Fedotov Yuri : другие произведения.

Путешествие в обратно (7-12))

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

   7.
  
  
   Первое, что я увидел открыв глаза, были черные сатиновые шаровары и сильно потертые кеды на детских ступнях. Причем правый кед был с дыркой, из которого торчал грязный ноготь большого пальца. Я сидел в песочнице в позе эмбриона. Шаровары и кеды принадлежали мне. Мои руки, под синей кофтой, крепко прижимали к животу кубик.
  
   После абсолютной темноты я не решался поднять голову, чтобы не ослепнуть от яркого солнечного света. Ушные перепонки с трудом выдерживали непривычную какофонию звуков. Музыка, смех, лай собаки, плач ребенка, далекий перестук колес движущегося поезда и музыкальный свист - все слилось в единый шум, от которого кружилась голова. Свист перекрывал все звуки. Источник свиста был где то рядом...в нескольких метрах от меня. Прислушиваясь, я уловил знакомую, но давно забытую мелодию популярной песни моего детства. В припеве повторялось несколько раз подряд имя девушки. "Марина. Марина, Марина, хорошее имя, друзья".
   Мне захотелось взглянуть на Свистуна.
  
   Подняв голову я увидел мальчика одетого в черные шаровары как у меня и серую кофточку с тремя большими пуговицами посередине. На ногах у него были стоптанные сандалии неопределенного цвета. Рядом с ним сладко дремала рыжая собака. Свистун держал в руке перочинный нож и сосредоточенно смотрел вниз. Прицелившись, воткнул нож в землю, нагнулся и лезвием прочертил линию. Старую линию стер ногой. Его действия напомнили игру - "ножички". Я смутно помнил правила этой игры. Когда клочок земли стал настолько мал, что Свистун уже не умещался на нем, он обтер лезвие ножа о кофту, сложил его и сунул в оттопыренный карман шаровар. После чего залез в песочницу и уселся рядом со мной. Было видно что он скучал. Свистун обвел взглядом двор и произнес:
  Скукотища. И куда все подевались?
   Он повернулся и посмотрел на меня. Я сумел хорошо разглядеть его лицо. Два искривленных передних зуба и сильно оттопыренные уши подсказали, что имя мальчика - Витя Колупаев. Он умел шевелить ушами, лучше всех изображать походку Чарли Чаплина и здорово свистеть.
  
   Вопрос повис в воздухе. Я не знал что ответить, поэтому промолчал. Да и что я мог сказать, если даже не знал какой сейчас день и который час.
   Безлюдный двор удивил меня тоже. В моей памяти население нашего двора всегда зашкаливало и напоминало улей с пчелами. Сейчас же двор пустовал, не считая двух старушек сидевших на скамейке у дальнего подъезда, да очередь из нескольких человек, стоящих на углу соседнего дома у большого алюминиевого бидона на тележке. Женщина в белом халате наливала в маленькие бидончики молоко. Я вспомнил, что так торговали молоком по Воскресеньям. Выходит сегодня выходной.
  
   Неожиданно хлопнула дверь. Из четвертого подъезда вышла маленького роста женщина с папиросой в зубах. От стука двери проснулась собака, подняла морду вверх и залаяла.
  - Дамка! Фу! - прикрикнул на нее Витя. - Мам, ты куда ?
  К тете Лизе. Скоро буду. Со двора ни ногой, понял?
  - Понял, - вяло ответил Витька.
  
   Я вспомнил, что Витькина мать была дружна с моей мамой и тут же подумал. Почему была? Она есть. И она и папа - они живые и молодые еще. От мысли, что я могу прямо сейчас пойти домой и увидеть родителей - перехватило дыхание. А что меня удерживает? Да ничего.
   Я встал и вылез из песочницы.
  - Ты куда? - спросил Витя.
  - Домой. Мне надо родителей увидеть.
  
   Витя медленно встал. В его широко раскрытых глазах я увидел удивление. Он перевел взгляд на живот.
  - Это че там у тебя торчит?
  - Кубик... игрушка такая, - как можно безразличнее сказал я.
  - Ку-у-у-бик?...Дашь позырить?
   Я вытащил кубик и сунул ему под нос.
  - Смотри!
   Он взял кубик, повертел его, разглядывая со всех сторон.
  - Гладкий. А как играть им?
  - Крутишь грани...и собираешь цвета.
  - И все? Ну, это не интересно.
  - Кому как. Мне интересно.
   Витя понюхал кубик.
   - Ммм...яблоком пахнет! А что там внутри? - с любопытством спросил он.
   Я мог бы объяснить что находится внутри кубика, но вспомнил, что Витю во дворе дразнили "Мастером - ломастером". Все, что попадало ему в руки, тут же разбиралось на части и потом выбрасывалось. Поэтому я сказал:
  - Не знаю.
   Витя недоверчиво посмотрел на меня. Потом засунул грязный ноготь между гранями, пытаясь расщемить их. Тут уж я не стерпел.
  - Позырил? Гони кубик обратно. Мне домой пора...меня родители ждут.
   Витя ноготь убрал с игрушки, но возвращать не собирался. Я выхватил кубик из его рук.
  - Жмот ты, Юрка, и ...брехун! И вовсе родители не ждут тебя, потому что они ушли в гости.
  - В гости?! К кому?
  - Откуда я знаю?
  - Сам ты брехун!
  - Брехун?
  - Брехун!
  - Сунь лучше руку в карман и посмотри, что там лежит.
  
   Я решил проверить. В правом кармане шаровар лежал большой с латунной бородкой ключ от квартиры.
  - Ну, кто брехун?
  - А при чем тут ключ!?
  Ключ от квартиры твоя мамка тебе в карман положила. И вообще, харэ дурака валять, - сказал он обиженно, повернулся и пошел к песочнице, сел на бордюрчик, подозвал свистом Дамку и стал гладить ее.
  
   После услышанного, желание идти домой пропало. Я стоял и не знал чем заняться и куда пойти. Кроме Витьки я никого не знал. Он был единственным через которого я могу войти в контакт с другими. Мне было досадно, что я так лопухнулся. Витька подумал, что я разыгрывал его. Да и с кубиком вышло как то...резковато... не по-детски.
  
   Я вернулся в песочницу, сел рядом с Витей. Дворовая собака Дамка подошла ко мне и стала обнюхивать мои ноги. Я толкнул Витьку в бок.
  - Да, ладно, Витек, не дуйся, че пошутить нельзя? Ты сказал, что тебе скучно, вот я и решил...разыграть тебя. Да не дуйся, ты! На сердитых воду возят. Ну что мир?
   Витя повернулся ко мне и не глядя на меня протянул согнутый мизинец. Я не понял, что это значит и уставился на него.
  - Ты че, мириться не хочешь?- удивился он.
  - Хочу!
  - Ну тогда давай свой мизинец.
   Я протянул согнутый мизинец. Витька, как крючком зацепился за него и поднимая наши руки вверх и вниз, проговорил как заклинание:
  - Мирись, мирись, мирись и больше не дерись. А если будешь драться, я буду кусаться! А кусаться нам нельзя, потому что мы - друзья!
  
   Чтобы совсем развеять Витькины подозрения, я даже решил пожертвовать кубиком, конечно в приделах разумного. Кубик был для меня "машиной времени" для возвращения назад в будущее.
  - Держи кубик. Играйся, пока не надоест. Только смотри не сломай! А то мне отец голову...открутит.
  - Не открутит. Твой папка добрый!
  - Добрый то добрый. А ты знаешь, что такого кубика ни у кого больше нет?, - слова произнесенные шепот произвели сильное впечатление на Витьку.
  - Ни у кого, ни у кого?- тоже шепотом спросил он.
  - Такого кубика... ни у кого нет! Он...единственный. Отец сделал мне его на заводе.
  - На авиационном!?
  - На авиационном, в секретной лаборатории, - для пущей важности соврал я.
  
   Мои слова магически подействовали на Витю. Он с любопытством
  уставился на игрушку.
  - А ты правда не знаешь что там внутри? Или...или это секрет?
  - Еще какой секрет, - прошептал я, - но тебе, как лучшему другу, так и быть скажу. Только ты никому не болтай. Обещаешь?
  - Могила! - сказал Витя и постучал кулаком по груди.
  - Ладно, слушай и запоминай. Витька придвинулся ко мне, я наклонился и зашептал ему на ухо.
  
