Федоров Олег М. : другие произведения.

Тетрадь вторая Дневник тринадцатого императора

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Эти дневниковые тетради надо читать, только совместно с основной книгой, которую написали Никита и Андрей. Книга так и называется Тринадцатый император.


   Тетрадь вторая Дневник Тринадцатого императора
  
  
   (Конец 1863 г. Первые шаги на царстве)
  
  
   Историческая справка
  
  
   В России первым предприятием по производству металлообрабатывающих станков был завод Берда в Петербурге (1790). В 1815 металлорежущие станки стал выпускать Тульский оружейный завод.
   В конце 19 в. многие машиностроительные заводы наряду с другой продукцией производили станки. Весь выпуск металлорежущих станков в России в 1913 составил 1,8 тыс. штук, парк установленных станков в 1908 насчитывал 75 тыс. единиц. В общей массе поступающих в промышленность станков удельный вес станков отечественного производства составлял всего лишь 16-24%, остальная часть приходилась на долю импорта. В 1916 был создан первый специализированный инструментальный завод по производству напильников в г. Миассе.
  
   Пафнутий Львович Чебышёв 1821г.р. механик теории машин и механизмов прикладной математик курс практической (прикладной) механики, глава Петербургской математической школы. Пафнутий Львович Чебышёв акад. с 1856 г. П. Л. Чебышев создал теорию наилучшего приближения функций с помощью многочленов, в теории вероятностей доказал в весьма общей форме закон больших чисел, в теории чисел -- асимптотический закон распределения простых чисел и др. Труды Чебышева положили начало развитию многих новых разделов математики. В механике ему принадлежит большое число работ по теории машин и механизмов: структуре механизмов, их кинематическому и динамическому синтезу, а также анализу различных механизмов (прямила, направляющие механизмы, параллелограммы и др.). Многие из этих механизмов были изготовлены самим П.Л. Чебышёвым и сохранились до настоящего времени в Музее истории университета и Политехническом музее в Москве.
  
   Сомов Осип Иванович 1815 г.р. создатель русской школы теории машин и механизмов, автор работ по теоретической механике теории синтеза механизмов и векторному исчислению.
   4 декабря 1852 года был избран членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской Академии наук (ныне Российская академия наук) по отделению физико-математических наук (более точно -- по разряду математических наук). В 1856 году стал ординарным профессором Санкт-Петербургского университета. 2 марта 1862 года был избран ординарным академиком Императорской Санкт-Петербургской Академии наук по отделению физико-математических наук (более точно -- по чистой математике). В 1866 году стал заслуженным профессором Санкт-Петербургского университета.
  
   Тиме Иван Августович 1838 г.р. русский учёный станкостроитель, горный инженер.
   В 1858 окончил Петербургский институт корпуса горных инженеров. В 1859--63 работал на заводах Урала, а позже на заводах Донбасса. В 1870--1915 (с перерывами) профессор Петербургского института корпуса горных инженеров. В 1873--1917 член Горного учёного комитета и консультант Петербургского монетного двора. Ему принадлежат:
   работы "Сопротивление металлов и дерева резанью", "Мемуар о строгании металлов" и "Образование стружек при пластичных материалах" и многие другие.
  
   Геккер Василий Фёдорович 1828 г.р. выдающийся российский архитектор, городской архитектор Санкт-Петербурга. Родился в Санкт-Петербурге. Общее образование получил в Главном немецком училище св. Петра (1836-1846). Окончил Академию Художеств в 1853 году.
   Построил:
   Улица Рубинштейна, д.N 18,-- здание фабрики серебряных и бронзовых изделий.
   Стремянная улица, д.N 12, двор -- здание типографии А. И. Траншеля.
   Новгородская улица, д.N 18 -- здание мукомольной мельницы П. И. Евреинова.
   Боровая улица, д.N 44, двор -- корпуса ватной фабрики Тарачкова.
   Это только промышленные объекты, построенные по его проектам.
  
  
   Девятая запись в дневнике ЕИВ Николая Второго.
  
  
   Похоже, что мой блокнот немного испортился. Нет, он исправно выдавал информацию по всем вопросам, но когда я давал запрос по станкам, кроме нескольких фамилий мне ничего не удавалось получить.
   Фамилии, правда, были замечательные: Андрей Константинович Нартов, Ломоносов Михайло Васильевич, Яков Трофимович Батищев, Павел Дмитриевич Захава всё бы хорошо но, во-первых, эти фамилии я и так знал, а во-вторых, все они относились к векам минувшим или к самому началу века 19-го.
   Выкурив трубочку и поразмыслив, я пришёл к выводу, что блокнот исправен. Неисправна структура промышленности и экономики вверенной мне империи. Получалось, что закупать станки за границей было выгоднее, чем строить свои, российские. Это непорядок! Надо исправлять, на то тебя сюда и направили, сказал я сам себе. Поработав ещё с блокнотом но, сместившись вверх по временной лестнице, я нашёл документальные подтверждения своим мыслям.
   Решил поступать по "китайской схеме". Через несколько недель мне в Британию свататься ехать. Британские станки в этот период времени самые лучшие в мире. Вот там я их и куплю. Буду как Ной в свой ковчег собирать "каждой твари по паре"!
   Дома с ними разберёмся (разберем, значит) и научимся выпускать такие же или не намного хуже. Если металлурги не подкачают и я исследовательскую и производственную базу своевременно подготовлю. Да ещё надо спрос создать на свою продукцию. По вопросу обеспечения спроса у меня была идея. Называлась она ЛИЗИНГ, в этом я видел задатки успеха распространения российских станков в России.
   Наметив план решения станочной проблемы, я решил заодно осмотреть и Петербургский институт корпуса горных инженеров. Предварительно отправив приглашение посетить его в одно время со мной нужным мне специалистам.
   Были приглашены:
   Пафнутий Львович Чебышёв, Сомов Осип Иванович, Тиме Иван Августович, Геккер Василий Фёдорович, все они были в институте в означенное время и мы приступили к обсуждению "станочного" вопроса.
   Я решил немного подразнить участников и начал с восхваления немецких и американских станочных изделий. Постепенно в кабинете ректора института некоторые участники начали ёрзать на своих местах. Я продолжал нахваливать американцев, делая вид, что ничего не замечаю. Первым не выдержал Сомов. Осип Иванович закашлялся, потом, покраснев от прилива толи храбрости, толи негодования, к ужасу ректора решился перебить мои восхваления.
   - Так ведь у них финансирование на разработку станков имеется, заводы и опытовые мастерские. Государственная поддержка опять же есть. То же самое в Пруссии происходит. И всё равно английские станки сегодня не в пример лучше будут.
  
   Эти слова привели к прорыву плотины молчания. Сразу заговорили все участники. Ректор вскочил с намерением упорядочить процесс, но я сделал ему знак не мешать. Не могу воспроизвести все выступления, но всё НЕЯВНО сводилось к одному, почти по Шекспиру "... не всё в порядке в королевстве Датском...". Постепенно все выговорились, им стало легче и в ректорском кабинете наступила т и ш и н а.
  
   Тут я, нацепив на себя маску Торквемады, начал ответную атаку.
  
   - Почему же Вы, господа, действующие и будущие академики, молчите, почему не кричите в голос?! - Вы образованные и понимаете, чем грозит России такое отставание, как страусы от страха головы в песок опустили! - Это допустимо какому-нибудь неграмотному крестьянину не знать чем грозит технологическая отсталость стране, а не Вам, господа учёные! Или наплевать вам на Россию?
  
