Фролов Вячеслав Владимирович : другие произведения.

Компас Штольца

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Для журнала "Рецензент". Авторские мысли по поводу рассказа "Суббота, или Наташкин день", оформленные в виде самостоятельного рассказа.


   Конференц-зал был полон, но люди всё прибывали. Тяжёлые портьеры глубокого
   синего цвета, украшенные пухлыми кистями, то и дело распахивались, пропуская очередного опоздавшего. Всё помещение наполняли сдавленный шёпот, тухлая смесь различного парфюма и одиночные - то тут, то там - покашливания.
   Занавес на сцене был раздвинут. На ней разместился длинный составной стол, покрытый белой скатертью, видимо извлекаемой на свет по особо торжественным случаям. Судя по отчётливому запаху лаванды и пыли, такие случаи бывали не часто. За столом сидел пожилой человечек в коричневом, стареньком шерстяном костюме и очках, скорее всего председательствующий. Сидел он уже давно, разглядывать публику наскучило, поэтому зевал он широко и открыто. Поначалу он стыдливо прикрывал рот маленькой сухой ладонью, но потом перестал. Утомило.
   Впереди и чуть правее его, почти у самого края сцены, находилась кафедра, украшенная гербом города и графином с водой. В горлышке графина торчала гранёная пробка-стакан. Под прямым углом к председателю, с левой стороны, стоял обычный канцелярский стол, безо всяких церемониальных украшений, но тёмной полировки, и четыре мягких стула.
   Постепенно шум в зале затих. Председатель посмотрел на часы, потом, куда-то за кулисы и зевнул. Спустя несколько минут из бокового прохода на сцену поднялись мужчина и молодая женщина, и заняли свои места рядом с председателем. Дувушка что-то сказала очкастому на ухо, тот кивнул и поднялся из-за стола.
   - Господа, прошу внимания, - начал он, хотя все и так внимательно его слушали, - сегодня вы с вам встречаемся с нашим земляком, автором многочисленных ...
   Пока он говорил, девушка повернулась к своему соседу и тихонько спросила:
   - А эти где? - и многозначительно кивнула на пустующий стол с четырьмя стульями. Мужчина равнодушно, но с должной долей удивления пробормотал:
   - Не знаю... Наверно опаздывают....
   - Что, все вместе? - удивилась девушка. Мужчина только молча пожал плечами.
   Тем временем председатель заканчивал вступительное слово:
   - ... итак, встречайте! Артём Дончак!
   Зал одобрительно захлопал. Из-за кулис появился мужчина, стремительно дошагал до трибуны и плюхнул папку с бумагами рядом с графином. Вперил острый взгляд в зал, помедлил пару секунд, наслаждаясь аплодисментами, затем решительно их завернул, проделав в воздухе рукой сложную дирижёрскую загогулину.
   - Во даёт! - насмешливо пискнула женщина и ткнула соседа локтем в бок.
   - Сила! - уважительно кивнул мужчина.
   - Какая сила? Тоже мне..., - она раздражённо передёрнула плечами. - Лучше бы он писал так же бойко, как ручонками размахивает...
   - Не, Ленка, ты не права, не дури...
   Ленка фыркнула и демонстративно отвернулась от собеседника.
   - Если тебе не нравится фантастика, то это не значит, она должна исчезнуть, так же как и люди её пишущие.
   - Костик, - женщина опять повернулась и снисходительно посмотрела на собеседника, - ну кому это интересно? Галиматья одна, жвачка для людей, которым заняться нечем.
   - Вот тут вы, Елена Владимировна, немного не правы..., - председательствующий присоединился к беседе. - Такие произведения дают то, что не доступно другим жанрам, они дают читателю мечту!
   - Тоже мне, мечту! - не сдавалась Ленка, - А как же сентиментальный роман? Вся эта, веками выправленная формула построения женского чтива? Вот где мечта в чистом виде!
   - Это частный случай! - тут же выпалил Костя. - Женщины, конечно, тоже представители человечества, но их мечтания, несколько... однобоки. Верно, Леонид Семёнович?
   Председательствующий молча пожевал губами, устремив тусклый взгляд в пустоту, куда-то поверх голов сидящих в полутьме зрителей.
   - У человека, кроме любви, есть ещё много чего заветного..., - наконец тихо произнёс он. - Любовь уходит, мутирует, превращается во что-то ещё... И где она? Фьють... и нету! А смерть остаётся, и желание жить вечно тоже остаётся, как и тяга к небу, или к чудесам, или обладанию какими-то другими, совершенно прекрасными особенностями, которых лишён обычный человек. И кто это может тебе дать, Леночка? Кто даст тебе надежду, что однажды, в тебе откроется что-нибудь такое же прекрасное как любовь, но не такое скоротечное?
