Felicata: другие произведения.

Нереальная новелла 2016. Обзор финалистов

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс "Мир боевых искусств. Wuxia" Переводы на Amazon!
Конкурсы романов на Author.Today
Конкурс Наследница на ПродаМан

Устали от серых будней?
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Диктор озвучит книги за 42 рубля
Peклaмa
 Ваша оценка:


  
   Тема в этот раз настолько интересна, что для рассказов можно предсказать только два крайних варианта развития судьбы: "тема не раскрыта - удар мимо" и "ох, как же берет за душу".
   Среди финалистов, к величайшему моему удовольствию, все оказались цепляющими. Возможно, именно благодаря теме, справиться с которой нелегко, но уж если получается, то произведение заслуживает внимание.
   И так как недостатков, кроме стилистических погрешностей и легких корявок, я особенно не вижу, оценки расставлю больше по личным читательским предпочтениям: кто сильнее всколыхнул, разбередил, расстроил, запомнился, у того и выше.
  
   Время остановилось
   Прекрасный, тягучий стиль, объемные образы. Знаний первоисточников (Макиавелли и Мальтуса) мне катастрофически не хватает, поэтому и аннотация, и эпиграф с цитатой, дают ту самую необходимую подсказку, благодаря которой кое-что все-таки вспоминается и к рассказу удается подойти с нужного ракурса, странный мир и странные поступки обретают смысл.
   Что не нравится, так это подача через "объяснялку". Без бесед, без разговоров все равно не обойтись, но когда фокальный персонаж упирается в того, что сейчас ему все расскажет, пояснит про уровни и инициацию, это не очень хорошо. Здесь, правда, далее идет еще один переворот, выяснен не отнимает лишние знаки, так что нестрашно.
  
   Оберег Людвига или акулий пир
  
   Морская байка распадается на несколько историй: жизнь самого немца (как его только ни мотало), спасение, получение оберега от Марии, кульминационное сражение с акульим племенем. Стиль витиеват и местами тяжел, события увязаны гладко, соединения последовательны: и в самом деле имитация речи рассказчика.
   Придирка: пунктуация ой-ой.
  
   Община
   Этот рассказ реально страшно читать было, мороз пробирал по коже все время. В напряжении держат события, происходящие в описываемое время, еще тяжелее оказывается то, что пережил герой в прошлом (даже больше моральные терзания в плену), ну а надвигающаяся схватка предвещает нечто еще более кровавое. Тронуло почти все: и персонажи, нарочито простые, но хорошие люди, и связь с волками, и отчаянная решимость.
  
   Будь человеком!
   Классическая подача: неторопливый диалог с таинственным незнакомцем, во время которого мы узнаем о странном мире, где все происходит наоборот, а заодно разгадываем загадку, в чем связь персонажей.
   Первая часть рассказа и финал показались сильнее середины. Хотя, там, в середине, картошка по-флотски была, описание процесса приготовления которой просто волшебное, да и прочие бытовые детали... Все мелочи, касающиеся процессов здесь и сейчас: еда, предметы, движение - настоящее, выпуклое, даже не хочется отрываться от этого, чтобы услышать о ином мире.
  
   Заговор одиночек
   За что повысила баллы: за легкость, с которой удалось прослушать этой космооперу; за теория белошвеек и связь со "скатертью-дорога", за многомерность рукоделия, за постоянную игру с пояснениями моды на имена, за легкую горчинку. И еще этот рассказ теплый и светлый.
  
   Убийство на улице Речной
   Показался затянутым. Я наслаждалась деревенскими пейзажами, репликами, картинками двором и внутреннего убранства, полностью была погружена в деревенский детектив, но к финалу интерес несколько увял. И в развязке есть что-то неприятное такое: то ли жалко немолодых сельских дам, то ли с главным героем (убитым) нехорошо поступили.
  
  
   Шойо
   Захотелось увидеть, что же за мастерские пионы получались у Симочки.
   Тоже рассказ с вкладышами: мучительно существование пары, одиночная точка Симочки, пробуждения-воспоминания и прорывающиеся временами свежие брызги. Где и какой мир существует (существовал), героям так и не узнать. Комната, в которой есть все, или мир, в котором все организовано для счастья человека, мы в любом случае видим вселенную-ограничение, в которой "не под седлом и без узды" отсутствует полностью.
  
