Эспри Де Лэскалье : другие произведения.

Спектральная скрипка

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  
  Навестил я недавно моего хорошего знакомого, преподавателя консерватории по классу скрипичного искусства, одновременно преподающего в музыкальной школе при консерватории.
  В большой комнате с отличной акустикой было пустынно - ученики сидели дома, играли гаммы и другие музыкальные "домашние задания" через СКАЙП. Преподаватель слушал и морщился. Полоса пропускания была слишком узкой и "срезала" естественное звучание (а, может быть, микрофоны и динамики тоже вносили свою лепту в искажения). У одной стенки на стелажах лежали скрипки.
  В витринке под стеклом красовались "знаменитые" скрипки выдающихся скрипачей: Перельмана, Штерна, Хейфица, Штефана Рухи и других.
  А где же Амати, Гварнери, Страдивари? - Удивился я.
  Это нам не по карману!!! Даже на этих скрипках дают играть на концертах только самым лучшим нашим студентам.
  
  Видно было, что мой знакомец явно не в духе: "Этот идиотский карантин испортит на годы технику моих учеников, - сказал он с раздражением. (Мы оба, конечно же, масок не надевали, понимая всю бессмысленность этого фарса) --- Всё придётся начинать с первых классов!"
  Чтобы чем-то отвлечь его, я попросил исполнить "Moto Perpetuo" Никколо Паганини.
  Он с радостью взял скрипку и тут же заиграл. Сказать честно, я не считаю это произведение удачным. Есть темп, есть разнообразие звуков, но нет некоторой "машинности" звучания, коей надо быть, коль скоро речь идёт о "Вечном движении". У Свиридова в его "Время, вперёд!" прямо ощущается мощное движение огромной машины, хотя, по чести, время летит и улетает от нас БЕЗЗВУЧНО.
  
  "Оглянуться не успела,
  Как зима катит в глаза"
  
  ЖИЗНИ.
  
  Вдруг я обратил внимание на отблеск от его скрипки. Красно-зелёный.
  Что за чертовщина, - подумал, -- у Скрябина есть, кажется, этюд цветомузыки, но я-то увидел отблеск от самой скрипки!
  Когда он кончил играть и опустил скрипку, я увидел...
  Струны скрипки были разноцветными! Он, заметив мой удивлённый взгляд, рассмеялся и объяснил:
   Я поговорил со специалистами, включая физиков-акустиков, и выяснил, что если струны окрасить тончайшим слоем специальной краски, их звучание не изменится. И мне окрасили в специальной мастерской струны в цвета спектра. (Струн у скрипки, как вы знаете, четыре или пять). Так вот, самую басовую окрасили в густой красный цвет. Следующую --- в жёлтый.
  Ещё одну - в зелёный. А четвёртую, высокотональную - в синий. Если есть пятая, самая басовая, то её - в тёмнокрасный, а самую высокую - в фиолетовый.
   Зачем? - Удивился я. - Ведь цвета струн видны только вблизи и то, если свет отражается от них соответствующим образом. Слушатели в зале этого не заметят!
   Это я для младших классов придумал. Для ребёнка легче запомнить струны по цветам. Обратите внимание на цвет шейки грифа, он тоже меняется от тёмнокрасного до синего, в зависимости от того, где пальцы скрипача прижимают струну к грифу. Для студентов это, конечно же не требуется. Но, знаете, многие студенты мне признавались, что им БОЛЬШЕ НРАВИТСЯ играть на таких "спектральных скрипках". Некоторые даже заявляли, что обертоны у этих скрипок более насыщенные! Думаю, что это просто фантазии, хотя говорили мне это как раз студенты с не просто абсолютным слухом, но с особенно тонко "дифференцирующим"!
   Я спросил: А можно ли сделать так, чтобы корпус скрипки тоже светился (не слишком ярко, конечно) разными цветами во время игры, да так, чтобы слушатели в концертном зале это видели даже из самых задних рядов?
  По идее, - сказал он, - думаю, можно было бы поставить маленькие цветные лазерные диоды, получающие команды от миниатюрного звукоанализатора и тогда при тремоло, например, цвета не только будут меняться, но и вибрировать в такт звуку. Вопрос лишь - для чего. Ведь люди пришли слушать музыку, а не видеть её.
  Одно другому не помешает, думаю, - ответил я, -- Вот, и Скрябин тоже писал цветомузыку: Поэма экстаза и Поэма огня...
  Цветомузыка, думаю, усилит эмоциональное воздействие на слушателей и, может быть, на самого исполнителя.
  
  В заключении он исполнил для меня "Прелюдию и аллегро в стиле Пуньяни" Фрица Крейслера.
  НЕ ДЛЯ МЕНЯ.
  Истосковавшись по музыке, ученикам и слушателям, ДЛЯ СЕБЯ! https://www.youtube.com/watch?v=K-Xu8qwq6Ww 11 VI 2020
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"