Фаровский: другие произведения.

Вермут

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-21
Поиск утраченного смысла. Загадка Лукоморья
Peклaмa
  • Аннотация:
    архетипическая пьеса

  ВЕРМУТ, Командир САНАЕВ, БУХГАЛТЕР, ЧЕЛОВЕК МАШИНА, Человек с бородой, Ур, Зе, Добрый человек.
  
  
   предвоенное время; винный завод
  
  Линия розлива алкогольных напитков. Конвейер: транспортёр с бутылками. Шум конвейера, стеклотары.
  Транспортёр останавливается. Слышатся женские голоса: "Почему остановился конвейер?" - " распределитель" -
  
  "Мастера вызывали?!" - "Да вызывали..."
  
  
  военное время; наступление советских войск
  
  Советский командир пристально смотрит на пленного немецкого офицера, и затем срывает с него погоны; возможно, обозначения:
   бросает, топчет.
  
  Пытается увидеть ненависть или растерянность в глазах непроницаемого "фрица", и затем говорит: "А вам, видимо, всё равно, что топчут ваши погоны... увести его..."
  
  Пленный немец - ВЕРМУТ; офицер полевой разведки немецкой армии.
  
  
   послевоенное время: временная тюрьма для "обречённых и подозрительных"
  
  Осень. Послевоенный ландшафт. Здание винного завода; полуразрушенное
  
  Камера "распределителя": почти квадратная "комната" (производственного помещения винного завода без оборудования)
  Почти посередине; сдвинут к передней стене, влево; лежит плоский ящик, высотой с кровать, грубо сколоченный из досок; видимо, предназначался для оборудования.
  
  Левая стена: дверь камеры и далее: самодельная лежанка из досок. Фронтальная стена: слева: проём прикрытый подобием двери из досок, далее, вдоль стены - лежанка
  более основательная, с одеялом (типа "нары"). Правая стена: "нары" из досок; или продолговатый ящик; ближе к передней стене: куча одежды: телогрейки, пальто, кителя, шинели.
  
  Центр камеры. Плоский, почти квадратный ящик. Полулежит человек; ноги на полу.
  Одет по-военному; главный персонаж - ВЕРМУТ.
  
  О "Вермуте": коренастый человек чуть ниже среднего роста, коротко постриженный, небритость, китель без погон и других знаков отличия, военные штаны, короткие добротные, но пыльные сапоги.
   Сапоги ВЕРМУТ почти не снимает. Иногда застёгивает или расстёгивает верхнюю пуговицу.
  
  ВЕРМУТ - детдомовец; вырос без родителей; идеологию фашизм он не принял, но исторические события увлекли его. Так он стал "офицером разведки".
  Вскоре ВЕРМУТ понял авантюрность и жестокость войны, стал думать о смысле жизни. Затем: плен, тюрьма для военнопленных офицеров и "распределитель"; ВЕРМУТ оказался без "связей".
  
  
  Лицо "Вермута": ВЕРМУТ не спит, о чём-то думает, но отвлечённо, уйдя от реальности.
  
  План камеры. Открывается дверь в камеру. Появляются люди. Это два охранника; солдаты; привели нового заключенного.
  
  Заключённый еле волочит ноги. Солдаты бросают его на "нары" далёкой; фронтальной; стены. В камеру входит человек высокого роста. Лицо угрюмое, беспристрастное.
  
  ЧЕЛОВЕК МАШИНА - главный надзиратель "распределителя" и заместитель начальника сего тюремного
  заведения. ЧЕЛОВЕК МАШИНА окидывает взглядом стены камеры. Уходит. Следом солдаты.
  
  ВЕРМУТ не шелохнулся. Новый заключённый - это командир САНАЕВ основной персонаж. САНАЕВ служил в танковом подразделении.
  
  Звание - капитан. Плен. Побег из плена.
  
  Арест, заключение, и "распределитель".
  
  САНАЕВ - "правдолюбец", охарактеризовывает людей, поэтому, как "неблагонадёжного", его перевели в "распределитель", где решится его судьба.
  
  Некоторая пауза. САНАЕВ пришёл в себя. Ворочается. Увидел другого заключённого, лежащего на досках. Говорит: "Вас, наверное, тоже били?.."
  
  после паузы: "Один-то из них, видимо, начальник, - просто жестокий человек; это о "человеке машине"; а другой - зверь зверем"; это о помощнике "человека машины".
  