   "В центре кубика находится трёхмерная крестовина, на которой свободно вращаются центральные элементы. Все остальные элементы держатся друг за друга, входя выступами в выемку."
   Я замолчал, так как не знал, что еще сказать.
   Витя отодвинулся и непонимающе уставился на меня.
  - Короче, Вить. Внутри кубика находятся смазанные шарниры! - поспешил я закончить объяснение.
  - Ха-ха-ха. То же мне секрет. Наговорил сорок бочек арестантов. Да твой секрет ни один отличник не запомнит...не то что я.
  - Это почему?
  - Потому что столько непонятных слов никто не запомнит.
  - Но я то запомнил!
  - Запомнил, но не сразу ведь?
  - Не сразу, - согласился я.
  - Не надо мне твоего кубика. Держи свою игрушку и играй сам!
   Я облегченно вздохнул и спрятал кубик за пазуху.
  - Че сам-то не играешь? - съехидничал Витя.
  - Не хочу. Надоело.
  
   Мы посидели некоторое время молча. Витя опять окинул взглядом двор.
  - Пойдем, порыбачим?, - неожиданно предложил Витя.
  - Пойдем, - согласился я, не понимая о чем идет речь.
  
   Мы подошли к столу за которым после трудового дня собиралось мужское население нашего дома. Я уселся на отшлифованную штанами доминошников скамейку, а Витя полез под стол. Через несколько минут он вылез, сжимая что-то в кулаке.
  - Смотри че надыбал! - он разжал кулак. На маленькой ладошке лежали две крышки от жигулевского пива и грязные 5 копеек.
  - Ништяк, не плохой улов, - Витя вывалил содержимое из оттопыренного кармана на стол. Ножичек, резинку, биту и крышки от бутылок вернул в карман. На столе осталась небольшая кучка мелочи. К ней он добавил найденные под столом 5 копеек, поковырял кучу пальцем и мастерски сплюнул через кривые зубы:
  - Слушай че я придумал, Юрок. Айда в кино?!
   Его предложение меня насторожило. Я хорошо помнил, что с Витей часто случались разного рода неприятности. Одна из таких неприятностей случилась как раз в кино. Я решил убедиться в этом.
  - В "Юность"? - спросил я осторожно.
  - Ага, в "Юность". Там в "Розовом" зале идет классная страшилка "Седьмое путешествие Синдбада".
  - Точно! - этот случай, и название фильма тоже самое . Это была одна из лучших американских лент с редкими спецэффектам для 60-х. Правда, досмотреть "страшилку" до конца мне тогда не удалось из-за Вити. А вот интересно, если пойти с ним в кино, то повторится все опять как было тогда или можно как-то избежать этого? Видно, пока не попробуешь - не узнаешь, но лучше не испытывать судьбу и попытаться отговорить Витьку от этой затеи.
  
  - Ну, че, идешь? - спросил он опять.
  - А тебе не попадет от мамы? Она же сказала...
  - Что со двора ни ногой? Ха-ха-ха...Не боись...пока мамка хватится, мы уже домой вернемся! Ну, так как, потопали?
  - Нет, я не пойду. Надо дождаться родителей, да и денег у меня нет.
  - Опять ты, Юрок дурку гонишь. Тебе же мать сказала, что они вернуться поздно вечером, а на счет денег будь спок.
   Витька скорчил рожу, глаза скрестил на носу и зашевелил ушами. Я не сдержался и рассмеялся. Он сгреб мелочь со стола, спрятал руки за спиной и стал читать считалку:
  
  
   Акаты, пакаты, чукаты, мэ.
   Абель, фабель, думанэ.
   Ики, пики, кук и мак.
   Выбирай любой кулак.
  
  - Ну че смотришь? Выбирай давай!
  - Правый.
  - А теперь, считай! - сказал он высыпав всю мелочь на стол.
   Я посмотрел на монеты. Две по 20 копеек, один десюнчик, четыре двушки, грязный пятачок, который он нашел под столом, и несколько однушек. Выходило где-то копеек шестьдесят или чуть больше. Я не помнил, сколько стоил детский билет в кино, поэтому решил потянуть время.
  - Этих денег не хватит на двоих - сказал я.
  
   Витя подозрительно посмотрел на меня.
  - Ты че, таво? - он покрутил пальцем у виска, - считать разучился?
  - А что тут считать? Эту мелочь любой одноклашка за минуту посчитает.
  - Ну я не знаю, прям... если не хочешь идти в кино, то так и скажи...а на деньги давай...не пеняй! Зырь сюда, - он разложил на столе мелочь на три кучки. - Это - на два детских билета, это - на два стакана семечек, а на остаток можно будет купить два стакана газировки с сиропом и один без сиропа! Ну что? Съел? Че молчишь?
  
   Витя сгреб мелочь со стола и сунул в карман.
  - Короче. Последний раз спрашиваю: идешь в кино?
  - Иду, иду! Только чур мне семечек не покупать. Они разрушают зубы! Кто грызет семечки...стаканами, тот может потерять все зубы за один год! - припугнул я Витю.
   - Враки. Вон Базиль каждый день грызет семечки и не по стакану, а по три, а может и больше. И ничего с его зубами не случается. Видел, какие у него зубы?
  - Нет.
  - Ууу...Зубы у него острые, как ...как, вон у Дамки. - Он указал пальцем на собаку, лежащую в тени под деревом. - Вчера он не мог развязать узел на ботинках, так, прямо вцепился зубами в шнурок и перегрыз.
  - Не снимая с ноги? - улыбаясь спросил я.
  - Не, ботинок он снял, а уж потом перегрыз.
  
   Мы опять помолчали. Видно было как Витя обдумывал мое предложение.
  - Ладно, уговорил. Себе я покупаю стакан семечек, а к твоим 10 копейкам добавлю еще пять, и мы покупаем мороженое. Только сорок восемь - половинку просим!
   Я подыграл ему.
  - Сорок один - ем один!!!
  - Опять жлудишь? Кто первый сказал, тот и выиграл.
  - Да, ладно, пошутил я.
  
   Мы вылезли из-за стола, Витя обнял меня за плечо, так делали закадычные друзья только в детстве, и запел:
  
   Город на Каме,
   Где - не знаем сами,
   Город на Каме,
   Матушке-реке,
  
   Прошло столько лет, но эту незамысловатую песню из кинофильма "Детство Горького" я сразу вспомнил. Второй куплет мы уже пели в два голоса.
   Не дойти ногами,
   Не достать руками,
   Город на Каме,
   Матушке-реке...
  
  
   8.
  
  
   Кинотеатр "Юность" находился недалеко от нашего дома. Мы вышли на улицу Ново-Вокзальная, где находился сквер имени Калинина, который сейчас показался мне пустым и неуютным. Четыре прямоугольных газона с круглой клумбой в центре, оживляли молодые карагачи посаженные по периметру сквера. Два дерева расположенные ближе к нашему дому служили штангами для ворот, когда мы открыли весенний футбольный сезон. После растаявшего снега было приятно бегать по молодой травке, вдыхать запах свежей зелени перемешанной с землей. Летом сквер становился полем битвы между соседними дворами.
   Противоборство выражалось в метании камней друг в друга и продолжалось до первой крови. Потом бойцы двух армий разбегались по своим дворам зализывать раны.
  
   Мы дошли до Победы - главной улицы города, по которой ходили трамваи. К остановке подъехал старенький трамвай под номером 11. На этом трамвае я ездил в "самоволку" на речку.
  - Ну ты че застрял, встретил кого-то?
  - Нет. Просто интересно было.
  - Постой на стреме. Случай чего свистни. - Он вытащил из кармана две пивных пробки, положил их на рельсы и вернулся ко мне.
  
   Трамвай с громким двойным выстрелом, на который никто не обратил внимания, проехал по пробкам. Сплющенные пробки, Витя засунул в карман штанов.
  - Горячие, зараза. У меня с этими двумя уже штук двадцать будет, - похвастался он.
  
   Следующим памятным местом для меня был гастроном, где мы покупали дешевые сладости. Этого магазина давно уже нет. Может поэтому мне захотелось зайти туда и чем-то полакомиться, но для этого надо было раскулачить Витю.
  - Вить, а давай забежим в гастроном, немного купим подушечек с повидлом?
   Витя поморщился.
  - Чето, я не пойму тебя, Юрок. То тебе семечки нельзя грызть - зубы испортятся, то вдруг конфет захотелось. И потом, я сладкого не ем. Мамка запрещает.
  - А как же мороженное? - не сдавался я.
  - Ну, мороженное...мороженное - это другое дело. Его и грызть не надо...оно мягкое. Короче, хорош болтать, пошли быстрее, а то в кино опоздаем.
  
