Эспри Де Лэскалье : другие произведения.

В его "Истории" изящность, простота...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  В его "Истории" изящность, простота...
  
  Улучшистика Пушкина.
  
  Как читателям уже знакомо, парафразёр Эспри не только придумывает всякие завиральные теории, формулирует новые законы физики, химии, биологии, философии и психологии творчества, но и посягает на создание целых наук, в частности на создание науки "Ошибкологии" и науки "Улучшистики". О последней и пойдёт речь в этой заметочке.
  
  Спешу заверить живых и скончавшихся родственников Гения Всех Времён и Народов и Корифея Всех Наук тов. И.В.Сталина, что на титул оный Эспри никоим образом не посягает и скромно довольствуется тем, что уже создал и создаст (возможно!) в будущем.
  
  Суть "Улучшистики" сводится к простым постулатам:
  Нет ничего столь хорошего, кроме шедевров, что не может быть улучшено.
  Нет ничего столь плохого, кроме "антишедевров", что не может быть ухудшено.
  
  Постулаты, противоположные по смыслу, тривиальны и посему исключаются из оснований "Улучшистики".
  Примеры воплощения идей этой науки в практику уже опубликованы неоднократно.
  В них Эспри "улучшает" Окуджаву, Пастернака, и даже самого Пушкина, поскольку последний при всей его великой одарённости, был по характеру халтурщиком, и писал, что в данный момент взбредёт в голову. Что писал - не страшно, все мы пишем, что взбредёт в голову.
  НО ПУБЛИКОВАТЬ это "пришедшее в голову" без разбору, тут опасность как раз и кроется,.
  Может появиться подобный Эспри другой улучшист, который тоже начнёт улучшать Пушкина.
  Подробней на эту тему выскажемся чуть позже.
  
  А сейчас - Акт Улучшистики.
  Поссорившись с Карамзиным, Пушкин написал злую эпиграмму на его знаменитую "Историю Государства Российского".
  
  "В его "Истории" изящность, простота
  Доказывают нам без всякого пристрастья
  Необходимость самовластья
  И прелести кнута."
  
  Даже полный аналфабет в поэзии, коим Эспри и является, может заметить, что размер стиха грубо нарушен в двух последних строках.
  Призвав на помощь Улучшистику нетрудно восстановить хотя бы приблизительное равновесие между первыми двумя и последними строчками эпиграммы.
  
  "В его "Истории" изящность, простота
  Доказывают нам без всякого пристрастья
  Необходимость для России самовластья,
  А также пОрочные прелести кнута,"
  (В слове "пОрочные" - ударение на первом "О")
  
  Кажется, размерное равновесие таким образом восстановлено? Читатели, разумеется, могут предложить свои варианты, более удачные. Ибо использование науки "Улучшистики", как и любой науки, не есть привилегия одного лишь человека, пусть даже её создателя.
  "Улучшистика", единожды возникнув, принадлежит всему человечеству!
  
  У Пушкина некоторый осадок от общения с Карамзиным, при всё его "уважении" к последнему, сохранился со времён отрочества, прошедшего в Царскосельском Лицее.
  Дело в том, что второй женой Карамзина была на редкость красивая молодая женщина -- Екатерина Андреевна Карамзина, побочная дочь князя А.И.Вяземского и единокровная (по отцу) сестра известного поэта и друга Пушкина князя П.А.Вяземского.
  Жили Карамзины тоже в Царском Селе и Пушкин, очевидно, был вхож в их дом. Ранняя африканская сексуальность Пушкина, нашедшая отражение в его пристрастии к "ненормативной лексике" (мату) и склонности сочинять порнографические стишки и даже поэмы, проявилась и в его "чувствах" определённого рода к Екатерине Андреевне. Нисколько не стыдясь, он послал ей любовное письмо с откровенным призывом: "Пойдём, лягим!"
  Екатерина Андреевна показала наглое и непристойное письмо сексуально озабоченного отрока мужу. Карамзины вызвали Пушкина и "Хорошенько намылили ему голову", как выразился один из биографов Пушкина. Так что последующая "взрослая" ссора с Карамзиным, была для Пушкина лишь "тригером", предлогом для написания эпиграммы.
  
  А теперь - к обещанной теме Улучшистики.
  Имеет ли право на существование данная наука? Или это просто блажь, не первая и не последняя, её создателя?
  Нам представляется, что имеет.
  Ибо искусство - это игра в формы. Оно отвечает на вопрос "КАК", а не "ЧТО" и "ПОЧЕМУ". То есть важна не тема описания, а форма, в которую заключено это описание.
  
  Уже на раз говорилось, что бездарь может описать некие жуткие космические катастрофы, взрывы сверхновых, поглощение галактик чёрными дырами с сопутствующей гибелью миллионов живых миров, а нам - не страшно, не больно, не грустно, а прозаично скучно.
  Талант же опишет самую что ни на сесть заурядность так, что это навечно запомнится нам как блестящее произведение литературы.
  Но, коль скоро, как следует из рассуждений, задача искусства - это стремление к совершенству формы, то это и есть наивысший судья и наивысший критерий для оценки произведения искусства. И, если рука творца в мгновение созидания дрогнула и форма вылилась не слишком удачно и талантливо, как могло бы быть, и КАК ДОЛЖНО БЫЛО БЫ БЫТЬ, то
  Faciant Meliora Potentes -- Пусть сделает лучше, кто может.
  Посему наука Улучшистика вполне легитимна, ибо цель её - выполнить наивысшее задание любого искусства - СОЗДАТЬ ШЕДЕВР!
  Даже, если ей этого свершить не дано, то хоть немного, но улучшить форму художественного произведения.
  
  Надеюсь, читатели согласятся с этими выводами.
  Эспри де ЛЭскалье, улучшист и ошибковед. 28 XII 2021
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"