   Последняя моя фраза вновь привела участников в волнительное состояние, опять все заговорили, но, теперь не дав эмоциям угаснуть, я прервал поток выступлений, встал и заговорил сам.
   - Здесь присутствует замечательный архитектор, специалист по промышленному строительству Геккер Василий Фёдорович. - Сколько времени Вам понадобиться, чтобы создать три проекта; - Отдельного учебного корпуса института горных инженеров; - Опытовых механических мастерских упомянутого института; - Больших Механических заводов по выпуску станочного оборудования в Сестрорецке, Москве и Нижнем-Новгороде?
   Василий Фёдорович, не ожидавший такого вопроса, задумался и подумав, сказал, что ежели будут чертёжники в достатке и консультации господ специалистов по станочному производству, чтобы знать, что, сколько и куда устанавливать, то за полгода с первыми двумя проектами можно совладать. А чтобы их построить, ещё не менее года понадобиться. Итого: середина 1865 года будет. По поводу проектов Больших заводов тут думать и консультировался, и считать серьёзно надо и он ответа сейчас дать не может. Я задал вопрос:
   -В какую сумму обойдется создание первой части сооружений?
   -Ну, проект, думаю не менее 10-15 тыс. рублей, а уж строительство не менее трёх четвертей миллиона.
   Выдохнув, ответил Геккер.
   -Александр Михайлович, - обратился я к ректору, - завтра вас не затруднит наведаться в Министерство к господину Рейтерну за означенной суммой? Получив утвердительный ответ, я продолжил.
   -Я вам открою государственный секрет, господа (всё равно это секрет Полишинеля подумал я), вскоре мы отбываем в Британию свататься к дочери королевы Виктории. Составьте, пожалуйста, перечень самого современного станочного оборудования, которое бы вы хотели изучать со своими студентами и передайте его мне. - Если это оборудование не окажется государственным секретом туманного Альбиона, то мы его обязательно закупим. - Сформируйте, пожалуйста, группу студентов человек двадцать, которые захотят обучаться по машиностроительному профилю и начните их специальное обучение по НОВЫМ, вами составленным программам немедля с нового семестра. - С нового учебного года организуйте набор на учебу студентов, желающих обучаться по новой специальности. Критерием отбора должны быть только результаты вступительных экзаменов, желательно в письменном виде. Никаких сословных ограничений быть не должно. - Единственный критерий - ЗНАНИЯ!
   В кабинете снова возникла тишина. Чтобы её разрядить, я обратился к ректору.
  
   - Подготовьте необходимые положения по этому поводу, передайте их в Зимний господину Сабурову, я рассмотрю, и если требуемая сумма не превысит мои возможности, подпишу!
   На этом первый этап станочного вопроса завершился, процесс запущен.
  
   Чтобы не обидеть профессоров и академиков, Е.И.В. принял предложение осмотреть институт. (Я не похваляюсь, так всё и было, но это потом уже выяснили сотрудники Игнатьева Николая Павловича). Оказывается, над кабинетом ректора было отверстие, через которое несколько сорвиголов внимательно слушали все, о чём шла речь. Моя фраза по поводу отмены сословных ограничений попала в кем-то хорошо удобренную почву.
   К концу нашего осмотра институт, к ужасу ректора, гудел как растревоженный улей. На улице у парадного входа студенты скандировали "УРА"! "Да здравствует"! Ещё какие-то глупости. Пришлось скопировать некоторых исторических личностей, влезть на парапет крыльца (это императору - то) и сказать речь.
   Всё выступление свелось к тому, что Россия великая страна, великой стране нужны образованные специалисты и тогда она станет ещё величественнее. Да здравствует Россия! (про сословия публично я не сказал ничего, рано ещё)
   Эти несколько фраз, которые потом после корректировки Игнатьевым газеты разнесли по России сделали меня либералом и чуть ли не социалистом в глазах некоторых. Что-то скажет мне завтра маман?
  
  
   Историческая справка
  
  
   В 1839 году американский изобретатель из штата Массачусетс Исаак Баббит, ювелир по профессии, осчастливил человечество изобретением, за которое он вскоре получил пусть и не огромную, но более чем внушительную по тем временам премию конгресса США в 20 тысяч долларов.
   В 1883 году германский изобретатель Фридрих Фишер сконструировал машину для шлифования стальных шариков, что послужило основой создания компании по производству подшипников FAG
   В 1898 году Генри Тимкен запатентовал конический роликовый подшипник для колес гужевой повозки, а на следующий год компания начала выпускать продукцию в промышленных объемах. В 1916 году Тимкен первым из подшипниковых магнатов совместил свое производство со сталелитейным, получилось весьма выгодно.
   В 1916 году было образовано Русское акционерное общество "Шарикоподшипник СКФ" с правлением в Петрограде. Шведская фирма стала одним из акционеров общества и бралась организовать производство российских подшипников качения с проектной мощностью 150 тыс. шт. в год, однако Первая мировая война внесла в производственные планы свои коррективы и завод перешел, в основном, на изготовление чугунных корпусов бомбометов.
  
  
   Десятая запись в дневнике ЕИВ Николая Второго.
  
  
   Это я пишу сам для себя как план действий в обычном блокноте-ежедневнике, чтобы не забыть в круговерти текущих дел.
  
   1. В начале 1864г. как вернусь после сватовства. Нужно пригласить Пафнутия Львовича Чебышёва и Осипа Ивановича Сомова, расспросить об организации начала занятий по машиностроению. Заказанные по их перечню, станки и приборы будут только к лету. Сказать им по большому секрету, что в Британии полным ходом идут разработки подшипников качения двух типов, шариковых и роликовых. В качестве трофея нашей промышленной разведки дать эскиз станка Фишера для шлифовки шариков и эскиз на конический роликовый подшипник Генри Тимкена, подчеркнув при этом, что изобретения патентами не защищены. Пусть в журналах пока их не ищут, но и нам помалкивать надобно. Хотя первые такие эскизы ещё у Леонардо нарисованы были.
   Какие выгоды в механике сулит применение подшипников ясно без слов. Посему надо создавать производство подшипников в России, дело это срочное и скрытное должно быть. Надобно самим разобраться, затем студентов выучить. Дело настолько новое, что дипломы обязательно практического исполнения требуют. Посему, как в 65 году построены будут опытовые мастерские, все дипломы в металле должны быть проверены. Для поощрения конкурс на лучшую работу объявите. Победителю премия 3000 рублей из фонда Е.И.В.
   2. Ещё одно деликатное поручение. Как придут заказанные станки, надобно их изучить основательно, выявить слабые места, коли таковые обнаружатся и сделать на их основе проекты наших станков для производства на новых больших заводах. Для этих работ опять же дипломные работы студентов использовать. Всё на конкурсной основе делать надо. Размер премии тоже 3000 рублей. Оценивать вам придется, уважаемые Осип Иванович и Пафнутий Львович, да ещё и Ивана Августовича привлечь надо. Первые образцы станков делать в опытовых мастерских, там же их и испытывать. При успешных результатах испытаний передавать в серийное производство на новые заводы.
   3. Не забывайте, пожалуйста, что за Геккером Василием Фёдоровичем присматривать надо. Для него, как впрочем и для всей России, это первый проект большого станкостроительного завода. Он талантливый архитектор, но без ваших знаний по станкам, этого не достаточно для такого проекта. Как вы справитесь, так и станки получатся будут.
   (Написал, прямо тронную речь заготовил. Не забыть бы о её своевременном произнесении).
  
  
   Историческая справка
  
  
   31 декабря 1860 г. в Петербурге на верфи "Галерный островок" (с 1908 г. Адмиралтейский судостроительный завод) были заложены клипера "Жемчуг" и "Алмаз".
   Корпуса клиперов строились из курляндского дуба с элементами тика, красного дерева и сосны. Крепление подводной части медное, а надводной -- железное. Длина между перпендикулярами 76,2 м, ширина 9,4 м, осадка носом 4 м, кормой 4,7 м. Водоизмещение 1585 т. Стоимость клиперов без машин: "Жемчуга" -- 294 473 руб. 70 коп., а "Алмаза"-- 295 882 руб. 50 коп.
   Для обоих клиперов машины заказали тому же Гомфрейсу. Машина для "Жемчуга" обошлась в 179 896 руб., а для "Алмаза" -- в 165159 руб. Мощность машин 350 номинальных л. с.
  
   Василий Иванович Афанасьев. Закончил Инженерное и артиллерийское училище морского ведомства (1861), механическое отделение. Автор фундаментальных печатных трудов: " Сопротивление орудий, скрепленных кольцами", "Материалы к изучению движения судна", "Практические формулы для судовых механизмов", "Практические взгляды на электрические и магнитные явления", "Судовые паротурбинные установки" и др.
   Ипполит Антонович Евневич 1831 г.р. окончил Петербургский университет. С 1862 г. начал преподавать в Петербургском технологическом институте, успешно занимался гидравликой и динамикой паровой машины.
  
