Рось Анна : другие произведения.

Дневник Луизы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Книга "Дневник Луизы" предназначена для подростков от 12 лет и молодежи. Книга охватывает юношеские годы героини, вплоть до ее поступления в институт. Порой подросткам трудно разобраться в событиях, которые с ними происходят, порой не хватает силы воли противостоять обстоятельствам, но главная героиня Лиза борец по натуре. Она борется с препятствиями и злом, ставит перед собой цели и смело идет к ним. В институте Лиза представляется друзьям под именем Луиза. Начинается новая студенческая жизнь и Луиза снова противостоит превратностям судьбы.


0x01 graphic

Невыдуманные истории юной девушки

  
  

Зеркало

   Лиза подрастала. В двенадцать лет она уже считала себя юной девушкой. Она надевала красную связанную мамой шапочку и подкрашивала губы красной помадой, но конечно не в школу. А когда ее классная руководительница спросила, зачем она красит губы, она ответила, что без помады она слишком бледная.
   На восьмое марта мама ей подарила вполне взрослые подарочки - лак для ногтей и духи "Быть может". Папа, правда, не разрешал красить ногти, но все это оставлялось на летние каникулы.
   Весной пригрело солнышко, школьники торопились сбросить курточки и пальто и снять сапоги. Лиза помнила, как она обула новые бардовые туфли на каблучке, как только стали подсыхать лужи. А в мае Лиза, надев школьную форму с пришитыми белоснежными воротничками, торопилась на уроки. Мама никогда не пришивала Лизе воротнички, у нее же была маленькая Сонечка, и ей хватало забот. Поэтому Лиза дружила с иголкой и любила рукоделие.
   Надо сказать, что школьная форма Лизы всегда отличалась от формы других девочек. Мама привозила ей новые школьные формы из Беларуси, поэтому форменные платья были оригинального кроя, с юбкой полусолнцем и из хорошей шерсти шоколадного цвета, чем Лиза в душе очень гордилась.

*

   Летом папа поехал на заработки, а мама с Лизой принялись делать ремонт в квартире. Они содрали со стен обои, побелили потолки, наклеили новые обои и покрасили окна и трубы.
   Девочки звали Лизу погулять на улицу.
   - Сейчас, докрашу плинтус и выйду, - пообещала она.
   Лиза красила старательно, хоть и торопилась на улицу. Ремонт она делать любила. Ей нравилось, когда квартира преображалась, когда пахло свежей краской, когда мама вешала новые гардины на окна.

*

   Закончив красить плинтус, Лиза поспешила в ванную. Приняв душ, она с полотенцем на голове побежала сушиться и собираться на улицу.
   Но, пробегая мимо зеркала, Лиза вдруг увидела там красивую стройную девушку.
   Она вернулась к зеркалу, сняла полотенце с головы, мокрые пышные волосы упали на плечи. Перед Лизой была юная красавица. Она раньше и в зеркало особо не смотрелась, так только, если расчесать волосы или примерить какое-то платье.
   Лиза повернулась боком к зеркалу, потом снова лицом. "Неужели это я такая красавица, такая стройная?" - Лиза не верила своим глазам.
   Вытерев волосы полотенцем и расчесав их, Лиза быстро собралась и побежала к подружкам.
  

Новый одноклассник

   Первого сентября Лизу ожидал неприятный сюрприз. Она вошла в класс и увидела своего соседа Сашу Конюхова.
   - Что ты тут делаешь? - спросила Лиза.
   - Меня перевели в ваш класс, а наш класс расформировали, - ответил Саша.
   "Этого мне только не хватало", - подумала Лиза.
   Действительно, шестой класс "Д" распределили по другим классам. Но почему Саша попал именно в класс "Б" было для Лизы загадкой. "Неужели его мама попросила нашу классную руководительницу? Но зачем это ей надо? Ведь она меня не любит. Почему она не перевела его в класс "А" или "В", а именно в наш класс?" - терялась в догадках Лиза.

*

   Все девчонки во дворе знали, что Саша с первого класса был влюблен в Лизу. А Лиза никогда не отвечала ему взаимностью. Нет, они дружили всем двором, вместе играли в бадминтон, в детский бильярд, в шашки, в прятки и другие детские игры, но ни о какой-то симпатии со стороны Лизы речи не было. А Саша мечтал об особом расположении Лизы, мечтал о дружбе, о прогулках за руку, о серенадах под луной.
   Лизу его влюбленность обременяла. А чем старше они становились, тем больше. Потому что Саша ревновал ее ко всем мальчикам. Он зорко следил, кому симпатизирует Лиза, кому оказывает знаки внимания. Потом еще хуже - Саша стал шушукать за спиной Лизы, чтоб больно уколоть ее, чтоб отомстить за невнимание и сделать ее предметом пересудов, "плохой девочкой".
   Лизе даже однажды пришлось побить Сашу. Конечно, она была в другой весовой категории и одна бы не справилась с этой задачей, но два мальчика постарше держали Сашу, а Лиза била его. Это обозлило Сашу, но не вылечило от любви.
   А теперь учиться с ним в одном классе было совсем неприятно. Мало того, что он следил за ней по-соседски, еще и в классе она была под его неусыпным контролем.

*

   Все-таки Лиза решила не расстраиваться. Она взяла себя в руки и окунулась с головой в учебу. А угнаться за отличницей было не так-то просто.
   Саша Конюхов, как и его мама, и как мама соседки Любы Рудневой не понимали, насколько Лиза была чистая и непорочная девушка. Грязь к ней не прилипала, как ни старайся.
   Однажды сердце мамы Саши Конюхова, тети Вики, все-таки дрогнуло. Она шла по лестнице на свой этаж, как вдруг услышала за дверью Лизы песню: "В этот вьюжный неласковый вечер, когда снежная мгла вдоль дорог, ты накинь, дорогая, на плечи оренбургский пуховый платок". Лиза тонким голосом неспешно вытягивала ноты. Мать Саши остановилась и прислушалась. Юная девушка брала высокие ноты: "Я готова тебе, дорогая, не платок, даже сердце отдать".
   Потом тетя Вика, встретив Лизу на улице, сказала: "Хорошо поешь, слышала твой оренбургский платок". Девушка улыбнулась, слегка смутившись: "Это для мамы".
  

День рождения Ани

   В седьмом классе Лизу пригласила одноклассница Аня Ливанова на день рождения. Аня тоже была отличницей. Лиза и Аня особо никогда не дружили в классе, так, симпатизировали и уважали друг друга за хорошую учебу, но Аня отчего-то включила Лизу в круг девочек, которых она пожелала увидеть у себя на дне рождения.

*

   Аня особо запомнилась Лизе из-за одного инцидента с учительницей русского языка и литературы. Ирина Борисовна, так звали учительницу, когда-то высказала на уроке мысль, что курить нельзя, особенно девочкам, что курят только безнравственные женщины. Аня возразила ей. Она высказала несогласие, что женщина не может курить. "Моя мама не безнравственная женщина, - заплакала Аня. - Она врач скорой помощи, она каждый день сталкивается со смертями. Сигарету мама берет только потому, чтобы отвлечься и успокоить нервы".
   Лиза слушала спор учительницы и одноклассницы. Да, несомненно, курить вредно и девушкам это вообще ни к чему - они будущие матери, с этим Лиза была абсолютно согласна, но она в душе очень поддерживала Аню за то, что та стала на защиту мамы, что не побоялась возразить учительнице, что нельзя заочно людям вешать ярлыки и судить их.

*

   Лиза традиционно подарила однокласснице книгу, считая книгу лучшим подарком. На дне рождения присутствовало шесть-семь девочек-одноклассниц, причем тех, кого Лиза считала более продвинутыми, с которыми она посещала баскетбольную секцию.
   Мама Ани очень понравилась Лизе, и она сразу прониклась уважением к этой женщине. Во-первых, потому что работа у нее была сложная и нужная, во-вторых, потому что она сама воспитывала дочку, тянула на себе дом. Лизе было все равно, курит ли Анина мама. Если так сложились ее жизненные обстоятельства, если ей так легче, пусть курит. А сама Лиза ни за что не собиралась брать сигареты в рот.

*

   Мама Ани накрыла стол и даже поставила девочкам бутылку муската. Лиза раньше уже пробовала вино. Мама как-то ей говорила: "Попробуй, а то тебя угостят где-то, а ты сразу опьянеешь".
   Девочки налили по наперстку муската и выпили за здоровье именинницы. Салаты, мясо, картошка были вкусными и пирог тоже, Анина мама постаралась.

*

   Этот день рождения мог бы пройти незамеченным для Лизы, но тут она открыла для себя одну важную вещь - перед ней не просто девочки-одноклассницы, перед ней молодые девушки. Хоть Лиза видела в зеркале красивую девушку, но не воспринимала себя сколько-нибудь взрослой, в душе была той же девчонкой. А тут она увидела, что вне школы ее одноклассницы ведут себя, как взрослые девушки, у них какие-то новые манеры, взгляды. Лизе даже показалась, что сама она себя ведет как-то простовато. Она не собиралась как-то кардинально менять свое поведение, но приняла к сведению эту науку.
  
  

На ставке

   В один жаркий день на летних каникулах Лиза с соседками по дому, Любой и Людой, отправились на ставок, расположенный неподалеку от шахты. Там был пляж, весь шахтерский поселок ходил туда позагорать и покупаться, поэтому родители спокойно отпустили девочек, дав наставления не заходить глубоко в воду.
   Людей на пляже было много. Девочки загорали на солнышке, Люда играла в волейбол с одной шумной компанией. Принесенный запас воды быстро закончился, и подружки решили сходить к роднику. Он был недалеко, за мостом. Надев платья, они свернули постилку и направились вдоль ив, которые спускали свои ветви прямо в воду. Под ивами обычно загорали те, кто хотел спрятаться от жаркого летнего солнца, а также мамочки с колясками.