   Леночка, сначала немного притихшая, тряхнула чёлкой и отчеканила:
   - Е-р-у-н-д-а!
   Потом помедлила, видимо решая, стоит ли как-то обосновать свой вердикт, но снова тряхнула чёлкой и сжала губы.
   Тем временем, писатель начал своё выступление, искоса поглядывая на пустующие четыре стула. Эти удивлённые взгляды вернули, наконец, председательствующего в реальность.
   - Костя, - он опять пожевал губы, - вы не могли бы поинтересоваться у Варвары Степанны, что там с нашими критиками? А то как-то... не по плану всё...
   Костя молча встал из-за стола и скрылся за кулисами. Председательствующий немного посидел молча и наклонился к женщине.
   - Вы поймите, Леночка, то, что вы считаете, что миром правит любовь, это прекрасно! К тому же, во многом так и есть. Но пройдёт время, и вы поймёте то, о чём я пытаюсь вам сказать. Никто не может жить чем-то одним и долгое время, иначе бы мы все походили на стадо счастливых идиотов. Человек всегда должен стремиться к чему-то ещё, даже имея почти всё. И не из жадности, а потому, что он разумен. Об этом говорит в своих книгах и Артём, - председательствующий кивнул на кафедру.
   Женщина хотела что-то сказать, но передумала.
   - Кстати, почти три четверти его читателей составляют женщины! И им нравится то, что он пишет. А вы говорите...
   - Ничего я не говорю! Просто он... Он не реальный какой-то... Зыбкий, расплывчатый... Он..., - девушка на секунду задумалась и выпалила, - он слишком хорош, чтобы быть настоящим!
   Леонид Семёнович широко усмехнулся.
   - И это очень хорошо! Он же фантаст, мистик...
   - Вы не понимаете, я не об этом..., - Леночка глубоко вздохнула, - это как встретить мужчину своей мечты, и вдруг, узнать, что он... гомосексуалист.
   - Фу, скажите тоже... С чего вдруг такие мысли?
   - Не знаю... так... ощущение... Просто жизнь гораздо проще и банальней чем в его рассказах. Наверно он идеалист и романтик, а я... я рассуждаю слишком "по-женски".
   - Напрасно вы это! Он действительно хорош, он интересен, тонок, фактурен... в литературном смысле, разумеется!
   - Не знаю... Я ему не верю! - отрезала женщина.
   - Как хотите, конечно, дело ваше, но... но мне не понятно ваше предубеждение. А
   вот и Костя, - председательствующий с ходу переключился с одного на другое. - Ну, что там?
   Костя вытащил из нагрудного кармана пиджака ручку и что-то написал на листке бумаги лежащей на столе. Леонид Семёнович прочитал, помрачнел и жестом велел передать эту же записку на трибуну. Пока Костя исполнял поручение, председательствующий сидел молча и барабанил пальцами по столу.
   Получив записку, писатель быстро прочитал её и улыбнулся.
   - Ну, этого и следовало ожидать, - едва слышно произнёс он. Затем уже громко, обращаясь к залу, заявил:
   - Друзья! Как сейчас выяснилось, в планы нашего вечера вкрались досадные изменения. Так случилось, но наши уважаемые критики не смогут присутствовать сегодня здесь, а поэтому и я вправе считать себя свободным от всяких договорённостей. Не могу же я быть един в пяти лицах? - сыронизировал писатель. - Это в шахматах ещё можно разыграть партию одному, а здесь, увы, слишком тонкие материи. Но в любом случае, никакие обстоятельства не заставят меня испортить вам вечер. Предлагаю обсудить одну мою вещицу, которая почему-то ускользнула от внимания широкой публики. Это рассказ "Суббота, или Наташкин день", помните такой?
   По залу прокатился шум. Кто-то выяснял, отчего не пришли критики, как обещали, кто-то вспоминал рассказ, кто-то интересовался, когда будет антракт и какое пиво есть в буфете. Наконец, все опять затихли.
   - А, тем не менее, рассказ примечательный. Даже не сам по себе (хотя и тут он вполне!), а тем, что в нём я впервые упомянул предмет, способный в корне изменить ход истории.
   Если и до этого в зале было довольно тихо, то сейчас наступила абсолютная тишина.
   - Заинтригованы? - улыбнулся Артём. - Тогда позвольте привести цитату из текста, чтобы было понятно, о чём идёт речь.
  
