Так говорит лауреат Нобелевской премии Альбер Камю -
"Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует"
Начиная со Станиславского, учителя русской драмы
( думаю и в Английской и в Польской драме) указывали нам на то, что все надо извлекать из материала произведения: драматичес-кого или литературного. Конечно речь идет о талантливых профессиональ-ных драматургах; ( Шекспир, Островский) - писателях;
( Достоевский, Бальзак)
Другими словами они учили нас не придумывать свои сюжеты в уже написаных сюжетах. Режиссеры которые не доросли до Шекспира и не умеющие распознать замысел драматурга, начина-ют придумывать свои собственные фокусы. Оправдывая свою беспомощность отговоркой - " Я так вижу Шекспира. Это мой Шекспир"
К чему это я так начал балаболить, а к тому, что в моих записках я извлекаю из гениальных философов все что может мне помочь выразить мои собственные мысли. У меня все писатели и мыслящие люди проходят как один человек. Поясню свою мысль: - И Достоевский, и Шекспир, и Иван Ильин, и Ницше - приходят ко мне, как один гениальный творец! И из их мудрости я стараюсь извлечь доказательства моих, собственных умозаключений.
К гениальному Творцу ( это собирательный образ) прибавился еще один творец - Альбер Камю. Вот вам несколько строк заменяющих все мои главы, которые я написал -
"Если душа существует, неверно было бы думать, что она дается нам уже сотворенной. Она творится на земле, в течение всей жизни. Сама жизнь - не что иное, как эти долгие и мучительные роды. Когда сотворение души, которым человек обязан себе и страданию, завершается, приходит смерть."
Я от мания величия не помру. У меня нет мании тщеславия. Люди часто путают; манию величия с манией тщеславия. Мания величия наверное получают люди с величием. Если у меня нет величия, то какая мания величия может меня поразить. Но дело не во мне; у меня нет ни того, ни другого. У равнодушно-го человека как я, не может прорезаться в душе мании тщеславия, не говоря уже о мании величия.
Почему я заговорил о мании величия, да потому что я собираюсь поспорить с самим Камю. Как бы сказал Дюма-отец: " Не слишком ли высоко занеслось ваше несогласие с гениями?"
Давайте разбирать цитату Камю по этапно.
"Если душа существует, неверно было бы думать, что она дается нам уже сотворенной. Она творится на земле, в течение всей жизни..."
Камю не доехал до моего открытия " Планета Земля - есть космическая лаборатория в космической тюрьме" Сам себя цитирую!..
Ну понятно без подсказки, что Камю выразил материалистическую точку зрения. В теле формируется душа. С таким образом мысли нечего и помышлять о бессмертии. Без тела не может появиться и развиться душа. С рождением тела душа развивается в этом теле на протяжении всей жизни и после смерти человека; после смерти его тела, душа так же умирает. Была душа и нет ее. Так говорит Камю и с этим я совершенно не согласен.
Чтобы не запутаться в терминологиях я давно разделил понятия: душа и дух. Это совершенно разные субстанции. Напомню и прежде всего самому себе: душа - это
" черный ящик в самолете. В ящике вся информация о жизни лайнера на определенном участке его жизненного пути ( полета)
Если по аналогии; самолет - это тело человека, черный ящик - это душа в самолете, дух - это информация в самолете в образе чипа ( назову это так) Но чем отличается черный ящик от души? Лучше сказать - что общего между черным ящиком и душой. Черный ящик в тело самолета вмонтировали ученые, земные люди; душу-контейнер вмонтировали в тело человека люди из далекого космоса ( в офисе абсолютного разума) Внимание - душа с духом не творится и развивается вместе с телом, на протяжении всей жизни этого тела, а внедряется искусственным путем в тело человека. По этой формуле со смертью человеческого тела душа-контейнер с духом не исчезают вместе с исчезновением тела, а просто вылетает из мертвого, уже разлагающе-гося тела в надземное пространство и продолжает жить своей жизнью.