*

   Девочки перешли дорогу и оказались у тропинки, ведущей с моста вниз, к роднику. Они ожидали, пока по узкой тропинке поднимутся люди с полными бутылками воды. Тропинка была занята, за юными девушками уже в очереди становились другие отдыхающие. Вдруг по тропинке поднялись трое парней, явно взрослее девушек. Они сразу обратили внимание на Люду. Она была девушка с пышной грудью. Увидев приставания к подруге, девочки решили не спускаться к роднику, а побыстрее уйти домой. Они начали отходить от тропинки, но парни так вцепились в подругу, что не давали ей проходу.
   Среди парней выделялся один, невысокий, коренастый, явный заводила.
   - Пошли к роднику, - тянул он Люду.
   Лиза и Люба не бросали подругу и пытались отвязаться от грубых, навязчивых парней.
   По тротуару шел на работу здоровяк, вероятно, на шахту. Рабочие пешком ходили через мост, а тут и до шахты рукой подать.
   - Дядя, они держат нашу подругу, скажите им, - пожаловались девочки.
   Мужчина явно струхнул перед парнями.
   - Договаривайтесь сами, хорошие парни, - пробубнел он и пошел дальше.
  Девочки, воспользовавшись заминкой парней, вырвались и побежали вверх по тротуару. Но парни ринулись за подругами и схватили Лизу.
  - Пусть она пойдет с нами, а то ты будешь расплачиваться за нее, - угрожал коренастый, показывая на Люду.
  - Отпустите нас, - пытались отвязаться девушки.
   Тут на тротуаре показался еще один мужчина. Он был невысокий, седоватый.
   - Дяденька, скажите им, чтоб отпустили нашу подругу, - взмолились Люба и Люда.
   Мужчина не прошел стороной, как первый. Возможно, у него у самого были дочки, и пройти мимо насильников он просто не мог.
   - Хлопцы, отпустите девчат, - сказал мужчина.
   - Иди, мужик, - угрожающе сказал коренастый.
   - Чего вы их держите, видите, девчата не хотят идти с вами, - продолжал мужчина.
   Коренастый ослабил хватку. Лиза вырвала руку, и они втроем рванулись вверх по тротуару. Подруги мчались что силы, прислушиваясь, не началась ли за спиной драка. Было страшно остановиться и оглянуться. Казалось, насильники вот-вот схватят за руку. Добежав до конца тротуара, подруги все же оглянулись. Драки вроде не было. Наверное, не рискнули парни напасть на мужчину, все-таки шахта рядом, а шахтерское братство, как известно, сильное.

*

   Добежав до своего двора, девушки остановились. Сердце выскакивало из груди от волнения и быстрого бега. Они боялись, что их выслеживают парни.
   - Пойдем ко мне, - позвала Лиза.
   Они вошли в квартиру, крепко замкнули замки и закрыли шторы. Лиза набрала трехлитровый бутыль воды и подруги выпили его одним залпом.
   - Пронесло, - сказала Люда.
   - Подонки, - заключила Лиза. - Не знаю, как вы, а я на ставок больше ни ногой.
   - Ты что, мы тоже больше не пойдем, а вдруг они нас узнают, - сказала Люба.
   Подруги были бесконечно благодарны второму мужчине, который все-таки не побоялся трех парней и вступился за них. Они еще несколько дней прислушивались, что говорят на поселке, не избили ли где мужчину. Они были готовы идти к участковому и свидетельствовать в пользу мужчины. А вот за себя пожаловаться мысль не пришла. А жаль.
  

Первая любовь

   Первая любовь к Лизе пришла нежданно-негаданно. Влюбилась она в Сеню Ромашова, гитариста школьно ансамбля. Сеня учился слабо, но Лиза любила музыку, любили петь, и не обращала внимания на отметки Сени. Он был классом старше Лизы.
   Отчего-то Сеня стал приходить к ним во двор. Девчонкам это нравилось. Сам гитарист Сеня к ним ходит! Но паренек выделял среди девчонок именно Лизу. Это очень злило соседа Сашу Конюхова, по-прежнему безответно влюбленного в Лизу.
   Ползли слухи, что Сене нравилась Лара, его одноклассница. Она всегда была одета с иголочки, во все импортное. Ее родители были за границей, деньги у них водились. Лиза была ей, конечно, не соперница. Все ее достоинства - отличная учеба, увлечение математикой, хорошая фигурка и стройные ножки. Даже с такими преимуществами не попрешь против толстого кошелька.
   Как бы том ни было, Сеня однажды на спортивном поле признался, что он больше не будет приходить к ним во двор к ней, Лизе. У нее мимо воли потекли слезы. Было очень горько. И зачем ему стоило вообще приходить к ним во двор?
   Сеня против слез не устоял, успокоил Лизу и попросил забыть про этот разговор. Лиза успокоилась, но на сердце было тревожно. Надо было взять себя в руки и самой расстаться с Сеней. Не пара он ей. Подумаешь - жених, троечник. Да они даже ни разу не поцеловались.

*

   Дома мама объявила, что она едет работать комендантом на Черное море, что их предприятие арендовало дачу на Черном море. Это было кстати.
   Лиза попрощалась с Сеней. Он попросил писать письма.
   - Хорошо, - пообещала Лиза, - напишу, - и с легким сердцем поехала на море.
  

Украду и женюсь

   Лиза отправилась с родителями в путешествие. Сначала они ехали в поезде до Гагр, занимая целое купе. Лиза лежала на верхней полке и смотрела в окно. Она очень любила путешествовать поездом. 'Тук-тук', - стучали колеса. Мама с Сонечкой занимали нижнюю полку. В дорогу мама приготовила целую курицу. Лизе очень нравилось, когда они обедали в купе. Никого чужого не было, с родителями и Соней было хорошо и весело.
   В Гагре семья пересела на маршрутку, направляющуюся в Пицунду. Лизе было очень страшно, когда маршрутка лавировала на большой, как казалось Лизе, скорости среди гор. Она пожалела, что они сюда поехали. Внизу, вдоль моря двигалась электричка, и мама с Лизой с завистью смотрели на тех, кто едет там, внизу.
   - Назад поедем на электричке, - сказала мама, - в горы больше ни ногой!

*

   Прибыв на место, Лизу определили в комнату с какой-то молодой тетей, ведь Лиза ехала по путевке, а маме полагалось с маленькой дочкой служебное жилье. Папа, доставив их, возвращался на работу, чтобы снова возвратиться через две недели.
   У хозяев был большой дом. На первом этаже они жили семьей, тут же была огромная кухня под навесом для отдыхающих. А на втором этаже были комнаты для них. Во дворе был каменный бассейн и там плавали красивые рыбы с красной чешуей. Как и положено, во дворе рос виноградник, кусты лаврового листа, стоял мангал. Хозяева были добрыми и гостеприимными.
   Лиза подружилась с двумя внуками хозяев - Гией и Ангеем. Они были года на два младше Лизы, но вели себя, как настоящие галантные кавалеры. Они сопровождали ее на пляж, оберегали от приставаний ухажеров, научили плавать Лизу и подарили ей огромные морские ракушки, в которых был слышен звук моря. Еще Гия и Ангей дали Лизе почитать книгу Шото Руставели 'Витязь в тигровой шкуре'.
   Окна комнаты Лизы выходили на запад. Она любила в послеобеденное время сеть у окошка и читать книгу. Поэма Лизе понравилась с первых строк. Она зачитывалась ею, переживала за героев и за их судьбы. Когда Лиза прочитала книгу, она была просто в восторге.

*

   Отдых Лизе нравился и море тоже. А растущие вдоль берега огромные сосны излучали невероятный аромат.
   Одной проблемой было то, что на Лизу обращали внимание местные парни. А некоторые откровенно говорили: 'Украду и женюсь'. Мама Лизы очень боялась за дочку. Вдруг, и правда украдут! Она следила, чтоб Лиза никуда не ходила сама, и общество двух юных дочкиных кавалеров устраивало маму.
   Лиза даже позабыла Сеню. Потом, вспомнив, решила все-таки написать письмо. Она описала прекрасную природу, теплый климат, сосны и пошутила, что ее хотят украсть местные парни. Прошло две недели отдыха, приехал папа. Лизу на новую смену переселили в другую комнату, просторную мансарду. Ее соседками стали две молодые девушки. Они готовились к поступлению в ВУЗ. Девушки сразу понравились Лизе, ей было интересно с ними. Они, конечно, как все молодые девушки красили ресницы, бегали на пляж, на свидания, но и много занимались по учебникам.

*

   С моря Лиза вернулась загоревшая, отдохнувшая и еще больше похудевшая, сказалось плавание в море.
   Сеня к ним во двор не приходил. Уже перед первым сентября Лиза узнала от одноклассницы Олечки Пановы, что Сеня Ромашов две недели как ходит во двор к Ларе, соседке Оли. Еще одноклассница сказала, что мама Сени прочитала письмо Лизы и возмутилась, что это за девочка, которую хотят украсть грузины.
   Лиза спокойно восприняла весть, что Сеня ходит к Ларе, как говорится - совет да любовь. Но зачем он рассказывает на улице про письмо. И, в конце концов, что же такого в этом письме? Лиза полностью разочаровалась в Сене. Первая любовь прошла и канула в вечность.
  