  
   Водяной
   Восхищаюсь дотошностью, с которой описаны попытки Славы спастись. Жажда жизни, хладнокровие, не подпускающие отчаяние до последнего мига, увлекают и затягивают. С технической стороны рассказ исполнен хорошо.
   С этической же... наверное, все это так и было задумано? Сначала мне было трудно привыкнуть к героям - они все делали не так, как мне (читателю) нравится, и я за это на них злилась, хоть и понимала, что все люди разные. Приехали к какой-то мусорке с твердыми намерениями еще больше намусорить, и все у них магазинное: уголь, жидкость для розжига, нарезка (вот чего тогда радуются, что удается часто встречаться, несмотря на занятость?), ведут себя грубовато, шутят плоско (водяного помянуть перед погружением - да за такое балагура на месте топить надо), сертификат дайвера экстерном тоже имеет право быть, но тут же надо хоть какой-то отчет отдавать себе о степени риска? Без определенного числа погружений в открытой воде, без тренировок в бассейне, без - что самое главное - напарника! С наспех приобретенным оборудованием, Славка - чистый самоубийца. И вот я читаю, понимаю, что все обстоятельства сложены специально, что гнусное поведение парочки за его спиной тоже вполне себе нормальное явление, но как же неприятно и гаденько.
   Оценен будет высоко.
  
  
  
   Продавец возраста
   Схема нередкая: трудности - соблазн - осознание сильной переплаты - отказ от благ. Особенность: тот самый элемент, который был изъят, в данном случае первая пятерка. Нечто трогательное, нежное из детства. И хоть герой уже приличного возраста, а по биологическим показателям и того старше, он все еще остается маминым сыночком, сохранившим где-то внутри себя память о школьной радости. В этом-то маленьком состоянии счастья и есть фантэлемент, придающий новелле нереальность, а вовсе не в генетической модификации. И хоть в отдельных местах текста есть некая вторичность, рассказ этот ложится в мое настроение и мировосприятие, поэтому понравился.
   Пометка. "А ведь я когда-то влюбился именно в эту родинку! Правда тогда вместе с хозяйкой она весила всего пятьдесят килограмм. А теперь спит отдельно, в дочкиной комнате". Родинка спит в дочкиной комнате? %
  
  
   Бенефис
   Я заблудилась, запуталась и потерялась. Не могу выпутаться и разобраться: мне не хватает знания материала, нет настройки на авторский слог. Мое впечатление от рассказа можно описать цитатой из него же, пусть и не подходящей дословно, но попадающей в настроение: "Не нравится мне сценарий, вот в чём дело. Особенно последняя сцена, где я кладу пятерых... Ну ладно премьера грохнуть - заслужил. Герой убил злодея - это я понимаю. Или злодей убил героя - тоже вариант".
  
   Милорд
   Яркий образец того, как красиво можно написать о грустном. Витиеватый слог с умеренными вкраплениями иностранщины, тонко подмеченные черточки быта - страстные, жадные, неуемные, с осязаемыми метафорами и точными описаниями. И сквозит тоска, но она этакая залихватская, как и образ города, как и образ Земли.
  
   Карамбо
  
   Прелестная провинциальная история с мотивами из Великого Гусляра, с почти библейскими спорами, с моралью, с любовью, с воздаянием за прошлые грехи, с верой в людей и с хорошими персонажами. Улыбка, надежда.
  
   Свобода или...
   Еще одна удачная реализация подачи почти через одни только диалоги.
   Живые интересные люди, необычные взгляды. Ситуация с нападением псевдодобреньких инопланетян заезженная и плоская, зато решена нестандартно. Удачная концовка, полуоткрытый финал, да? Все-таки оно пришло, оно плохо, но, может, всего лишь закат, хотя это вряд ли.
  
   Пометка
   "А ведь за этот месяц я пожил хоть как человек, понимаешь? Ведь крутился всю жизнь, блин - работа в цехе - дом - сын пятилетний - жена - работа - дом - работа - пиво..". У него всю его жизнь сын так и был пятилетним?
  