   В СССР в 1973г. был разработан роторно-лопастной двигатель конструкции Вигриянова. Не содержит кривошипно-шатунного механизма, по сравнению с классическими двигателями содержит в 100 раз меньше деталей.
   "Красное Сормово" -- судостроительное предприятие в Сормовском районе Нижнего Новгорода, одно из старейших предприятий в данной отрасли. Основано в 1849 году как многопрофильное предприятие для выполнения ответственных государственных заказов!
  
  
   Одиннадцатая запись в дневнике ЕИВ Николая Второго.
  
  
   За развитием ЖД проследит П.П. Мельников и его министерство, тут можно быть относительно спокойным. Но есть ещё реки с их колоссальной протяжённостью. Грех не использовать такое богатство. Не всё же Репину рисовать своих бурлаков на Волге. Надо строить пароходы.
   За паровую машину (ПМ) для клипера Алмаз в 350 л.с. вместе с котлом англичане содрали с нас 165.000 тыс.руб. Ну-ка, умножим на 2.5 получим доллары США (курса 1860г.) потом ещё на 5, это уже после Рузвельтовских девальваций. Ого, получается 2 лимона по курсу 2000г. Нет, купцы столько платить не станут. Будут по-прежнему в две навигации до Москвы тянуть баржи бурлаками. Завод паровых машин Илиса в Питере хорошо, но дорого, да и машины там так себе.... поэтому надо срочно строить свои заводы. Посмотрим где лучше? А что тут смотреть, на Сормовском заводе конечно!
  
   Нужны молодые, умные инициативные и грамотные инженеры. Руководители и исполнители одновременно. Что-то подскажет мой блокнот?
   Василий Иванович Афанасьев, ему я поручу разработку испытание и серийное производство паровых машин малой и средней мощности. Читаем дальше характеристику. Молод и горяч. Молодость это недостаток, который слишком быстро проходит. Горячий, это хорошо, а мы ему крепкого оппонента в напарники подберём.
   "Блокнот фас"!
   Вот и оппонент есть. На фото чеховский интеллигент, но с взглядом иезуита.
   Ипполит Антонович Евневич 1831 г.р., окончил Петербургский университет. С 1862 г. начал преподавать в Петербургском технологическом институте, успешно занимался гидравликой и динамикой паровой машины. Ну, вот и чудесно, в таком тандеме они не то что паровую машину построят, космический корабль соорудят. Это я шучу, конечно.
   Классическая ПМ-ка мне не подходит, слишком деталюшек много, а наша машиностроительная база пока слабовата. Тут надо обойтись без КРИВОГОШИПА и без шатуна.
   Машин то для России много, ох как много надо. Выбираем одну, но наиболее технологичную в производстве. Итак, выбираю роторно-лопастной двигатель Вигриянова с внешним подводом тепла. Иными словами таже ПМ-ка, но с большим потенциалом.
   Всё! На сегодня хватит, пошёл спать. Как там говорила ВП: "Утро вечера мудренее..."
  
   С утра пораньше решил ещё раз заглянуть в "блокнот", я не всё вчера прочёл, а там очень интересная информация по Сормовскому заводу! Государственное предприятие уже купил, какой-то грек?!! Бенардаки?
   Фамилия - то знакомая, что-то помню. Надо или вспомнить, или с "блокнотом" ещё поработать. Боже, какой же я идиот. Или это ранний склероз начинается? Ну конечно вспомнил, этот человек был у нас в гостях в Зимнем. Батюшка сразу после Крымской войны занимал у него деньги. Да и дядя, когда у него не хватило на мониторы, тоже что-то занимал. Был ещё мальчик, Константинос, кажется, старше меня лет на пять. Он мне механическую игрушку подарил. Ну, вот и вспомнил, слава Богу! Бенардаки Дмитрий Егорович, это же Российский миллионщик греческого происхождения.
   Посмотрим в "блокноте", чем он располагает?
   Ого, 16 заводов в 6 губерниях, состояние оценивается в 20 млн. руб. МОЛОДЦА!!!
   Надо с ним встретиться и договориться. В России таких людей не много, их ценить надо!
  
  
   Историческая справка
  
  
   Дмитрий Егорович (Георгиевич) Бенардаки родился в июле 1799 году в Таганроге в семье греческого офицера (впоследствии капитан-лейтенанта русской армии) Георгия Никифоровича Бенардаки.
   Отец Дмитрия Бенардаки поселился в Таганроге, приехав в Россию после Русско-турецкой войны 1768-1774 гг. В это время в Таганроге и других южных землях России происходило массовое переселение греков, воевавших на стороне русских войск. Бенардаки-старший сражался на греческом корабле "Феникс" вместе с русским флотом.
   Дмитрий Бенардаки после гимназии служил в Ахтарском гусарском полку. Затем по семейным обстоятельствам вышел в отставку в 1823 г. в чине поручика. Д. Бенардаки начал свой бизнес, получив от отца как сейчас говорят свой небольшой начальный капитал.
   ....Бенардаки Дмитрий Егорович, конечно не стал бы одним из наиболее богатых откупщиков, если не смог бы приспособиться к той системе, если не стремился бы поставить чиновников в зависимость от денег, которые им давал. Новосибирский историк Н. П. Матханова, рассказывая о слывшем честным губернаторе И. С. Жиркевиче, приводит такие слова самого Дмитрия Бенардаки: "Мы, откупщики, имеем коренное правило - ежемесячно часть нашей прибыли уделять начальству, и я смею просить вас оказать мне такую же благосклонность, как и предместники ваши допускали: дозволить, в случае нужды, предлагать от души пособие".
   ...... В 1860 году разразился экономический кризис, все акции Нижегородской машинной фабрики (так в то время Сормовский завод обзывался) были скуплены Дмитрием Егоровичем Бенардаки, отставным поручиком, греком по национальности.
   ... после прихода к власти Александра II, в правление которого газеты России обрели свободу слова, на откупщиков хлынул вал критики. В итоге в 1863 году система винных откупов была отменена.
   ... состояние Дмитрия Бенардаки оценивалось в 20 млн. рублей, и что у него уже были и другие источники обогащения. Деньги, полученные от доходов с откупа, Бенардаки вкладывал в иные виды бизнеса.
   Так, в 1860 году, только в Оренбургской губернии он имел 620 тысяч десятин земли и 10 тыс. душ крепостных. "Слава о хозяйственности помещика Бенардаки гремела по всей России" (Корин). А ещё у него было 16 заводов в 6 губерниях.
  
   Узатис Алексей Иванович -- русский ученый в области горного дела. Окончил Петербургский институт корпуса горных инженеров (1835). Автор первого в России "Курса горного искусства" (1843). Демидовская премия Петербургской Академии наук (1844). Майор Узатис на службе поручика Бенардаки. Действуя по доверенности, Узатис совершил торговую сделку с помещицей Крюковой -- купил у нее участок земли, "начиная от межи государственных крестьян Козинской волости, деревни Соромовской, вниз по течению реки Волги вдоль правого ее берега". Дата утверждения купчей Балахнинским судом -- 21 июля 1849 года -- считается днем рождения Сормовского завода.
  
   В США 1813 г. в Питтсбурге заработали два завода по производству паровых двигателей. Через год к Нью-Орлеанскому порту было приписано 20 пароходов, а в 1835 г. на Mиссисипи и ее притоках работало уже 1200 пароходов.
  
   Первый российский пароход "Елизавета" был построен на заводе Ч. Берда в С.-Петербурге на базе тихвинской речной баржи (длина 18,3 м, ширина 4,5 м, осадка 0,61 м, водоизмещение 30 т), на которую были установлены бортовые гребные колеса диаметром 2,4 м и шириной 1,2 м и балансирная паровая машина Уатта мощностью 4 л. с., что позволяло судну развивать скорость до 6 узлов. Первый официальный рейс пароход совершил 3 ноября 1815 г. из Петербурга в Кронштадт.
   В 1820 г. в России работало пятнадцать судов данного типа с паровыми машинами от 12 до 32 л.с., причем четыре из них в Финском заливе на линии С.-Петербург - Кронштадт. К 1835 г. российский паровой флот насчитывал пятьдесят два парохода, существенно отставая от ведущих морских держав.
  
