Был и, как всегда, с утра и до утра. Прикован к игорному столу. Сидел и молча дул вино.
Говорят, он очень беден.
Да, небогат..."
С лет юных очень любил две оперы Чайковского: "Евгений Онегин" и "Пиковая дама".
И, вот же странно, невзлюбил Германна сразу.
Чуть позже прочитал "Пиковую даму" Пушкина. Повестюшка убогая. Пушкин-прозаик явно, очевидно для любого непредвзятого читателя, бездарен по сравнению с Пушкиным-поэтом.
Хотя его драма "Моцарт и Сальери" - лучшее его произведение по моему скромному мнению, несмотря на гнусную клевету Пушкина на Сальери. Не мог Сальери завидовать Моцарту. Он, Сальери, с юных лет был придворным композитором и капельмейстером, когда Моцарт из-за своего параноидального и вздорного характера ухитрился рассорится со всеми. Потому он и пустил версию, что,де, Сальери хочет его отравить!
Во всех рассказах и повестях Пушкин описывает "ЧТО", нимало не заботясь о том, что изящная словесность требует ответа на вопрос "КАК".
Германн ТАМ не понравился ещё больше!
Не спас Германна от моей неприязни и фильм-опера, где его роль играл Олег Стриженов, загримированный то ли под Наполеона, то ли под безумца. А роль Лизы исполняла очень удачно подобранная актриса Ольга Красина. Удачно, в моём понимании, ибо у Лизы - Красиной на лице написано - быть жертвой!
(У Ильфа и Петрова в "Золотом телёнке" есть похожий образ. Когда бухгалтер Берлага, изображая вице-короля Индии, попал в психбольницу, "в палату вошла молодая докторша с ЖАЛОБНЫМИ ГОЛУБЫМИ ГЛАЗАМИ ..".
А главврачом этой психбольницы был профессор Титанушкин. Его прообразом, судя по фамилии, был известный русский психиатр П.Б.Ганнушкин )
Кем был Германн? Офицером и "инженером".
По словарю Даля это:
"ИНЖЕНЕР м. франц. ученый строитель, но не жилых домов (это архитектор, зодчий), а других сооружений различного рода. Военный инженер, назначенный для военных, земляных и всякого иного рода работ и сооружений, для ведения осады и защиты крепостей; эта часть разделяется на вожатую (генеральный штаб), инженерную, саперную, пионерную и пр."
В общем, судя по Далю, Германн был военным инженером, и занимался проектированием фортификационных сооружений, всяких редутов, флангов, окопов, траншей, подкопов и прочим. Как он этим занимался и за что получал жалование, ежели ночами просиживал в игорном доме, а днями слонялся без дела и всё время думал, как бы проникнуть в дом старой графини и выведать у неё тайну трёх выигрышных карт. Для этого он и крутил мозги "бедной Лизе" (по Пушкину, а не по Карамзину), изображая из себя влюблённого в неё по уши.
Для того, чтобы заполучить Лизавету Ивановну в полное своё распоряжение, использовал заурядный шанатж: Начал ей угрожать самоубийством, "мол, порешу себя, мол, я себя не пощажу", ежели "не ответишь мне взаимностью".
Это в опере.
В повести же просто писал ей назойливые письма достаточно откровенного содержания, причём, из-за "страсти" с русского или французского перешёл на родной немецкий, которого Лизавета Ивановна не знала (по словам Пушкина), но, "забыв" об этом незнании, всё же читала с возрастающим волнением его письма и даже назначила ему свидание в своей спальне.
Тот же приём шантажа самоубийством применил к Панаевой и Коля Некрасов, тот же приём использовал и Николай Гумалёв, дабы принудить Анну Горенко (Ахматову) выйти за него замуж, тот же приём применил НЕУДАЧНО и Маяковский, но он единственный, который всерьёз был настроен на самоубийство, что и учинил над собой по отказе очередной любимой. Хотя поговаривали, что просто был сифилитиком и знал, что вступает в серьёзную стадию этой болезни с близящейся сухоткой мозга.
В связи с этим вспомнился старый медицинский анекдот:
Профессор начииает очередную лекцию по патфизиологии.
"Когда, молодые люди, я был в вашем возрасте, мой приятель и я ухаживали за одной очаровательной девушкой.
Девушка отдала предпочтение моему приятелю.
И я остался с носом.
А он - без!
Тема лекции - сифилис."
Итого: Германн был просто алчным типом, желавшим нажиться на халяве.
А у Лизы чувства горели ярким пламенем в сердце и других частях тела, поэтому, даже поймав его на убийстве, всё же охотно сделала допущение, что всё это случайные совпадения!
Тут надобно отметить, что мне приходится сочетать оригинальную повесть Пушкина и либретто оперы, написанное Модестом Ильичом Чайковским, братом Петра Ильича.
В общем, у Пушкина всё кончается относительно благополучно:
Германн окончательно сходит с ума и помещается в психлечебницу.
Лизавета Ивановна выходит замуж за хорошего и состоятельного человека.
Чекалинский, "дуэлянт" -- соперник Германна по картам остаётся в выигрыше.
Пауль Томский, внук старой графини, женится на княжне Полине. Поссорясь с которой, вдоволь поиздевался над Лизаветой Ивановной, танцуя с нею на балу мазурку.
Германн, оказывается, всё ему рассказал о своём ухаживании за Лизой.
(Отмечу, в стиле автора повести, бесстыдно оповещавшего своих приятелей стихами и эпиграммами об очередных своих "победах" на постельном фронте. На других фронтах никогда не бывал и даже не приближался...)
В опере же всё гораздо драматичней и неправдоподобней.
Бедная Лиза топится.
Германн, полностью свихнвшись, кончает с собой.
Томский поёт "порнографическую арию" на слова Гаврилы Романовича Державина "Если б милые девицы, все могли летать как птицы".
Знанавес падает.
Пётр Ильич Чайковский , написавший эту оперу за сорок дней будучи в Венеции, расплакался, завершив её.