Крик в тишине

   В восьмой класс Лиза пошла в первую смену. Она опять с головой окунулась в учебу.
   Как-то возвращаясь со школы, Лиза заметила на себе заинтересованный взгляд парня лет двадцати. У него были черные контуры около глаз, какие обычно бывают у шахтеров, которые работают под землей. Въевшаяся угольная пыль не отмывалась и, казалось, что глаза накрашены. Лизина белорусская тетя, однажды, будучи у них в гостях и увидев шахтера, засмеялась: 'У вас мужики глаза красят'. Мама Лизы тогда пояснила ей, что это угольная пыль, въевшаяся в веко. Для шахтерского поселка увидеть такого парня - обычное дело.
   Парень был симпатичный и поворачивал почему-то в Лизин подъезд. Он обогнал ее на ступенях и решительно побежал вверх по лестнице.
   Лиза сначала остановилась, но увидев его решительность, подумала - чей-то знакомый и вошла вслед за ним в подъезд. Парень добежал до третьего этажа, осмотрелся и стал спускаться вниз. Лиза удивилась и насторожилась.
   Парень застал девушку на площадке между первым и вторым этажом. Он схватил Лизу и прижал к ее стене. Второй рукой полез сзади под юбку. Лиза попыталась вырваться, но объятия его были крепки. Тогда Лиза закричала. Это был удивительный крик, вырвавшийся звук был настолько мощный, высокий и пронзительный, что парень отпрянул и побежал прочь из подъезда. Вероятно, он был уверен, что сейчас распахнется какая-то дверь и ему несдобровать. Лиза обрадовалась, что освободилась из объятий поддонка. Она постояла несколько секунд в ожидании, что кто-то из соседей откроет дверь и спросит, что случилось. Ни одна дверь не открылась. Лиза была поражена этим фактом больше, чем объятиями поддонка. Не могло быть, что никого из взрослых не было дома во всем подъезде. Вот, соседка на первом этаже, как правило, была дома. И крик был настолько громким, что сама Лиза не знала, что у нее в легких такая неимоверная сила.
   Ведь попавшего в беду ребенка мог спасти простой стук открывшейся двери или слова: 'Сейчас вызову милицию'. Но дверь не открыл никто.

*

   Вечером Лиза рассказала маме о приключении по дороге домой. Мама благодарила Бога за чудесное спасение дочки и тоже поразилась, как это никто не открыл дверь. О происшедшем случае конечно надо было сообщить в милицию, так она тогда называлась. Но это не было принято в нашем обществе. Обошлось и ладно. Женщины вообще не любят рассказывать про щепетильные темы, а тем более молодые девушки.
   Лиза вспоминала долго этот случай. Она думала - он глаза накрасил, чтоб подделаться под шахтера или действительно где-то среди рабочих парней затесалась такая мразь. Пусть его настигнет Божья кара и пусть ни один ребенок от него не пострадает.
   А Лиза для себя сделала вывод - она всегда будет открывать двери на крик. Возможно, в это время какой-то ребенок нуждается в помощи. А еще она не будет заходить в подъезд с чужими.
  

Праздник 8-го 'Б'

   В старших классах у Лизы было много забот. Дело в том, что родители оба учились на вечернем отделении. В молодости у них были другие заботы в трудные послевоенные годы. Вот и пришлось завершать образование уже, когда дети подрастали. Папа изучал термодинамику на факультете теплоэнергетики, а мама училась на химика-технолога. Четыре дня в неделю Лиза становилась для Сонечки мамой. Она забирала ее из садика, гуляла, кормила, учила уроки и укладывала Соню спать. Когда родители возвращались с учебы, малышка уже спала.
   Может быть, поэтому родители согласились, чтоб в их квартире 8-й 'Б' отпраздновал восьмое марта.

*

   Классный руководитель Лизы сказала ученикам, что директор школы запретил проводить в школе танцевальный вечер в честь праздника.
   - Если вы хотите потанцевать, поговорите с родителями, может они согласятся, - учительница обвела взглядом лица всех учеников.
   Лиза тоже поговорила с родителями, и они почему-то согласились. Вера Андреевна, классный руководитель, обрадовалась, она жила в том же доме и за своими детьми могла присмотреть.

*

   Восьмой 'Б' собрался на квартире Лизы. Молодежь крутила музыку на принесенном кем-то магнитофоне, танцевали, пили ситро и ели пирожные.
   Казалось, вечер удался, но только не для Лизы. Ее подружка Женя Тимохина разбила во время мытья два фужера. Когда она засунула руку в первый фужер, и он лопнул, Лиза сказала оставить ей мытье посуды, но Женя упорно сунула руку во второй фужер. Третий Лиза буквально вырвала из рук подруги.
   Родители приехали домой, и увидели поломанное кресло, разбитые фужеры и полный погром в квартире. Сама Лиза была в шоке. Такого она не ожидала. Она уже не была рада, что пошла на эту авантюру. И было бы из-за чего - она всего один разок потанцевала с Вовой, боксером из их класса, которому она симпатизировала.

*

   Родители ничего не сказали дочке или классной руководительнице. Папа молча отремонтировал кресло, а мама с Лизой навели порядок в доме. Все как-то улеглось и забылось.
   Когда в следующий раз Вера Андреевна, классный руководитель, спросила:
   - Кто может дома поговорить с родителями насчет вечера, - и встретилась с взглядом Лизы, ученица просто сделала безразличное лицо.
   Возможно, Вера Андреевна догадывалась, что двухкомнатная квартира - не место для сбора тридцати-сорока учеников. Хорошо, что Лиза сама это поняла.
   Следующим на удочку попался Олег Гетьманцев. Наверное, после вечеринки в квартире его мамы тоже остался полный погром. Но все познается на опыте. А опыт порой бывает горьким.
  

Законодательница мод

   Годы бежали. Лиза шла уже в девятый класс. Саша Конюхов на счастье Лизы поступил в техникум и ушел из ее класса. Она вздохнула с облегчением.
   Теперь Саша был студент. Он по-прежнему вздыхал за Лизой, учился играть на

*

   Для старших классов мама привезла Лизе новую школьную форму. Хотя тогда уже наступала мода для девушек на юбки ниже колена, но в школу такие платья не носили.
   Лиза первого сентября пошла в прежней форме с коротким рукавом и юбкой клеш. В школе она поделилась с Люсей Холодовой, с которой дружила в начальных классах школы, с той самой, что ездила в Артек, что дома у нее висит новенькая школьная форма с удлиненной юбкой.
   - Ты такую в школу не наденешь, - посмеялась Люся.
   - А вот и надену, - посмотрела на нее Лиза.
   - Давай поспорим, что не наденешь, - настаивала Люся.
   - Давай, кто проспорит, несет шоколадку, - улыбнулась Лиза.
   - Договорились, - Люся была уверена в своей победе.
   Она просто не знала, что Лиза - первая девочка в их дворе, кто надел брюки. Их тогда тоже не носили девочки, но мама ей купила синие брюки из тонкого драпа. Лиза их надевала с удовольствием. В брюках было удобно и тепло в прохладную погоду. Девчонки во дворе тоже удивлялись, но потом начали просить у мам купить им такие же брюки.

*

   На следующий день Лиза пришла в школу в удлиненной форме. Люся была поражена и понимала, что шоколадку она проспорила.
   Сказать, что Люся была удивлена - этого мало. Все одноклассники, старшеклассники, да что там говорить, вся школа с интересом наблюдали за Лизой, которая с гордо поднятой головой, ничуть не стесняясь, шефствовала по школе.
   Потом мама Лизе форму все-таки подрезала, исключительно для удобства. А вот девчонки в школе начали тоже надевать длинные юбки. А мама пошила Лизе новую удлиненную четырехклинку, которую Лиза надевала в школу с кофточкой.

*

   В тот день, второго сентября, после уроков Лиза услышала звонок во входную дверь. Она открыла двери. На пороге стояла Люся и держала в руках шоколадку. Любовь на два фронта
   В девятом классе Лиза, помимо Жени Тимохиной, подружилась с одноклассницей Ирой Караваевой. Ира стала ходить домой мимо дома Лизы, так они и сдружились.
   У Иры был старший брат Федя, а у него своя компания ребят во дворе. Лиза весной, бывало, заходила за Ирой, и они отправлялись погулять, а по дороге Ира обязательно покупала конфеты, папа-шахтер каждый день давал ей деньги на сто грамм шоколадных конфет. Сергей Домбровский, друг Феди, обратил внимание на Лизу. Он узнал, где живет Лиза и стал наведываться к ней. Во двор он не приходил, а звонил в дверь и вызывал Лизу поговорить.
   Однажды одноклассница Олечка Панова спросила Лизу:
   - Ты с Домбровским встречаешься?
   - Та так, приходит иногда, - ответила Лиза, пожав плечами.
   - А ты знаешь, что он до девяти вечера к тебе приходит, а после девяти идет к нашей Ане?
   - Да? - удивилась Лиза. - Спасибо, что сказала.

*

   Как-то вечером раздался звонок. Лиза открыла двери. На пороге стоял Сергей.
   - Привет, выйдешь? - спросил он.
   - Говорят, что ты с Аней Ливановой встречаешься, - в лоб спросила Лиза.
   Сергей замялся.
   - Вот и иди к Ане, а сюда дорогу забудь, - резко сказала Лиза и захлопнула двери.

*

   После этого случая Аня действительно стала встречаться с Сергеем. А Лиза вздохнула спокойно.
  

Белые бантики

   Девятый класс подходил к концу. Ученики готовились к линейке, посвященной Дню Победы.
   - Завтра девочки девятого 'Б' приходят на линейку в белых бантах, - безапелляционно заявила Вера Андреевна, классный руководитель.
   У Лизы были длинные ниже плеч волосы. Обычно она носила в школу хвост или два хвоста, связанных цветными резинками. Надевать банты Лиза никак не хотела. Да, у Сонечки были белые банты, она могла бы у нее позаимствовать. Но Лиза уже старшеклассница, взрослая девушка, надевать банты, как ученице младших классов, было попросту стыдно. И что значит 'девочки девятого 'Б' приходят на линейку в белых бантах', они же ученицы, а не вассалы.