   Аристотель Сократ Онассис (англ. Aristotelis Socrates Onassis, точнее Онасис, греч. ??????????? ??????) (15 января 1906 -- 15 марта 1975) -- греческий судовладелец, миллиардер.
   Родился в Турции. Несмотря на то, что семейство Онасисов было довольно богатым семейством табачных дилеров, оно потеряло почти все состояние в 1922 году, когда Смирна (современный Измир), тогда еще греческий город, был захвачен турками. Бежав из Греции, семейство послало Онасиса в Южную Америку на поиски лучшей доли. С 1932 стал заниматься судостроительным бизнесом, купив в Канаде три парохода за 120.000 долларов во время кризиса и в 1950-е гг. начал первым строить супертанкеры. Судовой магнат и международный бизнесмен, который создал флот супертанкеров и грузовых кораблей больших размеров, чем флоты многих стран.
  
   Двенадцатая запись в дневнике ЕИВ Николая Второго.
  
  
   Приоратский дворец. Я хожу взад-вперед по кабинету и репетирую свою речь, приготовленную для встречи с Дмитрием Егоровичем Бенардаки. Хорошо, что сейчас Бенардаки в Питере, приехал из Сибири проталкивать закон о "частной золотодобыче", это хорошо. Только встретимся мы с ним в Гатчине, в Зимнем слишком людно. Почему я так волнуюсь, так ведь мои 18-19 млн. руб. достались мне по наследству, а Дмитрий Егорович свои заработал сам. Значит человек не просто умный и умелый, а ещё и предусмотрительный и с чутьём. Его убедить надо, хотя если с чутьём, должен и сам чувствовать!
   Ну, вот и гость.
   - Проходите, пожалуйста, Дмитрий Егорович!
   - Как доехали?
   - Как Вы себя чувствуете?
   - Про дочерей не спрашиваю, они достаточно на виду. Как сыновья? Константинос - то ещё не женился?
   - Присаживайтесь, разговор у нас долгий и интересный будет.
   Предупредив адъютанта, что бы нам НИКТО не мешал я начал разговор.
  
   0x01 graphic
  
   - Мне ваша помощь нужна, уважаемый Дмитрий Егорович. Я хочу новое дело организовать, и вы, ваши знания, связи и опыт, мне необходимы.
   Эту фразу я выпалил одним духом, скомкав отрепетированное вступление. Бенардаки спокойно её выслушал и приготовился слушать продолжение. Пришлось продолжать, не чувствуя реакции собеседника:
   - В России возникла сложная ситуация. Точнее - множество сложных ситуаций, но сейчас я буду говорить об одной. О водном, речном и морском транспорте.
   - За океаном только в США сейчас более 2000 единиц пароходов. Мы их тоже строим и в России их уже около сотни!!! При наших - то реках этого явно не достаточно. Вот я и хочу с вашей помощью и помощью новых технических веяний постараться ускорить этот процесс.
   - Мне сейчас срочно нужен ваш Сормовский завод, даже часть завода. Ещё полное взаимодействие со стороны Алексея Ивановича Узатиса и пока полная секретность о направлении и ходе наших экспериментальных работ. По окончанию экспериментальной части работ, когда Вы сможете увидеть результат, можно будет создать акционерное общество с участием Е.И.В.
   Дмитрий Егорович спокойно дослушал меня до конца и сказал:
   - Если России надо, то он готов ещё некоторые свои заводы для этого заказа предоставить. (Чутьё у него точно работает).
   - Только что же Его Величество хочет построить?
   Я сжато рассказал о преимуществе паровой машины без кривошипно-шатунного механизма, о конденсаторе пара смешивающего типа. Потом рассказал, как Британские лорды, связав буксиром два парохода и заставив их плыть в разные стороны, определяли, какой движитель лучше. Гребной винт или колесо с плицами. Бенардаки улыбнулся, очень его придумка лордов позабавила.
   - Какое, простите, Ваше Величество, акционерное общество Вы бы хотели организовать? (ага, купец миллионщик клюнул).
   - Ну, условное название "Русский пароход", я думаю, всех пока устроит.
   - Очень хорошее название и вполне суть дела отражает. Для детально обсуждения мой бы зять пригодился.
   - Думаю, что он скоро будет. Я ему отправил приглашение загодя и время указал к двум часам пополудни, заодно и отобедаем, а потом и разговор по техническим вопросам продолжим.
   Чуть не забыл:
   - Надо ещё строить Институт водного транспорта. Прямо тут же в Нижнем, на три факультета: судоводительский, механический, штурманский.
   Это за казённые деньги конечно, но механики стажировку на заводе проходить должны.
   - Дело нужное и важное - согласился со мной Бенардаки.
   - А какие пароходы Вы, Ваше Величество, строить хотите?
   Я рассказал, что пароходы планирую строить нескольких типов:
   - речные, мелкосидящие буксирные (200-250 тонн.), для буксировки барж, по Волге и судоходным
   рекам;
   - речные, мелкосидящие пассажирские для перевозки людей, примерно того же водоизмещения;
   - речные, грузовые нескольких модификаций, но пока тех же пропорций;
   - нефтеналивные суда типа река-море водоизмещением не более 1000 тонн;
   - специальные буксиры с усиленным бортом, задача которых лёд на реках ломать.
   Далее я сказал, что желательно построить в Николаеве и побыстрее ещё один судостроительный завод для постройки судов аналогичного класса. Купец хитро едва заметно улыбнулся, услыхав про Николаев. (Ну и чутьё у него, однако) Как будто мысли читает, что в Николаеве не только пассажирские пароходы строить буду!
   - Построить добротные верфи в Николаеве, оснастить, набрать людей, обучить это не дёшево стоит?
   Я поинтересовался, сколько это стоит примерно, по оценке самого Бенардаки и получил ответ, что не менее 3 или даже 3.5 млн. руб. Это совпадало с моими оценками по "блокноту". (Чутьё у купца на уровне).
   - Сколько же пароходов Ваше Величество хочет в год строить?
   Я ответил, что десять пятнадцать на Волге и столько же на Чёрном море и это пока только на первом этапе. Бенардаки чуть глубже вздохнул и сказал, что этот вопрос лучше будет обсудить, когда приедет Узатис.
  
   Я не возражал и предложил другую тему разговора.
   - Как поживает Константинос, какие у него планы?
   Дмитрий Егорович как-то странно на меня посмотрел и ответил, что сын пока здоров слава Богу, помогает по сибирским делам и самостоятельности не просит. Но самостоятелен вполне, рассудителен, расчётлив в меру и если захочет, то он Бенардаки, с лёгким сердцем, благословит его на самостоятельную деятельность.
   Я продолжил разговор в несколько другом плане. Сказал, что сейчас в мире сложная ситуация, что по моим оценкам возможен конфликт между Пруссией и Австрией, что Британия внимательно наблюдает, не нарушает ли Россия условия договорённостей по Чёрному морю. Турция по-прежнему точит зубы на Балканы. За океаном очень быстро набирает силу и скоро превзойдёт Британского льва новая молодая экономика САСШ. На Дальнем Востоке Япония, по-видимому, скоро начнёт войну в Китае. Миллионщик внимательно меня слушал и молчал. Как бы говоря, продолжайте молодой человек, продолжайте, а я посмотрю, к чему вы клоните. Я продолжил. В такой сложной ситуации хорошо бы иметь надёжного хорошо информированного человека, который о новых военных заказах или о приобретении чего-то, что военные использовать могут (термина товары двойного применения тогда не было) знал бы и вовремя сообщить мог. Чтобы такими сведениями располагать, надо быть крупным промышленником или пароходчиком. Вот для чего я Константиносом и интересовался.
   Допустим, если приедет он в Грецию, языком он владеет, там купит участие, ну, допустим в табачном деле. (Я пока всецело придерживался биографии Аристотеля Сократа Онассиса) Потом захочет попробовать себя в другом бизнесе, в другой стране, в Америке, например. Приобретя несколько пароходов можно организовать новое дело, а что куда он везет, то уж ему знать положено. Или удобрения из Чили в Японию или пушки и ружья для Турции из Британии. Таковы мореходные правила. У Константиноса и помощник специально обученный будет, чтобы те сведения отправить куда надобно. Для экипажей его кораблей я обеспечу весьма толковых моряков, языками владеющих, пусть пока военный флот строится, на гражданских судах плавают, акватории и фарватеры изучают, глубинами интересуются. Войны длительной и дорогой подготовки требуют и если Турция захочет кусок Греческой территории, то мы о том вовремя знать будем и помешать сможем. Обо всём об этом знать только четыре человека будут, вы, я, Константинос и его помощник. Что вы на это скажете, дорогой Дмитрий Егорович?
   - Это только сыну решать.
   - Это без сомнения, но для меня ваше отцовское разрешение важно!
   Бенардаки вздохнул, решив, видимо, про себя что-то и сказал:
   - Это дело действительно и для России и для Греции весьма полезным быть может, но решать сыну. Я возражать не буду!
   На этом утренняя часть встречи закончилась и мы вышли в парк прогуляться. Прогулка вышла какая-то осторожная. Оба шагали тихо, аккуратно, как будто боялись вспугнуть что-то или кого-то. Ровно к обеду приехал Алексей Иванович Узатис. Это зять и доверенный помощник Бенардаки. После приветствия мне захотелось немного демократизировать и разрядить официальную обстановку и я прочитал стишок:
   "Там, где Волга протекает
   Полосою темных вод,
   Уж, наверно, всякий знает
   Бенардаковский завод.
   Старый, малый, трезвый, пьяный
   По свистку спешит в завод,
   Перебранка, говор ранний
   Раздается у ворот...
   Опоздавшие минуту
   Не могли уж номер взять,
   Их штрафует сам Узатис,
   Бенардаки хитрый зять"...
  
