Ромм Фредди А. : другие произведения.

Философия Диалектического Дуализма. Основной вопрос философии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Основной вопрос философии и его решение в различных философских концепциях. Основные направления в решении основного вопроса философии. Диалектика. Основное противоречие диалектического монизма.

   Основной вопрос философии и основные направления в его решении.
   Предметом исследования философской науки являются наиболее общие свойства реальности - окружающего нас мира, нас самих, наше собственное знание, ведущие тенденции развития. И, коль скоро предметом исследования философии являются именно наиболее общие законы, а не сферы их действия, то конкретные философские методы могут быть применены как в истории и социологии, так и в физике, биологии и т.д. При этом не следует пытаться заменить философией другие области знания. Можно сказать, что философия начинается там, где заканчиваются возможности методов других наук.
   Основной вопрос философии, традиционно являющийся отправным пунктом для большинства школ европейской философии, включает в себя две основные составляющие части:
   1) Познаваемость мира: возможно ли познание реальности, если да, то каковы его границы?
   2) Происхождение мира: каково соотношение материального мира с нематериальными объектами, что первично - материя или дух, идея?
   Категорически-негативный ответ на первую часть вопроса, очевидно, лишён смысла. Ведь если считать мир абсолютно-непознаваемым, то и философия существовать не должна. Другое дело - насколько широки возможности рационального (научного, логического) и интуитивного познания?
   Следует заметить, что традиционно-интуитивное познание, характерное для религиозных философских концепций, нередко прибегает к логическим методам. Ортодоксальный иудаизм претендует на строго логическое обоснование своих принципов. Непознаваемость Божественного начала, постулируемая монотеистическими философами, не препятствует существованию религиозной метафизики (учения о высших силах) и теософии. Вместе с тем, любая сколько-нибудь последовательная светская философия, базирующаяся на научном подходе, неизбежно имеет дело с некоторыми априорными положениями, носящими интуитивный характер (что с низбежностью вытекает из природы научной аксиоматики!). Тем не менее, любая последовательная философская концепция стремится свести к минимуму привлечение "чуждого" исследовательского аппарата.
   Стремясь сократить априорную часть исследования, многие светские философы стремятся к построению развёрнутого системного аппарата, выводящего с помощью аппарата дедукции частные положения из минимального числа наиболее общих аксиом, приемлемых для их школы (как приверженец дуализма, не могу не отметить, что метод философской дедукции был разработан основоположником европейского дуализма, выдающимся французским математиком Р.Декартом). Такой подход характерен, в частности, для марксистско-ленинской философии. Предлагаемая философия диалектического дуализма относится к той же категории.
   В зависимости от ответа на вторую часть основного вопроса философии - о первичности либо вторичности материи - философская концепция может быть монистической или дуалистической. Дуализм отрицает первичность одного из начал, полагая их равноправными, тогда как монизм постулирует приоритет материи (материализм) или духа либо идеи (идеализм). Для европейских школ традиционно характерен монизм, а для восточных более типичен дуализм.
   Основным преимуществом материализма является простота. Нет такой фундаментальной проблемы, которую убеждённый материалист не смог бы решить за пять минут. Ему не страшны ни тепловая смерть Вселенной, ни теория Большого Взрыва. С другой стороны, из-за того что наука привередлива, а факты упрямы, материалистические решения одних и тех же проблем время от времени меняются. А поскольку материализм непогрешим, ему приходится, подобно оруэлловскому Министерству Правды Океании, каждый день переписывать собственную историю. Кто теперь вспомнит о тех временах, когда генетика и кибернетика были продажными девками капитализма? Ещё меньше помнятся времена, когда энергия числилась неотъемлемым свойством материи. В тот же миг, когда физики обнаружили феномен дефекта массы, материалисты присвоили энергии высокое звание формы существования материи.
   В отличие от материализма, идеализм не претендует на братание с естественными науками. Полагая, что материальный мир вторичен, идеалисты откладывают построение его картины на более удобное для них время. Да и возможные при этом ошибки куда менее болезненны. Это избавляет идеализм от содержания собственного Министерства Правды, но и уменьшает его привлекательность в глазах большинства учёных. В некоторых случаях, однако, идеализм становится зеркальным отображением материализма. Так, полагая, что Бог включает в себя всё сущее, ортодоксальный иудаизм копирует самый пещерный материализм. Ортодоксальные иудаисты часто затрудняются объяснить, чем, собственно, их не устраивает материализм: переименуйте Природу в Бога - и вот вам тот же результат!
   По своему опыту дискуссий с монистами замечу, что материалисты неизменно упрекают меня в идеализме, а идеалисты - наоборот. Те и другие солидарны в непризнании дуализма как такового. К сожалению, мне пока не удалось свести в дискуссии обе категории оппонентов. Интересно, что бы из этого получилось?
   Рискуя заслужить упрёк в необъективности, я всё же замечу, что на Востоке, где дуализм куда более в почёте, он небезуспешно используется естественными науками. Так, китайская медицина широко использует представление о дуализме - единстве и взаимном соответствии - обобщённых мужского и женского начал (инь-янь).
   Диалектика.
   Понятие диалектики ведёт своё начало с философских школ Древней Греции. В современной европейской философии принято связывать её с именем Гегеля, широко использовавшего принцип противоречия как источника развития в идеалистической философии. Однако, философский аппарат, известный нам под названием "три закона диалектики", представляет собой упрощённый вариант аналогичного метода, широко используемого в восточной философии. Тем не менее, исходя из того, что "три закона диалектики" более привычны русскоязычному читателю, я в последующем изложении постараюсь ссылаться на них.
   Основное противоречие диалектического монизма.
   Пришла пора назвать ключевую ошибку, допущенную создателями марксизма-ленинизма.
   Основное противоречие диалектического монизма (как материализма, так и идеализма) состоит в том, что, с одной стороны, единство и борьба противоположностей рассматриваются как источник любого развития, а с другой - одна из этих противоположностей рассматривается как вторичная, что противоречит самому понятию противоположностей. Только равноправные начала, соединённые в диалектическом противоречии, становятся источником развития. Отсутствие / исчезновение одной из противоположностей автоматически лишает смысла и другую: мужчина без женщины - это уже не мужчина, и наоборот.
  
  Глава 1. Основной вопрос философии и его решение в различных философских концепциях.
  Глава 2. Основные понятия и положения диалектического дуализма.
  Глава 3. Социология диалектического дуализма.
  Глава 4. Этика диалектического дуализма.
  Глава 5. Теория Познания Диалектического Дуализма .
  Глава 6. Диалектико-дуалистическая модель эволюции материи.

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"