   Соседним зданием за гастрономом была " Телефонная городская станция", а за ней находился магазин "Канцтовары" - одно из самых моих любимых мест. Меня сразу же потянуло туда. Я посмотрел на Витьку. Обстановка благоприятствовала мне. Около магазина, на стихийном рынке, торговали фруктами, овощами и, конечно же, семечками. Витя, увидев старушку с мешком семечек, позабыв обо мне, поспешил к ней.
  Воспользовавшись этим я незаметно прошмыгнул в магазин.
  
   Войдя внутрь я остановился от сильного будоражащего запаха новеньких канцтоваров. У прилавка стояло несколько человек. Женщина покупала тетради, бабушка с внучкой общались с продавщицей, рядом, прижавшись друг к другу, стояли две девочки и мальчик. Они с любопытством рассматривали через стекло содержимое на прилавке.
   Найдя промежуток между ними, я протиснулся к прилавку. Яркие школьные канцтовары заворожили меня как в детстве. Было ощущение, что я попал в музей "Советского школьного детства".
   От канцелярских принадлежностей разбегались глаза. Под стеклом на зеленом сукне лежали пеналы, точилки в форме рыбки, крокодильчика и мяча, линейки, коробочки с кнопками и скрепками, ластики, счетные палочки, краски с кисточками, разноцветные деревянные ручки и перья для них, клей, чернила синего и фиолетового цвета в пузатых бутылках и еще какая-то мелочь. Мне вдруг захотелось залезть под стекло пощупать и понюхать каждую вещицу.
   Слева от меня на прилавке в стопках стояли разноцветные тетради: синие в клеточку, зеленые в линейку и желтые косые для первоклашек. Я вспомнил, что в тетрадях в клеточку надо было прочерчивать поля красным карандашом.
  
   Когда продавщица отвлеклась, я взял несколько тетрадей и с придыханием стал рассматривать их. На обложке одной из них, я увидел таблицу умножения, на другой правила пионеров. Полистав, обнаружил синюю промокашку. Погладив мягкий листочек бумаги, я вернул его на место.
  
   На трехъярусных полках расположились товары крупнее: глобусы, карты, бумага для рисования и для черчения, счеты, чучела птиц, пионерские горны, галстуки, плакаты и прочая школьная дребедень.
  
   От рассматривания канцелярских принадлежностей меня отвлекла музыка, доносящаяся из дальнего помещения магазина. Я вспомнил, что в угловой части канцелярских товаров находился крохотный музыкальный отдел, в котором собиралась основная масса покупателей и просто зевак, желающих послушать музыку. Я направился туда. Мне тоже захотелось послушать музыку, но было и что-то еще, почему я пошел туда. Что это могло бы быть, я пока не не знал, но надеялся память подскажет предмет моего интереса.
  
   Музыкальный отдел отделялся от основного помещения магазина двумя узкими колоннами в старом стиле. В это время дня покупателей было немного.
   Входя в отдел я обратил внимание на галерею цветных фотографий звезд эстрады, висящих на стене над верхнем стеллажом. Из всех фотографий меня привлекла крайняя справа. Я догадался, что именно она была причиной моего частого посещения этого места. Объяснить, что меня привлекало в этой фотографии я не мог ни тогда, ни даже сейчас, но это было ТО, к чему меня страшно тянуло.
   Я внимательно рассматривал фотографию пытаясь отыскать ответ. Во-первых, она была самой красочной из всех остальных и сразу бросалась в глаза. На ней был запечатлен стоящий вполоборота красавец-певец. Одет он был в белый костюм, театрально вытянутая рука указывала на сине-зеленую полоску безбрежного моря или океана.
   Во - вторых, меня поразила прическа эстрадной звезды и его одежда. Длинные волнистые волосы развевались на ветру, а желтая рубашка с откладным воротником, гармонировала с коричневыми ботинками. Молодой человек разительно отличался от того, что я видел в нашей бесцветной жизни. Даже стиляги с их яркими пиджаками, галстуками-шнурками и обувью на высоких подошвах, не удивляли меня так, как фотография неизвестного певца. Тогда он казался мне инопланетянином, на которого я хотел бы походить. Он был моим кумиром и несбыточной мечтой, потому что мне трудно было представить себя в белом костюме и желтой с откладным воротником рубашке. Таких вещей не существовало в нашей жизни, их можно было только увидеть на обложках журналов и в кино и то в редких случаях. Теперь то я знал, что почему меня так тянуло в музыкальный отдел.
  
   Молоденькая продавщица в сером приталинном халатике с короткими рукавами разговаривала с пожилой женщиной. Я не прислушивался к их разговору, меня заинтересовал лист картона лежащий на стеклянной поверхности прилавка. Им оказался список ежемесячных поступлений пластинок. Я подвинул его к себе поближе и стал читать.
  
   В разделе классика числился: П.Чайковский "Щелкунчик" Г. Рождественский, Яша Хейфец. Скрипка, выдающиеся пианисты прошлого, комплект из 7 пластинок.
  
   Советскую эстраду возглавлял О. Анофриев с песней "Девчата". Дальше шли Великанова с песней "Два берега", Н. Рыбников "Татьяна", М. Магомаев "Итальянские песни" и "Песня самогонщиков из к/ф "Пес Барбос и необычайный кросс".
  
   В списке зарубежной эстрады были представлены песни:"Дикий ветер", "Мамбо","Стюардесса","Лунная серенада"и "До Свидания Рим". Имена зарубежных звезд в списке не были указаны.
  
   Увлекшись чтением я не заметил подошедшую ко мне продавщицу.
  - Что вас интересует, молодой человек? - спросила она с улыбкой.
   Я растерялся не понимая к кому она обращается, но тут же вспомнил в каком статусе я теперь нахожусь. Не долго думая, спросил:
  - Скажите, а как имя певца в белом костюме на крайней фотографии справа?- я указал пальцем на галерею.
  
   Продавщица повернулась к стеллажам, закинула голову и стала искать указанную фотографию. Постояв немного, она наклонила голову сначала влево, потом вправо. Отошла назад, как это делают посетители в музее, чтобы лучше рассмотреть картину. Повернулась ко мне, подняла плечи вверх и развела руки в сторону.
  - Не знаю, мальчик. Я работаю здесь недавно, поэтому помочь тебе не смогу. - Она виновато улыбнулась. - Это все?
  - Нет! - твердо сказал я. Мне хотелось спросить ее еще о чем нибудь. И вдруг из памяти всплыл кумир нашего детства Робертино Лоретти с его голосящей песней "Ямайка". Песня пришлась по душе всей нашей детворе. Помню как жарким июльским летом мы бегали по двору и орали во всю глотку: "Чья майка! Чья майка!!!" Тогда Робертино Лоретти был страшно популярен. Каждый у кого был проигрыватель в те годы, не отказывал себе в удовольствии открыть окно, поставить пластинку Робертино Лоретти и включить звук на всю мощь. Какой же это был год? 61-й или это было позднее? Ладно. "Спрос- не бьет в нос" - как говорила мне мама. От меня не убудет если я спрошу.
  - У вас есть в продаже пластинка Робертино Лоретти?- как можно спокойнее спросил я.
  
   Девушка непонимающе уставилась на меня.
  - Ло- ррр- етти? Ммм...Первый раз слышу. Может, не Ло...Лоретти, а ... Ланца... Марио Ланца итальянского оперного певца!?
  - Нет. Я спрашиваю про юного итальянского певца из Рима. Лучшие его песни "Ямайка" и Санта лючия". О нем еще говорила Валентина Терешкова. Помните?
   Мои слова сильно озадачили продавщицу. Она еще больше смутилась и не знала что ответить мне. Девушка подозрительно смотрела на меня. В глазах у нее появился страх.
   Продавщицу выручил пожилой человек в шляпе с папкой под мышкой. На пиджаке у него красовался круглый значок с изображением Юрия Гагарина. Он спросил:
  - Девушка, у вас есть "Песня о Тбилиси" в исполнении Рашида Бейбутова?
  - Минуточку сейчас посмотрю, - сказала продавщица и направилась к стеллажам.
  
