Эспри Де Лэскалье : другие произведения.

Взаймы у себя...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  Repetitio est mater studiorum Повторение - мать учения.
  
  Но не об учении пойдёт речь, хотя о повторении.
  Небезызвестен такой феномен - творец (поэт, писатель, композитор, учёный и т. д.) создал некогда Нечто. Через какое-то время он берёт это "нечто" и повторяет его в каком-либо другом своём произведении, с другим контекстом.
  Учёные это делают часто и сам процесс этот естественнен в науке.
  В искусстве такое тоже встречается, гораздо реже, но тоже есть немало образцов.
  Поэт повторяет в различных своих стихах одну и ту же фразу, иногда несколько, иногда фонетически очень схоже...
  Пушкин, например: "На берегу пустынных волн" (Медный всадник) и "На берега пустынных волн" (Поэт). Отрывок из того же "Медного всадника" (описание наводнения) весьма схож с абзацем из "Полтавы" (описание боя)
  У композиторов это тоже случается:
  Моцарт "Женитьба Фигаро" и "Дон Жуан" одна и та же мелодия (Фигаро поёт пажу Керубино: "Мальчик резвый, кудрявый влюблённый." В последнем акте "Дон Жуана" - та же музыкальная тема из уст Лепорелло)
  Бетховен написал "Фантазию для фортепиано, хора и оркестра", а через 19 лет повторил мотив этой фантазии в последней части Девятой симфонии, причём даже ввёл хор, который в симфонических произведениях обычно отсутствует.
  
  С точки зрения права творца - может ли он делать это? Цитировать себя, заимствовать у самого себя?
  Разумеется!
  Юридически?
  Тоже! Имеет право!
  Ведь это не кража интеллектуальной собственности у кого-то. Не плагиат!
  Единственное "Фе" остаётся только критикам. Они могут предъявить претензии автору, де, повторяетесь, уважаемый! Кстати, во многих (очень многих!) произведениях лучших композиторов повторение какой-то музыкальной темы - приём абсолютно легальный и очень рапространённый. Знаменитые бетховенские "повторы"!
  У поэтов и писателей такое навряд ли пройдёт! В одной, скажем, главе или строфе поэмы, повторять несколько раз одни и те же строки, предложения, да ещё по-многу раз!?
  Помнится, слабый роман или повесть Э.М.Ремарка "Жизнь взаймы" критики прямо и назвали "У себя взаймы", мол, позаимствовал писатель один и тот же сюжет у самого себя! Снова автогонщик, снова больная туберкулёзом девушка...
  Как сказал один остроумец:
  "Дурные болезни передаются половым путём. Хорошие - по-наследству."
  Пока что это было ОПИСАНИЕ некого явления природы. Феномена!
  
  Что должно быть следующим шагом?
  Наверно классификация множества таких явлений по темам, жанрам, областям приложения и прочее.
  В этом умственном усилии я очень слаб, посему пропущу его.
  
  Шаг номер три:
  Путь пчелы.
  Как известно, великий английский философ Френсис Бэкон занимался изучением процессов мышления. Пожалуй, один из первых. Его знаменитые "идолы, призраки", мешающие мышлению - один из таких примеров. Гениальных по тем временам.
  Другой пример - это путь естествоиспытателя. Здесь Бэкон рисует три возможности:
  Путь муравья.
  Путь паука.
  И путь пчелы.
  Путь муравья - сбор экспериментальных фактов, явлений. Таким путём долго шла область физической оптики - спектроскопия. Собирались десятки и тысячи спектров различных элементов и их соединений. Физики шутливо называли этот раздел "Зоопарк".
  Путь паука - учёный фантазирует вне связи с реальностью и выпускает некую паутинную нить, на которой висит и строит свои теории и суждения. Схоже со схоластикой.
  И третий путь, который Бэкон считает правильным: Путь пчелы, которая собирает пыльцу и нектар и перерабатывает это в мёд! То есть налицо сбор экспериментальных фактов, описаний явлений, а затем ИХ УМСТВЕННАЯ обработка! Построение теорий!
  Итак, вопрос: А почему авторы-творцы заимствуют у себя? Идём путём пчелы - анализируем факты, только что описанные и синтезируем некое объяснение, "гипотезу".
  Сходу придумался ответ: Кончился Гениалин в мозгу, а писать дальше, "творить", надобно. А ничего не творится! Остаётся одна из возможностей - повторить себя! Взять нечто удачное и сделать нечто вроде копии, чуть отличающейся от оригинала. Здесь упор на часто случающуюся потерю вдохновени, поиск некого суррогата его или просто беззастенчивое заимствование из своих творческих закромов.
  Тут же всплыл в сознании крайне неприятный для самого автора этой статейки вопрос: Значит и вы, уважаемый, тоже часто страдаете этим недостатком Гениалина и поэтому подменяете себя Сегодняшнего, но без Гениалина Когдатошним, но с Гениалином??? (Это тоже ещё вопрос, а был ли он ТОГДА???)
  Ответ: Страдаю, да, как и все смертные!
  Но мне представляется всё не таким простым и убогим, как только что было объяснено. Повторяю себя я часто с более существенной целью: Напомнить читателям о теме, которую уже обсуждал! Снова потянуть их в тот уголок мысли, где когда-то они уже были, пусть вспомнят. Пусть снова задумаются. Авось и мысль другая, поинтереснее, придёт ИМ в голову. Некая мыслительная диалектическая спираль: Возвращение к старому, но уже на новом уровне, впитав в себя ряд идей и мыслей по дороге, проанализировав их и тем чуть изменив свой образ мышления. Значит, приходит читатель к ТОМУ ЖЕ описанию, но ОН САМ - уже чуть другой!!! Смотрит на тот же факт уже иначе и ДУМАЕТ иначе!
  Объяснение придумал! Слава Богу! А верное ли оно, "вот в чём вопрос..." 10 VIII 2014
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"