ГЮНТЕР, одетый в комбинезон, толкает перед собой тачку, высыпает в кучу уголь. Утирает пот.
Надсмотрщик ПЕТЕР стоит у лифта.
НАДСМОТРЩИК ПЕТЕР
(ГЮНТЕРУ)
Можешь уйти на пять минут раньше. Не бойся, не донесу.
ГЮНТЕР
Спасибо, Петер...
ГЮНТЕР входит в лифт и поднимается наверх.
СЦЕНА 2
ИНТЕРЬЕР. РАЗДЕВАЛКА. ВЕЧЕР
ГЮНТЕР с ключом в руке направляется к шкафчикам с одеждой... В это время ИНГМАР -человек в комбинезоне - не замечая ГЮНТЕРА, отпирает один из шкафчиков.
ГЮНТЕР
(УДИВЛЕННО)
Ингмар? Разве сейчас твоя смена?.. Эй, этот шкафчик уже занят!
ИНГМАР оглядывается, роняет на пол какую-то карточку и бежит. ГЮНТЕР поднимает карточку и сует в карман. Потом бежит за ИНГМАРОМ по коридорам.
СЦЕНА 3
ИНТЕРЬЕР. КОРИДОРЫ. ВЕЧЕР
ГЮНТЕР догоняет ИНГМАРА и хватает его за шиворот.
ГЮНТЕР
(В ГНЕВЕ)
Ты снял отпечатки с моей идентификационной карты? Хочешь получить мой паек?
ИНГМАР
Все совсем не так... Я объясню...
ГЮНТЕР разжимает пальцы, ИНГМАР вырывается. Теперь они идут медленней - ГЮНТЕР следует за ИНГМАРОМ уже по инерции. Из коридорной развилки к ним присоединяется БЕРГМАН - человек в плаще и шляпе.
ИНГМАР
Бергман, надо ему объяснить...
БЕРГМАН вращает ручку какой-то двери, и дверь распахивается. Там - просторная круглая комната.
СЦЕНА 4
ИНТЕРЬЕР.ПРОСТОРНАЯ КРУГЛАЯ КОМНАТА. ВЕЧЕР
ГЮНТЕР
Где мы? Меня, наверняка, уже разыскивают... Я пропущу вечерний паек...
БЕРГМАН
(ТОРЖЕСТВЕННО)
Мы проверили твои отпечатки с карточки. Все подтвердилось.
ГЮНТЕР
(ИСПУГАННО):
Меня уже проверяли, когда брали на работу. Я чист...Вы зря тратите время. Отпустите меня - мне надо идти за пайком.
ИНГМАР
Смотри...
На экране компьютера - карта. ИНГМАР кликает мышкой на какую-то страну. Приближает к себе достаточно, чтобы разглядеть дома. Одну роскошную квартиру камера показывает очень подробно.
БЕРГМАН
Здесь ты раньше жил.
В поле зрения камеры попадает красивый белый рояль.
ГЮНТЕР
(приходя в волнение)
Что это?
БЕРГМАН
На этом играют.
ГЮНТЕР
Как играют?
БЕРГМАН
Нажимают на клавиши, и получается музыка.
На экране компьютера человек во фраке играет на рояле. ГЮНТЕР инстинктивно шевелит пальцами в такт музыки. Потом удивленно смотрит себе на руки.
ГЮНТЕР
Что со мной?
БЕРГМАН
Ты был музыкантом от Бога. И твои руки это помнят.
ГЮНТЕР в изнеможении опускается на кресло.
БЕРГМАН
Твоя жизнь была успешной, но потом ты начал скучать. Тебе надоел твой мир. Тебя потянуло в иные миры, в иные цивилизации. Во время экспедиции в одну далекую страну ты оступился и сорвался с горы. Разбился и... потерял память.
ГЮНТЕР
(очень медленно, словно что-то вспоминая)
Я помню... Меня подобрали какие-то люди. Я был совсем слаб, и все время лежал, и меня кормили с ложечки.
БЕРГМАН
Для Того Мира ты был полностью потерян, ты для него умер. А здесь ты оказался востребован.
ИНГМАР
(ОТКАШЛЯВШИСЬ)
Теперь можешь выбрать, в каком мире хочешь остаться.
ГЮНТЕР
(запинаясь и струдом подбирая слова)
Подождите... Я хотел спросить...
ГЮНТЕР
Почему вы здесь? Может, в Том Мире меня кто-то разыскивает? Я там кому-то нужен?
ИНГМАР И БЕРГМАН молчат.
ГЮНТЕР
Там, в квартире, я заметил женщину... Она сейчас одна?
Молчание.
ГЮНТЕР
Значит, не одна... С нею тот, кто играл на моем... рояле...
Молчание.
ИНГМАР
У тебя был талант, и в Том мире ты многого добился. А Этот мир устроен так, что сначала нужно долго терпеть. После многих лет тяжелого труда у тебя появится шанс подняться на следующий уровень. Тогда у тебя будет паек пообильнее. И в комнате появится чайник и обогреватель. Ты больше не будешь так сильно мерзнуть и голодать...
ГЮНТЕР
А Ирма?..
ГЮНТЕР (ИНГМАРУ)
Ингмар, ты ведь знаешь Ирму?
ИНГМАР
(СНИСХОДИТЕЛЬНО)
Табельщицу Ирму? Конечно, знаю - кто ж ее не знает?
ГЮНТЕР
Да, табельщицу... Мне кажется, она смотрит на меня как-то по-особенному. Может, когда-нибудь я смогу создать семью...
БЕРГМАН
(Скучающе, барабанит пальцами по столу)
Подумай, чего ты сможешь достичь в Том мире и чего - в Этом.
ГЮНТЕР
Не знаю... Здесь за меня все уже кто-то решил, и я привык к этому. А там слишком много свободы и неопределенности... Что будет, если я... Ну, например, вдруг разучусь играть? Или если от меня уйдет моя женщина?.. Господи... Когда я услышал эту музыку, у меня от волнения чуть сердце не выскочило.
БЕРГМАН
(СКУЧАЮЩЕ СМОТРИТ В ОКНО)
Не можешь решиться... Подумай - время еще есть.
СЦЕНА 5
ИНТЕРЬЕР. ШАХТА НАВЕРХУ ВОЗЛЕ ЛИФТА. На СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ
ГЮНТЕР
(бормочет себе под нос)
И что? Если я еще раз откуда-то упаду, я опять попаду в Этот мир? Или у меня есть в запасе третий вариант?
НАДСМОТРЩИК ПЕТЕР
(Неожиданно)
Не знаю... В других мирах я не был. Я всегда статист. Попробуй - может, тебе повезет...
ГЮНТЕР удивленно вглядывается в НАДСМОТРЩИКА ПЕТЕРА. Потом задумчиво останавливается у самого края шахты лифта, словно вот-вот сделает туда шаг.
Звучит та самая музыка, которая исполнялась на рояле.