   "Наташка же вернулась к своим делам. Выудила из кучи рабочий комбинезон и принялась вытряхивать из карманов всякую, "очень нужную" любому мужчине мелочь. Всё извлечённое выкладывалось на стол, а крошки, пакетики из-под бутербродов и табачная труха летели на пол.
   Рабочая волшебная палочка, в чёрном футляре, покрытом защитными рунами, магический жезл-самоделка, для проведения вспомогательных заклинаний, аттам без ножен, с зазубринами на светлом лезвии, оставленных, скорее всего пивными крышками, связанная ею в позапрошлом году шапочка-невидимка, для холодных миров...
   В куртке же из оленей шкуры обнаружился компас Штольца, пустая одноразовая зажигалка и кисет с травяным сбором".
  
   Артём отложил листок бумаги и обвёл зал внимательным взглядом.
   - Итак, компас Штольца. Назначение этого прибора лежит на поверхности и понимание его непосильно разве, что очень глупому, или очень ленивому человеку. В рассказе речь идёт о нескольких мирах, в которые о долгу службы попадает главный герой, а раз так, то для чего ему компас? Пока вы над этим размышляете, я расскажу вам одну историю, почти сказку.
   Наш мир не уникален и не единственен в своём роде, как спорно бы это не звучало. Существует множество параллельных миров, схожих между собой как братья-близнецы, и в развитии каждого из них наступает момент, когда становится известно о других "родственниках".
   Артём сделал паузу, оценивая внимание аудитории. В зале по-прежнему было тихо.
   - А вскоре становится возможным и перемещение из одного мира в другой, как оказывается, это не очень сложно. А вот сложность, заключается как раз в схожести "братьев". Человек может несколько месяцев прожить у себя в квартире и только по совершенной случайности узнать, что мир-то чужой, не "домашний"!
   Вот для этого и служит компас Штольца. Он точно указывает человеку путь в тот мир, где он родился, и где его настоящее место. Не спрашивайте меня, кто такой Штольц, в чём принцип работы прибора или как путешествовать по мирам. Ведь это всего лишь сказка, которой я вас развлекаю, не больше.
   Председательствующий слушал Артёма молча, но, казалось, вполуха, погружённый в свои мысли. Ленка же наоборот, даже подалась вперёд, настолько интересным казался ей рассказ. Костя рассеянно смотрел в зал, и изредка на наручные часы. А писатель, тем временем продолжал.
   - Раз с первой загадкой мы разобрались, то вот вам вторая: в чём же заключается такая огромная роль компаса Штольца в судьбе целого мира? А вы представьте, как это удобно - в своём мире взял кредит в банке и... ррраз! Ты уже ходишь по улицам другого мира, который выглядит точно также как твой, те же приятели, те же подружки, но ты при лёкгих, дурных деньгах. Здорово? Да разве же только это? Представили?
Артём обвёл публику насмешливым взглядом. В зале воцарилось некое оживление.
   - Но, вы думаете это правильно? - продолжил писатель. - Разве может такое остаться безнаказанным со стороны властей? Разве можно это пустить на самотёк? Разве не должно это контролироваться централизованно, огромной, мощной организацией, способной спасти всех от коллапса? Помните, в начале вечера я говорил о тонких материях и шахматах? Так, вот сейчас можно. Можно набросать несколько этюдов и просмотреть развитие каждого из них. Что, уже не так весело?
   Артём собрал бумаги в стопку и положил их в папку. Казалось, его совершенно не волновало, что за его простыми действиями внимательно наблюдают десятки глаз, словно ища в них какой-то тайный смысл.
   - В общем, читайте рассказ, теперь вы знаете, для чего он написан. Весь этот мирок, милые семейные отношения, несколько мыслишек, подобранных мной мимоходом, в процессе написания текста... всё это вторично. Всё это для того, чтобы укрыть среди множества слов эти два - "компас Штольца". Видите как забавно? Простое словосочетание, а сколько в нём уместилось!
  
