Ситникова Лидия Григорьевна : другие произведения.

Атрибуция. Авторская речь. Пунктуация в диалогах

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    В этой статье разбираемся: - почему после реплики персонажа не всегда может быть запятая, - зачем умные люди пишут "сказал он" (а неумные - "он сказал"), - с какого фига корректоры придираются к запятым после авторских слов в диалоге, - а также с наслаждением подводим базу под то, что выпиливать местоимения в диалогах - это неправильно.

В спорах о пунктуации при оформлении диалогов сломано столько копий, что, наверное, не снилось и монгольской Орде. Однако ошибки никуда не делись. Почему? Как мне кажется, не только потому, что многие авторы не вникают в нюансы правописания, но и потому, что конкретно тему пунктуации в диалогах можно охарактеризовать фразой «не всё так однозначно».
 
Будучи дотошным маньяком, я, конечно, хочу, чтоб у меня в книжках всё было грамотно. Но, будучи при этом ещё и чукчей-нефилологом, я тоже допускаю косяки по незнанию тех самых нюансов.
 
Сегодня я зацепилась за тему атрибуции. «О, - подумала я, читая статью, - интересно, чего это за зверь такой и как с ним быть? Пойду-ка я прогуляюсь по справочникам».
 
 
И вот тут меня ждал сюрприз. На тему атрибуции почти не нашлось заслуживающих доверия источников (бесчисленные однотипные статьи таких же чухча-редакторов с тремя ошибками в двух словах я как-то не могу счесть авторитетными). Однако я выцепила несколько публикаций, ссылающихся в том числе на труды Розенталя и Лопатина, и вот что имею из этого вынести.
 

Что такое атрибуция и как её оформлять?

Атрибуция – это слова, поясняющие речь персонажа. Сказал, шепнул, заорал, промямлил, вякнул и тому подобное. Атрибуция также указывает на того, кто именно говорит, то есть поясняет, кому принадлежит реплика.
 
Порядок слов в атрибуции – инверсионный. Не "он сказал", а "сказал он".
 
 Атрибуция следует сразу за словами персонажа, на той же строке, без вынесения на новый абзац.
 
 Пунктуация при атрибуции - в полной версии статьи >>>
 

Что такое авторская речь и как её оформлять?

 От атрибуции следует отличать авторскую речь. Грамматически это разные конструкции, и пунктуация здесь тоже разная.
 
 
 Авторская речь – это слова, которые непосредственно не поясняют, кто и как говорит, а лишь дополняют диалог. Авторская речь не указывает на автора реплики, а описывает его действия в данный момент. Она представляет собой отдельное предложение, в котором может происходить что угодно. Например:
 
 – Пипец.
 Он хлопнул себя по лбу.
 
 Порядок слов в авторской речи – прямой. Да, можно встретить вариант:
 
 – Пипец.
 Хлопнул он себя по лбу.
 
 И даже:
 
 – Пипец, – хлопнул он себя по лбу.
 
 Но это неверно.
 
 Пунктуация при авторской речи - в полной версии статьи >>>
 

Что делать, если есть и атрибуция, и слова автора?

 Часто бывает так, что в диалогах присутствует и атрибуция, и слова автора. Предположим, у нас такой текст:
 
 – Пипец, – пробубнил Редактор. Хлопнул себя по лбу и заварил чаёк.
 
 Или такой:
 
 – Пипец, – пробубнил Редактор и хлопнул себя по лбу.
 
 Как поступить? Попробуем разобраться.
 
 В первом примере всё относительно просто. «Пробубнил Редактор» характеризует речь персонажа и указывает на того, кто говорит, то есть это атрибуция. Вторая реплика - «Хлопнул себя по лбу и заварил чаёк» - это уже авторская речь, она идёт отдельным предложением. Вопрос в том, нужно ли здесь авторскую речь выносить на новый абзац?
 
 Тут мы переходим от сухих скучных норм к такому моменту как целесообразность, которая часто и создаёт те самые исключения, имеющиеся в любом правиле. Вообразите диалог:
 
 – Пипец, - пробубнил Редактор.
 Хлопнул себя по лбу и заварил чаёк.
 – То есть нам придётся прочесть все тридцать три страницы?
 
