Шилоносов Андрей : другие произведения.

Место, где останавливается время

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Про Мир несуществующих предметов. Это "явно конструкторские произведения", по мнению организаторов конкурса "Современная нереалистическая проза"...


   Служба помощи 560
  
   Место, где останавливается время
  
   Спустя мельчайшую долю одной тысячной ничтожного мгновения я открою глаза.
   За этот совсем незаметный отрезок времени сигнал из центральной нервной системы доберется до мышц лица отвечающих за поднятие век.
   И именно этот отрезок времени начинается от точки, условно обозначенной "0".
  
   Считается, что за мгновение до смерти перед глазами проносится вся жизнь. Но что если смерть - просто остановка времени? Точка, в которой времени нет и весь пройденный путь виден наконец целиком. Нет никакого движения, прибавляющего все новые и новые события, а вся дорога видна как на ладони. Прошедшая жизнь не "проносится", а существует в полном объеме; конкретный отрезок с двумя точками, а не тянущаяся в бесконечность плоскость.
   Ты видишь этот отрезок сразу весь, словно кусочек пленки поставленной на паузу кассеты.
   Наверное, не было смысла искать место, где время останавливается, ведь лучший пример такого места - место смерти, а искать смерти раньше срока глупо. Тот срок наступит сам; а остановишь жизнь раньше, и созерцаемый отрезок окажется короче, чем мог бы, и будет он далеко не таким интересным.
   Выходит, что жизнь моя не многого стоила.
   И совсем ничего не стоила та часть жизни, которая началась с посещения таверны "Пьяные сказки".
   Я вошел туда в дурном настроении. Я завалил три экзамена в Академии и знал, что уже никогда не полечу к звездам. Я собирался утопить себя в инопланетных винах и хотя бы таким образом приблизиться к другим мирам.
   Запах прогнившего дерева, тусклое освещение и громкая безрадостная музыка остались в памяти. Толстый угрюмый бармен с грязной тряпкой в левой руке. Богатый выбор новых сортов алкоголя из соседних секторов.
   Но по-настоящему внимание привлек только нищий. Грязный и помятый он стоял близко к стойке, собрав вокруг себя круг желающих недорого развлечься слушателей.
   Я долго не замечал нищего, прежде чем начал прислушиваться к его словам. Я успел приступить к выполнению своей программы погружения на дно стакана, уже сжимаемого в моей руке.
   Но толпа отступила, вдруг теряя к бродяге всяческий интерес. Существо в лохмотьях, отдаленно напоминающих одежду среднего уровня, приблизилось к столику и село в метре от меня.
   - Этот свет, - хрипло и протяжно заявил он.
   - Да? - поинтересовался я недовольно, но терпеливо.
   - Свет сжигает.
   - Вы не могли бы оставить меня? - попросил я пока вежливо.
   - Я уже раз пытался оставить свет, - ответил он, совсем распластавшись по поверхности стола и почти коснувшись полупустой бутылки. - И я не смогу попасть туда еще раз.
   - Куда? - спросил я безучастно. Я надеялся, что если он выскажется, то уйдет или свалится под стол, лишившись сознания, и тогда я останусь, наконец, наедине со своими несчастьями.
   Но нищий подался вперед, а его грязная черная голова оказалась совсем близко ко мне.
   - В несуществующих предметов Мир, - молвил он.
   Глаза бродяги походили на глаза слепого, но фраза поразила настолько, что даже резкий запах не смог заставить меня отстраниться.
   Мир несуществующих предметов. Сказка из древнейших времен. Точка исчезновения представлений о явлениях, понятий о жизни. Там нет того, что способен воспринимать современный разум. Место, утонувшее в мифах и в сомнительных фактах.
   Поговаривали, что нашедшие Мир сходили с ума. Или не замечали ничего, так и не узнав, что побывали там. Но Мир искали, чтобы получить власть, чтобы найти подлинную свободу.
   А еще - чтобы познать истину.
   Но я не сразу поверил в миф. Я смотрел на нищего, ожидая продолжения его слов.
   Он отпрянул, упав обратно на стул. Его голос зазвучал четче и яснее.
   - Я искал любовь, но умертвил любовь. Искал дружбу и стал изгоем. Искал просветления, но канул во тьму.
   Тогда я оставил поиски и нашел Ничего. И время остановилось, а пространство развернулось, открывая Ничто. Я попал в Мир несуществующих предметов.
   Пророческим тоном зачитав исповедь, нищий простер руки к потолку. Я заворожено слушал историю его жизни, его грехи и достойные поступки, его поиски.
   - Но где же, где место остановленного времени? - к финалу истории задал я волнующий вопрос.
   - Здесь! - торжественно объявил сумасшедший, не опуская рук.
   Я вздрогнул, когда бутылка оторвалась от стола, а стакан обжег пальцы и тоже вырвался на свободу. В воздухе повисла посуда и с соседних столов. Посетители вскочили со своих мест, забыли разговоры и выпивку. Во все глаза уставились на нищего. Кое-кто рискнул приблизиться к нему.
   - Нет! - вдруг рявкнул бродяга со звоном разбитого стекла попадавших предметов. - Не трогайте меня! Не прикасайтесь!
   Окружающие в шоке шарахнулись от него, как от прокаженного.
   - Не смейте! - в панике орал он, сотрясаемый нервной дрожью.
   Неожиданно бродяга бросился на толпу; посетители отступили в стороны, освобождая путь к дверям, но добежав до стены, нищий прыгнул прямо в окно, пройдя сквозь стекло, будто то была вода, и исчез в темноте ночи.
  
