Одиннадцатая тетрадь Дневник Тринадцатого Императора
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: Закончилась ежё одна тетрадь и второй год царствования к концу подошёл. Задумок много, но большая часть ещё впереди. Особенно на лето будущего 66 года много запланированно. Что-то получиться, а что-то возможно и НЕТ!
|
Тетрадь одиннадцатая Дневник Тринадцатого императора
(долгая осень 1865 года и потом сразу НОВЫЙ ГОД!)
Историческая справка
Лашкарёв Александр Григорьевич (23.11.1823 г. -- 29.11.1898 г.). В 1843 г. окончил Николаевское кавалерийское училище. Служил в лейб-гвардии конно-гренадерского полка. В 1845 г. Лашкарев поступил в Императорскую Николаевскую военную академию, которую окончил в 1847 г. с награждением малой серебряною медалью.[1] Его имя было увековечено на мраморной доске в зале Академии. 7 сентября 1860 А. Г. Лашкарева назначают исправляющим должность военного губернатора Перми и пермского гражданского губернатора. 23 апреля 1861 г. Лашкарев становится военным губернатором Перми и пермским гражданским губернатором. В годы правления Лашкарева в Пермской губернии были открыты: телеграф, воскресная школа, общество взаимного страхования домов г. Перми, Пермский общественный Марьинский банк и Губернское акцизное управление, Пермское губернское по крестьянским делам присутствие, работавшее под личным председательством губернатора, Кирилло-Мефодиевское училище, купеческий клуб, ныне общественное собрание; был построен деревянный небольшой театр и освящена домовая церковь при мужской гимназии; публичная библиотека была преобразованна в общественную, было введено уличное керосиновое освещение, заложена Воскресенскую церковь, Мотовилихинский завод был переименован в Пермский пушечный завод, началось строительство новых заводских зданий на берегу р. Камы, а также было установлено правильное пассажирское пароходное движение вверх по Каме от г. Перми. Лашкарев участвовал в разработке Положения об устройстве обществ и общественного управления среди рабочих казенных заводов. Он добился передачи общественного управления на казенных заводах в ведение гражданских властей. Закон был утвержден Александром II 17 декабря 1862 г.
Михаил Николаевич Толстой (1829--1887) -- исполняющий дела наказного атамана Астраханского казачьего войска, 1865 год наказной атаман Уральского казачьего войска, участник Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. генерал-лейтенант.
Родился 10 августа 1829 года в семье генерал-адъютанта , генерала от инфантерии Толстого Николая Матвеевича. Являлся потомком светлейшего князя Кутузова М.И.. В 1848 году окончил Пажеский корпус, по окончании был произведён в чин прапорщика и получил назначение в Лейб-гвардии Его Императорского Величества полк. Служил в должности адъютанта военного министра светлейшего князя Чернышёва А.И.. С 1862 года исполнял дела наказного атамана Астраханского казачьего войска. В 1864 году получил назначение на должность наказного атамана Уральского казачьего войска.
В период его пребывания в должности , в декабре 1864 года произошёл знаменитый и памятный для уральских казаков Иканский бой в Туркестане, в котором сотня уральских казаков под командой есаула Серова В.Р. проявила беспримерный героизм и мужество в противостоянии многократно превосходящим силам кокандцев.
Завод "Электроси?ла" -- энергомашиностроительное предприятие в Санкт-Петербурге, специализирующееся на производстве электрических машин, тяговых двигателей, генераторов. С 2000 года является частью российской энергомашиностроительной компании ОАО "Силовые машины"
Предтечей предприятия была созданная в 1853 году электротехническая фабрика, отделение берлинского завода "Сименс-Шуккерт"[1]. Оно располагалось на 1-й линии Васильевского острова.
Датой основания завода считается 1898 год, когда фабрика вошла в состав акционерного общества русских электротехнических заводов "Сименс и Гальске".
В Московский район завод перешёл только в 1911 году[2] и занял территории по обе стороны от Московского проспекта.
Кетмень (инструмент)
Кетмень -- старинное ручное орудие типа мотыги для обработки земли. Использовалось в Средней Азии для мотыжения, окучивания посевов, а также для рытья и очистки арыков и каналов. Слово имеет тюркское происхождение.
Состоит из заточенной стальной пластины треугольной формы, насаженной на деревянную рукоятку. Имеет достаточно большой вес.
Выпускается и используется по настоящий день.
Тачка -- простое устройство для транспортировки грузов, использующее принцип рычага для уменьшение прикладываемого усилия. Состоит из грузового кузова, одного или нескольких колёс и рукоятки.
Современная тачка, расширила свои "способности" - погрузка и разгрузка сыпучих грузов, без дополнительных инструментов! Старые изображения поддерживают теорию, что европейская тачка развилась из носилок, в которых передний носильщик был заменён колесом. Считается, что тачка была изобретена в античной Греции.[1] Два списка 408--407 и 407--406 гг. до н. э
Мотыга -- сельскохозяйственный инструмент. Представляет собой совмещение кирки и лопаты. Облегчает прополку и рыхление земли и уничтожение разных сорняков. Символизирует сельский пролетариат и сельхозпроизводителей в геральдике ряда государств. Выпускается и используется по настоящий день.
Авраам Линкольн (англ. Abraham Lincoln, 12 февраля 1809 -- 15 апреля 1865) -- американский государственный деятель, 16-й президент США (1861--1865), первый президент от республиканской партии, освободитель американских рабов, национальный герой американского народа. Являлся сторонником интеграции негров в американское общество. Через пять дней после окончания войны, в день Страстной пятницы, 14 апреля 1865 года, на спектакле "Мой американский кузен" (в театре Форда) сторонник южан актёр Джон Уилкс Бут проник в президентскую ложу и выстрелил Линкольну в голову.
Пятьдесят седьмая запись в дневнике ЕИВ Николая второго.
На календаре, 15 октября 1865 года! Очень знакомая дата, вспомнил это когда "студент" переместил меня в эту историю. Ровно два года назад. Кажется, что прошло намного больше времени. Хватит валяться, вставать пора. Иш развалился, у тебя работы не в проворот....
Игнатьев прямо с утра в приёмной, только ждёт, когда я выйду. Что-то случилось? Николай Павлович, дорогой здравствуйте! Не томите, докладывайте, пожалуйста.
- Докладывать собственно нечего. Тут всё написано, лучше Вам самому прочесть.
В руках у шефа СБ России несколько газет, большей частью не наших и "бланк" телеграммы. Беру верхнюю газету, читаю, нет, не всю газету, только заголовки. "Договорённости в Париже"! "Французские войска покидают Рим"!