  Продолжительная пауза. Показываются стены камеры, - это САНАЕВ осматривается. Вдруг главный персонаж говорит: "Какой здесь противный запах вермута"...
   САНАЕВ посмотрел внимательнее на заключённого. По акценту и по кителю понял, что заключённый - пленный немец. "офицер разведки", - подумал САНАЕВ, закрывая глаза.
  
  Вермут - это ароматизированное вино. По-немецки "wermut" звучит как полынь.
  
  
  видимо, следующего дня
  
  САНАЕВ ворочается: "Наверное, почку отбили...",
  
   утихает; пауза; говорит: "Видимо, вы немецкий офицер?.. Чё ж вы к нам полезли?!"; после некоторой паузы; рассуждает сам с собой: "это незаконно..."
  
  ВЕРМУТ отвечает; САНАЕВ размышляя: "Не знаю... но всё-таки мы - дома...";
  
   продолжительная пауза; Показываются ландшафты местности. Каменистая, равнинная местность с редкими деревьями.
  
  Камера. Дверь открывается. "Вы не имеете прав!.. Не трогайте меня!", - слышатся возгласы. Появляются люди: ЧЕЛОВЕК МАШИНА "сопровождает"
  
  нового арестанта. Толкает арестанта на лежанку; правая стена. Арестант вскакивает. ЧЕЛОВЕК МАШИНА вновь толкает арестанта. "Вы ответите!", - вновь вскакивает
  арестант. ЧЕЛОВЕК МАШИНА вновь отбрасывает; механически, без злобы; арестанта на лежанку.
  
  "Вы не имеете право!", - опять пытается вскочить арестант. ЧЕЛОВЕК МАШИНА отбрасывает арестанта.
  Арестант вновь вскакивает. ЧЕЛОВЕК МАШИНА вновь отбрасывает. Арестант утихает.
  
  
  Помощник "человека машины" у двери. Это плотный человек среднего возраста, без лица; азиатская МАСКА. Это он расстреливает распределённых к "высшей мере" заключённых.
  
  ЧЕЛОВЕК МАШИНА подходит к плоскому ящику, где ВЕРМУТ. ВЕРМУТ: застёгивает верхнюю пуговицу. Какое-то время они молча смотрят друг на друга.
  
  ЧЕЛОВЕК МАШИНА уходит. Помощник следом. Двери закрываются.
  
  Новый арестант - это молодой человек с окулярами. Стекло одного окуляра разбито; персонаж БУХГАЛТЕР.
  
  
  Камера, шум ветра, всхлипывания.
  
  САНАЕВ говорит "Бухгалтеру": "Не расстраивайтесь так... наверное, это ошибка...
  
  вы, наверное, служащий... или бухгалтер...". БУХГАЛТЕР говорит: "Нас что - всех расстреляют?.." пауза
  
  САНАЕВ: "Вас, наверное, подставили... чтобы направить в какой-нибудь глухой район, где не хватает
   служащих". БУХГАЛТЕР осматривается.
  
   следующего дня
  
  Камера. Входит ЧЕЛОВЕК МАШИНА. Молча осматривает заключённых. БУХГАЛТЕР невольно с места. ЧЕЛОВЕК МАШИНА говорит: "На работу... в машину". Уходит.
  
  Арестанты выходят из камеры. Камера без людей. Слышится рёв машины. Машина уезжает.
  
  тёмный экран, сменяющий сцену
  
  Камера. Полуоткрытая дверь. Дверь открывается: появляются арестанты. Размещаются по лежанкам. САНАЕВ прихрамывает. ВЕРМУТ какое-то время лежит, расстегивает верхнюю
  пуговицу кителя, затем: снимает сапоги, перематывает портянки, одевает сапоги, и вновь ложится; ступни ног на полу. Говорит: глухо, почти не слышно: "Какой здесь противный запах вермута"
  
  Лязганье. Открывается дверь. Солдат вносит кастрюлю с баландой; кастрюля закрыта крышкой, поверх - тарелки. Ставит кастрюлю на край плоского ящика; где ВЕРМУТ.
  
  Расставляет тарелки, разливает баланду, оставляет горбушки; ржаные. Уходит; с кастрюлей.
  
  О Вермуте.
  
  ВЕРМУТ понимает, что он обречён, но не ропщет на судьбу, считая грядущий расстрел возмездием
  Поначалу ВЕРМУТ вызывает негатив, но затем становится понятно, что он самый "осознанный", с верными душевным настроем и что его душа приуготовляется к вечности.
  
  Крупный план: голова "Вермута"; глаза закрыты.
  
