Евпалов Виктор Владиславович : другие произведения.

Как управлять своими эмоциями. (по Л. Кларку "sos Обуздай свои эмоции")

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В данной статье обозначена проблема влияния негативных эмоций на психосоматическое состояние человека. В статье, основываясь на книгу америкаенского философа Л. Кларка "SOS Обуздай свои эмоции", даны несколько методов управления своими эмоциями.

  Как управлять своими эмоциями. (по Л. Кларку "SOS Обуздай свои эмоции")
  
  Эмоции - постоянный спутник человеческой жизни. Если по для Р. Декарта мышление есть атрибут человеческого существования, то современная наука дополняет такое утверждение психофизиологическими процессами, которые требует тщательного и подробного изучения. Как будет сказано позже, эмоции бывают разные: положительные и отрицательные. И именно последние являются предметом данной статьи, а американский психолог Л. Кларк добавляет, что ими можно управлять, минимизируя возможные риски перманентного влияния отрицательных эмоций. Игнорирование их, приводит не только к деградации конституции души, но и, как будет сказано ранее, негативно влияет на физиологию человека. Корреляцию души и тела заметил еще в начале XX века австрийский психолог З. Фрейд. Поэтому знать свои эмоции и уметь ими управлять важно не только педагогу, но и простому обывателю, что позволит повысить свою продуктивность и повысит эмоциональное состояние. Теоретическая база и фундамент статьи строил из несколько источников: личный опыт (обучение в качестве студента и школьника), лекционных данных по педагогике и психологии, но ядром теории является работа американского исследователя 'SOS Обуздай свои эмоции' Линн Кларка, которая, на мой взгляд, больше похожа не на классический учебник или труд по психологии, а именно настольную книгу. Она может быть полезна человеку, который хочет заняться собой и отрефлексировать свое психологическое здоровье. Автор заявляет своей главной целью управление своими эмоциями, т.к. их контроль позволяет повысить не только психическое, но и физическое здоровье. Чтобы определить влияние эмоций и метода их контроля, нужно дать определение эмоциям. 'Эмоции - это комплексные чувства, состоящие из психического, физического и поведенческого компонентов' [1]. На психическом уровне мы переживаем свои эмоции и чувства, как приятные и неприятные. На физическом уровне мы испытываем настороженность или напряжение. На поведенческом уровне эмоции становятся для нас импульсом к действию. Как утверждает Л. Кларк, личные убеждение и интроспекция в основном определяются чувствами [2]. Это означает для практики, что для продуктивной жизнедеятельности необходимо уметь контролировать свои эмоции, которые могут исказить восприятие действительности. Разобравшись с эмоциями, необходимо дать обратиться к возможному негативному влиянию эмоций, о которых велась речь в целях статьи. Негативные и неконтролируемые эмоции могут не только лишить человека ежедневных радостей жизни, но и стать причиной фрустрации. Сдерживаемые эмоции вредят физическому здоровью. Продолжительный гнев или нетерпение становятся причиной разнообразных заболеваний, связанных с сердечно-сосудистой системы. Из-за гнева повышается давление. Сильные негативные эмоции самыми разными способами наносят вред телесности и влияют на качество жизни. В качестве рабочего метода контроля негативный эмоций Л. Кларк приводит сложный, но действенный когнитивный метод, который выражается в контроле над речью. Он приводит некоторый список слов, которые дают положительные эмоции, например: довольный, свободный, признанный, приятный счастливый. И слова, которые рождают негативные эмоции: злой, безумный ревнивый, возмущенный, желающий свести счеты, несчастливый, убогий, раздраженный, сварливый грязнуха, нечестный. Понятно, что в русском переводе эти слова могут облачаться в другие формы, однако уже на таком базовом уровне можно контролировать негативные эмоции. Примечательный факт, что фундаментальный принцип Л. Кларк можно именовать когнитивный, ибо он предполагает не только волевое, но и умственное усилие от человека. И корни такой психологии можно даже обнаружить в учениях Древней Индии - Буддизме. Один из этапов благородного пути, который называется нравственность предписывает за человеком волевое, которое приводит к благодеятельной жизни и согласно такому правилу человек 'должен всячески избегать лжи, клеветы, лжесвидетельства, брани и распространения слухов и сплетен, питающих вражду' [4, с. 47]. Недаром американская психология второй половины XX века искало методы, выходящие за европейские парадигмы мышления. Американский психолог выделяет 3 группы антиномичных эмоций: удовольствие и счастье, беспокойство и страх, депрессия и грусть, а также 7 эмоцию - гнев [2]. Выделяя эмоции, Л. Кларк дает метод оздоровления психики, который заключается в рефлексии надо своими эмоциями при определенных стрессовых ситуаций. 