Странную вещь заметил, перебрав дюжину или несколько наиболее известных опер:
Часто самые удачные и красивые арии или другие (вроде второстепенные) мелодии принадлежат вовсе не главным героям, а или эпизодическим или вообще неким обобщённым хорам и оркестру.
Мейербер "Гугеноты" - ария пажа! А главные герои???
Даргомыжский "Русалка" - Ария Мельника и, напоследок, Князя. А главной героини???
Верди "Набуко" - хор рабов-евреев. А главные герои???
Римский -Корсаков "Садко" - арии Варяжского Гостя, Индийского, Венецианского. А самого Садко???
Римский-Корсаков "Царская невеста" - одна у Григория Грязного, одна у Марфы, одна у Любаши. Царя же не видно и не слышно, хотя Малюта Скуратов фигурирует.
Вагнер "Тангейзер" - хор странствующих пилигримов. А главные герои???
(Интересно, что "Гимн великому городу" Рейнхольда Глиера подозрительно похож по мелодике на этот хор пилигримов.
Мой друг Валерий Тер-Оганесов и Леонид Гуревич написали в далёкие студенческие времена комическую оперу (сугубо антисоветскую) "Дочь народа", посвящённую стерве, преподавательнице истории КПСС и стукачке по основной деятельности, в которой есть тоже "Хор странствующих подхалимов")
Вагнер "Валькирия" - красивый очень "Полёт валькирий" и всё!
Гуно "Фауст" - по одной арии Фаусту, Маргарите, две Мефистофелю. Всё остальное - хоры, марши, танцы и эпизодические герои (Зибель и Валентин)
Россини "Севильский цирюльник" - ария Розины, Фигаро, дона Базилио. А возлюбленный Розины, граф Альмавива??? Почти не слышен и не запоминаем!
Доницетти "Лючия ди Ламмермур" - одна ария Лючии (сумасшествия) и изумительный секстет. И всё!
Доницетти "Любовный напиток" - всего одна очень красивая ария Неморино.
Беллини "Норма" - одна ария Нормы.
Моцарт "Дон Жуан" - одна небольшая ария дона Жуана и две Лепорелло (Одна со списком соблазнённых его хозяином женщин - гораздо более удачная и запоминающаяся)
Моцарт "Свадьба Фигаро" - одна ария Фигаро, обращённая к пажу Керубино (не к своей любимой!) и ария Керубино.
Моцарт "Волшебная флейта" - ария эпизодической героини Царицы Ночи. (Очень красивая и технически сложная, из-за чего многие певицы отказывались её исполнять). И всё!
Верди "Риголетто" - две арии Герцога, две Джильды (Гвальтьер Мальде, В храм я вошла смиренно) один прекрасный квартет, и всего одна ария самого Риголетто "Куртизаны, исчадья порока..."
Верди "Аида" - одна ария у Радамеса, по одной у Аиды, Амнерис, Амонасро, фараона и верховного жреца. Всё остальное - хоры, марши, танцы.
Верди "Трубадур" - ария Манрико , Азучены и Леоноры, марш солдат и хор цыган.
Верди "Травиата" - одна, в самом начале, Альфредо, две у Виолетты, одна у эпизодического отца Альфредо, остальное - хоры и танцы.
Верди "Дон Карлос" -- всего одна красивая ария у кого? Злодея и садиста короля Филиппа II! А восставший Дон Карлос, его сын, им же казнённый?
Чайковский "Евгений Онегин" - две арии Онегина, две у Татьяны, две у Ленского, по одной у Ольги и Гремина. Остальное - хоры и танцы.
Чайковский "Пиковая Дама" - одна у старой графини (французская песня, взятая Чайковским из оперы "Роберт-дьявол" Мейербера), две Томского, три у Германа ( Я имени её не знаю, Прости , небесное создание, Что наша жизнь,) две у Лизы, одна у Полины. Остальное - хоры и танцы.
Чайковский "Иоланта" - одна у Иоланты, одна у Водемона и одна, наиболее популярная у его друга.
Чайковский "Орлеанская дева" - одна у Иоанны (Жанны Дарк)
Оффенбах "Сказки Гофмана" - баркаролла на гондоле. И всё!
Оффенбах "Прекрасная Елена" - хор царей. И всё!
Бизе "Кармен" - у Кармен - три арии, у Хозе - одна и у Эскамилио - одна.
Бизе "Искатели (Ловцы) жемчуга" - одна ария у Надира.
Бизе "Пертская красавица" - ария Смита.
Делиб "Лакме" - одна единственная ария "с колокольчиками" Лакме.
Пучини "Мадам Батерфлай" - одна ария Чио Чио Сан.
Пучини "Тоска" - две арии Каварадоси.
Направник "Дубровский" - одна ария Дубровского. И всё!
Бородин "Князь Игорь" - одна у Игоря, одна у Кончака, одна у Ярославны, дуэт Кончаковны и Владимира (сына Игоря) и одна у его брата. Самый удачный акт - в стане Кончака: там и хоры, и арии, и половецкие танцы.
Бетховен "Фиделио" (Леонора) - всего одна опера. Кроме увертюры - НИЧЕГО!!!
Чем объяснить такую странность?
Конечно, есть причина чисто техническая: Не могут главные герои-певцы петь несколько часов подряд без отдыха. Посему и вставки хоров, эпизодических героев, хореографические и оркестровые интермедии.
Но главная, думаю, всё в том же: Пришло Вдохновение на короткий миг и ушло безвозвратно! Разошлись Автор с ним "как в море пароходы". Вот и получалось, что пишет композитор оперу профессионально, подменяя Вдохновение отработанной техникой. И вдруг ОНО ЯВЛЯЕТСЯ!!! А автор в это время трудился над чем-то ВТОРОСТЕПЕННЫМ! Но отмахнуться от ТАКОГО МГНОВЕНИЯ просто преступно! И композитор ловит и нанизывает на нотный стан божественные звуки, звучащие в его вдохновлённом сознании. Но кончаются эти минуты и секунды и всё опять заливается Идиотином.