  
   сон Вермута
  
  Чёрный коридор. Очень темно, но железные двери видно. ВЕРМУТ бродит по коридору, ища выход. Одна из дверей полуоткрыта. Проём. ВЕРМУТ заглядывает. Чёрная комната.
  
  На каменном полу череп человека, рядом хищная птица; орёл или коршун. ВЕРМУТ вдруг понимает, что дверь и комната символизируют грех. ВЕРМУТ бредёт по коридору. Торец; стена
  коридора. Просвечивается контур двери. Контур излучает свет, дверь; выход из коридора. Вдруг: дверью яркий свет.
  
  Видение исчезает. ВЕРМУТ просыпается.
  
  Крупный план: ВЕРМУТ открывает глаза. Он понял, что смысл видения против отчаянья: означает искупление и необходимые скорби для очищения от греха.
  
  ВЕРМУТ становится ещё терпеливее.
  
  Утро. Камера. Входит ЧЕЛОВЕК МАШИНА: "На работу". САНАЕВ: "Товарищ начальник, разрешите остаться, - ногу подвернул и бок сильно болит, загнусь...". ЧЕЛОВЕК МАШИНА: "Разрешаю,
  остальные в машину". Уходит.
  
  БУХГАЛТЕР, ВЕРМУТ уходят. Рёв машины. Машина уезжает.
  
  тёмный экран, закрывающий сцену
  
  Камера. Вечер. Лежанки с заключёнными. Отрывается дверь. Появляется человек без "сопровождения". В руке вещмешок. "Здравствуйте, люди добрые!"
  
   Старовер. Хитроватый мужик с бородой.
  
  Дверь закрывается.
  
  Старовер кладёт вещмешок на свободную лежанку; левая стена, стена с дверью в камеру, затем смотрит по сторонам. САНАЕВ: "Вы, наверное, местный?", - "Не знаю, наверное".
  
   Человек с бородой укладывается на лежанку. Вещмешок по голову. Осматривает, повнимательнее, камеру. Замечает человека в немецкой форме.
  
  Через минуту покидает лежанку и подходит к "нарам" САНАЕВа. Говорит: "А он не опасен?", - САНАЕВ: "Нет". Старовер уходит к лежанке. Укладывается.
  
  Подозрительно и недоверчиво смотрит на "фрица".
  
  
  Утреннее время.
  
   Человек с бородой подходит к "нарам", где САНАЕВ: "А как здесь кормят?". САНАЕВ: "Кормят после работы; иногда утром и вечером... вы мне напоминаете старца из пьесы Горького "На дне".
  
  Человек с бородой: "Не знаю, наверное". САНАЕВ улыбается. Старовер уходит к себе.
  
  В камеру входит новый персонаж. Ур. Руки за спиной. Дверь закрывается. Ур у двери. Оценивает обстановку.
  БУХГАЛТЕР говорит: "Вот лежанка" (доски на ящиках, недалеко от кучи одежды). Ур молча уходит к самодельным "нарам". Располагается, затем начинает нервно бродить по камере.
  
  Снова располагается. Снова нервно бродит по камере.
  
   Открывается дверь. Солдат охранник говорит: "Выходи на работу!". ЧЕЛОВЕК МАШИНА,
  
  БУХГАЛТЕР: "Товарищ начальник, разрешите остаться, нога болит, - сильно намозолил"
  
  ЧЕЛОВЕК МАШИНА: "Разрешаю... остальные в машину"
  
  Работа. Каменоломня.
  
  Глыбы камней. Заключённые в тележках перевозят камни с участка на участок.
  
  Ур бросает тележку. Подходит, обращаясь, к солдату: "Закурить". Закуривает. Рядом с охранником смотрит на работы: "Смотри, как фриш работает, - как будто виллу себе строит"
  Крупный план: ВЕРМУТ с тележкой. Тележка с кучей тяжёлых камней. ВЕРМУТ передвигает тележку.
  
  Ур, не дожидаясь, что кто-нибудь сделает ему замечание, бросает окурок, сбегает с холма, с весёлым видом, обгоняет "Вермута".
  
  
   за кадром:
  "Работа на каменоломне была не нужна никому: ни государству, ни "распределителю", ни даже разрушенному заводу... но ВЕРМУТ честно работал"
  
  Камера. Открывается дверь; заключённые приехали с работы. Человек с бородой забирает вещмешок, исчезает.
  
  Появляются заключённые.
  