По правде говоря, ( говоря по любому) я любитель, как философ. И в этой связи язык мой примитивный. Так как сформулирует философскую мысль тот же Камю, или Сартр, или Ницше мне до этого далеко-далеко. Я профессиональный актер и режиссер, и здесь у меня с терминами все нормально. Но это ни о чем не говорит. Если у меня не хватает философских терминов, это еще не значит заткнуться и дышать в тряпочку.
Открою вам одну тайну драмы, театра, спектакля. Вообщем-то эта тайна касается не только театра, а всего искусства. Альбер Камю сказал, что Достоевский в первую очередь занимался искусством, а вторично: детективами, философией и политикой в своих романах. Даже в " Бесах" он выделил в впервую очередь искусство, а потом уже предостережение всему русскому народу о приближении большеви-ков. То что я сейчас скажу - очень важно. В своих записках я часто начинаю бубнить: " контейнер-душа, в контейнере дух, влетающий в тело человека, и вылетающий из этого тела" Это главная часть в моих записках.
И вот моя режиссерская тайна драматического искусства. Надо найти главную фразу в романе, или в пьесе, определяю-щую главную идею литера-турного или драматурги-ческого произведения. Какая для меня главная фраза была в "Гамлете" когда я ставил этот спектакль в Кейптауне с британскими актерами?
" Ну и переполох, когда подвох наткнется на подвох" Розенкранц, Гильденстерн и Гамлет плывут на коробке в Англию. У Роза и Гильда
( сокращенно) сопроводительное письмо, в котором датский король по свойски пишет английскому королю " По приезде в Англию; Гамлета обезглавить" Гамлет ночью вскрывает письмо и переделывает текст " По приезде в Англию Розенкранца и Гильденстерна обезглави-ть" Запечатывает письмо и говорит - " Ну и переполох, когда подвох наткнется на подвох" Сделав эту фразу главной в спектакле я буду ставить Гамлета с главной темой -
" Для достижения своей цели все средства хороши"
В Отелло главная фраза
" Платок!" Он кричит Дездемоне " Где мой платок, который я подарил тебе? Он все еще с тобой? Так покажи его!"
Спектакль Отелло я буду ставить как " трагедию религиозных несовместимостей" Дездемона христианка, Отелло язычник.
В Ричарде третьем главную фразу кричит смертельно раненый Ричард в последнем его бою
" Коня!.. Коня!.. Венец мой за коня!" Я буду ставить спектакль о человеке для которого переиграть всех своих врагов и сесть на королевский трон - тема жизни. Буду ставить об одержимом человеке, потерявшим рассудок, поставившим своей целью: переиграть, победить, уничтожить всех своих врагов. Он одержимый жаждой власти. Вот конец спектакля, конец безумной игры Ричарда третьего -
" Кетсби
На помощь к нам! На помощь! Чудеса
Невиданные там король творит,
Навстречу всем опасностям кидаясь.
Коня под ним убили, пеший бьется,
И Ричмонда в глотке смерти он ищет.
На помощь, добрый лорд, иль все погибло!
Входит король Ричард.
Король Ричард
Коня, коня! Венец мой за коня!
Кетсби
Спасайтесь, государь! Коня достану.
Король Ричард
Прочь раб! Я жизнь свою на карту ставлю и я дождусь чем кончится игра!
Коня, коня! Венец мой за коня!"
Продолжим цитату Камю. Речь как вы помните идет о человеке сотворившего свою душу. -
" Сама жизнь - не что иное, как эти долгие и мучительные роды" - (имеется ввиду роды души) - " Когда сотворение души, которым человек обязан себе и страданию, завершится, приходит смерть"
Продолжим спорить с Камю в следующей главе.