   За кулисами послышался шум и на сцену вышли трое человек. Двое из них, одетых в милицейскую форму, сконфуженно плелись позади третьего, высокого, широкоплечего мужчины в чёрном плаще, поверх серой форменной одежды. Неуверенность стражей порядка объяснялась достаточно просто: весь внешний вид незнакомца просто заставлял подойти к нему и потребовать документы, но дальше желания дело не шло. Абсолютная уверенность исходящая от человека, жёсткий взгляд серых, в цвет формы, глаз и плотно сжатые узкие губы заставляли милиционеров поджать хвост и плестись позади.
   Артем, увидев незнакомца, иронично усмехнулся и обратился к залу:
   - Я же говорил, что без контролирующей организации обойтись не удастся. Главное - чтобы это не переросло во что-то совершенно ужасное. Так, что смотрите, не упустите нужный момент!
Писатель взял с кафедры папку и сунул под мышку, затем залез в карман пиджака и выудил оттуда круглый, блестящий предмет.
Откинул крышку. Повернул циферблат.
   - К сожалению, компас Штольца, это ещё и маячок, по которому можно найти человека. По крайней мере пока это так.
   Артём положил компас обратно в карман, помахал замершему залу рукой и исчез. Незнакомец рыкнул что-то неразборчивое, развернулся на каблуках и пошёл прочь, едва не сбив с ног замешкавшегося милиционера.
  
   Зал словно вымер. Осмыслить произошедшее многим оказалось не под силу. Председательствующий очнулся первым, снял очки, помассировал пальцами переносицу.
   - Мда..., - просипел он.
Ленка глупо хихикнула и ткнула локтём сначала Костика, а потом и Леонида Семёновича.
   - А ведь он это..., - она опять хихикнула, на этот раз гораздо громче и нервнее, - ведь он на самом деле не настоящий! И расплывчатый... И зыбкий...
   Каждое слово давалось ей всё труднее и труднее, смех забирал её в свои судорожные объятия и наконец она разразилась громким истерическим хохотом.
   - Мда..., ещё раз повторил председательствующий.
   Костик посмотрел на нервно хохочущую девушку, молча встал и пошёл к кафедре. Снял стакан, наполнил его водой, подобрал лежащую рядом с графином записку и вернулся за стол. Так же молча сунул стакан Ленке. Развернул записку и ещё раз прочитал её содержание.
   "Критики исчезли в лифте между третьим и пятым этажами. Никто не знает, куда они подевались. Варвара Степановна вызвала милицию. Начинайте вечер, пока всё не прояснится".
  
   Костя скомкал записку, сунул бумажный катышек в карман и поднялся из-за стола: включать в зале свет, закрывать занавес, отпускать людей по домам.

Компас Штольца

  


No Фролов Вячеслав Владимирович aka Fmaster
Январь 2009 г.

  
  
  
  
  
  
   5
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"