Липатова Галина : другие произведения.

"Терминатор": "Нет судьбы, кроме той, что мы творим сами"

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 5.29*8  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    небольшая статья-размышление о фильме




"Терминатор": "Нет судьбы, кроме той, что мы творим сами"

После недавно просмотренного "Терминатора - 2" ("Судный день"), возникли
кое-какие мысли.
Казалось бы, такое сугубо научно-фантастическое кинозрелище. Я бы даже
сказала, материалистическое.
Однако при этом оно (как это ни странно) очень христианское. В фильме
показано и сказано гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.
Первый фильм - это как бы пролог, предыстория. Он прост и невзыскателен,
это боевик-ужастик, по сути дела. Он держит в напряжении, он пугает и до
конца нет уверенности в том, что Сара спасется - настолько безжалостен и
несокрушим робот-убийца.
Парадокс временной петли - Джон Коннор посылает в прошлое Кайла, чтобы
тот спас его мать, и Кайл становится отцом Джона. Оставим в стороне
физико-теоретический вопрос по поводу возможности/невозможности изменить
настоящее воздействием на прошлое - не в нем на самом деле дело (пардон
за тавтологию), да он и не важен - важно лишь то, что происходит и
почему, и как. Скайнет, созданное людьми идеальное оружие, взбунтовалась
и пришла к решению уничтожить человечество, так как оно в самом себе
несет собственную погибель- стало быть, угрозу. Угроза людям от людей,
значит, нужно устранить людей и вопрос решен - машинная логика явно
хромает, да и опять же, не в ней дело. Скайнет выступает здесь как зло,
причем зло глобальное, вселенское, этакий технологический Сатана. Но в
том, что зло воплощено именно в машине, человеческом творении, кроется
свой горький смысл: в человеке - исток его собственной погибели, корень
зла. Но в человеке же - и спасение, и неиссякаемый источник добра.
Армагеддон в будущем - вместо четырех всадников тысячи смертоносных
машин, ядерные бомбы и прочие убийственные изобретения. Кара за грехи
человечества. Гибель людей казалась неизбежной, но появился тот, кто
сумел повести их за собой к спасению и победе. У Джона Коннора нет отца
- то есть, в первом фильме он еще не знает, кто его отец. Аллегория
ясна. Да и когда он узнает, что отправленный им в прошлое юноша - его
собственный отец, это не меняет ничего - Кайл лишь вестник и инструмент
Провидения. Пришел и исчез, завершив то, что ему было предназначено.
Сара Коннор - девушка, каких миллионы. Самая обыкновенная. Кайл - всего
лишь юноша, обожженный войной. Два человеческих существа, так беспомощно
хрупких по сравнению с терминатором - бездушной и беспощадной машиной
смерти. Шварц, что бы там ни говорили, блестяще сыграл - робот вышел как
настоящий. Человеческое обличье - но и только. Машину даже ненавидеть
невозможно. И в Саре, и в Кайле нет ненависти к машине. Страх перед ней
- да, есть, его много, так много, что даже и вытерпеть невозможно. Страх
и отчаянье, осознание своего полного одиночества и беззащитности в мире,
полном ничего не подозревающих людей соединяют их. Из страха и отчаянья
рождаются любовь и жизнь. Адской машине противостоят хрупкая девушка и
юноша, пусть и умеющий сражаться, но всего лишь человек, смертный и
осознающий свою смертность. Но у этих двоих есть то, что делает их
сильнее Скайнет - вера, надежда и любовь. Там, в будущем, вера вела
людей, надежда давала им силы сражаться, любовь помогала побеждать. Кайл
погибает, но не проигрывает битвы - погибая, он побеждает. И то, что
терминатор раздавлен прессом - завершающий штрих, больше для красоты
картинки. Важно то, что человек готов отдать и жизнь, чтобы защитить
любовь.
Второй фильм - на самом деле не второй, как, например, "Рэмбо-2". Это
основной фильм, к которому первый, как уже говорилось выше, является
всего лишь прологом.
Отправляя Кайла в прошлое, Джон уже знает, что тот - его отец. Кстати,
интересный момент - взрослый Джон очень похож на Терминатора, которого
он сам и отправил в прошлое.
Т-1000 - наверняка экспериментальный образец, явно не серийная штучка.
Видимо, у Скайнет подходили к концу ресурсы и поэтому она решила во что
бы то ни стало уничтожить Джона, считая его ключевой фигурой, без
которой рухнет все. Мне даже думается, что не обошлось там и без своих
иуд - людишек, согласившихся служить Скайнет. Цель Скайнет - уничтожить
непокорных. Пока у непокорных есть вождь, за которого они пойдут на все,
и который за них отдаст жизнь - они не покорятся.
Текучий робот страшнее предыдущего, и силы опять, казалось бы, неравны.
Но... духовный фактор опять не принят машиной в расчет. Первым приказом
маленького Джона Терминатору было - не убивать людей. "Почему?" -
"Потому что людей нельзя убивать" - "Почему?" - "Нельзя и все!". Как
объяснить то, что принимается на веру? И можно ли научить машину верить?
"Судный день" - фильм не столько о борьбе с супертерминатором, не
столько о грядущем конце света и о том, как его предотвратить, сколько о
человечности, о том, как стать человеком и что вообще делает человека
человеком. Ответ простой - вера, надежда, любовь. Готовность защищать до
конца, даже ценой собственной жизни.
Переключение чипа в голове Терминатора дало ему всего лишь способность к
обучению, но не свободную волю. Свободной воле и остальному ему еще
придется научиться. И до самого конца мы не знаем, может ли машина стать
человеком - лишь в тот момент, когда у проткнутого насквозь ломом
Терминатора снова загораются глаза, мы понимаем, каков будет ответ.
И рука сгорающего в расплавленном металле Терминатора с большим пальцем
вверх - знак поддержки, ободрения, уверенности.
Это жест победителя.





Оценка: 5.29*8  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"