Телеграмма от Киселёва, уже расшифрованная. "Договор дружбе взаимопомощи Францией Италией готовится подписанию вероятная дата декабрь 65 года". Захотелось сказать, что-то громкое, типа УРА прокричать, но не положены такие выкрутасы ЕИВ.
Шарль Луи Наполеон Бонапарт, начал действовать, это хорошо! Одновременно это серьёзное возмущение (отклонение) в истории, морально я к этому готов, да и когда-то это должно было начаться!
- Как дела у наших ребят, что в Британию отправлены?
Спрашиваю, я Игнатьева. Времени прошло не много, но возможно есть новости.
- Устраиваются. Первый закрепился в Эдинбурге и весьма успешно, легенда очень убедительная. Второй пока в Ирландии и я думаю, пусть он там и остаётся. Обстоятельства его внедрения складываются весьма удачно.
- Пусть так и будет! Меняйте ему инструкции и самое главное, никаких самостоятельных деяний. Только вживаться и бизнесом заниматься!
- От барона Стекля есть известия?
- Вы по поводу нашей шифровки о покушении на Линкольна?
- Да.
- С апреля-то, уже больше полугода прошло.
- Ответа нет, но и громкой стрельбы в театре, не было. Хотя что-то в ложе президента произошло.
- газеты или ничего не печатают или дают какую-то скудную, фантасмагоричную, информацию.
- Что с этим актёришкой?
- актёр Джон Уилкс Бут исчез. "Честный Эйб", здравствует.
- Держите это дело на контроле, 16-й президент САСШ, должен быть, как минимум нам благодарен.
- Я думаю Горчакову пора отзывать барона из Америки. Он или не работает или плохо работает.
- Это бы ещё не чего, а если он вообще не на нас работает?
- Я поговорю Александром Михайловичем Горчаковым. Думаю надо менять весь состав нашего представительства! Включая обслуживающий персонал.
- Да я с Вами согласен, если менять, то всех.
- Следующий вопрос, дорогой Николай Павлович, ещё интересней. Как телефонисты, какие у них успехи?
- Состав очередной группы в основном уже определился. Те, кто сейчас в Туле учатся, они все прошли начальное тестирование. Сложность оказалась не столько в постижении науки об электрических колебаниях в проводах, а больше в способности трансформироваться в мастеровых мужиков. Сейчас мы нашли нужный характер, как мне кажется. Думаю их в "камуфляже", да с инструментальной сумкой на боку, с характерным выговором и манерой поведения и родная мать не узнает.
- Есть несколько самородков, тех я думаю вскоре наоборот преподавателями по техническим средствам определить. Боюсь как бы Михаил Михайлович Дешевов и Степан Иванович Щастливцев, не сманили их из моего ведомства.
- Что бы не сманили надо в "лесу" свой институт строить и современную производственную базу для уникальных изделий.
- Так уж строим.
- Быстрее надо!
- В нашей с вами ситуации люди это главное, а их подготовка, определяющая часть успеха!
Теперь поясню, почему спешка такая. После Парижской выставки, к нам поступили прошения о приобретении лицензий и прочая. На всё это мы отказ дали. Когда же вдруг стали поступать запросы по дипломатическим каналам, мне в голову мысль пришла. Посоветовался я с Николаем Павловичем, как у него с подготовленным техническим персоналом, оказалось почти НИКАК.
Потому идею решили реализовывать, поэтапно. Готовим комплект аппаратуры и "персонал для технического обслуживания". "Принимающая сторона", готовит здание, источники электроэнергии, кабели к потребителям разводит и конечно ТЕЛЕФОННЫХ БАРЫШЕНЬ в Питер на учёбу и стажировку присылает. СТО ПРОЦЕНТНАЯ предоплата по всем позициям. Тариф для абонентов определён на уровне 200 Российских рублей в год. Всё это вместе взятое акционерным предприятием называется, и в каждом нам 51% акций принадлежит. Помня совет Якоби, я извлёк из блокнота, более тысячи патентов, что на телефон были поданы, и мы все их на себя зарегистрировали.
Телефонное оборудование в больших аккуратных ящиках с известными надписями "не кантовать" в очередную Европейскую столицу отправляется. Там всё оборудование разворачивается (страховка за счёт принимающей стороны) и в работу включается. Барышни бойко на коммутаторе разговаривают, а технические специалисты в кроссовом зале параметры линий регулируют и не только. Чтобы это занятие их не сильно "утомляло", придумали "старую" схему (для этого времени наоборот новую) вахтовый метод называется. Месяц отработали, и домой на отдых, потом снова на работу. Все они на Тульском предприятии числятся. Париж уже нашей телефонией пользуется. На очереди Вена, Стокгольм, Берлин, Рим, Мадрид и возможно Лондон. Написал, возможно, потому, что от них пока только разговоры поступали. С Игнатьевым я пари заключил. Суть пари. Через три месяца будет заявка из "Большого Яблока".
Сабуров приносит почту. Мы с ним договорились, что сначала он её сортирует. Те письма, на конвертах которых условленные слова писаны, сразу ко мне несут. Остальные он сначала прочитывает. Почты всё равно стопка серьёзная получается. Когда враз всё сложить, то под фут, а то и два, высотой будет. Эта процедура разделена на две части, приятную и не очень. Я конечно всегда с приятной начинаю, это там где "слова заветные" обозначены. Потом остальные читаю, куда от этой процедуры деться?
Вот конверт от Поленова, это первым прочту:
Что предлагает мой металлург? Мысль интересная и если условности всякие отбросить, то полезная. Всё равно этой схемой, не мной придуманной пользуются. Поясню сейчас. Купец "А", хочет получить дворянство, он жертвует "Энную" сумму, на строительство чего-то для губернии, крайне важного. Губернатор письмо-ходатайство на высочайшее имя пишет. ЕИВ, то ходатайство удовлетворяет. Вот и вся хитрость. Константин Павлович, выявил целую группу купцов, которые хотят....
Губернии в Екатеринбурге институт нужен, но как к Лашкарёву Александру Григорьевичу с таким вопросом обратиться он не знает. Тут и в острог попасть можно. Генерал-губернатор, человек крутой. Деликатное дельце, но ЭКОНОМИЧЕСКИ обоснованное....
Что он дальше пишет? Модернизация на ВИЗе частично уже сделана. Электроаппаратный завод в 66 году продукцию даст. Просит ещё двенадцать паровых машин для завода. Это дадим. Дальше два генератора, для производства электростали! Это они, наверное, все сговорились. Завод, что на Московском проспекте с обеих сторон сразу строиться, сильно всем в глаза бросается. Забывают, что он только летом 66 года пущен будет. Где я им сейчас столько генераторов возьму? Идея! Пусть отправляет к "дедам" своего выученика на стажировку. Потом на электроаппаратном заводе сам те генераторы и строит! Так и отпишу!