*

   Во дворе Лиза пожаловалась девчонкам на 'белые бантики'.
   - А мы едем в город в парикмахерскую, - ответили подруги, - поехали с нами.
   Лиза посоветовалась с мамой и поехала в парикмахерскую.

*

   На линейке Вера Андреевна увидела Лизу в белом фартуке и со стрижкой на голове. Вера Андреевна обомлела. 'Как же так? Отличница пошла против меня? Обстригла волосы, чтоб не надевать банты? Неслыханное непослушание', - возмутилась в душе классная руководительница.

*

   За свой бунт Лиза поплатилась. В выпускной характеристике десятого класса наряду с записями 'отличница, активистка' появилась запись 'чужому влиянию легко не поддается'. И это была правда. Лизой нельзя было управлять, как марионеткой, она имела свое мнение, свои убеждения, свой характер.
   Иногда за убеждения и принципы надо пострадать, но остаться собою. 'Оставайся такой, какая ты есть', - вспомнила Лиза пожелание пионервожатого. Характеристика с 'перчинкой' не смогла помешать поступить Лизе в институт, потому что у нее были знания - главный багаж жизни. Но об этом дальше.
  

Гордая

   После девятого класса у Саши Конюхова появился еще один конкурент. В их подъезд переехал с мамой Романовский Вова, годом старше Саши. Вове сразу понравилась Лиза. Он очень хотел с ней встречаться.
   Но Лизе Вова, как и Саша, никогда не нравился. Правда, Лиза присматривалась к одному из друзей Вовы - Вите. Она даже один раз сходила к нему на свидание. Лизе Витя показался каким-то скользким и меркантильным.
   Однажды Витя, Вова и Лиза стояли у подъезда. Ребята завели разговор о музыке.
   - А ты какую музыку слушаешь? - спросил Витя Лизу.
   - У меня нет магнитофона, - запросто ответила она.
   - У тебя нет магнитофона? - удивился Витя. - Да сейчас нет семьи, где бы не было магнитофона, - посмеялся он.
   - Представь себе, у меня нет. И как-то я без него легко обхожусь. А тот, кто людей магнитофонами измеряет - мне не пара, до свидания! И не приходи сюда, - Лиза ринулась подальше от подъезда.
   - Лиза, Лиза! - звали парни. Такой реакции от девушки они не ожидали.

*

   Витя неоднократно искал встречи с Лизой, но Лиза стояла, как стена. Витя просто для нее перестал существовать. Он был ей неинтересен. Друг Вовы и Вити, Роман тоже пытался завязать с Лизой знакомство, зацепила его гордая девушка, но Лиза игнорировала эту троицу.

*

   А во дворе к девчонкам стали ходить новые парни. Эрик учился в одной группе с Петром, их соседом. Они перешли на последний курс техникума. Эрик стал встречаться с Любой. Сосед и друг Эрика, Вова Паниковский тоже стал приходить и встречаться с Таней.
   Вслед за Вовой пришел его младший брат Сергей. Ему понравилась его ровесница Лиза. Он бы тоже хотел с ней встречаться, но Лиза никак не соглашалась, только так, пообщаться в компании. Сергей был для Лизы простоват, учился слабо, после восьмого класса ушел в училище, связывая свое будущее с шахтой. Лиза, конечно, видела, как живут шахтерские жены, как меняют меховые шапки и шубы, как носят золотые украшения. Но Лиза не стремилась к материальному. Она была девушкой начитанной, воспитанной на журнале 'Наука и жизнь', который постоянно выписывал ее папа и прочитывал от корки до корки. Лиза тоже интересовалась статьями, следила за научными открытиями, за полетами космонавтов, раскопками археологов и древними артефактами, за таянием ледников и колебаниями климата, применением лазеров в медицине и многим другим.
   Лиза предпочитала быть одной. Это давало ей свободу, ощущение воли и независимости. Поэтому она никому не завидовала.
  

Двойка по истории

   В десятый класс Лиза пошла вместе с Сонечкой. Только малышка была первоклассница, а сестра уже десятиклассница. После уроков Лиза заходила в продленную группу, где оставалась Сонечка, и забирала ее. Домой они приходила вместе, обедали, отдыхали и садились за уроки. Лиза отдала свой письменный стол младшей сестре, а сама перебралась в зал, за обеденный стол, на котором стопкой стояли ее учебники.

*

   Десятый класс был непростым. Уроков задавали много, порой Лиза успевала только прочитать домашнее задание, а не то, что выучить. Но училась она по-прежнему на пятерки. Учительница по истории, Валентина Ивановна, была очень строгой, ее побаивались многие ученики.
   - На следующем уроке будем писать контрольную по теме Московское, Сталинградское и Курское сражения Великой Отечественной войны, - предупредила она.
   Лиза стала готовиться к контрольной. Как запомнить три сражения? Ей, математику, проще по схеме. Она нарисовала схему каждого сражения, обозначила наступления танковых дивизий, поддержку авиации. Теперь все стало на свои места.
   Лиза была готова к контрольной работе, но учительница перенесла ее на следующий урок, а потом еще раз на следующий и еще раз. Каждый раз Лиза смотрела на свои схемы и повторяла материал.

*

   Наконец, контрольную написали. Лизе попал третий вариант - Курская битва. Лиза вспоминала в голове схему и добавляла немного патриотизма в контрольную работу.
   Наступило время объявления оценок. Валентина Ивановна огласила: Иванов - два, Петров - три, Сидоров - два и так далее. Когда объявили все оценки, Лиза подняла руку:
   - Валентина Ивановна, вы меня не назвали.
   Историчка посмотрела журнал и сказала:
   - Тихонова - два.
   Лиза была ошеломлена. Она не понимала, за что двойка.
   - Я же все написала, - сказала ученица. - Неужели я тройку не заслужила?
   - Ты списала, - ответила учительница, - приходи пересдавать после уроков вместе с остальными двоечниками, - строго заключила она.
   - Но я не списывала, - возразила Лиза.
   - У остальных хотя бы хватило совести признаться, что они списывали, а у тебя и совести не хватает признаться, - заявила историчка.
   Лиза присела за парту. В кабинете истории она сидела за первой партой, около двери. Как же спишешь за первой партой?
   У Лизы из глаз мимо воли закапали слезы, а за ними потек и нос. Она пыталась унять свои слезы, но они предательски лились, а нос не давал дышать. Лизе было не за двойку обидно. Она была несправедливая, но ее она пересдаст, она не сомневалась в этом, а вот то, что ее обвинили во вранье, в отсутствии совести - это было совсем незаслуженно.
   - Можно выйти? - спросила Лиза.
   - Иди, - разрешила Валентина Ивановна.
   Лиза выскользнула из класса, пошла в туалет, умылась, немного успокоилась.
   Она отправилась к классной руководительнице.
   - Что случилось? - спросила Вера Андреевна, увидев заплаканное лицо Лизы.
   - Мне поставили двойку по контрольной по истории, но это неважно. Валентина Ивановна сказала, что у меня не хватило совести признаться, что я списала. Зачем она при всем классе? Я ж запомнила схемы битв и каждый раз готовилась к контрольной, - слезы снова полились из глаз Лизы.
   - Все ясно, - сказала классная руководительница. - Успокаивайся, иди на урок, я поговорю с Валентиной Ивановной.
   Лиза вернулась на урок, немного успокоившись.

*

   После уроков Лиза со всеми 'двоечниками' пришла пересдавать величайшие битвы Великой Отечественной войны. Когда она подошла к учительнице за заданием, Валентина Ивановна сказала:
   - Давай дневник.
   Лиза подала дневник.
   Историчка нарисовала пятерку напротив урока истории.
   Лизу эта пятерка не порадовала. Она хотела реванша. Она хотела отвечать урок и рисовать свои схемы битв. Хотела рассказывать при всем классе, чтоб все слушали и внимали ее рассказу.
   - Иди домой, - сказала Валентина Ивановна.
   Лиза забрала портфель и отправилась домой. Унизили ее прилюдно, а пятерку поставили по-тихому. А жизнь - несправедливая штука. Не надо ждать справедливости, надо формировать характер, привыкать, что еще не раз ударит судьба. Просто надо верить в себя, идти к поставленной цели и самой быть честной и непредвзятой.
  

Математическая олимпиада

   Весной Вера Андреевна собиралась отправить на математическую олимпиаду двух своих учеников - Лизу Тихонову и Влада Суворова из десятого 'Б'.
   Как-то к Лизе подошла учительница русской литературы Ирина Борисовна.
   - Лиза, - сказала она. - Я хочу, чтобы ты поучаствовала на олимпиаде по русской литературе.
   Лиза опешила:
   - Я ж на математическую олимпиаду еду, - ответила она.
   - Съездишь на две олимпиады, - ответила учительница.
   Лиза была в шоке. Она всегда считала себя математиком, никак не лириком. Она даже сочинения писала и раскрывала образы героев, будто строила точные логические цепочки.
   Лиза подошла к классной руководительнице:
   - Меня на олимпиаду по русскому посылают, а две я не потяну, мне надо учить образы героев.
   - Иди, - сказала Вера Андреевна, - я решу с Ириной Борисовной.
   На олимпиаду по литературе в итоге по Лизиной рекомендации поехала Аля Воскобошина. А Лиза готовилась к математике. Хотя, если откровенно признаться, способности к словесности у Лизы были, Ирина Борисовна была в этом абсолютно права. Просто Лизе не нравился школьный подход к изучению литературы. Она любила обзоры творчества писателей и поэтов, анализ причин, побудивших их писать, повороты судеб. А изучение литературы сводилось к зубрежке образов героев. А Лизу интересовала эпоха, в которой жили герои, нравы общества, дружба писателей и поэтов между собой. Лиза любила мыслить глобально, высказываться свободно и самой давать оценки героям.
   Другое дело математика. Это наука точная. Лиза легко запоминала формулы, а если она их не помнила, то всегда могла вывести сама.

