Эспри Де Лэскалье : другие произведения.

Рождённый ползать летать всё ж должен!

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  
  От кого мы произошли?
  
  "Первозданные оси сдвинуты
  Во Вселенной. Слушай: Скрипят!
  Что, наш разум ЗУБЧАТЫЙ? - Лавины ты
  Не остановишь, ограды крепя."
  В.Брюсов, "Принцип относительности", 1922г.
  
  Стишок странный, какой-то взбаламученный, бессвязные выкрики...
  Не люблю такого.
  Но, если оставить в стороне личные симпатии и антипатии, Брюсов вливает в такую подчёркнуто сумбурную форму своё и всечеловеческое смятение перед Принципом Относительности - УЖАС ПОТЕРИ ТВЁРДОЙ ПОЧВЫ! В панике ещё не такое прокричишь!
  
  Под конец стих, вообще, становится глуповатым:
  
  "Иль колёса в мозгу так закручены,
  Что душат и крики и речь,
  (Прерываю. Я бы написал эту строку иначе: "Что сминают и мысли и речь")
  И одно вам -из церкви порученный
  Огонёк ладонью беречь?"
  
  Стихотворцы известны своим высокоинтеллектуальным поэтическим пренебрежением к грамматике языка, на котором пишут свои опусы. В двух последних строчках Брюсов должен был (по-моему) расставить знаки препинания иначе, более осмысленно:
  "И одно: Вам, из церкви порученный,
  Огонёк ладонью беречь?"
  Но, всё равно, мысль убогая! Перефразированный уплощённый Тертуллиан: "Верую, ибо абсурдно."
  Мол, раз всё под ногами зыбко и колеблется, обратитесь к церкви - она спасёт, дав вам эфемерную устойчивость!
  Иллюзии никогда не спасали ни падающих, ни тонущих.
  "Дело спасения утопающих - дело рук самих утопающих!"
  
  "Разум зубчатый" имеет смысл.
  Мышление ассоциативное, где одна мысль-шестерёнка, цепляется за другую и начинает её вертеть, а та - следующую...
  Получаются цепочки мысленных шестерёнок.
  
  Основной, природной, ВРОЖДЁННОЙ особенностью нашего мышления является
  неосознанная (инстинктивная) жажда УСТОЙЧИВОСТИ, некого твёрдого и прочного АБСОЛЮТА.
  Это стремление имеет много проявлений, одним из которых является склонность к идолопоклонству. Абсолют ведь - всегда постоянен и идеален.
  "Гений" - всегда и ВО ВСЁМ гений! (Глупость чудовищная!)
  
  Видим вдали огромный и красивый цветок ярко-красного цвета с зелёно-синеватыми бликами. Ах, он такой красивый, наверно, и запах упоительный. (Подсознательное стремление к Абсолюту! В нём всё всегда хорошо и благостно!)
  Подходим ближе - запах тошнотворный, гниющего мяса. "Цветок" весь засижен мухами, потому издали переливался ещё и разными оттенками. КРАСОТА!
  "Раффлезия Арнольди" называется "цветок", гриб-паразит, растущий на корнях дерева циссуса антарктического. Родственника винограда.
  И вся красота пропала! Рухнула!
  Очередная иллюзия, основанная на врождённом тяготении к абсолюту!
  
  Недаром великий голландский физик Генрик Антон Лорентц, одним из первых признавший и поддержавший Теорию Относительности, сам же признавался, что с её появлением "Потерял почву под ногами."
  А создатель этой теории, Альберт Эйнштейн, в свою очередь, восхищаясь образом мышления Нильса Бора, говорил нечто похожее о теории Бора и о нём самом: "Бор был здесь, - писал он в 1920 году Паулю Эренфесту, - и я влюбился в него так же, как и ты.Он очень тонко чувствующий парень и расхаживает по этому миру как бы под своего рода гипнозом."
  Интересный конец, (Бор - эдакий сомнамбула, "сноходец"), разгадку которому находим в следующей цитате.
  "Это было так, -- вспоминает Эйнштейн, - точно из под ног ушла земля и нигде не было видно твёрдой почвы, на которой можно было бы строить. Мне всегда казалось чудом, что этой колеблющейся и полной противоречий основы оказалось достаточным, чтобы позволить Бору - человеку с гениальной интуицией и тонким чутьём - найти главнейшие законы спектральных линий и электронных оболочек атомов, включая их значение для химии. Это мне кажется чудом и теперь.
  Это - наивысшая музыкальность мысли!"
  
