Евпалов Виктор Владиславович : другие произведения.

Язык как предмет междисциплинарного философского анализа. Теория языка и общефилософские картины мира

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Данное сообщение очень лаконично познакомит Вас с краткий экскурсом проблематики философии языка.

  Язык всегда интересовал философов различных эпох. Зачастую ходит ошибочное мнение, что лишь в XX веке произошел лингвистический поворот в философии, проделанный австрийским философом Л. Витгенштейном. Проблема языка интересовала даже восточную философию, достаточно вспомнить знаменитую китайскую школу имен* [Рыков С.Ю. Древнекитайская философия: Курс лекций [Текст] / С.Ю. Рыков; Рос. акад. наук, Ин-т философии. - М. : ИФРАН, 2012. C. 197]. В европейской философии известны языковые теории Античности (Древняя Греция и Рим), Средневековья, Новое время, Немецкая классика и современные теории.
   В данном сообщении мне бы хотелось рассказать, как изменялось понимание языка в различных философских эпохах, так удастся рассмотреть трансформацию понимания языка, а также положительным побочным эффектом будут раскрыты теории философии языка и соответствующие картины мира.
   В древней Греции понимание языка было особым. Это блестящие риторы, обращение к проблеме языка в литературе, особое внимание к логике. Одним из первых, кто обратился к теме языка был древнегреческий писатель Гомер, который в своей бессмертной поэме "Илиада" пришел к выводу, что язык универсальный. Это просматривается в тех моментах произведения, когда герои напрямую общались с богами. В то время как европейская традиция подразумевает, что язык не универсальное понятие. Это даже рассматривается в отношение к Богу, ибо для контакта с ним, нужен третий, проводник.
   В таких условиях родилась мифологическая теория языка. Ее можно выразить изящными строками древнегреческого поэта Горация:
  "Вещий внук Атланта, Меркурий! Мудро
  Ты смягчил людей первобытных нравы
  Тем, что дал им речь и назначил меру
  Грубой их силе*" [Гораций Ф.К. Оды. Эподы. Сатиры. Послания. - М.: Художественная литература. C. 56].
   Согласно данной теории, боги дали человеку одно из своих отличительных свойств - речь. Правда, у них значительно развитее вокабуляр. Но такая теория не получила развитие, т.к. древнегреческая картина заключена в формуле "познай самого себя", и поэтому люди не глупее олимпийских богов и для языка нужно рациональное обоснование. И можно выделит несколько древнегреческих теорий языка. Первая относится к философии Гераклита Эфесского, который считал язык (слова) существуют на самом деле и есть тождество между познанием и познающей вещи. Его противниками были материалисты. Например, Демокрит считал, что язык случайное явление, которое получилось в результате опыта. Это могло быть развитие от не членораздельных бормотаний первых людей до грамотной речи. Платон же совершил синтез двух идей, полагая, что человеческий язык лишь плохая копия идеального языка, находящегося в мире идей.
   Римское языкознание взяло теорию из Греции, но поставила ее на практический лад. Поэтому в картине мира римлян преобладают материалистические доктрины философии, что вылилось в идеи, во-первых, динамическом характере языка, а во-вторых, в естественном происхождение языка. Римский философ Тит Лукреций Кар считает, что Боги, в отличие мифологической традиции, никак не влияют на человека. Это он выразил в своей поэме:
  "Те же, которые свойств материи вовсе не знают,
  Думают нам вопреки, что без воли богов неспособна,
  Приноровляясь ко все человеческим нуждам, природа*" [Лукреций. О природе вещей. М.: Издательство академии наук союза ССР, 1946. C. 83].
   Таким образом, так была порвана традиция откровения, креационизма в языкознании.
   Дальнейшим витком развития в проблеме языка была философия Средневековья. В этот период философы занимались переводом древнегреческих книг, толкованием Библии. Хотя практические итоги средневековой работы схоластов и партистиков не увенчались успехом, ибо согласно духу средневековой философии язык возник в результате божественного вмешательства в мифе о Вавилоне. Так можно было, конечно, описать языки в Европе, но непонятно, как таким образом возник язык не у христиан.
   Средневековое языкознание базировалось на четырех доктринах. Первая - единственный язык науки - латынь, поэтому язык общения не привязан к региону. Второе, т.к. латынь мертвый язык, он не получал развитие. Третье, в те времена не строили специальных языковых теорий, а лишь довольствовались священным писанием. Четвертое, стиль писания старались копировать у классиков латинского языка.