*

   Городская олимпиада проходила на математическом факультете университета. В большой наклонной аудитории собрались лучшие ученики со всего города. Лиза и Влад сели недалеко друг от друга, по одному за партой.
   Преподаватели университета написали задания на доске. Это были не просто примеры, которые можно было решить, применив математические формулы. Задания были замысловатые, на знание логики и физики процессов.
   задачи, Влад взглянул на Лизу и округлил глаза. Лиза пожала плечами. Делать было нечего. Надо было как-то напрягать мозги, искать решение, как-то отстаивать честь школы.
   Лиза стремилась как-то решить задачи, выполнить если не все, то большинство заданий.

*

   После олимпиады она спросила Влада:
   - Ты что-то решил?
   - По-моему нет, задания какие-то странные. А ты что-нибудь решила?
   - Не знаю, пыталась, но вряд ли, - ответила Лиза.
   Через две недели университет собирал участников олимпиады, чтобы рассказать, как надо было решать задания. Лиза поехать не смогла - она простудилась и не ходила в школу. Влад по какой-то причине тоже не поехал. Так решение задач осталось загадкой для Лизы.

*

   Выздоровев после болезни, Лиза пошла в школу. На одном из уроков Вера Андреевна объявила, что по результатам олимпиады в школу пришло приглашение из университета на Лизу Тихонову. Ей присвоен диплом о факультативном завершении Школы юных математиков при университете.
   'Неужели я была на правильном пути при решении заданий?' - удивилась Лиза. Несомненно, ей было приятно получить такой документ. Значит, ее работа заслуживала внимания.

*

   В назначенный день в университете собрались все ученики Школы юных математиков. Лиза сидела в конце аудитории.
   - Диплом вручается ученице 10-го 'Б' класса школы 147 Тихоновой Лизе, - объявил профессор.
   Лиза вышла получить диплом. Ей было радостно. Такой документ придаст ей уверенности при поступлении на математический факультет политехнического института, куда она планировала поступать.
   - Поздравляю, - профессор пожал ей руку.
   - Спасибо, - улыбнулась Лиза, беря диплом.
  

Проводы

   А весна брала свое. Подруги ходили парами со своими ухажерами.
   Во двор к ним стал захаживать Артем, тоже учившийся в одной группе с Петром и Эриком. Он посматривал на Лизу, но они как пара не встречались.
   Девчонки-десятиклассницы целовались с парнями на лавочке. На счастье их мам, всем парням в мае одному за другим стали приходить повестки в армию. Началась пора проводов. Сначала проводили в армию Петра, потом Эрика. Всех подруг приглашали на проводы - Любу, Таню, Люду, Лизу и Сашу Конюхова, их неразлучного друга. Молодежь пела песни со стариками, плясала под гармошку, а утром всей гурьбой шли в военкомат, чтобы проводить обстриженного на лысо друга, пожелать счастливой дороги и легкой службы.

*

   На проводах Артема Лиза была уже в качестве его девушки. Артем просил ждать его из армии, писать письма. Тут Лиза познакомилась с родителями Артема и его сестрой Мариной. Семья Лизе понравилась, жили они скромно, мама была домохозяйкой.
   Артем и Лиза целовались до самого утра, без всяких глупостей. Лиза была девушка строгая, а Артем порядочным парнем.

*

   Вове Павловскому повестка еще не пришла, Таня радовалась последним свиданиям с Вовой.
   Как-то Люба Руднева попросила друзей сходить с ней в гости к маме Эрика, сама она стеснялась, а Эрик просил проведывать мать. Таня с Вовой и Лиза согласились препроводить Любу и послушать, что пишет о службе Эрик.
   Мамы Эрика не было дома. Дверь открыл отчим и пригласил молодежь войти.
   - Шурочка во вторую смену, - сказал подвыпивший отчим. - Эрик в школе радистов учится сейчас, - рассказывал он, - пишет, что все хорошо, завел новых друзей из нашего города.
   Посидев немного, молодежь собралась уходить. Отчим Эрика выпустил всех, Вову, Таню, Любу, а перед Лизой закрыл дверь.
   - Останься, прошу тебя, - уговаривал он Лизу. - Давай попьем чаю.
   - Выпустите меня, пожалуйста, - просила Лиза.
   - Ну, оставайся, прошу тебя, - настаивал он.
   - Я не могу, мне надо идти, меня ждут, - отговаривалась Лиза.
   Она не понимала, чего этот дядька к ней прилип. Вернее, понимала, кому ж не понравится такая стройненькая симпатичная девушка. Послать бы его подальше, да неудобно - отчим Эрика все-таки. А вот тетя Шура расстроилась бы, узнав как ее муж пристает к молоденькой.
   - Дядя Коля, выпустите нашу подругу, - в дверь стучала Люба.
   - Вот, блин, - возмущался за дверью Танин Вова.
   - Откройте дверь, пожалуйста, - настаивала Лиза.
   Под натиском молодежи отчим Эрика открыл дверь, и Лиза выскользнула из квартиры.
   - Что это было? - спросила она друзей.
   - Вот козел, - сказал Вова.
   - Спасибо, что вы пошли со мною, - поблагодарила Люба, радуясь, что не попала сама к выпившему отчиму жениха.

*

   Пришло время провожать Вову в армию. Лиза тоже была среди приглашенных. Младший брат Сергей то и дело посматривал в сторону девушки, но Лиза даже не подавала виду, что замечает его взгляды.
   Лиза вспомнила, как зимой братья Павловские пригласили всю их компанию отмечать Новый год с их родителями. Мама и отец братьев Лизе понравились, они были приветливые и гостеприимные. Мама братьев, зная, что сын страдает за Лизой, подарила будущей невестке Тане, а заодно и Лизе, по виниловой сумке, привезенной с отдыха. Лиза подарок не оценила. Подарки ее только обременяли.
   На новогоднем празднике зажгли бенгальские огни. Было весело и красочно, но когда огни сгорели, в бокалах, на салатах и в тарелках были крошки от огней. Нельзя их жечь в квартире, а тем более над новогодним столом. На ошибках учатся.

*

   Вот и Вову проводили в армию. А Таня его из армии так и не дождалась, вышла замуж за парня из Днепропетровска. Юношеские мечтания - это одно, а реальная жизнь - совсем другое.
  

Фотография на память

   Артем писал письма Лизе из армии, стараясь не потерять девушку. Он знал - впереди у нее большие перспективы, поступление в институт, а там ребята обязательно обратят внимание на такую привлекательную умную девушку и ... держись Тема.
   Артем попросил Лизу выслать ему фото на память. Лиза пошла в салон, где они недавно фотографировались семьей. Фотограф ей попался грузинских кровей. Он ее сфотографировал так, что перед Лизой сидела на стуле не она, а девушка-грузинка, чернявая, темноглазая. В общем, передержал он фотографии в проявителе, затемнил их.
   Перефотографировал Лизу уже другой фотограф, такой себе еврейчик с круглым животиком и кучеряшками на голове. Он сфотографировал Лизу, ведя беседы об искусстве.
   - Пойдемте, - пригласил он девушку в подсобное помещение, где проявлялись фотографии.
   Лиза пошла вслед за ним. Приемщица фотоателье проводила ее своим взглядом. Фотограф включил красный свет, плотно закрыв черной занавеской входную дверь. Он проявлял фотографию, то и дело, окуная ее в проявитель. Проявив фотографию, он опустил ее в раствор закрепителя и принялся проявлять второй снимок. Проявляя фотографии и показывая их Лизе, он пытался приобнять девушку, но она извивалась как змея, чтобы он не коснулся ее своими пухлыми и, как ей казалось, мокрыми пальцами. Ей чудилось, что этот толстый развратник, дай ему волю, вот-вот коснется ее молодой чистой кожи.
   Лиза не выходила из подсобки, она почти выбегала оттуда, облегченно выдыхая воздух. Приемщица снова посмотрела на девушку.
   - Заберете фотографии завтра, - сказал фотограф. - Я их высушу в глянцевателе.

*

   Фотографии Лизе не понравились. Она показалась себе на них какой-то сладкой, пересахаренной. Но что мог сфотографировать слащавый фотограф? Один сфотографировал грузинку, второй - кисейную барышню. Поди, выбери фото на память.
  

Выпускное утро

   Лиза готовилась к выпускным экзаменам. Их тогда было семь штук. Это очень большая нагрузка на учеников. Позади были письменные экзамены по математике и русской литературе, оставались устные предметы - литература, химия, английский язык, история и физика. Лиза учила предметы, а с улицы несся городской фольклор - 'Ой, лимончики, вы мои лимончики, вы растете у Сони на балкончике'. В соседнем доме пожилой мужчина увлекался одесскими песнями времен НЭПа. Он выставлял колонки от магнитофона на улицу и на всю улицу кричали песни 'Бублички', 'Цыпленок жареный' и другие. Лиза закрывала окна и продолжала учить билеты.

