Чернышева Ната : другие произведения.

Нанушки, мои нанушки... хиж-2014, личное мнение

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


ПРО НАНУШКИ 2014



Пара вступительных моментов

Момент первый:
Нанотекст требует особенно бережного отношения к слову. Каждая буковка на счёту! А сказать порой хочется так много...
Три критерия, три составляющие миниатюры - Сюжет, Герой и Мир. Сжать это всё в точку и отбросить на серую плоскость СИ-текста всего в 5 кб не так-то просто.
Когда-то, давно, мне сказали, что на маленьких объёмах играть в первую голову должна Идея. То, ради чего пишется любой текст, но в романах и повестях, новеллах и рассказах можно позволить себе растекаться мысью по древу. В миниатюре же не должно быть ничего лишнего.
К Идее я бы добавила ещё и Слово. Слово на маленьком объёме выступает с Идеей вровень. Запороть Идею неудачными словами - это как два пальца об асфальт, и ничто не спасёт.
Когда-то на СИ был конкурс мини-прозы, Миникон. (Его дело подхватил Минифест, не такой строгий к участникам, но всё же мини-прозовый конкурс. Советую не пропускать, если желаете на следующем ХиЖ-нано выбиться со своей нанушкой в люди. Получите бесценный опыт, зуб даю, ваш!) Продолжая традицию Миникона, особенно трепетно отношусь к цельным мини-текстам, содержащим в себе элемент эпичности.
Казалось бы, как это сочетать несочетаемое, нано-текст и эпичность? Тем не менее, такое более чем возможно. Настоятельно рекомендую ознакомиться с одной из миниконовских статей: О миниатюре
Позволю себе процитировать главное:
основные отличительные черты миниатюры, как жанра: эпическое произведение; малый или сверхмалый объем; фабульность действия, композиционная и содержательная завершенность; в центре - мысль (образ) с высокой степенью обобщения; высокая степень детализации, как в "крупной" прозе, или выше.
Я к чему? Я к тому, что вот именно такие тексты буду искать в нанушках и отмечать десятками да девятками. Но если при прочих равных условиях мне не понравится Идея текста - оставляю за собой право сказать нанотексту "фе"!

Второй момент:
Прав личности нанотексты не имеют. Ни один. Авторам - моё почтение. Текстам - тут уже всё зависит от самих текстов...

И, наконец, момент третий, контрольный:
Мстить мне *надевает противотанковую броню* можно и нужно здесь:
Я свяжу тебе жизнь
Багровая планета
Поехали.

Десятки

Сама попросила

Жёсткий, хлёсткий текст. В плюс - образность каждой фразы, ничего лишнего. Каждая буковка на своём месте и дышит в такт Идее, работает на финал.
По сути, социальная фантастика ближнего прицела. Элементы которой в нашей реальности уже есть - ювенальная юстиция, к примеру. Дело Снежаны Даниловой, к примеру. Дело Глеба Агеева - да, там обвинили приёмных родителей, но их ок-ле-ве-та-ли, в рамках проекта очернения семьи, я в теме дела, я знаю. Но обывателю докажи обратное, попробуй...
Вот и здесь, у главного героя ювеналицы (две девки из славной конторы ЮЮ) хотят отобрать дочь. Я очень рада, что, по крайней мере, одна из них получила то, что сама же и попросила. Аккурат в лоб.
Но щемящая боль всё равно остаётся. В исходниках того мира (который вполне может стать нашим будущим) хеппи-енд для семьи не прописан.
Текст-предупреждение, текст-набат, я бы сказала. Удачи на конкурсе!
Не проходите мимо, дорогой Читатель, текст того стоит.

Играй, Рояль

Лиричная, душевная история. Извечная женская тема: о Любви. Текст льётся музыкой, "Весенним вальсом" Шопена и под финал тянет даже всплакнуть от нахлынувшего чувства. Очень чувственный текст, правда.
Сидишь какое-то время, слушаешь отзвуки и сердце бьётся чаще, чем надо бы.
Замечательный текст. Спасибо Автору!