   От увиденного изображения на значке меня прошиб пот. Я вдруг осознал, что слова Валентины Терешковой о том, что ей не хватает в непривычной космической тишине голоса "Робертино Лоретти" были произнесены в 1963 году! Сейчас же на дворе только сентябрь 61-го! Юрий Гагарин летал в космос в апреле. Всего...пять месяцев назад!!! Вторым в космос полетел Титов. Точно, если память мне не изменяет это было совсем недавно...кажется в августе. Терешкова же полетела в космос гораздо позднее. Теперь стало понятно почему продавщица посмотрела на меня как на сумасшедшего.
  
   9.
  
  
   И тут кто-то сильно ткнул меня пальцем в бок. От неожиданности я вздрогнул и повернулся. Передо мной стоял Витя Колупаев в руках он держал два газетных кулька с семечками.
  - Ну ты куда смылся? Я тебя везде обыскался. На, держи семечки!
  - Пошли скорей, а то опоздаем.
   Мне помнится мы договаривались с Витей на мороженное, но он все сделал опять по-своему. Взяв кулек с семечками, я поплелся за ним, но сдаваться не собирался. "Еще не вечер, посмотрим чья возьмет!"- подумал я.
  
   Семечки были крупные, белые и конечно жареные. Чтобы в этом убедиться я разгрыз несколько штук. Зернышки были очень вкусными. Запустив ладонь в бумажный кулек, чтобы выудить побольше семечек, я услышал недовольный голос Вити:
  - Эй, эй! Постой, не грызи, еще не время. Грызть будем в кино.
   Пришлось закрыть кулек и сунуть в карман шаровар.
  - Вить, а на какой сеанс мы идем?
  - На два часа! - Витя вдруг остановился и стукнул себя по лбу. - Вот балда! Время-то мы не знаем! Может мы уже опоздали.
   Он подбежал к мужику торгующему яблоками и спросил:
  - Дядь, а сколько сейчас часов?
   Торговец рассмеялся.
  - Часы у меня одни, мальчик. А вот, который час, я так и быть скажу тебе.
   Он вскинул руку, поднес часы к лицу, прищурил подслеповатые глаза и сказал:
  - Так, сейчас... Без пятнадцати два! Устраивает?
  - Устраивает, устраивает. Спасибо, дядь! - радостно сказал Витя.
  
  - Фу, отлегло. Потопали быстрей, надо еще билеты купить.
   По моим расчетам мы находились в пяти минутах ходьбы от кинотеатра. Я решил пойти на хитрость.
  - Вить, Постой! Терпежу никакого нет. Давай быстро погрызем семечки сейчас и пойдем в кино.
   - Ну, ты меня доконал уже! То тебе семечки нельзя грызть, потому что зубы выпадут, то просишь грызть семечки прямо сейчас! Грызть семена будем в кино для того я и покупал их. Понял? Если ты не согласен, то гони мои семечки назад! - решительно закончил он.
   Мне ничего не оставалось как сделать вид, что я обиделся.
  - Эх, ты! А еще другом назывался. В обнимку со мной шел, и хорошую песню пел. Так друзья не поступают, Витек.
   Витя посмотрел на меня исподлобья. Уступать он не собирался.
  - Идешь в кино или нет? Последний раз спрашиваю. Считаю до десяти. Раз, два, три, четыре... - Ладно, пошли.
  
   Мы ускорили шаг. Витя шел впереди не оглядываясь. Я не знал как мне остановить его, и избежать ожидавшего нас скандала в кинотеатре. На углу улицы Александра Матросова какая-то старушка кормила хлебной крошкой голубей. Голуби расталкивая друг друга жадно клевали хлеб.
  А не "попотчевать" ли пернатых вкусными семенами"?, - подумал я.
  - Вить, подожди, я пересыплю семечки из пакета в карман.
   Витя остановился и недовольно посмотрел на меня.
  - Давай шустрее, а то опоздаем!
  
   Я повернулся к Вите спиной и незаметно высыпал семечки мимо кармана.
   Увидев семечки на асфальте, Витька запричитал.
  - Ты...ты че надел, растяпа! Косорукий!
   Голуби почуяв запах жареных семечек быстро перелетели от старушкиного хлеба к семечкам и стали жадно клевать их. Витя увидев это - обезумел. Он подбежал к рассыпанным на асфальте семечкам, закрыл их телом от голубей и быстро, как пловец, стал згребать их под себя.
  - Тащи сюда кулек, - прохрипел он.
  - Какой кулек...я его выбросил!
   Витя извиваясь, как змея, ползал по асфальту, собирая семечки в кулак и засовывая их в свой карман. Я делал вид, что помогаю ему. Голуби кружились вокруг нас. Более смелые лезли под Витьку, который мужественно отмахивался от них. Видя как птицы ловко поедают его семечки завопил:
  - Собирай! Быстрей, чего телишься?
  - Так ведь они грязные! Можно дизентерию подхватить. Оставь их, пусть голуби склюют.
  - Какую еще дизентерию, отряхнем и все!- прошипел он лежа на животе, собирая остатки и засовывая их в карман шаровар.
  
   Вокруг нас стал собираться народ. Наша клоунада с семечками всем пришлась по душе, некоторые даже стали аплодировать. Поднявшись Витя досыпал спасенные семечки в свой кулек, отряхнул пыль с рубахи и шаровар и пошел прочь.
  
   Я не знал что делать. Хотел уже было плюнуть на все это и вернуться во двор, но вспомнив чем может закончиться для Вити поход в кино, поплелся за ним. Надо было выручать друга детства.
  А может взять и остановить его физически? Скрутить и тащить домой, как упрямую козу на веревке? - но посмотрев на широкие плечи моего друга, понял что это не выход из создавшегося положения. Витя выглядел сильнее меня и потом, я вспомнил, что он посещал секцию бокса. Все ребята в нашем классе боялись задирать его. Пришлось от плана "захвата" отказаться и действовать по обстоятельствам на месте.
  
  
  
  
  
   10.
  
  
   Несмотря на выходной билеты в кассе еще остались. Перед входом в кинотеатр Витька остановился и зашептал мне на ухо.
  - Ты иди первым, а я за тобой.
   Он боялся, что контролерша может обратить внимание на его оттопыренный карман с семечками. Я уже направился к дверям, но Витя
  вцепился за куртку сзади и потянул к себе.
  - Не торопись. Пусть набежит народу побольше. Тогда и пойдем.
   Выждав удобный момент, мы пристроились к очереди. Билетерша, отрывая "контроль" на билетах торопила зрителей:
  - Проходите быстрее в зал сейчас начнется журнал.
  
   Перед входом в зал на стенах висели фотографии знакомых актеров. Справа торговали сливочным мороженным. Продавщица ложкой захватывала мороженое из металлического цилиндра и накладывала его в вафельные стаканчики. Витя толкнул меня в бок, давая понять, что денег на мороженое - нет. Мы вошли в затемненный зал. Чтобы найти свои места,я приблизил билет к глазам и прочитал:
   Кинотеатр "Юность" розовый зал.
   Ряд 2 Место 15.
   ? 25850
   Цена билета 10 коп.
   Сохранять до конца сеанса.
  
   Маленький голубой кусочек бумаги с мелким шрифтом, вызвал у меня ностальгию. Витя толкнул меня в бок и зашептал:
  - Пошли на "камчатку".
   Так назывались места в конце зала. Он хотел затесаться среди взрослых. К ним билетерша не проявляла такого внимания как к детям. Да и грызть семечки там было безопаснее. Я попробовал отговорить его.
  - Витек, пошли сядем на наши места. Там смотреть лучше и никто не мешает, а на "камчатке" за головами ничего не видно.
  - Как хочешь. Я пошел, пока, - он стал пробираться через ноги сидящих на свободное место в последнем ряду.
  
   Мне ничего не оставалось как пойти на свое место. Едва я сел, как свет в зале медленно погас, на экране высветилась надпись "Новости дня", зазвучала до боли знакомая музыка, которая врезались в память на всю мою жизнь.
  
   Я с интересом смотрел на экран, где мелькали события шестидесятилетней давности:
   Тысячи москвичей на аэродроме в Тушино на празднике дня воздушного флота.
   Визит главы Ганы в СССР.
   Второй московский фестиваль.
   Приезд Юрия Гагарина в Лондон.
   Рекорд Валерия Брумеля 2 метра 24 сантиметра.
  