Следующее письмо с Николаевского завода из Сибири. Молодцы! Пароходы строят, рельсы катают, этим вроде ничего пока не надо. Нет, мешают судоходству по Лене Казачинские пороги. Хотят их взорвать и просят помощи. Мысль хорошая, заодно и сапёры потренируются, как направленные взрывы устраивать. Теорию они хорошо усвоили, на полигоне оврагов понарыли, теперь практические дела вершить пора, да и порогов на реках много, надо бы их число поуменьшить. Сейчас Зима на носу, Лена в верховьях, небось, до дна не промёрзнет. Будут работать осторожно, но стоит попробовать. (В той истории эти пороги почти до средины 20-го века дожили, потом только их взорвали).
Можайский просит разрешения, ещё одну ВПП и производство строить и что? Школу пилотов, НУ ДАЁТ! Интересно, где он ещё строиться собрался? Лбищенск. Что-то знакомое. Нет, не помню. Блокнот "фас"! Смотрим внимательно. Старый склеротик, это я про себя! Был же я совсем рядом, в Уральске. Это Яик бывший, то моя пра-пра-бабушка, его переименовала.
Батюшка покойный меня цесаревичем по стране ездить направлял, я тогда до Яика (Уральска) и добрался. Ниже по реке Урал мы не спускались, а Лбищенск верст 150-200 ниже лежит. Река Урал, для данного времени хороший транспортный путь, хотя и пишет блокнот, что она мало судоходна. Местность весьма удалённая. Тут не то что "Змея Горыныча" можно встретить, но и "Птеродактиля", от Жюль-Верна. Всё равно никто не поверит и не проверит. Пусть строится и людей учит!
Почему всё-таки Лбищенск? Наказной атаман Уральского Казачьего войска там Михаил Николаевич Толстой - потомок Кутузова, был здесь за наградными листами по Иканскому делу, сообразил, они с Можайским здесь в Гатчине пересекались. Это его рекомендация, и об учёбе казачков, они при мне говорили. Толстого я предупредил, что ему ещё одна задача предстоит, потому несколько лет ему на той должности оставаться.
В то, другое время там ещё небольшая плотина на речке Кушум была построена. Тут надо подумать, возможно, и мы плотину для ГЭС на Кушуме соорудим. Хозяйству Александра Фёдоровича, электроэнергия весьма нужна будет!
Сабурову высочайший указ подготовить: для работ по метеорологии "Комиссии по применению к военным целям воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек", построить в районе посёлка Лбищенский Уральской области объекты согласно перечня. Наказному атаману Толстому Михаилу Николаевичу, оказать содействие....
Интересно, какое расстояние от первой базы Линда до Лбищева, сейчас глянем. Ого, не великовато ли, на вскидку получилось по прямой 2240 километров. Не уже ли они так десантный "планер" Грибовского перестроили? Программа их работ достаточно свободная, на усмотрение Можайского всецело отдана, как мы тогда говорили, по обстоятельствам. Как появиться "оконце" обязательно там побываю!
Фёдор Фомич пишет из Изюма. Цех оптического стекла первой очереди вышел на проектную мощность. Цех "оконного стекла", вышел на проектную мощность. Есть проблема, объём выпускаемого плоского стекла не реализуется. Скоро склады переполнятся. Просит "высочайшего разрешения" начать его свободную продажу, в том числе и заграницу. На здоровье, продавайте только, Царицын и другие новые стройки обеспечьте, пожалуйста.
Двоюродный прадедушка пишет, что все обговоренные устройства изготовлены. Пробные испытания дали очень интересные и в целом положительные результаты. Начал их мало-серийное производство, в количестве и номенклатуре, как договаривались. В начале осени, прибыли пять человек "молодых специалистов", очень талантливая, вдумчивая и сообразительная молодёжь. Очень ими доволен! Приглашает в гости. Там надо обязательно побывать.
А это письмо от Архангельского Генерал-губернатора Качалова Николая Александровича, отлично поработали. Узкоколейную жд на левом берегу построили. Все землечерпалки от Узатиса, получены, собраны и успели до начала ледостава изрядно потрудиться. Два казённых кирпичных завода реконструированы и дают продукцию. Остановили третий казённый завод на реконструкцию, после реконструкции он будет и черепицу выпускать. Новый завод даст продукцию весной 66 года. Щебёночный карьер вскрыли, камень отменный, только доставка на телегах не очень эффективна, планируем построить узкоколейную жд, там десять верст всего. В мореходные училища в 1865 году набор в три раза увеличили, новое училище примет учащихся в сентябре 66 года. Два малых крытых эллинга-верфи строительством завершены, на первой приступили к строительству буксирного ледокола, проекта Бритнева Михаила Осиповича. Вторая верфь простаивает, нет людей. Просит разрешения начать строительство жилых домов для работающих, на верфях. Они только, второй очередью проекта предусмотрены. Пусть строится на здоровье, чай кирпича теперь в избытке будет!
Первая большая крытая верфь будет готова весной 66 года, а за вторую, пока не брались, нет людей.
Инженерная бригада железную дорогу строит успешно, там всё по плану. Месторождение угля оконтурили, глубина залегания, очень не большая, нужны новомодные машины "экскаваторы", для организации его добычи. Это Узатиса задача. Он уже собирает многоковшовый паровой экскаватор, точнее не собирает, а разбирает после испытаний. Так его можно транспортировать будет. Хорошо бы его, по весне 66 года в Архангельск забросить!
Письмо от Дэна Владимира Ивановича. Информирует о выполнении задания связанного с производством консервной продукции. Дальше пишет, что ещё несколько консервных заводов в Южных губерниях, для чего привлечены надёжные и порядочные люди (бывшие военные), открыты и работают отменно! Интересно, вот, что значит нормальный руководитель. Организованная экспедиция оконтурила район неправильного поведения, возмущения, магнитной стрелки компаса, во вверенной губернии.
Предполагается наличие больших масс металлических руд, кои то возмущение вносят. Просит "высочайшего разрешения", на дальнейшее проведение изысканий и в случае их успешного разрешения, строительство соответствующего производства. Конечно, получит он такое разрешение. Надо бы туда несколько человек из ИКГИ отправить, как выпустят их в 66 году, так и отправим!
Надо Узатису ещё экскаваторы строить, там открытым методом добыча вестись будет. Отметка для Нижегородского завода в план 66 года.
