Есликова Ольга : другие произведения.

(4)Карандашом на полях, или записки дилетанта

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Номинация "Нет дороге окончанья"


  (продолжение, начало часть 1.1, часть 1.2, часть 2, часть 3)
  
  
  II Парнасские игры (октябрь-ноябрь 2008).
  Номинация 4. НЕТ ДОРОГЕ ОКОНЧАНЬЯ
  
  Разговорились мы в дороге Васильевский Дима
  Разговорились мы в дороге
  Без лишних пафосных тирад,
  Как будто вместе были сроду,
  А был лишь Сергиев Посад.
  
  Мы аромат вдыхали чайный,
  Мелькали рощи и мосты,
  Меня с попутчиком случайным
  Нес скорый поезд из Москвы.
  
  Мы были равно откровенны,
  И говорили обо всем -
  Куда ведут нас перемены,
  И, кроме хлеба, чем живем.
  
  Какие ветры нас носили
  В чужие земли, а еще
  Мы говорили о России,
  Которой путь наш освещен.
  
  Что нет в кромешной загранице
  И сотой доли тех лучей,
  В которых мы - слепые птицы -
  Парим на родине своей.
  
  И луч возник. Как заколдован
  Сиял взъерошенный вокзал.
  Попутчик мой был чуть взволнован.
  Я ему адрес записал.
  
  Простая, понятная, знакомая всем ситуация. Споконое, плавное изложение. Удачный финал. Цепляющий.
  А вот общее впечатление получилось нейтральным.
  
  Жизнь - дорога странная... Власов Михаил
  Жизнь - дорога странная
  Края не видать
  То ли поле бранное
  То ли тишь да гладь
  Метрами да вёрстами
  Вдаль идут года
  За летами - вёснами
  Зимы - холода
  
  На дороге странной той
  Каждому - своё
  Кто-то видит лес густой
  Кто-то - вороньё
  У кого-то на пути
  Храмы-терема
  А кому, сколь не идти
  Посох да сума
  
  Нас дорога вдаль влечёт
  Только пыль столбом
  Кому боком выйдет счёт
  А кому - горбом
  Не прощайся, а прощай
  Душу не неволь
  Сколь рулетку не вращай
  В сумме будет ноль
  
  Помните, у Макаревича:
  Один утверждал: "На пути нашем чисто",
  Другой возражал:"Не до жиру".
  Один говорил, мол, мы - машинисты,
  Другой говорил:"Пассажиры!"
  Здесь обошлось без диалога, но суть от этого не меняется. Есть два варианта, два полюса. И только в финале итог, согласно которому совершенно неважно, как ты прожил эту жизнь. Ведь любая жизнь заканчивается определенным образом.
  Я с этим не согласна. Потому что даже "нулевой" вариант в разных ситуациях не одно и то же.
  Техническая часть - вполне, хотя и не без шероховатостей.
  
  Гляди веселей! Левенгук
  Лишь утренний луч, разойдясь понемногу,
  Прогонит ночные туманы с полей,
  Мы снова в дороге, нам снова в дорогу -
  Скорей собирайся, гляди веселей!
  
  Нас ждут Хорасан и Чимкентские Горы,
  Голодная Степь и дворцы Бухары;
  Кушак повязать - невеликие сборы;
  Скорей собирайся, уйдем до жары.
  
  Ты помнишь, дрожали, когда на закате
  Нас ветром встречал грозовой перевал?..
  Но мудр Аллах, он сквозь дыры в халате
  Всю ночь нас дыханьем своим согревал.
  
  А ныне дорога укроет от зноя
  Прохладой арыков и тенью аллей.
  Укроет... хотя бы и просто чалмою -
  Доверься дороге! Гляди веселей!
  
  Ты скажешь с упреком, что я в годы странствий
  Не нажил добра и не нажил семьи?..
  Алмазы свиданий и золото "Здравствуй!"
  И жемчуг улыбок - богатства мои!
  
  Чудесен халат мой - монетами шуток
  Карманы его неизменно полны;
  Друзья и семья мне - кто весел и чуток,
  Домашний очаг - огонек чайханы.
  
  И мне не нужны ни хоромы богатых,
  Ни роскошь вельмож, и ни власть королей -
  Я вольной дорогой богаче стократ их,
  Счастливей стократ их! Гляди веселей!
  
  Гимн дороге и вечным ценностям. Чистая, светлая энергетика, которой невозможно (и не хочется) противиться. Понравилось.
  
  Под небом, где химер стада... Ос Светлана
  1.
  
