Аннотация: Говорят, красота - выразительна. Я же утверждаю, что красота - обворожительна. Она приведёт в восторг, вдохновляет. В своём беглом поиске о красоте, осмысливая значение красоты в русской прозе, я остановился на произведениях Ф. М. Достоевского.
ОЦЕНИВАЯ КРАСОТУ
[Некоторые абстрактные заметки]
Полагаю, мало, кого удивит констатация аксиомы о том, что в сфере творчества, как и в плоскости интеллектуальной деятельности, вообще, более распространённой темы по своему профильному спектру, кроме красоты автор этих строк не припоминает. Так же, как утверждение факта о вековечной востребованности самого этого феномена не у кого не вызывает возражения. Красота - это тема, изучением которой заняты буквально все: и литераторы, и культурологи, и философы. О ней пишут специалисты по эстетике, её восславляют поэты, её изображают деятели искусства, красоту увековечивают художники, её отображают артисты...
Красота в моём представление - понятие абстрактное, относящееся к сфере созерцания, логики и онтологии. И это понятие досягаемо в основном двумя путями:
а) путём познания, духовного осмысления - постижение мыслями;
б) путём созерцания.
Именно поэтому красота обретает конкретную окраску, получает конкретную форму. При изучении этого феномена следует узнать, с какого ракурса её оценивают.
Красота в моём представлении одновременно выступает бинарным понятием: в ней в одно и то же время кроется и божественность, и чудовищность. Порою говорят о красоте как о высшем образе онтологического совершенства, - подразумевая под ней нечто полярное, двоящееся, противоречивое, страшное, ужасное. Поэтому оценивать её целесообразно с разных позиций:
- как ценностно-овеществлённое явление;
- как живой организм;
- как духовная сила.
Красота - овеществляемая и вызывает собственническую страсть, рвение к её освоению. Отсюда, красоту различают как натуральную, производную и духовную.
Для одних она - источник вдохновения, символ совершенства, а для других - предмет роскоши, олицетворение наваждения и бурных страстей. Одни её почитают, другие проклинают. Для одних она выступает признаком присутствия святости, для других олицетворением сатанизма и злого духа.
Красота по природе - бинарная. Вызывает восторг и ненависть, любовь и зависть, притягивает к себе и отторгает от себя.
Красота - разрушительна и созидательна... разрушительная сила, заложенная в красоте, функционирует более завуалировано, более скрыто. В обыденном сознании об этой силе слышим как о магии красоты, колдовских чарах. Она спрятана как в глазах красивых созданий в виде ядовитой стрелы - это ресница чарующих глаз; она спрятана и в обольстительной улыбке женщин, она кроется и в нежном голосе красных девиц...
Говорят, красота - выразительна. Я же утверждаю, что красота - обворожительна. Она приведёт в восторг, вдохновляет. В своём беглом поиске о красоте, осмысливая значение красоты в русской прозе, я остановился на произведениях Ф. М. Достоевского. В дореволюционной России Фёдор Достоевский, говоря о красоте, искал в ней спасение мира. А Николай Бердяев ратовал за божественный покой красоты, за её платоническую идею. Достоевский в ней видел огненное движение, трагическое столкновение. Красота раскрывалась ему через человека. Он не созерцал красоты в космосе, в божественном миропорядке. Отсюда - вечное беспокойство и в самой красоте. Нет покоя в человеке. Красота в представлении великого русского писателя захвачена гераклитовым током.
Я же опьянён красотой, живу ей и обоготворяю её! поэтому воспеваю красоту...
P.S.: Желающие могут ознакомиться с продолжением этой темы в другой моей работе: "Сага о "неприлётной" птичке" (http://www.proza.ru/2010/02/11/756).