Резидент

В текст срываешься как в омут. Сомкнуть щиты! И видишь, чувствуешь, воспринимаешь это живое Поле инопланетного "подсолнуха", раскинувшееся под двумя голубыми солнцами, стоящими на страже чужого мира.
Очень качественный космофант! Окно в ледяное Пространство, где Человек может найти не только интересное, занимательное, необходимое и нужное, но и опасное смертельно чуждое. Но даже смерть и перерождение не способны полностью погасить память. Человек остаётся человеком. Несмотря ни на что и вопреки всему.
Удачи на конкурсе.

Трепет ложноножки

Образчик конструирования авторских слов. Тут, на Си, есть и ещёотличные тексты из той же серии, Автор заинтересуется, подскажу один - точно знаю, где живёт.
"Не читайте перед обедом советских газет",- вот, в сущности, и всё, что обыгрывается в тексте. Только на инопланетный манер, и упор здесь идёт на описание инопланетного жития-бытия инопланетными же словами. Смешно получилось.
он бросился докладывать забликам свежую новость. Его приняли с распростёртыми шупальцами, его выслушали, его поблагодарили, его даже угостили слюзявкой и выпроводили. . Класс, я считаю.
Автор, угостите меня слюзявкой, а? Бартер - слюзявка в обмен на десятку. Вкусная штука, надо думать.

Серьёзное осложнение

Вот тоже неплохой образчик инопланетного юмора. Нанотекст показывает на этот раз жизненную ситуацию, в которую попал главгер из-за любви к прекрасному. Вкусные авторские словечки, прекрасная в своём абсурде жизнь чужих, и вместе с тем, таких родных и понятных существ.
Доктор восхитил - каков прохвост!
А вообще, конечно, аксимлоям не позавидуешь: самое приятное занятие вызывает у сильного пола потерю третьей ноги. Нога, конечно, за три дня отрастает, но сам факт! Как-то это несправедливо,я считаю. А впрочем, жизнь сама по себе несправедливая штука.
Спасибо за позитифф! Не отказала себе в удовольствии перечитать ещё раз. в скобках: что вы со мной творите, авторы добрые, а? Я же ненавижу ПМ!
Удачи на конкурсе!

Бегущая по шпалам

Совершенно изумительная вещь! Да-да, тот самый ненавидимый мною ПМ (себя не узнаю, добрая как... в общем, добрая. И озверин окончился! Завтра надо срочно достать и выесть до донышка...)
Слова как кружево, как нитки в руках вязальщиц... наши судьбы - это носки, вообразите себе. У кого-то невыразительный коричневый, а у кого-то - яркий пёстрый гольфик...
Но профессия вязальщицы судеб лишь фоном. На первом плане её любовь, её надежды,- несбыточные. А Он, как и полагается устремлённому за горизонт мечтателю, одержим. Не ею, увы.
Невероятная поэтичная образность текста, параллели и аллюзии, - ну конфетка же.
Ловите десять, Автор. Удачи!


Спасибо и прощай

О, а это мне очень понравилось! Очень динамичный, лаконичный и пронзающий в своей цельности текст. Идея скульптора - замечательна. Поединки - респект. Придуманы и продуманы тщательно, это чувствуется. Правила арены беспощадны. Но вот вопрос: девушка побеждала таким образом уже не один раз. Жертвовала собой - ради себя же. Как это отразилось на ней? Момент не прописан ,а я бы хотела его увидеть!
Знакомая манера, кстати говоря. Полезла в раздел проверять - да Сорок четвёртая заповедь же! БД-12.
Что ж, удачи на конкурсе! Держу кулачки за вас, уж не подведите, пожалуйста.