   (Слово "хитрый" в это время ещё было синонимом слова сообразительный, это уже потом, годы спустя, оно приняло своё окончательное значение). Мой дипломатический приём сработал, мы прошли в малую столовую и принялись за обед. Обед прошёл споро и без разговоров. Бизнес есть бизнес. Неважно 19-й это век или какой другой. Бенардаки не курил, а Узатис баловался трубкой. Мы быстро отдали дань никотину и прошли в кабинет.
   Я повторил ту часть разговора, которая касалась создания акционерного общества и проведения нужных мне экспериментов на заводе в Сормово. Дмитрий Егорович когда подошла его очередь к разговору сказал, обращаясь в основном к зятю:
  
   - Его Величество считает, что на заводе в Сормово можно будет строить десять-пятнадцать пароходов в год. У меня есть сомнения, хватит ли нашего завода для таких объёмов производства.
   Узатис, не задумываясь, ответил, что пятнадцать и даже тридцать железных корпусов для речных пароходов, завод безусловно осилит. С котлами тоже проблем быть не должно. Если же ещё увеличить количество верфей, то можно строить и больше. Паровых же машин на такое количество корпусов сделать врядли возможно. Больше пяти мощных паровых машин в год мы ещё не делали и для этого станков и людей недостаточно.
   Я ещё раз пояснил, делая акцент на типе паровой машины, что это менее трудоёмкое изделие чем поршневая машина, поэтому проект секретить надобно. Проведенный эксперимент всё покажет. По поводу приобретения станков я согласился и просил моих новых компаньонов купить всё необходимое в Британии. О проведении экспериментальных работ мы обо всём договорились. Моих посланцев будут ждать в Сормово новый корпус, ещё не полностью включённый в производственный цикл. Суда типа кабестанов оказались не эффективны и временно площади были свободны. Там был новый станочный парк и другое нужное оборудование. Поинтересовался я ещё землечерпалкой, что несколько лет назад была построена для Астрахани. Как она работает, много ли нареканий. Показал эскизы "новой" многоковшовой землечерпалки на самоходной барже, поинтересовался, можно ли такие строить будет. Оказалось, что часть оборудования уже можно сказать есть. Такое оборудование для кабестанов строили, а они не нужны оказались. Эскизы и описания землечерпалок, всего двадцать листов, я оставил, Узатису попросив внимательно всё изучить.
   Я пообещал приехать на завод ближе к осени 1864 года, чтобы самому всё посмотреть. Дмитрию Егоровичу пока по секрету сообщил, что закон о "частной золотодобыче", который он приехал проталкивать в Питер, будет принят в самом начале 65 года. В этом я совершенно уверен.
   Завтра оба моих новых компаньона (на этом настоял сам Бенардаки) заедут в министерство к Рейтерну и оформят все необходимые документы на новую акционерную компанию "Русский пароход". Мой взнос составит 3.0 млн. руб. равными частями в последующие три года. (Участие Е.И.В. цениться высоко).
  
   Одна встреча завершилась. Осталось на сегодня ещё одна. Вечером приедет мой будущий "паровой дуэт". Думаю, тут попроще будет. Ещё час можно ничего не делать. Хорошо! Время мелькнуло, вот уже Володя докладывает о новых "гостях". В рабочий кабинет зашли подтянутый морской офицер, располагающей наружности с весьма волевым обличьем и такой же молодой человек в пенсне.
   - Здравствуйте!
   - Входите, присаживайтесь, пожалуйста.
   Василий Иванович и Ипполит Антонович, чувствовали себя не в своей тарелке. Не часто, видимо, с Е.И.В. приходилось общаться. Ничего, обвыкнут, это пройдёт.
   - У меня к вам поручение, господа. Надо разработать, испытать и запустить в серийное производство паровые машины малой и средней мощности. Малая - это 500 л.с., а вот величину средней вы уже сами определите. Вот посмотрите, пожалуйста, эскизы и описания. Да конструкция не обычная, но при нашем уровне машиностроения самая подходящая. Ни кривошипно-шатунной группы, ни коленвала, а значит и частей меньше и надёжность выше.
  
   - Для её питания нужны водотрубные котлы. Параметры их оговорим сразу. Давление 12-13 кгс/см2. Температура пара на выходе 400 градусов. Расход по пару 6 т/час., - это для малого котла. Расход пара для котла средней мощности определите сами. Эскиз котла перед вами. Ваша задача все эти "рисунки" осуществить в металле и заставить работать.
   - В качестве производственной базы определён Сормовский завод в Нижнем. Вас там будут ждать. Вы женаты? Жен можете взять с собой, дело большое и не быстрое. Считайте себя полноправными хозяевами, главным инженером и главным конструктором всего предприятия одновременно, но в масштабах одного здания. Остальные работают по своей производственной программе. Мешать им не след. После успешных испытаний определитесь с расходом материалов, номенклатурой инструментов, квалификацией рабочих, для выпуска, ну, хотя бы 500 комплектов машина-котёл в год. Что для этого нужно? Держите меня в курсе событий, особенно на экспериментальной стадии работ. Переписка через фельдъегеря. На конверте будете надписывать только одно слово "ВИГРИЯНОВ". Этого достаточно. Задание хоть и не секретное, но лишним людям о его цели знать не надо. Особенно иностранцам.
  
   Реакция на мои слова была соответствующей. Да, а как бы вы среагировали, вызови вас глава государства и дай такое непростое, но перспективное задание?!
  
   - Из Питера можете взять с собой по собственному усмотрению флотских механиков до 4 человек. Для их оформления зайдёте в канцелярию к Морскому министру и представитесь, там будут предупреждены. - Все производственные вопросы на заводе решать только с Алексеем Ивановичем Узатисом, да, да не удивляйтесь. Это по его учебнику вы учились. Без острой необходимости производственную программу завода старайтесь не ломать. Таких заводов в России пока немного. - С завтрашнего дня вы капитан лейтенант и общий руководитель работ, но в форме без необходимости не форсить. - На заводе в Нижнем быть в штатском. В большой приёмной вас ждут пять человек казаков в штатском платье, это ваша и нашего секрета охрана. Теперь они с вами будут неразлучны, раз в две недели они будут меняться, всего вас и "наш" завод пока будут охранять десять человек. Это в начале естественно. На месте в Нижнем казачки разберутся, и дадут вам свои рекомендации по организации охраны вашего здания на заводе. Они, рекомендации, обязательны к исполнению.
  
   Как бы в завершение я подытожил сказанное:
   - Помните, России эти машины, нужны ВЧЕРА, мы сильно отстаем от других стран. Надеюсь, в начале осени 1864г., прокатите меня по Волге - матушке с ветерком!! - Вот ваши командировочные и подъёмные, здесь по 10000 руб. на каждого. Казаки на отдельном содержании. За них не волнуйтесь. Но очень к их советам прислушивайтесь. - На все про всё у вас пять дней. - В понедельник выезжать в Нижний. Есть ко мне вопросы?
   Вопросов у моих молодцов не было. Я выждал минуту и на прощанье им сказал.
   - Желаю удачи!
   Пожал обоим руки и мы расстались.
  
