Б.А.Розенфельд А.П.Юшкевич : другие произведения.

8 Дата смерти Хаййама

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО 'ОМАРА ХАЙЙАМА 8 Дата смерти Хаййама

  ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО 'ОМАРА ХАЙЙАМА
  
  8 Дата смерти Хаййама
  
  Год смерти Хаййама определяется на основании рассказа ан-Низами ас-Самарканди о посещении им могилы Хаййама через четыре года после его смерти:
  "В пятьсот шестом году [1112 г. н.э.] ходжа имам Хаййам и ходжа Музаффар Исфазари были во дворце эмира Абу Са'да в квартале работорговцев в Балхе. Я был с ними в веселом собрании. Там я слышал, как Доказательство истины 'Омар сказал: "Моя могила будет расположена в таком месте, где каждую весну северный ветер будет осыпать надо мной цветы". Мне эти слова показались невозможными, но я знал, что такой человек не будет говорить без основания.
  Когда в [пятьсот] тридцатом году [1135 г. н. э.] я был в Нишапуре, уже прошло четыре года, как этот великий человек скрыл свое лицо под покровом праха и оставил этот мир осиротевшим. Он был моим учителем. В пятницу я отправился на его могилу и взял человека, чтобы он показал мне ее. Он привел меня на кладбище Хайра. Я повернул налево и увидел ее у подножья садовой стены, из-за которой виднелись ветви грушевых и абрикосовых деревьев, осыпавших свои цветы на эту могилу настолько щедро, что она была совершенно скрыта под ними. Тогда я вспомнил те слова, которые слышал от него в Балхе, и заплакал" (см. an-Nizami, стр. 71-72).
  Ходжа Музаффар Исфазари, о котором здесь говорится, - ученик Хаййама, упоминавшийся нами выше.
  Из рассказа ан-Низами ас-Самарканди видно, что Хаййам умер за четыре года до 1135 г., т.е. в 1131 г. Эта дата может, правда, оспариваться, так как в некоторых рукописях Чахар макала вместо "четыре года" (чахар сал) написано: "несколько лет" (чанд сал), однако в наиболее древней стамбульской рукописи Чахар макала, переписанной в 1431 г., сказано: "четыре года"; остальные рукописи "Четырех бесед" относятся к XVII и последующим векам.
  В сообщении о Хаййаме в "Доме радости" Табризи имеется предложение "Продолжительность его жизни - ?? солнечных года" (см.: Govinda, вклейка между стр. 70 и 71). На месте знаков ?? в рукописи сообщения Табризи, фоторепродукция которой воспроизведена в книге Говинды, -две малоразборчивые цифры, первую из которых можно прочесть как **-7 и как **-8, а вторую - как **-2 и как **-3. В соответствии с сообщением ан-Низамй ас-Самарканди указанные слова Табризи следует читать: "Продолжительность его жизни - 83 солнечных года".
  Более точно дата смерти Хаййама может быть определена на основании другого места того же сообщения Табризи: "... в четверг 12 мухаррама 555 года в деревушке одной из волостей округа Фирузгонд близ Астрабада" (см. Govinda, вклейка между стр. 70 и 71). Число 555 в сообщении Табризи является очевидной опиской, так как 12 мухаррама 555 г. хиджры, т. е. 23 января 1160 г. н.э., по современным синхронистическим таблицам для перевода дат мусульманского календаря на наше летосчисление, было воскресеньем, и, следовательно, с учетом поправки, о которой мы будем говорить ниже, этот день считался субботой, так что ни в том, ни в другом случае этот день не был четвергом. Говинда высказал предположение, что в этом предложении Табризи перед словами "в четверг" недостает слов "он умер" или другого выражения с тем же значением. Исходя из этого Говинда пытался установить точную дату смерти Хаййама.
  Согласно современным синхронистическим таблицам, которыми пользовался и Говинда, в период с 1115 по 1134 г. 12 мухаррама приходилось:
  
  в 509 г. хиджры на понедельник 7 июня 1115 г.н.э.
  510 субботу 27 мая 1116 г.н.э.
  511 четверг 16 мая 1117 г.н.э.
  512 воскресенье 5 мая 1118 г.н.э.
  513 пятницу 25 апреля 1119 г.н.э.
  514 вторник 18 апреля 1120 г.н.э.
  515 субботу 3 апреля 1121 г.н.э.
  516 четверг 23 марта 1122 г.н.э.
  517 понедельник 12 марта 1123 г.н.э.
  518 субботу 1 марта 1124 г.н.э.
  519 среду 18 февраля 1125 г.н.э.
  520 воскресенье 7 февраля 1126 г.н.э.
  521 пятницу 28 февраля 1127 г.н.э.
  522 вторник 17 января 1128 г.н.э.
  523 субботу 5 января 1129 г.н.э.
  ******************************
  524 четверг 26 декабря 1129 г.н.э.
  ******************************
  525 понедельник 15 декабря 1130 г.н.э.
  526 пятницу 4 декабря 1131 г.н.э.
  527 среду 23 ноября 1132 г.н.э.
  528 воскресенье 12 ноября 1133 г.н.э.
  