'Выберите цель для своих эмоций и действий. Запишите, что вы хотите чувствовать при стрессовой или вызывающей разочарование ситуациях и каким образом реагировать на это. Выберите для себя позитивную ролевую модель' [2]. Чтобы перейти на позитивную ролевую модель он дает несколько рекомендаций, которые выражаются в следующем: 1. Замените нездоровые эмоции здоровыми. Замените страх обеспокоенностью. 2. Замените три главных долженствования и 'абсолютно точно следует' 3. предпочтениями и пожеланиями. 4. Откажитесь от какой-нибудь из пяти горячих связок, используемых вами 5. (устрашение, я-не-могу-вынести-этого, осуждение и порицание, я - ничтожество,всегда и никогда). 6. Используйте эмоционально нейтральный язык, когда говорите с самим собой и окружающими. 7. Пусть ртуть в градуснике представляет накал ваших эмоций, избегайте горячей, эмоционально насыщенной речи. 8. Ведите 'Ежедневник настроений', чтобы лучше понимать свои эмоции. 9. Отмечайте, что беспокойство и депрессия почти всегда сопровождаются гневом [2]. Психолог замечает, что психическое здоровье рождает в человеке эмоциональную культуру, которая характеризуется способностью человека в возможности разбираться в своих эмоциях и управлять ими. Эмоциональная культура развивает пять способностей, которые способствуют пониманию, управлению, распознаванию своих эмоций, а также мотивированию себя на достижение целей и выстраиванию отношений с обществом. Исходя из понятие культуры в купе с когнитивной модели управления психики можно подумать, что человек с высоким интеллектом более склонен контролировать свои эмоции, однако это не так. 'Высокий интеллект и хорошее образование не гарантируют того, что вы умеете справляться со своими эмоциями или преуспеваете в жизни. Рациональное мышление отличается от позитивного. Позитивное мышление состоит в том, что вы уверенно ожидаете положительного решения проблем или выхода из жизненных ситуаций, убедив себя, что ситуация улучшится. Рациональное мышление заключает в себе реалистический и позитивный взгляды на события, ограждение от иррациональных убеждений, срывающих наши цели и эффективную самопомощь, когда нужно смириться с событиями, даже если они неприятные и враждебные. Попросту говоря, позитивное мышление - это убеждение в том, что все исправится. А рациональное мышление помогает нам разумно приспособиться к событиям, если они остаются неприятными' [2]. В таком случае психолог заявляет о необходимости должного внимания на языке и словах, которыми пользуется человек, рефлексируя свое поведение. Такой язык формирует наши убеждения, раскрывая их сущность. Умение управлять своими эмоциями может достигаться с помощью рационально-эмотивно-поведенческой терапии (РЭПТ). Данная терапия позволяет фокусироваться на улучшении трех сфер человеческого бытия: рациональной, эмоциональной и поведенческой. Рациональная сфера означает рассуждение, познание и мышление. Эмоциональная проявляется в эмоциях, чувствах и настроении. Поведенческая является практической частью жизни. Супротивником данной терапии является иррациональность, которая похожа на дурную привычку. Он выделяет порицание и осуждение себя и других как наиболее деструктивные продукты иррационального мышления. Порицание и осуждение себя и других - это желание наказать и принести вред себе --или другим. Подобный внутренний монолог порождает усиленный гнев, а иногда и агрессивное поведение по отношению к окружающим. Порицание себя действует саморазрушительным образом и вызывает депрессию. Вкупе с иррациональностью фрустрация является одним из главных негативных продуктов негативного мышления, которую можно, как он выражается, перетерпеть. 