 Интересно, кто же произнёс вторую реплику? Тот же персонаж, что и первую, или уже другой? Если следовать правилам, то придётся написать наш диалог именно так, сломав мозг читателю. Но представим, что мы – тот самый филологический чухча, который ни сном ни духом об атрибуции и просто пилгэ свой роман. Он напишет так:
 
 – Пипец, – пробубнил Редактор. Хлопнул себя по лбу и заварил чаёк. – То есть нам придётся прочесть все тридцать три страницы?
 
 И будет прав. А его читатели сохранят здравый рассудок и нить повествования. А это, между прочим, самое важное.
 
 Во втором примере атрибуция расширена - к основной атрибутивной конструкции «пробубнил Редактор» добавлены уточняющие действия «хлопнул себя по лбу».
 
 – Пипец, – пробубнил Редактор и хлопнул себя по лбу.
 
 То есть это всё ещё атрибуция, просто чуть более жирненькая. Поэтому и оформляется она так же, как все атрибуции, по правилам, перечисленным выше.
 

Как это всё вообще различать?!

 Как понять, у нас атрибуция или слова автора? Помимо порядка слов, роль играют атрибутивные и неатрибутивные глаголы.
 
 
 Атрибутивные - это те, которые непосредственно описывают речь: сказал, воскликнул, крикнул, буркнул, спросил, шепнул и т.п. Неатрибутивные - все остальные, то есть описывающие не речь героя, а какие-то другие его действия.
 
 Подробно об атрибутивных, неатрибутивных и условно-атрибутивных глаголах - в полной версии статьи >>>
 

Местоимения (не) к месту

 Ну и наконец – пара слов о лишней атрибуции. Некоторые авторы увлекаются выпалыванием местоимений и строят конструкции вида:
 
 – Пипец, – пробубнил.
 
 Это неверно не только с точки зрения благозвучности и здравого смысла, но и потому, что здесь атрибутивная часть («пробубнил» - в данном случае) оказывается усеченной. То есть автор удаляет указание на того, кто именно произносит слова. А мы же помним, что задача атрибуции - как раз-таки пояснить, кому принадлежит реплика. Таким образом, автор ломает саму суть атрибутивной вставки.
 
 
 Вместо этого стоило бы выполоть лишнюю атрибуцию. Когда? Если и так понятно, кто говорит. Зачем? Чтобы не перегружать текст.
 
 Сравните:
 
 – Каждый умный человек читал букварь, – сообщила она и томно закатила глаза.
 
 и
 
 – Каждый умный человек читал букварь. – Она томно закатила глаза.
 
 Здесь я не могу не послать вас почитать про плеоназм =)
 

Пунктуация в диалогах

 Эту тему, наверное, ненавидят все, и я прекрасно понимаю и присоединяюсь. Но всё-таки давайте закончим нашу борьбу с грамматическими нюансами, раз уж начали.
 
 Давайте посмотрим, как быть со знаками препинания после атрибуции. Тут камень преткновения в том, ставится ли после неё точка или запятая и, соответственно, с прописной или строчной буквы начинается вторая часть реплики.
 
 
 Когда речь героя разорвана, то здесь работает одно простое правило. Если первая часть реплики представляет собой законченное предложение, то после атрибутивной вставки идёт точка и вторая часть реплики начинается с прописной буквы. Законченное предложение может иметь в конце вопросительный или восклицательный знак - независимо от этого, вторая часть начнётся с прописной буквы.
 
 Например:
 
 – Каждый умный человек читал букварь, – сообщила она. – Даже если он делал это в десятом классе, всё равно считается.
 
 Если же реплика разорвана атрибуцией и первая часть этой реплики представляет собой незаконченное предложение, то после атрибуции ставится запятая, а реплика продолжается со строчной буквы:
 
 – Я считаю, – прошептал он, – что нам тоже давно пора это сделать.
 
 Нюансы и наглядная таблица различий между атрибуцией и авторской речью + полезные схемы - в полной версии статьи >>>

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"