   И в этих условиях родился пор об универсалиях. А именно: разделение реалистов, которые утверждали, что универсалии существуют, и номиналистов, которые признавали единичные вещи реально существующими.
   В Новое время языкознание избавилось от метафизики Средневековья и в то время философы поняли, что язык не универсален (в этом им помогли географические открытия), также они открыли исторический метод в изучении языка (каждый язык имеет свое начало и конец) и в то время были созданы национальные языки, на которых люди стали писать свои труды.
   Немецкая классика занималась преимущественно не изучением развития языка и его функциях, она задавалась вопросами онтологии и гносеологии. А именно: насколько мышление корелирует с бытием? Г.В.Ф. Гегель писал о прямом тождестве бытия и мышления. Мышление, утверждает Гегель, "отчуждает" свое бытие в виде материи, природы, которая есть "инобытие" этого объективно существующего мышления, именуемого Гегелем абсолютной идеей. С этой точки зрения разум не специфическая особенность человека, а первооснова мира, из чего следует, что мир в основе своей логичен, существует и развивается по законам, внутренне присущим мышлению, разуму. Таким образом, мышление и разум рассматриваются Гегелем как независимая от человека и человечества абсолютная сущность природы, человек всемирной истории. Гегель стремится доказать, что мышление, как субстанциональная сущность, находится не вне мира, а в нем самом, как его внутреннее содержание, проявляющееся во всем многообразии явлений действительности. Но уже в то время зародилась философия марксизма, которая отрицала такое тождество и она стала основанием для трудовой теории языка. Т.к., по их мнению, существует лишь материальный мир, то и язык следует описывать как продукт практики.
   В начале двадцатого столетия появляются очень оригинальные теории языка. Особо важным явлением в то время стало появление философии Фердинанда де Соссюра. Он считал, что у языка есть строго формальное описание со всеми вытекающими из нее структуры. Также были выдвинуты попытки объяснить язык через постмодернистические методы: деконструкции, гипертекст. Но очень важным открытием стало изобретение искусственного интеллекта и в данный философы вновь задаются вопросами: "истоков происхождения языка, его возможностей выражения и способа субъективного функционирования, соотношения языка и культуры, языка и мышления, языка и истины в принципиально новом для себя интеллектуальном контексте*" [Коршунов А.О. Философия языка и ее современные тенденции. Исторические, философские, методологические проблемы современной науки. Сборник статей. 1-й Международной научной конференции молодых ученых. Ответственный редактор А.А. Горохов. 2018 Курск: Издательство: Юго-Западный государственный университет (Курск). C. 136]
   Такие основные вехи развитий философской теории языка. Однако, как выделяют В.Э. Вечканов и Н.А. Лучков сегодня язык понимается значительнее шире, чем могли это представить философы прошлого. Они выделяют помимо философского понимание языка научное и естественнонаучное понимание языка. "В научном понимании понятия "язык" и "речь" различаются: под языком понимается система, имеющая характер своеобразного кода, а речь понимается как один из способов реализации этого кода ". "В естественных науках под языком часто понимается та или иная знаково-символическая система, границы которой определяются широтой ее применения ". Поэтому современные исследования в области языка должны преодолеть сугубо антропное представление об языке и понимать его значительно шире
  
  Список использованной литературы
  1. Вечканов В.Э. и Лучков Н.А. Философия: Учеб. Пособие. - 2 - изд. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2012. - 136 с.
  2. Гораций Ф.К. Оды. Эподы. Сатиры. Послания. - М.: Художественная литература. - 481 с.
  3. Коршунов А.О. Философия языка и ее современные тенденции. Исторические, философские, методологические проблемы современной науки. Сборник статей. 1-й Международной научной конференции молодых ученых. Ответственный редактор А.А. Горохов. 2018 Курск: Издательство: Юго-Западный государственный университет (Курск). - 131-136 с.
  4. Лукреций. О природе вещей. М.: Издательство академии наук союза ССР, 1946. - 453 с.
  5. Рыков С.Ю. Древнекитайская философия: Курс лекций [Текст] / С.Ю. Рыков; Рос. акад. наук, Ин-т философии. - М. : ИФРАН, 2012. - 312 с.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"