  
   Историческая справка
  
  
   Иван Федорович Александровский в 1861 г. окончил разработку проекта подводной лодки, в 1865 г. проект самодвижущейся мины. Подлодку он построил в 1866 г.
  
  
   0x01 graphic
   Подлодка Александровского на испытаниях (фото 1866-1867г.г.)
  
   "В 1865 году мною был представлен бывшему управляющему морским министерством адмиралу Краббе проект изобретенного мною самодвижущегося торпедо. Сущность устройства изобретенного мною торпедо ничего более, как только копия в миниатюре с изобретенной мною подводной лодки. Как в моей подводной лодке, так и в моем торпедо главный двигатель - сжатый воздух; те же горизонтальные рули для направления на желаемой глубине моря, с тою лишь только разницею, что подводная лодка управляется людьми, а самодвижущееся торпедо управляется автоматическим механизмом. По представлении моего проекта самодвижущегося торпедо Н.Н. Краббе нашел его преждевременным, ибо в то время моя подводная лодка еще только что строилась..."
  
  
   Тринадцатая запись в дневнике ЕИВ Николая Второго.
  
  
   Порывшись в блокноте, я выяснил, что русскую торпеду в угоду британской похоронил "мой"- (дядин) морской министр Краббе. Похоронил не сам, но чиновники министерства помогли. Ай, яй, яй! Не хорошо - то как. Надо поговорить с дядей и попросить у него этого Ивана Фёдоровича Александровского, а то морской министр Н.Н.Краббе, действительно сам того не зная, утопит русскую подлодку. И вообще, зачем нам торпеда Уайтхеда, если есть свои русские конструкции?!
   Дядя удивлён моим интересом к флотским задачам, но людей дал и по его рекомендации не ординарных, они нужны для выполнения строительных и организационных задач. Мы, можно сказать, спелись. Решили создать научно-испытательную станцию на Ладоге. И к Питеру близко и сторонних глаз мало. Там будем малый морской полигон строить:
   - опытовый канал для протяжки моделей.
   - малый крытый опытовый канал
   - малую верфь для постройки опытных судов.
   - большой крытый ангар с выходом на воду.
   - механические мастерские для создания прототипов.
   - помещения для конструкторов и чертежников
   - малую электростанцию, котельную, компрессорную.
   - казармы для моряков, причалы и эллинги.
   - надо построить общежитие, гостиницу, столовые, здрав пункт и
   больничку.
   - для рабочих, которые будут там жить постоянно, построим
   несколько десятков домиков на четыре хозяина, как когда-то в
   Тюратаме. Это для семейных. Потом и клуб и школа и
   библиотека нужны будут, не забыть бы.
   - при таких объемах людей нужны ещё будут продуктовые склады
   и, пожалуй, ледники, благо лёд зимой под носом.
   - ж/д вокзал проходного типа и отдельную ветку к верфи и
   мастерским.
   - интересно, как быть с магазинами, не создать ли систему
   Военторга?
  
   Скоро должен прибыть Александровский. Надо ещё с "блокнотом" поработать. Так представил запрос. Торпеды двух типов. Парогазовые и электрические. Сделал эскизы. Теперь подлодка. Что-то в голове отложилось название ЛАДА (слабая попытка России создать приличную подлодку с массой дефектов по энергетике, но для 1863 года это как раз будет подходяще) да и номер проекта помню - 677.
   Эскиз, ещё эскиз, ещё двадцать листов, ещё десять, а время-то летит, вот уже и докладывают, что прибыл Александровский Иван Федорович.
  
   0x01 graphic
   - Входите, пожалуйста, присаживайтесь, вы отобедали? Отлично. - Тогда начнем, пожалуй. Я ознакомился с вашими работами и очень высокого о них мнения. То, что я вам сейчас хочу предложить, может несколько вас разочаровать, но поверьте, так будет лучше. - Мы немного потеряем время на старте, но эти затраты окупятся сторицей. Итак, по порядку. - Читайте...
   Иван Фёдорович углубился в чтение бумаг, которые мы составили с дядей, а под ними ещё пачка эскизов, это на час хватит.
   - Я вас оставлю на время. Позже обменяемся мнениями.
  
   Сам вышел в большую комнату. И попросил адъютанта дать мне почту. Через несколько минут доставили конверт от Константина Николаевича. Там было три фразы. "Будет у тебя Григорий Иванович, будет. Он приедет весной в отпуск и заедет в Питербург" Спасибо дядя, я очень жду его. Хорошее письмо и пришло вовремя.
   Значит скоро можно будет начать "проектирование" нашего варианта реформации флота, а заодно и обсудить проблему "Севморпути". Нужен ли сейчас ледокол Ермак? Или мы ещё не готовы? Я не про того, что спустят на верфях Ньюкасла в самом конце века, а российского, который планировал строить. Для окончательного решения мне нужно было знать мнение настоящего военного моряка!
   Бегло просмотрев и расписав почту, я передал всё для исполнения Андрюше Сабурову. Интересный человек, не дурак, образован, исполнителен, надо будет внимательно присмотреться. Это протеже Блудова, как бы не был он КРОТОМ?!?
  
   Я вернулся к Александровскому и спросил:
   - Иван Федорович, вы понимаете теперь, на что я вас хочу обречь?
   - Да, это даже больше чем то, о чём я мог мечтать. Опытовый завод, опытовый канал, верфь, даже не вериться. В глазах Александровского появился какой-то фанатический блеск.
   - Верить прийдёться, потому что всем этим вам надо заняться в первую очередь. Когда создадим эту научную базу, продолжим проект подлодки и её вооружения. Я вижу, вы её уже рассмотрели?
   - Да, прекрасный силуэт. А почему такое название странное, ЛАДА?
   Я чуть было не брякнул, что так её НАТО-вцы обозвали, но вовремя сманеврировал и свел название к старославянскому толкованию.
  
   Будущий Главный конструктор Российских подводных сил, казалось, с трудом мог усидеть на месте. Его так и подмывало мчаться на берег Ладоги и строить и испытывать эти фантастические для 1863г. конструкции.
   Теперь за судьбу Ладожской лаборатории я был спокоен. Проговорили мы до глубокого вечера. Говорили о многом, но ещё многое хотелось оговорить. Договорились, что всю почту Иван Фёдорович будет отправлять фельдъегерем, надписав на конверте одно слово "Лада"...
  
  
   Историческая справка
  
  
   В начале первой мировой войны1914 г. только три завода в мире изготовляли оптическое стекло: завод Парра-Мантуа во Франции, завод братьев Ченс в Англии и завод Шотта в Германии. Германское правительство предвидя значение, которое будет иметь оптика во время войны, выделило фирме Шотт средства для развития производства.
   А Россия в это время совсем не имела собственного оптического стекла, хотя еще Михаил Васильевич Ломоносов заложил научные основы химии и технологии производства однородного оптического стекла, варил такие стекла в своей лаборатории и использовал их для изготовления оптических приборов, нужных ему для исследований.
   Более или менее надёжный способ получения хорошего оптического стекла в горшках емкостью до 400 кг. разработан в Баварии. Ключом к успеху был изобретённый Гинаном приём механического перемешивания расплава во время варки круговыми движениями глиняного стержня, вертикально опущенного в стекло. В 1811 году, Гинаном и Фраунгофером было запущено в производство два сорта оптического стекла:
   Крон (72 % SiO2, 18 % K2O, 10 % CaO)
   Флинт (45 % SiO2, 12 %K2O, 43 % PbO)
  
   Начало Изюмского оптического стекла.
   Удачное природно-географическое расположение Изюма стало судьбоносным -- именно небольшому провинциальному Изюму было суждено стать родиной оптического стекла в России. Еще в апреле 1916 года император Николай II подписал распоряжение, положившее начало строительству завода оптического стекла. В пояснительной записке отмечалось: "Близость к Донбассу обеспечивает поставки топлива, близость к Бахмуту (ныне Артемовск) дает возможность использовать лучшую в России огнеупорную глину (Часов Яр) и кварцевый песок. Славянск и Константиновка гарантируют дешевые химические и сырьевые материалы. Близость к Харькову обеспечивает научно-технический потенциал.
  