Девятки

Прошлогодняя листва

С очень большим эмоциональным зарядом текст. И опять - ничего лишнего, буковка к буковке, люблю такое. Но. Почему не не десять?
Из-за составляющей Идеи, а именно: искусственного ограничения жизни до 130 лет. Вот исполнилось тебе 130, добро пожаловать в могилку. Сам или помочь? Очень многие антиутопии потоптались на этой мысли. Она у меня всегда сомнения вызывала.
В нанотексте говорится о шахтах на Ганимеде, заброшенных. И есть намёк, что, несмотря на 130 лет, главгер здоров и весел. Вот сослать на Ганимед, чтобы кайлом махал - да, поверю. В разговор записей на могилках - не верю. Потому и девять. Финал, впрочем, оставляет намёк, что герой таки поехал на Ганимед вместо могилки, но опять-таки не верю и вот почему: Бюро Регуляции Населения.
как-то так, удачи.


Восьмёрки
Убить Рыжего

Фентези. Я к этому жанру с прохладцей - сами понимаете почему. Но вот тут, - тут хорошо вышло!
Такая дружба-вражда интересная. И о том, как сквозь всё наносное и не слишком важное в героях прорастает Человечность. Так сказали читатели в одном из комментов к тексту, я согласна - точнее не скажешь.
Оч хорошо, что финал неоднозначен. Поневоле ждала, что Рыжего всё-таки убьют или он сам повесится, но нет, финал открыт.
Всё же миниатюра уступает моим десяточникам. Осталась недосказанность и незавершенность, они на грани, но репу чесать заставляют вопросами. Какое проклятие, откуда оно? Почему именно на Рыжего? Зачем приятелю Рыжего, посланного вообще-то убить, спасать того, кто может однажды проснуться Тварью?


Семёрки

Ничего лишнего

Сказка по сути, вот только... В маленький объём втиснут живой и яркий мир, - да, это плюс. Живые Анника и Ядвига, - да, это плюс. Но если Анника естественна, то Ядвига - какая-то декларативная, что ли. С очень большим чувством собственного превосходства, высокомерием даже, самолюбованием каким-то. Как-то для Силы, которой она владеет, это слишком мелочно, что ли. Сорок лет ведёт ателье? Значит, ей около 55, как минимум. А на 55 не тянет нисколько, больше на 20-летнюю похожа.
Второй момент - изъятие ненужного лоскута памяти у клиентки и тут же смерть этой клиентки, причём по такому зубодробительному штампищу штампованному - переписала завещание на молодого бойфренда ==>> молодой бойфренд тут же бальзаковскую даму сердца своего и убил. Ведь известно, что убил. Значит, было следствие? А если было следствие, толку от завещания - наследник не получит ни-че-го. Имхо, смерть должна быть таинственной и слухи о молодом любовнике, только слухи, что вот, типа, он и убил, он же выиграл от её смерти больше всего... и где справедливость? Но ситуация решена в лоб, именно за это и семёрка вместо десятки, да.
Анника мне нравится больше. Вторая сущность двуликого божества памяти. Намного более яркий образ, чем образ Ядвиги.
Мне кажется, тексту не хватило объёма. Чтобы показать клиентку Ядвиги, избавить её от ненужной условности. Да и смерть её была бы иначе обыграна, шкурой чую.
Что ж, успехов.


Остальные

Долой науку

И всё-то тут хорошо. И язык, и образность. И паук зачётный! И даже стихи неплохие. Хотя стихи в миниатюре - это ой как непросто, потому как чаще всего работает именно раздражающим фактором, доводом против. Но.
Самое главное "Но", убившее всё. Наповал, можно сказать. С летальным исходом.
Это рассказ о том, как я писал рассказ на конкурс. И даже на конкурс фантастического журнала. ХиЖ впрямую не упоминается, но это не спасает.
Увы.