А это, что за такое письмо странное, без штемпелей почтовых? Ясно, это от директора почтового департамента Российской империи Велио Ивана Осиповича. Похоже, что письмо своего шефа почтари на руках несли, да ещё и пылинки сдували!
Иван Осипович, благодарит за проявленную заботу о департаменте и просит отметить "высочайшим указом" всех участников способствовавших улучшению организации почтового сообщения в Западной Сибири! Особенно просит отметить Шишмарёва Якова Парфеньевича.
Ура! Это от Муравьёва-Амурского! Письмо, краткое писанное по-деловому, видать дел масса и время весьма ограниченно. Переселенцев в этом году в Восточную-Сибирь, прибыло поболее. Почти семь тысяч семей. Две трети определили, в районе строящегося Владивостока, остальных направили, в Николаевск на Амуре. Мысль ваша, по строительству фургонов переселенцев, очень удачной оказалась. (То мысль не моя, я те фургоны с первопроходцев на "Дикий Запад" скопировал) Обмен организованный Шишмарёвым прошёл очень успешно. Предлагают нам монголы на следующий год количество изделий к обмену предусмотреть большее. Мы с Невельским, рассчитываем, что сможем принять не менее десяти тысяч семей. Прошу отметить заслуги Якова Парфеньевича, он чрезвычайно много сделал для решения наших вопросов.
Завод и крытая верфь строительством к завершению близятся. Невельской считает, что летом 66 года, начнут работать. На малых верфях собраны суда, что ледоколами доставлены были. Они весьма полезны оказались. Некоторые четыре ходки по Амуру сделать успели до ледостава. Паровые машины имеют большой успех из-за оригинальной конструкции и отменной работы.
Асланбегов Авраамий Богданович, с выгрузкой и отходом на Ново-Архангельск очень торопился. Мы ему помогли обеспечить её с максимально возможной скоростью. Причины, он не называл и от нашей какой либо другой помощи отказался. Только запас воды пополнил и сразу отчалил.
Поручение ваше о работах на Северо-Восточной оконечности Сахалина, выполняется, но только силами военных. После обустройства посёлка там и гражданские лица, возможно, изъявят желание проживать. Чрезвычайно в том месте полезными "полевые кухни" оказались. Заразных заболеваний нет, Бог миловал, но медиков зело не богато.
Были поражены станками, что на судах прибыли. Смотрели на клейма и не верили, что это, наконец, НАШИ РОССИЙСКИЕ станки, которые так всем необходимы! Металлорежущий инструмент, как драгоценность смотрится и упаковка удобная и добротная. Большое спасибо, за отменное качество оптики. Бинокли, и прочая измерительная техника, великолепны. Мы в восхищении!
Железную дорогу строительством до реки Уссури довели, далее серьёзный мост нужен. Разлив у той реки весьма обильным бывает. Мостовые фермы и другие детали весной из САСШ доставлены будут, трассу мы положили, как вами рекомендовано было. До Хабаровска ещё два больших притока Уссури преодолеть и мостами перекрыть надо (Хор и Бикин), на бесчисленные малые речки и речушки уже инженеры-железнодорожники серьёзного внимания не обращают. Все благодарят Аманда Струве, за его универсальные мостовые конструкции, здоровья и долголетия ему желают!
По продовольствию, мы уже сами по многим продуктам производство наладили. На первом месте, конечно же, рыболовство стоит. Малых детей молоком обеспечиваем полностью, за сим учётом отставной вахмистр приставлен. По производству злаковых потребности удовлетворяются более чем на три четверти. Это с учётом ступенчатого увеличения количества переселенческого населения.
Построены четыре школы и училище мореходное. Катастрофически не хватает учителей и преподавателей для училища. Невельской, в то училище часть офицеров определил тех, что пограмотнее и педагогическую склонность имеют. Для рабочих и селян воскресные школы грамоты открыты. Большего, пока сделать возможности не имеем.
Ежели случаются происшествия медицинского характера, то эти вопросы в морском госпитале решаются. Городских больниц ещё не строили, да и врачей для них всё равно нет. При том госпитале курсы сестёр-милосердия открыты. Очень ждём транспорт с медикаментами. Из местного сырья, пока только лечебные травы и коренья используются те, что местные жители применяют. Алексей Николаевич, настойки чудесные из корня "Женьшень" готовит, очень те настойки сил прибавляют.
Помимо Владивостока и Находки, южнее Амура основаны поселения Уссурийск, Спасск-Дальний, Дальнереченск и Лесозаводск. Спроектированный город Арсеньев, пока только на бумаге существует. На том месте несколько деревень и сел расположились, самое большое из них Семёновка. Считаем, что создание там крупного населенного пункта, возможно, будет не ранее, чем лет через пять.
По строительству города-порта Находка, Невельской вам отдельно отписать планирует. Я только замечу, что строительство там идёт по плану, и никаких серьёзных проблем не возникало.
Это послание от Обухова и Путилова с Александровских степей Украины из славного города Донецка. Пишут, что химики не подвели, кокс отменный выдали. Домна на том коксе металл чудесный даёт.
Воздушные молоты (отбойные молотки) прошли испытания в шахтах, результаты великолепны. Один человек вдесятеро больше угля добывает. Просят запустить эти устройства в серию и в лизинг давать. Теперь надо транспортёрами шахту оснащать, откатчики с таким количеством угля на вывоз не справляются.
Городок строиться по плану. Уже две улицы просматриваются, остальные только в разметке, но кредитное жильё нарасхват идёт. Общежитий уже не хватает, начали строительство ещё двух. По нашему обоюдному мнению, помимо школ, надо ещё и училище выстроить. Водопровод действует исправно, но при расширении города, будем строить третью водонапорную башню. По кольцевой жд, три паровичка "бегают", людей на работу привозят и увозят. Днём ещё круг, другой один из них делает, но дорогу надо дальше тянуть. Объёмы перевозок расти будут, потому начали колею продлевать, без остановки движения. Предлагают ещё мартеновскую печь строить, прокатный и трубный заводы ставить. Мысль очень хорошая, но ответ я им дам, только когда Рейтерн бюджет выведет.
Странное письмо и запах какой-то непонятный имеет. Кто отправители? Всё ясно! Это комплексная экспедиция химиков посланием разродилась. Вот и источники запаха. Две небольшие аккуратные салфетки с бурыми пятнами в середине. Они в отдельных конвертах уложены. Надписи поясняют, что это нефть из Ухтинского и Апшеронского месторождений. Дальше пишут, что процесс термического крекинга нефти успешно освоен. После проведения дополнительных экспериментов, ожидают, что гудроны получаемые, как конечные продукты, для дорожных покрытий к использованию возможны будут.
