Аннотация: Мода на пошлость не обошла СИ стороной. Почему мы смеемся и удивляемся?
Почему пошлостьсегодня в почете?
До чего же не хотелось писать на эту тему. И в самом деле, что можно сказать, когда пошлость сама говорит за себя. И, тем не менее, не смог удержаться, накипело. Хлынувший на читателя, зрителя и слушателя поток низкопробного, откровенно непристойного творчества, буквально захлестнул СМИ. Чего стоят ежедневные и еженедельные сериалы типа "Счастливы вместе", "Комеди клаб", "Дом 2" и другие. И ведь что удивительно, смотрят, смеются, ругают и продолжают смотреть. Впрочем, наверное, я зря удивляюсь. Пошлость всегда пользовалась спросом, так как рассчитана именно на такое восприятие, где нет необходимости напрягать извилины или о чем-то думать. Обиднее всего то, что занимаются этим не праздные любители, а профессионалы. Более того, талантливые, образованные люди, умеющие думать и мыслить.
- Брюзжание старпера эпохи застоя, который во всём видит руку запада и больше ничего, а еще Ежыгом себя называет. Не Ежыг, а старый хрыч в натуре.
Возможно, так выскажется критик, прочитав вышесказанное.
- Нет, и еще раз нет, - отвечу я, и, ощетинив иголки, недовольно посмотрю на оппонента. Возраст еще не означает, что теряется острота восприятия окружающего мира и всё новое встречается в штыки. Старость и брюзжание тогда, когда новаторские, оригинальные идеи воспринимаются с трудом и требуют напряжения, чтобы принять их. А пошлость, какой бы она ни была, воспринимается в любом возрасте одинаково. Для этого нужно всего-навсего моральные и нравственные устои, которые всеми силами пытаются размыть таким, с позволения сказать "творчеством".
Увы, но и Самиздат не избежал этой участи. Горы мусора выливаются как из ушата на читателя. И хотя большинство этой "литературной" белиберды остается в тени, отдельные её представители вылезают наверх и то и дело мелькают в колонке обсуждений. Ярким представителем подобного можно назвать творчество некой Бэллы Слесарченко/. Образ, созданный известным питерским автором в поэтической форме сначала веселил читателей своим юмором, но постепенно в творчестве наметился явный перекос, и пошлость стала нормой. Зато рейтинг посещаемости и число комментариев зашкаливает.
Возникает резонный вопрос - а стоит ли обсуждать такое творчество, если и так понятно, что оно из себя представляет? Думаю, стоит. Ведь важна не столько оценка творчества и даже не осуждение или оправдание автора, а выяснение причин, порождающих целое направление, которое всё сильнее и сильнее заполняет эфир, формируя тем самым сознание читателей и зрителей.
Может быть, я сгущаю краски, и трезво мыслящий читатель скажет: "Ну что вы так, право слово, ополчились на Бэллу и ей подобных? Веселит народ, оживляя тем самым тоскливую картину Самиздата. И вообще, в свете проблем сегодняшнего дня, заставляет забыть о грустном."
Может быть и так, и все же выскажусь по этому поводу.
Талантливый человек, пришедший в литературу, всегда испытывает сложности роста. Вдохновение, которое заставляет писать, штука не постоянная, приходит и уходит. Но, коснувшись хоть раз, она оставляет в человеке, точнее в его душе неизгладимый след, и тогда начинаются поиски себя. Увы, через это прошли сотни ищущих себя в литературе. Все по-разному проходят этот путь. К кому-то вдохновение возвращается вновь и вновь, кто-то навсегда уходит из литературы, оставив в ней короткий, но яркий след, а кто-то тяжело переживая, всеми силами пытается задержаться на гребне былой популярности и ищет себя. Увы, но искания порой как раз и находят своё продолжение в создании дешевой, пошлой писанины, направленной лишь на эффект восприятия в сиюминутный момент времени. Несколько цитат из "творчества" госпожи Бэллы:
- Не нравится, не читайте! У нас свобода творчества, а не худсовет по утверждению, что можно, а что нет! И вообще, ... (длинная цитата из разных словосочетаний, поясняющих, куда мне следует идти с такими рассуждениями).
Кто-то приведет иной довод для оправдания подобного "творчества".
- Интересно, а почему одним можно, а Бэлле нет? Разве тексты песен Сергея Шнурова лучше? Вот, например: "Я люблю пиво, я люблю водку. Я люблю баб и жирную селедку". Народу ЭТО нравится. Народ внимает, а вы поучаете, указываете, что ему слушать и что читать. Просто Шнур - это имя, а Бэлла - имя Самиздата, а придет время, прогремит еще круче.
Возможно, кто-то прочтет и скажет, что я верно и правильно говорю, только всё это в пустоту. Нравственность потеряла своё значение. Мировоззрение стало таковым, что пошлость входит, точнее, вторгается всё сильнее в наше сознание, а мы сами стремительно движемся ей навстречу, как бы говоря:
- Если нет сил, нет возможностей написать что-то хорошее, интересное, весомое для людей, надо писать для толпы, надо быть в центре, надо глумиться и тогда тебя вознесут.
Автор проекта "Бэлла Слесарченко" весьма профессионально просчитал философию внутренней пустоты, которая стоит в умах людей. Цинизм и одновременно тонкий уровень поданного материала, сам собой обозначил планку, ниже которой падать некуда, а если хуже быть уже не может, значит, может быть только лучше. Отсюда простой вывод - нулевой уровень сам по себе достижение для восторга.
Что еще можно сказать? Как печально, что талант выдавливает из себя раба желаний и превращается в игрушку для потехи тех, кто над ним же смеется.
В заключение скажу, что совесть у литератора все же должна быть. Ни какие жизненные обстоятельства не могут быть оправданием поступков, которые заставляют писать пошлость. И искренне жаль, что талант, в угоду тщеславию, ищет, мечется и в пошлости находит отдушину своим мыслям и чувствам.
Можно пройти мимо, хмыкнуть и подумать: - как плохо, что пошлость торжествует. Проще всего остаться равнодушным, и тогда она захлестнет нас, сказать ей СТОП - гораздо сложнее.