  Когда над миром новый день
  Раскроет чёрно-белый зонт,
  И отступившей ночи тень,
  Дрожа, сползёт за горизонт,
  На приторном лице добра,
  Как плесень, выступит изъян,
  И чай, не выпитый вчера,
  К утру замёрзнет по краям,
  Придут, привычное тесня,
  Иных полки, к плечу - плечом.
  Когда вокруг царит возня,
  И лжи мифриловым мечом
  Мир рассечён на два куска,
  И веет холодом с межи...
  Когда сознанье рвёт тоска,
  И мысль, что ты ещё не жил,
  Но вновь дорога впереди
  Сквозь сонм блуждающих огней,
  Когда поймёшь: нет сил идти
  За теми, кто ушли по ней.
  И, проезжая мимо, Смерть
  Вдруг подмигнёт тебе с арбы,
  Ты, вспомнив жизни круговерть,
  Захочешь сдаться без борьбы,
  Успев познать, что данный срок -
  Пустых событий череда
  Под небом, где всесилен рок,
  Под небом, где химер стада...
  
  
  2.
  
  Под небом, где химер стада,
  Где с криком кружит вороньё,
  Лежит дорога в никуда,
  И лишь два шага до неё...
  Вот, на поверхности песка
  Уже теряются следы,
  И тает плоскость плавника
  Под километрами воды,
  И опрокинут в липкий зной
  Светила огненный геккон.
  Бокал вина передо мной,
  Наполовину полон он.
  С душой, податливой как ртуть,
  Легко остаться не у дел.
  И нет решимости шагнуть
  За обозначенный предел,
  Прервать запущенный процесс,
  Взломать условностей хитин
  И дотянуться до небес
  Из марракотовых глубин.
  И, развернувшись в полный рост,
  Остаться, не укрыв лица,
  Там, где под вечер в свете звёзд
  Звучат мелодии творца...
  
  Но звук не достигает дна
  Сквозь шорох вод и жабер хруст...
  Что наша жизнь? - Бокал вина.
  И он наполовину пуст.
  
  Я человек, испорченный рекламой. Когда речь заходит о полноте бокала, я сразу вспоминаю рекламный ролик. Хотя отдаю себе отчет в том, что он вторичен. Вот врезался визуальный ряд в память, и делай что хочешь.
  Да, философия замечательная. Текст, несомненно, интересный. Присутствие химер может быть истолковано неоднозначно, что хорошо. И сама фраза про химеры мне нравится. Нравится решение темы.
  Некое неприятие вызвал образ добра (ну не может оно быть приторным, по-моему; оно же не лесть, с ним нельзя перебощить) и "жаберы".
  В общем и целом положительное впечатление.
  
  Пешком Бурмистрова Анисия
  Камешек в ботинке,
  Скучная дорога.
  Мне пешком до Рима -
  Что ж, не так уж плохо.
  
  Плавится затылок
  Под прозрачным солнцем.
  В сумке Доширака
  На семнадцать порций.
  
  Я - веселый странник,
  Менестрель без слуха.
  Мне смешно, тебе ли
  Плакать в гостевухах?
  
  Я лечу по тропкам,
  Я столбы сбиваю.
  Всем по барабану,
  Дворники кивают.
  
  От дверей - занозы.
  От улыбок - дети.
  Я - подруга ветра.
  Я, наверно, ветер.
  
  Разудалое какое путешествие. Лирической героине море по колено. С такими замашками самое верное - быть ветром. Две последние строчки - понравились. Менестрель без слуха - емкое определение. Остальные - не особенно впечатлили. После дверей-заноз связь детей и улыбок смотрится странно.
  
  Баллада Шауров Эдуард
  Отважный рыцарь Саймонд Холл
  В поход к земле святой,
  На сером в яблоках коне,
  Отправился весной,
  Над ним кружился черный дрозд,
  Сирень цвела у стен,
  А из окна глядела вслед
  Красавица Мадлен
  
  Он ехал пьян от дум и грез,
  Сулящих славы свет,
  Ворота павших городов,
  Звон золотых монет,
  И падал нехристь сарацин,
  Проколотый копьем,
  И крест господень на щите
  Сиял святым огнем
  
  
  Смотри, смотри в небеса,
  В кружение фей над твоей головой,
  Не сможешь ты увидеть меня,
  Ведь я у тебя за спиной...
  
  
  Три года ветра и дорог
  Прошли в стране чужой,
  И ехал славный Саймонд Холл,
  Спиной к земле святой,
  Он возвращался налегке,
  Без свиты и телег,
  И под копытами коня
  Скрипел искристый снег...
  
  И честь и славу Саймонд Холл
  Добыл себе мечом,
  Но был три года Саймонд Холл
  Со смертью обручен,
  Спасали чары крошек фей
  От женщин и мужчин,
  Но нет спасенья от тоски
  И средства от морщин
  
  
  Смотри, смотри в небеса,
  Где рыцарям добрым обещан покой
  И я уже у тебя на устах,
  Хотя ты еще не со мной...
  