(Это я и без них знаю, хотя сейчас то ещё век 19-й)
МОЛОДЦЫ! Надо работы их отметить! Рекомендуют увеличить, количество специальных судов для перевозки нефтепродуктов. (Узатис пока только два танкера класса река-море в эксплуатацию на Волге сдал). Что позволит, резко увеличить их реализацию населению. Это ещё не все предложения. Очень желательно трубопровод прямо в Батум протянуть и начать поставки керосина осветительного на экспорт. Поставки морским специализированным транспортом из Батумского порта в Европейские страны, позволят значительные денежные средства выручить! (В той истории так и было, построил Шухов керосинопровод и торговали братья Нобели керосином по всей Европе).
Будем и мы керосинопровод строить, сразу 12 дюймового диаметра, по той же трассе Баку-Батум, что и Шуховский был проложен (вдоль железной дороги). На Николаевском судостроительном заводе, в 67 году уже танкер по весне готов будет. Фантастической грузоподъёмности танкер там строиться на 3000 регистровых тонн! А по будущей трассе уже военные строители, траншеи и 35 зданий для станций перекачки строят. Трубопровод, пока ещё не сварной, а фланцевый будет, длиной 883 километра. Ничего, скоро и к электросварке или как в Бенардосовском патенте написано "Электро-Гефесту" перейдём! А пока и трубы фланцевые и выпущены они во Франции, но уже часть в Батумском порту выгружена и по трассе положена.
Это всё приятные письма были, теперь остальные пойдут, про них мне и писать не хочется....
- Володя, пригласите, пожалуйста, Андрея Александровича Сабурова.
Барятинскому нравится с телефонными барышнями общаться. Он с ними такими обертонами объясняется, прямо Карузо Питерский. Тут у него облом случился, только он к телефону, как Сабуров уже в приёмную входит.
- Вы помните Шишмарёва из ведомства князя Горчакова?
- Да, Ваше Величество.
- Подготовьте указ о его награждении и выдаче денежной премии, в размере 10.000 рублей. Основание
представления графа Муравьёва-Амурского и начальника почтового департамента Империи.
Поставьте предварительно, князя в известность, он ревнив, как престарелая женщина.
(В двух словах, чем Шишмарёв отличился. В прошлом году мы у монголов лошадей и скот покупали, а в этом году на Николаевском заводе наклепали шанцевого инструмента и в Кяхту на обмен привезли. Очень он большим успехом пользовался. За тот инструмент и лошадей и скот обменивали. Вроде бы всё просто. Только сами, попробуйте с монголами, через китайцев договориться. Такие условия переговоров мирным договором с Китайским императором определены. Теперь понятно, чем Яков Парфеньевич выделился?).
На второе, поговорил я с Андреем Александровичем, не называя фамилий естественно, и о нуждах города Екатеринбурга. Талантливый канцелярист, кивнул головой и произнёс:
- Ваше величество, я всё понял. В самое ближайшее время Лашкарёв Александр Григорьевич в столицу
прибыть изволят, я ему намёк и сделаю.
Игнатьев зашёл, это хорошо. Мы с ним друг друга без телефона чувствуем.
- Николай Павлович, а не проехаться ли вам в город Кяхта?
- За что такая немилость, Ваше Императорское Величество?
Полушутливым, полусерьёзным тоном спрашивает шеф СБ.
- Дело там нужно и можно большое начать. Шишмарёв несколько лет назад с сотоварищами, организовал там школу по изучению Китайского языка.
- Понятно! Когда выезжать?
- Да вот Сабуров приготовит наградные документы на Шишмарёва, а вы их и повезёте и процедуру награждения учините. Места вам знакомые, надо там глаза и уши наши организовывать. Они вскорости, очень нужны будут!
- Вас хорошо и в Кяхте и в Урге знают, потому могут знакомцы встретиться. Лучше вам ехать под своим именем и титулом!
- Каким ещё титулом?
- Ай-Яй-Яй! Андрей Александрович!
Я услыхал шаги Сабурова в приёмной.
- Слушаю Вас, Ваше Императорское Величество!
- Где документы о возведении Николая Павловича в графское достоинство?
- Вчера отправлены, как вы приказывали.
- Это ХОРОШАЯ задержка! Она даёт мне возможность поздравить вас первым, уважаемый Николай Павлович! Володя!
Мой расторопный адъютант умеет возникать из ниоткуда. Так и сейчас произошло, но в руках у него был шикарный разнос (Петровских времён) уставленный стеклянными изделиями, разных размеров.
- Мы опрокинули по рюмке и с удовольствием грохнули ими об пол!
Так или примерно так произошло рождение Восточного отдела службы Игнатьева.
Историческая справка
"Vulkan" - спасательный корабль типа катамаран для спасения подводных лодок Кайзеровского флота.
Водоизмещение: 1595 больших регистровых тонн (GRT)
Длина: 85,3 м
Ширина: 16,5 м (расстояние между корпусами - 6,5 м)
Осадка: 3,85 м
Обшивка: стальная
Мощность паровых машин: 1120 л.с. (2х560лс.)
Скорость: 12 узлов
Экипаж: 108 человек
Построен в Киле компанией Howaldtswerke. Заложен в 1907, спущен 28 сентября того же года. В строю с 4 марта 1908. Для подъема ПЛ оснащен лебедками общей грузоподъемностью 500 тонн.
"Эльпидифор"
Водоизмещение: 1400 т.
Размеры: длина - 74,67 м, ширина - 10,36 м, осадка - 3,63 м.
Скорость полного хода: 8,5 узлов.
Дальность плавания: 2300 миль при 6 узлах.
Вместимость 560 человек десанта и батарея 76 мм. полевых орудий.
Силовая установка: паровые машины, 2х375 л.с., два вала.
Вооружение: 3х1 130-мм, 2х1 76,2-мм Лендера, 2х45-мм, 2х1 37-мм орудия, 4х1 12,7-мм пулемета ДШК, 1х1 12,7-мм пулемет "Виккерс", 180 мин обр. 1926 г. или "КБ", тралы Шульца и придонный.
Экипаж: 169 чел.
Имеющиеся у России десантные средства к началу 1-й Мировой войны (различные боты и "болиндеры") представляли собой достаточно простые и удобные средства выгрузки, но их грузоподъемность и дальность плавания были явно недостаточны. Поэтому специалисты обратились к более крупным, уже имеющимся гражданским прототипам на Азовском море. Удачной находкой сочли шхуну водоизмещением около 1500 т, принадлежавшую купцу греческого происхождения Эльпидифору. Фактически, это был уже почти готовый десантный корабль. Имя ее владельца вошло в военно-морскую историю, послужив обозначением для целой серии специальных судов. Оно было оборудовано двойным дном и специальными балластными цистернами, позволявшими притапливать кормовую часть и тем самым облегчать нос, который имел при этом нулевую осадку и мог "въезжать" на берег.