*

   Экзамены остались позади. Настала пора выпускного вечера. Мама и тетя пошили ей платье из японского трикотажа - цвета орхидеи с разбросанными яркими желто-оранжевыми крупными цветами и зелеными листьями. Расцветка была очень красивая, а платье сидело идеально на ее стройной фигуре с тонкой талией.
   Лиза вспоминала, как на выпускной в восьмом классе опять же мама и тетя пошили ей белое платье, без рукавов, из шелковой ткани в маленькие квадратики, с модным отложным воротником-стойкой. Девочки лет десяти, увидев тогда Лизу, даже шепнули: 'Невеста'. *
   На выпускной вечер Лиза надела свое нарядное платье и обула белые лакированные босоножки на платформе.
   - Невеста, - любовалась на нее мама, - умница, отличница.
   На вечере Лиза танцевала с одноклассниками, с учителями, а утром они всем классом поехали в парк отдыха. Накатавшись на каруселях, они присели на лавочку отдохнуть. Женя Тимохина, подруга Лизы, сидела рядом.
   - Ой, лимончики, вы мои лимончики, вы растете у Сони на балкончике, - внезапно пропела Лиза.
   - Вера Андреевна, чего она мне поет свои лимончики, - пожаловалась Женя классной руководительнице.
   - Кто, Лиза поет? - удивилась учительница.
   'Ябеда, - подумала Лиза, - секретный сотрудник. Чего ж она на меня раньше не жаловалась, когда я помогала ей с домашними заданиями?' Лиза поняла, что она только что потеряла подругу. Больше с Женей они не общались. Женя уехала поступать в пединститут в другой город, а Лизин путь лежал в политехнический.
  

Физика, пятерка на вступительных экзаменах

   До вступительных экзаменов оставался месяц. Лиза пошла в школьную библиотеку и взяла учебники физики с пятого по десятый класс.
   Физика была последним экзаменом в школе и Лиза, как она сама считала, сдала физику плохо. Она выдохлась, устала, уже ничего не лезло в голову. Учительница физики вообще была недовольна Лизой. Однажды она ее увидела с Артемом и считала, что мальчики мешают заниматься отличнице.
   В общем, пятерку Лизе она все-таки поставила на экзамене, но Лиза считала, что так дело не пойдет. Ведь она должна была сдавать физику на вступительном экзамене в ВУЗ. Поэтому Лиза решила сесть за учебники и проштудировать все книги с пятого по десятый класс. Физика увлекла Лизу, она выписала все формулы и через месяц уже неплохо знала предмет и быстро решала задачи по физике.

*

   Пришло время вступительных экзаменов. По письменной математике Лиза получила пятерку, по сочинению - четверку. Уже было девять пропускных баллов плюс пять баллов за школьный аттестат.
   Следующей была устная математика. Лиза взяла билет и стала готовиться. Она все решила, все написала, дословно вспомнила теорему и попросилась отвечать. Худощавая преподавательница в комиссии, невзирая на то, что все было решено, и Лиза отвечала уверенно, со знанием, делала вид, что перед ней сидит совершенно не подготовленная ученица. Лиза почувствовала, что ее хотят отсеять. Она знала, что купленные люди отсеивали учеников, чтобы протянуть своих, по блату. Лиза продолжала рассказывать теоремы.
   Преподавательница по соседству, вероятно, занимающая более высокое положение во вступительной комиссии прислушалась к ответам девушки. Она взяла Лизин листок, посмотрела решения примеров и сказала:
   - Давайте экзаменационный лист.
   Когда она возвратила его, Лиза увидела пятерку. Как она была рада этой выстраданной пятерке! Ведь она чувствовала, что ее хотели отправить с двойкой, поди потом докажи, что ты все знаешь, все решила. Лиза была бесконечно благодарна этой второй преподавательнице, которая взяток не брала и была объективна.
   Дома родители с удивлением слушали рассказ дочери о борьбе за пятерку. Оставалась физика.

*

   Лиза чувствовала, что к физике она хорошо подготовлена, но опыт сдачи математики говорил - ни в чем нельзя быть уверенной наперед.
   Она взяла билет по физике и села готовиться. Все вспомнила, все написала, все решила. Она попала отвечать к мужчине-преподавателю. Он показался Лизе достаточно строгим. Он проверил письменный ответ и выслушал устные разъяснения.
   - Как считается сила тока? - начал спрашивать он дополнительные вопросы.
   'Неужели хочет завалить экзамен?' - мелькнуло в голове у Лизы.
   - Чему равно ускорение свободного падения? Чему равна скорость звука? Что такое сила тяжести? Чему равна энергия? - продолжал преподаватель.
   Лиза без сомнения отвечала на все вопросы.
   - Давайте экзаменационный лист, - наконец сказал он.
   Лиза почувствовала, что пытка закончена, но она до конца не была уверена в отметке. 'Хоть бы четверку', - мечтала она.
   Когда Лиза заглянула в листок, она увидела пятерку. Это был триумф! Она сама подготовилась к физике, сама сдала. Так вот почему преподаватель мучил ее дополнительными вопросами. Он просто так не мог поставить пятерку, не убедившись, что Лиза отлично знает предмет.
   Значит, она может! Значит, физичка Алла Вениаминовна просто не сумела донести до учеников этот интересный предмет. А она сама во всем разобралась, все поняла.
   Радости Лизы не было конца.
   - Пятерка! - крикнула она с порога.
   Родители были счастливы за нее. Теперь их дочка студентка! Двадцать четыре балла из двадцати пяти возможных!
  

Каникулы после школы

   Лиза устала после череды экзаменов, и мама купила путевку в лес, на речку. Поехали они втроем с Сонечкой.
   Для Лизы нашлась компания трех мальчишек пятнадцати-шестнадцати лет. Они вместе играли в бадминтон и волейбол, плавали на водных велосипедах по реке, играли в шашки. Лиза среди парней блистала эрудицией, а кроме того, все время напевала песни по теме беседы. Пятнадцатилетний Илья влюбился в Лизу по уши.
   Однажды они вчетвером пошли на базу отдыха мединститута, где выбирали студентку-красавицу. Илья сказал Лизе на ухо:
   - Иди на сцену, ты победишь. Ты такая красивая.
   Лиза не решилась. Она только поступила в ВУЗ, а тут бывалые студентки, да и не считала она себя какой-то красавицей, достойной конкурса.
   Но в душе Лизе было приятно, что Илья о ней высокого мнения.

*

   Отдых закончился, пришло время расставаться. Лизу позвала мама Ильи:
   - Лиза, ты так нравишься Илье, пиши, пожалуйста, ему письма.
   Лиза улыбнулась:
   - Он же молодой, ему только пятнадцать, а мне семнадцать, я без пяти минут студентка.
   - Я тебя очень прошу, он так в тебя влюблен, - уговаривала его мама.
   - Я не могу вам обещать, - отказала Лиза. - Илья хороший паренек, но мы не пара. Встретимся в институте, пусть подрастает и поступает, - пошутила Лиза.
   Лиза как юная девушка не понимала переживания мамы паренька. Она не знала, что мама Ильи переживает, как бы сын не наделал глупостей из-за безответной любви, как бы чего не натворил.
   Если б Лиза знала это тогда, то скорее согласилась бы переписываться с юным ухажером в надежде, что все рассосется само собой. Но у Лизы уже была аллергия на письма. С нее хватит.
  

Студентка

   Первого сентября Лиза не шла в институт - она летела на крыльях счастья. Она теперь студентка! Мама купила ей красную юбку, черные лакированные туфли на каблучке, черную с длинным рукавом блузу, усыпанную яркими красно-бордовыми георгинами. В новом наряде, с красной сумочкой, Лиза была неотразима.
   Она познакомилась с девчонками-одногруппницами.
   - Луиза, - представилась она.
   Парней в группе было всего четверо на двадцать девчонок. Всего на потоке было 75 человек. Преподаватели пришли на первую пару и начали знакомство со своими студентами. Они представились, рассказали, какие предметы они читают. Луизе, так она теперь себя называла, понравились все.
   Потом одна из преподавателей начала перечислять имена студентов, поступивших с наивысшим количеством проходных баллов. После нескольких фамилий медалистов преподавательница прочитала:
   - Тихонова Елизавета, двадцать четыре балла.
   Луиза встала с места. Преподаватель улыбнулась и кивнула головой.
   - Моисеенко Алена, - двадцать четыре балла, - продолжила она.

*

   Луиза старательно записывала первую лекцию. Они сидели всем потоком в большой аудитории и посматривали друг на друга, стараясь запомнить лица.
   Начиналась новая студенческая жизнь.
   Не за горами была первая стипендия, получив которую, Луиза купила родителям хрустальную вазочку в подарок, а еще себе хлопковую мягонькую белую водолазку с голубыми корабликами по фону. Она ей очень шла, особенно с брюками. Родители стремились одеть дочку понарядней, студентка все-таки.
   И зимнее пальто с норковым воротником купили, и сапоги новые, лакированные 'чулки' на платформе, так они тогда назывались - писк моды.

*

   Однажды, возвращаясь после занятий, Луиза встретила отца Артема.
   - Лиза, чего не приходишь в гости? - спросил он.
   Лиза пожала плечами. Да они с Артемом так мало встречались до армии и она только раз видела его родителей, так что запросто ходить к ним в гости не было оснований. Она, конечно, писала Артему письма, рассказывала о новой студенческой жизни, об отличных преподавателях, об одногруппниках, просторных аудиториях, спаренных предметах, когда в день в среднем было по три пары.
   - Давай, приходи в гости, - приглашал отец Артема, - а то носа не кажешь, вот я Артему напишу, пожалуюсь.
   Луизу этот натиск обидел. Чего на нее жаловаться? Она не обязана ходить к малознакомым людям.
   В общем, закончилось тем, что Луиза обиделась на Артема, а Артем на Луизу. Они даже перестали писать друг другу письма.
   Конечно, Артем рассчитывал получить отпуск, прийти к любимой девушке и поговорить. Но это было еще не так скоро, сначала надо было стать отличником боевой и политической подготовки. Но Артем умел ждать и умел ставить цели.
  

