицей.
Я вижу бороду его, крест на серебряной цепочке...
От взора добродушного теряюсь... Достаю платочек.
Сморкаюсь, глядя на амвон. Священник, словно под огромным
увеличительным стеклом, идёт к двери; в тени колонны
протянет нищему пятак, - шагнув туда, где воздух летний...
и где твой самый первый шаг
окажется его - последним.
|
Смутили "водица" и "платочек" - не вписываются в повествование, на мой взгляд. Уменьшительно-ласкательная форма здесь режет слух, как и резкий сбой ритма рядом с тем же платочком. Нет, можно, конечно, прочитать и так, чтобы ритм не ломался, но тогда нужно делать два ударения в слове "добродушного" - с первого раза уменя не получилось прочитать гладко. Не сомневаюсь, что автор и сам это знает.
Понравился образ уходящего священника в призме увеличительного стекла.
Стихотворение не кажется мне удачным.
|
Мой Поезд Олли |
Мой поезд катит неторопливо:
не скорый, так, простой,
пассажирский.
Надежд оправданных и
счастливых
предчувствий полный.
Сложу пожитки в сундук старинный.
Сургуч и плетка.
"Понурый, ходу!"
Кричу не старой усталой кляче,
но паровозу.
Мой поезд мчится стремглав по кругу,
Стрелою Красной.
Ну, как же - скорый!
Предупредительная обслуга
и в ресторане бифштекс, да с кровью.
Укроюсь где-то на верхней полке,
той, что судьбою для чемоданов.
На что мои полтораста в холке:
свисают ноги в штиблетах драных...
Мой поезд встал на пути запасном.
Туда, откуда дороги....знаешь?
А под исподним, иконка Спаса,
что мама сунула.
Провожая...
|
Ритмика. Как же мне здесь нравится ритмика! И состояние лирического героя близко и понятно. У каждого, наверно, случается минута, когда ты со всеми и один. Когда хочется отгородиться, отделиться, спрятаться. Когда все вокруг - картонные декорации. А все важное, нужное - у сердца. Никому не видно, но греет и дает силы идти дальше, даже если впереди тупик.
|
Следы Шася |
По дороге назад не вернуться,
Цепь следов, натянувшись, трещит.
Мне бы кошкой сейчас обернуться
И свернуться клубочком в тиши.
Мне бы стать быстрокрылою птицей,
Улететь в безопасный край.
Не тревожа следов, в небо взвиться,
Не сказав ни "привет", ни "прощай".
Тает снег на горячих ладонях.
Волчий вой вновь колышет степь.
Ведь начну убегать - не догонит...
Но... Не хочется рвать
Эту
Цепь.
|
Я, если честно, не совсем поняла, что хотел сказать автор. Мне понравился видеоряд первого четверостишия, мне близко стремление к свободе второго, но последннее? Как не стараюсь, получается, что в описанной ситуации цепь порвется в любом случае. Вопрос в том, как она порвется: в честной драке или постыдном бегстве.
Говоря короче, финальная строчка вызывает у меня сомнение.
|
Путник Цветкова Галина |
Вечер только начался,
Буря завывает.
В придорожном кабаке
Музыка играет.
Вина, яства, разговор.
Чаши и бутыли.
Хоть ты рыцарь, хоть ты вор -
Лишь бы деньги были.
Развалился на скамье
Юноша усталый -
Мирно славящий богов
Честный добрый малый.
За спиной остался дом,
Впереди дорога.
Снежный тракт в лесу глухом
И препятствий много.
Не торговец, не батрак,
Рыцарю не служит -
Просто молодой чудак
Доедает ужин.
Может быть, им движет месть,
Или жажда славы?
Иль несет дурную весть
Для невесты-павы?
Одурманен ли мечтой,
Ищет в жизни счастья?
Мчится за своей звездой
Через все ненастья?
Бросил все, сорвался вдаль.
Нет пути обратно.
И ему совсем не жаль?
Маловероятно...
Манит теплая постель,
Лечь бы и уснуть.
Кем бы ни был ты досель,
Завтра утром в путь.
|
Я бы к финальному четверостишию добавила еще одно - непосредственно перед ним (хотя бы и первые четыре строчки). И все. Все остальные - просто опустила бы. Пристальное внимание к неприметному путнику ведет в тупик. Для чего оно было нужно? Чтобы в финале убедиться "да ни для чего!"? Все равны, какие бы причины и какое прошлое не гнало бы людей в дорогу?
В конце стихотворения я знаю о путнике ровно столько же, сколько и в начале. Более того, путник безлик и не оставил после себя ни единого штриха. Взять для сравнения тот же "Поезд" Олли. О главном герое тоже ничего не известно и в то же время известно все. Его поведение говорит само за себя. Читателю открыто главное - состояние. А здесь я теряюсь перед вопросом "зачем мне все это рассказали?"
|
смотреть Качур Виктория |
Остаётся только смотреть, как медленно издыхает лето,
В наступающих сумерках бледных в небо пялиться слепо
И следить, как за окнами электрички, словно кадры скверного клипа,
Мельтешат желтеющие ясени, тополя и липы,
Ещё держатся яблоки, с низких веток сыплются сливы...
Если юг впереди, значит, ночь наступает слева.
|
Сложная оригинальная рифмовка. Яркая картина. Казалось бы, два слова: издыхает лето. А за ними такая прорва ассоциаций! В том числе и упомянутые цепляющиеся за ветки яблоки и безвольно срывающиеся сливы. Что только подталкивает отправиться в страну своих собственных предосенних вопоминаний, душевного смятения. Финал нравится особо. Ох уж эти левые ночи!
|
Мне было интересно читать стихи этой номинации. Стихам, которые добавили мне отптимизма (очень в этом нуждаюсь), я отдала свои голоса. Вот моя четверка:
Левенгук Гляди веселей!
Шауров Э.В. Баллада
Олли Мой поезд
Качур В.И. Смотреть
(продолжение следует)
|