   События далекого прошлого и настоящего соединились во времени. От такой мысли у меня закружилась голова.
   После киножурнала медленно зажегся свет, и я увидел пробирающегося ко мне расстроенного Витю. Усевшись рядом, он оглянулся несколько раз назад.
  - Ты, почему вернулся? - спросил я.
  - Да... пришла парочка и турнула меня. - Потом он наклонился ко мне и прошептал на ухо:
  - Мне кажется билетерша засекла меня. Вон, вон видишь, встала у стенки и зырит на нас. Это была билетерша. Она стояла у стены и пристально смотрела в нашу сторону. На наше счастье свет медленно погас и билетершу не стало видно. Начался фильм.
  
   На экране появилась Леди с факелом - олицетворение Америки и студии Коламбия Пикчерс. Заиграла восточная музыка: Там-там-там. Тарам Там-там-там-там. Там-там-там. Тарам-там-там-там! На фоне хорошо стилизованной восточной музыки, чередовались сюжетные стоп кадры с ожидающими подвигами Синдбада. Вскоре появился и он сам. Капитан стоял за штурвалом шхуны, напряженно вглядываясь в туман. Много дней корабль блуждал в океане без запасов воды и продовольствия. Экипаж потерял всякую надежду на спасение. И вдруг впередсмотрящий закричал: "Земля!!!". Туман рассеялся, и показались очертания прибрежных скал острова циклопов.
  
   Фильм всех сразу захватил. Дети и взрослые бурно реагировали на разворачивающиеся события на экране. Когда из входа в пещеру, в виде огромного открытого рта, появился Циклоп, в зале наступила звенящая тишина. Витя от страха вдавился в кресло и медленно сполз на пол. Потом, высунув из под кресла голову, прижался ко мне и не отрываясь от экрана полез в карман за семечками. Я попытался вытащить его руку, но он отстранил ее. Увлеченный фильмом он забыл об осторожности. В спокойных сценах, в наступившей тишине зала, можно было услышать подозрительное щелканье.
  
   В один из таких моментов, я заметил слева от нас еле различимый в темноте зала силуэт билетерши. Она стояла у стены напротив и пристально наблюдала за нами.
  - Витя, тебя засекли, - прошептал я, не поворачивая головы от экрана.
   Витя скосил глаза в сторону и все понял. Билетерша жестом показала, чтобы он шел к ней. Витя сидел не шелохнувшись уставившись на экран. Тогда, билетерша решительно стала пробираться к нам. Я понял, что битву за Витю я проиграл. Мне не удалось остановить или хотя бы изменить предполагаемую ситуацию. Дальше все пошло по сценарию шестидесятилетной давности.
  
  - А ну поднимайся! Чего смотришь, бессовестный! - зашипела она на Витю.
   Сидящие рядом с нами зрители стали проявлять недовольство.
  - Живо вставай я тебе сказала, а то хуже будет!!! - рявкнула она, потянув Витю из кресла. Она схватила его за кофту и потащила через ноги сидящих к выходу.
  
   11.
  
  
   "Седьмое путешествие Синдбада" мне не удалось досмотреть опять. Посидев для приличия еще несколько минут, я тихо встал, вышел из зала и пошел выручать Витю.
  
   Хоть и прошло так много лет, но я вспомнил, где должен находиться кабинет директора кинотеатра. Я пошел по коридору и уперся в угловую дверь с надписью:
  
   Директор кинотеатра "Юность.
   Гришанин В.Я.
  
   Из кабинета доносился сердитый голос мужчины. Я был уверен, что он принадлежал дежурному милиционеру, а не директору. По крайней мере так было ТОГДА. Когда наступила тишина, я услышал плаксивый голос Витьки.
   Сделав несколько глубоких вдохов, я постучал. Дверь сразу же открылась. На пороге стояла билетерша.
  - Чего тебе, мальчик? - строго спросила она.
  - Здравствуйте, я хотел бы видеть моего друга Витю ...мы вместе сидели на втором ряду...помните?
   Она подозрительно окинула взглядом меня сверху вниз. Заметив оттопыренную на животе кофту, положила руку на мое плечо и громко произнесла:
  - Товарищ милиционер, тут к нам пришел ..э...сообщник, как я понимаю.
   Я, испугавшись сделал шаг назад, но билетерша крепко сжала пальцы на кофте.
  - Ведите его сюда, - раздался хрипловатый голос милиционера.
   Билетерша втолкнула меня в комнату и закрыла дверь.
  
   За большим директорским столом восседал милиционер. Напротив него на стуле сидел Витя. Он упирался руками в сиденье стула. Голова его была вдавлена в плечи, он скукожился и походил на потрепанную птицу. Он повернулся и удивленно посмотрел на меня.
  - Полина Сергеевна, подайте стул этому... храбрецу, - попросил милиционер билетершу.
  
   Я сел на предложенный мне стул рядом с Витей и с интересом уставился на блюстителя порядка. Он сильно отличался от наших полицейских и выглядел по-домашнему, будто зашел в гости к Полине Сергеевне попить чайку и случайно застал нас. Ему было лет сорок, но дослужился он только до капитана.
   Милиционер, послюнявив палец, открыл потертый планшет, вытащил из директорского стаканчика карандаш. Большим пальцем проверил его заточенность и только потом произнес:
  - Имя, фамилия! - Я про себя ухмыльнулся. Было ощущение, что я принимаю участие в сцене какого-то советского спектакля, зная заранее по роли чем все это закончится. Поэтому с удовольствием подыграл милиционеру.
  - Юра Кашкин, друг сидящего перед вами Вити Колупаева - спокойно сказал я.
  - Юра? Кашкин??? - хмыкнул он - и, строго посмотрел на Витю.
  - Стало быть, вы не только тезки, но и однофамильцы?! Интересненько получается. Выходит Витя, уже не Юра и не Кашкин, а...Ко-лу-па-ев!!! Так?!
  
   Я посмотрел на Витю и все понял. Он еще ниже вдавил голову в плечи. Его уши приняли оттенок варенной свеклы.
  - Ну и зачем же ты пришел, Юра Кашкин? Выручать друга? Да, кстати, - обратился он к билетерше. - Полина Сергеевна, этот храбрец тоже грыз семечки?!
  - Нет. Он сидел тихо и смотрел на экран. Грыз только этот - она указала пальцем на Витю.
  
   Капитан профессиональным взглядом обшарил меня с головы до ног.
  - А ну-ка, встань-ка, Юра - сказал он. Я встал. - Что это у тебя за пазухой топорщится? Семечки?
  - Нет. Это кубик, игрушка. Точнее головоломка! Подарок папы - сказал я как можно спокойнее. Мне не хотелось показывать кубик. Кто может знать, что взбредет в голову капитана. Я неохотно вытащил кубик из-за пазухи.
  - Подай-ка эту...головоломку сюда - он протянул руку.
  
   Я подошел к столу и положил кубик перед милиционером. Капитан взял осторожно кубик, покрутил в руках, поднес к уху и несколько раз потряс, потом потер пальцем гладкую поверхность маленьких квадратиков.
  - Хмм...и как же ты играешь... этой игрушкой? - подозрительно спросил он.
  - Кручу грани кубика - как можно равнодушнее сказал я. Мне хотелось ослабить его любопытство.
  - Просто крутишь, и все? - недоверчиво спросил милиционер.
  - Не просто, а сначала собираю сторону белого цвета, потом первый и второй слой, потом...- и тут я остановился, понимая, что ничего путного из моего объяснения не получится, кроме головной боли.
  - Показать можешь? - заинтересовано спросил капитан.
  
   Я взял кубик со стола. Собрать сторону белого цвета я мог бы за несколько секунд, но решил не делать этого. Поэтому растянул сборку на несколько минут. Милиционер вытянув шею внимательно наблюдал за манипуляциями моих пальцев. Ему не терпелось посмотреть, что у меня получится.
   Билетерша заинтересовалась моей игрушкой тоже. Она покинула свой пост у двери, встала за моей спиной и с любопытством наблюдала, что я делаю. Витя тоже придвинулся ко мне так близко, что я слышал его сопение.
  
   Собирать медленно было значительно труднее, чем я думал. От ежедневных тренировок пальцы так и норовили пустится в пляс и сдержать их было нелегко.
  - Ну вот, где-то так, - вяло произнес я. - сторона белого цвета собрана.
  - А ну-ка, покажи, посмотрим, что ты тут натворил, - капитан посмотрел на собранную сторону. Повертев кубик спросил:
  - И какой... следующий цвет надо собрать?
   Я вздохнул, мне не хотелось продолжать этот ликбез. Я прекрасно знал, что с первого раза еще никому не удавалось этого сделать. Нужны ежедневные тренировки и усидчивость.
  - Вообще то по цветам эту головоломку не собирают. После белого надо перейти на сборку слоев, хотя при желании можно собрать любой цвет, но при этом предыдущий будет разрушен.
  