Английская группа

   Луиза попала в группу 'В'. У них был молоденький куратор, который пару лет, как выпустился сам, он вел практические занятия по основам программирования, а еще ухаживал за одной из студенток группы.
   Группа попалась очень дружная, все девчонки и парни отличные. В группу 'В' собрали всех, кто изучал в школе другие иностранные языки - немецкий, французский, испанский. Только четыре девушки учили английский, среди них была и Луиза. А группы 'А' и 'Б' были полностью английскими.

*

   Во время уроков иностранного студенты группы 'В' разбредались по разным аудиториям. Луиза с тремя девчонками попали в группу английского для парней горного факультета. Парни обрадовались, увидев в своей чисто мужской группе девчонок. Луиза среди них было самой эффектной.
   Два видных парня сразу подсели к Луизе.
   - Меня зовут Алекс, - представился один из них.
   - А я Максим, - представился второй парень.
   Алекс не скрывал симпатии к Луизе, а Максим тоже заинтересовано поглядывал на девушку.
   Хотя Луизе было приятно внимание парней, было лестно, когда они, увидев ее где-то в коридорах института, радостно приветствовали, но она давала себе отчет, что кроме симпатии с этими парнями ничего не может быть.
   Этим парням нужны были другие девушки, Луиза даже в голове рисовала их портреты - высокие, одеты по последнему слову моды, в дорогих украшениях, в институт их привозят папочки-бизнесмены или директора крупных предприятий. Однажды Луиза на институтском танцевальном вечере видела, как Максим танцевал именно с такой девушкой. Да, ему нужен был старт в карьере, а сделать это с помощью богатого 'папика' было гораздо легче. Поэтому Луиза никогда не строила планы по поводу этих парней, она давала списывать им домашние задания и даже решала примеры по математике.
   А преподавательница английского недолюбливала Луизу. Ей не нравилось, что этой смазливой девчонке досталось внимание двух самых видных парней группы. Она сама не прочь была пофлиртовать с парнями, хотя ей было около сорока, Луиза затруднялась точно определить ее возраст.

*

   Луиза уважала старосту группы, Павла Трофимова, он уже отслужил в армии, был женат и имел шестилетнего сына. Днем он учился в институте, а по вечерам работал в шахте. Павел был парнем серьезным, обстоятельным и держал парней группы в кулаке, к нему прислушивались и уважали.
   Павел достаточно подзабыл английский после школы, ему приходилось трудновато. Луиза всегда стремилась ему помочь с переводом. Как-то Павел и Луиза сидели рядом, парень писал упражнение по английскому, а сама девушка в который раз решала сложное уравнение с производными.
   - Что решаешь? - поинтересовался Павел.
   - Который раз решаю, а на ответ выйти не могу, - пожаловалась Луиза. - У меня шесть икс в ответе, а надо два икс. Посмотри, где я ошибаюсь.
   Луиза показала еще раз решение примера.
   - Опять шесть икс, - вздохнула она.
   Павел взял листок и стал решать уравнение.
   - Два икс! Спасибо! Я увидела, где я ошибалась, молодец, - похвалила Луиза.
   Было забавно, что ей, математику, уравнение решил парень-шахтер. А Павел был рад, что хоть как-то отплатил Луизе за помощь с английским.
  

Первая сессия

   Луиза готовилась к своей первой сессии. Было пять экзаменов. От сдачи сессии зависело, будет ли назначена стипендия. Сидеть без стипендии целый семестр не хотелось.
   Луиза старалась изо всех сил. В итоге сессию она сдала отлично, на повышенную стипендию. Это было приятно.
   В группе за полгода все раззнакомились, коллектив был просто отличный, дружный, сплоченный.
   Дружили девчонки не по два-три человека, а целыми группками человек по шесть-семь и часто эти группы пересекались. Алена Моисеенко, которая также поступила с высоким баллом, тоже была группе Луизы, на английский они ходили вместе.
   Алена часто говорила:
   - Эх, трудно быть женой моряка.
   - А ты что, замужем? - удивлялись девчонки.
   - Нет, но могу выйти, - отвечала Алена.
   Подруги покатывались со смеху.

*

   Зимой в семье Лизы была радость - папа принес красный диплом об окончании ВУЗа. Лиза всегда гордилась своим отцом, он был справедливый, порядочный, серьезный и умный.
   Его красным дипломом Лиза гордилась вдвойне.
   - Бери пример с папы, - учила ее мама.
   Лиза улыбалась:
   - Синий тоже хороший. У меня итак повышенная стипендия.
   - Умница, - хвалил папа.

*

   У Луизы уже отрасли длинные волосы после той протестной стрижки в школе. Чаще всего Луиза носила их распущенными по плечам. Изредка она связывала их высоко на затылке и закручивала гулькой. Тогда открывалось ее лицо и Луизе ото всюду сыпались комплименты. А потом Луиза решила покрасить волосы в рыжий цвет. С краской повезло - волосы получились насыщенного рыжего цвета, он красиво оттенял Луизину кожу.
   Так получилось, что Гена Кривцов, друг Саши Конюхова, приехал из армии в отпуск и решил проведать Луизу. Он увидел ее рыжие волосы и пришел в восторг:
   - Какая ты красивая, - восхищался он. - Какая красивая!
   Луиза только улыбалась.
   Гена давно захаживал к ним во двор, но он поступил по-умному. Он якобы не к девчонкам приходил, а сдружился с Сашей, как старший товарищ. Он был старше где-то на год-два и учился с Сашей в одном техникуме.
  

Поездка на море

   После летней сессии и практики студенты решили съездить группой на море. Набралось желающих около пятнадцати человек - трое парней из их группы, девчонки и еще две сестры из группы 'А'.
   Студенты взяли напрокат огромную палатку, припасы еды, теплые одеяла и отправились на электричке до Мариуполя, а оттуда в Мелекино, на дикий пляж. Было весело и дружно. Сначала ребята ставили палатку, потом девчонки готовили ужин на костре, купались в море, сидели у костра под июльским небом, усыпанным звездами. Романтика.

*

   На обратной дороге в электричке ребята, чтоб скоротать время, решили сыграть в карты.
   - Девчонки, кто согласится быть четвертым? - спросили они.
   - Давай, я, - согласилась Луиза.
   Они играли в 'дурака', два на два. Луиза была в паре с Игорем, высоким белокурым парнем. В него было влюблено сразу несколько девчонок из группы. Луизе и Игорю везло, они все время выигрывали у друзей. Время пролетело быстро.

*

   Дома мама спросила, как поездка.
   - Отлично, - ответила Лиза.
   - Звонила тетя Жанна, они с дядей Колей приглашают тебя на море с собой. Поедешь?
   - Поеду, - повела плечами Луиза.
   - Поможешь им с малышом, - сказала мама.

*

   Луиза отправилась на машине с родным дядей Колей и его новой женой тетей Жанной на Азовское море. Она помогала присматривать за годовалым Сашенькой, нянчила его, а еще развлекала четырнадцатилетнего сына тети Жанны - Толика.
   Когда дядя и тетя уезжали за покупками, Лиза оставалась за старшую и присматривала за двумя братьями.

*

   Как-то Лиза пошла позагорать на пляж и, укрывшись полотенцем, заснула. Проснувшись, она почувствовала, как хорошо отдохнула. Толик где-то рядом играл в волейбол, Лиза пошла окунуться в море.
   Она плавала вдоль берега, к ней подплыл паренек.
   - Девушка, можно с вами познакомиться? Вы тут отдыхаете?
   - А сколько тебе лет? - спросила Лиза.
   - Шестнадцать, - ответил он.
   - А мне восемнадцать, я студентка, - ответила Лиза.
   - Тогда я поплыл дальше, - засмеялся паренек.
   'Везет мне на юных ухажеров', - подумала Лиза.

*

   На прощанье тетя Жанна приглашала Лизу к ним в гости, навещать маленького Сашу. Лиза пообещала как-то приехать.
  

Чужие деньги

   Осенью после занятий Луиза пару раз навещала малыша тети Жанны и дяди Коли. Она с удовольствием нянчилась со своим маленьким двоюродным братом.
   В один из приездов, тетя Жанна познакомила Луизу со своим младшим братом - Сережей. Он будто тоже случайно зашел в гости.
   Сергей был парнем взрослым, симпатичным, с густыми усами. Луиза вспомнила, как однажды на свадьбе дяди Коли и тети Жанны они сидели за свадебным столом. Отец тети Жанны сидел в коляске с обожженным лицом.
   - Дядя Миша на шахте в аварию попал, - рассказывал тогда папа Лизе. - Был подземный взрыв и его завалило породой. Его еле откопали. Он тогда еще молодой был.
   - Он, наверное, был красивый, - решила Лиза. - Вот тетя Жанна очень красивая, а на свою маму она не похожа.
   - У дяди Миши еще два сына, - ответил папа. - Авария изменила всю его жизнь.
   - И с тех пор он не ходит? - удивилась Лиза.
   - Да, - ответил папа. - Он почти не видит. Зато он научился чутко слышать. Вот мы сейчас с тобой разговариваем, а он слышит наш разговор.
   - Да? - Лиза посмотрела на дядю Мишу. Он невозмутимо сидел за праздничным столом.

*

   Луиза попрощалась с Сашенькой и тетей Жанной. Сергей вызвался проводить ее.
   Между ними завязалась симпатия. Сергей даже иногда встречал Луизу у дверей института, и они вместе прогуливались по заснеженному городу.
   Как-то раз Сергей спросил:
   - Нельзя ли занять у тебя денег? Мне очень нужно отдать, а занять негде. Мне срочно надо.
   Он так жалобно просил, что Лиза прониклась его заботой. Дома деньги никогда не прятали, Луиза знала, где они лежат. И она их взяла. Сто семьдесят рублей. Это была немалая сумма по тем временам, больше, чем папина зарплата.
   Она их привезла в институт и передала Сергею.