Пятьдесят восьмая запись в дневнике ЕИВ Николая второго.
Наверное, вы уже стали забывать о талантливом купце корабеле Бритневе, который ледоколы строит, я вам о нём напомню немного. После отправки во Владик двух средних ледовых кораблей, получили верфи Михаила Осиповича, другой необыкновенный заказ. Мне для некоторых целей, понадобились специального проекта корабли, которые со дна что-то поднимать могут. "Посоветовался" я с блокнотиком и выбрали мы за основу немецкий проект спасательного катамарана "Вулкан".
Несколько дней я собирал информацию по этому типу судов, копировал, чёркал, ещё раз копировал, только потом уже отдавал чертёжникам. Наконец задание на проектирование необычного судна было готово. Его-то я передал в проработку для определения возможности к постройке, на купеческую верфь.
В отличие от немецкого проекта, судно имело несколько большие размерения, а также три мачты, несущие парусное вооружение около четырёх с половиной тыс. кв. метров. (У знаменитой "Катти-Сарк", площадь парусов 3350 кв. метров. Впрочем, она ещё не знаменита, её на воду спустят в 1869 году). Паровые машины были предусмотрены к установке большей мощности, по 2000 лс. и монтировались отдельно в каждом корпусе. Все грузоподъёмные механизмы были оставлены без значительных изменений, только грузоподъёмность их была увеличена до 800 тонн.
Был предусмотрен и второй вариант аналогичного по назначению судна. Отличался он от первого только отсутствием парусного вооружения. К производству же второй вариант первым был определён.
Михаил Осипович, привлёк к проектированию своих друзей, и мне было доложено, что такие суда могут быть построены, но в связи с их необычностью, не ранее лета-осени 1866 года. Второй летом, а первый осенью. Как Вы уже догадались, к работам были привлечены инспектор-кораблестроитель работ Кронштадтского порта Иван Афанасьевич Амосов и кораблестроитель морского ведомства Кутейников Николай Евлампиевич. Они и ледоколы вместе строили и катамараны осилят.
Прикидочные расчёты позволяли надеяться, что новое гидрографическое судно, будет вполне отвечать поставленной задаче. Про неё я пока писать не буду. Да и одно судно, хотя и у нас строенное, порт приписки и флаги не только Российской принадлежности иметь будет.
Меня, с момента назначения в 1864 году, прессуют фельдмаршал Барятинский и министр Милютин. Для решения некоторых поставленных на перспективу задач им специальные корабли для высадки десанта нужны. Те боты или болиндеры, что им Бутаков с Краббе предлагают их не устраивают, (да и меня тоже). Потому я на один из таких разговоров, когда уже дело чуть до "драки" не дошло, помимо Бутакова, пригласил Попова Андрея Александровича. Когда представители флота в очередной раз сказали, что нет у них на вооружении таких судов, и воздух до грозовых разрядов сгустился, я вопрос задал, а можно ли их построить.
Через неделю из военного министерства в морское министерство бумага пришла, там было в письменном виде изложено, что им необходимо.
Игнатьев с помощью Сабурова с согласия Милютина и Краббе недавно, провели "чистку" обоих министерств, теперь за утечку содержания таких бумаг можно меньше волноваться. Чтобы не допустить лишних пререканий я Андрея Александровича вооружил материалами по шхуне грека Эльпидифора, которая в будущем стала прототипом нужного судна.
Эти материалы и послужили основой для проектирования десантного корабля, который всех устроил! Машины мощнее поставили (2х1000лс., это сразу скорость до 12-17 узлов подняло), вместо пулеметов пару картечниц и распахивающуюся носовую оконечность с выдвижной аппарелью добавили. Изменили главные размерения, вместо "мастодонтов", машин Д.Уатта, наши поставили, осадку в корме до 2.5 метров уменьшили. Получилось достаточно дёшево и сердито. В мирное время те самоходные баржи грузы перевозят (без картечниц естественно), а что они будут в час "Х" транспортировать, это никому постороннему знать не надо. Да и баржи чудесные получились. Их сейчас сразу на четырёх заводах строят, и отбоя по заказам от купцов нет.
Особенно удачно они на Волжско-Каспийских просторах вписались, там уже двенадцать штук таких ходит. Одна беда, по малой воде выше Нижнего-Новгорода, подняться трудно. Тут порт перевалки устроили, на более мелкосидящие пароходики. Сормовский завод их, как пирожки печёт! Почти конвейерное производство!
Частично второй порт перевалки уже и в Царицыне построен. Там и керосин в цистерны перегружают, а дальше по Дону вверх и вниз мелкосидящие уже бегают. Канал, то не скоро ещё построен будет, так что пока две перевалки, необходимостью диктуются.
"Мой каперанг", мне даже своё неудовольствие по поводу "Эльпидифоров", пытался высказывать. Почему мол на внутреннем бассейне, такие суда строятся, а для РОПиТа их нет в постройке. Для каботажного плавания и не только, они отменную экономичность выказывают. (Злые языки утверждают, что Аркас Николай Андреевич несколько "не в себе". Вы им не верьте. Ранение у него, действительно серьёзное было, но он в рассудке, и крепкой памяти).
Когда Аркас узнал, что по нераспорядительности, одного из сотрудников РОПиТа, заказ на самоходные баржи на Николаевском заводе просто не разместили, ожидая более выгодного контракта (с хорошим откатом) из-за границы, то сейсмические колебания чувствовались всеми существовавшими на тот период сейсмографами! Что было с нерадивым сотрудником вы сами себе дорисуйте, если фантазии хватит....
После этого случая на Черном и Азовском морях уже две дюжины таких самоходок и, наверное, ещё столько же к постройке планируется!
Вы только не думайте, что Андрей Александрович, после проекта самоходных барж без работы остался. Откопировал я ему в качестве заданий на проектирование сразу два проекта. Один-то, всемирно известный, это эсминец "Новик"! Написал всемирно известный, самому так и хочется приписать кое-что. Ладно, пока время есть припишу.
Корабль и команда, безусловно, герои и заслуживают только добрых слов и похвалы, я не о них приписку сделаю.