   У меня мелькнула в голове мысль. " Пусть капитан сам попробует собрать, помучается и может отстанет."
  - Товарищ капитан вы попробуйте собрать белый цвет сами. Это не так сложно как кажется. - Я протянул кубик милиционеру.
  
   Глядя на сосредоточенное лицо милиционера, я вспомнил одну забавную заметку в журнале. Британские психологи дали кубик Рубика человекообразным обезьянам. Шимпанзе на первой стадии с большим интересом отнеслись к игрушке. Потом стали беспокоиться. Беспокойство перешло в волнение. Волнение в отчаяние. Отчаяние перешло в агрессию. Одна из обезьян выбросила кубик, а другая разломала его на мелкие кусочки. Как бы эта затея с обучением капитана не вышла мне боком.
   Блюститель порядка серьезно отнесся к сборке. Он снял фуражку и отложил ее в сторону. Уселся поудобнее и стал крутить грани. Прошло минут пять, он так увлекся сборкой, что позабыл, зачем пришел сюда. Вдруг он остановился и сказал:
  - Вот те на! А почему опять все перемешалось?
   Я промолчал, помня, что молчание золото.
   Капитан нервно завертел грани кубика опять.
  - Что за черт, никак не собираются вместе! - он отстранено посмотрел на меня, потом на Витю. Вытащил из кармана платок и вытер потный лоб.
  - Ладно, забирай свою... дурацкую игрушку - раздраженно сказал он, - И как у тебя терпения хватает собирать эту...эту... головоломку!
   Я быстро сунул кубик за пазуху.
   Расстроенный капитан опять вытер пот со лба, потом тем же платком протер кожаную прокладку внутри фуражки. Надел ее на голову, поправил и посмотрел на нас.
  - Вообщем так, - заключил он. - Ты... Кулибин, - он ткнул в меня пальцем, можешь идти, со своей...этой игрушкой. А вот с тобой Витя...Колупаев у меня будет серьезный разговор... и не здесь! Я забираю тебя в отделение милиции!!! Понял?!
  - За что?! - плаксивым голосом захныкал Витя.
  - За то! За что? Он еще спрашивает!!! - капитан встал и заходил по кабинету.
  - И как хватает наглости спрашивать еще?!, За Чт-о-о-о! Кто грыз семечки? Я? Или..или Полина Сергеевна? Кто врал здесь ...блюстителю порядка при исполнении его непосредственных обязанностей!? А? Ты, что думаешь, если ты соврал мне, то я не нашел бы тебя? Врешь! Капитана Полушкина не обманешь. Он не таких на чистую воду выводил. Так что вставай и фьють ...давай пошел на выход!
  
   Витя встал, по щекам его текли ручьями слезы.
  - А ну-ка подошел к урне, - скомандовал милиционер. - Высыпай семечки туда!
   Витя послушно опустошил карманы. Я стоял в стороне и с удивлением смотрел на раздухорившегося капитана. Видно моя головоломка на него сильно подействовала. Мне стало жалко Витю, и хоть он предал меня назвавшись моим именем, я не держал на него зла. Надо уметь прощать и знать когда и как помочь другу детства. Я решил, что это время настало.
  
  - Товарищ, капитан, - сказал я как можно суровее, - вам не кажется, что вы превышаете свои полномочия!? Так не должен себя вести ... советский блюститель порядка!
   Милиционер остолбенел и уставился на меня.
  - Что, что, что? Что ты сказал?
  - Советский милиционер обязан быть мудрым и вести воспитательно- профилактическую работу с малолетним нарушителем, коим является Виктор Колупаев. - продолжил я как ни в чем не бывало. - Если вы помните, а я думаю, вы должны это помнить и знать. Одним из пяти принципов системы Антона Семеновича Макаренко был принцип трудового воспитания. Да, Витя совершил недостойный октябренка поступок и за это должен понести заслуженное наказание... в виде трудотерапии. Товарищ капитан, - перешел я уже на просительный тон, - Витя и...я, который присутствовал при нарушении общественного порядка, готовы понести заслуженное наказание и под чутким руководством Полины Сергеевны готовы взять в руки щетки и подмести не только Розовый и Зеленый залы, но и фойе кинотеатра "Юность".
  
   Капитан Полушкин стоял в той же позе с открытым ртом, удивленно глядя на меня. Потом, как после большого разноса от начальства, расправил гимнастерку, поправил фуражку, подошел ко мне и трясущейся рукой потрепал по голове.
  - Вот, смотри, Сергеевна, какое грамотное поколение растет у нас! А? Да с таким поколением мы построим Коммунизм не восьмидесятом а... в семидесятом году! Ну, что дадим им по метелке, а? - обратился он опять к билетерше. - Даешь трудотерапию?!
  - Дэк...не знаю, Петр Иванович, - растерянно залепетала билетерша. - Следующий сеанс на подходе. Управятся ли они за 15 минут? И ...потом надо еще людей рассадить по местам - сказала она уже более спокойно.
  - Управятся! Такие шустрые ребята, да не управятся? Такого не может быть! Правильно я говорю, Юра Кашкин?
   -Так точно, товарищ капитан!
  - Управитесь за пятнадцать минут?
  - Управимся за десять, товарищ капитан! - бодро сказал я.
  - Вот это ответ. Молодцом! Приятно слышать. Ну, а теперь вы поступаете в распоряжение Полины Сергеевны. Кругом! На позицию, шагом марш!- скомандовал он.
  
   Мы вышли из кабинета. Полина Сергеевна провела нас по
  коридору в подсобку. Выдала две щетки, один совок и пластмассовое ведро.
   - Работать надо быстро. - строго сказала она. - Ты, она ткнула на Витю, подметаешь с 1 по 10 ряд, А ты, Юра с 10 ряда и дальше. - Если все ясно, то приступайте.
  
   Мы пошли в зал и принялись за работу. Витя с первых пяти рядов намел огромную кучу мусора. Мне досталась территория почище. На трудотерапию мы потратили десять минут. Мусор вывалили в бак стоящий у входа. Инструменты оставили у двери в подсобку и пошли к выходу.
   Полина Сергеевна стояла на входе в фойе кинотеатра и отрывала контроль на билетах. Мы незаметно проскользнули мимо билетерши и вышли наружу.
  
   На улице по прежнему светило ласковое сентябрьское солнце. Я посмотрел на хмурого Витю. Было видно что разговаривать со мной он был не расположен. Скорее всего ему было стыдно что струсил и назвался моим именем, а может он переживал, что кино не досмотрел и два стакана вкусных семечек потерял. Об этом я не успел расспросить его.
   У самого дома Витя незаметно исчез.
  
  
  
   12.
  
  
  
  На скамейки у первого подъезда сидел виснуштачий мальчик моего возраста. Присмотревшись, я узнал в нем моего закадычного друга Генку Степочкина. Ошибки не могло быть, поэтому я смело обратился к нему.
  - Привет, Генк! Че нос повесил?
  Генка хотел ответить, но вместо этого кивком головы указал на группу ребят стоящих недалеко от трансформаторных будок.
  - Играть не принимают?- участливо спросил я.
  - Базиль...гад...отнял папкин Орден, - выдавил с трудом Генка и разревелся.
  
  Базиль был хорошо мне знаком. Он был главной головной болью нашего двора. Настоящее имя переростка было Васька. Фамилия редкая - Посуэло. Жил он в угловом подъезде на втором этаже. Родителей у него не было. Воспитывал его дядя, капитан дальнего плавания. Когда он уезжал на длительный срок, Васька пускался во все тяжкие: пил, курил, встречался с местной шпаной. Иногда он пропадал на несколько дней из поля зрения, и его никто не видел во дворе. Возвращался злым и агрессивным и часто поколачивал малашню.
  
