Ежов Рой Андреевич : другие произведения.

Обзор венков

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 8.00*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор всех найденных на СИ венков сонетов.


"Сонет - это элитарный жанр поэзии. Это регламентируемое четырнадцатистишье, ведущее свою историю с самого начала Ренессанса, предъявляет к авторам, к нему обращающимся, высочайшие требования как к поэтическому слову, так и к формальным признаком сонета - два четверостишья (катрена) и два трехстишья (терцета). Поэтому авторы мало-мальски грамотные обращаются к жанру сонета крайне редко.
Венок сонетов, редчайшее поэтическое произведение вследствие непосильных требований к нему, состоит из пятнадцати сонетов, четырнадцать из которых устроены так, что последняя строка предыдущего сонета является первой строкой последующего. И так во всех четырнадцати сонетов. А последний, пятнадцатый сонет является вместилищем всех первых строк четырнадцати сонетов. И это при полном соблюдении метрики стиха, семантики и, конечно, отточенности рифмы - необходимого требования к сонетам. Именно эти требования и обусловили крайнюю редкость венков сонетом, если речь идет о хороших, грамотных и вдумчивых литераторах.
А если речь идет о бездарных графоманах, косноязычных и малограмотных, то препон для писания венков сонетов ... у них не возникает, да и возникнуть не может..."

(с) Е. Ермолкин

Вот такие пироги. Прочитал я это и решил посмотреть, кто же это у нас на СИ не имеет препон для писаний венков сонетов? Как ни странно, в их числе оказался и сам автор процитированного высказывания, которое он счел нужным проиллюстрировать именно таким образом. Его право. Но на самом деле венков оказалось не так уж и много, и это странно. Казалось бы, раз имеется сонм растущих поэтов, то всем им хотя бы по разу попробоваться на самой трудной из известных классических стихотворных форм сам Бог велел. Но вот нету, то бишь, мало - семь штук. Объяснение сему факту я нашел такое: все пишут венки, но, будучи "хорошими, грамотными и вдумчивыми литераторами", предъявляют к себе весьма жесткие требования и, устыдившись плодов своих технических упражнений, не публикуют их. И это неправильно, товарищи! Ибо СИ - полигон, мастерская, место для обмена опытом. Поэтому, опубликованные венки должны быть распрокомментированы в хвост и в гриву. Но нет, и того нету. Сонеты и венки сонетов чрезвычайно мало читаются на СИ, что однозначно доказывает, - выставленные произведения у нас читают исключительно читатели, а писатели только пишут. Вот такие пироги еще раз.
В силу всего вышеизложенного я сподвигся нарушить печальную традицию и в меру своих скромных сил, природного дарования и знаний, почерпнутых из БСЭ, разобрать все если не сонеты, то венки сонетов. А для этого надо прежде всего определиться с критериями. Я попытался оценить по десятибалльной шкале отдельно:
- технику без семантики (совершенство и каноничность формы - слог, рифмы, синтаксическая правильность)
- семантику (членораздельность, отслеживаемость и завершенность мысли, смысловая композиция). Здесь же даны характерные цитаты. Не лучшие, а именно характерные.
- образность (качество картинок)
- мгновенное первоначальное впечатление от прочтения (понравилось - не понравилось)

Разумеется, автор разбора понимает, что все это совершенно субъективно, не претендует на знание абсолютной истины и проч. Разбираемые венки расположены по алфавиту фамилий авторов на которые буквы они начинаются. Розенблюм Мадлена и Cанчук Виктор были опубликованы в одном флаконе, и ссылки указывают в одно место, но я счел правильным их разнести.

Венок Сонетов Гарцев Михаил Исаакович

техника 9
Правильные романские сонеты. Почти все рифмы хорошие, безобразных - нет, выдержано чередование мужских и женских рифм. Не совсем канонический размер - четырехстопный ямб, но это только осложняет задачу. Кое-где интонация разорвана на стыке строк. Единственный из рассматриваемых венок с обратной магистралью.

семантика 9
Содержание: Гражданская философская лирика с "крутым замесом" из мифологии и христианских символов.
Прекрасно выдержана композиция внутри венка, хотя отдельные сонеты недостаточно самостоятельны.
Цитата: "И путь российского Гермеса благослови, Иисус Христос". Ключевой сонет действительно ключевой.

образность 7
Не фонтан, но впрочем, ровно столько, сколько нужно для разрабатываемой темы, не более - четкая и сквозная образность, строчки шизофренией не страдают.

впечатление 7


Венок сонетов Ермолкин Ефим Шнеевич

техника 6
Катрены рифмуются как абаб вггв - облегчил себе задачу. Терцеты рифмуются по нескольким схемам, но, вроде, все по канонам. Тот же четырехстопный ямб. Рифмовка так себе, постоянно облегчается за счет глаголов и т.п.. В тринадцатом сонете оказалось 19 (девятнадцать) строк, в восьмом - 12 (двенадцать). Много синтаксических погрешностей и обрывов.

семантика 4
Содержание: Безобразные муки рождения стихов в нашей безобразной жизни.
Достаточно много непонятных, по-видимому насильственных, вставок. Мысль обрывистая некоторые сонеты, в том числе ключевой, бессвязны.