  САНАЕВ, обращаясь к "Бухгалтеру": "Вот видишь, как получается: намыл человек золотишко, где-то припрятал, и вот - свобода"
  
  
   Открывается дверь. Солдат говорит: "Передача!" Ур вскакивает... принимает свёрток. Уходит на место. Разворачивает свёрток.
  В свёртке: сало, чёрная булка, припрятанный складной ножик, папиросы, сигареты, спирт.
  
  Ур отрезает сало. Ест. Сворачивает свёрток. Начинает ходить по камере, играя ножичком. Уходит на место. Затем - к двери. Стучится.
  Дверь открывается. Ур что-то говорит солдатам.
  
  
  Солдаты вносят в камеру: столик, возможно, остаток от стеллажа, ящики.
  
  Столик: посреди камеры. Кружки. Нарезанное сало.
  
  САНАЕВ, БУХГАЛТЕР за столом. Ур подходит к "Вермуту": "Чё, не понял, давай за стол!"...
  
  САНАЕВ, БУХГАЛТЕР, Ур, ВЕРМУТ за столом. Ур говорит "Вермуту": "Ты чё, глухой! Ешь..." САНАЕВ: "Ладно, не трогай его - он здесь всё-таки чужой..."
   солдат. Ур предлагает ему сало. Солдат уходит.
  
  
  Камера. Открывается дверь. Солдаты втаскивают за руки человека. Уходят.
  
  Открывается дверь. Солдат говорит: "На работу!"
  
  Ландшафт; панорама. Слышатся выстрелы. Утихает.
  
  Камера. Заключённые вернулись с работы. САНАЕВ говорит: "Не уж то - убежал!". БУХГАЛТЕР: "Ожил... а кто он?..", - САНАЕВ: "Беглый... наверно раскольник... смотрю
  бежит... выстрелы... упал... нет - опять бежит..."
  
  Камера. Открывается дверь. Появляется ЧЕЛОВЕК МАШИНА: смотрит: "Бухгалтера": "На выход... с вещами". БУХГАЛТЕР уходит.
  
   У двери останавливается: молча прощается. САНАЕВ глухо: "Удачи!"
  
  
  Коридор за дверью камеры. Слева, при выходе, открытая дверь в кабинет. Направо: коридор, дверь и налево, за дверью, снова коридор, но тёмный. Торец коридора: дверь,
  из грубо-сколоченных досок.
  
  Крупный план: БУХГАЛТЕР; встревожен и подавлен. Солдат говорит: "Налево!". Пройдя по коридору с "Бухгалтером": "Направо!".
  
  Кабинет. Окно. Слева - сейф. Стол. Ещё стол, примыкающий слева, за которым сидит помощник "Человека машины": бумага, пишет. ЧЕЛОВЕК МАШИНА стоит слева от "Доброго начальника".
  
  "Добрый начальник" говорит: "Вот Ваше распределение; протягивает руку с бумагой;.желаю Вам добросовестно потрудиться на благо
  родины и советского общества". С выражением лица: приветливости, улыбчивости, протягивает руку. БУХГАЛТЕР, обрадовавшись, пожимает руку. "Добрый начальник" говорит; солдату: "Проводите товарища"
  
  
  Камера. Открывается дверь. ЧЕЛОВЕК МАШИНА смотрит: Ур, говорит: "На выход... с вещами". Уходит.
  
  Ур суетится. Подходит к куче одежды: "А это что?"; подбирает и надевает на себя, поверх своей телогрейки, добротную телогрейку светло-коричневого цвета;
  
  Коридор за дверью камеры. Ур радостный. Солдат говорит: "Направо". Ур довольный шагает по коридору, напевая, поворачивает налево,
   и убыстрённо шагает по тёмному коридору; в "шкурах" телогреек. Говорит: "А почему здесь темно?.." Ещё с улыбкой, но встревожившись: "Почему темно?.." звучит выстрел.
  
  Крупный план: Ур лежит на спине; недоумение и тревожная улыбка;
  
  Открывается дверь "тёмного коридора". Яркий свет. Панорама; заснеженные участки. Звучит мелодия; струна.
  
  Струна обрывается; звенит.
  
  
  Камера. Открывается дверь. В кучу одежды бросаются телогрейки. Крупный план: кинутые телогрейки.
  
  Камера. Открывается дверь. Солдат говорит: "На выход... с вещами". САНАЕВ уходит. Глухо говорит: "Прощайте!"
  
  Коридор. Не дожидаясь команды, поворачивает "направо". Солдат говорит: "Налево!"
  
  Кабинет. Добрый начальник, ЧЕЛОВЕК МАШИНА.
  