   Фёдор Фомич Петрушевский (24 марта 1828--17 февраля 1904) -- известный русский физик. Фёдор Фомич родился в 1828 г. в семье метролога Фомы Ивановича Петрушевского. Его братьями были военный писатель и биограф А. В. Суворова Александр Фомич, генералы Василий Фомич и Михаил Фомич.
   Получил образования в 3-й Санкт-Петербургской гимназии, потом в Санкт-Петербургском Университете, в котором по его окончанию получил в 1851 г. степень кандидата физико-математических наук. В 1865--1901 гг. -- заведующий кафедрой физики в Санкт-Петербургском Университете, преподавал также в Минном офицерском классе в Кронштадте, где устроил специальный физический кабинет (с 1874), в Петербургском институте путей сообщения, Технологическом институте и в других вузах Петербурга. Многое сделал для организации физической лаборатории и физического института при университете.
  
  
   Четырнадцатая запись в дневнике ЕИВ Николая Второго.
  
  
   Тяжёлый день был сегодня. Толпа ненужных людей и ненужных дел. Но сан обязывает. Катастрофически не хватает на всё времени. Скоро ехать к невесте в Британию, а ещё так много сделать надо.
   Завод "Оптического стекла". Николай II из другого мира определил Изюм, Харьковской губернии для производства оптического стекла (ОС). Что мне мешает сделать такой же шаг? Разница в 50 лет? Нет, это не причина. Тогда надо искать исполнителей. Что в моём "блокноте"? Что-то, что-то, что-то, что-то, что-то, что-то есть у бегемота? Детская присказка из какого-то мультика. ... Кажется, начинают клинить мозги. Ладно, сделаем паузу.
   У меня же есть надёжный, безотказный дружок. Ну - ко, где моя трубочка? Вот и легче стало!
   Разделим задачу:
   - Надо сварить оптическое стекло. Опытную партию. Рецептура и технология есть. Заводик, хоть и не очень тоже есть, я об Императорском фарфоровом заводе думаю. Мастера на заводе есть. Пусть варят. Пусть экспериментируют. Пусть испортят десяток - другой пудов сырья, это нестрашно. Сварят - награжу!
  
   - Нужен специалист оптик. Такой есть, я даже фамилию помню, Петрушевский, он что-то для маяков делал. "Блокнот" даже не понадобился.
  
   - Теперь копируем указ того, другого Николая II, но ставим нужные даты. Меняем апрель 1916 г. на декабрь 1863 года и запускаем работы по строительству Изюмского завода оптического стекла Харьковской губернии. То уже промышленное производство будет. С фабрикой для шлифовки с прочими атрибутами серьёзного завода. Ого, сколько документов, тут и проект и дороги, и источники. Хорошо кто-то поработал. Теперь до утра есть чем заниматься, что копировать.
  
   -Себе сделать отдельный перечень по станкам. Буду в Британии - надо их заказать. За 50 лет в этом вопросе ничего не изменилось. Всё покупать приходиться. Кому-то это выгодно (дать задание СБ., проверить, очень возможно, что "откат" придумали ещё в 19 веке.)
   - Сырьевые источники и специалисты те же, но на 50 лет свежее. Всё это Рейтерну, горных дел будущее министерство пока под ним, с пометкой "СРОЧНО"!!!
   - Руководителем всех работ назначить Петрушевского Фёдора Фомича, Минфину обеспечить необходимое финансирование. И денег-то надо всего ничего, каких-то миллион рублей, это, правда, без стоимости станков.
   - Сабурову пригласить Петрушевского Фёдора Фомича на после..., а на когда же его пригласить?
  
   Не буду никого приглашать. "ЭКСКРИМЕНТ" делать буду, как говорил батька Ангел. Пущу Высочайшее повеление на бумаге без сопровождения. По приезду проверю, как и сколько инстанций оно прошло. Сделаю выводы.
   Когда-то же надо конюшни чистить.
  
  
   Историческая справка
  
  
   Маевский Карл Яковлевич 1824 промышленный архитектор-- русский академик архитектуры, инженер-архитектор. Окончил гимназию в Житомире, в 1838--1846 гг. обучался в Санкт-Петербургском строительном училище (позже -- Институт гражданских инженеров) и затем посещал классы Императорской академии художеств, которую закончил в 1847 году. Здесь его главным наставником был К. Тон. В 1859 за успешную реализацию программы: "проект здания для почтамта" получил звание академика, а в 1868 году ему присвоено звания инженера-архитектора.
  
   Каминский Александр Степанович 1829г.р. архитектор в Москве. Выходец из украинского дворянства. С 1848 обучался в Императорской академии художеств по классу К. А. Тона; по заданию Тона участвовал в строительстве Храма Христа Спасителя, постройкой которого заведовал его брат, Иосиф Каминский. В 1857--1860 стажировался за границей; московский архитектор, Автор первого здания Третьяковской галереи, Третьяковского проезда и десятков частных и общественных зданий в Москве; строитель Преображенского собора Николо-Угрешского монастыря Московской епархии. Из общественных построек Каминского наиболее известны больница и богадельня на улице Щипок и Александро-Мариинское училище на Большой Ордынке.
  
  
   Пятнадцатая запись в дневнике ЕИВ Николая Второго.
  
  
   До моего отъезда остаются считанные дни, потому я рванул в Москву, а от туда сразу в Измайлово.
   Приглашены сразу два архитектора. Одному из них в скором будущем присвоят звание инженера-архитектора, но то ещё через пять лет будет. Что мне от них надо? Хочу построить ВЭИ (Был такой Всесоюзный Электротехнический институт), а у меня будет тоже ВЭИ Всероссийский Электротехнический институт.
   Баловство с паровыми машинами - это промежуточный этап. Без них пока никуда. Но, через десять лет в Штатах уже будут серийные и электрогенераторы и электромоторы и много чего электрического. Даже война токов в Штатах будет. (Это Эдисон с Вестингаусом тягаться будут. Постоянный ток, против переменного). Закончиться эта война только в 21 веке. В 2007г., где-то в Швеции, кажется, остановят последний генератор постоянного тока.
   Электроэнергия - это уже другой качественный уровень. Здесь я отставать просто не имею права. Электротехники в России есть. Надо их собрать всех воедино. Поставить задачи. Дать оборудование и задать направление исследований. Вот для чего я перед самым отъездом собрал у себя господ архитекторов. Пусть они мне здания моего ВЭИ построят, да побыстрее. Место я выбрал прекрасное, чуть севернее Измайловской дороги. Рядом Измайловский дворец и Строкинское укрепление. Дворец - мне, укрепление - казакам.
   Что я хочу построить? Комплекс зданий будущего института:
   - лабораторный комплекс N1 (это теоретикам);
   - лабораторный комплекс N2 (это практикам);
   - опытовые мастерские по генераторам постоянного тока;
   - опытовые мастерские по генераторам переменного тока;
   - опытовые мастерские по трансформаторам;
   - опытовые мастерские по электродвигателям;
   - высоковольтную лабораторию;
   - аккумуляторную мастерскую;
   - Мастерскую по электрокоммутирующим устройствам;
   - лабораторию по испытанию электроизоляционных материалов;
   - лабораторию электроосветительных приборов;
   - опытовую мастерскую по изготовлению кабелей;
   - опытовую электростанцию;
   - опытовую электрическую подстанцию;
   - опытовую релейную мастерскую;
   - опытовую магнитоэлектрическую лабораторию.
  