ПРИПИСКА: С появлением такого мощного оружия, как морская мина и торпеда, появился новый класс кораблей, способный их эффективно использовать. Обозвали их миноносцами. Эсминцами их стали называть уже после Русско-Японской войны. Основной особенностью этого нового класса кораблей, стало отсутствие мощной брони и высокая скорость. Для высокой скорости удлинение не менее один к десяти оптимальным считается. Построили Британцы сразу два таких корабля. Корпус облегчили, для большей скорости за счет ослабления продольных связей. Турбины установили. Скорость движения получили более 30 узлов. Привело это, однако, к катастрофическим последствиям. Миноносец "Вайпер", сев на мель, переломился пополам, а миноносец "Кобра" при выходе в море в штормовую погоду разорвался от чрезмерных напряжений на волне и затонул.
Сделали тогда "мудрые" островитяне такие выводы: ...о нецелесообразности применения турбин на кораблях. Возникли разногласия, острота которых усугублялась и низким качеством первых турбин, их малой надежностью и отсутствием опыта эксплуатации. Наши корабелы, это уже после Японского урока было, сели подумали и сделали проект эсминца, в который душу вложили и знания. Хороший проект получился. Что же делает мой тёзка и потенциальный потомок? Он макет этого судна со всей его документацией в Германских опытных каналах обкатывает. Где мозги у него? Потом уже после ходовых испытаний, на фирме "Вулкан" винты ему немцы забесплатно меняют. Для этого им естественно все данные испытаний передают. Что в итоге получилось? Гансы за бесплатно получили проект, за Русские деньги сделанный и обкатанный. Они потом свою серию "V" по тем чертежам делали (номерными эсминцами их называли). Британцы в свою очередь комплект документации, получили. Вот такая ПРИПИСКА у меня вышла.
Зная все эти мерзости императорского двора в той истории, я Попову, когда задание на проектирование выдавал, предупредил, что бы не проверенных (не наших) людей к работам на пушечный выстрел не допускал. Все эксперименты только на Ладоге проводить, а главными консультантами назначены адмирал Бутаков и капитан Холодов.
Про второе задание я позже напишу. Сейчас время уже поджимает.
Историческая справка
Алюминий повсюду - двести пятьдесят минералов содержат его. Но не из всякого минерала, не из всякой глины выгодно его добывать. Если одна десятая часть глины - алюминий, то возиться не стоит. Слишком дорого его освобождать. А вот если из двух килограммов глины можно добыть килограмм соединенного с кислородом алюминия - это другое дело. Такие глины (иногда и камни), богатые алюминием, есть. И у нас в стране их много. Они называются БОКСИТЫ.
Добывать из бокситов глинозем -- сложный и долгий труд. Его выполняют в химических цехах алюминиевых заводов. Но добыть глинозем -- это только полдела. Чтобы получить алюминий, надо еще выгнать из глинозема кислород. Для этого высыпают в сделанные из графита ванны расплав глинозема и пропускают сквозь него сильный электрический ток. Тока нужно очень много. Поэтому заводы для получения алюминия строят всегда около мощных электростанций.
Впервые в свободном виде алюминий был выделен в 1825 г. датским физиком Эрстедом путем воздействия амальгамы калия на хлорид алюминия. В 1827г. немецкий химик Велер усовершенствовал способ Эрстеда, заменив амальгаму калия металлическим калием: AlCl3 + 3K > 3KCl + Al (Реакция протекает с выделением тепла).
В 1854 г. Сент-Клер Девиль во Франции впервые применил способ Велера для промышленного производства алюминия, использовав вместо калия более дешевый натрий, а вместо гигроскопичного хлорида алюминия -- более стойкий двойной хлорид алюминия и натрия. В 1865 г. русский физико-химик Н. Н. Бекетов показал возможность вытеснения алюминия магнием из расплавленного криолита. Эта реакция в 1888 г. была использована для производства алюминия на первом немецком заводе в Гмелингене. Производство алюминия этими так называемыми "химическими" способами осуществлялось с 1854 г. по 1890 г. В течение 35 лет с помощью этих способов, было получено в общей сложности около 20 т алюминия.
Основоположники современного электролитического способа производства алюминия Эру во Франции и Холл в США независимо друг от друга подали в 1886 г. почти аналогичные заявки на патентование способа получения алюминия электролизом глинозема, растворенного в расплавленном криолите. С момента появления патентов Эру и Холла и начинается современная алюминиевая промышленность, которая более чем за 115 лет своего существования выросла в одну из крупнейших отраслей металлургии.
Ванна работает при 750-800®С, расход электроэнергии составляет 20 кВт ? ч на 1 кг чистого алюминия, т. е. несколько выше, чем при обычном электролизе алюминия.
В результате рафинирования получают чистый алюминий (99,99%) и продукты сегрегации (зайгер-продукт), которые содержат тяжелые металлы и кремний. К числу этих примесей принадлежат Ga, Sn, Be, B, Sb, Ca, Th, Fe, Co, Ni, Nd, Ce, Te, Ba, Pt, Au, Bi, Pb, Cd, In, Na, Mg, Cu, Si, Ge, Zn.
Вильгельм Конрад Рентген (правильно Рёнтген[1], нем. Wilhelm Conrad RЖntgen; 27 марта 1845 -- 10 февраля 1923) -- немецкий физик, работавший в Вюрцбургском университете. С 1875 профессор в Гогенгейме, 1876 профессор физики в Страсбурге, с 1879 в Гиссене, с 1885 в Вюрцбурге, с 1899 в Мюнхене. Первый лауреат Нобелевской премии по физике.
Несмотря на то, что Вильгельм Рентген был трудолюбивым человеком и будучи руководителем физического института Вюрцбургского университета, имел обыкновение допоздна засиживаться в лаборатории, главное открытие в своей жизни -- икс-излучение -- он совершил, когда ему было уже 50 лет. Как оказалось, икс-излучение способно проникать сквозь многие непрозрачные материалы; при этом оно не отражается и не преломляется. Рентгеновское излучение ионизирует окружающий воздух и засвечивает фото-пластины. Также Рентгеном были сделаны первые снимки с помощью рентгеновского излучения.
Пятьдесят девятая запись в дневнике ЕИВ Николая второго.
Я где-то уже записывал, как Бекетов, меня обхаживал, когда генератор ему нужен был. Бекетовых два брата, старший он ботаник, его я к Муравьёву-Амурскому в экспедицию определил. Как рассказал ему легенду о "Женьшене", так он и запал на те края. Теперь мне постоянно, перед Николаем Николаевичем неудобно. Как будто я его брата туда сослал. Сегодня я опять к нему и Чернову в Сестрорецкие заводы-лаборатории еду. Спросите зачем? Отвечу. Хочу на алюминий посмотреть.
Великие (химик и теоретик технологии металлов) договорились, как использовать генератор, что у "дедов" Чернов выцыганил. Такое редко бывает, но случается. Я хочу то взаимодействие, что меж ними сложилось ещё более закрепить к обоюдной выгоде.
