Стихи, как картина, не должны быть 'голыми'! Это то же, что повесить на стену полотно, прибив его по краям гвоздиками! Или отлипающим лейкопластом. Нужна 'рамочка' и рамочка, подходящая по смыслу и 'цвету' к произведению, в ней заключённому.
Пример:
Лук звенит, стрела трепещет,
И, клубясь, издох Пифон,
И твой лик победой блещет,
Бельведерский Аполлон!
Кто ж вступился за Пифона,
Кто разбил твой истукан?
Ты, соперник Аполлона,
Бельведерский Митрофан.
Стих гол, его смысл и юмор Пушкина непонятны!. Если 'обрамить' его кратким прозаическим рассказом о событии, повлекшем за собой появления этого стиха, он сам и запомнится лучше и впечатление от него глубже и эмоциональней.
Поэт, Андрей Николаевич Муравьёв, брат М.Н. Муравьёва-Виленского ('вешателя') и Н.Н. Муравьёва-Карского посещал салон княгини З.А.Волконской.
Однажды по неловкости, (некоторые считают, что намеренно) задел громадную гипсовую статую Аполлона, стоявшую в зале, и отломал у неё руку.
Но, быстро придя в себя, без смущения написал на пьедестале:
О, Аполлон! Поклонник твой
Хотел померяться с тобой,
Но оступился и упал.
Ты горделивца наказал:
Хотя пожертвовал рукой,
Зато остался он с ногой.
Это происшествие и вызвало вышеупомянутый стих-эпиграмму Пушкина.
Весной 1827 года она (эпиграмма) была напечатана в 'Московском Вестнике' Погодина.
Позже, повстречавшись с Погодиным, Пушкин сказал ему:
А как бы нам не поплатиться за эпиграмму.
Почему?
Я имею предсказание, что должен умереть от белого человека или от белой лошади. Муравьёв может вызвать меня на дуэль, а он не только белый человек, но и лошадь!
Муравьёв, до которого дошла, очевидно, эта фраза Пушкина, не вызвал того на дуэль, а ответил эпиграммой:
Как не злиться Митрофану?
Аполлон обидел нас:
Посадил он обезьяну
В первом месте на Парнас.
'Такие дела', -- как любит завершать свои выступления один мой хороший друг.
Вопрос к читателю:
ТЕПЕРЬ стих-эпиграмма Пушкина читается ИНАЧЕ?
И запомнится, наверняка, лучше!!!
И такое случается почти постоянно с ЛЮБЫМИ стихами!
Идиотический принцип, неизвестно кем и когда придуманный: Де, художественное произведение должно САМО говорить за себя.
Всё было бы верно, если бы это было так! Но часто (обычно) далеко не все читатели, даже склонные к нормальному восприятию искусства, обладают энциклопедическими знаниями и КВН-ной быстротой мышления. Потому необходима не ссылка где-то в 'послесловии' или, вообще, в конце книги, а именно прозаическое обрамление стиха.
На его 'фоне' стихотворение становится более ярким, более 'усваиваемым' и запоминающимся.
3 IV 2013