   Отдельно надо построить гостевой комплекс, это несколько зданий типа доходных домов. Там будут жить будущие профессора и академики России, это если кто захочет, конечно. Проживание бесплатное. Ресторанчик ещё не помешал бы. Есть - то где-то им всем надо будет. Бутербродами в 19 веке питаться не принято.
   Оборудование я, конечно, закуплю, его всего-то и есть сейчас в мире разве что для корпуса N2, да что-то для высоковольтников. Всё остальное господам электротехникам самим изобретать и делать надо будет. В мастерских и лабораториях будут делать головные образцы. Будут их испытывать, дорабатывать, снова испытывать, а потом на серийный завод, которого ещё нет.
   Не у всех теоретиков руки растут из того места. У некоторых их другого.... Значит, нужны слесари, механики и подсобные рабочие. Для них тоже жильё строить надо. Желательно немного отдельно.
   На закуску - самое сложное. ЛЮДИ. Мне же ещё специалисты будущие нужны. Значит надо строить чуть поодаль учебные корпуса для студентов и общежития. Лавками и магазинами студенческий комплекс сам обрастёт, но вначале несколько казённых лавок и магазинчиков создать надо, да ещё и пара трактиров для студентов не помешает.
   МЧС и Шойгу тогда не было, но пожарную вышку и пожарную службу создать не повредит. Заодно почту и больничку. Интересно, как быть с "ТРЕЗВОВАТЕЛЕМ"? Будем строить, сбои в человеческом организме не предсказуемы.
   Это гражданская часть проекта. Такой институтский комплекс охранять надо, поэтому в Строкинском укреплении казарму поставить для казачков. Тут их не меньше сотни понадобиться. Значит ещё непо далёку казацкое поселение ставить надо. Вот уже и небольшой посёлок получается.
   Посёлок или населённый пункт, это не важно. Ему же дорога нужна. Хорошо, что тут железка не так далеко. Прийдёться ещё вёрст 10-12 железки протянуть.
  
   Ну, вот и господа архитекторы приехали.
   - Здравствуйте, рад вас видеть, проходите, присаживайтесь.
   - Не удивляет, что я так далеко заставил вас проехаться? Ну и хорошо. Измайлово чудное место! - Я хочу поручить вам не совсем обычный проект. Не здание, не комплекс, а сразу небольшой городок. - Вот смотрите, пожалуйста.
   Я предварительно нанёс свои задумки на полукилометровой карте и развернул её перед архитекторами.
   - Вот здесь 16 зданий будущего научного института, здесь корпуса и общежития учебного института. - Чуть дальше 20 домов, посёлок для мастеров и рабочих, в сторонке вон те 30 домиков на два хозяина, это для казаков. Это вокзал, почта, больница и.т.д. Для отвода фекальных стоков не забудьте канализацию, вон в ту речку, туда же и ливневые стоки. - Для подачи питьевой воды к зданиям вот здесь и здесь водонапорные башни ставить надо, а трубы ложить на глубину не менее сажени. Зимой грунты в Подмосковье промерзают на три четверти сажени.
   - Жду ваши вопросы, господа, а потом мы сможем обойти всё ногами и все увидеть на месте.
  
   Отказаться от такого объёма работы ни Александр Степанович, ни Карл Яковлевич не могли, да и не принято было в те времена отказывать Е.И.В. Вопросы не задавали. Предложили осмотреть местность. Ходили, смотрели, кряхтели, сопели, но об отказе не заикались.
   - Я бы хотел услышать ваше мнение по поводу сроков на проектирование и стоимости этапов проектирования и сметной стоимости строительства? Естественно ориентировочной.
   Архитекторы переглянулись, и слово взял Маевский:
   - думаю, что полная стоимость проекта будет не менее 60.000-80.000 рублей.
   - стоимость всего городка 3.5-4.0 млн. рублей.
   - Это меня устраивает. Что по поводу сроков строительства самого объекта вы можете мне обещать? Мне он ОЧЕНЬ нужен, ну хотя-бы в середине 1865 года.
   Я ожидал обычные в 21 веке слова, что это не возможно, что .... и.т.д. Господа архитекторы 19 века, а в это время они же и были как правило главными строителями, пошептавшись, ответили, что для этого надо будет увеличить количество строителей против оптимального на 20%, а значит и стоимость может возрасти на 5-7% от заявленной ранее. На том и порешили.
   Я чтобы не затягивать процесс оформления начала работ выдал аванс 50.000 рублей, получив расписку, передал её Володе. Обоих архитекторов я попросил заглянуть в феврале к Московскому генерал- губернатору для окончательного оформления формальной части....
  
   Из Москвы литерным поездом я отправился в Питер. Поздно ночью или уже ранним утром я был в Зимнем. Не забыть подсказать Игнатьеву организовать утечку информации в прессу о начале проектных работ по новому учебному заведению для обучения студентов законам электричества и устройства электрических машин.
  
  
   Историческая справка
  
  
   Мариинская водная система -- водная система в России, соединяющая бассейн Волги с Балтийским морем. Состоит как из природных, так и из искусственных водных путей. В советское время получила название Волго-Балтийский водный путь им. В. И. Ленина.
   Исследования по направлению этого пути -- р. Вытегра -- р. Ковжа -- р. Шексна проводились несколько раз: при Петре и в 1774, 1785 и 1798 годах.
   В 1785 г. их выполнял инженер Яков де-Витте, составив предварительный, а затем законченный проект и смету в сумме 1944 000 руб.. 31 декабря 1787 года Екатерина II на строительство Вытегорского канала выделила 500 000 руб. Но их вскоре разворовали (мелкая сумма), работы даже не начинали.
   20 января 1799 года император Павел подписал указ, ы повелели..." и.т.д. Руководство строительством системы было возложено на инженер-генерала Франца Павловича де Волланта (также написание его фамилии встречается в источниках как Деволант), для чего при нем было создано специальное управление.
   Строительство начато в 1799 году. По первоначальному плану предусматривалось строительство 26 шлюзов и в 1801 году 8 из них было построено и прорыт соединительный канал. В 1808 году из Ковжи в Вытегру прошло первое судно с осадкой менее 1 м.
   21 июля 1810 года было официально объявлено об открытии судоходство по Мариинской водной системе. Стоимость строительства составила 2 771 000 руб. Уже несколько позже соорудили два непредусмотренных проектом шлюза в Шестовской и Белоусовской быстринах р. Вытегры, Все шлюзы имели длину камеры 32 м, ширину 9 м и глубину на пороге 1,3 м.
  
  
   Шестнадцатая запись в дневнике ЕИВ Николая Второго.
  
  
   Думаю, что пароходы у нас будут и хорошие пароходы. Только вот Мариинский канал узковат, да и шлюзы маловаты. Хорошо, что я с основными размерениями для первых пароходов угадал. В будущем канал надо модернизировать, да ещё и новые строить. Нужен Волго-Донской канал и Беломоро-Балтийский. Остальные ещё подождать могут. "Блокнот" показывает чёткие цифры выполненных в будущем работ. Скальные грунты. Объёмы по грунту десятки миллионов тонн, тут чёрный порох не пойдёт. Нужна другая взрывчатка. В прибаутке времен сооружения Беломорканала там так и сказано:

Без туфты и аммонала

не построили б канала ...

   Опять без коксохимии никуда, аммонал это всего то навсего аммиачная селитра NH4NO3 и металлический алюминий. Сегодня у меня нет ни того, ни другого. Прийдеться вернуться к этим вопросам позже, когда налажу химические производства.
  
   На ближайшую перспективу, даже лет на двадцать, будет достаточно провести ревизию Волго-Донской железной дороги, между Калачом и Царицыным. Дорога уже построена в 1862-63 годах, необходимо её в надлежащем виде поддерживать. Если потребуется ещё одну нитку проложить в западном направлении. С запасами донской воды у нас не густо, придётся водохранилище строить, только без ненужной дури. Цимлянское море для судоходства по Дону соорудим, но с меньшими площадями под затопление.
   Путь из Ладоги на Белое море обеспечим через Мариинскую систему в Волгу, а оттуда через Северо- Двинский канал, (соединивший в 1829 году Шексну и озеро Кубенское) в С.Двину. Значит без Беломоро - Балтийского канала вполне обойдёмся.
  
   - Что в "сухом остатке" получилось, Ваше Императорское Величество?
   Это я сам себе вопросы задаю, сам с собой разговариваю, иногда комплименты делаю. Приятно с умным человеком побеседовать.
  
   - Решение "Нашего Величества" будет следующим. - Серьёзная реконструкция Мариинской системы, Северо-Двинского канала и в перспективе создание Рыбинского водохранилища. Оно даст возможность гонять пароходы в верховьях Волги и перегонять их в С.Двину, на ней дноуглубительные работы провести своевременно. Включить в план производства землечерпалки, построенные Узатисом ещё в 1857 году, на реке их не менее четырёх, шести единиц понадобиться.
   По Рыбинскому гидроузлу законодательно ограничу высоту плотины, чтобы не допустить пагубных последствий (возможно вредительства) от ненужного затопления земель. С гидросооружениями по ближайшим планам всё. Большего экономика не позволит.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"