15 глава
Вы наверное уже давно заметили, что я живу в отдельном от нормальных людей мире. Если бы я прочитал цитату Камю о душе до того, как я понял что дух летал в планетарном простран-стве и потом был сброшен в земной ад и заключен в человечес-кое тело, я бы посчитал цитату Камю о душе гениальной. Цитата действительно мощно стреляет. Ну только вдуматься -
" Человек на протяжении своей жизни работает над своей душой: чувствует ее, понима-ет ее, и согласно земной морали и нравственности, улучшает ее или переделывает"
Альбер Камю не дает нам наглядного примера - кто из людей, которых он знал или читал о них, выкристаллизовали свою душу. Конечно во многом я с ним согласен, у него
( если внимательно вдуматься в его формулы) тело влияет на формирование души, а это значит, что тело и душа находятся в тесном контакте. Но как не крути - у него душа умирает вместе с телом. Придерживаться этой философии конечно можно прийти к нигилизму и в конечном счете к идеи самоубийства. У Камю пессимистический настрой к нашей жизни. Если вместе с телом так же умирает и душа, то зачем тогда жить? Идею самоубийства Камю взял у Достоевского. В " Бесах" Кирилов выдвинул положитель-ную идею выхода из абсурдного проживания жизни - самоубийство!
Ну конечно, абсурдно-сть человеческой жиз-ни у Камю образуется именно из его положения: - смерти души после смерти его тела. Если душа умирает вместе с те-лом, то у мыслящего человека возникает философия абсурда и самое главное; идея бессмысленности наше-го существования на Земле. В чем отличие Кирилова и Камю: у Камю самоубийство просто приводит его к разрыву с абсурдной жизнью, у Кирилова самоубийство приводит к идеи самому стать богом. Таким образом
У Камю пессимистичес-кая философия, у Кирилова - оптимис-тическая.
Я только сейчас понял от куда рождается абсурд. С одной стороны Камю гово-рит, что тот, кто поймет, что наша жизнь бессмысленна - обретает свободу. Но что с этой свободой делать он не поясняет. Я икал в Гугле, хоть одного положительного героя в его произведениях. Гугол не нашел. У Камю, так же как и у Достоевского нет положительных героев. Вот что об этом говорит сам Достоевский -
" Главная мысль романа - изобразить положительного прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь. Все писатели, не только наши, но даже все европейские, кто только ни брался за изображение положи-тельно прекрасного - всегда пасовал. Потому что эта задача безмерная. Прекрасное есть идеал, а идеал - ни наш, ни цивилизованной Европы ещё далеко не выработался"
Князь Мышки страдает падучей болезнью. Сохранил сознание ребенка. Князь не может жить полнокров-ной, сексуальной жизнью. Жизнь князя бросает нездоровую тень на самого Иисуса Христа. В черновиках романа Мышкин называется " Князь Христов"
Конечно Англия имеет своего положительного героя - Гамлета. Вполне возможно русского положительного героя можно сделать Чацкого. Но мне кажется наш отечественный театр умудрился изуродовать и Чацкого. Станиславский гений, но его гениальная система оказалась не по плечу нашим театралам. Конечно лучших театралов уничтожили большевики, - физически и морально. Ведь двери русского театра, который стал называться советским театром, захлопнулись для талантливых режиссеров и актеров. Но это отдельная тема. Скажу что Чацкий мог бы сравняться с Гамлетом, но при одном условии: Чацкого надо играть как человека с поло-Маной психикой. Чацкий - русский Гамлет.
" Безумным вы меня прославили всем хором. Вы правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пр
обыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет. Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок! - Карету мне, карету!"
Грибоедов отправил Чацкого на "Философском параходе" в вечную эмиграцию!
Ну прям положительный герой по Достоевскому:
Убивать своих врагов, как Гамлет, Чацкому пример Раскольникова не велит.
( война русско украинская - болезненная война, с налетом паранойи и с двух сторон психопатии - с украинской и с русской)
Чацкого надо играть как человека тронувшегося рассудком ( в легкой форме) Чацкий - это русская идея, Гамлет - западная идея. Но я отклонился от темы. А почему отклонился? Все, о чем я пишу в записках на прямую касается тела и духа. - Пока-пока...