  
  
     Particula Mentis
  
   Записала в файл с обзором название рассказа и автоматически выделила его курсивом, раз уж латынь.
   Оценка от меня будет высокая: твердая социальная НФ, честный фантэлемент с валютой в частицах ума (хотя какая ж это связь с умом, если упор идет больше на послушание и верность идеологии?), органично существующий в своем мире: дитя четко структурированного и классифицированного общества, которое даже ради желанной игрушки (красивой девушки) не отступит от установленных правил.
   Вопрос: а как при чтении рассказа вслух произносить РМ? Пэ-Эм или Эр-эм? До расшифровки заглавия в тексте происходит немало событий, я упорно читала буквы как славянские.
  
   Пейзаж без рамы
   Картинка, в которую можно провалиться и исчезнуть. Здесь, снаружи, остается то, что потерять не то чтобы не жалко, а от чего, напротив, следует избавиться.
  
  
   Смешные люди
  
   Это скорее не смешные люди, а грустный умирающий город. Рассказ красивый, с приятным стилем: мягким, ненавязчивым, образным. Персонажи реалистичные, отторжения не вызывают, даже когда совершают не самые правильные поступки: уезжают, обманывают, изменяют. Именно эти недостатки жителей и позволяют существовать городу, неважно, в каком времени и с какими обстоятельствами.
  
  
   Театр и мир
  
   Еще один рассказ со сменой декораций, которые я обожаю. Миры разные, а актеры одни и те же. И пьеса, которую они играют, бессмертна. И трактовка этой пьесы может быть различной даже для одних и тех же зрителей - зритель начинает меняться уже по мере просмотра спектакля.
  
   Гул затих
   Наивысшая оценка от меня и громкие продолжительные аплодисменты. Ну и искупать в овациях зал, состоящий из меня-зрителей, вполне даже может. Накал эмоций, композиционное построение, стиль - отлично. Ничего лишнего, только талант ГЕ, талантище Милены и любовь...
  
  
  
   Вероятности
   Грустный постапокалипок с деградирующими личностями. Речь персонажей натуральная, черный юморок сообразно уровню персонажей, сюжет активный.
   Шутка с вероятностями на уровне "долбанет-не-долбанет" понравилась, но больше всего меня задела (запомнилась, отпечаталась) другая деталь: возраст героев. В обстоятельствах, не сулящих особого выбора, подобные вопросы значения не имеют, прямо как у животных, а вот "после мытья" кое-что проясняется: разница героев в возрасте объясняет их поведение, делает картинку завершенной. Мне понравилось.
  
   Воскрешение Лазаря
   Здесь в качестве своего мнения мне тоже хотелось бы процитировать героиню "человекоподобные монстры - немножачко перебор".
   Фантастически красивый стиль, образы, негритянки, книги, цвета, картины - смена чудесных сцен, исполненных в затейливом, аккуратном стиле.
   Идеологически не тронула, переживаний не вызвало.
  
   Артемида
   Все поперек моей души. Неприятный главный герой, ужасные метафоры в описании его жены и дочери, невероятно пошлая соблазнительница, вождение машины в состоянии алкогольного опьянения (бар с друзьями - кино - доставка тещи до дома).
   Но это цельное, качественное, достойное произведение
  
   Свободен
   Грустно и о настоящей любви. Единственное, что показалось перебором - упор на борщ и рубашки. В остальных деталях рассказ свежий и яркий, а борщ - уж настолько замыленный штамп, что вызывает странную реакцию одним своим упоминанием (а в этом рассказе их несколько).
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Eo-one "Зимы"(Постапокалипсис) Т.Рем "Призванная быть любимой – 3. Раскрыть крылья"(Любовное фэнтези) Е.Азарова "Его снежная ведьма"(Любовное фэнтези) Д.Игнис "Безудержный ураган 2"(Уся (Wuxia)) Н.Самсонова "Отбор не приговор"(Любовное фэнтези) Ю.Васильева "По ту сторону Стикса"(Антиутопия) О.Обская "Возмутительно желанна, или Соблазн Его Величества"(Любовное фэнтези) М.Юрий "Небесный Трон 1"(Уся (Wuxia)) М.Ртуть "Попала, или Муж под кроватью"(Любовное фэнтези) Ю.Резник "Семь"(Антиутопия)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"