   Никто не обсуждал поведение сумасшедшего дольше десяти минут. Большинство сошлись во мнении, что под лохмотьями "дешевый циркач" прятал несколько старых изобретений эпохи. И только я, оказавшийся в непосредственной близости от "фокусника", понял, что то была власть, последствие мира несуществующих предметов. Новый взгляд на привычное окружение; событие, не представляющее в глазах окружающих ничего особенного, так как оно осталось непонятым, не воспринятым правильно, и обратилось разумом в привычную форму.
  
   И вот я ищу то, чего нет. Ищу ничто. В моей голове отпечатались слова сумасшедшего. Они звучат снова и снова, вся его история существует перед глазами, повторяя мою собственную, и наоборот.
   Это круг или прямая. Понять невозможно. Это одновременное существование всего без действия времени. Времени нет.
   Будто произведение.
   История, которую можно начать с середины, не удосужившись взглянуть на предисловие, пропустить финал или увидеть ее всю, целиком.
   Когда ты персонаж такой истории, для тебя уже не существует понятий "вступление", "эпилог", "развитие действия". Ты точно существуешь в финале, но ты есть и в первых строчках. Твой финал может быть твоим началом, начало может оказаться кульминацией твоей жизни, а все вместе это может оказаться только чей-то фантазией, и существовать всего несколько минут от начала первого предложения до точки последнего.
   Беспорядочные фрагменты в одном мгновении.
   Как пять минут, которые тянутся невероятно долго. Или часы, пролетающие незаметно.
  
   - А взять, например, такое время как 00:00, - предложил иллюстрацию бродяга.
   Я, по-прежнему сжимая стакан в руке, смотрел на него с прежним недоверием.
   - В 00:00 происходит официальная смена дня. То есть предыдущий день заканчивается. Что бы ты ни делал, - он глубже погрузился в лохмотья, компактнее уместившись на стуле. - Прислушайся к этой мысли! Ты жил, занимался своими делами; быть может, прямо в тот момент совершал что-то важное; но вдруг - раз! - сумасшедший демонстративно щелкнул пальцами, - день сменился, предыдущий остался в прошлом, дело твое осталось в прошлом, "на той стороне реки", а в новую главу попали одни обрывки.
   - Но полночь - это всего лишь условность, - попытался возразить я. - Вы правильно заметили, это "официальное" время. Не настоящее.
   - Все вокруг ненастоящее! - воскликнул нищий. - Все вокруг условность. И время, и пространство, и живые вокруг.
   Я погрустнел, наполнив стакан свой вновь. Согласно кивнул.
   - Вы правы отчасти. Жизнь полна иллюзий. Мы разочаровываемся в своих способностях, прячемся за самообманом. Ищем секс, говоря, будто ищем любовь. Создаем семьи, чтобы предавать друг друга. Заводим друзей, чтобы использовать их. Добиваемся свободы и устраиваем хаос. Добиваемся бессмертия под влиянием страха. Ищем счастья, чтобы скучать. Весь наш мир - мир несуществующих предметов, абстрактных понятий и призрачных явлений.
   - Нет! - резко закачал головой сумасшедший. - Ведь нет и самообмана. Нет предательства, эгоизма, хаоса, страха, скуки.
   - Если посмотреть так, - хмыкнув, почти согласился я.
   - И меня нет, и тебя! Ха! Ха-ха-ха, - волны от сотрясаемого в припадке тела прошли по лохмотьям.
   - Но зачем вы сотворили такое с собой? - спросил я. - Зачем вы искали Мир?
   Нищий вновь прилег на стол, снова поймал мой взгляд своими страшными невидящими глазами, но я опять не смог отвернуться или отодвинуться от него.
   - Я остановил время, - прошептал он.
   Я прислушивался к шуму толпы, ожидая, когда бродяга поднимется, но тот лежал, и признаки жизни едва угадывались в этой застывшей фигуре.
   - Вы хотели остановить время? - не выдержав, переспросил я.
   Нищий ожил, вернулся на стул, позволив мне с облегчением поставить стакан на край стола и дотянуться до бутылки.
   - Я знал, что времени нет, знал! - весело затараторил сумасшедший. - Нет ничего там, и времени нет тоже! Время останавливается в Мире несуществующих предметов!
   - Но... Зачем? - я оказался в растерянности.
   Мой вопрос не добрался до его сознания. Сейчас он походил на совершенно невменяемого.
   - Десятилетия исследований. Насмешки и сомнения коллег. Но времени нет! Я знал! - он смеялся, раскачиваясь на стуле, причмокивая от удовольствия подобно ребенку, доказавшему реальность любимой сказки всем окружающим взрослым.
  