  И ещё одна цитата из совершенно другой области, одной из самых любимых мною книг "Повесть о Ходже Насреддине" Леонида Соловьёва. Я её цитировал не раз, уж больно она хороша, прекрасна, блистательна, мысль, в которую можно влюбиться.
  "Ибо все такие люди - звездочёты, исследователи, поэты, искатели жизненного настоя и волшебного камня, обращающего свинец в золото, - все они почитались уже и в тогдашние времена большими глупцами, ничего не соображающими в делах обыденной жизни, а потому подлежащими неукоснительному обжуливанию на каждом шагу со стороны здравомыслящих, чей разум, вместо опасных крыльев, располагает четырьмя десятками юрких маленьких ножек, очень удобных для прибыльного и вполне безопасного шныряния по земле."
  
  Что объединяет все высказывания?
  Твёрдая земля, почва!
  На которой можно строить - по Лорентцу, Эйнштейну и Бору, и шнырять - в описании "здравомыслящих" Соловьёва.
  Это и ключ к вопросу, заданному в начале и, наверно, последующие цитаты вызвали недоумение у нетерпеливых читателей: Чего этот Эспри тянет резину?
  А он не тянет, он прокладывает в мозгах цепочку шестерёнок нашего "Зубчатого разума",
  Это сильнейшее и в то же время неосознаваемое стремление нашего мышления к абсолюту и есть роковой корень многих ошибок, заблуждений и предрассудков, мешающих нам думать правильно.
  
  И это одновременно показывает, что наш разум развился и унаследован от существ ПОЛЗАЮЩИХ, ШНЫРЯЮЩИХ, БЕГАЮЩИХ. Но НЕ ЛЕТАЮЩИХ! А для здравого и талантливого мышления нам нужем разум птиц!
  От которых мы НЕ произошли.
  
  Вот уж "открытие" сделал Эспри, - опять подумает читатель, - мы и без него знаем, что произошли не от птиц.
  Да, не произошли! К сожалению!
  Птицы - это следующий шаг эволюции РЕПТИЛИЙ! ПОЛЗАЮЩИХ!
  Как же мы так промахнулись в своей собственной эволюции. Ведь, если бы мы летали, наш мозг думал бы как у птиц, летательно!
   А мы - нет! И поэтому мыслим понятиями "ПОЛЗАНИЯ"! И сами мысли наши - "ползающие".
  А могли бы и надо бы ЛЕТАТЬ, о чём и сожалею, но не только "сожалею", а предлагаю пути Дедала, как "окрылить" наш слишком уж приземлённый разум. Учить детей не догмам, намертво врытым в землю нашего мышления, как статуи на острове Пасхи, а восприятию струек знания, бегущих навстречу нашим крыльям разума и тогда мы, словно птицы, сможем чувствовать, КАК повернуть эти крылья, чтобы каждая новая струйка ПОДНИМАЛА нас выше в понимании мира, а не обрушивала на землю тупого безмыслия.
  С младенчества нас учат быть каменщиками, прилаживающими кирпичики однн к другому.
  А надо учить нас полёту, птичьей чуткости к струйкам знания и птичьему умению свободно лавировать в воздушных потоках.
  (См. "Эйнштейн едет в Японию", "Крылья, вместо мастерка каменщика", "О чём думают птицы")
  Менять всю нашу мыслительную психологию на птичью, а не цепляться за прибыльное и безопасное шныряние на маленьких юрких ножках!
  Не искать твёрдой почвы под ногами, не строить тяжеловесных мыслительных зданий, лабиринтов Минотавра, в которым сами же заблуждаемся и гибнем, и величественных храмов "знания". Все они и ВСЕГДА рушатся от шального удара метеорита или снаряда, называемых "эксперимент", а нам надо ЧУВСТВОВАТЬ нужные воздушные струйки знания, поддерживающие нас в полёте.
  Пока - в атмосфере, потом - к звёздам.
  На струйках света. 16 I 2019
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"