*

   Через три дня папа спросил:
   - Лиза, ты не брала деньги?
   - Брала.
   - Зачем? - удивился папа.
   - Сергей попросил, он обещал скоро отдать, ему срочно надо было.
   Лизе пришлось рассказать родителям всю историю.
   - Вот Жанка, вот зараза, - ругалась мама. - Своего лодыря пристроить хочет! Это ж надо - придумала знакомить его с Лизой у нас за спиной! Деньги он отдаст! Да этот лодырь работать не хочет! - кричала она. - Не смей с ним встречаться!
   - Что ты деньги дала и выручила его - ничего страшного, - сказал папа. - А вот то, что ты не сказала ничего, что взяла их без спроса - это плохо.
   Лизе было очень стыдно. Стыдно так, что она готова была провалиться сквозь землю.
   Она позвонила Сергею и спросила, когда он вернет деньги. Он обещал через неделю, потом еще через неделю. В итоге он возвратил их примерно через месяц. Ни о каких свиданиях, ни о каких встречах речи уже быть не могло.
   Если парень начинает знакомство с девушкой с занимания у нее денег, а тем более, денег ее родителей, поскольку собственных денег у нее нет, то это не парень. Это прохиндей.
   Луиза слишком обожглась. Она сама не знала, как решилась взять эти деньги, а ведь родители ей всегда доверяли, считали ее честной и серьезной, а она их подвела. По сути, она их обворовала. Она деньги не прогуляла, не потратила, и якобы выручила человека, но она их не заработала. Не могла она распоряжаться чужими заработанными деньгами.

*

   Дружба между мамой и тетей Жанной после этого случая закончилась. У Луизы было подозрение, что Сергей долг возвратил из дяди Колиных денег, заработанных нелегким шахтерским трудом.
   Луиза многое переосмыслила. Она впервые столкнулась тем, что встречи бывают не случайны, не по воле судьбы, что кто-то специально плетет козни, чтобы познакомить с хорошей девушкой своего неблагополучного сына, брата, внука или наоборот, дочь, сестру, внучку с хорошим парнем. Спихнуть их на чужие плечи, чтобы кто-то тянул их из болота, кто-то нес на себе чужой крест, мучился и страдал.
   Луиза очень любила своих родителей, Сонечку, а получилось, что она их предала, залезла в карман ради какого-то чужого человека, притворщика и тунеядца. Луиза попала в точно расставленный капкан.
   'Никогда, никогда я не обижу родителей, никогда не возьму чужой копейки', - страдала Луиза.
   Но как же не попасть в ловко расставленные сети? Как неопытной девушке, еще не познавшей превратности мира, не ошибиться, не промахнуться, не поддаться бесовским искушениям.
   'Надо быть осторожной, - решила Лиза. - Даже родственники могут подставить подножку'. Вот она и споткнулась. И больно ударилась. Но надо подняться, надо жить дальше. Но стыдно. Но больно.
   Урок Луиза выучила, запомнила на всю жизнь. Потом, через много лет ее начальница преподала ей еще один урок - учись отказывать людям. Это очень важный урок. Надо было уметь отказать Сергею в его просьбе дать денег. Луиза этот урок тогда не проходила. Нас же, как учили в школе - человек человеку друг, товарищ и брат. Нас учили первыми приходить на помощь, быть щедрыми, отзывчивыми.
   Но надо уметь различать, когда надо кинуться на помощь, а когда отказать. Вот чужие деньги занимать - надо отказать, чужое платье взять поносить - отказать, с чужим мужем в кино сходить - отказать, дом бабушкин продать - отказать, на чужом велосипеде покататься - отказать. Оно не твое.
   Распоряжаться можно только своим, что заработано личным трудом, сделано своими руками, выращено на своем огороде. А чужое брать не сметь! Чужое это не только чужих людей, это и родных тоже. Чужое то, что не твое лично.
   И еще, надо делиться, советоваться с родителями, с родными, как поступить в той или иной ситуации. Надо сначала обсудить, а потом сделать, чем сделать, а потом понять, что это неверно, непорядочно.

*

   Луиза села за стол, взяла большую тетрадь и подписала: 'Дневник Луизы'. Сюда она решила записывать все, что пришлось пережить самой, свои страхи, сомнения, переживания, боль и победы.
  

Новый год у Аллочки

   На втором курсе Алла Иванова пригласила однокурсников встретить Новый год с ее родителями. Алла жила в центре города и на это предложение все с удовольствием согласились. Луиза к тому времени уже сдружились с Аллочкой, а Аллочка дружила с Наташей, так что Луиза с медалисткой Наташей тоже нашла общие интересы.
   Луиза надела новое шоколадное в белый горошек платье с рукавами реглан и бело-золотистыми пуговицами, а под низ тонкую белую водолазку. Алла тоже встречала гостей в нарядном платье с блестками.
   Молодежь познакомилась с родителями подруги, Луизе они понравились. Папа Аллы выращивал на утепленном балконе экзотические фрукты - лимоны, мандарины, апельсины. Луиза как-то вырастила грейпфрут из косточки. Саженец тоже пошел в сад Аллиного папы.
   Алла занималась в школе музыкой и сыграла друзьям несколько произведений, в том числе Лунную сонату Бетховена. Алле нравился Игорь. Может ради него она и затеяла этот праздник. Как бы там не было, отметили они новый год хорошо, как воспитанная молодежь.
   Утром Луиза вышла, чтобы добраться домой. На улице было очень скользко. Она тормозила острыми каблучками по льду. На остановке какая-то женщина упала на спину и ударилась головой о бордюр. Луиза кинулась ей помочь встать и очень сочувствовала незнакомой женщине.
   Сама она добралась домой без приключений.
  

Отпуск

   В марте Артему дали в армии отпуск. Повидавшись с родителями, он пошел наведаться к Лизе.
   Лизы открыла дверь:
   - Артем!? Проходи, Лиза дома.
   Лиза увидела на пороге парня. 'Смелый, - подумала Лиза, - если решился ко мне прийти'.
   - Проходи, присаживайся? Как служба? Отличник воинской подготовки? - спросила она.
   - Вот, отпуск дали, - мялся Артем.
   - Ты надолго?
   - Нет, десять дней без дороги, - ответил парень.
   - Как служба?
   - Нормально. Я хотел поговорить с тобой. Вышло недоразумение. Тебя не хотели обидеть.
   - Я не обижаюсь. Просто мы мало знакомы с твоими родителями.
   - Можно, я тебе буду писать?
   - Не надо. Я тебе ничего обещать не буду. Вот придешь из армии, тогда видно будет.
   - Хорошо, - сказал парень. - Я пойду?
   - Ладно, счастливой службы, - пожелала Лиза.
   - Спасибо, - он направился к двери.

*

   - Что ты ему сказала? - спросила мама.
   - Сказала, что ничего не обещаю.
   - У него было такое лицо, - заметила мама.
   - Мама, я не знаю, буду ли я ним встречаться, - ответила дочь.
   - Хороший же парень, - сказала мама.

*

   В конце мая Артем демобилизовался из армии. Он не пошел к Лизе домой. Все ходил сторонкой и посматривал издалека на ее подъезд и окна.
   - Артем прошел, - периодически сообщала мама дочке.
   - Ну и что, он уже две недели, как дома, - ответила Лиза. - Некогда мне, мама, мне к экзамену надо готовиться. Сессия на носу.
   - Готовься, готовься, - согласилась мама.

*

   Как-то летним днем раздался телефонный звонок.
   - Алло, - сказала Лиза.
   - Привет, погуляем? - спросил Тема.
   - Погуляем, - ответила девушка.
   - Жду тебя на качелях, - сказал он.
   - Ладно.

*

   - Куда ты? - спросила мама.
   - Артем позвонил. Пойду на качели, - ответила Лиза.
   - Надень розовое платье, - подала его мама.
   Лиза взяла платье с бело-розовыми рукавами-колокольчиками с вышивкой и надела его.
   - Красавица, - заметила мама. - Тебе розовый цвет к лицу.
   Лиза улыбнулась, расчесывая длинные волосы:
   - Мне и голубой к лицу.
   - Молодым все к лицу, - сказала мама. - Поздно не гуляй, - предупредила она.
   - Я не на долго, - ответила дочь.

*

   Артем уже ожидал Лизу на качелях. В руках у него был букетик ромашек.
   - Привет, это тебе, - он протянул цветы.
   - Привет, - улыбнулась Лиза.
   - Садись, раскачаю, - предложил парень.
   Лиза села поудобней, взялась за поручни, Артем стал раскачивать качели.
   - А ты стала еще красивей, - сказал он.
   Девушка ничего не ответила, только улыбнулась. Ветерок шевелил ее пышные волосы, она взлетала вверх, потом качели несли ее обратно.

*

   На следующее свидание Артем захватил гитару. Он хорошо играл на инструменте и был не самоучкой, а посещал музыкальную школу, где еще освоил и баян.
   Парень играл музыку Битлс. Это был крик моды, их музыка сводила всех с ума. Лиза любила гитару, музыку и песни. Артем попал в точку. Сердце ее дрогнуло.
   Теперь она охотней ходила на свидания, присматриваясь к парню.
   Ах, юность, как она прекрасна! Сколько дорог она открывает впереди, сколько перспектив, сколько счастья!
  
  
  

Начало в книге 'Дневник маленькой Лизы' тут

  

Продолжение в книге 'Дневник молодой мамы' тут

  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"