Поприветствовали, друг друга, отшутились, благо нет здесь ни правил этикета, ни других анахронизмов. За что я и люблю такие поездки, чувствуешь себя нормальным человеком. Зная мою любовь к хорошему чаю, на столе уже и самовар поспел. Попили чайку, полюбовались слитком алюминиевым, мне ужасно не удобно. Я же какой булыжник за пазухой держу.
Задам-ка я им сразу коварный вопрос:
- Вы когда, алюминий очищали, "очистки" я о зайгер-продукте говорю, куда выбросили?
Видя недоумение на лицах, я пояснил:
-В тех очистках ещё масса весьма ценных элементов находиться и я очень хочу, что бы вы продолжили Вашу совместную работу по их извлечению!
Достал я табличку, загодя припасённую с составом ЗЕЙГЕР ПРОДУКТА, и немного её прокомментировал. Нет не всю, на всё времени бы не хватило. Да и большая часть элементов ещё не очень известна. Остановились на Nd, Si, Ge, Be, B - тут мне тоже пришлось пояснения давать, что да для чего нужно. Особенно Чернову свойства "очисток" понравились, чувствовалось, что он на изучение их свойств уже нацелился. Я естественно не возражал, но попросил сначала дюраль "сделать". Естественно сразу пояснил, что это такое Алюминий плюс основные легирующие элементы: медь (4,4 % массы), магний (1,5 %) и марганец (0,5 %). О специальном производстве на никель и хром ориентированном, я решил, пока не распространятся. (Но как только Рейтерн бюджет выведет, серьёзно взяться за Челябинск и его окресности).
Это не от вредности, просто пусть люди спокойно поработают. (Мои скупщики, что редкие металлы по миру приобретают, за два-то года всего несколько тонн, тех металлов скупили).
Вторая просьба у меня была к нашим специалистам, это по весне 66 года прибыть на завод в Кольчугино. Сейчас там ещё строительство не закончено и генераторов нет, но скоро будут. Надо завод пускать и налаживать. Это самый важный момент, пуско-наладка любого производства, вот я и хочу вам это дело поручить. Да прихватили бы с собой десяток студентов, для выполнения дипломных работ, где им ещё такое узнать и увидеть. За границами такого нет!
Заводик то в Кольчугино хиленький, а по нынешним временам и не заметный совсем. Он в год порядка тысячи тонн алюминия дать сможет, но мне важно на нём не только "крылатый" металл получить, а самое главное специалистов подготовить. Те три дедовских генератора по 1 МВт, что по весне установят, это только тренажёр для будущих проектов. Лет через двадцать, я и речку в Сибири смогу перекрыть и ГЭС серьёзной мощности выстроить, тогда и алюминиевые сковородки с кастрюльками штамповать будем.
- Этого я друзья не говорил, это только мысли вслух для записи.
Распрощался я с Сестрорецкой лабораторией и уехал. У меня ещё визит к Рейтерну на сегодня запланирован. Надо подбодрить главбуха, хоть он и вредный, а без него никак.
Хотя и стемнело уже, но время для визитов ещё допустимое. У дома министра финансов чей-то возок стоит. Ну да ничего, мы не надолго. У меня для него презент. Из Императорских теплиц, ещё пра-пра-бабушкой строенных свежие ягоды и дыня, но она не от туда, её из Туркестана привезли.
Тут я уже несколько по-другому выгляжу, и правил поведения иных придерживаюсь. ( Не сбиться бы, и не перепутать их, как-нибудь. Конфуз выйдет. Я о правилах поведения).
С царственной осанкой, по рангу положенной, поднимаюсь по лестнице. В доме уже переполох. Как же сам приехал. Верхнюю накидку оставляю и в кабинет прохожу, так родные больного показывают. Кого я в кабинете застаю. Рейтерн, Боткин и кто бы вы думали? Николай Иванович Пирогов, собственной персоной! Поздоровались, дежурные фразы произнесли. Мне доложили, что "динамика положительная" ещё какие-то мудрёные слова произнесли. Я презент передал. Доктора подтвердили, что это полезно свежие овощи потреблять. Ещё я анекдот рассказал, в что-то из приличной серии про Вовочку (В это время он на французский манер, мальчиком То-То, назывался). Такие тоже знать надо. Потом пожелали выздоровления скорейшего, распрощались, раскланялись и вниз пошли. Уже на улице я предложил обоим медицинским светилам в мой экипаж пересесть. Они поняли, что "попались и сопротивления не оказывали".
Поехали в Зимний, там у меня заготовка для них лежит. Вообще с нашими учёными надо быть очень осторожным. Нет, на умышленное убийство они не способны, тут другая крайность. Вы знаете, что Александр Григорьевич Столетов, помимо магнетизма ещё катодными трубками и фотоэффектом интересовался. Теперь, когда его возможности гораздо шире стали и помощников целый институт, любознательность его только увеличилась. Будучи в Измайлово, я просил его сделать действующий макет электронно-лучевой трубки. Мне для флота, нужны некоторые системы, в которых без ЭЛТ никак.
В нашем разговоре, я обложился эскизами и рисунками всяких конструкций, вопрос проясняющих. В том числе и катодолучевой трубки рисунок был. На её примере я о тормозном излучении рассказывал. Естественно все те наброски у Столетова в кабинете остались.
Когда же я осенью в ВЭИ заехал, мне был показан на куске целлулоидной фотоплёнки чёткий рентгеновский снимок кисти левой руки учёного. Я его тогда сильно и долго ругал! Литературными словами естественно, к мощи науки больше обращался. Когда, наконец, я устал, Столетов сказал:
- Не понимаю я вас Ваше Императорское величество, да вредно, да не изучено, но почему немцу можно, а мне нельзя? Это раз, а во вторых это же только левая рука.
Я чуть снова не взорвался вначале, но потом успокоился и решил. Впредь с нашими учёными надо осторожней быть. Про немца, видать тоже я проболтался. Лишней информацией не разбрасываться, выдавать её, тщательно взвешенными, и отмеренными порциями! (Это я не шучу, конечно).
Теперь у меня в кабинете ещё двое великих сидят! Третий, то братишка Александр приглашён. В их самоотверженности я не сомневаюсь, ну ни сколечко. Сейчас расскажу им о катодолучевой трубке, как можно осторожней, чтобы невзначай о компьютерном томографе не ляпнуть! А то ведь не отстанут.
- Господа прошу посмотреть, вот на этот кусок целлулоида. Он фотоэмульсией был покрыт, потому такой вид теперь имеет.
- Так ведь это кисть человеческой руки.