   Я думал, что с точки зрения общественности нет практической ценности у подобных открытий. Ведь в открытии Ничего нет ни теории, ни практики, нет даже самого открытия. Кто поймет это, кроме единиц, из которых большинство привлечет "романтичность идеи", а остальные присоединятся из сочувствия? И только сам первооткрыватель познает истину.
   Я слышу слова товарища:
   - Нашел бы себе настоящую работу, а не бездельничал.
   Что мне ответить? Я не бездельничаю.
   Звучит с откровенной иронией "Ага. Точно".
   - Нет, серьезно. Я ищу прозрения, - говорю я честно.
   - Да брось ты свою чепуху. Вечно на остатки наследства жить не будешь. Тем более, при твоих тратах.
   Я молчу.
  
   Я спрошу у возлюбленной.
   - А что лучше? Создать семью, завести множество детишек, прожить спокойную, размеренную жизнь? - ее глаза подсказывают правильный ответ, но я скажу: - Уже все было, Ви. Для меня это слишком обычно.
   - Было, но не у нас, не у тебя и не у меня, - звучит ее гипнотически прелестный голос.
   - А другие на что? - устало спрошу я, и она навсегда уйдет.
   Я ценю любовь. Но в истине нет любви.
  
   - Ха-ха-ха, - трясется в припадке нищий. - Умертвил дружбу, свет, любовь.
   Вероятно, каждая девушка системы Аламеи когда-то в жизни мечтала о прекрасном принце.
   Но когда ты являешься принцем, не раз с грустью обнаруживаешь, что, поддавшись воздействию современной жизни, твои возлюбленные больше тебя не ждут.
   Впрочем, они никогда тебя не ждали, и в качестве сказки ты подходишь для них гораздо лучше.
   Уже дает знать о себе опустошенная бутылка вина. Уже исчезло беспокойство о друзьях и слугах, обшаривающих родовой замок в поисках "пропавшего высочества". Исчез страх перед отцом, когда тот узнает о результатах экзаменов. Притупилась горе потерь.
   Я смотрел на грязное существо в лохмотьях, на свое отражение, и видел свою жизнь.
   - Но где же? Где место остановленного времени? - задаю я самый волнующий вопрос.
  
   Стакан обжигает руку. Он взлетает и разрывается, подобно осколочной гранате. Со вспышкой света я чувствую резкую боль.
   Я исчезаю. Я перестаю существовать.
   Я Ничто.
  
   Звук толпы. Сирены. Городские шумы.
   Я вижу девушку на фоне огней ночного города.
   - Агент "Службы помощи" На Айреш, - представилась она. - Посмотрите на свет.
   В глаз мне ударил луч света.
   - Я был мертв? - спросил я.
   Изучив мои зрачки, она выключила фонарик и посмотрела... как на безумца.
   - Ваше Высочество, будете жить, - просто ответила На, отходя в сторону.
  
   Мгновение прошло. Мои глаза открыты.
  
   "...[не допущено к эфиру Аламеиским Королевским Надзором за Информацией]..."

Служба помощи 560

  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"