  По этим таблицам 12 мухаррама было четвергом 16 мая 1117г., 23 марта 1122 г. и 26 декабря 1129 г. Говинда пришел к выводу, что датой смерти Хаййама было 23 марта 1122 г., т е. 12 мухаррама 516 г. Он считал, что в рассказе ан-Низами ас-Самарханди ошибочно написано "четыре года" вместо "четырнадцать лет", а в сообщении Табризи о продолжительности жизни Хаййама первую цифру следует считать 7, а вторую, которую никак нельзя прочесть 4, Говинда считал ошибкой.
  
  Однако при определении дней недели по современным синхроническим таблицам для эпохи Хаййама следует внести поправку. Мы уже упоминали, что, по сообщению Улугбека разработанное Хаййамом "летоисчисление Малики" начиналось, по одним источникам, в воскресенье 5 ша`бана 468 г. хиджры, а по другим - в пятницу 10 рамадана 471 г. хиджры (см. стр.17). Но согласно современным синхроническим таблицам, этим датам соответствует понедельник 14 марта 1076 г. и суббота 16 марта 1079 г. Поэтому применительно к эпохе Хаййама следует в указанных таблицах каждый день недели заменить предыдущим. Таким образом, 12 мухаррама:
  
  509 г. хиджры считалось воскресеньем
  510 - пятницей
  511 - средой
  512 - субботой
  513 - четвергом
  514 - понедельником
  515 - пятницей
  516 - средой
  527 - воскресеньем
  518 - пятницей
  519 - вторником
  520 - субботой
  521 - четвергом
  522 - понедельником
  523 - пятницей
  524 - средой
  525 - воскресеньем
  526 - четвергом
  527 - вторником
  528 - субботой
  
  Поэтому 12 мухаррама было четвергом 25 апреля 1119 г., 28 января 1127 г. и 4 декабря 1131 г. Из них последней датой является 12 мухаррама 526 г хиджры. Так как эта дата соответствует сообщению ас-Самарканди и не противоречит возможному чтению сообщения Табризи о продолжительности жизни Хаййама, 4 декабря 1131 года следует считать наиболее вероятной датой смерти Хаййама.
  
  Возможно, что "деревня Б сенг из волостей Астерабада", которую, как сообщает Татави, некоторые считают местом рождения Хаййама (см. Жуковский, стр 338), на самом деле является той самой "деревушкой одной из волостей округа Фирузгонд близ Астрабада", в которой, при нашем предположении о дате смерти Хаййама, он умер.
  О том, как умер Хаййам, рассказывает ал-Байхаки со слов свояка Хаййама Мухаммада ал-Багдади, по-видимому, мужа сестры Хаййама: "Его свояк имам Мухаммад ал Багдадй рассказывал мне. Однажды он чистил зубы золотой зубочисткой и внимательно читал метафизику из "[Книги] Исцеления" [аш-Шифа, сочинение Ибн Сины]. Когда он дошел до главы о едином и множественном, он положил зубочистку между двумя листами и сказал "Позови чистых, чтобы я составил завещание". Затем он поднялся, помолился и [после этого] не ел и не пил. Когда он окончил последнюю вечернюю молитву, он поклонился до земли и сказал, склонившись ниц: "О боже мой ты знаешь, что я познал тебя по мере моей возможности. Прости меня, мое знание тебя - это мой путь к тебе". И умер" (см. Govida, вклейка между стр 32 и 33).
  Заметим, что имя Мухаммад ал Багдади носил математик, работавший в начале XII в. над проблемами, близкими к проблемам комментариев Хаййама к Евклиду, и составивший комментарии к X книге "Начал" Евклида (см.Plooij, стр 10). Возможно, что этот математик и был свояком Хаййама.
  В "Доме радости" Табризи сообщается также, что "у него [Хаййама] никогда не было склонности к семейной жизни и он не оставил потомства. Все, что осталось от него - это четверостишия и хорошо известные сочинения по философии на арабском и персидском языках" (см.Govinda, вклейка между стр 32 и 33).
  Могила Хаййама находится в Нишапуре около могилы имама Махрука. На этой могиле в 1934 г. на средства, собранные почитателями творчества Хаййама в разных странах, был воздвигнут обелиск. Надпись на обелиске гласит:
  
  МУДРЕЦ 'ОМАР ХАЙЙАМ
  Смерть мудреца 516 г хиджры по лунному календарю
  
  У могилы Хаййама присядь и свою цель потребуй,
  Одно мгновенье досуга от горя мира потребуй
  Если ты хочешь знать дату построения обелиска,
  Тайны души и веры у моги ты Хаййама потребуй.
  
  Авторы этой надписи, как мы видим считали (может быть, основываясь на тех же рассуждениях, что и Говинда), что Хаййам умер не в 526 г. хиджры, а в 516 г. (1122-23 г. н.э.). Последняя строка четверостишия на обелиске в соответствии с восточной традицией указывает дату построения обелиска. Если заменить каждую букву строки
  рис.2 [] ее числовым значением и сложить эти числа, в сумме мы получим 1313 г. хиджры по солнечному календарю - официальному гражданскому календарю в современном Иране, что соответствует 1934 г. по нашему календарю.

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"