  "Добрый начальник" говорит: "Вот Ваше распределение...". Протягивает руку. САНАЕВ нервничает, руку не протягивает. ЧЕЛОВЕК МАШИНА говорит: "Уведите!"
  
  
  Камера. Дверь открывается. ЧЕЛОВЕК МАШИНА: "На выход...". ВЕРМУТ. Крупный план: застёгивает верхнюю пуговицу.
  
  ВЕРМУТ шествует по "тёмному коридору"; чернеют стены. ВЕРМУТ понимает: расстрел. Смотрит на светящиеся контуры торцевой двери; дверь закрыта.
  
  Вдруг: полупрозрачность.
  
  ВЕРМУТ понимает: укрепить его и напомнить о верном настрое души. Звучит выстрел. Дверь открывается. Свет.
  
  Камера. Дверь открывается. Рука солдата: бросает сапоги в кучу одежды
  
  Крупный план: сапоги.
  
  
  Плацкартный вагон; послевоенного поезда. Командир САНАЕВ едет "по распределению".
  
  Одежда САНАЕВа: пальто, фуражка; без кокарды. Вещи: чемодан-саквояж; без вещей.
  
  Плацкарт; купе. САНАЕВ смотрит в окно. За окном уральские пейзажи. Время действия: зимнее.
  
   САНАЕВ, ближе к двери: Добродушный человек.
  
  Персонаж "Добродушный человек" - это "рабочий": работа ныне: будка перед переездом: следит за шлагбаумом.
  
  Внешность: худощавый, лысина. Руки, огромные на коленях.
  
  
  Остановка. Голос проводницы: "Вот ваше место". Появляется человек: в фуфайке, шапка-ушанка. Это персонаж: Зе.
  
  Зе, видимо, едет "на поселение", отбыв срок.
  
  Зе у плацкартного купе. САНАЕВ говорит: "Да Вы садитесь". Зе: "Не, я постою"
  
  пауза
  
  Добродушный человек говорит: "Вот свободное место", указывая на полку; над головой САНАЕВа. Зе, ботинки; забирается на полку. Смотрит в окно.
  
  пейзажи
  
  
  Вагон. Продавщица пирожков; с тележкой: "Пирожки... горячие пирожки..."
  
  Зе поворачивается головой к продавщице. Высыпает ей в руку монеты. Продавщица подаёт, завёрнутые в бумагу, пирожки.
  Зе смотрит в окно, пробует пирожок. Предлагает пирожки САНАЕВу. САНАЕВ благодарит, "я уже ел". Зе ест пирожки. Смотрит в окно.
  
  
  Остановка. Добродушный человек одевает фуражку: "Счастливого вам пути", уходит.
  
  Остановка. Перрон полустанка. САНАЕВ.
  
  за кадром: "командир САНАЕВ решил выйти на перрон"
  
  Снег. Стеллажи для продаж. Здание. САНАЕВ видит женщину, продающую белые розы. Покупает цветы.
  
  Купе.
  
  САНАЕВ открывает чемодан-саквояж, и высыпает розы. Крупный план: открытый чемодан и белые розы.
  
   за кадром: "Командир САНАЕВ купил белые розы... если бы он знал: зачем он купил белые розы?.."
  
  Зе, увидев чемодан с белыми розами.
  
  Зе смотрит в окно. Говорит: "Кизел"
  
  Голос проводницы: "Остановка... остановка..."
  
  Зе торопливо покидает полку. Хватает, с полки, ботинки. Одевает. Говорит САНАЕВу, который лежит с закрытыми глазами: "Приехали!"
  
  Зе уходит.
  
  
  Ландшафт города: снег, горы угля.
  
  Пустынная территория. САНАЕВ открывает чемодан, и высыпает белые розы на снег. Уходит.
  
  Крупный план: снег, белые розы.
  
  План с высоты
  
  уходящий САНАЕВ; панорама городка.
  
   "САНАЕВ понял, что розы здесь не уместны".
   озвучка

Популярное на LitNet.com К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик) Т.Ильясов "Знамение. Начало"(Постапокалипсис) А.Субботина "Проклятие для Обреченного"(Любовное фэнтези) О.Миронова "Межгалактическая любовь"(Постапокалипсис) Л.Джонсон "Колдунья"(Боевое фэнтези) В.Кей "У Безумия тоже есть цвет "(Научная фантастика)
Связаться с программистом сайта.

НОВЫЕ КНИГИ АВТОРОВ СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Сирена иной реальности", И.Мартин "Твой последний шазам", С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"