Эспри Де Лэскалье : другие произведения.

Реконструкция мышления 3

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Реконструкция мышления Љ 3.
  
  Пару лет тому назад я задал себе идиотский вопрос: Как отличить настоящего писателя от графомана. Даже заметку с таким название, кажется, нацарапал. На вопрос этот так и не ответил, но, помнится, нашёл лазейку, вполне здравую, надо сказать: Поскольку сейчас читателей становится всё меньше, а писателей (графоманов) становится всё больше, да так, что практически все издательства нынче обслуживают НЕ ЧИТАТЕЛЕЙ, а ПИСАТЕЛЕЙ (плати и ты - писатель!), то настоящие писатели просто затеряются в этом море разливанном и вопрос мой сам собой отомрёт. По принципу: "Они дураки, но их МНОГО!!!"
  Но вот казус, перечитывая свои заметки, сделанные по следам мыслей Авраама Пайса в его книге "Гении науки", я вдруг сообразил, что ответ этот давно уже существует и выражен он известной фразой:
  "Ни сердцу, ни уму".
  Так это же и есть ответ на мои "глубокомысленные" раздумья об отличии настоящей талантливой работы от опусов графоманов.
  Вот он, на виду! (Где, скажи, идиот, - спросил я себя, - были твои глаза и мысли???)
  
  Настоящий талант ВСЕГДА оставляет след в сердце (эмоции!) или уме (интеллект!) или в обоих!
  А унылая бормотуха графоманов НИЧЕГО, кроме тоски и зевоты не вызывает!
  И ни число читателей, ни тиражи, ничего в этом правиле не изменят.
  
  От общего перехожу к частному. Книги Пайса ещё как действуют и на ум и даже на сердце, хотя вроде бы посвящены описанию мыслей учёных, выдающихся физиков и математиков.
  На ум - понятно, речь идёт о напряжённой интеллектуальной работе лучших мозгов человечества.
  А сердце-то, где Эспри увидел???
  А наука не менее эмоциональна, чем любое искусство и чувства и страсти в ней бушуют почище "Гамлета" или "Ромео и Джульетты"!
  В моих предыдущих заметках я уже не раз приводил примеры этих страстей.
  Оно и понятно, учёные тоже только люди-человеки и страсти их - сугубо человеческие.
  В последней заметке на эту тему ("Реконструкция мышления Љ 2") я описал такой эпизод с Нильсом Бором, который искал подходящий термин для своей речи к трёхсотлетию со дня рождения Ньютона. "Гармония" - придумал он вначале слово и изобразил это, то ли понятие логическое, то ли своё эмоциональное восприятие "гармонии", в виде забавной изгибающейся линии. Но внутри его мозга что-то "царапалось", его собственное определение, едва родившись, чем-то его же не устраивало. Эмоциональный дискомфорт! Он ходил кругами вокруг доски и искал ЧТО-ТО другое! НАШЁЛ! Лицо его просветлилось! Вместо слова "гармония" - слово "единообразие"! И, чувствуя, что находка верная, счёл нужным изменить и его, этого слова, запись! Добавил жирную точку над причудливой кривой!
  Пусть читатель скажет, это - интеллект или гораздо больше - эмоции, чувства, переживания в чистом виде?
  Фактически здесь некая смесь, или, лучше сказать, нечто "слоённое", фазы эмоций перемежаются с интеллектуальными фазами, слой за слоем! Интеллектуально-эмоциональный торт "Наполеон" или фанера.
  Не так давно я написал заметочку "Фанерное мышление", правда, слои там несколько другие, но теперь вижу, что "фанера" эта может быть разной по виду слоёв. В указанной заметке речь шла о слоях интеллектуальных, по мере развитяи диалектической спирали познания и там шла речь о недостатке нашего мышления, склонности извечной "мыслить на плоскости", пока очередной талант своим "многомерным" мышлением не выведет нас на некий новый уровень. А там сразу набегают толпами ""мысляки-планарии" и начинают растекашется мыслию по плоскости.
  А только что наткнулся на новую конструкцию мыслительной фанеры: Интеллектуально-эмоциональную.
  Кулинарам, любителям слоённого теста, можно использовать и соотвествующие их специальности термины.
  
  Перехожу к конкретизации
  Кто изобрёл метод разделения изотопов с помощью ультрацентрифуг?
  Инженер?
  Физик-экспериментатор?
  Нет. Поль Дирак, типичный физик-теоретик с сугубо математическим образом мышления.
  И ещё он вместе с русским физиком Петром Леонидовичем Капицей, работавшим тоже у Резерфорда, теоретически предсказал в 1933 году интересный эффект рассеяния электронов на стоячих световых волнах. (как бы обратный эффекту Комптона). Но экспериментально это явление было доказано лишь спустя 53 года, в 1986 году.
  
