Евгений Александрович : другие произведения.

Бауман З. Европейский путь к мировому порядку(цитаты)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Зигмунт Бауман (англ., польск. Zygmunt Bauman; 19 ноября 1925; Познань, Польша) — польский английский социолог. Профессор Университета Лидса; известен благодаря своим исследованиям Холокоста и постмодернистского консумеризма. В его сферу научных интересов входят глобализация, антиглобализм/ альтерглобализм, модерн, постмодерн, модернити.

  Бауман З. Европейский путь к мировому порядку.(отрывки)
  
  ...Суть автономного общества состоит в убеждении, что все его цели и средства подчинены воле составляющих его людей. Эта суть нашла воплощение в преамбуле, которой древние афиняне предваряли все законы, голосовавшиеся в агоре: "Еdoxe te boule kai to demo" ("Собрание и народ считают это благом"). В этой краткой, но не нуждающейся в дополнениях формуле заключены несколько важнейших положений: есть нечто, именуемое благом и признаваемое таковым; выбор этого блага, а не его альтернатив - меньшего блага или не блага вовсе - является целью общественного обсуждения, предшествующего принятию решения; дискуссии и споры, ведущие к принятию решения, - это верный путь к правильному выбору; когда выбор в конце концов сделан, все, кого он касается, должны помнить, что он был сделан только лишь потому, что его сочли благом собрание и народ. "Сочли" - это значит, что даже если собрание и народ усердно искали общее решение, руководствуясь своими знаниями о том, что есть благо, эти знания могли быть неполными или совершенно ошибочными. Спорам нет и не может быть конца, если только демократия не перестанет быть таковой, а общество не лишится своей автономности. Демократия означает, что перед гражданами всегда стоит задача. Демократия существует благодаря упорному и настойчивому участию граждан. Как только это участие замирает, демократия исчезает.
  
  Пройдя трудный путь и заплатив огромную цену в валюте человеческих страданий, Европа научилась освобождаться от исторических антагонизмов и мирно разрешать конфликты, жить в условиях огромного культурного разнообразия, не рассматриваемого как временное неудобство. Это именно те уроки, в которых крайне нуждается остальной мир. На фоне охваченной конфликтами планеты Европа выглядит лабораторией, где продолжают разрабатываться инструменты для построения кантовского Allgemeine Vereinigung der Menschheit (всеобщего единства человечества); мастерской, где происходит их "испытание в действии" - пусть пока задачи и не ставятся столь амбициозным и масштабным образом. Инструменты, которые в настоящее время выковываются и испытываются в пределах Европы, служат прежде всего для осторожной операции (многие считают ее слишком осторожной и в лучшем случае дающей надежду на успех) по отделению основ политической легитимности, демократических процедур и общественного контроля за распределением благ от принципа национального и территориального суверенитета, с которым на протяжении большей части истории Нового времени они были неразрывно связаны.
  
  ...В разговоре, состоявшемся в мае 2003 года, Юрген Хабермас и Жак Деррида назвали 15 февраля 2003 года "новым четвертым июля", но на этот раз на общеевропейском уровне, - это день, когда родилось "по-настоящему общеевропейское самосознание". В тот день миллионы европейцев вышли на улицы Рима, Мадрида, Парижа, Берлина, Лондона и других европейских столиц, чтобы выразить свое единодушное осуждение начала операции против Ирака и косвенно - засвидетельствовать свою историческую память, хранящую прошлые страдания, а также общее отвращение к насилию и зверствам, творимым во имя национального соперничества.
  
  ...Логика глобальной ответственности и надежды, если ее предпочтут логике сужения спектра возможностей местной власти, в состоянии помочь в подготовке Европы к ее дальнейшим приключениям, возможно, еще более масштабным, чем все предыдущие. Несмотря на многочисленные трудности, Европа снова могла бы стать мировым законодателем мод; ее ценности, ее политический и этический опыт демократического самоуправления смогли бы в этом случае послужить превращению конгломерата окопавшихся в своих границах образований, ведущих игру с нулевой суммой - игру на выживание, - во всеобщее человеческое сообщество. Тогда миссию Европы можно было бы считать выполненной.
  
  То, что находится впереди, было пророчески описано Францем Кафкой - в качестве предупреждения, предостережения и воодушевления: "Если вы ничего не находите в коридорах, открывайте двери; если вы ничего не находите за этими дверьми, есть другие этажи; если вы и там ничего не находите, не волнуйтесь - просто преодолейте еще один лестничный пролет. Пока вы не остановите свой подъем, ступени не закончатся, под вашими идущими вверх ногами они будут продолжать устремляться вверх".
  
  
  Бауман З. Европейский путь к мировому порядку.
  http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Article/baum_evr.php
  
  "Свободная мысль-XXI", Љ9, 2004. http://www.postindustrial.net/
   http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Index_Polit.php
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"