  
  Он гроб господень не нашел
  Средь тысячи гробов,
  Богаче стал на свежий шрам,
  И тридцать пять грехов,
  В седле, ссутулившись, смотрел
  На снежный гобелен,
  И думал только о губах
  Красавицы Мадлен...
  
  
  Смотри, смотри в небеса,
  В кружение фей над твоей головой,
  Не сможешь ты увидеть меня,
  Пока не вернешься домой...
  
  Перемешалось все в моей голове. Читаю и вижу маленькую девочку на пригорке, которая машет белым платком удаляющемуся Белому Рыцарю, а в голове звучат строчки: "Вел за корону смертный бой со Львом Единорог..." Наверно, эти строчки в свое время очень хорошо спели. Поэтому ритмика стихотворения сразу мне о них напомнила. Я себе подпевала чуть-чуть.
  Стихотворение понравилось. Положительные ассоциации за собой тянет. Даже веселые. Помните старую песенку про зеленого коня? Тоже ведь для прекрасной дамы был сотворен.
  Наверняка перед автором не стояло цели развеселить читающих. А посему, пусть он простит мне довольную улыбку.
  
  Мореходы Дунаев Борис
  Гуляки, выпивохи, бузотеры
  без денег, без забот, без барахла...
  В рисковые соленые просторы
  их жажда вольной воли завлекла.
  
  Челны стелились тройкою в разбеге,
  и шкоты пели, словно соловьи.
  Косились португальцы и норвеги
  на эти острогрудые ладьи.
  
  Но в "око бурь", которое в испуге
  норвеги обходили стороной,
  славянские стремительные струги
  влетали бесшабашно за волной.
  
  Все кабаки всех гаваней на свете
  тряслись от хора хриплых голосов.
  А на заре опять ловили ветер
  открытые ладони парусов.
  
  И уходя в незнамую дорогу,
  бросая вызов миру и судьбе,
  как водится, они молились Богу,
  но верили лишь фарту и себе.
  
  Вольное, как сам ветер странствий, стихотворение. Удалое. Прекрасный образ "открытые ладони парусов". Понравилось.
  p.s. Я ничего не смыслю в мореходстве. Признаю это. Думаю, что описывая что бы то ни было, полезно знать о предмете повествования если не все, то многое. Благодаря дискуссии, возникшей вокруг этого стихотворения, кое-какими знаниями обзавелась. И сделала выводы.
  
  Круговорот шагов в природе Черный Георг
  Шагнуть в историю решив - с осточертевшей колокольни,
  поскольку - жил, коптил, грешил - и понял, что с тебя - довольно, -
  с улыбкой смотришь - в небеса и, занеся над миром ногу,
  уверен: через полчаса твой дух бессмертный встретит Бога, -
  помедли несколько секунд, свой первый шаг к освобожденью
  подготовляя, - жребий скуп на судьбоносные мгновенья.
  
  Поток мелеет на глазах, - успей им вдоволь насладиться!..
  
  Священник что-то мне сказал, персты смочив святой водицей.
  Я вижу бороду его, крест на серебряной цепочке...
  От взора добродушного теряюсь... Достаю платочек.
  Сморкаюсь, глядя на амвон. Священник, словно под огромным
  увеличительным стеклом, идёт к двери; в тени колонны
  протянет нищему пятак, - шагнув туда, где воздух летний...
  
  и где твой самый первый шаг
  окажется его - последним.
  
  Смутили "водица" и "платочек" - не вписываются в повествование, на мой взгляд. Уменьшительно-ласкательная форма здесь режет слух, как и резкий сбой ритма рядом с тем же платочком. Нет, можно, конечно, прочитать и так, чтобы ритм не ломался, но тогда нужно делать два ударения в слове "добродушного" - с первого раза уменя не получилось прочитать гладко. Не сомневаюсь, что автор и сам это знает.
  Понравился образ уходящего священника в призме увеличительного стекла.
  Стихотворение не кажется мне удачным.
  
  Мой Поезд Олли
   Мой поезд катит неторопливо:
   не скорый, так, простой,
   пассажирский.
   Надежд оправданных и
     счастливых
     предчувствий полный.
    Сложу пожитки в сундук старинный.
    Сургуч и плетка.
     "Понурый, ходу!"
     Кричу не старой усталой кляче,
     но паровозу.
     Мой поезд мчится стремглав по кругу,
    Стрелою Красной.
     Ну, как же - скорый!
     Предупредительная обслуга
     и в ресторане бифштекс, да с кровью.
     Укроюсь где-то на верхней полке,
    той, что судьбою для чемоданов.
     На что мои полтораста в холке:
     свисают ноги в штиблетах драных...
     Мой поезд встал на пути запасном.
     Туда, откуда дороги....знаешь?
    А под исподним, иконка Спаса,
    что мама сунула.
    Провожая...
  
