Прослушал я немало этих арий в разном исполнении и постановках.
Но одна постановка привлекла моё особенное внимание.
Вот эта:
https://www.youtube.com/watch?v=I22Eg-9FFC0
Голос певца мне не очень понравился. Но сама режиссура интересная.
Дон Базилио становится на некий постамент, покрытый белым покрывалом и начинает петь. По мере его пения покрывало, вначале облегавшее возвышение, на котором стоит Дон Базилио, постепенно "клубясь" расползается по сцене, и в конце покрывает даже доктора Бартолло, старого опекуна Розины, жаждущего на ней жениться. Дон Базилио, учитель музыки Розины, в своей арии даёт совет Бартолло: Оклеветать конкурента, графа Альмавиву, и тогда Розина охотно выйдет за него.
Итак, белое покрывало расплывается "волнуясь" по всей сцене.
Эта идея мне понравилась, но показалась недодуманной до разумного, более художественно выразительного, выполнения.
Будь я постановщиком, сделал бы несколько иначе.
Вначале Дон Базилио стоит действительно на белом постаменте. Но, по мере развития его описания клеветы, которая вначале как лёгкий ветерок проникает в сознание людей, а затем всё усиливается и, наконец, разрывается бомбой, (Сцена при этом освещается красными вспышками) в это время с самим Доном Базилио и расплывающимся по сцене полотном происходит метаморфоза - из белого они сначала сереют, а под конец становятся ЧЁРНЫМИ, вся сцена "залита" колышащимся чёрным полотном!
Символ клеветы, которая из белого делает чёрное и превращает нечто совершенно невинное в ужасающее злодейство!
Вопрос, как эту "постановку" реально осуществить?
Ответ: Вначале костюм Дона Базилио и материал, который лежит на постаменте освещаются не обычным, видимым светом, а в полной темноте только длиноволновым "близким" ультрафиолетовым, а ткани покрыты прозрачным слоем крахмала, который под действием ультрафиолетовых лучей СВЕТИТСЯ белым с голубоватым отливом светом! Так всё, на чём есть крахмал, видится публике как светящееся белое!
По мере развития арии, к ультрафиолетовому начинает подмешиваться слабый видимый белый свет, который окрашивает одежду и полотно в его "реальный" в видимом свете цвет - ЧЁРНЫЙ. И, под конец, обычный свет полностью освещает сцену, покрытую чёрным полотном и такую же одежду Дона Базилио.
Это, мне кажется, даёт лучшую визуализацию процесса разрастания клеветы.
Постановщики "Севильского цирюльника" - вам карты, то бишь, крахмал, в руки!
29 XII 2018