  - Что так просто подошел и отнял Орден? - спросил я.
  - Не просто. Мы играли в бебешки и я проигрался. Базиль предложил сыграть еще раз. Он поставит на кон все бебешки и три свинцовых биты, а от меня потребовал то, что у меня находится в кармане.
  - Орден?
  - Да.
  - И ты согласился?
  - Нет, конечно. Я отказался. Тогда он дал мне два сильных щелбана, повалил на землю и силой вытащил из кармана Орден. - Генка опять захлюпал.
  - Откуда Базиль узнал про Орден? Ты ему показывал его?
  - Ему нет. Только Кузе и Тюле, а Базиль сидел в беседке и бренчал на гитаре. Наверно он видел как я положил Орден в карман.
  
  Мне было жалко не Генку, а Орден. Его отец кровь проливал, рисковал своей жизнью, а какой-то блатняк силой присвоил его себе. Надо было как-то восстанавливать справедливость. Раньше я бы даже и не помышлял об этом, но теперь в моем необычном положении вдруг почувствовал себя дворовым Робин Гудом. Физически я был таким же хилым и слабым как и Генка. О том, чтобы силой отнять у Базиля Орден и вернуть Генке, не могло быть и речи, но у меня был богатый житейский опыт пожилого человека. Вот этим "оружием" я и решил действовать.
  
  Я посмотрел в сторону трансформаторных будок.
  - Кто там? - спросил я как можно безразличнее.
  - Димыч с Вовкой, Валька и Шурка с младшим братом.
   Троих я помнил хорошо, братьев нет.
  - Ладно, Генка, ты сиди здесь, а я пойду к ребятам...и попробую помочь тебе! Попытка не пытка, а вдруг и отобью твой Орден, а?
  
  Генка перестал плакать и посмотрел на меня как на сумасшедшего. Думаю таким смелым и рассудительным, по-взрослому, он меня никогда еще не видел. Я встал со скамейки, убедился что кубик на месте подтянул повыше шаровары и направился к ребятам.
  
  В нашем просторном дворе было три места, где детворе запрещалось играть. Первым местом был пятачок в центре двора между карагачами, там между деревьями женщины нашего двора сушили белье на веревках. Вторым - территория прилегающая к столу доминошников от которых нам доставалось больше, чем от женщин. Третьем - две гудящих трансформаторных будки прилегающие одной стороной к гаражу, другой - к забору детского сада.
  На кирпичной стене каждой из будок висела желтая дощечка с изображением черепа с костями и надпись:
   "Опасная зона.
   Не подходи-убьет!"
  
  Предупреждающая надпись и страшное гудение трансформаторов внушало страх всей ребятне нашего двора. Матери строго на строго запрещали своим чадам приближаться к будкам. Если же случалось кому-то идти в ту сторону, то выбирали окружной путь. Конечно, были среди нас и храбрецы, кто пересекал запретную пятиметровую черту и подходил вплотную к рычащим трансформаторам. Делали они это с определенной целью. Дело в том, что между будками проходила узкая тропинка шириной в метра полтра. Тропинка шла под уклон до углубления, в котором скапливалась дождевая вода смешанная с грязью и мелкими камнями. От середины, под острым углом, она поднималась вверх, упираясь в забор детского сада. У стенок с двух сторон росли гигантские поганки. Они то и привлекали внимание храбрецов. Игра называлась "Тир". Смельчаки набивали карманы мелкими камушками и шли к трансформаторным будкам. Выигрывал тот, кто сбивал больше поганок.
  
  Ребята стояли недалеко от будок и о чем-то спорили. Подойдя к ним ближе я услышал:
  - Ты забил мяч в "зону", Базиль, ты и лезь туда. - Это говорил Вовка, мой одноклассник. Мы с ним сидели за одной партой до пятого класса.
  - За поклеп щас в лоб получишь! - угрожающе сказал Базиль.
  Вовка замолчал, зная что у него не задержится.
  - Ну, че притихли? Кто полезет за мячом?
  Ребята, увидев меня обрадовались. Базиль давно враждовал со мной и при каждом удобном случае отвешивал мне подзатыльники.
  - Во, еще один "храбрец" приперся. Явился не запылился. Может ты полезешь за мячом?
  Я непонимающе посмотрел на Вовку.
  - Мы играли в "стеночку" новым Диминым мячом, а тут... этот...игруля приперся. - затараторил он. Базиль двинулся на Вовку, который быстро скрылся за спинами ребят.
  - Щас добакланишься, козел. Схлопочешь по ушам.
  - А че, не правда что ль? Хотел отжать мой мяч. Вот и запулил его в зону - заступился за Вовку Димка.
  - Ша, мелюзга! - возвысил голос Базиль. - Раскудахтались тут. Последний раз спрашиваю, кто полезет в зону за мячом?!
  
   Рисковать жизнью из-за мяча никому не хотелось. Даже хозяину мяча.
  - Я вижу храбрецов нет, - усмехнулся Базиль. - Ладно ребзя. Пойдем другим путем. Как насчет ИНТЕРЕСА, Вавок? Да выходи, не прячься, не трону.
  Вовка вышел из-за спин ребят.
  - Какого интереса? Объясни.
   Базиль достал папиросу, прикурил, глубоко затянулся и выдохнул дым в сторону ребят. Смачно сплюнул и продолжил.
  - А ИНТЕРЕС такой, братва. Тот, кто достанет мяч... из "зоны", получит приз - теннисную ракетку! - он с ухмылкой посмотрел на нас. - Димыч, че молчишь? Мяч-то твой. Тебе и карты в руки.
  - Теннисную ракетку? Которую ты проиграл Мишке Субботе вчера? Думаешь мы лопухи, Базиль, и ничего не знаем?- сказал зло Димыч.
  Базиль вытащил папиросу изо рта и деланно заржал.
   - Ладно, пацаны, без обид. Это была шутка, - сказал он миролюбиво. - А вот сейчас говорю без балды. - Он выдержал небольшую паузу и продолжил:
  - Короче, вот мое предложение. Тот кто вытащит мяч из зоны, будет награжден за храбрость Орденом Красного знамени!
  Я понял, что пришло время вступать в игру.
  - Тюльку гонишь, Базиль, - сказал я.
  Улыбку у него сдуло в миг. Не дав ему опомниться, я продолжил:
  - Ты покажи сначала Орден, а уж потом баклань.
  - А ты следи за базаром, умник, а то красными соплями умоешься, - пригрозил мне Базиль.
  - Покажи сначала Орден, тогда и говорить будем, - твердо сказал я.
  
  Базиль растерялся. Глазки его забегали. Он сжал кулаки и угрожающе пошел на меня, но остановился, видя, что ребята, не сговариваясь, придвинулись вплотную ко мне. Базиль сунул руку в карман. Мы замерли, зная что он носит нож.
   Постояв несколько минут молча, он вытащил руку из кармана и со словами: "На, зырь, морда"- сунул мне под нос Орден.
  Я протянул руку, чтобы взять его.
  - Смотри так, и не лапай!
  - Ребят, - сказал я громко обращаясь ко всем. - а Базиль - то оказывается - трус, он боится дать мне Орден в руки, потому что он не настоящий! От этих слов Базиль совсем озверел.
  - Орден ненастоящий?! Да на, на зырь, - закричал он и с силой сунул в мою ладонь Орден.- Ненастоящий...сам ты.... ненастоящий!
  "Вот тут ты абсолютно прав. Попал прямо в десятку," - подумал я.
  
  Ко мне подошли ребята и стали с интересом рассматривать Красную звезду.
   В середине ордена был изображен красноармеец в шинели с винтовкой в руках. На обратной стороне нарезной штифт с гайкой и номер. Сомнений не было. Орден Красной Звезды был настоящим, и я был единственный, кто знал кому он принадлежит.
  - Орден настоящий, - успокоил я ребят. - И номер есть на обратной стороне.
  
  Я вернул Орден Базилю. Притихшие ребята со страхом и жалостью смотрели на меня.
  - Дайте ходу пароходу - отойти на пять шагов! Давай храбрец, прощайся с братвой и иди. Больше они тебя не увидят, - сострил Базиль.
  Я незаметно вытащил кубик из-за пазухи и сунул его Вовке, шепнув на ухо:
  - Спрячь и никому не показывай. Когда вернусь, отдашь.
  