  Ритмика. Как же мне здесь нравится ритмика! И состояние лирического героя близко и понятно. У каждого, наверно, случается минута, когда ты со всеми и один. Когда хочется отгородиться, отделиться, спрятаться. Когда все вокруг - картонные декорации. А все важное, нужное - у сердца. Никому не видно, но греет и дает силы идти дальше, даже если впереди тупик.
  
  Следы Шася
  По дороге назад не вернуться,
  Цепь следов, натянувшись, трещит.
  Мне бы кошкой сейчас обернуться
  И свернуться клубочком в тиши.
  
  Мне бы стать быстрокрылою птицей,
  Улететь в безопасный край.
  Не тревожа следов, в небо взвиться,
  Не сказав ни "привет", ни "прощай".
  
  Тает снег на горячих ладонях.
  Волчий вой вновь колышет степь.
  Ведь начну убегать - не догонит...
  Но... Не хочется рвать
   Эту
   Цепь.
  
  Я, если честно, не совсем поняла, что хотел сказать автор. Мне понравился видеоряд первого четверостишия, мне близко стремление к свободе второго, но последннее? Как не стараюсь, получается, что в описанной ситуации цепь порвется в любом случае. Вопрос в том, как она порвется: в честной драке или постыдном бегстве.
  Говоря короче, финальная строчка вызывает у меня сомнение.
  
  Путник Цветкова Галина
  Вечер только начался,
  Буря завывает.
  В придорожном кабаке
  Музыка играет.
  Вина, яства, разговор.
  Чаши и бутыли.
  Хоть ты рыцарь, хоть ты вор -
  Лишь бы деньги были.
  Развалился на скамье
  Юноша усталый -
  Мирно славящий богов
  Честный добрый малый.
  За спиной остался дом,
  Впереди дорога.
  Снежный тракт в лесу глухом
  И препятствий много.
  Не торговец, не батрак,
  Рыцарю не служит -
  Просто молодой чудак
  Доедает ужин.
  Может быть, им движет месть,
  Или жажда славы?
  Иль несет дурную весть
  Для невесты-павы?
  Одурманен ли мечтой,
  Ищет в жизни счастья?
  Мчится за своей звездой
  Через все ненастья?
  Бросил все, сорвался вдаль.
  Нет пути обратно.
  И ему совсем не жаль?
  Маловероятно...
  
  Манит теплая постель,
  Лечь бы и уснуть.
  Кем бы ни был ты досель,
  Завтра утром в путь.
  
  Я бы к финальному четверостишию добавила еще одно - непосредственно перед ним (хотя бы и первые четыре строчки). И все. Все остальные - просто опустила бы. Пристальное внимание к неприметному путнику ведет в тупик. Для чего оно было нужно? Чтобы в финале убедиться "да ни для чего!"? Все равны, какие бы причины и какое прошлое не гнало бы людей в дорогу?
  В конце стихотворения я знаю о путнике ровно столько же, сколько и в начале. Более того, путник безлик и не оставил после себя ни единого штриха. Взять для сравнения тот же "Поезд" Олли. О главном герое тоже ничего не известно и в то же время известно все. Его поведение говорит само за себя. Читателю открыто главное - состояние. А здесь я теряюсь перед вопросом "зачем мне все это рассказали?"
  
  смотреть Качур Виктория
  Остаётся только смотреть, как медленно издыхает лето,
  В наступающих сумерках бледных в небо пялиться слепо
  И следить, как за окнами электрички, словно кадры скверного клипа,
  Мельтешат желтеющие ясени, тополя и липы,
  Ещё держатся яблоки, с низких веток сыплются сливы...
  Если юг впереди, значит, ночь наступает слева.
  
  Сложная оригинальная рифмовка. Яркая картина. Казалось бы, два слова: издыхает лето. А за ними такая прорва ассоциаций! В том числе и упомянутые цепляющиеся за ветки яблоки и безвольно срывающиеся сливы. Что только подталкивает отправиться в страну своих собственных предосенних вопоминаний, душевного смятения. Финал нравится особо. Ох уж эти левые ночи!
  

  
  
  
  Мне было интересно читать стихи этой номинации. Стихам, которые добавили мне отптимизма (очень в этом нуждаюсь), я отдала свои голоса. Вот моя четверка:
  
  Левенгук Гляди веселей!
  Шауров Э.В. Баллада
  Олли Мой поезд
  Качур В.И. Смотреть
  
   (продолжение следует)
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"