Ни о чём

Первая фраза: Сначала выступал поп в длинной рясе и золотым Ролексом на запястье
Всё. Опять эта ср... я политика и всё, с нею связанное. Фтопку.
Дальше пошёл винегрет, внимание рассыпалось. Слоган "посмотрите на звёзды". Ну, они посмотрели. Водолей поставил Деву раком и пялит ее в зад. Фтопку.


Альфа Ориона

Люблю космофант. Здесь его есть. Пыльные тропки далёких планет, опасности, риски. Дочь, оставшаяся на Земле. Самопожертвование.
Не понравилось, что изложено суховато, в лекционном стиле, который не люблю больше всего в любых текстах, а у себя стараюсь корчевать с мясом. Героям не хватило целостности! Именно потому, что их мне рассказывают вместо того, чтобы показать. Наверное, потому, что их, заглавных героев, слишком много для такого маленького текста - фокус внимания то у дочки, то у отца, поэтому внимание и плывёт.


2024 год

Собственно фантастики здесь мало. Бытовая зарисовка и немного для антуражу: налог на воздух, налог на дыхание... "утащат Лёшку, сдадут на органы". И тарелка под занавес, летающая, увидеть которую до обеда - не к добру. Про пингвинов, вот честно, не понравилось. Имхо, никакого отношения к тексту пингвины не имеют...
Я не верю, что дед и внук не знали, какую-такую технику испытывают родители мальчика. Абсолютно неправдоподобно: в семье такие вещи знают. Если это семья, конечно. Но в тексте про семейный конфликт не сказано ничего.
Я не увидела переломного момента, изменяющего судьбы героев. Да, их оштрафовали, забрали удочки. Но и - всё. Ни дед, ни мальчик не изменились ничуть.
Так что вот и получилась бытовая зарисовка, не больше.


Из истории воздухоплавания

Чешу репу озадаченно...
Не моя тематика, вот честное слово. Этакий исторический винегрет, приправленный изрядной долей юмора. Причём такого юмора, который не люблю больше всего. Когда смешиваются в одну кучу кони, люди... то есть, крестьянин-авиатор, половцы, ордынский хан, фигуры высшего пилотажа и застиранные портки и первая на Руси реклама, размещенная на крыльях: "САМЫЕ КРУПНЫЕ ЯЙЦА У МИТРОФАНА БЕСШТАНОГО!. Впрочем, у рассказа, если судить по комментам, есть свои {по}читатели, и это хорошо...

Лучше некуда

Как-то сразу рассыпалось внимание. Что, куда, зачем, кто, почему? Никаких ответов.
Слишком фантастично выглядит операция спасения. Уговорила охрану, пронесла... К финалу соображаешь - главгер смертник, его должны казнить. Но за что? что он такого сделал? И вопрос: разве можно в камеру к смертнику "уговорить и пронести" весь тот спасательный набор из имплантов, шприцов и прочей высокотехнологической фигни, с помощью которого Юлька спасает любимого? Охранники не идиоты, хоть и менты. А парень ,раз уж заработал смертную казнь, должен считаться опасным преступником. И уж такого охраняют...
Раскуроченное бедро - сильно звучит. А кровища где? А следы от той кровищи? Или парень киборг какой-нибудь?
Пересадка личности - парню всадили иглу в основание шеи. А как Юлька пронесла эту иглу в камеру смертника? "Уговорив" охранника? Охрану не уговоришь... даже через основной инстинкт. Я... эээ... смотрела в своё время фильм "Зелёная миля" по Кингу. Не видели? Посмотрите. Там сюжет тоже про тюрьму и заключённых. И как таких парней уговаривать, не знаю.
Мне кажется, тексту не хватило объёма. Это должен быть рассказ или даже повесть. В нынешнем виде - просто зарисовка. Хотя зарисовка, надо признать, очень неплохая - понравилась динамика, отсутствие лишних соплей, деловитая такая атмосфера и героев видно, да, не картонки. Но всё равно, при всех своих достоинствах, это - всего лишь зарисовка.
Удачи на конкурсе.







 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"