Цитата: "Грядут желудочные спазмы, И хочется опорожниться... Зачем же зря глядеть в окно? Ведь целый мир - одно говно".

образность 6
Много достаточно впечатляющих картинок, но они плохо стыкуются между собой и чего-то целого не получается.

впечатление 4


Где-то Там (венок квазисонетов) Овчинников Пётр Георгиевич

техника 8
Вроде в основном все выдержано и достаточно плавно. Правильные классические сонеты. Рекорд - слово "дыр" рифмуется в четырех разных строках венка. Вспоминается "В поле трактор Дыр-дыр-дыр".

семантика 2
Дальние семантические связи чисто формальны, а местами отсутствуют как класс. Наверное, потому и "квазисонеты". Развития какой-либо мысли не наблюдается ни в рамках сонетов, ни в венке, только малахольное описание окружающих галлюцинаций.
Цитата:"Звенят ручьи. В каналах много гнили. Трамваи спят, кого-то удушили Их провода, и в сыре много дыр".

образность 10
Читайте сами.

впечатление 10
Собственно, эта штука и подвигла меня к изучению веночно-сонетского вопроса. Прекрасно воспринимается в полусонном состоянии.


Венок Сонетов Розенблюм Мадлена

техника 9
Терцеты обходятся двумя рифмами - усложнение задачи. Хорошие рифмы, даже классике отдана дань: "роз-мороз". Короче, все выдержано.

семантика 9
Содержание: Рефлексия уехамши. Ностальжи. Здесь и там, то есть наоборот.
Кое-где мелкие словесно-логические нестыковки, но в целом все понятно, читается и проникается легко. Венок - единое целое, это чувствуется очень четко.
Цитата: "От ностальгии выпишут хинин, Проводят с маршем до большой заставы - И впустят в миф, пустующие главы Которого заполнит он один."

образность 9
Техминимум, как у Гарцева, и пара приятных вещей сверху. Хорошо сбалансировано и органично вписывается.

впечатление 9
Вообще, не хочется ничего членить. За все по девятке, все понравилось, но восторга не вызвало - тогда была бы десятка.


АКРОСТИХ ЗАЧЕМ? Cанчук Виктор

техника 9
Ну сложил слова в комбинацию из трех пальцев, ну и что? Сплошное версификаторство в таких количествах раздражает.

семантика 0
Не обнаружена. Только название в тему.

образность 0
Вместе с семантикой.

впечатление 0
Вместе с образностью.


Подлунный венок сонетов Трудлер Алекс

техника 8
Классические сонеты. Рифма "старья-любя-гнилья-календаря" - по-моему, это безобразие! Лучше уж "жрать-врать-драть-и т.д." Синтаксис местами неестественен. А так ничего.

семантика 3

Содержание: Нечто глубоко личное.
Весьма мутно и потусторонне. Полно нечленораздельностей. Автор сразу заявляет, что это только попытка словесного строительства, но в глубине души, очевидно, надеется, что здесь есть еще нечто. Пусть надеется дальше.

Цитата: "И отражением озарена Арена города, расковывая звенья И празднуя свободу оперенья. И падают на землю семена."

образность 8
Спорадически произрастают весьма красивые вещи.

впечатление 6


Да и Нет. Венок сонетов. Ярина Эмма Александровна
техника 8
Классические сонеты, в основном все выдержано. Попадаются неудачные синтаксические конструкции и спорные рифмы.
семантика 8
Содержание: Тургеневская барышня морочит голову терпеливому поклоннику, дурачится за его счет и рефлексирует по этому поводу. Местами попадается ненавязчивый юморок.
Внутри сонета как правило берется некая тема для каждого сонета и в катренах рисуется отвлеченная картинка, а в терцетах привязывается к описываемой ситуации. Сонет 13, натурально, "адский".

Цитата: "Вернуться молча и не дать ответ, А только зыркать крупными глазами, Просить еду, бежать от наказаний И наводить все время марафет, Задрамши ногу, языком... "

образность 5
Тяжеловесно, местами не гладко. Иногда всплывают какие-то специальные термины и привлекаются специфические области знаний.

впечатление 7


Ну вот и все пока. Может чего пропустил - пардон. Искал по словосочетанию "Венок сонетов".

Приложения:



Сонеты
Завидую далеким временам,
Когда сонет мешал болтать поэтам.
А почему бы, думаю, и нам
Язык не укорачивать сонетом?
Нужна узда горячим скакунам,
Обложка -- книгам, рама -- всем портретам,
Плотина -- разогнавшимся волнам,
Сонет -- разговорившимся поэтам.
Сонет благожелательно жесток:
Он не допустит, чтоб залезли мысли
За край листка и бахромой повисли.
Он говорит: "Вот финиш мысли. Стоп!"
И если он врасплох мою строку обрубит --
Я не поэт. А он поэтов любит.

(с) Н. Матвеева (не с СИ)

ПОЭТУ.

Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.

(с) А. Пушкин (не с СИ)
Оценка: 8.00*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"