  Тот самый Поль Дирак проповедовал свой метод решения физических проблем:
  "В общем, это можно выразить так: Сначала поиграй с красивой математикой РАДИ матиматики, а затем посмотри, не ведёт ли это к новой физике"
  На протяжении всей жизни (Дирака) это отношение проявлялось в его трудах, -- пишет Пайс.
  И дальше Пайс продолжает цитировать высказывания Дирака по этому поводу, причём без малейшего слова критики и отмечает, что современная физика стала именно такой!
  Но самое забавное в этом эпизоде и в этом подходе, что ТОЧНО ТАКОЙ ЖЕ подход Эйнштейна в последней половине его жизни (даже больше, с 1916 -1918 годов) Пайс подвергает критике! Указывая на огромную опасность такого подхода. Цитировал я эти слова Пайса в предыдущих заметках о его книгах.
  Я, не будучи ни в коей степени математиком, считаю этот путь порочным и в целом обречённым на провал, несмотря на то, что он вроде бы не раз уже подтверждался в эксперименте!
  
  Мотивировка Дирака кажется вполне логичной: Мы вступаем в такие области физики, в которых наши "земные представления" уже не могут работать! Иные миры, иная физика. НЕПРЕДСТАВИМАЯ!
  А значит надо искать в чисто математических ухищрениях-уравнениях нечто, описывающее это непредставимое. А вдруг и наткнёмся...
  
  Мои возражения:
  Во-первых, НАША математика не свалилась на нас ИЗ ТЕХ МИРОВ с иной физикой, а придумана тоже НАШИМИ ЗЕМНЫМИ МОЗГАМИ! Так что, исходя из его же логики, она нам ничего дать не может, ибо ЗЕМНАЯ! Для других миров непредназначенная!
  Во-вторых, как мы из математики можем извлечь знание, о НЕВЕДОМОМ И НЕПРЕДСТАВИМОМ? Ибо в конце концов надо поставить ЗЕМНОЙ эксперимент для проверки хотя бы возможности той самой "иномировой" реальности!
  В-третьих, я постулирую положение, что НЕТ НЕПРЕДСТАВИМОГО! Ибо, если мы не можем представить себе нечто, мы не можем как-либо привязать это к реальности! А значит невозможно даже представить себе, какой эксперимент нужно провести над этим непредставимым!
  В-четвёртых: Мешают нам не наши "земные представления", а тупые догмы - доминанты нашего мышления. Алогичные и ничем, кроме привычного опыта и заблуждений, не подтверждённые. Они и создают нечто невообразимое. Самообман мышления, запрограммированный в наших генах, но силой воли и мысли ПРЕОДОЛИМЫЙ, вот наш враг, а не "иные миры"!
  Идея Дирака - это всё тот же "сумасшедший портной" Станислава Лема, который шьёт одежду для всего, что есть и для всего, чего нет, никогда не было и никогда не будет!
  
  Пример:
  Астрофизик И.С.Шкловский в своей книге "Эшелон" описывает встречу с знаменитым кинорежиссёром Микеланджело Антониони. И Антониони делится с ним, учёным с мировым именем, своей давней задумкой фильма, в котором герой и героиня на воздушном шаре летят в космос.
  (Без "героини" в космос взлететь просто невозможно для работника искусства!)
  Шкловский ему мягко разъясняет, что "на воздушном шаре" в космос подняться нельзя!!! (Шкловский , разумеется, не ссылается на древний закон Архимеда, ибо понимает, что это на безграмотного идиота, возомнившего себя великим зиждителем искусства, не произведёт впечатления.)
  Да, - гордо отвечает знаменитый искусствовед и науковед Антониони, - СЕГОДНЯ наука не знает, как на воздушном шаре лететь в космос, но ЗАВТРА,,,,,!!!!!!!!
  Законы природы на то и ЗАКОНЫ, что они вечны!
  Это не "закончики" человеческого стада, которые можно изменять в угоду власть имущим в любой момент и в любую сторону.
  И в космос НЕЛЬЗЯ взлететь на воздушном шаре ни вчера, ни сегодня, ни завтра, ни послезавтра, ни через миллион или миллиард лет!
  
  Стиль мышления Дирака и ему подобных сильно напоминает мне вот это "мышление" Антониони.
  Он тоже, "играясь с красивой математикой ради математики", "шьёт одежду" для воздушного шара, на котором можно полететь к звёздам! Математика способна "сшить и шар из навоза", с помощью которого можно так искривить пространство и время, что напрямую попадёшь в мгновение ока в другую Вселенную. В этом сила математики и её прямо-таки наркотическое воздействие на ошалевшие мозги "учёных".
  Пока всё.
  
  О Паули и его идее о слиянии физики и психологии в следующей заметке, надеюсь. 31 XII 2018
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"