'Фрустрация (лат. frustratio - обман, неудача) - психологическое состояние, возникающее в условиях разочарования, неудовлетворенности, не осуществления какой-либо значимой для человека цели, потребности. Ее признаки - гнетущая напряженность, тревога, чувство безысходности. Реакцией на фрустрацию могут быть эскапизм (уход в мир иллюзий), социальная пассивность и конформизм по отношению к существующему политическому режиму либо, наоборот, агрессивное поведение' [3, с. 342] - так ее определяет советский психолог Б. Д. Парыгин. Низкая способность переносить фрустрацию (НСПФ) состоит в убеждении, что мир слишком жесток, когда мы повторяем себе: 'Я не могу перенести того, что мир слишком жесток'. Поднять низкую способность переносить фрустрацию можно рациональными убеждениями, которые можно запомнить в постоянной оппозиции к иррациональным убеждениям. Например, иррациональные убеждения: 'Это ужасно', 'Это слишком сложно', 'Это не должно быть таким тяжелым' можно заменить на рациональные убеждения 'Это неудобно', 'Сложно. Трудно', 'А с чего мир должен быть проще?'. Фрустрацию также можно одолеть с помощью методика ABCDE, которую следует воспроизвести целиком, т.к. дискурсивная особенность когнитивной психологии Л. Кларка добавляет определенную целостность его концепции. Он выделяет пять постоянных ABCDE. 'А' - активизирующее событие. 'В' - внутренние убеждения и утверждения. 'С' - следствия: эмоциональные и поведенческие. 'D' - дискуссия. 'E' - новые эффекты, возникшие в результате практики' [2]. Такая форма самоанал-иза, чтобы помочь проанализировать иррациональные убеждения и рефлексию, что поможет бороться с фрустрацией. В качестве рабочего примера он приводит мысленный эксперимент, в ходе которого предлагает представить человека по имени Чарли, который столкнулся с неприятным начальником, где А - событие (встреча), B - рефлексия, C - столкновение рефлексии с реальностью, D - попытка рационализировать данную ситуацию, E - новые эффекты после встречи. И в результате кропотливой внутренней работы приведенный в качестве примера человек по имени Чарли может минимизировать эффекты от негативных эмоций. В нетрадиционном виде Л. Кларк обосновал значимость влияния негативных эмоций на человека, обнаружил три метода контроля за эмоциями, которые можно представить в систематизированном виде: методика ABCDE, НСПФ, РЭПТ, также он дополнил психологическую модель корреляции физического и психического и по-новому взглянул на связь речи и ментального состояния. Обобщая такие выводы, следует сказать, что, на мой взгляд, данная концепция подходит больше для людей, склад ума которых связан с научной или философской деятельностью, потому что не всегда обыватель способен ежедневно проводить умственную деятельность в качестве терапии, поэтому данную работу можно рекомендовать для упомянутой группы людей. Однако для обычного человека она может быть полезна, если выводы работы выбирать избирательно, например, для профилактики психического здоровья очень полезно следить за речью и выявлять сущностные причины психологического недуга. Список использованных источников и литературы 1. Аванесян Г.Ю. Об эмоциональной культуры и стрессоустойчивости [Электронный ресурс] / Г.Ю. Аванесян. Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/18-64770.htm 2. Кларк Л. SOS Обуздай свои эмоции. [Электронный ресурс] / Л. Кларк. Режим доступа: https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-disk-public%3A%2F%2FFyFfkbIX2LD%2Foi%2F4O%2B1DpuxjLJOeXFnmeEsn7TKsMqyczqMXLbG3wHIRE%2FASTdDfq%2FJ6bpmRyOJonT3VoXnDag%3D%3D%3A%2F%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%20%2F%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%20%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D0%BC%20%22%D0%AD%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B8%22%2C%20%22%D0%92%D0%BE%D0%BB%D1%8F%22%2F_%D0%9B%D0%B8%D0%BD%D0%BD%20%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D1%80%D0%BA%2C%20SOS.%20%D0%9E%D0%B1%D1%83%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%B9%20%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B8%20%D1%8D%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B8.doc&name=_%D0%9B%D0%B8%D0%BD%D0%BD%20%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D1%80%D0%BA%2C%20SOS.%20%D0%9E%D0%B1%D1%83%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%B9%20%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B8%20%D1%8D%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B8.doc&nosw=1 3. Парыгин Б. Социальная психология [Текст] / Б. Парыгин. − СПб.: СПбГУП, 1999. - 342 с. 4. Торчинов Е. А. Философия буддизма Махаяны [Текст] / Е. А. Торчинов - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002. - 320 с.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"