  Расправив кофту я пошел к гудящим будкам. Не доходя метра до тропинки, остановился.
  - Ну, что, герой? Струсил? Отход! Куриный помет!
  Зная коварство Базиля, я повернулся ко всем и сказал.
  - Эй, Базиль! Прежде чем я пойду в зону, мне хотелось бы еще раз услышать от тебя твою заяву и...клятвенное обещание.
  Базиль не ожидал такого поворота. Он был уверен, что я струшу и пойду на попятную. Все ждали.
  - Без базара. Базиль свое слово держит. Могу повторить.
  "Если, Каша достанет мяч из "зоны", я...лично... вручу ему Орден Красного звезды... за храбрость! - немного подождав, добавил со смехом. - Посмертно!!! Ну, что доволен?
  - Доволен, - отозвался я и продолжил путь. Трансформаторный гул, отражаясь от кирпичных стенок, усилился в несколько раз.
  
  В отличии от ребят я знал, что мой героический поступок не представляет никакого риска для жизни. Во-первых, трансформаторное гудение может действовать на психику человека, если он живет долгое время вблизи с трансформаторной будкой. Во-вторых, электромагнитное поле опасно при дожде или мокрой погоде. Конечно, везде нужна осторожность. Поэтому прежде чем безопасно пройти по узкому коридору между двух будок, надо внимательно осмотреть тропу.
  
  Спуск и подъем были сухими, а вот в середине коридора, где лежал мяч, скопилась грязная вода. Вот там надо быть очень осторожным и не касаться кирпичных стен.
   Я сделал несколько глубоких вдохов и выдохов, театрально помахал всем рукой и запел первую пришедшую на ум песню:
  
   Я из пушки в небо уйду,
   Диги-диги-ду, диги-диги-ду!
   Я из пушки в небо уйду,
   В небо уйду!
   Диги-диги-ду, диги-диги-ду!
   В зону иду!
  
  После последних слов, согнув ноги в коленях и придав телу устойчивость я приготовился спускаться. Стоило мне вступить на тропу, как уши сразу же заложило от гула трансформаторов. В нос ударил запах гнили и женного провода. Находясь в нескольких метрах от мяча, кеды заскользили и я, как по льду, съехал в углубление. Ноги по щиколотку оказались в вонючей жиже.
  Ушные перепонки вибрировали от гула, чтобы не оглохнуть, надо было быстро выбираться из кирпичного пенала.
  
  Я брезгливо выудил мяч из жижи, очистил его от прилипших поганок. Посмотрел на крутой подъем впереди, который мне предстояло преодолеть. Осторожно вытащил из грязной лужи правую ступню и замер в позе цапли, наблюдая как жижа медленно вытекает из моего кеда. Выждав несколько секунд, осторожно поставил ступню на землю, но она тут же соскользнула вниз и вернулась в исходное положение, подняв небольшой фонтанчик грязи.
  Меня это озадачило. Я решил использовать пологий склон по которому я пришел сюда. Развернувшись на 180 градусов посмотрел наверх. От сухой части тропинки по которой я спускался шел свежий след от моих кед похожий на колею. "Тормозной путь", если можно было так назвать мое скольжение вниз, был длиннее крутого подъема раза в два.
  "Назад пути тоже нет", - подумал я.
  
  Вдруг сквозь трансформаторный гул до меня донесся едва слышимый крик:
  Ю-ю-ю-р-к-а-а-а....т-ы-ы жи-во-о-о-й...- это был Вовкин голос.
  Надо было успокоить друга. Кричать бесполезно, вряд ли он услышит мой голос. Звук уйдет в стены. А что, если ответить свистом?
  Свистеть меня научил один голубятник. Я набрал воздух и дунул что было мочи. Сквозь гул я услышал свист. Потом свистнул еще несколько раз и прислушался. Кто-то ответил мне одним коротким.
  
  Это меня успокоило. Значит, услышали и ждут моего возвращения.
  Теперь надо придумать как мне преодолеть четырех метровый участок крутого подъема. Скользкая часть была в пределах двух метров, дальше было сухо.
  
  Прежде всего мне нужно избавиться от мяча, чтобы освободить руки.
   Я посмотрел наверх. Между стенами будки и забором был узкая полоса земли поросшая травой. Вот туда-то и надо было забросить мяч.
  В баскетбол я играл неплохо. Поэтому это заняло не так много времени. Когда мяч спокойненько лежал наверху дожидаясь меня, я стал искать способ как преодолеть скользкий участок подъема.
  Я вспомнил о камнях под ногами. Присев, чтобы не замочить верхнюю часть шаровар, опустил руки в грязную жижу и стал ими шарить по дну. Камней оказалось больше, чем я думал. Я расширил диапозон поиска и не зря. Моя ладонь наткнулась на что-то продолговатое. Вытащив руку из воды, увидел кусок отбитого кирпича, острый конец которого мог вполне сгодиться для втыкания в землю.
  
  И тут мне пришла в голову мысль: "А что если вытаскивать мелкие камни из воды, укладывать их на скользкую участок земли и утрамбовывать." Я тут же приступил к осуществлению этого плана.
  
  Дело пошло быстро. Там где должна была стоять моя нога, накладывал камни и вдавливал их в землю. Когда большая часть каменной дорожки была готова, меня ждал новый сюрприз. Ладонь уперлось во что-то железное. Я вытащил из воды длинный ржавый гвоздь изогнутый на конце. Приглядевшись я понял - это был гвоздь от самодельного пугача. Видно кто-то из "стрелков" использовал его в качестве камня.
   Острый обломок кирпича и ржавый гвоздь должны были облегчить мое восхождение. Так оно и случилось. Через несколько минут я уже вступил на сухую часть тропинки. Еще несколько шагов и я стоял у мяча. От напряжения сильно тряслись руки и ноги, но в общем я был доволен своей работой. Мяч у меня в руках. Пора было идти за получением Ордена. Мне не терпелось посмотреть на физиономию Базиля.
  
  Увидев меня, ребята бросились ко мне, каждый норовил пожать руку или обнять. Базиль стоял в стороне и ухмылялся.
  - Димка, держи свой мяч.
  Я подошел к Базилю.
  - Давай, Базиль, вручай Орденом Красной звезды за храбрость!
  Базиль достал из кармана Орден и швырнул мне под ноги.
  - Получай! Я свое слово держу! Смотри не упади, когда будешь поднимать звезду, герой!
  
  Он был прав. Мои ноги продолжали еще трястись. Я поднял Красную звезду, вытер о кофту. Сунул в карман шаровар. Гордость распирала меня. Еще бы, ведь я не только достал Димкин мяч из "зоны", но и утер нос Базилю. Это дорогого стоило.
  - Каша, ты Орден далеко не прячь. Тебе свезло сегодня, а завтра...завтра глядишь, и мне подфартит, - сказал Базиль и блатной походкой пошел к беседке.
  Ребята заулюлюкали ему вслед, но он не обернулся.
  - Страшно в "зоне" было? - спросил Вовка.
  - Не столько страшно как шумно и грязно, - ответил я.
  Ребятам мой ответ понравился, они засмеялись.
  - Классно ты заляпался, - сказал Димка, глядя на мои черные от грязи кеды и шаровары. - Как ты теперь домой пойдешь?
  - Юрка, айда ко мне! Помоешься. У меня дома никого нет. Мамка на даче. Вернется вечером. Отец на работе.
  - Так сегодня воскресенье, никто же не работает. - удивился я.
  - По выходным папка сверхурочно работает.
  - Понятно. Ну, если так, то пошли.
  - С Орденом то что будешь делать? - спросил Димка.
  - Отдам хозяину. Я знаю чей это орден. Пока ребята.
   Подходя к подъезду я сказал:
  - Вовк ты иди, я тебя догоню.
  
  Генка по-прежнему сидел на скамейке.
  - Ну, что отбил? - с надеждой спросил он.
  - Отбил. На получай! - я протянул Красную Звезду.
  Генка взял Орден и посмотрел в сторону беседки. Базиль сидел к нам спиной и курил. Я хотел уже уходить, но почему то вспомнил Генкина отца. Он был инвалидом. Сказалась контузия полученная на войне.
  - Генк, а ты знаешь, что Орден Красный Звезды вручали самым храбрым солдатам?
  - Нет, не знал.
  - Его давали тому, кого представляли к Герою Советского Союза!
  Генка опустив голову молчал.
  - Ладно, я пошел.
  - Юрк, - окликнул меня он, - помнишь ты как-то просил у меня набор "олимпийских марок?"
  Конечно, я не помнил этого, но, чтобы не обидеть Генку, кивнул головой.
  - Я тебе их принесу в школу.
  - Ладно, пока.
  -До завтра, - крикнул Генка и побежал домой, придерживая правой рукой карман с Орденом.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"