Эспри Де Лэскалье : другие произведения.

Симфония Мысли

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

   Симфония МЫСЛИ.
  
  https://www.youtube.com/watch?v=rOjHhS5MtvA
  
  "После нескольких недель самой напряжённой работы в моей жизни, тьма, в которой я барахтался, озарилась молнией и передо мной открылись неожиданные перспективы".
  Макс Планк
  
  Потянуло вдруг меня послушать Первую часть Девятой симфонии Бетховена.
  Симфонии неровной, но очень интересной. Последняя часть, на мой вгляд, крайне неудачна: введение вокала: отдельных певцов и хора. "Ода к радости" Фридриха Шиллера - заурядность, напыщенность, буффонада и вставлять в симфонию плоские воспевания телесных (якобы духовных) радостей, недостойно такого творца, как Бетховен. Плоские мысли сделали и музыку заурядно плоской. Мелодия, назойливое круговерчение тех же нот, "позаимствована" самим композитором у себя же из Концерта для фортепиано, хора и оркестра, написанного им за 19 лет до этой симфонии. Но там - она лучше!!!
  "Обнимитесь, миллионы!
  Слейтесь в радости одной!"
  Не иначе, как групповой секс воспевается. Недаром одна грамотная музыкально и изобретательная владелица престижного борделя в Мюнхене именно этот хор и поставила у себя в заведении, как "фоновую музыку".
  Есть "Классическая музыка".
  Есть "Классическая литература".
  Есть "Классическая архитектура".
  А вот, Мадам обновила и древнейшее занятие людей, создав "Классический секс".
  Эти фривольности никак не связаны с дальнейшим .
  
  Чем интересна эта симфония?
  Для меня -- двумя неожиданностями.
  Начну с последней.
  В четвёртой части, Бетховен как бы говорит сам с собой, точнее со своим "Вдохновением".
  Он предлагает темы для заключительной части, но "Вдохновение", как Божество, прерывает его робкие попытки, громом отшвыривая все мелодии ПРЕДЫДУЩИХ частей!
  "НЕ ГОДИТСЯ!"- взревает Божество в сознании композитора. --
  "И ЭТУ МЕЛОДИЮ ТОЖЕ - ПРОЧЬ!"
  И лишь, когда тот, отчаявшись угодить суровому Абсолюту, начинает наигрывать свою простенькую песенку девятнадцатилетней давности, Божество вдруг одобряет её и даже начинает подпевать!
  Продешевило Божество!
  На мякине провели!
  Мне этот диалог необыкновенно нравится, хотя, как уже сказал - мелодийка плоская, даже хуже оригинала в Концерте! В концерте - масса вариаций на эту тему, а Бетховен был необыкновенно талантлив именно в вариациях. В четвёртой части симфонии звучит одна и та же примитивная мелодия, с той лишь разницей, что её поочерёдно исполняет оркестр, певцы солисты и хор.
  Очень громко!
  "Ты глоткой взять хотел", - говорит Гамлет Лаэрту, который орёт и беснуется над открытой могилой Офелии, дабы выказать всю силу своей скорби.
  И тут тоже!
  
  Но, НАКОНЕЦ-ТО, перехожу к сути заметки, к первой части. Перечитайте, пожалуйcта, эпиграф, слова Планка. Вся первая часть - это напряжённое дУмание. Пришла мысль в сознание, и мы начинаем "играть" с ней, прилаживая её к другим. Темы меняются, но мысленное Легато всё время их связывает.
  Когда думаешь над какой-то трудной проблемой, перебираешь варианты решений, или, точнее, попытки решений, вдруг... начинаешь ЧУВСТВОВАТЬ, что ВОТ - ЭТА МЫСЛИШКА подозрительно похожа на радикальное и окончательное решение данной проблемы. Сначала тихое предчувствие, в минуты всё крепнущее. И затем - МОЛНИЯ!!!
  А ЧТО мы слышим в Первой части?
  Да, то же!
  Какие-то отдалённый сполохи, вибрирующие слабые раскаты далёкого грома начинают стремительно надвигаться на наше "Барахтание во тьме" и ВСПЫШКА! Удар! Молния!
  Потом -- снова поиски связей между отдалёнными явлениями, мелодии-явления переплетаются, переходят одно в другое и снова нарастание предчувствия открытия и опять -- МОЛНИЯ!
  Иногда, однако, вспышки нет и даже громовые удары ЛОЖНЫЕ!
  НЕ ТА МЕЛОДИЯ запела в сознании.
  Ну и что?
  А, может быть, удастся и её впрячь в колесницу летящей мысли?
  Иногда получается, иногда - убираем с пути, оставляем на дороге, чтобы когда-нибудь к ней снова вернуться. В совсем лругой экспедиции мысли ...
  
  Вот, что я услышал в Первой части девятой симфонии.
  Слушайте и думайте, думайте и слушайте!
  Помогает думать НЕШАБЛОННО!
  Не мысленный "Чижик-пыжык".
  Унылое кружение мысли-бормотухи.
  
  А Бетховен - это ГОЛОВА!!! 23 I 2021
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"